fantlab ru

Все отзывы посетителя Tot-kto-chitaet

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Бернар Вербер «Танатонавты»

Tot-kto-chitaet, 2 апреля 2020 г. 08:32

Прочитал книгу и дальше читать цикл продолжать не буду. Очевидно, книга писалась с определенной целью. В ней проделывается своеобразная попытка научно доказать, что божественное и сверхъестественное является чем-то реальным, научно доказуемым, а потому религии не являются чем-то необоснованным. Как я не люблю людей, которые пытаются опровергнуть религию с помощью науки (Докинз), так мне и не нравится, когда пытаются научно обосновать религию, например существование бога. Я считаю, что наука должна стоять в стороне от религии, потому что то же самое существование бога нельзя ни научно доказать, ни научно опровергнуть. Я придерживаюсь такой точки зрения, поэтому можно сказать, что я агностик. Я не заявляю, подобно атеистам, что бога нет. Я считаю, что на этот вопрос невозможно ответить. Узнаем, когда умрём. С другой стороны, я атеист по отношению к другим религиям, которые однозначно признают, что бог есть (по крайней мере, есть что-то иррациональное и сверхъестественное для человеческого понимания) и дают ему своё толкование. Автор книги, скорее всего, верующий человек. Только верующий человек может так глумиться над главными персонажами, один из которых агностик, а другой атеист. Мол, видите, сама наука подтверждает тезис о существовании божественных сил, об этом твердят самые что ни на есть люди науки. Вчерашние прожженные до мозга костей атеисты и агностики превращаются в верующих людей. Хотя я и оценил иронию и цинизм автора, ни то ни другое я не поддерживаю. Таково моё субъективное отношение к идее данного романа.

Касательно сюжета и самих персонажей, тут на четверочку, возможно даже с минусом. Чувствуется некоторая картонность, пресность или, наоборот, приторность персонажей, не всегда обосновываются их мотивы. Почему, например, Мишель отказался от Амандины и влюбился в Розу? Просто так. Возникает ощущения, автору не понравилась сюжетная линия и он решил её оборвать и создать новую, а вот как-то логически связать это ему уже было лень. Становление/взросление героя невозможно адекватно описать, если отсутствует причинно-следственная связь в изменении морального облика персонажа. И это лишь один пример, таких мелочей в книге много. В итоге получается не полноценный пазл, а комок из его несостыковавшихся деталей.

Я думаю, эта книга, как никакая другая, является книгой настроения, книгой мировоззрения, если хотите. Я не сомневаюсь, что эта книга понравится читателям с религиозным складом ума, которые ценят саму идею произведения, а персонажей и сюжет уже во вторую очередь.

P.S. Я лично не против подобной литературы, мне просто не нравится каким образом всё проделано, именно, в этом произведении. Грубоватая работа. Если хотите увидеть пример книг с грамотно вплетенным религиозным мотивом, с интересным сюжетом и живыми персонажами, советую почитать цикл «Воплощения Бессмертия» Пирса Энтони. Никаких танатонавтов после этого читать не захочется.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Пирс Энтони «На коне бледном»

Tot-kto-chitaet, 23 мая 2019 г. 21:23

Хорошая книга, на которую маловато отзывов. Совесть замучила и я решился сам написать. Что можно сказать о книге? Многие сравнивают её по стилю с романами Терри Пратчетта. Отчасти стили действительно похожи, но только отчасти. Если в книгах Терри Пратчетта делается уклон в сторону юмора и приключений, то в этой книге нашёл для себя больше драмы, психологизма и философии. Как по мне, автор вообще мог отказаться от идеи написать книгу в жанре фэнтези в пользу мистического реализма. Книга стала бы гораздо серьёзнее, но юмора стало бы, естественно, поменьше. Что представляет из себя мир, или точнее сказать религиозная система этого мира (так как роман прежде всего описывает бытие надмировых, и скажем прямо, божественных сил)? Видно, что автор кое-что изучал из курса религиоведения. Религия представляет из себя смесь античной греческой и римской мифологии, гностического христианства и, возможно, немного зороастризма. Есть Бог, есть Сатана, оба равны по мощи, оба стремятся разными способами получить власть над миром и его душами. Хорошие души идут в рай, плохие – в ад. Те, кто накопил поровну добра и зла следуют в Чистилище (или если Смерть захочет могут попасть в рай либо в ад). Однако сам механизм мироздания они не обслуживают, слишком мелко для таких сущностей, именуемых Вечными. Этим занимаются инкарнации, или, как их ещё называют, «Воплощения». Воплощение Времени Хронос, Воплощение Природы Гея, Воплощение Судьбы в разных ипостасях, Воплощения Войны Марс. Ну и виновник данной книги и тот, вокруг которого будет вращаться сюжет – Воплощение Смерти Танатос. Каждое Воплощение имеет абсолютную власть, но в своей области. Сам статус Бога, или Воплощения (как угодно) скорее выглядит как титул или должность, ведь ими становятся люди при стечении определенных обстоятельств. Таким образом, в зависимости от того, кто занимает данную «должность» меняется и само её содержание. Так как Воплощениями являются люди, пусть и необычные, естественно, что они хотят победить силы Зла. Ведь Сатана сильно вовлечён в земные дела, не брезгует хитрыми приёмами, в то время как сам Бог играет по правилам и почти не вмешивается в дела смертных. Воплощения не могут победить Сатану в одиночку, поэтому им надо кооперироваться и каждое воплощение старается по возможности помочь другому. В этот бульон и закидывают нашего главного героя. Недавно человек, а сегодня сам Бог Смерти Танатос, которому за время службы придётся в корне переосмыслить понимание жизни и смерти, встретить любовь, а также невольно втянуться в интригу, инициированную его коллегами. Также в книге очень остро встаёт вопрос о Добре и Зле. Танатос лично должен обслужить те души, которые застряли посередине между добром и злом, решить судьбу тех, кто натворил грехов столько же сколько и геройских дел, и ситуации как на зло всегда нестандартные. Танатос по ходу романа всё чаще и чаще будет убеждаться, что мир скорее серый, чем черно-белый. Люди нередко идут на зло, чтобы сделать благо, а добрые намерения не всегда ведут к добру.

Из незначительных минусов мог бы отметить последнюю главу и немного пафосный финал, диалоги можно было выдержать в более нейтральном стиле, какими я в голове их и рисовал. Поэтому все равно поставлю максимальную оценку. Любителям хорошего фэнтези, драмы, философии и психологии рекомендуется.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Брендон Сандерсон «Пепел и сталь»

Tot-kto-chitaet, 15 апреля 2018 г. 21:43

Только что закончил чтение «Последней Империи» (The Final Empire), или как наши локализаторы обозвали книгу «Пепел и сталь». То что пепел присутствует в названии, понять ещё можно, потому что он окутывает город и портит накидки героев на протяжении всего романа, и создаёт антураж. А вот сталь тут причём, когда это всего лишь один из многих металлов, используемых в алломантии и которому в сюжете уделено чуть больше, чем ноль внимания и не вокруг него всё вертится?

Помимо неудачного перевода названия книги, это уж точно не вина Сандерсона, мне придраться не к чему. Книга образец, как надо писать правильное, грамотное, серое (в хорошем смысле слова) и прагматичное фэнтези. Мир и его герои не шаблонны. Здесь нет абсолютного добра и абсолютного зла (привет Властелину колец). Другой крайности (аля дарк фэнтези), где весь мир прогнил и все люди злы в разных пропорциях – тоже нет. При этом всего есть в меру. От дарк фэнтези взят сам мир и диспозиция. Добро давным-давно проиграло и миром правит «Темный Властелин», или Вседержитель, который держит под контролем знать и манипулирует ею, которая в свою очередь угнетает, пытает и убивает всю остальную массу населения. Люди в основном либо жестоки и беспощадны (аристократия, братство, Вседержитель) либо подавленное и ни на что не надеющееся жалкое подобие людей, которые прожили 1000 лет под пятой бессмертного диктатора и не верят в революцию. Но с другой стороны есть место и добру, в этой матрице живут люди, которые хотят изменить этот мир в лучшую сторону, люди, которые на протяжении всего романа показывают и доказывают свою благодетель, меняются в лучшую сторону, хотя они, конечно же, имеют и пару другую недостатков и они не бессмертны, автор обязательно убьёт парочку любимых вами героев. Даже «Тёмный Властелин» в романе походу сюжета предстаёт не совсем тёмным, ему и его ноше начинаешь сочувствовать. От этого мир предстаёт довольно таки реалистичным, он уносит с головой и в него легко погружаешься. По атмосфере книгу и (надеюсь) сам цикл можно поставить в ряд с такими как: «Игра престолов» Джорджа Мартина, «Первый Закон» Джо Аберкромби. Ещё ближе, на мой взгляд, к данной по атмосфере книге роман Энтони Райана «Песнь крови».

Судя по отзывам, многие ругают эту первую книгу в цикле, говоря, что она немного скучноватая, а вот дальше начнётся... Ну не знаю, я тогда вдвойне счастлив, что начал читать этот цикл. Если первую книгу считают «ужасной», а следующие по-лучше, то я могу только представлять как будет взрываться мой мозг от счастья походу цикла. Хотя это только показывает мастерство автора, который с каждым романом улучшает своё творчество. Многие почему-то обошли стороной Вин, найдя её полустатичным и неинтересным персонажем. Мне же она запала в душу. Было интересно наблюдать за её эволюцией из закомплексованной воришки в храбрую женщину-алломанта (алломантия – местная магия). На мой взгляд, наравне с Кельсером, самый харизматичный персонаж в романе, интересно будет наблюдать продолжение её любовной линии с Элендом, которую тоже почему-то ругают. Будет интересно наблюдать, что у них там будет происходить, в особенности, что будет происходить с Элендом (тоже интересный персонаж, его положение к концу 1 книги обещает множество перспектив).

В общем, советую всем почитать это фэнтези. Лично для меня это стало первое знакомство с автором, которое я уверен продолжится долго.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Патрик Несс, Шиван Доуд «Голос монстра»

Tot-kto-chitaet, 1 января 2018 г. 11:20

Эту книгу можно причислить к разряду лучшей литературы для подростков. Этому способствует и малый размер «романа», который больше воспринимается как небольшая повесть или рассказ, благодаря чему чтение не затягивается надолго и та квинтэссенция смыслов, которые пропитывают роман и делают это чтение одновременно интересным и полезным. Прежде всего книга про взросление главного героя. В жизни каждого человека иногда происходят такие события, которые заставляют целиком или частично поменять мировоззрение, отказаться от старых идеалов и поступков, изменить характер и стиль поведения. В нашем случае, речь идёт о беззаботном тринадцатилетнем подростке, Коноре, который в свои юные годы уже сталкивается со смертью. Умирает его мать, самое близкое и дорогое, что есть у мальчика. Столкнуться со смертью в такие годы, признать её существование и смириться трудно даже взрослым. Что же может произойти в голове простого мальчика, если не взрыв? Взрыв старых представлений и шаблонов, которые сопровождали его жизнь. Это заставляет его изменить взгляд на мир и людей вокруг. Это заставляет его повзрослеть. Он понимает, что не всегда люди получают то, что заслуживают. Что нет абсолютного добра и абсолютного зла и так далее. Невозможно принять эти идеи и при этом остаться беззаботным подростком одновременно. И поэтому, монстр, который присутствует в романе это лишь своеобразная метафора в романе. Этот монстр в сложных обстоятельствах появляется всегда и у всех людей как ответ на собственную слабость, могущий её превозмочь и сделать человека сильнее и взрослее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Ты сам позвал меня, Конор О’Молли, — заявило чудовище, серьезно глядя на него. — Тебе и отвечать на эти вопросы.

— Я позвал тебя, чтобы ты спас ее. — Лицо Конора покраснело, слёзы бессильной ярости покатились по щекам. — Чтобы ты ее вылечил!

Листья чудовища зашелестели, словно налетел ветер, — это был долгий, тихий вздох.

— Я пришел не для того, чтобы лечить ее, — возразило чудовище. — Я пришел лечить тебя.

Книга пропитана сильным психологизмом, в ней прекрасна реализована концепция принятия горя человеком. Сначала идёт отрицание: Конор отказывается поверить, что его близкий человек может умереть, что смерть возможна. Потом гнев: Конор злится на врачей, не могущих спасти свою мать; на мать, что не верит в своё исцеление ина родственников по той же причине; на свою подругу, взболтнувшую правду одноклассникам; на себя, за то, что в тайне желает, чтобы мать быстрее умерла и её мучения были прекращены, при этом желая её жизни, зная что она будет страдать; на весь мир и всех людей, что жалеет его и относится предвзято из-за смерти матери, и и отказывается его наказать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Вы даже не собираетесь наказать меня?

— А смысл, Кон? — Отец покачал головой. — Есть ли в этом смысл?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Думал напугать меня, О’Молли? — спросил Гарри, потирая окровавленный лоб. — Думаешь, я стану тебя бояться?

Конор не ответил, он просто двинулся к нему.

Гарри отступил на шаг.

— Конор О’Молли, которого все жалеют из-за его мамочки, — пробормотал он, и в голосе его зазвучали ядовитые нотки, — бродит по школе, делая вид, что он особенный, страдалец, которого никто не понимает…

Конор уже настиг Гарри.

— Конор О’Молли, который так хочет, чтобы его наказали, — продолжал тот. Он не сводил глаз с Конора, но при его приближении отступал на шаг. — Конор О’Молли, которому просто нужно,чтобы его наказали. Так почему, Конор О’Молли? Какие ужасные секреты ты скрываешь?

— Заткнись! — приказал Конор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не имеет значения, что ты думаешь, — продолжало чудовище. — В мыслях ты противоречишь себе сотни раз за день. С одной стороны, ты хотел дать ей уйти, а с другой, ты в отчаянии призвал меня её спасти. Ты верил успокоительной лжи, зная болезненную правду, которая делала эту ложь необходимой. И ты сам наказал себя за веру и в то, и в другое.

Торг. Поняв, наконец, что смерть реальна и действительно может настигнуть его мать, Конор начинает торговаться с судьбой. Он начинает верить, что есть особенное лекарство (из тисового дерева), которое спасёт и исцелит его мать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Конор, — начал отец. — Новый курс лечения, который проходит твоя мама…

— … ей поможет, — уверенно заявил Конор.

Отец мгновение сидел молча.

— Нет, Конор, — наконец возразил он. — Возможно, вовсе нет…

— Поможет, — настаивал Конор.

— Это последняя соломинка, сынок. Мне жаль, что все происходит так быстро.

— Это вылечит ее. Я уверен.

— Конор, — продолжал его отец. — Конор, бабушка злится на меня ещё и потому, что думает, будто мы не говорим тебе правды. О том, что сейчас происходит.

— Да что бабушка об этом знает?

Отец положил руку ему на плечо.

— Конор, бабушка…

— Мама всё делает правильно, — Конор встал и покачал головой. — Этот новый курс лечения — тайна. Он поможет, есть причина. Я знаю, что говорю.

Отец, казалось, смутился.

— Какая ещё причина?

— Возвращайся в Америку, — продолжал Конор, — Возвращайся к своей новой семье, нам будет хорошо здесь без тебя. Лекарство поможет.

— Конор, не…

— Да! Оно поможет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чудовище вылечит маму. Так и будет. Иначе зачем оно приходило? Других вариантов не было. Оно же ходячее дерево здоровья, такое же дерево, из которого сделали лекарство для матери. Иначе зачем это чудовище приходило?

«Пожалуйста, — мысленно попросил Конор, глядя на свой нетронутый поднос с обедом. — Пожалуйста»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Как это лекарство могло не сработать? — снова спросил Конор, будто ожидал услышать что-то другое.

— Знаю, — ответила его мама, по-прежнему печально улыбаясь. — Когда я каждый день смотрела на этот тис, мне казалось, что у меня есть друг, который придет на помощь в трудную минуту.

Конор по-прежнему держал руки сложенными на груди.

— Но он не помог.

Его мама едва заметно кивнула. На лице ее читалось беспокойство, и Конор понимал, что мама беспокоится о нем.

— И что теперь? — спросил Конор. — Врачи будут придумывать новый курс лечения?

Мама не ответила, но это уже само по себе было ответом.

Тогда Конор сказал очень громко:

— Разве нет еще какого-нибудь лекарства? — и это уже был не вопрос.

— Мне жаль, сынок, — пробормотала мама, слезы потекли у нее из глаз, хотя она по-прежнему улыбалась. — Мне в жизни никогда не было так сильно жаль.

Конор снова уставился в пол. Казалось, он не дышит, словно кошмар отнял у него силы.

— Ты говорила, он сработает, — сказал он едва слышно.

— Знаю.

— Ты сказала. Ты верила, что он сработает.

— Знаю.

— Ты лгала, — Конор снова посмотрел на мать. — Все это время ты мне лгала.

— Я и сама верила, что он сработает, — прошептала она. — Может, поэтому я так долго и продержалась, Конор. Я верилаточно так же, как и ты.

Мама протянула к Конору руку, но он отодвинул ее.

— Ты лгала, — повторил он.

— Я думаю, в глубине сердца, ты всегда знал правду, — сказала его мать. — Разве не так?

Конор не ответил.

Депрессия. Герой, понимая, что не в силах как-либо изменить и повлиять на судьбу, впадает в меланхолию и только уже потом смиряется с ней спокойно принимая как факт, неизбежную и непреложную данность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конор хотел было спросить о том, что случится после, но не посмел.

Потому что чувствовал, что знает.

— Если ты скажешь правду, ты сможешь принять любое грядущее, — прошептало чудовище ему на ухо.

А Конор все смотрел на маму, на ее вытянутую руку. Он кашлянул и заплакал.

Реальность ничуть не напоминала кошмар. Все было проще и яснее.

Но так же тяжело.

Он взял мать за руку.

Она на мгновение открыла глаза и поймала его взгляд. Потом снова опустила веки.

Но она все же увидела его.

И он понял, что все произошло именно здесь. Он понял, что на самом деле не было пути назад. То, что должно было случиться, — случится независимо от его чувств и желаний.

И еще он знал, что должен пройти через это.

Ужасно. Хуже, чем ужасно.

Но он сумеет это пережить.

Именно для этого пришло чудовище. Его присутствие было необходимо. Конор нуждался в нем и позвал его. И чудовище пришло. Но только на время.

Поэтому, не смотря на то, что концовка является грустной, нельзя сказать, что она является плохой. Мать не выжила, никакого хэппи-энда, но в тоже время мы видим моральный облик героя, который духовно исцелился и понял, что смерть это всего лишь часть жизни в её круговороте (да в этом есть какие-то буддистские нотки и повторение буддистских философских притч на тему смерти).

В завершение можно сказать, что данная литература идеально подойдёт не только развивающемся поколению, но и вполне взрослым читателям. Может поэтому её и можно назвать лучшей?!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Межавторский цикл «Дарт Бэйн»

Tot-kto-chitaet, 6 ноября 2017 г. 18:37

Только начиная писать рецензию, я уже понимаю как трудно это будет сделать. Не могу не согласиться с Vlad Tot. Изначально, когда я брал книгу, то не рассчитывал получить что-то серьёзное, ожидал увидеть добротную старваровскую боевую фантастику и не более того. Как же приятно иногда ошибаться. С другой стороны, я предчувствовал, что раз события происходят в эпоху Старой Республики (которую я люблю больше всего), то они скорей всего будут насыщены большей мрачностью и прагматизмом, чего редко увидишь в фильмах и мультфильмах, которые описывают эпохи зарождения империи и последующего восстания. Возможно поэтому Диснеевцы данные события назвали каноном, а то что было за тысячи лет до рождения Люка — апокрифом и фан-литературой, которые не обязательны к просмотру, дабы не травмировать детишек в лишний раз. Так как идеи Старой Республики во многом нестандартны.

Первая нестандартность проявляется в самом подходе. Обычно повествование идёт от лица «хороших» людей: джедаев, республиканцев, повстанцев, республиканцев- повстанцев и т.д. Нас психически принуждают принимать их точку зрения, сочувствовать им, вживаться именно в их шкуру. А те кто поступают противоположно — ну что же, значит они злые, а их мотивы непонятны, а значит в них даже разбираться не надо, достаточно окрестить всех, кто находится на той стороне абсолютным злом. Тут же, в данной трилогии, нам представляется возможность увидеть мир глазами «негодяев», то бишь ситхов и их прислужников, увидеть их мотивацию и, в конце концов, понять, что всё то, что противоположно — необязательно плохо. По крайней мере, ярый сторонник джедаев признает, что всё сложнее, чем кажется. zvezdochet2009 более-менее и вкратце передал сюжет трилогии, так что не вижу смысла повторяться, я займу свою нишу, а объектом рассмотрения сделаю саму Темную сторону силы. Заранее извиняюсь за большое количество цитат, я их вставляю только для того, чтобы лучше выразить идеи и посылы трилогии и сделать их более наглядными. Я также постараюсь, чтобы они в меньшей степени затрагивали сюжет.

Сила как цель и как метод. Джедаи категорически отказываются признавать использование силы и относятся к ней как к своеобразной цели, т.е мы должны служить ей, а она может и подкинет нам чего всего хорошего. Ситхи воспринимают Силу как метод. Они считают, что можно и даже нужно как метод личного самосовершентвования, как средство достижения свободы. На протяжении цикла не раз будут прослеживаться строки вроде:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Почему ты стала моей ученицей? – спросил он, проверяя ее. – Почему выбрала темную сторону?

– Власть, – быстро отозвалась девчонка.

– Власть – лишь верный способ достижения цели, – напомнил Бейн. – Это не самоцель. Для чего тебе власть?

Девчонка наморщила лоб. Учитель уже знал выражение: она подыскивала ответ.

– Через власть я познаю победу, – наконец сказала Занна, цитируя строки Кодекса ситов, выученного всего несколько часов назад.

Судя по тону, она пыталась руководствоваться ограниченным пониманием темной стороны, чтобы польстить ответом Бейну.

– Через победу мои оковы рвутся…, – продолжила она, мало-помалу находя нужный ответ. Секундой позже она воскликнула: – Свобода! Темная сторона нас освобождает!

Бейн одобрительно кивнул.

– Джедаи сковали себя покорностью: верностью Совету джедаев; своим мастерам; Республике. Идущие по пути Света верят даже в то, что должны подчиняться Силе. Они только инструменты в ее руках, рабы высших сил.

Следующие по тропе Тьмы видят свое рабство. Мы понимаем, что наши оковы не дают нам развиваться. Верим, что сила личности способна их разорвать. Таков путь к величию. Только будучи свободным, можно достичь высот.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Только начав обучение в Академии ситов на Коррибане, Бейн понял, что его неправдоподобное счастье на самом деле было проявлением Силы. Еще до того, как он узнал о ее могуществе, Сила действовала через него, выстраивала события его жизни, подсказывая решения и руководя его поступками.

Научившись управлять ее мощью – то есть начав самостоятельно творить свою судьбу, а не подчиняться Силе – Бейн сумел подняться до своего нынешнего положения. Сила превратилась в инструмент – он командовал ею и диктовал свою волю.

Далее можно заметить другое отличительное свойство ситхов. Путь личного самосовершенствования предполагает одиночество. Тратя силы на общество, семью, детей, республику, орден джедаев, Силу, ты теряешь силы, которые могли бы пойти на улучшение тебя самого. А потому всё это можно назвать не иначе как цепи, своеобразные социальные оковы, которые нужно разорвать, чтобы обеспечить себе рост. Путь ситха — это путь интроверта и отшельника.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он стал постигать великую истину на глубоком, фундаментальном уровне: сила для выживания должна исходить изнутри. Остальное всегда будет подводить тебя. Друзья, семья, товарищи по взводу... в конце каждый остается один. Когда нуждаешься, обратись к себе.

Темная сторона вскармливала силу личности. Учения Мастеров ситов сделают его сильным.

Вдруг в памяти всплыла фраза, что он когда-то слышал от Грошика: Не рассчитывай на чужую помощь. В конце каждый из нас остается в одиночестве. Выживают лишь те, кто знает, как о себе позаботиться.

Все, что он мог, он отдал своему взводу. Он спасал их жизни столько раз, что это уже не поддавалось подсчету. А когда пришедшая охрана уводила его, они оказались бессильны его спасти. Если бы он позволил им, они попытались бы, но погибли. Дес осознал правду: его взвод — его друзья — теперь не могут ничего для него сделать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Я хочу изучать путь темной стороны.

– Если хочешь стать моей ученицей, ты должна сбросить оковы прежней жизни. Должна порвать с семьей и друзьями.

– У меня их нет.

– Ты не сможешь вернуться домой. Ты должна быть готова отказаться от всего своего мирского имущества.

– Богатство и материальные блага ничего для меня не значат, – ответила иктотчи. – Я жажду только могущества и цели в жизни. Обладая могуществом, можно просто забрать все, чего ты хочешь. Если есть цель, жизнь обретает смысл.

Бейн одобрительно кивнул и снова поворошил дрова.

– Если ты станешь моей ученицей, та, кем ты была раньше, перестанет существовать. Учение темной стороны должно переродить тебя заново.

Но ведь оковы могут быть не только социальными, быть снаружи, они ведь могут носить ещё и ментальный характер, быть внутри.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дом был отражением его истинной натуры. Сету явно нравилось тратить свое состояние на материальные блага, он хотел, чтобы на него обращали внимание, завидовали ему.

Эта мысль заставила Занну призадуматься. Бейн учил девушку, что богатство – лишь средство на пути к высшей цели. Деньги – простой инструмент, а накопление большого состояния – только шаг к обретению истинного могущества. Суетность, привязанность к вещам сверх их практической ценности – это ловушка, в которую ведет глупцов их собственная жадность. Очевидно, Сету еще предстояло усвоить этот урок.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он понимал, что направлявшие ее эмоции – сентиментальность, сострадание, жалость – это слабости, от которых ей придется освободиться. Само собой, ученица не могла познать темную сторону всего за один день.

Ситх, прежде всего, стремится к свободе. А эмоции и инстинкты превращают человека в животное, в раба. Животное, повинуясь инстинктам не думает, следовательно лишено разума, следовательно, есть только один путь, уготованный природой, один путь значит нет выбора, нет выбора значит нет свободы. Освобождение от инстинктов, умение сдержать свои эмоции, ведёт одновременно и к свободе и к разуму.

Рядовой ситх бездумно использует свои самые наинизменные эмоции и инстинкты. Умный ситх отсекает себя от эмоций и инстинктов, подчиняет их своих своей воле, а если и использует, то только как средство для решения проблем в краткосрочной перспективе (например, в бою, чтобы усилить свою мощь или в целях выживания).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Скрытность. Коварство. Терпение. Вот оружие ситов, – говорил ей учитель.

Они покинули Ондерон восемь дней назад, бросив «Звездный след» на произвол судьбы и приобретя у неймодианского торговца другой корабль, на котором добрались до Амбрии. Именно на той отдаленной планете Бейн начал ее обучение.

– Действуя под влиянием гнева, даешь фору противнику, – объяснял Бейн. – Иной раз правильнее, но гораздо сложнее, не принимать никаких действий вообще. Даже величайшие из воинов подчас теряют терпение в ожидании нужного момента для атаки. Этой ошибки мы допустить не можем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уже дважды он впадал в неконтролируемую ярость, забыв о причинах и помыслах в бездумном желании уничтожить все и вся на собственном пути. Сорвавшись в первый раз, он до основания разрушил лагерь: глупая и бессмысленная трата ресурсов.

Второй раз едва не стал фатальным. Убей он Занну, инфокарта Хеттона так и не нашлась бы. К тому же, пришлось бы искать себе нового ученика. Десять лет обучения – и все насмарку из-за приступа минутной ярости.

Занна спасла себе жизнь, пояснив мотив, стоящий за ее поступком. Она поступила в точном согласии с уроками учителя – это Бейн мог бы и сам понять. Но орбалиски затуманили его взгляд на хитроумные махинации девчонки, и теперь он ясно понимал, что свою грубую силу они давали в ущерб утонченности и коварству.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

– Если ты пойдешь за этим человеком, он уничтожит тебя, – предупредила принцесса. – Я видела, какая награда ждет тех, кто идет путем темной стороны.

– Темная сторона даст мне могущество, – уверенно ответила Охотница. – Она приведет меня к исполнению моего предназначения.

– Только дурак в это поверит, – возразила принцесса. – Посмотри на меня. Я поддалась гневу. Позволила ему поглотить меня. Из-за жажды мести я потеряла всех, кто был мне дорог.

– Темная сторона пожирает тех, кто недостаточно силен, чтобы ею управлять, – согласился Бейн. – Это яростный ураган эмоций, сметающий все на своем пути. Он губит всех, кто слаб и недостоин.

– Но те, кто силен, – добавил он, – способны обуздать бурю и подняться до невообразимых высот. Они смогут полностью раскрыть свой потенциал и править миром. Лишь те, кто имеет власть над темной стороной, могут быть по-настоящему свободны.

– Нет, – ответила Серра, покачав головой. – Я в это не верю. Темная сторона – зло. Ты – зло. И я никогда не стану тебе служить.

Даже Палпатин стал императором спустя тысячу лет не потому, что всегда и везде гневно рычал.

В философии темной стороны много стоических и буддических ноток. По сути, ситхи отгораживаются и от внешних вещей и от субъективных ощущений, видя именно в этом источник счастья.

И тут у вас может возникнуть ощущение близкой схожести ситхов и джедаев по этому пункту. Однако, это не так. Джедаи отказываются от использования эмоций и подчинения инстинктам вообще. Мудрые ситхи используют и то и то, но контролируют. И ещё немаловажный факт: если джедаи стремятся к покою и стабильности (нет эмоций — есть покой), то ситхи будучи ярыми диалектиками, наоборот, видят в противоречиях свой источник развития. Предположим ситуацию: какая-то несмертельная рана. Джедай её просто вылечит, Ситх использует боль от раны как источник силы, подпитав себя яростью и гневом, чтобы затем направить их на джедая (замечу что джедаи в этой книге гибнут чаще). Настоящая сила куётся в борьбе, именно она закаляет человека. Стабильность заповедник для тупиц и ведёт лишь к застою.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жизнь – это борьба. Сильный выживает, слабый гибнет. Это естественный порядок, путь развития вселенной. Эту философию поддерживал и Кодекс ситов. Но здесь, на Сьютрике, слишком легко было привыкнуть к покою.Покой – это ложь; есть только страсть. Страсть придает силы. Сила дарует власть. Власть приносит победу. Победа сорвет с меня оковы.

Занна поняла, что оковы не всегда сделаны из железа и дюрастали; иногда они вытканы из дорогого шелка. Беспечная жизнь, которую они вели на Сьютрике, была ловушкой – куда более опасной, чем та, которую могли расставить джедаи.

Занна продолжала обучение и тренировки даже после переезда в их великолепное загородное имение, но напряжение и бдительность, которые сопровождали ее жизнь в юности, сменились нестерпимой скукой, какую только могло породить ощущение безопасности и удовлетворенности собственным жизненным уделом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Я – член Совета Первого Знания, – объяснил иторианец, непроизвольно переходя на менторский тон, как и предсказывала Серра. – Мы – хранители мудрости джедаев. Мы содержим Великую Библиотеку, наблюдаем за обучением юных адептов, ищем древние легенды и голокроны, которые принесут нам большее понимание светлой стороны Силы. Но мы не только смотрители, но и стражи. Не всякое знание является чистым: есть и те, что запятнаны тьмой. Такое знание должно оставаться скрытым от чужих глаз. Запрещенное учение должно быть похоронено навеки. Это темная сторона Силы, она несет лишь смерть и разрушение.

Люсия кивала, как будто впитывая в себя каждое слово, но на самом деле она не испытывала ничего, кроме презрения. Высокомерие джедаев не знало границ. За время службы в Братстве Тьмы она усвоила совсем иное представление о темной стороне. Ситы учили, что эмоции – страх, злость и даже ненависть – нужно принимать такими, каковы они есть. Люсия научилась черпать силу из так называемого «зла» темной стороны, и это помогло ей пережить войну и годы лишений.

Джедаи никогда не поймут этого. Они живут в изоляции, медитируют в огромных башнях в центре галактики и понятия не имеют, что значит быть изгнанником, бесправным и всеми брошенным человеком, вынужденным прозябать на дне общества.

Если жизнь это борьба, то в мире не должно быть равных. Джедаи, проповедуя стабильность, стремятся, в свою очередь, и к равенству. Но признание равенства означает отсутствие индивидуального роста и подражание массе. Чтобы стать лучше, нужно допустить мысль, что другие хуже. Ситхи понимают, что равенство может быть только формальным, фактически же — есть победители и есть жертвы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Равенство – ложь, – сказал Бейн. – Миф, ублажающий массы. Погляди по сторонам, и ты увидишь этот обман! У одних есть власть, сила и качества лидера. Другие способны лишь плестись позади; вести рабское, никчемное существование.

– Равенство – извращение закона природы! – продолжал он, повысив голос. Теперь он делился с ученицей аксиомой, составлявшей саму суть его веры. – Она привязывает сильных к слабым. Как якорь, тянущий исключительность на дно к посредственности.

Равенство – это оковы, как покорность. Как страх, неуверенность, сомнение. Темная сторона сбрасывает оковы.

И ситхи не испытывают жалости к жертвам, потому что те заслужили данный статус.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шахтерские лагеря кишели доведенными до отчаяния существами, которые копошились в пыли, силясь хоть как-то заработать на свое жалкое существование.

Наблюдая за шахтерами, Занна не могла удержаться от сравнения со своим учителем. Бейн, как она знала, вырос на планете, похожей на Доан. На его родном Апатросе не было ничего, кроме залежей кортозиса, принадлежащего «Рудодобыче Внешнего Кольца» – корпорации, известной своим безжалостным обращением с рабочими. Но если Бейна суровое детство и жестокое воспитание на Апатросе приучили к борьбе за выживание, закалив его дух, то те ничтожные существа, которых Занна видела на Доане, были просто-напросто слабаками, не заслуживающими лучшей участи. У Бейна были амбиции. У Бейна была сила. Он сумел вырваться из своего окружения. Благодаря силе воли Бейн сбросил оковы своего происхождения и стал сам вершить свою судьбу. Тот, кто был никем, стал темным владыкой ситов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Слабые всегда будут жертвами, – проговорил узник заметно окрепшим голосом. – Это закон вселенной. Сильные берут то, что хотят, а слабые страдают. Такова их судьба, и это неизбежно. Выживают только сильные – они имеют на это право.

– Ты в это веришь, потому что никогда не страдал! – выкрикнула в ответ принцесса.

– Тебе нечему меня учить, – выдохнул узник. – Я прошел через такие страдания, каких ты и представить не можешь.

– Я знаю, что такое страдание, – молвил сит, внятно выговаривая каждое слово. – Когда-то я и сам был жертвой. Но я отказался от такой жизни и стал сильнее.

Капли крови стекали по щеке узника на подбородок и оттуда падали на пол.

– Жертвы должны винить только себя. Они не заслуживают жалости. Они стали жертвами, потому что были слабы.

– Не важно, сколь силен ты был! – неожиданно встряла Люсия. – Разве ты не понимаешь? Ты все равно стал пленником!

– Сейчас я слаб, – пробормотал сит, опустив голову, но не желая сдаваться. – Беспомощен. Ты смогла заставить меня страдать, потому что достаточно сильна. Твои действия лишь подтверждают ту истину, в которую я верю...Но если мне все-таки хватит сил…

Проблема равенства-неравенства является, наверное, одной из ключевой данной трилогии. Прошли долгие тысячелетия и ситы наконец осознали в чём слабость Ордена Ситхов и их самих. Амбиции и таланты одного ситха напарываются на амбиции и таланты другого. Если джедаи свою личную слабость (на одного темного мастера в среднем приходится 3-4 светлых) компенсируют единством. То ситы отказываются жертвовать своей индивидуальностью ради стабильности Ордена. В результате, вместо того чтобы убивать джедаев ситхи убивают самих себя. А это приводит к девальвации Ордена и потере знаний о темной стороне (например, создание голокронов, будучи в прошлом обычной практикой для ситов, в настоящем почти перестало существовать (и даже Бейн будет искать этот секрет)). Каан (Грандмастер Ордена ситхов на момент трилогии, «первый из равных»), как раз пытался решить эту проблему установив равенство в ордене, извратив саму идею ордена ситхов и темной стороны. К чему то хорошему для ордена это не привело. Вместо одного, нескольких сильных адептов предлагалось обучить множество слабых, ведь равенство способствует количеству, но не качеству и даже Каан со временем стал осознавать ироничную схожесть ситхов с Джедаями. Дарт Бейн понял, что данное решение оказалось ещё хуже самой проблемы и предложил другую формацию, другой способ существования ситхов. Пускай их будет двое (не трое, чтобы два слабых не убили одного сильного), немного, зато каких (ведь темная сторона хороша, когда сконцентрирована в немногих, а не распылена по массе)! И они не будут равны. Один будет сильным, воплощать могущество, другой — слабым, жаждать могущество. И со временем ученик станет сильнее мастера, сбросит его иго, возьмёт себе ученика... и так далее и так далее. В результате каждый новый последователь тьмы будет мощнее предыдущего. В то же время, так как орден небольшой, то нетрудно будет скрыться, медленно подготавливая мощь для уничтожения республики. В то время пока сила темной стороны будет только нарастать, джедаи поверят, что ситхи перестали существовать и когда они разучаться драться тут то и появятся ситхи, готовые взять бразды правления галактикой. Это в конечном счёте и произошло. Палпатин стал своеобразным венцом творения Ордена и спустя тысячу лет нанёс галактике такой удар, от которого республика и джедаи не могли оправиться долгие-долгие годы.

В этом и заключается Правило Двух, кровавое (для джедаев и республики) наследие Дарта Бейна.

Трилогия не только показывает лицо ситхов, но и лицо так называемых «хороших». Тут вам и пьяный республиканец, нападающий на молодого Дессела (будущего Бейна). Тут вам и республика с джедаями, закрывающая глаза на бесчинства и справедливость ради выгоды. Республиканские корабли прилетают на отдалённую планету не для того, чтобы установить демократичное рабочее законодательство, а для того чтобы забрать руду и материалы, добытые этими рабочими за бесценок. Джедаев тоже больше волнует искорение «зла» и поиск «темных артефактов», чем нужды простых граждан. Пока правительство или компания признаёт республику и платит налоги (которые идут на борьбу со злом), оно может делать всё что хочет со своими гражданами. А ведь этот факт в последующем и становится источником нарастания зла и агрессии в галактике.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Все мы знаем, почему Республика печется об Апатросе, — сказал он, складывая в кучу свои фишки и стараясь выглядеть беспечным. В действительности же он внимательно рассматривал стол в поисках кого-то еще, кто мог бы на него наброситься. — Вы используете кортозис в фюзеляжах своих кораблей, вы используете его в окладах своего оружия, вы находите ему применение даже в нательной броне. Без нас у вас не было бы и шанса в этой войне. Так что не делайте вид, будто проявляете тут какую-то заботу: мы нужны вам так же, как вы нужны нам.

- Хорошо сказано, — признал коммандер, делая ставку. Остальные, включая Деса, последовали его примеру. — Но мы хотя бы платим за кортозис, который используем. Ситы просто забрали бы его у вас.

- Нет, — поправил Дес, изучая карты, — вы платите за кортозис РВК. Эти кредиты не доходят до таких парней, как я. — Он сбросил свою комбинацию, но не закончил разговор. — Видите, в этом-то и проблема Республики. В Ядре все восхитительно: люди здоровы, богаты и счастливы. Но здесь в Кольце все не так просто. Я работал на рудниках так долго, как только помню, и я все еще должен РВК достаточно кредитов, чтобы ими можно было заполнить трюм грузовоза. Но я не вижу никаких джедаев, пришедших спасти меня от этой маленькой несправедливости.

В этот раз никто ему не ответил, даже коммандер. Дес рассудил, что они уже достаточно поговорили о политике; он хотел сосредоточиться на том, чтобы выиграть две тысячи кредитов, которые составляли банк. Дес поставил себе целью избавиться от противников.

- Не пытайтесь всучить мне ваших джедаев и вашу Республику, потому что именно этим она и является: вашей Республикой. Вы говорите, что ситы уважают только силу? Что ж, здесь в Кольце законы почти те же. Тебе приходиться самому присматривать за собой, потому что никто больше этого не сделает. Вот почему ситы нашли тут новых рекрутов, готовых к ним присоединиться. Люди без ничего чувствуют, что им терять нечего. И если Республика не разберется с этим в ближайшее время, Братство Тьмы победит в войне в независимости от того, как много джедаев возглавят вашу армию.

Само собой, джедаи в своей гордыне этого не понимают.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Ситы были заклятыми врагами Республики и джедаев. Они стремились уничтожить весь наш Орден и править галактикой. Они объединились в Братство Тьмы, лживыми обещаниями привлекая на свою сторону тысячи последователей. Собрав армию солдат, достаточно глупых, чтобы поверить в их обещания, они ввергли галактику в войну, грозившую уничтожить нас всех.

Люсия с трудом сдержала язык за зубами, услышав такую нелестную характеристику себя самой и своих братьев и сестер по оружию...

Ей не было дела ни до темной стороны, ни до ситов, ни даже до уничтожения Республики. Она была юной девушкой без семьи, друзей и перспектив. Без будущего. Когда ситский вербовщик прибыл на ее планету, он предложил то, чего не мог дать никто другой. Шанс стать частью чего-то большего. Шанс обрести в жизни цель...

Два Ордена вели бесконечную войну ради философских идеалов – войну, в которой ее отец участвовать не желал. Однако обычные солдаты, составлявшие большую часть противоборствующих армий, имели совсем иные цели. Сторонники ситов – в том числе и Люсия – считали, что Республика отвернулась от них. Не в силах повлиять на Галактический Сенат, они ушли на войну, надеясь освободиться от «республиканской тирании».

Это были обычные жители галактики – жертвы обстоятельств, которым они не могли противиться; пешки в партии игроков, считавших себя великими, могущественными и способными вершить чужие судьбы.

Подводя итог, могу сказать, что это замечательный цикл. Даже если вы не фанат звездных войн, вас увлечёт нестандартность идей и подходов, яркие и сложно прорисованные персонажи и их становление как личностей. А если уж вы фанат, да ещё любите мрачную эпоху Старой Республики, то вам эта книга будет являться во снах долгие годы. И большое спасибо Дрю Карпишину, который взялся за сей титанический труд, вложил в него свою душу и фантазию в него. Без этого цикла вселенная звездных войн многое бы потеряла. 10 из 10

Оценка: 10
– [  5  ] +

Роберт Силверберг «Человек в лабиринте»

Tot-kto-chitaet, 23 сентября 2017 г. 14:21

Хорошая книга в жанре фантастики. В центре повествования идёт размышление о жизни одного человека. Ричарда Мюллера, главного героя романа, по праву можно назвать лучшим человеком вселенной. Исследователь, путешественник, дипломат, политик. Человек, которым гордится всё человечество. Человек, которого подвергают ужасной «болезни» инопланетяне-телепаты (неумеющие скрывать своих мыслей друг от друга), в результате которой все люди вблизи начинают испытывать воздействие некоторых невидимых ментально-духовных сил, которые неконтролируемо исходят от самого Мюллера. Эти волны есть отражение сущности самого главного героя. Беда в том, что находящиеся вблизи люди испытывают далеко не самые приятные ощущения. Они переживают скорбь, ужас, апатию, утрату, боль и прочее психическое насилие, которое невозможно описать словами (сам Мюллер не страдает).Таким образом люди вокруг подрывают своё психическое здоровье. На Мюллере лежит своего рода печать Человечества. Даже он, будучи героем своей расы, несёт в себе недостатки своей культуры. Болезнь своего рода линза зла, многократно увеличивающее всё плохое в человеке в глазах остальных людей (что было бы, «заболей» другой, но заурядный человек или попросту преступник?). Мюллер принимает удар и отрезает себя от самого дорогого, что было в его жизни — общества. И улетает на далекую планету Лемнос, на которой находится Лабиринт, цель которого уничтожать любого человека, оказавшегося внутри. Следовательно, это лучшее убежище от людей и Мюллеру удаётся дойти, избежав всех ловушек, до центра (чего никому до этого не удавалось)... А между тем на пороге известного галактического пространства появляется космический враг, установить контакт с которым невозможно, и который с невообразимой легкостью психически порабощает (что даже хуже уничтожения) периферийные людские колонии. Перед человечеством встаёт угроза тотального психического порабощения и Мюллер становится единственным человеком, который в силу своей ментальной болезни способен установить контакт с пришельцами. Сумеет ли небольшая исследовательская группа, ценой больших людских потерь, дойти до центра Лабиринта и убедить уже одичавшего за 9 лет одиночества и озлобленного на человечество, Мюллера стать посланцем Человечества до того как оно полностью перестанет существовать? А может быть его не стоит убеждать? Взять силой и отнести пришельцам на блюдечке, чтоб те его «прочитали». В конце концов: что значит жизнь одного человека по сравнению с существованием всего человечества?

Оценка: 8
– [  14  ] +

Энтони Райан «Песнь крови»

Tot-kto-chitaet, 2 августа 2017 г. 21:20

Чтение цикловых книг подчас становится неблагодарным делом. Вот ты прочёл книжку и хочешь дальше. Ан-нет, либо автор ленится, либо перевода нет. Конкретно в этом случае была переведена первая книга цикла. И сразу думается: «Ну, наверное, что-то средненькое, раз продукт не будоражит общественность и никто не собирается переводить последующие книги». «Tower Lord» уже как 3 года скучает и ждёт талантливого, да хотя бы и просто переводчика. Но краткое описание вкупе с немногочисленными отзывами сделали своё дело и я решил почитать. Уж больно люблю я мрачное, не столько дарковое, сколько прагматичное фэнтези. Хотя, если бы только это, я бы не решился на прочтение. Книга обещала показать становление героя, не шаблонного, а полноценного сложного героя, как минимум одного. Соединение данных пунктов не оставило меня равнодушным.

Ну что ж, увлекательно проходит время, я закрываю в 2 часа ночи последнюю страницу книги. И одно из моих чувств это удивление: «Как так?! Такое классное фэнтези, уникальная работа, готовая всерьёз соперничать с произведениями таких мастеров как Джордж Мартин, Джо Аберкромби, Скотт Бэккер и т.д. И такая вот реклама, что мало кто в курсе знает о такой книге и о таком авторе как Энтони Райан. Это ещё один аргумент в пользу того, что не всегда стоит доверять массе и её предпочтениям, бывает и так, что лучшее прячется в закоулках. Лайв либ подтвердил мои подозрения, выдав биографию автора, вот кусок: «Свой дебютный роман в жанре эпического фэнтези, «Песнь крови», Райан писал шесть с половиной лет, а затем ещё год получал отказы от литературных агентств (он считает, что ему отказали почти все британские агенты). В таких обстоятельствах Энтони решил попробовать издаваться самостоятельно — через площадки, публикующие электронные книги. С августа по декабрь 2011 года роман не очень успешно продавался на Smashwords...». И только чуть позже ситуация улучшилась. Не знаю как вас, а лично я чувствую гнев. Ежегодно издательства издают тонны макулатуры, которая даже в камине плохо горит, а переводчики тратят уйму времени на перевод «шедевров», которые даже к третьему сорту не отнесёшь, а тут продолжение крутой во всех смыслах трилогии отказываются переводить. Я подозреваю, что следующие по списку книги могут быть хуже по содержанию. Такая болезнь часто присутствует у писателей, не у всех хватает «художественной выносливости» для поддержания ровного темпа на протяжении всего цикла, не говоря уже о его усилении. На это намекает и небольшой промежуток времени, спустя который автор выложил продолжение в виде двух книг. И всё-таки видна мощь фантаста в строках и я не верю, что Энтони Райан мог чрезмерно деградировать в следующих своих работах. Однако, пытаться оценить книги, которые ещё не читал и давать на них рецензию заранее — дело гиблое и не совсем хорошее. Давайте всё таки рассмотрим то, что есть и прочитано.

Ну можно сразу сказать, что краткое описание романа и беглый осмотр немногочисленных рецензий не обманули. Я действительно увидел реализацию данных выше пунктов. Однако, дело этим не ограничилось. Я увидел даже больше, чем мне обещали, а где-то даже врали и откровенно занижали продукт. Идём структурированно и по пунктам.

Мрачное прагматичное фэнтези. Мне не очень нравится, когда данную книгу причисляют к категории «Dark Fantasy». Когда я вижу на книге данный ярлык, в голове мелькают образы борьбы абсолютного зла против зла относительного и всё-таки абсолютное зло побеждает, все персонажи лютые засранцы, чьё плохое поведение не всегда мотивировано, а атмосферу произведения переполняет и такой же лютый пафос. Так вот, здесь вы этого не найдёте. Этот мир... серый и реалистичный, проникнутый атмосферой страдающего полутёмного средневековья. Так бы я это назвал. Все персонажи, так или иначе, но хорошо прописаны. Их нельзя назвать добрыми, но то зло которые они вынуждены совершать можно понять и принять. Король шантажирует,убивает «ненужных», зачастую добрых и хороших людей и в целом относится к ним как пешкам, разменной монете или хуже того как к биомусору, использует Веру как предлог для пакостных действий? Ну он и должен так делать. Чтобы объединить четыре разрозненных феода, избежать кровопролитных междоусобиц и феодальных воин, наладить единую торговлю,сделать жизнь горожан мирной, в перспективе присоединить новые территории и сделать свой народ ещё богаче, король в данных реалиях и должен быть таким и править по законам Макиавелли, ибо все усилия направлены в светлое будущее. Этот мир никого не жалеет. Будьте готовы увидеть смерть интересных персонажей, автор не прочь попрощаться с ними по возможности, вызвав у вас горечь во рту. Будьте также готовы увидеть кое-что и похуже чем смерть.

Становление героя. Возможно я тут буду даже пристрастнее, чем обычно. Я в принципе обожаю читать книги, где персонаж и его окружение (но прежде всего главный герой) молоды и наблюдать как меняется ко времени их мировоззрение, рушаться под напором обстоятельств иллюзии и формируются новые идеалы и представления. В таких книгах, ещё больше идёт соприкосновение с главными героями, силён психологический компонент, а потому начинаешь чутче и более остро реагировать на них, поскольку мы видели их детство, их взросление, передряги в которые они попадают, морально-этические дилеммы и сделки с совестью,а потому мы лучше видим и понимаем их поступки, понимаем чем они мотивированы. И данный роман не оплошал с этим моментом. Пропадает всякий эффект Станиславского, когда видишь не просто совокупность шаблонов, не просто персонажей, а реальных по восприятию людей, личностей. И, конечно же, главной личностью (вишенкой на этом великолепном вкусном торте) является Ваэлин Аль-Сорна. Именно вокруг этого героя будет крутится история, вы будете наблюдать за развитием истории и событий с его стороны. Видеть его реакцию на то или иное действие и будете наблюдать как он будет лавировать между... добром и злом? Вот это трудно сказать. Герой будет стремиться оставаться добрым и хорошим. Однако, ему предстоит принимать решения где нет абсолютно правильного или неправильного ответа, искать насколько это возможно правильный путь из моральной дилемы, когда вокруг всё либо черное, либо серое. Вот что лучше: поддержать своим авторитетом короля в бессмысленной (на первый взгляд, конечно же, так как никто не даст главному герою все ответы на вопросы «зачем» и «почему») захватнической (!) войне за « Веру» (якобы наших притесняют и надо вмешаться) или отказаться (что вроде бы хорошо), но тогда король «позаботится» о твоих родственниках. И так на протяжении всего романа Ваэлин Аль-Сорна пытается то и дело узнать об этом мире и его подоплёке как можно больше при этом постоянно приобретая синяки на своём теле и испытывая свою душу на стойкость. Не думайте, что после такого наш герой останется без шрамов телесных или духовных. Он приобретёт привычку врать на каждом шагу, а его солдаты-подопечные дадут ему кличку Ваэлин «Кислая Рожа», однако он будет следовать своим принципам насколько это возможным и всё таки сохранит свою доброту, преданность своим друзьям и делу. Друзья и прочее окружение прописаны также на высоком уровне, что можно было бы про каждого написать что-то в своём духе, но из уважения к возможным будущим читателям данной рецензии я проявлю сдержанность и перейду к следующему пункту.

Героическое фэнтези? Элемент становления личности, разжеванный в предыдущем пункте, действительно силён, но нужно ли на данное произведение вешать ярлык «героическое фэнтези». В метках (в том числе и на фантлабе) указано именно так. Если поначалу и кажется так, то постепенно иллюзия развеивается. Я думаю это сделано специально. Есть такие писатели, который буквально заставляют хавать информацию о мире и захлёбываться ей. Наш герой действительно начинает историю где-то на задворках, но потом мы узнаём, что не всё так просто и кровь у героя не совсем крестьянская и способности незаурядные, что родители у него были важными фигурами, что он сам интересная фигура и даже часть пророчеств, а потом происходит крупно-масщтабный межгосударственный конфликт и Ваэлин становится его вестником. Ваэлин, таким образом, начинает играть всё большую и большую роль. Автор, специально выбрал такую модель развития сюжета. Она не только помогает лучше описать героя и втянуть его в события. Но и лучше, качественнее описать сами события. Уже с середины романа виден отчетливый «эпик». Обширность мира и его содержание раскрывается как бы постепенно и под конец уже трудно определить героик это или эпик. Да я думаю и автор не задумывался над этими категориями, а просто делал своё дело. Однако, чувствуется что данная книга была некоторой прелюдией к чему-то ещё более всеобъемлещему, тому что наверняка описывается в следующей книги. Предчувствую читателей, несогласных со мной, просто такое категоричное присуждение книги к категории может создать не совсем верное представление о книге. Однако, как я сказал для самой книги вопрос не столь важен.

Фух. Знаете, уже ночь и спать охота, а писать можно ещё и ещё. Можно вставить парочку сумбурных рассуждений, ну например о религии, о религиозной системе в произведении, которая действительно является продуманной и логично вплетенной в систему описываемого мира. Лично я, когда читал, видел некоторые аллюзии на современные и архаичные религии. Особо чувствуется влияние восточных религий в романе, какие-то индуистско-будистские и парсистские нотки. При этом нет наглого копирования, автор придумал действительно свои, самодостаточные религии, которые, опять же повторюсь, великолепно вписаны в сюжет и в сам мир в целом. Ставится много вопросов, связанных с религией (еретики, толерантность, крестовые походы). При этом надо сказать, что упор делается на одну из религий, которая является центральной в романе. Так называемая «Вера», Вера в Ушедших и Вовне. Я не буду особо расписывать их (чтобы читатель сам получил удовольствие от чтения про данный аспект), но я не мог не обозначить религиозный вопрос, так как он далеко не является второстепенным, вы поймёте это походу романа и (заинтригую) полностью осознаете в конце. Можно сказать, что религия ещё больше подчеркивает средневековую, такой по-средневековому жесткую и мрачную, при этом небезобоснованную атмосферу описываемого мира. Я обычно прочитав хорошую книгу, тут же лезу в интернет и начинаю вычитывать факты из биографии писателя. И знаете, я почти не сомневался, что данную книгу написал историк по образованию. Вот что пишет лайв либ: «Он достаточно долго проработал на государственной службе Великобритании в качестве исследователя, историк по образованию, проживает в Лондоне.». Ну вот прям чувствуется. Не может человек написать так книгу, не зная исторических законов и сведений в этой области, а также в области государственного правоведения. Другие авторы, конечно же, тоже пишут неплохо и атмосферу неплохую создают, только чувствуешь во время чтения что-то неправильное, какие-то нестыковки (почему находясь в данной местности, они верят в такого-то бога (богов) или не верят и имеют такую форму правления?), а тут всё логично и исторически выверено, при этом нет ощущения сухости и отсутствия фантазии в происходящем.

Напоследок можно сказать, что это действительно классное фэнтези, которое стоит почитать, независимо от того что там дальше случится по циклу. Книге, естественно, ставлю 10 из 10.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Карлос Руис Сафон «Тень ветра»

Tot-kto-chitaet, 15 апреля 2017 г. 16:05

Замечательная книга. В ней упор делается не столько даже на сюжет, сколько на саму атмосферу, психологию и историю людей. Огромное внимание уделяется персонажам, в которых действительно веришь, ибо как хорошо они прописаны, чувствуешь, что перед тобой не шаблоны героев, а сложные проработанные личности, не просто персонажи, а реальные люди, чьи поведение и поступки детерминируются психологическими травмами и особенностями. Это своеобразный психологический детектив. Вы здесь наблюдаете не за развитием сюжета (это вещь, на самом деле, второстепенная, хотя и очень интересная, но идёт как приправа), а за эволюцией человеческих душ, в особенности души Хулиана Каракса, который (метафорически) из ангела превратился в демона, а потом обратно. Хотя стоит ли разделять добро и зло. В книге это всё перемешано. Добро черпается из зла, зло из добра. Любовь к Пенелопе превратила застенчивого мальчика Фумеро в эгоистичного, лицемерного и ненавидящего всех и вся, начальника полиции. Фортунь, всю свою жизнь допускавший ошибки, ругавший и обвинявший в них самых близких и светлых людей, в старости прозрел и был готов на всё ради них и их благополучия (прежде всего, ради Хулиана Каракса). Ну а сам Хулиан — вишенка на торте. По мере того как исчерпываются страницы, автор по кусочкам даёт нам информацию о нём. Мы им восхищаемся, мы негодуем, но мы ему сочувствуем, мы его понимаем даже когда он почти целиком отрекается от себя, но в конце-концов наступает хэппиэнд и мы радуемся за Хулиана и других героев, как за своих родственников. Автор в своём изложении хочет показать как важно порой дать человеку шанс исправится. Не менее интересным представляется Фермин. Казалось бы нищий, бомж и пьяница. Если сначала хочется презирать его (при чём без причины), то потом когда герой неожиданно с помощью своих новых друзей раскрывается с хорошей стороны — хочется презирать и стыдиться себя самого за такие ранние мысли. Вообще, книга про то как много, на самом деле, зависит от человека. Даже не желая зла, стремясь к добру, мы причиняем людям зло, хотим того или нет. А всё потому, что они тоже нас любят и готовы пожертвовать своей судьбой и душой ради нас и втайне о нас. И в романе четко прослеживается параллель между Даниелем Семпере и Хулианом Караксом. Оба — люди, изначально с чистой душой, стремящиеся к счастью и добру. И в романе также прослеживается тема искупления. Оступившись на жизненном пути, Хулиан, проникшись нежностью и уважением к Даниелю, старается сделать всё, чтобы его судьба пошла по другому пути нежели его. И добившись этого, Хулиан как бы сам становится прежним, исчезает его темная сторона (Лаин Кубер) и он вновь занимается тем любимым делом, которым раньше не мог заниматься по причине её присутствия-пишет хорошие книги. На протяжении всего романа, мне казалось, что автор хотел донести до людей одну мысль: стремитесь к добру и не сворачивайте с пути, а если сошли — не бойтесь вернутся обратно, и чётко осознавайте свою ответственность не только за свою жизнь, но и за тех людей, которые вас окружают, вы всегда можете их спасти.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Терри Пратчетт «Пятый элефант»

Tot-kto-chitaet, 1 апреля 2017 г. 13:24

Жанр этой книги, как и предыдущих книг подцикла, можно охарактеризовать как политический детектив. Только если в предыдущих книгах Ваймс действовал и думал больше как стражник-детектив, то теперь вместе с получением нового звания наш герой получает и новую роль и новые обязанности. Ваймс не может как раньше патрулировать улицы и даже само управление стражей де-факто на плечах Моркоу. Поэтому Ваймсу предлагается стать дипломатом. Казалось бы, стражник и дипломат — несовместимые профессии и чтобы перевоплотится из одного в другого надо кардинально поменять своё мышление, вывернуть мозг наизнанку, передеформировать свою личность. Ты не можешь действовать как хозяин на чужой территории, бегать за кем хочешь, арестовывать кого хочешь, даже косить глазом на кого хочешь. Ты-дипломат, и всё вышеперечисленное теперь делают или пытаются сделать с тобой и нужно использовать другие методы, умную и мягкую силу. И первое время Ваймсу приходится действительно тяжело на новом поприще, он продолжает себя вести как стражник. С другой стороны, кого мы называем хорошим дипломатом? Не того, кто соблюдает все шаблоны и стандарты дипломатической жизни, а того, кто, как раз, способен действовать нестандартно в определенных ситуациях и чьи действия трудно предугадать. А «нестандартно» это как раз про Ваймса . Прибавьте сюда ещё его интеллект и умение быстро схватывать информацию на лету, а также видеть взаимосвязи и закономерности (опыт, полученный в результате работы стражником) и перед нами хороший дипломат. Ах да, одним качеством Ваймс всё-таки обделен. Он не умеет торговаться. Но к счастью, у Ваймса есть заботливая жена, Сибилла, которая прекрасно ориентируется в местных традициях и имеет неплохую хватку в экономических и денежных вопросах, чем прекрасно дополняет мужа. Вместе, Сибилла и Сэмюэль Ваймс образуют идеального коллективного дипломата, перед которым не устоит ни одна держава. А, вообще, книга про то, что в любом месте и в любой шкуре нужно, прежде всего, оставаться самим собой. Ведь дипломат-это человек с несгибаемой волей, такой человек, который прогибает нации, а не тот, кого прогибают. И Ваймс, став дипломатом, не растерялся и добился в итоге всего чего хотел.

Книгу также можно назвать прекрасным карманным пособием для дипломата, где в шутливой форме передаются особенности политических и культурных взаимоотношений, а также сущность национальных условностей и традиций. Ну и в качестве мелочи стоит признать прекрасные второстепенные сюжетные линии. Наблюдать за тем как серж... я извиняюсь, КАПИТАН Колон управляет стражей, а Шнобби Шноббс организует оппозицию на начальство — весьма интересно.

Как и в других романах качество юмора на высоте, хотя про это, я думаю, уже даже можно не говорить, это само собой разумеющееся, когда речь касается Терри Пратчетта.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Чак Паланик «Уцелевший»

Tot-kto-chitaet, 4 марта 2017 г. 23:15

Убойный роман. Позволяет взглянуть на мир глазами сектанта. После прочтения понимаешь, что нормальных людей и нормального мира в принципе не существует. Само понятие «нормальность» носит иллюзорный, мифический характер. Нет ничего нормального, есть лишь стороны. Та сторона, чей образ жизни признаётся большинством считается нормальной, остальные остаются на темной стороне и их считают психами. На самом деле — все мы психи.

Возьмите к примеру жизнь большинства рабочих. 6-7 часов подъем, далее работа, возвращение домой 18-20 часов, на жизнь остаётся 3-5 часов соответственно, которые тратятся на приготовление еды, давай поженимся, пусть говорят, мытьё посуды и прочую бытовую лабуду. И это жизнь!? Так что все мы рабы, все мы сумасшедшие, все заложники групповых, общественных устоев и допущений, потому что ими воспитаны. Пока вы находитесь во власти общественного мнения и общественных предрассудков вы не станете человеком, вы будете рабом. Книга хоть и не философская, не не плохо идёт с пивом, заставляет задуматься о жизни, об этом экзистенциальном тлене.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Римская республика. От семи царей до республиканского правления»

Tot-kto-chitaet, 22 февраля 2017 г. 16:23

Хорошая книга по истории Древнего Рима. Трудно добавить что-то ещё. Сама книга больше напоминает конспект лекций, их особенность в том, что они написаны писателем-фантастом, который знает как увлечь читателя. Ключевое внимание автор заостряет на политике и войнах, на правителях и неординарных личностях. Культура, обычаи и религиозные культы освещены не столь хорошо, также автор нередко забывает упомянуть должность, которую занимает тот или иной прославленный человек в определенный промежуток времени. Организация власти и основные органы государства, на мой взгляд, расписаны поверхностно (для этого есть другие книги, в том числе учебники по истории государства и права зарубежных стран). Книга хороша, именно, как вводный экскурс. Если вы ничего не знаете об истории Древнего Рима, но вам интересно что-то узнать о нём для общей эрудиции, и вы не хотите читать огромные кирпичи и заумные 5-томные трактаты, от которых можно заснуть, то приобретайте эту книгу.

Если честно, лучшей книги для начала освоения Древнего Рима я не знаю. И даже если вы дальше ничего читать после этого не будете, необходимые знания у вас в голове останутся. Вторую книгу (про Римскую Империю) пока не читал, но уверен, что и она не подкачает.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Айзек Азимов «Академия и Земля»

Tot-kto-chitaet, 19 февраля 2017 г. 09:52

Мой первый отзыв =). Решил завести добрую традицию: после каждой книги писать на неё отзыв, делиться своими мыслями, которые посещали во время прочтения и после. Последней книгой оказалась вы уже догадались какая. Не хочу пересказывать сюжет или как-то его интерпретировать. Он интересен, но соль романа в представленных в нем идей. Прежде всего идей развития человечества. Многие когда размышляют о природе человека или человечества приходят к выводу о том, что ни то, ни другое не является совершенным. Айзек Азимов в своей книге старается показать возможные варианты, результаты развития. И надо понимать, всё что показывается претендует на совершенство. Герои путешествуют по миру и находят разные устройства общества (Гея, Солярия, Новая Земля- я буду говорить именно о них) и все являются идеальными, все прошли проверку временем. На этих мирах нет войны, нет голода, а люди счастливы. Эти миры устроены логично и модель общества, взятая и привитая с любого мира может привести к счастью и процветанию... но какой ценой. Азимов показывает, что совершенство не даётся бесплатно. Показывает, что за один приобретенный человеком атрибут, придётся расплачиваться другим.

Гея никогда не голодает, все существа на планете находятся в мире и равновесии не только с самими собой, но и с природой. Сами люди, скорей всего, больше думают об обществе, о целом, чем о своих потребностях. Поэтому в выигрыше все. Поэтому в мире нет ни природных, ни социальных катаклизмов. В этом мире показаны те условия, в рамках которых возможно было бы существования коммунизма в планетарном масштабе (От каждого по способностям, каждому по потребностям). Главное условие — чувство гражданской, или общественной ответственности, присутствующее ни у какого-то процента людей, а у всех... У всех существ, даже у всей материи (ведь она тоже немного сознательна). Вроде бы всё нормально. То что читается не вызывает бурю возмущения, но это пока не узнаешь о цене всего хорошего. А плата за такую эффективную социальную модель (планетарный коммунизм) отказ от индивидуальности. То что делает нас людьми ( наши желания, потребности) сужается и подводится под общий знаменатель. На выходе получаем фанатичный коллективизм. Тут нет Васи или Пети. С кем бы ты не общался, ты будешь общаться с Геей. Имена здесь не более чем формальность, мнений здесь нет, есть истина, императив которой распространяется на всю планету и с которым никто не спорит. Здесь живут люди, избавленные от всех человеческих недостатков и страстей: алчности, гнева, гордыни, трусости и т.д. Здесь живут роботы в кожаной оболочке и с органами!

Уже до встречи с другими планетами понимаешь что предлагаемая нам «совершенная модель общества» ничто иное как крайность, и дальше ничего нового в этом плане не будет. Будут новые крайности но с другого конца. Вам не нравится Гея с её фанатичным коллективизмом, так может вам понравится Солярия с её фанатичным индивидуализмом. Каждый кто присутствует на планете, не просто Личность (именно с большой буквы), а ницшеанский Сверх-человек и даже больше. Сверх-существо, Бог, избавившийся от недостатков двух полов и ставший единым. Солярианцы дольше живут, более развиты в интеллектуальном плане, а качество и быстрота мысли с возможностями обучения и запоминания информации гораздо выше человеческой планки, они даже силой мысли способны управлять материей, каждый в этом мире ученый-философ , в каждом живёт какая-то вселенная. Не к этому ли мы стремимся в обычной жизни? Стать супер-человеком, лучшим как в интеллектуально-духовном плане, так и физическом. Но и тут минус. В мире эгоистов, когда каждый думает только о себе, нет общества. А что такое человек в отрыве от общества? Правильно: маугли. Тогда Солярианец ничто иное как сверх-маугли. Да умный, да физически совершенный, да Бог, но с такими людьми нет общества. И если такие люди выживают, то только потому что живут в тайне. В этом мире представлена совершенная модель человека и никудышная модель общества. Хотя и совершенство человека и его природы не бесплатно. Став Богом человек не избавляется от недостатков, а только усиливает их. Он становится заносчивым, алчным и эгоистичным, концентрирующим всё в себе и не выпускающим это наружу, чтобы поделиться. Солярианцы отказываются делиться приобретенными знаниями и они становятся родовым сокровищем (ещё один аргумент в пользу несостоятельности солярианского общества).

Можно выделить ещё один мир-Новая Земля. Тут автор размышляет. Что нужно сделать, чтобы обычный человек был счастлив. Если в предыдущих вариантах он предлагал изменить природу человека, чтоб он стал счастливым, а общество надежным, то тут он всего лишь помешает его в другие условия жизни. Новая Земля-планета, на которой находится всего один остров, который омывает необъятный океан. На таком клочке суши не может быть деления людей на народы, национальности, религии и государства, следовательно нет конфликтов, войн и политических дрязг, так как весь мир занимает один народ. Океан полон еды, следовательно народ не голодает. А в качестве бонуса народ может управлять погодой. Общественная модель мечта идеалиста. Но и тут должны быть скелеты. Азимов логически выводит, что такой мир должен быть очень трепетным к своей безопасности и ксенофобски настроенным к чужакам. Жители острова лютые шовинисты, хоть и очень умело это скрывают. Еще мне было непонятно как жители этого острова контролируют рождаемость. Если люди счастливы, еды много, много излишнего продукта, то рождаемость согласно историческому закону должна расти вверх, а территория то,мягко сказать, ограничена. Боюсь автор скрыл этот факт, но я думаю там жесткий тоталитарный контроль рождаемости (как на радиоактивной Земле). Люди ограничивают себя в потомках, а некоторых может убивать само островное государство. Но это уже догадки.

В конце концов Голан Тревиз (читайте книгу, именно с этим переводом) делает выбор в пользу Геи в галактическом масштабе, в пользу галаксии. Мотивируется это тем, что только так человечество, приняв галактический коллективизм, устранив тем самым междоусобицы, может выстоять против пришельцев с другой галактики. И я, конечно же, не согласен с его решением. Почему? Вспомним: Голан Тревиз может вывести путём логического рассуждения истину даже из пустячного факта. Но при таком точном мышлении теряется та самая человеческая иррациональность, которая делает нас людьми. Голан Тревиз думал о самосохранении человечества, тем самым опустив его до уровня животного. Именно для животного вопросы самосохранения, выживания имеют решающее значение. Но с человеком всё иначе. Голан Тревиз в момент решения больше походил на животное или робота, для которого существование важнее самого качества жизни и тем самым нанес вред всему человечеству (Дэниэл Оливо всё-таки ухитрился обойти нулевой закон). Да при таком варианте мы выживем, но выживет ли сам человек как таковой? Не слишком ли большую цену мы заплатим за 100%-ое существование.

У домашнего кота или птицы в клетке больше шансов выжить, но можно ли назвать это существование жизнью. Так и с человеком. Я вам советую также почитать сказку «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина, чтобы лучше прочувствовать мою мысль. Долгая, но не интересная жизнь на автомате. Только в нашем романе, это будет у всего человечества.

В конце романа, сам в конце концов приходишь к выводу о том, что не нужно ничего менять ни в человеческой природе, ни в его обществе. Да ни то, ни другое не идеально, но мы с вами поняли, что совершенства и идеала в принципе нет, всё это лишь крайности. Так может пусть останется умеренность, или наша существующая крайность!? Хотя опять же, мы все заложники своей человеческой природы, нам трудно от неё отказаться, а потому считаем её если не идеальной, то по крайней мере такой какой она должно быть. На практике может и возможно существование идеального человека и идеального общества, которые лишены недостатков, но я не верю, что человек когда-нибудь найдёт такую золотую формулу.

Роман который вызвал такую бурю мысли не заслуживает оценки меньше 10. Одно жаль, что продолжения не будет, а ведь автор хотел писать дальше и дальше, однако время в конце концов приходит за каждым. Айзек Азимов без сомнения был великим человеком. Само собой я знаю, что есть продолжение, но скорей всего читать не буду. Новые авторы, не в обиду им, скорей всего не смогут/не смогли передать тот азимовский дух этой вселенной и это уже другая литература (глупо,конечно, оценивать то, что не читал, но ничего не могу с собой поделать,предчувствие). Однако, благодарен самому Айзеку Азимову за такой чудесный цикл, который с каждом романом не только не утрачивал в содержании, но и прибавлял. В будущем буду читать и другие его произведения, романы и циклы.

Оценка: 10
⇑ Наверх