fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя ameshavkin
Страницы: 123456789...330331332333334335336337338...347348349350351

 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 20:33

цитата zarya

А с понятием "жанр" та беда, что у этого слова несколько значений

У слова жанр одно значение, хотя и очень приблизительное.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 20:31

цитата Kail Itorr

"Гильгамеш" письменный, ибо записан

Былины тоже записаны. Но "письменных" былин все равно не бывает.

цитата Kail Itorr

зачитывался как раз для развлечения слушателей-ассирийцев, отнюдь не связанных кровными узами с шумером Гильгамешем

Прочитайте предисловие к любому изданию "Гильгамеша", узнаете много нового.
Ну хотя бы про то, что у шумеров была своя поэма, у аккадцев своя.
И как вы себе представляете процесс "зачитывания" с глиняных табличек?:-)))
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 19:17

цитата Kail Itorr

существенные отличия

Гильгамеш устный, "Путешествие" письменное.
Гильгамеш создавался для прославления предков, "Путешествие" для развлечения современников.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 19:14

цитата Шолль

Совсем недавно — это выходит лет двести

По сравнению с многотысячелетним опытом человечества это все равно что вчера.

цитата Шолль

А Женетт у меня всегда ассоциировался с энтузиастами, пытающимися все, что до них было сделано, сбросить с парохода современности....

Зря вы так. Ценность "Введения в архитекст" прежде всего в том, что там изложены принципы генологических классификаций от Платона и Аристотеля до середины 20 в. в связи с общими проблемами теории литературы.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 18:08

цитата Kail Itorr

А чем "Путешествие на Запад" не эпос? Текст абсолютно того же класса, что и Гильгамеш...

Абсолютно не того же.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 18:07

цитата Animus

Фантастика — может выражаться как минимум в трех ипостасях: жанр, метод и сеттинг.

Вы смотрите на литературу через геймерские очки. Такой взгляд тоже может быть полезен, но очень ограниченно.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 26 октября 2009 г. 18:00

цитата kagerou

Но в общем и целом ест только три способа для автора поставить образ воего авторского "я" по отношеию к повествованию: либо ты стоишь "над" (эпика), либо "в" (лирика), либо полностью "вне" (драма).

Это позднейшая проекция.
Почитайте "Введение в архитекст" Женетта, там описаны и другие попытки обосновать "только три рода". Например, сопоставить их с временами (эпос — прошлое, лирика — настоящее, драма — будущее) или лицами (эпос — от третьего лица, лирика — от первого лица, драма — от второго лица). И т.д.
Что же касается авторского "я", то это совсем недавнее изобретение, введенное романтиками. На традиционных ступенях развития литературы оно отсутствовало.

На дописьменной стадии ни в одной литературе вообще не было ни лирики, ни драмы. И даже на письменной стадии — как вы объясните отсутствие эпоса в той же китайской литературе?
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 21:19

цитата kagerou

Вам стало легче?

Спасибо, и намного.
Способ организации художественной речи разный в лирике и в драме. В басне и оде он тоже разный. И в сказке и новелле. И так далее.
Ниоткуда не следует, что существует три "основных" способа организовать художественную речь.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 21:01

цитата kagerou

Хронотоп — это художественный образ места/времени, если говоить совсем уж для чайников.

Хорошо, перефразирую:
Как выделить в художественном произведении образ места/времени, до сих пор толком никому не понятно.

цитата kagerou

И способ организации нарратива там одинаковый?

Должен вас огорчить: нарратив это
1) то же, что "повествование";
2) повествовательное произведение.
Лирика и драма вообще не нарративные жанры.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 19:37

цитата Шолль

рекомендую учебники Хализева (1999), Тюпы, Тамарченко (после 2005).

В те баснословные времена, в начале 80-х, заглядывал и в Хализева, и в Тюпу, и в Эсалнек, и в Чернеца. Кажется, это одна школа. С тех пор как-то не воспринимал их всерьез. Попробую ознакомиться с последними работами.

цитата Шолль

Кстати, Тамарченко Е.Д. (не путайте с Тамарченко Н.Д — теоретик литературы) очень хорошо написал ряд статей и диссертацию о научной фантастике.

Кстати, я работал у него в издательстве, был у него на похоронах. Уж не спутаю.
И вообще прошу у вас прощения за твердолобую упертость.8:-0
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Вопросы к знатокам > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 18:18
Frigorifico по-моему, стоит. Хотя я в оригинале читал, перевод так себе.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Помогите вспомнить автора или книгу > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 17:01
vassa4563 из более-менее новых "Мир Вечного Полдня" Басова, "Плаха и секира" Брайдера-Чадовича.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 15:03
Dark Andrew у тебя нереальные запросы. Литературоведение не наука. Вернее, это наука в процессе становления. Тут приводили очень удачную аналогию с биологической систематикой. "Традиционное" литературоведение с его "тремя родами" топчется на уровне средневековых "Физиологов" и бестиариев, а до Линнея еще очень далеко.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 14:54

цитата kagerou

Когда я предложила простую и понятную классификацию — по способц создания фантастического хронотопа — вы ее отвергли первым. На каком основании? На том, что вам было непонятно — и до сих пор непонятно — что такое хронотоп.

"Хронотоп" — понятие, которое ввел Бахтин, исходя из своих философских воззрений. Опираясь на марбургскую школу и Ухтомского. Что это такое, до сих пор никому толком непонятно. Общепринятым его никак не назовешь.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 24 октября 2009 г. 14:42

цитата Шолль

Это вы считаете род литератруы не существующим

Женетт меня поддерживает.:-)
На чем основано это сакраментальное деление на "три основных рода"? Да ни на чем, так на потолке написано. Видите ли, "эпическому" произведению "присуща" какая-то там "объективность". Бла-бла-бла. Чистой воды схоластика. Т.е. логически непротиворечивые рассуждения, безотносительные к реальности как таковой.

цитата Шолль

А если лично Вы хотите блуждать в потемках — я ничего не имею против, только других туда не заводите.

Лично я хочу блуждать в потемках, а не брать в поводыри слепца (я имею в виду авторитет "общепринятого мнения", а не кого-то из присутствующих).

цитата Шолль

Почитайте учебник по теории литературы сначала.

"Сначала" и я читал учебники, это было четверть века назад. С тех пор мой круг чтения расширился.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 23 октября 2009 г. 20:05

цитата Шолль

Оно нерелевантно для определения РОДА. Не приписывайте мне своих мыслей!

Извините, я постоянно забываю, что вы приписываете реальное существование этой абстракции.

цитата Шолль

В свою очередь хочу спросить, а стихотворения в прозе Тургенева?

Прозаический лирический малый жанр.

цитата Шолль

Вопрос в том, что вы предлагаете сначала различать произведения по объему, а потом выделять их признаки.

Не "сначала и потом", а одновременно. Разве я утверждал, что роман сначала крупная форма, а потом повествовательная? Оба признака критически важны.

цитата Шолль

Размер вы будете определять относительно чего? Относительно "Войны и мира" почти все — мелочь, а относительно хокку (хайку) — все ну ООчень крупно

Извините, но это софистика. Чтобы отличить роман от рассказа и поэму от стихотворения, мы все равно обречены использовать понятие объема.

цитата Шолль

Так вот я и хочу вам сказать, не мешайте приемы с жанрами.

Что поделаешь, если они сами смешиваются.
У древнеримской сатиры была твердая форма, это 100% жанр, а не прием.

цитата Шолль

дидактическая элегия в древнегреческой литературе!

Единственный представитель — Феогнид. Но есть ли у него лирика? По-моему, чистая дидактика.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 23 октября 2009 г. 19:47

цитата kagerou

Так что эта оппозиция существует в уже развитой жанровой системе.

Абсолютно верно. Это я и хотел сказать.
Другие системы нам не интересны.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 23 октября 2009 г. 14:54

цитата Kail Itorr

"Школа в Кармартене", например... или тот же ГарриПоттер.

...или "Три мушкетера".
Про "лирические" черты подробнее, пожалуйста.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 23 октября 2009 г. 13:31

цитата Шолль

Разделение на стихи/прозу возникло как попытка отделить художественную или сакральную речь от повседневной

Вы так пишете, будто это установленный факт. А это всего лишь рассуждение общего характера. Факт в том, что в разных литературах разделение на стихи/прозу возникало по-разному. Например, в русскую оно было импортировано с запада в ходе общей вестернизации.

цитата Шолль

Можно обнаружить и стихотворные и прозаические произведения любого рода.

Вы хотите сказать, что различие между стихом и прозой нерелевантно для определения жанра? Тогда обнаружьте прозаический сонет.

цитата Шолль

Ставить объем произведения выше существенно значимых признаков

Ни один из признаков я не ставлю "выше". Для романа равно значимы крупная форма и повествовательность. А вот проза не является дистинктивным признаком, только дополнительным.

цитата Шолль

Так "Война и мир" и "Преступление и наказание" окажутся у вас в различных группах только исходя из того, что объем первого значительно превышает объем второго.

Для таких романов как "Война и мир" есть еще термин "эпопея". Размер имеет значение!

цитата Шолль

А сатира как прием?

А фантастика как прием?

цитата Шолль

А вам не приходит в голову, что поучительная, дидактическая цель может решаться и в рамках повествования о событиях (поучить на чужом примере), и в рамках высказывания о себе (поучить на своем примере)?

Дидактика и повествование могут смешиваться ("Путешествия Гулливера"), дидактика и лирика — никогда.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 23 октября 2009 г. 12:32

цитата kagerou

Гаспаров не занимался Китаем.

Это проблема китайцев, а не Гаспарова.
Ни Аристотель, ни Бахтин не занимались Китаем. И? При чем здесь Китай?
Оппозиция стих/проза не универсальна, в древнерусской литературе ее не было, чтобы в Китай не ходить.
Но мы же о современной.

Страницы: 123456789...330331332333334335336337338...347348349350351
⇑ Наверх