fantlab ru

Все отзывы посетителя iwaluh

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Тим Леббон «Из теней»

iwaluh, 8 февраля 2019 г. 12:09

Книжные серии, основанные на популярных фильмах и/или сериалах, это, своего рода, лайфхак. Книги, хоть и не обречены на успех, но еще до выхода имеют огромную базу потенциальных читателей. Больше всех, конечно, отличились «Звёздные Войны«, но и «Чужие» не пасут задних. На волне рестарта и возобновленного интереса, продюсеры Вселенной «Чужих против Хищника» решили выдать новую, каноничную, трилогию (планетах LV178 и LV426), под общим названием «Из теней«, первым романом которой и является «Чужой: Из теней»

Сюжет: 2159-й год. Станция «Марион», находящаяся на орбите планеты LV178, теряет связь с горнодобывающим комплексом, расположенным на поверхности. Через некоторое время, экипажи дву шаттлов с шахтерами, «Самсон» и «Далайла», взлетевших с планеты и направляющихся к «Марион» на полной скорости, рапортуют о обнаружении неизвестной формы жизни. После чего, «Далайла», на полной скорости врезается в «Марион», сбивая станцию с орбиты и нанося ей повреждения, в результате которых гибнет капитан станции. В то же время «Самсон» успешно стыкуется, но команда станции, под командованием инженера Криса «Хупа» Хуппера, не открывают шаттл, чтоб не пустить существ на «Марион».

Через некоторое время, «Марион» засекает «Нарцис» — небольшое судно с одним человеком на борту. Пристыковав судно, команда «Марион» обнаруживает спящую Эллен Рипли. Очнувшись, Рипли рассказывает, что уже сталкивалась с этими существами, и что они убили команду ее корабля «Ностромо».

Таким образом, команда «Марион» оказывается заперта на станции, которая медленно но уверенно приближается к LV178, где сгорит в атмосфере, а единственный шанс на спасение — заправить «Нарцисс» и улететь на нем. Есть лишь одна маленькая проблема — топливо для кораблей типа «Нарцисс» есть только на планете, и чтобы спуститься на нее, нужно открыть наполненный чужими «Самсон»…

Разбор романа стоит начать с того, что «Чужой: Из теней» позиционируется как начало абсолютно каноничной (т.е. не противоречащей кино-вселенной) трилогии… так что наличие Эллен Рипли вызывает недоумение, потому как все отлично знают что она делала между «Чужим» и «Чужими» (а именно — спала). К слову, в «Чужом 3», Рипли выдает пламенную речь о злодеяниях корпорации, и, перечисляя всех всех жертв которых она знает, внезапно, тоже забывает за события данной книги. Отсюда вопрос — было же понятно, что Рипли никак не засунуть в канон, зачем ее вообще нужно было трогать? Прочитав книгу, можно реально сказать, что без Рипли в сюжете абсолютно (АБСОЛЮТНО!) ничего бы не изменилось бы! А так — она ходячий спойлер того, чем закончится книга, и это нереально тупо со стороны автора, и того, кто автору эту идею подкинул. Более того — в отсутствии Рипли сюжет (а именно «план Хупа», о котором поговорим далее) приобрел бы немного логики.

Так же сразу бросились в глаза странные сюжетные нагромождения, которые все усложняли. Примерно к середине книги создалось впечатление, что автор просто пытается растянуть повествование.

Чего только стоит гениальный план спасения имени Хупа:

- нужно открыть «Самсон», впустить на «Марион» чужих, перебить их и не погибнуть

- спуститься на «Самсоне» на планету LV178 и не погибнуть (потому что не понятно останутся ли у нас пилоты после пункта 1)

- забрать с планеты, наполненной чужими (той самой, с которой сломя голову бежали шахтеры) канистры с топливом для челнока Рипли, и не погибнуть

- улететь с планеты обратно на «Марион» не подцепив чужих с собой, и, естественно желательно не погибнуть при стыковке (потому что мы все еще не знаем останутся ли у нас пилоты после пункта 1)

- заправить челнок Рипли, напихать туда достаточно еды и не погибнуть (т.к. сделать все это нужно на «Марион», на которой вполне могут остаться чужие после пункта 1)...

Услышав это Рипли, которая еле ноги унесла от одного чужого, должны была сказать что-то типа: отличный план, просто о**енный если я тебя правильно поняла, точный, блин, как швейцарские часы! Но, Рипли такого не говорит…

С логикой окружающего мира тоже проблемы — не понятно, почему станция и шахтеры, так и не долетевшие до нее были в «художественном» вакууме. Например, в фильме «Чужие» — пропала связь с колонистами, так туда сразу вылетел спецназ. В книге же пропала станция с целым шахтерским поселением, которые дорогущий металл добывали, и всем плевать? Ведь реально, они дрейфовали в сторону планеты достаточно долго, чтоб их хватились и кого-то прислали. Так что «тикающие часы» до сгорания станции «Марион» в атмосфере накаляют скорее градус идиотии, чем напряжения.

Теперь от того почему роман плохой (ну или по крайней мере — такой себе), перейдем к тому, почему его стоит прочесть. Да, не все так плохо. Во первых, книга хоть и лишена логики, но она динамична и реально затягивает. Во вторых — атмосфера получилось очень даже неплохой, и фанатам, к коим я отношусь, зайдет «на ура». И в третьих — нужно понимать, что герои не десантники и не ученые. Их не учили воевать или оценивать угрозы. Это просто ремонтники и пилоты, столкнувшиеся с неведанной фигней (ну, кроме Рипли).

К слову о героях. Рипли показалась слегка притрушенной, вообще не похожей на кинопрототип. И это, пожалуй, единственный прокол в плане персонажей. Остальные — да, ходячие наборы штампов и клише, как раз такие, как и нужно книге. Давайте не забывать, что мы говорим о фантастическом слэшере, а не о психологическом триллере.

Ну и два слова о big idea книги. Ее нет. Потому как цель книги — развлечь, сыграть на фанатских чувствах и атмосфере знакомой книновселенной, а не заставить задуматься о бытии. И «Чужой: Из теней» с этой задачей отлично справляется.

По итогу: «Чужой: Из теней» получился хоть и не очень крепким, но динамичным ужастиком-боевиком с хорошей атмосферой и в знакомой вселенной, правда напрочь лишенный логики и, на удивление, умудрившийся превратить Рипли из плюса, в очень жирный минус, т.к. без нее было бы намного складнее.

Моя оценка: 7 лицехватов из 10. Хороший продукт для фанатов вселенной Чужих.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Тимоти Зан «Траун»

iwaluh, 2 февраля 2019 г. 23:50

«Траун» Тимоти Зана – является, на данный момент, пожалуй, самым лучшим романом (не считая новелизаций фильмов) нового канона вселенной «Звёздных Войн» (если верить оценкам). Оно и понятно, ведь именно тут в официальную историю вписывается один из самых ярких персонажей «Легенд» (расширенной вселенной, отмененной Диснеем).

Сюжет: имперский патруль на одной из планет Внешнего Кольца, граничащей с Неизведанными регионами, находит инородца (чисса). Он оказался достаточно проворным, и, разделавшись с отрядом штурмовиков (хотя, кто с ними еще не разделывался?), впечатлил командование нашедшего его корабля. Чисса, которого как оказалось зовут Митт’рау’нуруодо, или просто Траун, привели к Императору, который, внезапно, знает о Трауне от Дарта Вейдера, по этому тот решает направить инородца на обучение в академию. Так начинается череда приключений Трауна на службе во имя Империи и самого императора, за время которой он превратится из курсанта в гранд-адмирала.

Тем временем, на далеком Лотале из-за коррупции семья Аринды Прайс остается без своего бизнеса. Раздосадованная Аринда, дабы хоть как-то сводить концы с концами, идет на гос.службу…

Таким образом, книга повествует о становлении и карьерном росте двух личностей — будущих губернатора Лотала Аринды Прайс и гранд-адмирала Трауна, чьи достижения на службе империи столь велики, что о них, в фильмах вселенной, не было ни единого упоминания (да, оба стали героями одного из сезонов мультсериала «Звёздные войны: Повстанцы», то еще достижение).

С чего бы начать разбор романа? Пожалуй, начнем с того слегка напрягающего момента, что события в книге ни на что не влияют. Вообще. Да и во вселенную «Звездных воин» ничего нового не приносят.

По идее, книга должна была ответить на два главных вопроса: кто же такой Траун и почему нам вообще должно быть не все равно?

Но, книга эти вопросы успешно проигнорировала… Из основных персонажей романа, что в какой-то мере даже забавно, раскрыты все, кроме Трауна.

Второстепенные же герои – Аринда Прайс и Илай Вэнто прописаны вполне себе нормально. Понятна и их мотивация (почти всегда), и то, как они менялись и почему.

Но, вот откуда Траун взялся такой умный и находчивый не сказано ни слова. Помимо гениального объяснения, что так было в «легендах о чиссах». В любой непонятной ситуации тули легенды о чиссах. Прокатит. Что достаточно печально, учитывая что это первая книга о Трауне из нового канона. Не рекомендует ли таким образом Дисней обратиться к Легендам (например, прочитать неканонический «Сверхдальний перелет»)? Сам же герой – смесь Спока (в большей мере) и Джона Уика (в меньшей). Этим в принципе все сказано: умен, логичен, но и навалять может если что. И да, в конце главный герой немного проясняет свою цель. Но, учитывая что книга реально ни на что не влияет, не понятно – то ли его цель была в чем-то другом, то ли он ее не добился (кто дочитает тот поймет).

Из знакомых героев в эпизодах можно встретить великого и могучего Дарта Вейдера, Императора Палпатина и Таркина. Но опять таки, книга никак не влияет на их судьбы. Они исполняют роль обычной мебели, всем известной, дорогой и красивой, но все таки мебели.

Что касается «закрученного» сюжета, которым так все восторгаются, то к нему есть ряд вопросов. Понятно, что перед Заном стояла задача из серии «натянуть сову на глобус», а именно, затолкать подрихтованного Трауна в обновленный канон, в котором о Трауне слыхом не слыхивали до 2016-го года (когда вышел третий сезон мультсериала «Повстанцы»). Вероятно поэтому, роман охватывает уж слишком большие временные рамки, прыгая от одной минипобеды Трауна к другой, бежит голопом по сюжетам, которых хватило бы не то что на роман, а на целую трилогию. Да, во всей этой сюжетной вакханалии есть общий антагонист – «Ночной Лебедь». Но наличие этой сюжетной линии отчетливо вырисовывается лишь ко второй половине книги.

Так же, в книге есть еще одна маленькая проблема… в ней нет «Звёздных воин». От слова – нет вообще. Если эту историю перенести в другую Вселенную то абсолютно ничего не поменяется. Ну, или поменяется в лучшую сторону. В романе «Траун» мы видим хороших ребят из империи (тот же Илай Вэнто – парень из простой семьи мечтавший о тихом счастье), борющихся с бандитизмом и контрабандой, служащих правому делу и отстаивающих свои принципы. Внутри империи мы видим социальщину, политоту и малый и средний бизнес, а не машину, которая работает только в интересах империи и императора. Все это никак не вкладывается в парадигму «Звёздных воин» о битве добра (джедаи и повстанцы) и зла (ситхи и империя). Все это больше напоминает миролюбивую и демократичную вселенную «Звёздного пути».

Создалось такое впечатление, что когда Зан принес свою рукопись, продюссеры Диснея сделали ему очень сильное а-та-та, и, концовка, последние страниц 50, были капитально подрихтованы в угоду Диснею и реальности «Звёздных Войн»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что в Империи все должны быть плохие и алчные (Прайс, которая реально сойдет с ума к концу книги фактически на ровном месте), а все хорошие (Траун и Вэнто) никакие не имперцы в душе – они или подкидыши хороших или от империи сбегают.

Но последние 50 страниц никак не отменяют предыдущие 400.

Несмотря на это — «Траун» это чисто фанатский продукт. Человек, не знающий что такое «Звёздные войны» (если таковые есть), наврядле поймет о чем речь. В книге вообще нет объяснения многим моментам, которые знает каждый фанат (и не совсем фанат). Что это за империя такая? Кто такой Дарт Вейдер и чем он отличается от Энакина Скайуокера? Почему Таркина все боятся? Очевидно, что нет смысла все это расписывать. Но, если вырвать книгу из вселенной «Звёздных воин», в сюжете нарисуется огромное количество белых пятен, а повествование покажется каким-то бредом.

Сказанное выше – лишь констатация того, что книга плохо вписыватся во вселенную «Звёздных воин» (за исключением пары эпизодов, которые, к слову, к Трауну не имеют никакого отношения), хотя и не жизнеспособна вне её.

Но, книга делеко не плоха. Книга написана простым языком и читается так же просто. Сюжет, пусть и немного не цельный, зато вполне себе динамичен и увлекателен, а окружающие локации и космические битвы написаны с размахом. Да и атмосфера самой книги целиком (именно книги, а не Вселенной, в которой происходят события), вполне себе хороши. «Траун» не вызывает ощущения потраченного времени впустую. Впрочем, пропустив роман читатель, даже фанат «Звёздных воин», мало что потеряет.

По итогу – роман Тимоти Зана «Траун» вполне неплох. Он увлекательный и динамичный, но при прочтении, он оставляет чувство, что это не «Звездные войны». По крайней мере, не те, к которым мы все привыкли. Впрочем, это не делает сам роман плохим.

Моя оценка: 7 штурмовиков из 10-ти. Ждем «Траун: Союзники» и надеемся на исправление ошибок

Оценка: 7
– [  8  ] +

Фрэнк Тэллис «Комната спящих»

iwaluh, 11 ноября 2015 г. 13:30

Жанр мистики – неописуемо широк и многогранен, а количество авторов, которые пробуют свои таланты на этой почве, увеличивается с каждым годом. Не мудрено, что на прилавках раз за разом появляются новые имена, которые рядовому читателю почти ничего не говорят. Одно из таких имен – Фрэнк Тэллис. Узнать что-либо о нем или о его уровне в сети не представляется реальным (по крайней мере, пока), так что единственный выход – брать книгу в руки и, на свой страх и риск, читать. Впрочем, взяв экземпляр «Комнаты спящих», сомнений читать или нет не остается, потому как очень подкупает размер книги – всего 280 страниц, ведь даже если книга плоха, она не отнимет много времени.

Сюжет. Молодой врач Джеймс Ричардсон поступает на работу в психиатрическую лечебницу Уилдерхоуп под руководство знаменитого на весь мир психиатра – Хью Мейтленда. Главное отличие от других подобных заведений – лечение пациентов глубоким сном. Ричардсон, наведываясь в комнату к пациенткам, начинает замечать странные аномалии – пациентки одновременно начинают видеть сны. Тем временем в больнице начинают происходить странные события, ставящие под угрозу не только эксперимент Мейтленда, но и жизни работников больницы. Ричардсону предстоит разобраться в том, что же все-таки происходит и имеет ли к этому отношение мистическая «комната спящих».

Начинается все довольно интересно – молодой врач, старая больница, спящие пациенты. Весьма удачно идет и нагнетание обстановки разными непонятными событиями и мрачной атмосферой послевоенного британского захолустья. В воображении раз за разом рисуются пугающие картины окружающей главного героя обстановки. Первые несколько глав пролетают на одном дыхании, и кажется, что дальше будет нечто грандиозное! Но нет. Все рушится, когда в книгу добавляется любовная линия, единственной реальной (!) задачей которой является растягивание повествования из небольшого рассказа в роман. Ее настолько много, что порою начинает казаться, будто читаешь любовный роман, а не мистику, единственной страшной тайной которого является вопрос – почему размазывание соплей по древу занимает больше половины книги?

Язык же книги немного суховат и ему не хватает художественности, навевающей страшную атмосферу, способной испугать. Тэллис, как бы не старался, все же не мастер пера как Кинг и не жестокий реалист МакКаммон, да и Лавкрафтовский уход в детали, попытки перейти к которому прослеживались в некоторых эпизодах книги, ему явно не удался. Даже в моментах, где испугать легче, чем не испугать, Тэллис, откровенно, садится в лужу. По окончании нескольких глав автор делает отсылки к прошлому пациентов в виде писем от их врачей к Мейтленду. Ход хороший, но не более. Реализован он не лучшим образом, и больше похож на отсебятину, а не на письмо врача врачу, потому как не несет особой смысловой нагрузки и попросту теряется в любовной тягомотине. Все что там было написано можно смело разбрасывать по тексту, не вынося отдельно.

Если говорить о персонажах, то их в книги вроде бы и много, но вроде бы и нет. Есть главный герой. Его действия и мотивация, в принципе, понятны. И есть масса остальных героев, которые мягко говоря, кажутся очень знакомыми и без лишних описаний. Причина проста – штампы. Тут вам и помешанный на псевдонаучном открытии доктор, которого списать списали, а мотивацию так толком и не объяснили, и хорошенькая медсестра, с явно не хорошеньким прошлым, и злобная начальница, доводящая своих подчиненных до изнеможения, и еще много чего уже не раз встречавшегося на просторах беллетристики. Если к этому коктейлю добавить еще падающие книги, хлопающие двери и отключение света, то получим типичный мистический триллер, без особой изюминки, который был написан только для того, чтоб быть написанным.

По истечении первой трети, события «Комнаты спящих» словно замирают, и это топтание на одном месте порядком поднадоедает как читателю, так, видимо, и писателю, и ближе к середине книги, пусть слегка коряво и предсказуемо, но события начинают происходить. Правда, рваный темп и предсказуемость губят на корню все порывы Тэллиса, и книга, минуя какие-то сюрпризы, доплывает до предсказуемого, главы примерно со второй, финала, и лишь на последних трех страницах, успев разочаровать, автор переворачивает все с ног на голову, придавая книге абсолютно новое виденье, и, пока вновь не напортачил, ставит финальную точку.

Подытожив, можно сказать одно – в «Комнате спящих» не так много мистики, как хотелось бы, а «страшных» событий вряд ли наберется больше, чем на десяток страниц. И все же, книгу не хочется сильно ругать, потому как прочиталась она достаточно легко. Не хорошо и не плохо, скорее просто средне. Если экспериментировать в поиске новых имен – прочитать можно, но если хочется быть уверенным в том, что получите удовольствие от книги – смело проходите мимо.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ф. Пол Вилсон «Замок»

iwaluh, 5 сентября 2015 г. 23:07

Когда говорят о мистическом жанре, то вспоминают в первую очередь Стивена Кинга, остальные же писатели, несмотря на их высокий уровень, остаются на втором плане. Баркер, МакКаммон, Кунц и другие, все равно будут всегда позади «короля ужасов». Одним из таких писателей является и Фрэнсис Пол Уилсон, автор двух успешных мистических циклов о «враге» и «наладчике Джеке».

Роман «Замок» (или «Застава», впрочем, «Замок» более удачный вариант перевода названия «The Keep», да и по смыслу подходит больше) первый из цикла о «враге», который насчитывает шесть книг.

Сюжет. Апрель 1941 года. Вторая мировая война должна вот-вот закончится безоговорочным триумфом нацистской Германии. Но, несмотря на победный ход по Европе, вермахт направляет небольшой отряд солдат под командованием капитана Ворманна в Румынию, на перевал Дину, который находится в Трансильванских Альпах. Их задача – занять стратегический наблюдательный пункт, замок, который очень удачно расположен близь границы с СССР.

Занять замок – задача не из сложных, и, несмотря на предупреждения местного смотрителя, что тут оставаться запрещено, отряд Ворманна быстро обосновывается. Но в первую же ночь кто-то или что-то убивает одного из солдат. На следующую – событие повторяется.

Ворманн, не понимая, что происходит, просит командование помочь, и прислать подмогу. И подмога приходит в лице отряда СС под командованием его давнего «знакомого», штурмбанфюрера Эрика Кэмпфера. Смогут ли два заядлых соперника объединится, чтоб решить общую проблему? И что ж это за неуловимое существо, которое день за днем, уничтожает солдат?

Начинается книга весьма бойко и задорно. События не заставляют себя долго ждать, а главы пролетают одна за одной. Вилсон сразу погружает читателя в отличную атмосферу хоррора, нагнетая все больше и больше, увеличивая, страница за страницей, интерес к книге и развитию сюжету.

К слову, несмотря на прямолинейность происходящего, отвлечение на разные сюжетные линии, придает «Замку» чувство некой объемности, масштабности. Соперничество двух командиров, рыжеволосый незнакомец и еврейский ученый с дочерью – три сюжетные линии, которые сплетаются воедино примерно посередине книги, и… и вот тут книга немного надламывается. Теряется тот самый объем, а место мистики занимают душевные переживания и цена глобальных геополитических вопросов. В данном контексте можно отметить, как хорошо подмечена возможность манипуляции сознанием умного человека, который готов пойти на любое зло, дабы уничтожить другое, не меньшее, коснувшееся непосредственно его. Это, однозначно интересный момент книги. Но вот любовная линия была абсолютно лишней, и, если ее вырезать, то особо книгу это не поменяет (возможно, даже и улучшит).

Теряется к середине книги и темп повествования, он становится не таким активным, а главы, короткие в начале, становятся все более и более объемными. Книга все еще читается легко и интересно, но очень чувствуется атмосферный разрыв первой и второй половин книги. Конечно, Вилсона можно простить, потому как, это первый его мистический роман (до этого он писал исключительно фантастику), так что как для новичка в жанре он справился и вовсе на оценку «хорошо».

Персонажей в книге не очень много. Это «хороший полицейский» Клаус Ворманн, человек чести и всех других воинских достоинств, и «плохой полицейский», штурмбанфюрер СС Эрик Кэмпфер. Оба прописаны неплохо, правда прошлое Кэмпфера не совсем ясно, и от этого сложно понять, почему он стал таким моральным уродом. Гленн, он же рыжеволосый незнакомец, тоже прописан неплохо, его линия весьма интересная, но, показалась немного не законченной, скомканной. Лучше всех, кажется, Вилсон раскрыл профессора бухарестского университета Теодора Кузу. Его мотивация, его интересы и преображение от доброго старика в одержимого – одна из самых интересных (хоть и не мистических) частей книги. По-хорошему, все персонажи хороши. Чувство неуместности вызывал лишь главный женский персонаж, она же Магда. Читать о ее душевных страданиях и терзаниях связи с первой любовью в тридцать с лишним лет, сначала было смешно, потом скучно, после чего это и вовсе раздражало. Завязанная на ней любовная линия, помимо того, что она была абсолютно лишней, заняла слишком много страниц. Намного больше, чем должна была.

Итог. «Замок» – это мистический роман достаточно высокого уровня, с отличной атмосферой и прекрасным слогом, который, несмотря на минусы в виде ухода от темы и наличием неуместной любовной линии, однозначно приглянется любителям жанра.

Сказать по правде – после прочтения «Замка» появляется желание прочитать весь цикл целиком, и это, само по себе, отличный показатель уровня романа.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Роберт Маккаммон «Мистер Слотер»

iwaluh, 5 сентября 2015 г. 23:02

До «Королевы Бедлама» МакКаммон не писал продолжений. А продолжение продолжения и вовсе не писал никогда. Но всегда бывает первый раз. И вот, вслед за «Голосом ночной птицы» и «Королевой Бедлама» выходит третья часть приключений о Меттью Корбетте. Каким же будет продолжение серии, которая началась с отличного мистического детектива, но затем понемногу перешла в ранг исторического триллера? Придумает ли автор что-то новенькое? Впрочем, чего держать интригу – конечно придумает, отправив Меттью дальше гулять по простору литературных жанров.

Сюжет. С поимки Маскера и вручения Меттью «черной метки» проходит совсем немного времени, но жизнь понемногу налаживается. Меттью продолжает работать с Хадсоном Грейтхаузом на агентство Герральд, которое специализируется на решении проблем. Их новое задание – перевезти опаснейшего серийного убийцу Тирануса Слотера из психиатрической лечебницы в порт, для отправки в Англию. На первый взгляд – ничего сложного, однако в пути происходят события, которые приводят к ранению Грейтхауза и бегству Слотера. Опаснейший преступник вновь на свободе, и лишь молодой Меттью может его остановить…

С первых страниц становится понятно, что «Мистер Слотер» – это продолжение «Королевы Бедлама», именно ее, а не всей серии про Корбетта. Книги близки очень сильно и по событиям, и по миру, в котором они происходят. От «Голоса ночной птицы» в «Мистере Слотере» не осталось и следа. МакКаммон создал новый мир, в котором, судя по всему, ему уютно и комфортно, и из которого он явно не собирается никуда уходить.

Начинается книга по-маккаммоновски медленно. Всем известно, что автор любитель долго запрягать, да быстро ехать, но в «Мистере Слотере» МакКаммон запрягает не то, что долго, а добрую половину книги. Причина тому проста – стандартные «запрягания» идут в неизведанном доселе жанре для МакКаммона, жанре приключений. Нельзя сказать, что автор мучается и мучает читателей, но приключения – это явно не его, и это сильно чувствуется на контрасте с детективной частью книги.

По атмосфере видно, что МакКаммон пытается нагнетать страх и ужас. Но, если честно, не очень то и получается. Да, есть грязь и кровь, есть антагонист, который, ожидаемо, жесток, есть протагонист, который только то и делает, что занят самобичеванием. Но всему этому не хватает какой-то глубины, честности, а учитывая еще и ломаный темп, жуткая атмосфера, которая по идее должна была бы быть, вовсе испаряется. Впрочем, на замену приходит другая, не менее интересная – атмосфера немного сумасшедшего и опасного приключения.

Порадовало, что в «Мистере Слотере», в отличие от той же «Королевы Бедлама», достаточно быстро выводятся лишние персонажи. Благодаря этому книга кажется гораздо насыщеннее. Конечно, МакКаммон не изменяет себе, и в этой части «подкладывает соломки» для будущих книг, но это уже не выглядит как «генератор случайных персонажей».

Наигравшись в приключения, ближе к концу книги МакКаммон вдруг вспоминает, что он, по идее, пишет детектив и придумывает детективную историю, которая, правда, исчезает так же быстро, как и появляется. Впрочем, она удается ему на славу, и эта часть книги читается на одном дыхании.

После прочтения же, книга оставляет двоякое впечатление. МакКаммон в очередной раз смешал растянутость с динамикой, и, как всегда, получил на выходе вполне читабельное, можно даже сказать – хорошее, произведение.

Итог. «Мистер Слотер» Роберта МакКаммона оказался достаточно неплохой книгой, несмотря на перетянутое начало и уход автора в неведомый ему до этой книги жанр – приключений. Книга местами скучная, местами очень динамична, с достаточно тривиальным, но, тем не менее, интересным сюжетом. И пусть она оставляет некую двойственность после прочтения, но в этом весь МакКаммона, такой, каким его любят.

Ждем «Всадника авангарда», посмотрим, куда судьба заведет Меттью на этот раз… а точнее – в какой именно литературный жанр.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Роберт Маккаммон «Королева Бедлама»

iwaluh, 5 сентября 2015 г. 22:58

Так очень часто бывает, когда книге сопутствует большой успех, читатели жаждут продолжения. Жаждет его и издательство, которое хорошенько нагреет на этом руки. Но жаждет ли его писатель? Вопрос спорный. Особенно если речь идет о продолжении одной из самых сильных книг автора. Получилось ли у Роберта МакКаммона написать достойное продолжение «Голосу ночной птицы»?

Когда было объявлено о продолжении серии о Меттью Корбетте, возникли сразу два сомнения: первое – это то, что МакКаммон никогда не писал продолжения своим книгам, второе – «Голос ночной птицы» было завершенным произведением, которое ни в каком виде не подразумевало продолжения, а значит, сюжет будет как минимум притянут за уши.

И как бы не было печально, оба опасения сбылись.

Сюжет. 1701 год. Меттью Корбетт приезжает в Нью-Йорк на работу клерком к магистрату Пауэрсу (тому самому, о котором говорил Вудворт). Но, клерку не сидится на месте, он решает помимо основной работы заняться поиском доказательств против печально знакомого Эбена Осли (деспота из детского дома, в котором вырос Меттью).

И вот, в одну из ночей, когда он следил за своим давним врагом, Меттью становится свидетелем убийства. Убийца – не кто иной, как Маскер, маньяк, орудующий в Нью-Йорке. Никакой связи между убийствами Маскера, кажется нет. Или есть? Меттью решает, что ему по силам размотать и этот клубок.

А начинается книга по МакКаммоновски активно, и так же, по МакКаммоновски быстро (странице где-то к десятой) затухает, повествование переходит в медленное и вязкое… Первая причина – это окружающий мир. МакКаммон, сжигая все сюжетные мосты в «Голосе ночной птицы», вряд ли думал над продолжением, поэтому в «Королеве Бедлама» все пришлось начинать заново. Это уже не Фаунт Рояль, а Нью-Йорк, который нужно описывать по новой, и множество персонажей, с историями которых нужно знакомить. Впрочем, в «Королеве Бедлама» автор подстелил себе немного соломки, начав минимум три сюжетные линии, которые можно еще очень долго развивать.

Все это сыграло с «Королевой Бедлама» злую шутку. Будучи, самой по себе, очень неплохим романом, в контексте продолжения, «Королева» в разы слабее. Если «Голос ночной птицы» был добротным историческим детективом, со множеством сюжетных линий и интересными поворотами сюжета, то «Королева Бедлама» показалась не более чем надуманной и плоской, предсказуемой и лишенной всякой интриги.

Впрочем, были и плюсы. Во-первых, у МакКаммона, есть уровень, ниже которого он не падает, и сравнивая с самим собой, конечно, книга слабее, но большинство писателей, ни по сюжету, ни по слогу ему и в подметки не годятся. Во-вторых – автор открывает целый новый мир приключений, уже не мистический как ранее, а скорее очень даже реальный, настоящий, в который легко поверить. Ну и в-третьих – персонажи. Тут МакКаммон не поскупился. Конечно, их не так много как в «Голосе» и колорит не тот, но каждый из героев живой, с историей, никакой плоскости, никаких нестыковок.

Переходя к завершающей части «Королевы» от книги сложно оторваться, концовка же и вовсе, несмотря на предсказуемость, очень сентиментальна и красива… И пусть МакКаммон понапридумывал кучу всякой, мягко говоря, ерунды, чтоб связать «Королеву» с последующими книгами, и пусть в некоторых моментах это кажется если не нелепым, то лишенным всякого смысла (даже прочитав следующую книгу, не совсем понятно зачем в книгу были введены такие персонажи как Хадсон Грейтхауз и Берри), и пусть она до ужаса перетянута, но нужно помнить, что это Роберт МакКаммон, читать которого не очень то и легко, но закрывая уже прочитанную книгу, понимаешь, что время все же было потрачено не зря.

Итог. «Королева Бедлама», как книга может вызвать интерес у читателя, который любит исторический детектив, но приступая к ее прочтению, желательно забыть, что это продолжение «Голоса ночной птицы» и воспринимать ее, как и все последующие книги приключений Меттью Корбетта, как отдельное творение, потому как отношение к «Голосу» они имеют весьма посредственное.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»

iwaluh, 5 сентября 2015 г. 22:53

Он шел на голос ночной птицы…

«Я хочу хоть немного времени побыть просто отцом!» — с такими словами в 1992-м году, после шквала критики на его произведение «На пути к югу» он хлопнул дверью и покинул мир литературы.

Казалось бы, писателем быть – не то что актером или музыкантом, сиди себе дома и пиши… Но нет. Есть контракты, есть сроки. Это те вещи, в которые невозможно вписать искусство. В них, порой, невозможно вписать и семью. Начав писать то, что нужно вместо того, что хочешь, в те сроки, в которые нужно, вместо тех которые хотелось бы, Роберт «Рик» МакКаммон понял, что больше не получает удовольствие от своей писанины, и распрощавшись с литературой, а главное с контрактами и сроками, ушел на покой…

Но не на долго. Голос внутри то и дело заставлял Рика садиться за печатную машинку, и страница за страницей, не торопясь, писать, доводя свои романы до совершенства. Так за пять лет появилась «Деревня», роман о войне, который был отправлен Риком в топку… печальная новость была воспринята как финальная точка в карьере одного из самых продаваемых писателей восьмидесятых… Но желание писать у автора не пропадает, и когда уже никто не ждал, еще аж через пять лет, на полках появляется «Голос ночной птицы»…

Сюжет. 1699-й год. Новое столетие, новая эпоха уже совсем совсем близко… Но, несмотря на сумасшедший прогресс, люди все еще те же…

В маленькое поселение, Фаунт Роял, прибывает магистрат Вудворт со своим клерком Мэтью Корбеттом, чтоб провести суд над ведьмой… Но молодой клерк не верит в ее виновность, считая что за несчастьями и убийствами в городе стоит кто-то другой, и начинает копаться в этом деле, по ходу находя все новые и новые скелеты в шкафах местных жителей…

В «Голосе ночной птицы» МакКаммон, известный в первую очередь как мастер ужасов, уходит в непривычный для себя жанр детектива, но делает это настолько умело, что большинство писателей в этом жанре могут позавидовать. Конечно, немалый опыт в мистическом амплуа помогает выстроить на страницах небывалую, жуткую атмосферу, наполненную грязью, кровью, похотью, завистью и злостью. Мир, в котором человек человеку волк, получается настолько реальным и продуманным, что в какой-то момент перестаешь видеть тонкую грань между книгой и реальностью, погружаясь в события с головой.

Сама же история развивается по-маккаммонски медленно и неспешно, то и дело ведя Мэтью Корбетта по неверному пути и заставляя читателя чувствовать себя будто топчущимся на пороге, и жадно заглядывающим в замочную скважину.

Ближе к середине книги, когда большинство линий были обрублены, выбор «кто же злодей?» остается не столь и велик. Но, что удивительно, в отличии от большинства детективов, книга от этого становится еще интереснее. Все больше и больше узнавая жителей Фаунт Рояля, сам того не замечая, «съедаешь» страницу за страницей. И пусть имя злодея в конце не удивляет, его мотивы до последних страниц остаются непонятными.

Персонажи в книге прописаны отменно. Каждый, подчеркну, каждый персонаж имеет если не историю, то свой характер, свои особенности (да, это то, чего будет очень не хватать продолжениям серии — «Королеве Бедлама» и «Мистеру Слотеру»), даже дочь Шоукомба, описание которой поместилось в пару страниц.

В одном из моментов книги Вудворт рассказывает Мэтью историю с очень печальным концом, о ночной птице, которая ночь за ночью манит за собой… только теперь ведьма и есть ночная птица, ее крик – это одержимость доказать всем, что они не правы, ради спасения ее жизни… и чтоб доказать всему миру что он, Мэтью Корбетт, чего-то стоит!

Посмотрев на историю написания «Голоса ночной птицы», становится предельно ясно, что писательство и было тем самым голосом одержимости, который несмотря на неудачи, не давал МакКаммону покончить с писательством навсегда.

По итогу, «Голос ночной птицы» — это, по моему скромному мнению, лучшая книга Роберта МакКаммона, который играет всеми возможными жанрами, как кубиками, выстраивая непревзойденное по напряжению и атмосфере произведение, рекомендованное к прочтению не только фанам автора, но и любителям детектива, мистики или просто качественной прозы.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Стивен Кинг «Страна радости»

iwaluh, 27 июня 2015 г. 09:25

«Когда дело касается прошлого, каждый из нас писатель…»

Стивен Кинг, активизировавшийся в последнее время в направлении штамповки или больших романов (как то «Дьюма-Ки», «История Лизи», «Под куполом» и «11/22/63») или больших сборников рассказов («Сразу после заката» и «Тьма и больше ничего») вдруг решил выпустить не очень страшный и не очень то и длинный роман, с любимым для читателя объемом 300 страниц, которых у короля ужасов не было с далекого 2002-го года, когда в печать ушел «Почти как Бьюик».

Сюжет. Девин Джонс решает подзаработать во время летних каникул. Он направляется на работу в парк развлечений «Страна радости», который расположен у побережья Северной Каролины. И все бы ничего, но оказывается, что несколько лет назад в зале аттракциона «Дом ужасов» неизвестный убил молодую девушку – Линду Грей, призрак которой до сих пор ходит по его (аттракциона) помещениям. Полиция дело не раскрыла. Сможет ли его раскрыть двадцатиоднолетний парнишка, для которого в жизни есть намного более важные вещи, чем убийство незнакомой ему девушки?..

Если кто прочитав описание ожидал детектив в стиле Агаты Кристи или Артура Конан Дойля, то Кинг быстро развеивает это обманчивое впечатление, расставляя все по местам уже с первых страниц. Нас ждет не детектив с налетом мистики, нас ждет очень тонкая и глубокая драма, с налетом детектива и присыпкой из мистических моментов.

Кинг переворачивает классическое повествование с ног на голову, умело вплетая детектив в любовную историю, а не наоборот, рассказывая медленно и уверенно, будто тщательно пережевывая и смакуя, первые любовные переживания, не наученного жизненным опытом парня. В «Стране радости» разбитое сердце молодого человека может показаться даже большим преступлением, нежели жестокое убийство. Собственно об убийстве Кинг почти не пишет, как будто бы оно вообще не интересует ни писателя, ни читателя. В какой-то момент можно и вовсе забыть о Линде Грей и ее убийце, который, возможно, все еще ходит по «Стране радости». Упомянув в начальных главах, придется прочесть книгу почти до половины, чтоб узнать еще немного об убийстве, а какие-либо реальные продвижения по делу будут уже совсем в конце. По-хорошему, если бы «Страна радости» концентрировалась именно на мистике и убийстве, то вполне спокойно легла бы в формат 50ти или 60-ти страничного рассказа.

Пользуясь тем, что простора для фантазий было более чем достаточно, Кинг очень подробно расписывает чуть ли не каждого героя. Все, от Девина Джонса и до эпизодично упоминаемой Линды Грей, были описаны во всех необходимых деталях. Учитывая не очень большой объем книги, Кинг, может специально, а может и нет, расточительно расправляется со своими персонажами, выводя их из текста. Так, дойдя до половины повествования, он, будто в карточной партии, сбрасывает одних героев, и берет новых, которых описывает так же медленно и кропотливо.

Темп повествования иногда настолько низкий, что начинает казаться, что страница за страницей ничего не происходит. Но это не так. Образы героев и все события, которые с ними происходят, описаны настолько ярко и детально, что прочитав 300 страничное произведение, в котором, казалось бы, ничего не происходит, у читателя останется чувство, что он самолично прожил это лето и немножко осени. Книга, несмотря на очень низкий темп повествования, читается на удивление очень легко, более того, читатель полностью погружается в мир парка аттракционов 70-х годов. При должном настрое книгу можно прочесть за день, но даже если подолгу переживать каждый эпизод этой истории, то путешествие в «Страну радости» вряд ли займет больше, чем несколько вечеров. Меняется и традиционное для Кинга местоположение событий — из штата Мэн или Нью-Гемпшир, которые и так уже достаточно «натерпелись» от короля ужасов, события переносятся в Северную Каролину. Хотя Кинг был бы не Кинг, если б вышеупомянутые два штата даже не всплывали по ходу повествования.

Если находить схожие по стилю книги от короля ужасов, то «Страну радости» можно с легкостью сравнить с «Сердцами в Атлантиде», мистическая сторона очень схожа сюжетными ходами с «Мешком с костями», а атмосфера же очень похожа на феноменальное произведение «Дьюма-Ки».

Кинг взрослеет, а с ним взрослеет и его проза. «Страна радости» — это не ужасы, и даже не мистика (она есть, но совсем немного). Испугать в книге может разве что воображение читателя, нежели написанное на бумаге, и Кинг мастерски играет этим. Но главным страхом тут не являются убийцы или призраки, главный страх тут сама жизнь.

Итог. Приступая к прочтению «Страны радости» главное не обмануться и не ожидать мистического триллера, а наоборот расслабиться и окунуться в атмосферу 70-х, которую мастерски создает намного повзрослевший в творческом плане Стивен Кинг. «Страна радости» в первую очередь о жизни, опыте и взрослении, во всех возможных проявлениях, которые только могли втиснуться в три месяца лета и немножечко осени жизни главного героя. «Страна радости» переполнена эмоциями и образами, которые предстоит пережить читателю, очень близких и таких понятных каждому, кто возьмет в руки книгу.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Дин Кунц «Чейз»

iwaluh, 27 июня 2015 г. 09:16

«Чейз», который выходил на русском языке под названием «Погоня», стал, не много не мало, а 14-м романом Кунца, который увидел свет. На момент выхода «Чейза» Кунц уже, по идее, должен был считался опытным писателем, правда вот проблема в том, что писал он под псевдонимами, и довольно плодовито писал. За первые 5 лет карьеры он выпустил 21 роман (таких стахановских темпов не было даже у его коллеги Стивена Кинга). К чему это я? К тому что, вероятно, большинство задумок Кунца были старые, еще со школьно-университетских лет. Вот и «Чейз», который по идее должен был быть остросюжетным триллером, получился по-детски наивен.

Итак, сюжет: Бен Чейз, герой войны во Вьетнаме, вернулся домой. Тут его встречают как героя, узнают на каждом углу, делают дорогие подарки… Но парень хочет только одного, чтоб его оставили в покое. Он много пьет, посещает психиатра (который ну конечно же собирается сделать на нашем герое карьеру) и гуляет по ночам в парках подглядывая за влюбленными парочками.

В оду из таких ночей он и встречает «Судью» — повернутого на справедливости психа, который следит за своими жертвами, выносит им смертельный приговор, ну и конечно же приводит его в действие. Чейз попался ему под руку чисто случайно, помешав привести в действие очередной приговор. И, конечно же, «Судья» расстроился, и теперь новой его целью стал сам Чейз. Но не тут то было! Чейз сам берется за расследование и твердо намерен узнать – кто же такой этот «Судья» на самом деле!

Вот такой вот незамысловатый сюжет. Для триллера в самый раз. Но вот проблема в том, что с первых страниц создается устойчивое впечатление, что книга написана школьником. Ну, в лучшем случае студентом. Я бы в жизни не поверил, что это 16-й роман автора. Понимал это и сам Кунц, т.к. «Чейз» вышел под псевдонимом К.Р.Дуайер, и лишь годы спустя был переиздан под именем Дина Кунца.

Что касается героев, то помимо самого Чейза и Судьи, в книге их попросту нет. Ну, не то чтоб совсем нет, мелькают разные персонажи туда сюда, но скорее ради массовки. Есть и любовная линия. Зачем она сюда вплетена непонятно. Если говорить что из-за нее герой начал по другому смотреть на мир – так и хочется ответить «та ладно, это по любому сделал психопат, который за ним охотился!».

Если вы ждете вторых «Ангелов-Хранителей», или хотя бы что-то хотя-бы издалека похожее на «Гиблое место» — забудьте. Никаких сюрпризов. Сюжет линеен и предсказуем. К середине книги можно даже начинать играть в игру – «угадай, что будет на следующей странице».

Но есть в книге и позитивные моменты. Первый тот, что Кунц еще не ударился в дотошное описание деталей, которое прослеживается в его позднем творчестве. Второй – даже такой роман такого Кунца читается на ура (вздыхая, поглядываю на очередной «остросюжетный триллер» Грега Айлса – 24 часа, который все не поддается мне).

Как итог – «Чейз» (Погоня), это не что иное как банальный набор штампов с предсказуемым сюжетом, написанный 40 лет тому назад (придуманный вероятно и того раньше) очень талантливым автором. Но, скажу по правде, если бы «Чейз» стал первым романом Кунца, который я прочел, он одновременно стал бы и последним.

Так что лучше возьмите и прочитайте «Фантомы». Я искренне рад, что он написал их на 11 лет позже.

Оценка: 5
⇑ Наверх