Отзывы на рассказы финала от судьи Марии Лебеденко.
Аттракцион-71
Весьма интересная задумка с теорией заговора – особенно занятно получилось то, что она сама по себе выглядит правдоподобно и заставляет вспомнить «страшилки», которыми пугали детей 90-х («а в жвачку лезвия кладут», «а есть игра, которая зомбирует, если долго в нее играть»). Сюжетная линия с расследованием также в целом удалась – загадка раскрывается постепенно, нужные улики возникают вовремя.
Тем не менее, для небольшого по объему рассказа здесь чересчур много задумок – опасные игровые приставки, инопланетяне, безумие девушки и моральные терзания героя, которые, в конечном итоге, выведены на первый план. Стоило убрать один элемент (скажем, инопланетян) и обыграть только теорию заговора – и рассказ смотрелся бы более цельным. А вот финал идеален – он правильно бьет по чувствам и делает историю глубже.
Замкнутый город
Атмосфера рассказа проработана прекрасно – сюрреалистический город и его несимпатичные обитатели заставляют вспомнить одновременно истории Лавкрафта и роман в «В финале Джон умрет» (который тоже мог похвастаться мерзкими монстрами). Отлично обыграна и тема яда – за героя легко переживать и гадать, доберется ли он до выхода.
Из неудач можно отметить слабые диалоги – персонажам не хватает индивидуальности и живости, несмотря на то, что это по сути довольно яркие типажи. Финальный твист тоже достаточно предсказуем – хотя последние строки получились очень хорошими и цепляющими.
Великолепный мир и крайне интересная задумка. Отдельное спасибо за то, что детали здешнего мироустройства подаются дозированно, через описания и диалоги. Эффект погружения постепенный – и вместе с тем вопросов почти не остается, все, что нужно для понимания происходящего, в тексте есть. Сюжет развивается очень плавно, но не теряет при это темпа – небольшое провисание есть только во второй половине рассказа.
Пожалуй, женским персонажам можно было бы чуть добавить красок – несмотря на яркие описания, они вышли плосковатыми. Но трогательный и логичный финал искупает это упущение – и заставляет жалеть, что о мире не получится узнать побольше.
Рыжик
Рассказ – удачный пример того, как из давно известных элементов можно собрать нечто замечательное. Вынужденная робинзонада главного героя, обреченного на смерть в космической тюрьме, и его взаимодействие с ИИ – если разбирать все это по косточкам, то можно увидеть, что темы, в сущности, не новые. Но здесь они складываются в печальную, атмосферно написанную историю, которая оказывается намного больше суммы своих частей. Резкий скачок темпа в финале можно записать в минус – а в плюс добавить очень хорошо прописанное ощущение одиночества и тоски по ошибкам, которые уже не исправить.
Скипер-зверь
Добротно написанный постапокалипсис, которому для интересного сеттинга даже особо не нужны подробности – дроны и неназванные машины, от которых вынуждены спасаться герои, немного напоминают об эпизоде «Металлист» из сериала «Черное зеркало». Холод и безысходность удается прочувствовать сполна – текст наполнен мелкими деталями, которые отлично работают на идею.
К сожалению, персонажи проработаны не совсем равномерно – если Лене, от лица которой нам предлагается смотреть на происходящее, легко сопереживать, то дети либо не выходят за рамки сюжетных функций (Анечка в беде), либо претерпевают немотивированную метаморфозу за рамками повествования (Гриша). Видимо, следовало уделить им чуть больше «экранного времени». А вот титульная сказка о Скипер-звере вписалась отлично – она и жуткая, и поучительная, и достаточно необычная, чтобы быть центральным элементом всего рассказа.
Изморозь
Ледяной хоррор с пробирающей до костей атмосферой. Все, что касается антуража, сделано хорошо – изба и ее пугающая обитательница, тяжелые испытания главного героя и всепроникающий холод написаны ярко и сразу дергают за нужные психологические крючки. Искупить этим недостаток сюжетной оригинальности и банальный образ мертвой супруги, впрочем, не удается – штампы фильмов ужасов в некоторых эпизодах чересчур бросаются в глаза. Хотя идея «бойтесь своих желаний» раскрыта в достаточной мере – разумеется, в достаточной мере для того, чтобы этих самых желаний бояться.
Крафт
И вновь не самая новая задумка в хорошем исполнении. Переписывание собственной судьбы и исправление ошибок прошлого – иногда, как в этом рассказе, вполне буквальное. Текст очень удачно выполнен структурно – героиня словно ходит по кругу, раз за разом возвращаясь в волшебный магазин, все больше и больше увязая в желании переделать свои промахи ради того, чтобы, наконец-то, стало хорошо. Сюжету не хватает действительно яркой переломной точки – попытка создать такую вышла все же слишком мягкой, плавной, как и весь темп рассказа. Однако психологическая проработка характера удалась полностью – финальный выбор логично вытекает из всех предыдущих решений персонажа и заставляет задуматься, что бы ты сделал на ее месте.
Капсула Хоупа
Рассказ похож на НФ-истории середины прошлого века – от него веет некоторой «олдскульностью», Шекли и Азимовым, и это ни в коем случае не минус, а вполне даже плюс. Небольшая герметичная история с неожиданным финалом – ничего лишнего, абсолютно все работает на сюжет. Впрочем, недостаток деталей временами чувствуется – сеттинг можно было бы расписать чуть подробнее, и чуть меньше объяснений вкладывать в уста персонажей. Но, несмотря на это, задумка получилась – антиутопия за пределами камеры с капсулой воспринимается ясно и даже заставляет чувствовать себя неуютно.
Сансрын нисгэгч
Космический (в нескольких смыслах) рассказ с отлично продуманным сюжетом и задумкой. Объединить романтические описания монгольской степи и преданий с межпланетными полетами – нетривиальный ход, который сделал историю очень самобытной. Пожалуй, стоило уделить внимание двоим главным героям в равной степени – рассказчик слишком сильно тянет одеяло на себя, не давая как следует раскрыться второму персонажу. В остальном все на очень высоком уровне – темп не буксует, ружья стреляют вовремя, вот-это-повороты вот-это-поворачиваются, а красота сверхидеи цепляет – так что текст оказывается цельным и проработанным.
Мы, мафиози
Итальянская мафия в космосе – звучит отлично. Да и кольцевая структура рассказа оказывается довольно четкой – дети, которые расплачиваются за грехи родителей, поколение за поколением. Все это выглядит интересно – однако воплощение несколько подкачало. Если убрать из истории научно-фантастический элемент, ничего в целом не поменяется – с тем же успехом персонажи могли бы не перемещаться с планеты на планету, а переезжать из города в город. Атмосферы здесь ощутимо не хватает – ни космической, ни «мафиозной» (кто сказал «Крестный отец?»). Зато сами персонажи проработаны хорошо – братья, которые вынуждены разыскивать блудного отца, думают и действуют по-разному, и различить рассказчиков не составляет никакого труда.
Черное солнце для юного Кина
Рассказ, наполненный интересными идеями. Крылатые люди, странные технологии, которые вручены здешней цивилизации то ли богом, то ли прогрессором, миротворчество – деталей достаточно, и, вместе с тем, мало для того, чтобы полностью удовлетворить любопытство (и это, скорее, плюс). О мире хочется узнать больше – особенно с учетом того, что темп повествования не выдержан, и во второй половине текста события развиваются чересчур стремительно. Складывается впечатление, что рассказчику хотелось как можно быстрее добраться до финала – на контрасте с плавной завязкой это бросается в глаза. Удачные описания и диалоги немного сглаживают это ощущение – да и язык рассказа очень красив.
На Дону и в Замостье
Сеттинг революции встречается не то, чтобы часто – а между тем, это интересная и непростая страница истории, из которой можно выцепить немало ярких идей. Здесь получилась красивая, темная и недобрая притча о цене, которую платит каждый, кто решил менять судьбы мира – и меняться сам. Никаких объяснений фантастическому допущению не требуется – вороные кони красногвардейцев кажутся почти что стихийной, дьявольской силой, которой дополнительные детали только помешают.
Хотелось бы большей проработки характеров центральных героев – постоянное перескакивание от одного POV к другому выглядит излишним. Если бы повествование велось только от лица хромого писаря, было бы гораздо удачнее. А вот чувства рассказ вызывает с успехом – особенно в финале.
Никогда тяжелый шар Земной
Антиутопия в традициях Замятина и Хаксли – все основные элементы здесь на месте. Контроль за населением, разведение людей, запрет знаний, жесткое общественное устройство – кирпичики знакомые и виденные много раз. Тем не менее, они все еще работают – кажется, создать историю в подобном сеттинге, которая не вызывала бы чувство дискомфорта, просто невозможно. Дискомфорт есть и здесь – особенно в тех моментах, которые касаются полузвериного существования героя.
Хэппи-энд кажется немного неуместным – как и легкость, с которой персонажи разрушают веками существовавшую систему. Создается впечатление, что это не стоит почти никаких усилий – но тогда возникает вопрос, почему это не было сделано раньше. А вот из плюсов стоит отметить сочный язык – хлесткие фразы героя звучат очень уместно для его характера и обстоятельств.
Первый выстрел
Занятный мир, напоминающий о Российской Империи времен крепостного права. Концепция талантов, которые можно извлечь и превратить в жизненную силу, смотрится свежо – как и хорошая проработка сюжета, который не спотыкается вплоть до финала. Хотя объяснений тому, как, в конце концов, работает система «выстрелов», для чего нужны цензоры и как именно применяются таланты, хотелось бы побольше – из обрывков видно, что рассказчик продумал больше, чем попало в текст. А вот главные герои вышли на диво обаятельными – первая любовь барина и крепостной девушки смотрится очень трогательно.
Богознаменье
Очень интересный сеттинг и мир, которому трудно отыскать аналоги – и это огромный плюс. Текст грамотно погружает читателя в происходящее, а здешние правила подаются дозированно, но достаточно для понимания. В результате возникает картина яркого, причудливого общества, где переплетаются высокие технологии и магия. Возможно, финал вышел несколько размытым и недостаточно понятным – его стоило проработать чуть лучше. Но это почти не мешает – красота слога и напряженный сюжет все равно делают рассказ очень и очень достойным.
Роение
Нетривиальный хоррор, который пугает больше психологическим аспектом местного фантастического допущения, чем внешними эффектами. Антураж революционной России делает происходящее еще более неуютным, а атмосфера напоминает фильмы Дэвида Линча – тоже ничего не понятно, но очень интересно. К сожалению, ближе к финалу сюжет начинает буксовать – скомканное объяснение и развязка портят выстроенную до этого атмосферу. Да и без вставки с «прямой речью» профессора можно было бы обойтись – она тоже нарушает ритм повествования. Зато задумка с дроблением сознания и сверхсилами выглядит в известной мере страшно, чтобы запомниться.