fantlab ru

Все отзывы посетителя RashKo

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Чайна Мьевиль «Рельсы»

RashKo, 14 мая 2017 г. 17:52

«Railsea» разочаровало до невозможности. Пустейшая книга, почти столь же пустая, как главный герой — вообще непонятно, зачем нужный в сюжете. Абсурдный мир с «морем железных дорог», где «осушили океаны чтобы проложить больше железных дорог, и каким-то образом всё это невероятное железнодорожное мегаполотнище веками поддерживается в рабочем состоянии включая даже механизмы автоматических стрелок («ангелы»-ремонтники? не смешите, это сколько ж миллионов непрерывно работающих «ангелов» потребовалось бы на весь мир, притом что они заявлены как опасная редкость), где несчётные миллионы роющих землю под путями животных отчего-то не вызывают проседания земли (это ж какие тоннели должны оставаться после прокапывания кротища с «зубами каждый с колокольню длиной»?) и обрушения путей?

Но куда хуже главгерой. Мьевиль попытался написать роман про очередного столь модного «нитаковакакфсе» подростка, чья «нитаковость» судя по книге заключается в том, что он совершенно никчёмен и ни в одном ремесле не может себя найти? Он не «не такой» — он никакашечный. Настолько никакашечный, что я даже не помню его имени — я, читавший «Вокзал потерянных снов», «Шрам» и «Нон Лон Дон» ещё в универе, но поныне безошибочно помнящий имена Айзека Дэна дер Гримнебулина, Лин и Дерхан Блудей, Беллис Колдвайн и Сайласа Фенека, Занны и Дибы! А этот сопляк вообще не запечатлелся в памяти. Потому как что был он в книге, что не было его — разницы никакой.

Ну и главное — идея. Во всех предыдущих читанных мной книгах Мьевиля был гештальт. «Вокзал потерянных снов» был пронизан сложной проблематикой классовых и межвидовых отношений в мультикультурном и мультивидовом обществе, социальной ответственности и выбора. «Шрам» был о том, что в политической борьбе побеждает не тот, кто отстраняется и сбегает от проблемы, и не тот, кто поднимает восстание с опорой на чужаков-интервентов — а тот, кто действует исподволь, за кулисами, выстраивая сложнейшие комбинации и в конечном итоге заставляет других, павших в борьбе за свои цели, сложить из своих трупов лестницу по которой он взойдёт на трон. «Нон Лон Дон» был посвящён теме «избранности» и тому, что важнее — абстрактное «предначертание» или конкретная отвага и решимость, тому, что героем может стать любой, если он герой в своём сердце...

А эта книжка — она ни о чём. Вот просто.

Оценка: 4
– [  26  ] +

Ник Перумов «Остров Крови»

RashKo, 15 марта 2017 г. 02:39

– Да что он тут навертел!..

(С) Старуха-процентщица из «Преступления и наказания».

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ну-с, вот и третья часть перумовской трилогии про Молли Блэкуотер, паровую «Бриатаннскую империю» и благородных дикарей-«рооскиез» (rooskiez, ох боже моё...) позади. И я наконец собрал в кучу все впечатления, дабы высказаться о книге как подобает...

Вторая книга закончилась, по сути, тем же что и первая — семья ГГини попала в лапы кровавой гэбни, и чтобы их выручить, сама ГГиня тоже попадает в эти лапы. (Правда, в первой книге она была захвачена — во второй же сдалась добровольно). И теперь её куда-то везут кораблём (куда — легко догадаться, учитывая, что в прошлой книге шпионом мистером Питтвиком был упомянут какой-то остров, куда свозят всё больше технических прибамбасов).

Впрочем, ГГиня отправляется туда не просто так. Ибо у неё, как сказано в конце прошлой книги — дабы заинтриговать читателя — есть ПЛАН(tm).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, «план» состоит только в том, чтобы прихватить с собой обернувшуюся мышью девочку-«перевёртыша» Ярину в качестве поддержки — а там дальше выкручиваться по обстоятельствам. Ну, ладно, ничего лучшего пожалуй всё равно придумать нельзя было: читаем дальше...

На острове, как выясняется, расположено поместье где тусуется всё дворянство Империи — те самые «пэры» из первых частей, и прочие благородные подонки. И ГГиню пол-книги(!) буржуи грузят намёками на то что ей предстоит нечто потрясное, невероятное, превосходящее все её ожидания! ...и выглядит это из их уст, признаться, фальшиво донельзя. Особенно учитывая, что в одном замке с Молли оказалась та самая её одноклассница Кейт Миддлтон, которая малолетняя «damsel-in-distress» — похоже, угодившая в тотальный «дистресс», ибо валяется в постели и медленно помирает от потери жизненных сил.

Завязано всё вроде бы на том, что в героине (если верить предыдущим частям) есть какая-то «пустота», которой якобы обладают все аристократы Империи, а значит за одно это её необходимо срочно пожаловать титулом... Ага. Титулом. После того, как она категорически доказала свою враждебность империи, спалив насмерть почти весь, ВЕСЬ(!) Особый Департамент). Но это ей, конечно же, простят. И ладно бы это было просто обманкой, которой её манят в корыстных целях — нет, ей всерьёз собираются устроить «посвящение» в аристократы...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...заключающееся в том, что при ней принесут в жертву одного из отловленных Департаментом магов, а она поглотит его жизненную силу и это продлит её молодость. Здесь выясняется страшный-ужасный (и конечно же «невыносимо оригинальный») секрет — оказывается, аристократы Империи с помощью построенных в подвалах острова машин выкачивают из магов силу и ей «подзаряжаются» и омолаживаются. Причём не один век подряд — кое-кому из них уже четыреста лет.

Так... спокойно... сейчас... нет, блин, господи, чёрт возьми, ёмоё — СЕРЬЁЗНО? Аристократы живут по четыреста лет, периодически вдруг снова молодея? И никто в их чёртовой Империи не замечает этого??? Империя срисована с викторианской Англии — а не с какого-нибудь Китая, где вся знать может жить в каком-нибудь дворцовом Запретном Городе, никогда не показываясь простолюдинам, чтобы те не увидели и не догадались. И они не меняют внешность, не притворяются собственными сыновьями/внуками (кстати, а как с проблемой наследования? как вообще наследничек вступит во владение фамильными богатствами — при вечно молодом папке?) — нет, всё просто и прямо как топором в лоб. Да за несколько веков их бы сто раз уже спалили — и Империю смело бы народное восстание, потому что люди не потерпят, когда кучка избранных владеет бессмертием.

Конечно же, в Молли «пустоты» не оказывается — и её моментально арестовывают и бросают в каменный мешок, не утруждаясь подробным расследованием. Ну, тут на помощь снова приходит любимый приём Перумова — Рояль Всемогущий!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Буржуй лорд Спенсер (который внезапно делается из злыдня хорошим и помогает ГГине) подсказывает той, что нужно «скрутить магию» в клубок чтобы та стала не видна «маговидящим» камерам. Фокус срабатывает, ГГиню снова признают своей и резко начинают обихаживать по-новой, суля титулы и регалии... От такой резкой перемены мнений аж во рту кисло. «Ооо, девочка совсем-совсем наша, сделаем её столбовой дворянкой!» — «Ааа, она нас обманула, ха-ха-ха, в темницу её на хлеб и воду!» — «А, нет, мы передумали, она снова будет столбовой дворянкой, скорее сшейте ей новое платье и потанцуйте её на балу!»

И, да... откуда этот Спенсер знает, что можно «скрутить магию»? Какого вообще чёрта он знает о возможностях магии больше учившейся у сильнейшей колдуньи ГГини? Департамент то не знает о магии нифига, то внезапно знает о ней слишком много — Перумов мечется, как всё та же «стрелка осциллографа».

Ладно, плевать...

На помощь ГГине являются её псевдорусские друзья. У них дома меж тем бушует война, по городам гвоздят миномёты и раскатывают танки — а колдуны во главе с местными бабами-ягами отбиваются чем могут, но разумеется безуспешно, ибо с ними нет Молли которая бы ПРЕВОЗМОГЛА(tm). (Да и, если честно, исконно roozskaja магия по сравнению с доброй сталью и бронебойным снарядом выглядит довольно-таки убого... Впрочем, какая ещё она «исконно русская»? шаблонное перумовское «швыряние горящими черепами» сто раз уже читанное в исполнении всех этих фессов и прочих орлангуров. И никакой аутентичности кроме каких-то упомянутых для галочки «чѣрт и рѣзовъ»).

Вообще, мне нравится подача Перумовым магической темы. Rooskiez у него все такие хорошие-благородные друзья природе и всему живому... И при этом их магические методы, кхм, вызывают недоумение. ОтрезАть врагам головы, оживлять и сажать на колья; призывать из бездны тёмные силы; превращать людей в безумных кровожадных чудовищ; жертвовать тёмным силам людские души... Эй, кто там упрекал в сатанизме и оккультизме «Гарри Поттера»?

Ну и в конечном итоге, после продирания через три книги цикла, нам наконец-то являют Главного Злыдня. Притом через прямо-таки обожаемый мой ход — когда Зло ВНЕЗАПНО появляется на последних пятидесяти страницах книги (до этого не засветившись ни разу), только чтобы быть побеждённым!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как оказывается, местное Зло — какой-то Нетопырь, один из компании потусторонних зверей, некогда свалившихся на этот мир из космоса и теперь правящих им. Космическая «лесная братва» поделила сферы влияния, оттяпав себе лучшее — а Нетопыря поставила, что называется «чистить парашу», отчего тот озлобился и теперь хочет традиционно завоевать мир, для чего ему нужна «избранная» ГГиня.

Не считая того, что такое вот внезапное появление злодея создаёт впечатление, что автор его спешно придумал под самый конец — мне как читателю непонятно, чем же оный злодей плох. С ним поступили несправедливо, за что его определили «под нары» мироздания — не раскрывается, так что воспринимать его как реальное Зло достаточно сложно. Да и для реального Зла он, вообще-то, довольно тусклый... как и, чёрт побери, ВСЕ остальные персонажи этой книги!

Короче, всем пофиг, героиня его победила. Ура.

Ну, вот и развязка. Фух... Итак, на протяжении трёх частей автор неустанно накручивал проблемы. По всей Империи ловят магов; детей с родителями депортируют; Особый Департамент зверствует: а вот теперь выясняется ещё и что у правительства подвалы набиты скелетами и затоплены кровью. Все три книги ГГиня думает, что нужно всё исправить, терзаясь вопросом — ну как исправить? И читатель с трепетом затаил дыхание: что же она сделает?

Молли с самого начала анонсирована как попытка «Гаечки» (неудачная, увы) — технарка, предпочитающая куклам инструменты. И пофиг, что её технические умения пригодились ей по-настоящему ровно один (1) раз — в первой книге когда она на бронепоезде трубу чинит. Главное — она технарь, а теперь ещё и овладела магией. Девочка, объединяющая в себе знание техники и магии — что же она может сделать для решения проблем?

Создать «синтез» техники и магии, сотворив новые механизмы, работающие на магической энергии — которые не будут загрязнять природу, так что Королевству не нужно больше переть на север за углём и лесом, и настанет мир?

Проникнуть в основы мироздания, как в часовой механизм, и изменить принципы магии так, что она перестанет «сжигать» изнутри людей — а ещё лишит коварных аристократов-вурдалаков возможности дальше вурдалачить?

Открыть глаза имперскому народу, чтобы аристократы под угрозой бунта пошли на реформы и прекратили ловить магов?

Сколько вариантов; и знаете, как ГГиня в конце концов решает столь долго педалируемые самим автором проблемы?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никак.

Вот серьёзно. Она просто берет семью и сваливает в земли rooskiez — учиться магии дальше и учить младшего брата. И в конце сама признаёт — ну да, ничего не изменилось, всё так же в Империи ловят магов, зверствует Департамент, а аристократы убивают людей на Острове Крови чтобы поддерживать своё бессмертие... И думает, что когда-нибудь, намного позже, вернётся в Империю — потому что там «много детей и людей» (серьёзно, вот прям так и написано: единственный раз на моей памяти так высказался какой-то школоло из детской книжки Э.Успенского про Машу Филиппенко) нуждающихся в её помощи.

Ага, много позже. Я даже скажу, когда: НИКОГДА, блин. Потому что это последняя книга цикла, завершающаяся словом «Конец». Пускай где-то там, дальше, ежедневно гибнут люди, сгорая в пожаре собственной магии или в чудовищных установках аристократов, пускай врываются в дома среди ночи чекисты Департамента, упиваются чужими жизнями вампиры-буржуи, рыдают вдовы и плачут дети — ГГиня свалила от всего этого, и разруливать будет когда-нибудь потом. Хэппи энд.

Знаете, что я вам скажу? Гарри Поттер, Лира Белаква, Китнисс Эвердин, сироты Бодлер, Галька Тук — все они плюнули бы Молли Блэкуотер в лицо. Хотя по уму стоит плевать в лицо не ей, а ответственному за такой вот сюжетный финт ушами.

И хоть все три книги ГГиня подаётся как некий уникум и надежда всякого, кому посчастливится ей завладеть — на самом-то деле, получается, она не спасла ни свою страну, ни свой народ, ни даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...несчастную Кейт Миддлтон, выпитую аристократом-вампиром, которая пол-книги чахнет-чахнет-чахнет, и наконец на последних страницах испускает дух. Притом этот момент вообще повергает в недоумение — ибо эти же пол-книги Молли неустанно нудит про себя и вслух, что «Кэти, что с Кэти, как там Кэти, надо спасти Кэти, Кэти, Кэти-Кэти-Кэти!»... А потом просто сваливает с того острова в компании друзей, оставив эту самую Кэти помирать в замке. Хотя могла бы забрать с собой, как поначалу планировала — и она, и Ярина, и оборотни знали о ней. Но зачем? пофиг Кэти, валим в Лондон!

«Грустная повесть о бедной сиротке Гретхен, ее болезнях, горестях и безвременном преставлении в тяжких муках» (С), блллин.

Ну и, конечно, отдельно порадовала любовная линия. Молли и её возлюбленного-медведа. Который даже язык её понимает cherez pen-kalodu... Вообще, когда они успели друг друга узнать как следует, чтобы полюбить? Много ли проводили времени наедине, разговаривали о прошлом, делились тайнами, по лесу гуляли цветики сбирали?.. А вот нет. Несмотря на здоровенный объём текста аж на три книги, вместо убедительной любовной линии нам дан какой-то эрзац. Автор своим произволом срочно влюбил друг в друга двоих детей, и тем удовлетворился. Аминь.

Кстати, ГГиня с сестрой медведа общалась раз в десять больше. При таких условиях, ей-богу, я бы сильнее поверил даже в любовную линию Молли с этой сестрой :)

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Я не знаю, чему должна научить детей эта книга. Просто не знаю, честно. Попытки вывести какую-то мораль из трёх томов приводят к отказу соображалки.

Но общее моё впечатление от цикла, завершившегося столь эпичным сливом сюжета и различных так и не выстреливших ружей (даже кошку Ди забыли — невзирая на все намёки что это-де непростая кошка, в финале ГГиня просто её забирает и увозит к rooskiez) можно выразить вот этой короткой сказочкой — написанной моим хорошим другом и соавтором.

«Скакал Иван-Дурак через чисто поле на лихом коне. Ехал в царство Кощеево, чтобы Кощея злого победить и суженую свою, Василису Прекрасную, освободить.

Прознал Иван-Дурак, что смерть Кощеева в игле, та в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук — на дубе высоком на цепях железных висит. Прискакал к дубу, вдарил по нему мечом булатным — дуб и повалился.

Ударился сундук оземь, лопнули цепи железные. Выскочил из сундука заяц — и убежал от дурака, только его и видели!

- Ну и по фиг, — подумал дурак. — Сундук тоже хорошо, и цепи в хозяйстве пригодятся!

Собрал цепи в сундук, взвалил его на коня и уехал в родные края».

КОНЕЦ.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Хау.

Оценка: 1
– [  22  ] +

Ник Перумов «Сталь, пар и магия»

RashKo, 4 декабря 2016 г. 11:59

После отзыва на первую книгу цикла «Кулибин с косичками и её кошка VS То-ли-королевство-то-ли-Империя», странно было бы не отозваться и о второй тоже. Хотя вторая книжка, если можно так выразиться, не скаламбурив, ВТОРИЧНА по отношению к первой — так что особо сказать и не о чем.

Если в первой книге было какое-никакое разнообразие декораций — не только загаженный Норд-Йорк с угробленной экологией, но и девственная северная тайга с поселениями rooskiez — то вторая происходит целиком и полностью в Норд-Йорке. Даже в пределах одного города можно порадовать читателя разнообразием «задников» на сцене (Чайна Мьевиль с Нью-Кробюзоном и НонЛонДоном тому порукой): но это явно не к Перумову, практически все его фоны одинаково серо-ржавые. Будь то городские улицы, казематы кровавой гэбни или городские катакомбы — описания не больно-то разнятся. Впрочем, не к этому претензии.

Претензии больше к сюжету. Если в первой книжке злодейский Особый Департамент был заявлен через мысли ГГини как «умная» коварная охранка, «не похожая на глупых злодеев из книжек» — то уже во второй книжке Перумов лёгким движением пера крушит робкую надежду на это. Потому что с первых страниц у книжки диагностируются симптомы того рака, который неумолимо поражает подростковую фантастику: дабы герою удавалось раз за разом побеждать — злодеи начинают вести себя как идиоты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В первой же главе героиня, арестованная вместе со всей своей семьёй в конце первой книжки и попавшая в казематы королевско-имперской «охранки» — Особого Департамента — с лёгкостью обманывает не кого-нибудь, а крупного чина этой самой охранки, наврав ему что она-де завербованная rooskiez шпионка, которую прислали обратно в Имперолевство (во второй книге Перумов наконец определился в пользу «Империи», поскольку Королевство явно контролирует другие земли — так, в этом мире определённо есть индусы и эскимосы-инуиты) чтобы «собирать сведения». Потому что она-де хорошо разбирается в моделях кораблей и поездов и может за ними следить.

Окей, засланная шпионка — пацанка с косичками всё же выглядит немного разумней, чем засланный шпион — подконвойный уборщик мусора (как любимый мальчик ГГини в первой книжке)... но ёмоё, Перумов, вы что — СЕРЬЁЗНО? Идёт война, на Север эшелонами шлют войска, и очень много солдат и офицеров не только гибнут, но и пропадают без вести в боях с rooskiez. И Департаменту — даже несмотря на то что он явно настолько туп, что не догадывается проверять всех пленных rooskiez своими маговидящими «фотоаппаратами» — известно, что они воюют с врагом, владеющим магией. Спрашивается, что мешает rooskiez магическим путём «обработать» пленных офицеров и поставить их себе на службу (под угрозой хотя бы, что если ослушаются или сдадутся — вся кровь мигом в теле вскипит, самое банальное) — чтобы те потом вернулись к своим, «выжившие в северных лесах» (а в то, что там способен выжить взрослый, подготовленный к войне мужик — куда легче поверить, чем в то, что там выживет девочка с косичками)... чтобы шпионить и передавать действительно важные сведения? С кем из высшего командования армии — да что там, хотя бы из числа среднего офицерского звена — регулярно общается девочка, не имеющая никакой родни в армии (даже папа её железнодорожный врач, а не военный), которую к тому же куда легче заподозрить, уличить и расколоть?

Департамент считает своих врагов идиотами? Не верю, плоха та «охранка», которая недооценивает врага.

АВТОР считает их врагов — а возможно, и читателей — идиотами? О, в это охотно поверю.

Конечно же, враги ведутся и Молли возвращается к нормальной жизни. Ну, насколько можно назвать «нормальной» жизнь перумовского персонажа. Потому что уже спустя всего ничего героиню начинают бомбить роялями из небесных кущ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То оставленная ей для предполагаемых шпионов-rooskiez по приказу Департамента записка (которую априори некому забирать, ведь на самом деле никаких шпионов нет и никто её не подсылал!) ВНЕЗАПНО исчезает из придуманного ей на ходу тайника...

То у её младшего братишки — до этого выполнявшего исключительно выбешивающую как героиню так и читателя функцию — ВНЕЗАПНО тоже прорезается магия, и он из хнычущего капризного сопляка резко превращается в «братика-братишечку-которого-надо-защищать-спасать-от-пули-собой-заслонить»...

То на дом героини ВНЕЗАПНО сваливается посреди ночи [s]зондеркоманда[/s] группа Особого Департамента для задержания нелегального мага (брата) — как и полагается настоящей группе задержания, орущая во все глотки и заранее оповещающая о своём приближении светом-шумом-рёвом, притом не только виновников но и всех их соседей... притом вроде бы нигде до этого не всплывали сведения о том что Департамент умеет выявлять магов на расстоя... чёрт, да кого это волнует?

Продолжать можно долго. Достаточно сказать, что периодически роялит магический дар героини — тот самый, который она вроде бы в начале первой книжки утратила. Ага. И как только сильно припекает — Молли «стискивает зубы» (нэпрэмэнно, конечно же!) и ПРЕВОЗМОГАЕТ. Притом в обязательном порядке — шквалом огня, сметающим всё и вся, под выкрикиваемые фразы на roozskom (ей-же, даже из уст гопника Алекса в «Заводном Апельсине» русские слова звучали естественней). Заезженно (и далеко не одним лишь Перумовым) до такой степени, что скулы сводит. Неужели кроме огня вложить в руки персонажу уже и нечего?

Короче, Молли жжот напалмом, испепеляя людей и технику и плодя безутешных вдов и сирот в огромных количествах. Вот кстати о технике подробней. Выглядит всё так, будто в промежутке между первой и второй книгами Перумов припомнил опыт других авторов в жанре стимпанка (первое ощущение — всё того же Мьевиля с его милиционерами в шагающих паровых доспехах и Советом Конструкций — живой свалкой сломанных роботов с коллективным разумом), сопоставил со своей прозой и сказал: «Оh, yo-moyo!». В результате во второй книге — и штурмовики Департамента в шагающих паровых доспехах, и полное подземелье сломанных роботов внезапно оживающих чтобы УБИТЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ... Нет, может, конечно, это всё планировалось заранее. Я это не к тому. А к тому, что особенно логичным выглядит применение Департаментом штурмовиков в громоздких и неповоротливых паровых латах — против магов-нелегалов, про которых если доподлинно что и известно, так это то, что главное и страшнейшее их оружие (и Молли в том числе) — ОГОНЬ. Против пламени высочайших температур — неповоротливых амбалов в железе. Видимо, начальство Департамента решило, что сотрудников лучше подавать не жареными, а запечёнными в фольге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неудивительно, что Молли за одну книгу выпиливает практически весь (!) Особый Департамент. Правда, ей об этом сообщает в финале один из лидеров Департамента, и, возможно, верить ему можно не больше, чем лживому особисту О'Брайену в «1984» Оруэлла — но я чего-то не ожидаю таких тонкостей от цикла про Молли Блэкуотер

О персонажах. За всю книгу новых более-менее заметных персонажей вводится несколько штук: лидеры охранки — имперские «пэры», вскользь упомянутая в первой книжке одноклассница ГГини Кейт Миддлтон — типичная малолетняя «дамзель-ин-дистресс», завербованный rooskiez двойной агент-имперец (вот: вот единственный по-настоящему удачный пример игры спецслужб в романе — человека завербовали в обмен на спасённую жизнь и сокрытие его тайны)... А также девочка-rooskaya по имени Ярина, в довесок к друзьям ГГини — «верволке» Волке (о господи...) и «вермедведю» (о господиии!!!) Всеславу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Об этой вот Ярине стоит сказать особенно, ибо данная героиня по сути визитная карточка Перумова. Пацановатая маленькая девочка, которая «перевёртыш» и умеет превращаться вообще во что угодно — хоть в мышь, хоть в хоря, хоть в змею, хоть в ГИГАНТСКУЮ НЕВЕДОМУЮ ГРЁБАНУЮ ФИГНЮ от которой сам Ктулху начал бы под себя ходить: и которая не по-детски жестокая тварь в обманчиво-няшном обличье... Короче, наидешевейщий эпатаж который привык встречать в аниме, но не в литературе от вроде бы «мэтров» и «наше всё». Маленькая девочка со взглядом волчицы (а также — мышицы, хорьчицы, змеицы, крысицы и тэ дэ...). Создается впечатление, что если в книге Перумова нет невинной с виду девочки с руками по уши в крови и безумными очами — то это не книга Перумова.

Ну и сюжетные ходы — это, конечно, сила. Книга начинается с того, что семью ГГини захватывает особый департамент, чем вынуждает ГГиню к решительным действиям. В середине книги семью ГГини захватывает особый департамент, чем вынуждает ГГиню к решительным действиям. Ну и финал книги потрясает своей неожиданностью и закрученностью! — ибо в финале...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...семью ГГини захватывает особый департамент, чем вынуждает ГГиню к решительным действиям.

Куда интереснее — по крайней мере, неожиданней — имхо было бы, если б Департамент захватил не семью, а друзей ГГини. Верволчицу и вермедведя. Это по крайней мере придало бы напряжённости концовке — героиня осталась одна, помощи ждать не от кого! и вот она невзирая на все уговоры семьи, скрепя сердце, отсылает родных — и отправляется вызволять друзей... Увы, друзья остались на свободе — а значит, бомбардировка роялями исправно продолжится и в третьей книге

Комментировать, думаю, излишне. Всё и так сказано. А ведь ещё третья книжка впереди — ой-ой-ой, мамочки-мамочки, божечки-кошечки...

Хау.

Оценка: 1
– [  39  ] +

Ник Перумов «За краем мира»

RashKo, 26 октября 2016 г. 05:30

Ох, и разгулялся нынче на просторах фантастики нашенской и ненашенской жанр, условно обозначенный как «стимпанк». Почему условно? В основном потому, что сейчас этот ярлык норовят налепить на всё. Изначальная, гибсоно-стерлинговская чистота и заложенные каноны жанра (поначалу задумывавшегося как занятный эксперимент — попытка совместить ужасные антиутопические реалии мрачного киберпанковского будущего с не менее ужасными реалиями подлинного викторианского прошлого «доброй старой Англии» под общей эгидой веры в технологический прогресс и пугающую рассудочную мощь «мыслящих машин») давно уже погребены под колоссальным нагромождением непойми чего. Из первичного рецепта выдернули несколько основных ингредиентов (паромобили/дирижабли/револьверы/шляпы-цилиндры и т.п.), швырнули в котёл — и следом валят в этот котёл кто чего горазд. Магию, орков и эльфов, огромных паровых человекоподобных роботов, чудеса электричества, биотехнологии, богов и демонов... И всё — «стимпанк, стимпанк, стимпанк!..» А бурлящее в котле варево стремительно меняет цвет и запах, и сам уже не знаешь, чего ждать, попробовав его в любую секунду — то ли райской амброзии, то ли пронесёт как из трубы.

Представьте, что вы приходите в самые разные рестораны, открываете меню — и там абсолютно ВСЕ блюда, в которых есть свекла, названы «Борщ».

В чём же причина? Надо полагать, в пресловутой эстетике стимпанка. Спору нет, всё это — величественные дирижабли в небесах, локомотивы, плащи и шляпы-цилиндры — выглядит очень стильно. Вот этот стиль и пытаются придать своему произведению многочисленные авторы. (Хуже то, что многочисленные возникающие проблемы например технического характера они ничтоже сумняшеся решают введением всяческих магий и гоблинов, не задумываясь, нужно ли это произведению). К тому же следует отдать должное — среди таких поделий немало и хороших, годных вещей. Плохих, конечно, как всегда больше — но тут уж увы.

В общем, как жанр паровоз-стимпанк ещё пропыхтит немало, таща за собой прицепом целый состав «стимпопа» (этого вот эрзац-стимпанка), вереницу вагонов, груженных волшебными элфами в цилиндрахЪ и гнумами в очках-гоглах. Потому что — МОДНО.

...Так что удивительно было бы, если б за стимпанк не взялся Ник Перумов.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Как обнаружил я, взяв книжку с прилавка в книжном и прочтя аннотацию, цикл про Молли Блэкуотер задуман Перумовым не просто как подростковый фэнтези-стимпанк. Это, извольте знать, ПАТРИОТИЧЕСКИЙ (по мнению, судя по всему, большинства фанатов) подростковый фэнтези-стимпанк! в котором паровая «Бриатаннская империя» ведёт войну с колдовскими «варварами-ROOSKIEZ», которые... В принципе мне этого хватило чтобы книжку закрыть и положить обратно: и спокойно дождаться халявной интернет-версии.

О, нет, я вовсе не антипатриот. Совсем наоборот: я люблю своё российское отечество, желаю ему разрешения всех текущих внутренних и внешних проблем и счастливого будущего, и никуда не хочу из него уезжать. И вот именно поэтому ко всяческого рода «патриотическим» вещам отношусь крайне настороженно. Потому что «обучение молодёжи патриотизму» у нас сейчас, увы, переживает серьёзный «кризис жанра» и нередко скатывается до профанации.

Теперь же учить молодёжь родину любить взялся Ник Перумов.

Когда писать про великий и непобедимый русский народ берётся человек, благополучно съехавший в Америку и предпочитающий «болеть душой» за Россиюшку на уютном безопасном расстоянии — это не то чтобы плохо, но к такой книжке подходишь с двойным вниманием. Ибо интересно, не позабыл ли он там на чужбине родные реалии, и про какую собственно Россиюшку он писать намерен — про настоящую или про свои «фантомные боли» по небывалому. У Набокова, например, получилась прекрасная «Ада», сочетающая любовь автора как к России так и к США. У Перумова же... Открываем книжку?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Как выясняется, мир Молли Блэкуотер — не совсем наш. Возник он в результате некоего «Катаклизма», «перемешавшего времена и земли» — так, что Британские острова викторианской эпохи сделались полуостровом и присоединены теперь непосредственно к «суровым заснеженным (а то как же иначе) землям варваров».

«Бриатанния» — не то королевство, не то империя: в первой книжке автор единожды упомянув империю потом отделывается только и исключительно «Королевством». (Во второй книжке таки выясняется что всё же империя, правда какие ещё земли-колонии-сателлиты есть под властью этой империи — не раскрывается). И она как и полагается вся такая стимпанковая-престимпанковая: на пару работает абсолютно всё. Не только поезда-автомобили-заводы-пароходы — но и паровые печатные машинки, и паровые чертёжные доски (эм, што?). У власти как и положено «Её величество», опирающееся на «пэров», графов и прочих буржуев.

И разумеется всё по канонам стимпопа, где в викторианоподобном паровом обществе есть лишь три профессии — либо аристократ, либо рабочий на заводах, либо безумный учёный. Всюду угольная гарь, вонь, чадЪ, мракЪ, дымЪ и полный трындецЪ экологии. При этом не совсем понятно, чем вызвано столь широкое распространение паровых приблуд. Как будто просто тем, чтоб было как можно больше дымящихся железяк. Вспомнить Гибсона и Стерлинга: в их «Разностной машине» повсюду, буквально повсюду были всякие рекламные плакаты и лозунги, мелкие прибамбасы, погоня за модой — так, что этот мир казался живым, ярким и нестерпимо вонючим! так, что читатель сразу понимал — текущее загрязнение всего вызвано постоянным производством чего-то для ненасытного молоха общества потребления. А у Перумова — «Экскаваторы добывающие металл ради постройки новых экскаваторов». «Стим» (и проистекающий из него «-панк») тут не средство, и даже не цель, а декорация — шаблонная и потому малоинтересная любому кто прочитал из жанра хоть что-то кроме этой книжки.

Ещё в этом мире есть магия. Которая плохая ибо ненаучна и неконтролируема (а ещё от неё человеки взрываются), и потому за её носителями охотится Имперская <инквизиция> служба безопасности под названием Особый Департамент, которые смотрят на людей в особую камеру типа фотоаппарата и видят, колдун он или нет — и всех у кого есть магия «закрывают». Идея «борьбы прогресса против магии», разумеется, настолько невероятно и невыносимо оригинальна, что... в общем, было-было-было.

Так как для постоянного кормления экскаваторостроительных экскаваторов нужны дрова и уголь, Королевство ведёт экспансию на север, где сплошная тайга и где обитают варвары под названием «rooskiez». С варварами типа нельзя договориться потому что они используют магию, а потому их всех необходимо EXTERMINATE. Правда отчего-то получается слабовато. Пленных варваров гонят в Королевство, где они в оранжевых жилетках под присмотром «констеблей» (конечно же) подметают улицы и чинят фонари.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При этом как оказывается дальше по сюжету — некоторые из пленных оказываются магами: которые спокойно ведут какую-то «разведку» (что может разведывать подконвойный чернорабочий — вести стратегический учёт мусора на улицах?), а потом могут свалить обратно. Спрашивается, почему весь такой страшный-ужасный Особый Департамент не проводит проверку всех без исключения пленных своей камерой?

Дальше — rooskiez. Северные варвары, прошу любить и жаловать. Владеют магией, живут в <лесу молятся колесу> бревенчатых деревне-городах, носят вышиванки и вешают под потолочные балки связки сушёных трав. Честные-гордые-благородные, сражаются с Королевством за свои земли, «чужой земли не хотим ни пяди — но и своей вершка не отдадим»... и всё прочее, необходимое чтобы сыграть на самолюбии русскоязычной ЦА и поднять продажи книжки.

Знаете, что мне мешало проникнуться? То, что при чтении про «rooskiez» я не раз изумлённо поднимал бровь с одной мыслью — «эм, а это вообще КТО?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Давайте разберёмся. «Северные варвары» Перумова зовут себя «русскими»:

- НО при этом носят только и исключительно обожаемые современными смехотворными «неоязычниками» имена вроде Всеслав, Светозар, Вышегор, Предслава, Мечеслав и тэ дэ, и тэ пэ;

- НО при этом, по словам одной из героинь, Катаклизм их застиг в период когда у них были «первые литые пушки и пищали» — на секундочку, пушки на Руси появились в конце XIV века, ориентировочно четыреста лет после крещения Руси, когда уже давно вошли в обиход привычные нам христианские имена;

- НО при этом христианские имена всё равно rooskiez известны — кота одной из героинь зовут Vasilii;

- НО при этом они употребляют совершенно не соответствующие Древней Руси выражения — например, идти «na front» (даже в словаре Даля, «фронт» — всего лишь армейский строй, а ещё не театр военных действий);

- НО при этом аутентичности в их словах особо нет, не считая пословиц-поговорок — магию они зовут «магия» (а не «волшба», «чары» там), кракенов — кракенами (а не «полипами» или ещё какими восьминогами)...

В общем, не русские а какая-то сборная солянка из разделённых целыми веками стереотипов о народе, слепленных в один ком и ляпнутых на тарелку читателю — нате жрите, пожалуйста. И как-то без любви, без теплоты подан этот харч: без всяких приятных деталек быта, которые бы сделали описываемый народ симпатичным в глазах читателя. Просто надо было сделать антагониста паровой Бриатаннии (прописанной, невзирая на свою нелогичность, несравненно ЛУЧШЕ и тщательней) — окей, сделали.

Откуда взялось пышноцветье «типа rooskih» имён — гадать даже не приходится, учитывая любовь Перумова к этому всему современному сляпанному на коленке «родноверию», фанатики которого упоённо лепят себе типа «родные» имена — опять-таки все эти Ратибор, Мечеслав, Вышеполк, Яйцеслав, Велемуд... и прочий пыр-дыр-дыр. С полным игнорированием того факта, что такими кудрявыми именами только знать имела право зваться — а простой народ носил славные имена Дурак, Пузо, Чёрт, Кочерга, Упырь и так далее...

Перумов в очередной раз написал не про настоящих русских, а про какую-то свою фантазию, густо замешанную на кондовых представлениях о родноверии. Этакий сон Веры Павловны. Вопрос в другом: если книжка ориентирована на патриотические чувства — будет ли читатель ассоциировать себя с этими вот фальшивыми русскими? Может я слишком циничен, но у меня при прочтении ни малейшего душевного сопереживания этим непонятным, невесть откуда вынырнувшим квазирусским не возникло, хотя вроде должно было. А ведь книжка ориентирована на детей, и что же они подумают, пытаясь сопоставить этот сон Веры Павловны с тем, чему их учит история?

Непродуманность и небрежность — худшее, что можно себе позволить в литературе для подрастающего поколения. Которой вроде бы следует наставлять, учить и прививать любовь и уважение. К своей стране и к своему народу. Настоящему, а не каким-то даже на стереотипную «клюкву» не тянущим варварам, как будто специально рассчитанным скорее на зарубежных малолетних читателей и последующий перевод книжки на английский, чтобы ещё и на Западе баблишка подрубить...

Ну, про что ещё не сказал? Про персонажей. Исправим. Есть главгероиня — девочка с косичками, у которой папа доктор а мама викторианская пустоголовая кукла, но при этом девочка — пацан в юбке и технарь по складу мышления, рубящая в любой механике (непонятно откуда) и чертящая чертежи.

Это про персонажей всё. Другие внимания не заслуживают.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как в принципе и сюжетные ходы. Если герой книжки с самого начала воспитывается в условиях постоянной агитации про то что «вот это-то нехорошее, а вон те-то — плохие!» — девяносто девять против одного, что он завладеет «этим» (в данном случае магией) и попадёт к «тем» (в данном случае rooskiez) чтобы убедиться, что они на самом деле хорошие. Интриги, таким образом — ноль. Как сказал Александр Кузьменков в рецензии на виктор-пелевинский S.N.U.F.F: «Душевная эволюция героя тоже традиционно буддийская, трехстворчатая: неведение (жизнь Грыма в Уркаине), познание (приобщение к ложным ценностям Бизантиума), просветление (бегство из офшара)» (С). Тут то же самое с поправкой на Молли Блэкуотер: жила в Норд-Йорке и верила что магия плохая а rooskiez злые — завладела магией и попала к rooskiez — узнала что магия естественна а rooskiez добрые.

Это правомочно — но боже моё, сколько же уже литературы написано на эту тему ДО Перумова, и сколько же будет написано ПОСЛЕ!

В итоге... Сугубое кратковременное развлечение. Не обременяющее мозг, достаточно «дырявое» и нелогичное чтобы диагностировать недостаточную проработанность, ценное преимущественно антуражем и ни в коем случае не годное для воспитания каких-либо реальных патриотических чувств.

Хау.

Оценка: 1
– [  81  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Созерцатель»

RashKo, 18 октября 2016 г. 20:29

Алексея Пехова я прочёл всего, книгу за книгой. И теперь, с высоты многих лет прочтения, могу более-менее с уверенностью говорить о его творчестве — сравнивая старое и новое. Тем более, что, как с неохотой замечают даже преданные фанаты, Пехов упорно повторяется из книги в книгу. И это касается не только одних и тех же персонажей — набора кукол, на которых раз за разом напяливают новые парики, наряды и шляпы.

Во-первых, в творчестве Пехова существуют две тенденции:

А) МАГИЯ вырождается/приходит в упадок, и

Б) ПРОГРЕСС развивается/загаживает мир.

Раз за разом, раз за разом. Если в книжке основа мира магия, то она непременно скатывается: а если прогресс — то он непременно прёт вперёд семимильными шагами, «отравляя реки/заполняя воздух гарью/усыпая кварталы пеплом» (описания разнообразием тоже не отличаются). Навскидочку попробуйте угадать, к какому из двух вариантов относится новое произведение.

Во-вторых, как опять же замечают многие, прочтя новую книгу Пехова — легко можно угадать, в какую игрушку он играл перед написанием. (Нет, речь не идёт о плагиате, конечно же, ни в коем случае — скорее, скажем так, о том, какая игра ВДОХНОВИЛА автора).

Пехов поиграл в The Thief — нате вам «Хроники Сиалы».

Пехов поиграл в Fallout — нате вам «Последний Завет».

Пехов поиграл в The Myth — нате вам «Искатели Ветра»/«Ветры Искр»/«Искры Ветр» и тэ пэ.

Пехов поиграл в Vampire: The Masquerade — нате вам «Киндрэт».

Пехов поиграл в The Witcher — нате вам «Стража»...

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Что можно сказать про новый роман?

Пехов поиграл в Dishonored.

Конец рецензии.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ладно, разумеется, не конец.

Но писать, в общем-то, особо не о чем. Новый роман Пехова, по сути — всё тот же «Пересмешник», наспех перекрашенный без предварительного ошкуривания и грунтовки и поданный под видом свежачка. Опять «отравляемый прогрессом мир», в котором существуют люди с <Талантом и Даром> «ингениумом», в котором срисованный с викторианского Лондона <Рапгар> Хервингемм — столица <Княжества> Королевства — ведёт войну с почитающими солнце <малозанцами> искирами за обладающее невероятным магическим/энергетическим потенциалом новооткрытое вещество — <«чёрную кровь»> «моторию»... (Вообще, читая Пехова фактически гарантируешь себе, что нация главзлыдней будет срисована с каких-нибудь арабов/китайцев/японцев или других пугающих обывателя басурман — даже если злыдни разумные рептилии, как в «Ловцах удачи»). Опять уберпушки с неправдоподобного действия патронами... Опять дирижабли, в конце-то концов.

Кто-то где-то что-то сказал про «детально проработанный оригинальный мир»? Вряд ли. Пехов с удручающей частотой использует приём, именуемый в энциклопедиях тропов «Срисованная фэнтезийная культура»: рисует кальку с реальных стран-народов, вплоть до присущих этому народу атрибутов. Не скажу, что это плохо, если читатель ассоциирует текст с чем-то ему знакомым — но довольно ЛЕНИВО. Это и «Под знаком Мантикоры», это и «Страж» (с Альбаландом/Нидерландами, Литавией/Италией, Прогансу/Провансом (Францией), Ольским/Польским королевством и т.д.), это и «Пересмешник» (с Кохеттом-Италией, Жвилья-Францией и скорбящими по «последней павшей крепости» и молящимися цветущему посоху иенальцами-евреями), это даже и «Летос» (куда Пехов не удержался воткнуть срисованную Италию с Сильвио-Мильвио и «сиорой»-синьорой)...

Здесь всё и вся в мире настолько же узнаваемо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Королевство — Британская Империя (и столичный район Сэфо/Сохо, и «Королевство где не заходит солнце», и констебли на улицах, и свой «Долог путь до Типперери», и так далее). Республика — Франция (когда какой-то народ жрёт лягушек и проигрывает в мировой войне на раз-два, тут даже и сомнений не возникает). Конфедерация Отцов-Основателей — США, кто бы сомневался. Искиры и «Мандаринское царство» — Японская Империя и Китай, а экспортирующая чай «Галькурда» — Калькутта (Индия) ... Дальше можно и не продолжать. (Ну и да, Риерта с крылатым единорогом и «дуксом» = Венеция с крылатым львом и дожем). Кстати, это по-моему первое произведение Пехова, где появляется срисованная Россия — «холодная Руза» (экспортирующая разумеется «ruzska vodka», ктооо бы сомневался).

Срисованная фэнтезийная культура — вовсе не плохо. Плохо то, что Пехов берёт цельные куски из нашего мира и вставляет его в свои фэнтезийные без внятной мотивации. В «Страже» уже было цельновыдернутое христианство со святыми, Ватиканом, Папой и прочей камарильей, воткнутое в «не наш» мир... И в этом произведении Пехов СНОВА втыкает в мир христианство с Иисусом и «вторым пришествием«! Зачем это делать сознательно — я чёрт знает, разве что дабы потом сделать как Перумов фишку с путешествующим из мира в мир злыднем-«Спасителем» который основывает во всех мирах церкви «Хрустального дракона Иисуса» (тоже популярный троп — срисованное христианство в фэнтези). Помимо Иисуса надёргано и немало другой мелочи, разбирать которую даже неохота.

Ладно, что там дальше... Главгерой. Ну тут всё традиционно для Пехова — герой-«Я-слишком-стар-для-этого-дерьма». Верно было сказано — всё тот же «Серый» из «Искры ветр»: разумеется, ветеран войны, оставивший всех друзей валяться на полях сражений, искалеченный прошлым, периодически бухающий и разочарованный во всем и вся. Тюкнутый на голову, отчего цвет ему кажется «вкусом». Что, впрочем, не спасает: какой-нибудь «фрак вкуса дырбырдырского ананаса» или «броня вкуса каколупского гладиолуса» — ну конечно же, ведь дырбырдырский ананас (или гладиолус) настолько распространены что читатель сразу поймёт о чём речь! Как и например чудное сравнение «застонала, как обезьяна, которую лишили банана» — ну разумеется, кто из читателей Пехова не слышал стона обезьяны, лишённой банана: осенью в средней полосе России по всем берёзам обезьяны сидят — стонут от голода, потому что бананы преждевременно осыпались.

Язык по-прежнему ужасен. Все те же невыносимо оригинальные и остроумные сравнения а-ля «Мокрый, как гоблин, которого орки окунули в бочку с водой». Всё то же кошмарное построение предложений в духе «Ветры искр» («вожжи по управлению телом»), «Пересмешника» («фонари в которых с помощью магии плясали огни») и «Летоса» (из-под стола раздался крик, НЕСКОНЧАЕМЫЙ и БЕСКОНЕЧНЫЙ»). Самое запомнившееся из свежачка (неточная цитата): «Её широкие штаны, ПОХОЖИЕ на юбку, ПОХОДИЛИ на крылья ворона». Восхитительно.

Главная интрига сюжета... Риерта, где происходит основная часть действия — отчасти этакая «Зона» из небезызвестного цикла про сталкера, с аномалиями и монстрами. (В данном случае, роль монстров играют «контаги» — мутанты такие, название не склоняется).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Основной замут в том, что контаги возникают из-за отравляющего действия паров мотории. И очередной «безумный учёный» открыл способ очистки мотории... путём переработки «изменённых».

Где я это читал? Много где. Самое первое, приходящее на ум — проходная «Праймашина» Вадима Панова, где драгоценная магическая субстанция «прайм» добывается при переработке в этой самой «праймашине» видоизменённых под действием прайма людей-«героев». Так что этот торт я уже тоже много раз ел.

В итоге... Ничего нового. Ничего такого, чего мы не читали бы уже не только у Пехова — но и у множества других, зачастую куда более талантливых авторов. Ни оригинальных идей, ни оригинальных персонажей, ни оригинального мира. Не скажу, что книга совершенно плоха — но она пуста. А это для книги самое худшее. Если она не способна не только восхитить и очаровать, но даже возмутить и отвратить (как нашумевшие с недавних пор упоротые «Дети против волшебников») — то это очень скверно. А новинка от Пехова именно такова.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Закончить обзор хотелось бы отличным, на мой вкус, высказыванием от моего очень хорошего друга и соавтора, которого я очень ценю (и который мне и дал наводку на новый креатив Пехова):

«В Риерте не говорят «Человек человеку волк». В Риерте говорят — «Контаги контаги контаги».

Хау.

Оценка: 1
⇑ Наверх