fantlab ru

Все отзывы посетителя Farseer

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Яцек Пекара «Слуга Божий»

Farseer, 29 июля 2021 г. 23:46

Не собирался ничего писать про эту книгу, понимая, что и без меня уже написано и еще найдется, но не устоял перед медийным напором. Новинку (в контексте переиздания Fanzon) хвалят едва ли не из каждого утюга, выставляя ее как нечто шедеваральное, что поклонники «Ведьмака» и того же «Стража» (ваш покорный слуга себя тоже к ним причисляет), не читавшие книгу ранее, должны непременно оценить. Вот из принципа и захотелось внести ложку дегтя.

После прочтения думал каким одним словом можно описать эту книгу? Пришел к выводу, что ни «хорошо», ни «плохо». Самым точным будет «любопытно», как из хорошей задумки получилось все это и почему сие так хвалят? Произведение по форме действительно похоже на первые две книги о Геральте поскольку во всех случаях мы имеем дело с отдельными небольшими историями, объединенными главным героем. Также помимо «Стража» сюда можно еще добавить Жугу Скирюка, да, и надо не забыть про инквизитора Эйзенхорна, тот хоть и не в средневековой эпохе, но все ж таки коллега и занят тем же самым практически. Но больше всего книга оказалась похожа по стилю на «Мастера по нечисти» Алексея Буцайло. Последнее произведение единственное, которое Пекара смог переплюнуть, ибо всем остальным он уступает. Про Сапковского даже не буду говорить, тут все очевидно. Возьмем для начала Пехова с супругой и Скирюка. Что в первом случае, что во втором есть глубина. При всей схожести с ведьмачьей сагой они самобытны и интересны, потому уже после пары десятков страниц о сходстве не думаешь. Там есть истории, персонажи, интрига, действительно интересные миры. Никаким из вышеперечисленных преимуществ «Слуга божий» не отличается. Мир у Пекары — это такое типично шаблонное мрачное страшное средневековье, где точно такая же инквизиция. Какие первые ассоциации с инквизицией? Правильно, костры и пытки, и автор ни на миллиметр от клише не отходит. От слова совсем. Первые пару историй еще теплится надежда, что все может наладиться, но тщетно. Можно возразить, что для темного фэнтези жестокость – это нормально. Знаете, что читаете, чего морщитесь? Однако же если брать иные образцы жанра, там жестокость — это штрих, инструмент, подчеркивающий сильные стороны произведения. Во всяком случае так это выглядит у Аберкромби, Мартина или Эриксона, а здесь складывается ощущение, что это самоцель. В результате с гадостью и мерзостью явный перебор особенно в виду ее бессмысленности. На этом фоне персонажи, как и истории, выглядят плоско, не интересно, вымученно. Автор пытается сделать акцент на моральных терзаниях главного героя вообще и на морали в частности, пихая цитаты из Библии к месту, а еще больше ни к месту. Рассуждает от имени Мордимера о хорошем и плохом и сам же на этом прокалывается, потому как после некоторых поступков главного героя в его даже относительную положительность не веришь в принципе. Это я еще молчу про использование «рояля в кустах» в лице ангела главного героя, причем не однократное и халтурное. Такой уровень «качества» еще можно было бы понять в какой-нибудь новеллизации по фильму или игре. Скоро релиз и по традиции перед ним надо подогреть интерес у фанов. Чего зря стараться, все равно съедят, однако тот же Абнетт отнесся к своему делу гораздо серьёзней. Коллега Мордимера из 41-го тысячелетия (в котором вечная война, безнадега и ужасы, т.е. все тоже самое с поправкой на технологии и идеологию) выглядит куда более проработанным, интересным адекватным персонажем, равно как и место действия, несмотря на свое настольно-компьютерно-игровое происхождение. Любопытно как Пекара вообще умудрился не создать ни одного персонажа, которому хотелось бы хоть немного посочувствовать по итогу книги. В этом смысле даже «Мастер по нечисти» более позитивен. И вы можете спросить, а в чем же тогда «Слуга Божий» лучше и вообще, ругаю-ругаю и 5/10! За что? За работу переводчика и редактора. При всех минусах книги читалась она поразительно легко. Книгу одолел за несколько часов, при этом не перелистывал, не пропускал абзацы, честно прочел все. Какова она в оригинале Легезе видней, но будем считать, что и там слог легкий. Это все-таки хорошо. Видна и работа редактора, потому как Буцайло ее серьезно не хватило.

В итоге имеем потенциально интересную идею, которую угробила откровенно слабая реализация. «Слугу божьего» можно однозначно рекомендовать только тем, кому понравился «Мастер по нечисти» и при этом не пугает зашкаливающий уровень грязи и гадостей (больше вы найдете только в «Вокзале потерянных снов» Мьевиля). Остальным лучше перечитать других авторов, упомянутых в рецензии. Аминь.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Вадим Панов «Аркада. Эпизод первый. kamataYan»

Farseer, 26 июля 2020 г. 18:24

Первоначально не собирался читать эту книгу. Относился скептически начиная с первых издательских аннотаций. Но тем не менее прочел, будучи заинтригованным высказыванием в «Forbes». Подумал, а вдруг автор взялся за ум и сподобился на что-то стоящее? Жаль, что мои первоначальные опасения оправдались. Книга, как я и предполагал изначально, вторична во всем по отношению к творчеству самого же Панова, а «Анклавам» вообще проигрывает абсолютно. Правильно написал кто-то из фантлабовцев, последние оригинальные идеи в том же Тайном Городе закончились на «Ребусе Галла». «В круге времен» хоть и получилась хорошей книгой, но по сути это была «Кафедра 2.0», только немного переделанная. В этот раз с «черновиками анклавов» так не получилось.

Единственное за что этой книге могу сказать спасибо – она помогла сформулировать конкретную причину почему Панов перестал быть интересен. Раньше он писал про людей (навов, людов, чудов и т.д.) в необычных обстоятельствах, при этом прорабатывая декорации и все это создавало очень реалистичную атмосферу, в которую верилось. В определенном смысле это стало фишкой творчества Панова. Он это понял и начал сознательно использовать, но при этом сильно уронив качество. Ощущение такое, что писать про людей ему стало не интересно, остался интерес только к декорациям. Только декорации без интересных персонажей, которым хочется сопереживать или хотя бы просто за ними наблюдать, это как игра с хорошей графикой, но пустая по содержанию и делать в ней нечего. Вот так и с этой книгой.

Вадим Юрьевич, похоже, решил поиграть в футурологию, но прогнозов футурологов много и сами по себе они мало интересны широкому кругу читателей, тем более слепленные из такого количества штампов и пугалок, а вот книга в яркой обложке вполне способна заинтересовать и худо-бедно продаться. И если как я, наткнувшись на статью «Forbes» или иную подобную, вы решили попробовать прочесть kamataYan, не тратьте время, оно того не стоит.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Леви Тидхар «Центральная станция»

Farseer, 3 декабря 2018 г. 22:42

Бывает так, к сожалению, все реже, что иная компьютерная игра напоминает хорошую книгу. Когда сценаристы не ленятся и персонажи, сюжет, локации и т.д. прописаны как следует. Тогда создается впечатление, что читаешь интересную книгу, да еще и получаешь редкую возможность в различной мере влиять на сюжет. Чаще всего так везет ролевым фэнтези играм. Но иногда случается и по-другому, книга – похожа на игру. Случаев, когда подобное сравнение идет на пользу книге мне припомнить не удалось и «Центральная станция» исключением не стала.

Отзывы и аннотация очень интриговали и обнадеживали. Сказать, что ожидания не оправдались совсем – нельзя, но и сказать, что получил то, что ожидал – не получится. Про мозаичность упоминали, пожалуй, все читавшие книгу, и она действительно придает изюминку, добавляет атмосферы. Тидхар не пытается обмануть читателя – сразу дает понять, что целостного повествования мы не увидим. А вот необычности – хоть отбавляй. Прежде всего удивляющие колоритные персонажи: врач, вернувшийся на Землю не совсем обычным человеком, а с симбионтом, который меняет восприятие хозяина и защищает от вампиров. Вампиры тоже не обычные, а информационные, но поскольку мир будущего пронизан Разговором – глобальной сетью, то подобный вампир едва ли не худшее, что может приключится с тамошним обывателем. Есть киборги священники, да и вообще киборги там на диво религиозны. Представляете себе верующего терминатора? Виртуальный мир вообще отдельная песня. В нем действительно живут, особенно если это то, что мы сейчас назвали бы онлайн игрой. Некоторые в мире виртуальном зарабатывают на жизнь в реальности. Для других же виртуальность более осязаема чем настоящая жизнь. И не удивительно, есть даже виртуальные боги, со вполне ощутимыми возможностями. Одним словом, интересно. Пока читаешь и разбираешься в реалиях мира. Но как только эта стадия проходит, от книги хочется получить хоть немного сюжета, а с этим плохо. Тидхар связал отдельные истории в нечто единое, но сделал это достаточно небрежно, через персонажей: история каждого тем или иным образом связана с кем-то другим. Но эти связи ведут в никуда. Понимаешь, что продолжение следует, но и с этим проблемы. Вот цитата переводчика: «Многие реалии, которые в «Центральной станции» упомянуты лишь мельком, более подробно описаны в текстах, которые в эту книгу не вошли; некоторые тексты еще не опубликованы – скажем, короткий роман «Цепи сборки», в котором описана одноименная марсианская мыльная опера, – и известны только по интервью и постам автора. Таким образом, не весь контекст известен…». Вот эта недосказанность и создала впечатление, что читал не книгу, а играл в игру в раннем доступе. Причем даже непонятно, бета тест это или даже альфа… Описание интересное, скриншоты красивые. Начинаешь играть и видишь, что с графикой не обманули и локации интересные, вернее локация. Вот только пустовата она. Многих персонажей нет, а те что есть, дают квесты, которые никак не завершить и обещанный сюжет по сути отсутствует. Когда будут патчи и будут ли они ещё неизвестно.

Задумки у автора безусловно интересные и достойны внимания, но недосказанность способна серьезно подпортить впечатление или как минимум помешать объективно оценить книгу. Хочется верить, что в дальнейшем Тидхар будет более конкретен.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Летос»

Farseer, 24 января 2015 г. 01:25

Прежде чем приобрести книгу, некоторое время сомневался. Понимал, что это всего лишь начало, и продолжения придется ждать, а насколько долго – вопрос. Любопытство пересилило. Понравилась манера автора по описанию нового мира. Экскурсы в историю позволяют узнать о конфликте, приведшем к катастрофе, но вместе с тем, по другому воспринимается восхищение главного героя артефактами старины, и подобно ему также проникаешься следами былой эпохи. Пехова читал не очень много: «Искры и ветер», «Пересмешник» и «Страж». Во всех ранее прочитанных книгах в глаза бросалась одна деталь: второстепенные женские персонажи были под час гораздо ярче основных, разве что характер Тиа интересен, а вот относительно остальных такого не скажешь. Бэсс из «Пересмешника» ярче всех прочих женщин книги. Софи, хоть и появляется в «Страже» пару раз, но смотрится интереснее безликой Гертруды. В «Летосе» же есть ощущение, что тенденции меняются. Сойка хоть и не оригинальна, но и пресной ее не назовешь. Шерон тоже получилась с предысторией, что обнадеживает. Книге в целом поставил 7-ку, поскольку это только лишь первая часть цикла, и каких-либо новых идей и оригинальных сюжетных ходов автор в начале решил не делать. Ждем продолжения.

Оценка: 7
⇑ Наверх