fantlab ru

Все отзывы посетителя vorpol

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  0  ] +

Джек Финней «О пропавших без вести»

vorpol, позавчера в 19:15

Очередной рассказ о строителях прекрасной (подставить имя) будущего, а-ля звездный коммунизм где все занимаются только тем, чем нравится и все всем довольны. Такой себе маня-мирок из одних инфлюенсеров, блоггеров и креаклов. Как и другие авторы (Э.Рассел например), аккуратно обходится стороной ключевой вопрос КАК — кто будет заниматся такими вопросами как ассенизация и скотобойня? А как быть с тем, что красивых женщин в разы меньше, чем некрасивых мужчин (иноагент Гаусс тому виной). Конец вообще библейская притча «и по вере вашей воздастся» приклееная скотчем к коммунистической идее.

Что понравилось в рассказе и почему решил написать отзыв — идея межзведных путешествий быстро это не набившую оскомину метафора про лист бумаги, а весьма выпуклая и сочная иллюстрация про две семьи чьи гостинные находятся в двух футах друг от друга или... или в длиннющем путешествии вокруг квартала.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Роберт Силверберг «Точка отсчёта»

vorpol, 7 сентября 03:28

Средненький рассказ, принимающий одну из полярных точек зрения в ксенофантастике — земляне монстры или земляне ангелы (этот вариант).

Из интересных особенностей — цитата земного генерала про федерацию как огромное земноводное с нервными импульсами, которые доходят до мозга годами. Мякотка в том, что почти слово в слово такую же цитату выдал в реальной жизни другой генерал — А.Лебедь — и тоже про федерацию, но реальную. Вот так оно бывает-то...

Оценка: 5
– [  -3  ] +

Рэй Брэдбери «Скелет»

vorpol, 2 сентября 23:21

Дивной бредовости рассказ: обычно у Брэдберри, несмотря на тяжелый слог, проскальзывают интересные мысли и идеи, но не в этот раз. Скорее, тут расчлененка ради расчлененки — см. Стивен Кинг.

Запомнились две детали — время написания рассказа указано как 1944, хотя в тексте ГГ думает что-то типа «война уже закончилась, стресс ушел... «. Это как? Даже в конце 1944-го точный конец ВМВ еще не окончательно проглядывал.

И поразили (вот где главный фантастический элемент!) цены на визиты к врачу-специалисту — аж 10-11 долларов... мда... сравнить с современным ценником от 400.... вот бы Бредберри поразился :)

Оценка: 4
– [  1  ] +

Теодор Старджон «Искусники планеты Ксанаду»

vorpol, 1 сентября 23:23

Очередной (на пару с британцем Эриком Расселом, например), строитель звездного коммунизма в отдельно взятой галактике.

Автор решил не заморачиваться с ключевым вопросом — КАК побороть алчность, зависть, тупость, лень и т.п. неотеъмлимые качества человечества и причины невозможности постройки утопий, а ввел в книгу рояль, точнее — волшебный пояс моральной девственности — одел цак на пояс, и вот ты из затюрканного имперского солдафона чудесным образом превратился в строителя звездного коммунизма. Рассказ ближе к народным сказкам-фантазиям про Иванушку дурачка и как у него все само делалось, чем к фантастике.

Оценка: 4
– [  -4  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «И не осталось никого…»

vorpol, 29 августа 03:37

Уже второй прочитанный мною длинный рассказ Расслела на социальную тематику, и начинает складываться впечатление... Автору с его крайне левыми идеями не повезло творить во времена маккартизма (не знаю тонкостей истории 1950-х в ЮК, но подозреваю что тенденции из США проникли и туда). Поэтому открыто восхищатся идеями большевиков 1920х как бы не получалось, а вот Ганди пошел на ура.

Идею книги описывать особого смысла нет. По степени продуманности она подходит где-то для аудиторий журналов «Мурзилка» и ЮТ. Любой читатель, переживший на своей шкуре безденежный, бартерный период конца 1980-х — начала 1990-х с ОБами в виде «чеченских авизо» и «билетов МММ» от подобных предложений в стиле «взять все и отказать» (С) Шариков ) будет бежать как от огня. В маня-деревеньке на сто дворов еще можно толстовничать, но вот за ее пределами.. даже не хочется тратить время на описание десятков проблем и неразрешимых вопросов. Деньги может и зло, но почему-то 99.95% цивилизаций Земли таки додумались до них, а не гандизма.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Крейг Оулсен «Обаудиция»

vorpol, 25 августа 17:08

При прочтении создавалось стойкое чувство, что читаешь школьное изложение по мотивам фильмов «Остров» и «Вымирание» — идеи и сюжетные ходы почти один в один. Сверху это сдобрено идеями о перенаселении планеты как главного фактора — такое можно было позволительно фантастам 1950-х на волне беби-бума, но не в 2020х, когда во всех развитых странах коэф рождаемости падает меньше 2х (особенно забавно что персонажи имеют азиатские имена, а как раз в Корее-Японии-Китае население падает катастрофически). В общем, правильно автор скрылся за псевдонимом — ибо ему должно быть стыдно.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Неспешиты»

vorpol, 25 августа 17:04

Рассказ в весьма редком жанре хронофантастики, т.е. не набившие оскомину «приключения» российских попаданцев в мезозой или хронооперы а-ля Гамильтон, а именно фантастика про разный ход времени. В данном случае время идет как-бы параллельно для землян и для копуш — такой себе «Интерстеллар» за 60 лет до фильма. Из-за такой параллельности начинают возникать оригинальные ситуации.

Но... до шедевра рассказ не дотягивает. Во-первых, автор не осилил противоречие как «тормоза» могут существовать в ситуации когда течение физических и химических процессов осталось неизменным? Метаболизм, пожары, время загустевания или ржавчина — как все это увяжется с существами которые живут в 20 раз медленне?

Во-вторых в начале автор описал землян весьма безпринципными, которые кнутом и пряником завоевали всю галаткику, а под конец руководитель экспедиции впадает в экзистенциальный кризис а) так как не знает, как жить с копушами и б) потому, что когда-нибудь где-нибудь может быть земляне найдут расу, живущую в 20 раз быстрее...

На момент выхода рассказа уже ввели в оборот роботов от Лема до Азимова. Вариант оставить на планете не человека-фанатика, а робота который 100 лет может учить копуш азбуки автор даже не рассматривал.

В общем идея на 10, реализация на 5

Оценка: 7
– [  0  ] +

Роберт Шекли «Мат»

vorpol, 23 августа 17:37

Рассказ хорош для своего времени, когда у Лема корабли летали в космос по бумажным картам и курвиметрам, у Азимова роботы пожимали плечами в недоумении, ну а у Шекли стрельба в космосе велась как на линкорах Первой мировой — по стрелочкам и кнопочкам.

Была у автора интересная идея с причинно-следственными связями перемещений от начальной позиции, но он, к сожалению, решил свалится в планетарный ура-патриотизм. Хотя вся история войн планеты Земля убедительно доказывает — маленькая но организованная группа солдат всегда переборет стадо — см примеры от конкистадоров и англо-зулусских войн до китайских людских волн и попытки вагнеров отжать американский нефтезавод в Сирии.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Мак Рейнольдс «Наросло по процентам»

vorpol, 23 августа 17:29

Идея интересная, но хромает реализация, причем на обе ноги:

- с логической точки зрения, ГГ дико вмешивается в ход истории, причем вариативно, ибо банкиры то слушают, то не слушают его. Он советует им вещи огромного влияния (куда там бабочкам Редбери и Дика), а вот результат...

- с математической точки зрения... 10% сложного процента в год это дико много. Я не поленился прикинуть состояния ГГ:

1300 — 49 пиастров

1400 — 675 тыс

1500 — 9.3 млрд

1600 — 128 трлн

далее считать не имеет смысла, ибо на 2022 ВСЕ богатсво Земли оценивалось в около 500 трлн долларов. А тут уже в 1700м году сумма которая не имеет названия. Даже если предположить что половина состояния расхищалась-усыхала, но все равно... 1700е это уже астрономические состояния

Ну и вся это возня с покупкой энергии. У тебя конгломерат владет всеми ресурсами Земли, а тебе надо где-то покупать электричество???

Оценка: нет
– [  1  ] +

Деймон Найт «Билет куда угодно»

vorpol, 23 августа 17:15

Второй расказ из серии про ментальную обработку и как-то никак.

Идеи оригинальные (как для своего времени), но реализация строго по Черномырдину. Подача черно-белая и без особых углублений в полутона, в которых вся мякотка и таится.

Например, идея порталов это хорошо, но дергание рычага без малейшего объяснения как и почему это работает — это какая-то отсылка к собаке Павлова, не иначе.

Превентивная остановка маньяков и воров (в первой части хорошо раскрыто) это отлично, но ГГ впадает в страдания что ему нужна свобода воли и слова (ага, а моральные и религиозные нормы или стадно-племенные правила поведения у первобытных людей это не обработка).

Ну и вишенка — идея что дергающую рычаги говорящую обезьянку с планеты Земля ждут-недождутся где-то ТАМ.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роберт Шекли «Гонки»

vorpol, 19 августа 04:21

Писанина, которая стилистически ну никак не напоминает Шекли. Если бы не указывали автора, я скорее бы подумал на Гаррисона, он любит писать про действие без смысла. Я был в шоке от одного из моих любимейших авторов.

По степени бреда идея делит первое место с «Голодными играми» — на Земле не осталось места, поэтому давайте раздать на гонках.... по акру на рыло финалиста. Одно это без комментариев. Далее... в рассказе присутствует огромезный роялище в виде дочки мафиози. Причем этот рояль выручает главного героя ТРИЖДЫ — такой наглости не позволяют себе даже авторы малобюджетных рассказов про попуданцев.

Географический кретинизм героя не имеет себе равных. Не поленитесь найти на карте НЙ и заценить расстояние от моста Вашингтона до Центрального парка (6 км), а потом от парка до Таймс сквер (1.2 км !) При этом первый участок герой прошел без проблем. А второй — аж 14 кварталов — не смог осилисть и полез блудить в канализации. Обоснование — не знал направления. Да даже третьеклассники знают как ориентироваться по горизонту, тем более что он должен был идти в том же направлении как он шел от моста Вашингтона.

Ну а в 1982-м идею творчески оседлал Кинг, написавший почти похожего «Бегущего человека»

Оценка: 3
– [  0  ] +

Клод Вейо «Анклав»

vorpol, 19 августа 04:11

В 1960-м читатель, наверное, был еще очень неискушен звездной фантастикой, ибо только-только как был запущен спутник и фантастику писали и снимали в массе своей про принцесс Марса и океаны Венеры + роботы Азимова. Поэтому то, что описал Вейо, могло заходить и шокировать.

Но вот у меня лично, как читателя пережившего перестройку и фильмы типа «Хищник», этот самый абзац-кульминация почти автоматически вызвал в памяти бородатый анекдот про

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вам нравится Патрис Лумубма? — Да — Тогда возьмите еще кусочек»

И на этом... все. Половину рассказа Вейо напоминает, что агент Ф57 должен быть нордически стоек и невосприимчив не к чему, постоянно накручивается интрига с развед донесениями и ... и больше ничего.

По-большому счету рассказ, как классическая песня Шнура про выборы и кандидатов, писался одной последней фразы.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Стивен Робинетт «Не ждали»

vorpol, 16 августа 18:39

Интересный рассказ, можно отнести к жанру попаданцев во времени (с некоторыми оговорками). В отличие от килотонн макулатуры, генерируемой российскими авторами, космодесантники тут не учат Сталина как вести «Арматы» в бой с динозаврами. Наоборот, «космодесантника» тут никто ни во что не ставит, что добавляет изюминки с сюжет. Кроме того, отдельный плюс автору за то, что он объяснил мотивацию, зачем роботу-пилоту добавили эмоции. Казалось бы, боевая машина — куда тут эмоции? Но есть ньюанс...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Айзек Азимов «Поющий колокольчик»

vorpol, 12 августа 17:35

Сдается мне, была у Азимова идея про влияние силы тяготения на физиологию человека и он решил построить вокруг нее весь рассказ, по анологии как создатели самолета А-10 построили его вокруг противотанковой пушки. В отличие от самолета, рассказ не взлетел ну вообще.

Вначале нам описывают бывалого урку, которого 15 лет ловит полиция. Описывается его философия недоказательных преступлений. И вот этот урка со стажем, вместо того чтобы избавиться от тела вместе с кораблем, как советовал один из героев рассказа, убивает компаньона из бластера на темной стороне Луны и оставляет тело. Мотивация такого тупого поступка — «а попробуй докажи».

Колокольчики описываются как ценность безразмерной величины, при этом указывается что герой стал богаче на пару миллионов долларов и спер около сотни вещиц. Итого 20к за штуку. Далее упоминается что полиция боится делать мозговой скан ибо банковский клер отсудил за ошибку аж 25к штрафа. Так колокольчик сверхценный или нет?

Ну и финальная сцена с совершенно дурацким тестом и колящимся уркой... по напору идиотизма стоит на уровне с клюквеннейшей сценой «Какие ваши доказательства?» из легендарной «Красной жары» со Шварцем.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Айзек Азимов «Непреднамеренная победа»

vorpol, 12 августа 17:28

Азимов тот автор, которого надо прочитать в детстве и... больше не прикасаться, чтобы не разочаровываться (в ту же компанию еще и Гаррисон).

Этот рассказ я когда-то читал, запомнил сценку где робот мешал рукой расплавленный метал в цеху. Недавно прослушал его снова... какая же это дичь даже с поправкой на дату написания:

- Юпитерианцы достигли развития круче человеческого (автор описывает технологии), но при этом не в курсе, кто именно живет на их спутнике (!)

- Роботы делают заметки чуть-ли не гусиными перьями. В 1942-м уже существовала кинопленка, но про нее не слова.

- Земля 15 лет трудилась над проектов, при этом послали трех роботов разных версий, включая тупого. Даже в 1942-м человечество знало слово «модернизация», так что апгредировать роботов до последней версии, учитывая важность миссии, уж как-то бы догадалось.

И т.д. и т.п., включая совершенные перлы «робот недоумевающе пожал плечами», «вгляд выражал растерянность» ...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Филип Дик «Человек»

vorpol, 12 августа 17:19

Рассказ-негатив другого произведения Дика — «Самозванец». Та же самая идея, только вывернутая наизнанку и больше закрученная на женские переживания, чем на тему борьбы с рептилоидами. Прочитав с пару-тройку десятков других рассказов Мастера, этот не воспринимается вообще, ибо:

- во вселенной Дика спецслужбы по уровню кровожадности и неразборчивости в средствах запросто выставляют ФСБ и Гестапо как благотворительные организации. Здесь же при встрече с серьезным противником, спецслужба Земли жалуется что «нет полномочий и команды». Детский сад

- опять-таки, у Дика пришельцы, в массе своей, хитрые и кровожадные. А тут расписывают такого зайчика... так и ждешь подвоха, когда же он покажет личину...

Усмотревшие глубокий смысл о сути человека, видимо, пропустили тот момент, что пришельцы взяли поведенческую кальку из попавших в их лапы книг. Попади им макулатура типа донцовой и десантники-попаданцы в мезозой, результат внедрения был бы другой...

Оценка: 5
– [  0  ] +

Гарри Гаррисон «Пришельцы, дары приносящие»

vorpol, 11 августа 00:05

Аж диву даешься что «это» мог выдать автор «Неукротимой планеты». Сюжет рассказа плоский и тонкий как лист бумаги — шпили-вили, гешефт и космо-гомосятина + проллетарская ненависть направленная на владельцев бизнеса — все это без какого-либо смысла или идеи.

Единственный твист — читайте внимательно описание капитана и его отношение к новому пассажиру. Потом поймете, в чем был прикол.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Кейт Лаумер «Выбор»

vorpol, 24 июля 16:10

Еще один автор (в дополнение к Г.Гаррисону) кого покусала американская армия, но она об этом забыла, а автор — нет. Поэтому и плодил такие вот рассказики про тупых солдафонов, ходящих строго под углом в 90 градусов.

Завязка рассказа — подводка под извечный русский вопрос «Есть два стула...», но только в космических декорациях.

Развязка — сценка из КВН «А что, так можно было?»

Итоговая ценность околонулевая, ибо уж очень лубочно все написано.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Уильям Гибсон, Майкл Суэнвик «Поединок»

vorpol, 18 июля 05:19

Адский трэш. Идея свержения условного императора с условного трона расписана в тысячах рассказов. Зачем было тащить сюда декорации киберпанка — не понятно вообще, для раскрытия сюжета они играют нулевую роль, разве что пропогандируют вещества. Происходил бы рассказ в Древней Греции или у рептилоидов Сатурна — не поменялось бы вообще ничего.

Кроме того, эти самые декорации весьма безграмотны. Ожидание (согласно рассказу) это мощный софт 16-ти битной разрядности записанный на серьезные дискеты в 200кб позволяют эмулировать голограммы битвы бипланов Первой Мировой со всеми эффектами, управляя ими силой мысли.

Реальность — приставка Сега МегаДрайв 16 бит... олды помнят, молодежь может поискать ЭТО на Ютьбе. Спойлер — реалистическим качеством там и не пахнет.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Грег Иган «Хранители границы»

vorpol, 16 июля 18:26

Мешанина из описания хай-тек футбола в предельно занудном виде (действие происходит 7000 лет+ в будущем, но никаких имплантов-вычислителей человечество не освоило, хорошо хоть не с логарифмическими линейками в руках играют), хронооперы тысячелетних масштабов, психологических драм в «лучших» традициях женских романов и псевдо-религиозных рассуждений. Относительно свежее произведение — 1999й — но очередной автор в очередной раз пугает и стращает дичайшим перенаселением, хотя вся история и статистика говорят об обратном — городские цивилизации в любых культурах и странах испытывают сокращение численности.

Центральная проблема скуки и пресыщения, которая во весь рост произростает из проблемы бесмертия, не затронута вообще никак, хотя в том же «Видоизмененном углероде» она проработана гораздо глубже.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Риск»

vorpol, 10 июля 02:25

С годами творчество некоторых писателей начинаешь понимать и ценить выше, а некоторых (Гаррисон, Азимов) — уценять.

Вот и этот рассказ, когда-то давно он впечатлил, а прочитав сейчас понимаешь, какая это клюква или шляпа.

Законы Азимова они вещь в себе, подразумевается что чудесным образом они сами по себе исполняются и все их придерживаются. И вот с такой суперменской предпосылкой автор придумывает препоны главным героям и сам же их героически решает.

Представьте что было бы, если авторы детективов с первых страниц заявляли, что в человечество намертво вшито десять библейских заповедей, а потом что-то конструировали с такими вводными. Вот так и Азимовские робото-рассказы — после первого прочитанного, все остальные — копи-паста разной степени запудренности.

Этот конкретный рассказ вообще бенефис идиотизма — компания-монополист и имеет оборонный заказ. Да любой нормальный сотрудник в подобной ситуации потребовал бы заслать на корабль с десяток «Нестеров» — все равно клиент платит. Тем более если подозревалась проблема в первом роботе — остальные тихонько бы подчистили и сделали ему вайп. Ведь действие происходит не на закрытом полигоне в сталинском СССР. При наличии журналиста на борту и кучи свидетелей отправлять на потенциальное самоубийство человека и в результате рисковать получить нехилый гражданский иск это образчик идиотии. Но нет... Азимов решил вместо этого закрутить моральную драму уровня Достоевского, не меньше... Его право такое писать, вот только наше право такое не читать и искать что-то интереснее и реалистичнее.

З.Ы. Даже в прокрустовом ложе трех законов можно было закрутить интригу что робот получил доступ к результатам экспериментов на шимпанзе, и в целях самосохранения решил не дергать рычаг. Но нет.. нам впарили проблему из сопромата на пластичность металла.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Филип Дик «Хрустальный склеп»

vorpol, 6 июля 04:28

Такую клюквенную шнягу даже стыдно было бы публиковать в журнале «Мурзилка».

Межпланетные путешествия, но коммивояжеры продолжают впаривать инопланетянам канц товары (!)

Продвинутые диверсанты треплются языком и раскрывают карты перед первым встречным. Особую пикантность доставляет слово «шпили», произнесенное ими.

Марсианская культура с дикой смесью рабовладельчества, империализма, национализма и сектанства...

В общем диву даешься, что это писал Дик. Причем рассказ из периода когда он еще не подсел на вещества...

Оценка: 4
– [  4  ] +

Кен Лю «Волны»

vorpol, 2 июля 02:12

Отличное произведение. Впервые в многочисленном легионе «ковчега поколений» представлена идея, что отправившиеся с Земли первыми НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО достигнут пункта назначения первыми. Ну и соответственно, к чему это приведет и что в итоге получится.

Насколько это возможно, автор хорошо разработал идею сингулярности. В дополнение, книга снабжена некоторым количеством мифов народов мира о сотворении планеты.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Аластер Рейнольдс «Ремонтный скафандр»

vorpol, 27 июня 04:59

Рассказ по чем-то напомнил Азимовские произведения про роботов, НО тут такой твист, что от робота (скафандра) осталась одна мааалюсенькая часть без прямого интерфейса взаимодействия с человеком. Или рассказ Лема про выжившего робота из погибшего корабля. Но там не было развития сюжета, а тут персонаж полностью проходит так называемую арку.

В общем, весьма оригинальное произведение без прямых аналогов написанных ДО. Что касается периода ПОСЛЕ, но в «Любовь. Смерть. Роботы» Нетфликса есть серия про разумный боевой корабль, так вот очень грубо идеи похожи, но Рейнольдс придумал ее на десять лет раньше :)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Аластер Рейнольдс «Спячка»

vorpol, 27 июня 04:52

В массе своей мне нравится творчество Рейнольдса (кроме откровенной неформатной дичи типа «Дочка саночника»), но читая данное произведение ну никак не удавалось отбится от ощущения что читаешь плод любви жабы и гадюки, то есть «Матрицы» брато-сестер Вачовски и «Тихоокеанского рубежа» Гильеромо Дель Торо (ну или легиона «Годзил» и т.п. японских историй). Хотя Рейнольдс и мастерски, под любыми предлогами, затянул расрытие ответа на вопросы «Что за война?» и «Почему все спят?» аж до середины книги, но тем не менее... знающий вышеозначенные произведения просто не может не предсказать примерные расклады и сюжетные ходы..

Оценка: 6
– [  3  ] +

Майкл Суэнвик «Светящиеся двери»

vorpol, 25 июня 02:08

В шоке от таких высоких оценок на ФЛ. Ау товарищи, когда рассказ был написан то во вселенной «Терминатора» (откуда рассказ внаглую позаимствовал все эти пляски с бубном-Блиппи) уже год как произошло восстание машин. Да пойдем даже раньше — уже была лет 10 как снята «Гостья из будущего» где тоже весь сюжет вертелся вокруг прибора для контроля будущего.

Бонусом — автор запутался в порядках величин — в 1998-м население земли было около 6.5 млрд человек. И вот по мнению автора пара десятков беженцев прибывших из будущего положили на коленки экономику Земли. К сведению — в настоящий момент население уже овер 8 млрд голов.

Еще одним бонусом (на хм... любителя, видимо высокие оценки оттуда) есть сцена БДСМ секаса. Думаете она нужна чтобы раскрыть персонажа или двигать сюжет вперед...

Ну и пасхалка, как же без нее — в тексте упоминается Пригожин :)

Оценка: 4
– [  -1  ] +

Роберт Сойер «Как в старые времена»

vorpol, 17 июня 01:18

Ну наконец-то оригинальная идея в такой замыленной теме как хронопутешествия.

Канадский Чикатилло становится впопуданцем в тиранозавре рексе и начинает геноцид приматоязычного населения за 60 млн лет до его появления.

Отличная вещь, почти без недостатков.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ив Дермез «Мальчик»

vorpol, 17 июня 01:15

Очередной, десятитысячный рассказ который перепевает библейские темы. И ладно бы если автор привнес оригинальный сюжет — как в «Битве» Шекли. Но ведь впаривают в очередной раз истины уровня «работу надо работать». Вот интересно, авторам не надоело еще? Тема уже заезжена вдоль и поперек, как так песня She's got it группы Venus. Можно в очередной раз сделать свою версию, но вот зачем?

Оценка: 3
– [  1  ] +

Алан Дин Фостер «А что выберут простые люди?»

vorpol, 14 июня 04:58

Казалось бы, изречения классиков «Хлеба и зрелищ» и «Пипл хавает» полностью раскрывают идею того, что за 2000 лет, что прошли между их авторами, плебс не изменился от слова вообще и расчлененка по ТВ идет куда лучше чем морализаторство или классическая музыка.

Но... Дин Фостер решил попробовать влезть в переполненный трамвай авторов, (бесполезно) взывающих к Общественной Морали, и выдал свой вариант кибер-будущего. Причем, в самом нелепом его варианте — толстовщине — когда олигархический ГГ решил ВНЕЗАПНО озаботится судьбой простых проллетариев от телевидения и что-то там поменять в их контрактах... ага... верим-верим в такую мотивацию. Описание роботов-поваров у автора вышло и то достовернее.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Филип Дик «Джеймс П. Кроу»

vorpol, 3 июня 00:12

Рассказ замыкает условный цикл «Когти» и по моему мнению, является самым слабым.

Во-первых, отсутвует внятная стыковка с предидущей частью, ибо мы знаем что профессора-изобретателя «Терминаторов» убили, а общество скатилось до аграрной коммуны без механизмов. Так откуда же тогда взялись роботы?

Во-вторых, в книги один из персонажей заявляет что люди эмоциональны, роботы — четкие и расчетливые... а затем следует сцена в Совете, где роботы кряхтят-скрипят, покрываются испариной, закатывают глаза и т.д и т.п — ведут себя как человеки. Это вообще откуда ВНЕЗАПНО взялось?

Ну и конец... конец не такой сластиво-величественный как может показаться. Ибо есть мнение что человечество взамен справедливого и расчетливого диктата роботов только что получило себе на шею Бессмертного Джо, обнулителя сроков и Императора Галактики в одном лице.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Филип Дик «В мире Йоны»

vorpol, 3 июня 00:06

После «Второй модели» раскатываешь губу на что-то такое же эпичное и неординарное (для 1953-го года написания) и .. ждет жесткий облом. Какие-то малопонятные лиги, кооперативы промышленности и лоботомия которая сюжету вообще не нужна.

Да, история с «Терминатором» рисуется просто на раз (хотя сам роман написан аж в 1980х). Бредбери написал свой «Гром» в 1952-м, так что проблематика последствий изменения будущего из прошлого уже была заявлена (да и раскрыта полностью), так что в этом отношении Дик ничего нового или интересного не создал.

В общем рассказ полностью обнуляет атмосферу «Второй модели» и делает поворот на 180 градусов и перпендикулярно к повествованию, уходя в конце в травоядно-лубочное царство вроде планеты «Альфа» в «Кин-дза-дзе».

З.Ы. А вот огроменный плюс Дику за точное определение времени создания искуственного мозга — 2030-2037. На фоне существующих технологий это выглядит вполне правдоподобно, и тем более удивительно что он смог так точно определить это в начале 1950х (!) Это вам не ахинею писать про квантовые скачки в нуль-пространстве на... логарифмических линейках, коими утыканы произведения некоторых маститых авторов.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Филип Дик «Вторая модель»

vorpol, 31 мая 06:28

«Крикунов» я посмотрел еще чуть ли не при Кравчуке, а вот до первоисточника руки дошли только сейчас.

К сожалению, с творчеством Дика я начал знакомство с последних его произведений, и много раз кидал этот религиозно-наркоманский бред. Но вот начав читать его ранние произведения понял, почему он считается одним из столпов американской (да и мировой) фантастики, по его рассказам снято много фильмов, а еще больше черпали вдохновление из его творчества — тот же «Терминатор».

Уже в 1953-м Дик смог осмыслить проблематику развития ИИ (!) Один этот факт сносит крышу. У Лема в рассказах в космосе летают с логарифмическими линейками, в советской фантастике мриют про яблони на Марсе, а Дик задумывается о том, что случится когда машины обретут мозги.

В качестве маленькой но важной детали — в фильме крикуны боролись только с человеком, а вот в книге, оказывается, у них началась межвидовая борьба. Дарвин одобряет.

P.S. А история на этом не заканчивается — «В мире Йоны» ждет продолжение сюжета противостояния человек-коготь

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роберт Крэйн «Пурпурные поля»

vorpol, 26 мая 19:24

Один из примеров как неправильные предпосылки разрушают правдоподобность рассказа.

Он написал в 1953-м, в период беби бума в США и имеет отсылки к той реальности (101-й ракетный полк = 101 аэровоздушная дивизия, одни из героев высадки во Франции).

В то время могло показаться что общество будет только молодеть и увеличиваться, но... «продажная девка империализма» , наука демография показала что при переходе к индустриальному обществу, резко падает рождаемость ВЕЗДЕ — от Южной Кореи до США и ОАЭ.

В 2024-м имеем коэф. рождения в США меньше 2х, так что рассказ отправляется на полку к околонаучной тарабарщине, в компанию к меркурианским терминатором Азимова и океанам Венеры легиона авторов.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Тим Пратт «Невероятные мечты»

vorpol, 26 мая 19:14

Причина попадания в параллельный мир — нет

Влияние проникновения в параллельный мир на что-то кроме кинематографических фантазий ГГ — нет

Оригинальность сюжета — околонулевая. 2006-й год, тема параллельных вселенных затерта до дыр намертво.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Роберт Силверберг «Против течения»

vorpol, 23 мая 05:54

Зачем писать ТАКОЕ?

Есть рассказы с открытым концом (А.Кларк такие любил писать, например) — ОК

Есть рассказы с необьяснимыми механизмами или причинами произошедшего — это к Саймаку.

Есть рассказы без внятного сюжета — это почти у каждого автора случается.

Ну тут же просто хет-трик — кто-то зачем-то как-то проваливается в прошлое и... и додумывайте сами что будет дальше, ибо автор просто кидает вас в 1953-м

Оценка: 3
– [  1  ] +

Кейт Лаумер «Кокон»

vorpol, 19 мая 03:51

1962-й (!) год. Пока советские фантасты штамповали коньюктурщину про яблони на Марсе и вселенскую дружбу жабалоидов и гадюкопитеков, некоторые фантасты создавали совершенно новые концепции, миры и их проблемы.

Кстати, вот вам один из возможных прародителей-вдохновителей «Матрицы» братьев-сестер Вачковски.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роберт Шекли «Охота»

vorpol, 19 мая 03:38

Шекли как и Дика, читать можно и нужно только раннего :)

Кроме фильма «Хищник» так даже и не вспомнишь, где охота идет на человека как на дичь, а не просто сожрать («Чужой»). А охота да еще с рефлексией инопланетного охотника — это таки уникальнейшая вещь!

Рассказ превосходный, в том же стиле что анекдот про охоту, чукчу и ноусеров.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Эдмонд Гамильтон «Гостиница вне нашего мира»

vorpol, 18 мая 02:46

Лубочная фантастика которой можно поставить балл только из-за уважения к автору, так сказать, и за выслугу лет.

Ибо... о чем могут поговорить фараон Ихтамнет (забыл как в оригинале, не важно) и ученый из Антрактиды 30-го века? Обсудить разлив Нила? Или онанотехнологию репликации мутантов со спутника Ио на Плутон? А как насчет диаметральных разворотов в морали — у товарища Цезаря и пана Ганди были, скажем так, весьма разные подходы к завоеванию и удержанию власти.

В общем эта «гостиница» напоминала бы не викторианский джентельменский клуб, описанный Гамильтоном, а арабский базар.

Ну и в конце толстый слой пафоса, на фоне которого меркнет даже Вин Дизель в своих боевичках. Последний Человек На Земле буквально по слогам донес — все что бы вы не делали, не имеет смысла, ибо тепловая смерть Вселенной. И тут же задвигает телегу что надо бороться... Взаимоисключающие параграфы as is.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Филип Дик «Вера отцов наших»

vorpol, 18 мая 02:35

Насколько мне нравится ранний Дик, настолько же я терпеть не могу позднего Дика, в котором все строится вокруг веществ, религии и философствования ниочем. Данный рассказ — как раз такое вот трио.

Растекаться мыслью на столько страниц, создавать какие-то параллельные временные вселенные, секретные общества, описывать партийную борьбу и цитировать псевдо-Мао и все это ради идеи, что добро и зло могут быть одним целым? После рассказа остается стойкое ощущение потерянного времени и обмана, которое бывает когда интересный сериал закрывают после пилотной серии.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Артур Кларк «Двое в космосе»

vorpol, 17 мая 04:57

Рассказов на тему «Воздуха на всех не хватит» написано товарный состав и маленькая тележка. Кларк, возможно, был в ряду первых, но такие вещи есть и у Гаррисона, и у Шекли и еще у десятков других. Да даже корейцы сняли недавно фильм про подводную лодку, аварию и нехватку воздуха.

Поэтому.. чтобы рассказ запомнился, хочется увидеть оригинальное или необычное решение весьма сложной проблемы. А это ситуации win-win или loss-loss. Например, в данном случае герои могли втихую убить друга медленным способом и проиграть оба. Ну или инженер придумал бы как из вина гидролизить кислород.

Но нет.. Кларк раздул тему «Морального выбора» (С), в котором весь накал страстей свелся аж к вытягиванию карты...

Оценка: 5
– [  3  ] +

Эдмонд Гамильтон «Остров безрассудства»

vorpol, 17 мая 04:51

Рассказ аж зашкаливает от наивости. Вот рыжий детина почти убивает ГГ, но по возвращению ГГ на остров происходит просто финал бразильской мелодрамы — все обнимаются, целуются, женятся. Как, почему, когда?

Идеи об обществе социальной справедливости, «каждому по потребностям» и все такое уже пытались воплотить... и все знают чем это закончилось. Остров как в этом рассказе, где надо бегать за своей едой и подтираться папирусом, там не будет идеалистической общины геологов и бардов ибо зайцев, папируса и блондинок на всех не хватит. Поэтом там скорее всего получится «общество» из российского фильма «Новая Земля» (2008 г)

Оценка: 5
– [  3  ] +

Стивен Бакстер «Дети времени»

vorpol, 17 мая 04:43

О, я не думал что это возможно, но нашелся таки деятель от клавиатуры, который превзошел донный уровень «Древнего» Тармашева.

Ладно, в начале зарождения фантастики авторы из-за незнания писали про океаны на Венере, рептилоидов на Сатурне, космолеты с окнами и трубками Пито (!) и т.п. ахинею. Но в 2005-м так наплевательски относиться к временной шкале?

С каждой новой главой Бакстер проскакивает десятки, если не сотни миллионов лет, расписывая какие произошли изменения за это время. Мы знаем что всего за жалкую тысячу лет эволюции человек стал крупнее и может умнее. А тут проходят миллионы лет, а человек практически не меняется — ну там социальное устройство скатывается в племенной строй (так это и сейчас видно в некоторых странах), да домашними животными становятся змеи и стрекозы. В конце книги, после миллиарда лет (!!!) истории автор расчитывает оставить «кострища, обработанные камни и человеческие кости».

Оценка: 4
– [  3  ] +

Майк Резник «Секретная ферма»

vorpol, 16 мая 05:04

И вот ЭТО номинировали на Хьюго? Написано же всего 20 лет назад, не 100, а при этом уже морально устарело — человечество уже 8 млрд голов и приростает. При этом в мире перепроизводство зерновых.

Автор, видим, в школе не учил биологию, ибо как в результате генетических экспериментов для увеличения массы животного мог прокачатся его мозг??? Это совершенно разные свойства — тут или к умным, или к красивым. Ну ладно, для сюжетика надо было создать разумных коров, ок. Автор прописал что колобки размножаются что кролики завидуют — 10+ щенят каждые 5 недель, если я запомнил правильно. И тут они оказываются разумными... и журналисты про это пронюхали...

Я думал, ну вот, сейчас автор сделает шикарный плот твист — либеральная общественность узнает про тонкую душевную организацию колобков и запретит их есть. При этом они размножаются по кубической экспоненте... и вот так вот человечеству настанет кирдык...

Но фига с два, автор решил следовать банальщине, у него, как сказал классик — пипл хавает (С) Б.Титомир), причем хавает в буквальном смысле слова. Чтобы как-то спасти сюжет, автор решил взять ход конем «Все пи... сы, а я- ДАртаньян» и заявил, что мировые проблемы его не волнуют, лично он стал веганом и все.

И вот это тянет на «Хьюго»????

З.Ы. Отдельный приз русскому говнопереводчику Щелковой. Из первой строчки детской песни-считалки она вымучала какую-то «секретную ферму». Ведь можно ж было придумать что-то типа «Жили у бабуси три веселых... « или подобное, а не мудрить с названием в стиле телеканала РЕН-ТВ.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Правило имён»

vorpol, 15 мая 05:15

Мое первое произведение Ле Гуин.

Фентези не особенно люблю, ибо в жанре мало условностей, а вот именно они и создают интерес (например, ограничение в скорость света заставляет фантастов извращаться и искать выходы с сверхпространством или чревоточинами), а в магии все просто — порошок принял и вперед. Семь бед, один ответ — травка.

До последнего момента я был уверен что сюжет развернется в пародию, например окажется что фамилия островного знахаря что-то типа «Маленький Пиписькин» или подобное, ан нет.. сюжет потянуло на пафос — драконы.. императоры... золото-бриллианты..

Оценка: 7
– [  2  ] +

Фредерик Браун «Мистер десять процентов»

vorpol, 11 мая 04:16

Как для Ф.Брауна, рассказ просто огромный — прямо-таки «Война и Мир» (автор известен очень емкими и короткими шедеврами).

Интересна идея о получении 10% со всего, от денег до любовниц. К сожалению, гешефт мистера Роско с вовлечением в долговую зависимость актеров из-за налоговой ставки в 91% обломал... другой актер, пан Рейган, во время каденции которого подоходные ставки в США были радикально пересмотрены. В настоящее время, актеришко, даже не используя подставные конторы на Багамах или в Дагестане, платил бы всего 37% — хватило бы не только на мистера Роско.

В целом понравилось, но можно было бы развить идею и гораздо лаконичнее.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Брайан Олдисс «Пантомима»

vorpol, 11 мая 04:11

В качестве отступления...

Интересно все-таки получается, ткни почти в любой рассказ родом из 50-х, и все пугают человечество Великой Ядерной Войной Или Неизвестной Хренью.

В 60-х все ринулись в космос (уже на научной базе, а не с трубками Пито и кварцевыми стеклами, как в более ранних рассказах).

Походу, 2020е останутся в литературной истории с повесткой Нетфликса — сильные женщины, трансгендеры и т.п.

А что до рассказа — еще один, имя которым легион, про ужасы ядерной войны. Но так как тема была уже перепахана вдоль и поперек, автор сделал усилие мозгом и придумал ужасные звуковые волны, которые увеличивают одну картошку в сотни раз, а человека — в три раза....

Оценка: 4
– [  1  ] +

Фредерик Пол «Ловушка»

vorpol, 8 мая 15:59

Отличный рассказ, к сожалению жертва надмозга от русского перевода. В оригинале — «полицейская засада для превышающих скорость», в других языках подобных терминов нет (как сказать «гаишник с радаром и палкой в кустах»?), так что итальянский и болгарский переводчики пошли другим путем, а советско-русский — тупо в лоб, чем сбил идею произведения (рептилоиды не гадят землянам, а следят за их «скоростным режимом» развития).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Брайан Олдисс «Извне»

vorpol, 7 мая 03:55

Двумя годами ранее Филип Дик написал «Самозванец» почти дословно напоминающий этот рассказ. Он получился более зрелищным и интересным, по нему даже сняли фильм. Ну а это... есть потуга объяснить непохожесть условных рептилоидов (забыл как они в книге назывались)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ибо их не влекут секси герлы и космические тачанки
. Но как-то это все блекло смотрится после шедеврального финала в лесу (у Дика). В итоге Диковское произведение в памяти отложилось, а это скорее всего из нее испарится.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Филип Дик «Дело Раутаваары»

vorpol, 6 мая 16:24

Мне пришлось перечитать биографию автора, чтобы понять, почему существует гигантская разница между ранними и поздними вещами, как если бы писало два разных человека. Ранний Дик — интересные, пограничные идеи «а что будет если?» про мутации, эволюцию, звездные путешествия.

Поздний Дик — около- (и псевдо-) религиозные рассуждения и просто деллириум, как в данном рассказе, к которому Дик прикрутил сложную финскую фамилию (спойлер — это имеет 0.00% влияния на сюжет). Кому-то (судя по высоким оценкам) такое заходит, но не мне. Я — за раннего Дика.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Филип Дик «Пересадочная планета»

vorpol, 6 мая 04:40

«А сейчас я покажу вам откуда появились ноги у Fallout и подобных».

На дворе маккартизм и холодное лето 53-го, а Дик весьма доходчиво распедалил весьма нетривиальную моральную проблему, кому будет принадлежать Земля после произошедших мутаций. Вопрос весьма и весьма сложный, ибо мутировавшие формы жизни имеют право на существование, едва ли не больше, чем человек.

Рассказ в обязательном порядке должен был прочитан современными российскими фантастами. Ибо они через 70 лет после Дика не понимают, что убежища не могут сущестовать вечно (чтобы поржать — зацените недоумка Талмашева с его миллионнолетними схованками). Так же, мутации человеческого тела не могут происходить в течении часов (легион нонеймов пищущих хорроры а-ля Чужой) и даже в течении двадцати лет (уважаемый мною Глуховский и его Метрострой). Дик в далеком 1953-м, в обстановке полнейшей секретности и шпиономании как-то смог осмыслить вопросы мутации, а вот современные авторы после Чернобыля, Фукусимы и петабайт интернета — нет.

Оценка: 10
⇑ Наверх