fantlab ru

Все отзывы посетителя stegn1191

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Джон Скальци «Последняя колония»

stegn1191, 9 января 2019 г. 17:51

В третьем романе цикла Скальци обращается к теме освоения новых планет. Как раз кстати Джон Мерри и Джейн Саган, персонажи предыдущих книг, завязали с военной службой и ищут мирной обыденной жизни.

К несчастью для них, принадлежность к цивилизации, бороздящей просторы галактики, не мешает оказаться в ситуации первопоселенцев фронтира времен девятнадцатого века. К тому же само название колонии — Роанок — прозрачно намекает на непростую судьбу, И проблем тут хватает: начиная от бытовых и заканчивая политическими.

Предыдущие романы указывали на противоречия внутри Союза колоний и неоднозначность поведения человечества в отношении других инопланетных рас. В «Последней колонии» этим темам уделяется серьёзное внимание, но, пожалуй, едва ли выходит сказать что-то внятное. Например, коалицией сотен разумных рас руководит персонаж донкихотского склада — благородный и бескомпромиссный, но простоватый. Второстепенные человеческие персонажи выглядят и вовсе лишенными цельности.

Джон и Джейн остаются понятными и живыми, мотивы их действий прописаны. Но Скальци делает ошибку, делая их самостоятельными фигурами в сложной игре. Если в предыдущих книгах туманная непроясненность устройства мира играла на руку сюжета, замкнутого на исполняющих приказы служаках, то теперь правила игры кажутся подстраивающими под главных героев.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Джон Скальци «Бригады призраков»

stegn1191, 9 января 2019 г. 17:00

«Бригада призраков» использует сеттинг, созданный в предыдущей книге, чтобы рассказать историю в жанре технотриллера. Тут есть политические интриги и шпионы, отряды специального назначения и тайные операции.

В избытке хватает и технологий. Главным образом они связаны с модификацией человеческого тела и разума, превращающих обладателя доработок в эффективный инструмент войны — или чего похуже. Именно таким созданием является Джаред Дирак, которому на своей шкуре предстоит исследовать границу человечности, осаждаемую многообразными изменениями.

Для другого подхода к той же проблеме Скальци задействует уже инопланетян — и от некоторых из них людей практически не отличишь. Особенно ловко и убедительно это показано в открывающей главе. Дополняет картину и раса животных, внезапно обретших интеллект, но испытывающих нехватку присущих людям качеств.

Все эти проблемы умело вплетены в сюжет и нисколько не мешают ему ровно и твёрдо двигаться на протяжении всей книги. Разочарованием может стать разве что антагонист, предстающим в чрезмерно опереточном виде без особой необходимости. Наверное, всё дело во французском происхождении.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Джон Скальци «Обречённые на победу»

stegn1191, 9 января 2019 г. 16:11

Роман «Обреченные побеждать» построен на допущении, что тело — самая снашиваемая часть человеческой сущности, а духа и воли к жизни даже старикам не занимать. И грех не пользоваться этим, когда у человечества в галактике множество врагов.

Мир будущего сложно назвать прогрессивным и утопическим — по крайней мере, в моральном отношении. В книге присутствуют и неприкрытая сатира, и изнанка тотальной войны. Но всё это не доходит ни до пацифистcкого пафоса ни до воспевания ратного дела.

Общий тон книги — ироничная прямота, избегающая обобщающих выводов, соответствует характеру главного героя — пожилого новобранца Джона Перри. Язык повествования ясный и предметный, сторонящийся всякой образной замысловатости.

Произведение разбито на три части, раскрывающие этапы военной карьеры Перри. Первая посвящена путешествию в новый мир и подготовке к роли солдата. Сцены военных будней появляться во второй части, а классический сюжет, в котором герой сталкивается с масштабной угрозой, — в третьей.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дэн Симмонс «Восход Эндимиона»

stegn1191, 6 января 2019 г. 02:00

Самый длинный — и заключительный — роман всего цикла «Восход Эндимиона» оставляет двойственное впечатление. Он подводит к концу всю эпопею, разрешая многие конфликты и давая ответ на центральные вопросы об этой вымышленной вселенной. И этим приносит удовлетворение. Вместе с тем само по себе произведение вышло рыхлым.

События перескакивают на четыре года спустя финал прошлого романа. Рауль и Энея живут в небольшой общине, где она собирает первых сторонников. Повзрослев, девушка готовится вступить в духовное противоборство с мировым порядком, олицетворяемым католической Церковью. Она постепенно становится пророком, наставляющим людей в понимании себя и мира. Её способности получают объяснение, а взгляды оформляются в учение. И многие страницы романа фактически состоят из диалогов, разъясняющих её воззрения. К сожалению, они не оригинальны и от проповеди типичного духовного гуру её отличает только тот факт, что в её мире вселенная устроена именно так как она говорит

Церковь уступает место главного антагониста стоящему за ней ТехноЦентру. Это не удивительно, потому что тема лицемерой теократии, провозглашающих ценности, которым они не следуют в своей политике, давно приелась. Про искусственный интеллект, его сущность и происхождение у «Восхождения Эндимиона» находится что сказать. Это служит окончательным признанием слабости идей об отношении творца и создателя, высказанных в «Падении Гипериона» — но это только к лучшему.

Другая центральная тема — образ Связующий Бездны является не самой удачной метафорой то ли для любви и сострадания, то ли для литературы. Скорее и для того и для другого разом. На мой взгляд такое сравнение не только не обогащает понимание человеческих чувств и творчества, но скорее выхолащивает их. Да и сама Связующая Бездна, если подумать, способна приносить не только спокойствие и умиротворение, но и оказывать обратное действие. И как это происходило в другой знаменитой космической саге у Силы должна открыться тёмная сторона.

С персонажами происходит какая-то беда. Их тут много. Одни из них представляют собой неиспользованные сюжетные функции. Есть предатель — но он никого не предаёт. Есть человек, готовый стать ренегатом, но предыстории его драмы уделено много внимания, а сама она случается где-то на задворках и упоминается короткой строкой. Появляется целая прорва сторонников Энеи, каждый из которых представлен в качестве неординарной личности, но раскрыться удаётся немногим. Наконец, возвращаются персонажи первой дилогии, чьи истории не были достаточно убедительно доведены до конца. Например, появляется Хет Мастин — тамплиер из «Гипериона», чьё бесславное исчезновение и гибель вызвали много вопросов, получает шанс реабилитироваться. Но, пожалуй, это только лишний раз всё запутывает.

Линия Энеи получает сильное, пусть и не поражающее воображение, завершение. Здесь Симмонсу удаётся заново воплотить извечную историю посланников высших сил. А развитие их романа с Раулем теряется где-то во временных петлях, заодно порождаю надуманную мелодраматическую интригу. При чтении это способно зацепить, хотя проницательный читатель догадается что к чему, но в итоге разрешение оставляет большое недоумение по поводу логики персонажей.

«Восхождение Эндимиона» завершает массивную эпопею — местами достойно, местами как придётся. Пожалуй, эта книга исполняет свои обещания и не оставляет повода для разочарования, скорее сожаление о нереализованных возможностях.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Дэн Симмонс «Эндимион»

stegn1191, 6 января 2019 г. 00:47

«Эндимион» вышел шесть лет спустя после первой дилогии о Гиперионе и позволил читателям вернуться в полюбившийся мир и стать свидетелями нового витка борьбы за свободу и развитие против подавления и навязанного единообразия. Получилось так себе.

Спустя триста лет после знаменитого паломничества обретшая невиданное могущество Католическая Церковь правит миром, населенным почти триллионом бессмертных душ. Возрождению своего величия христиане обязаны тем, что им удалось приручить паразита-крестоформа, возвращающего к жизни своего владельца в случае гибели.

Рауль Эндимион, бывший вояка и пастух, остающийся к своим двадцати годам семи годам настоящим оболтусом, попадает в неприятную историю и приговорён к смертной казни. Не желая принимать религию в силу смутных, но твёрдых убеждений, он готовится отдать богу душу, когда его спасают. Не из милосердия, а дела ради: его просят стать опекуном юной девы двенадцати лет с неординарными способностями. Эту особу нужно защитить от Церкви, а после заодно с ней сокрушить тиранию и вернуть в мир справедливость.

Не чувствуя позывов к геройству Рауль склонен отказаться, если бы не одно обстоятельство: в детстве он читал «Песни Гипериона», существующие внутри своего собственного мира. И ответственную миссию на него возлагает сам Мартин Силен, участник паломничества и автор книги. Не в силах устоять перед желанием узнать чем же всё закончится и в чём было дело Эндимион соглашается.

Вторая дилогия в значительной мере удерживает внимание за счёт обещания разъяснить все непонятные и спорные места первых романов. В остальном, «Эндимион» представляет собой непритязательную приключенческую историю о вечно неуверенным главным героем и не по годам развитой дочери Ламии Брон, убегающих от преследования Церкви сквозь разные миры и решающих попутно возникающие трудности.

На помощь им неожиданно приходит Шрайк, не отказавшийся от своих скверных привычек пачками убивать людей. Но против военной машины, охотящейся за маленькой девочкой его навыки оказываются очень кстати. К тому же вскоре для него находится достойный противник.

Во всей этой книги среди персонажей старательно исполняющих своё предназначение самым живым и интересным героем оказывается отец де Сойя, отправленный Ватиканом в погоню за юной пророчицей и её спутником. Именно на его долю выпадают самые трудные в моральном смысле испытания и только он принимает решения, позволяющие сюжету развиваться.

«Эндимион» является мостиком, переброшенным между первой дилогией и заключительным романом. В нём есть в меру увлекательные приключения, живописные пейзажи миров и немало интригующих сцен, но сам по себе этот роман привносит очень мало.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Падение Гипериона»

stegn1191, 5 января 2019 г. 22:02

«Падение Гипериона» вышло через год после первой книги про паломничество к Шрайку и стало прямым сюжетным продолжением «Гипериона». Эти две книги представляют собой неразрывно связанные части одной эпопеи. Тем не менее, на мой взгляд, вторая часть потеряла многие достоинства первой. Попробую объяснить почему.

«Гиперион» объединял в себе шесть повестей о прошлом героев, вплетенных в единую рамку рассказа о паломничестве. Вторая книга стартует с момента, когда события начинают стремительно двигаться вперёд. И динамичное линейное повествование не очень подходит пышной прозе Симмонса, насыщенной предвкушением печального конца. Чтобы как-то сгладить эту проблему линия паломников к Шрайку рассказана через сны нового героя — ещё одной версии воссозданной личности поэта Джона Китса. Он и сам оказывается участником событий в сердце Гегемонии, вступившей в войну с Бродягами.

Вместо нескольких приземленных историй в «Падении Гипериона» перед читателем разворачивается сложный конфликт, увязывающий воедино будущее человечества, происходящую войну и паломничество. Частные истории персонажей получают своё завершение, становясь частью срежессированного невидимыми силами действа. Первая часть блестяще описывала причины участия каждого героя в паломничестве, а во второй раскрывается их роль в эпических событиях — и тут всё опирается на шаткие пророчества и указание на непостижимость событий. Накал и драматизм сохраняются, но вся осмысленность ускользает в неведомое будущее. В обратном направлении возвращается объяснение происходящему в виде мутной, абстрактной и слабой теологической концепции.

Даже Шрайк оказывается не ходячим воплощением ужаса, а инструментов в руках невидимых манипуляторов, служащим невнятным целям. Истинного противника, присутствующего в настоящем ещё только предстоит разоблачить. Такой ход добавляет остросюжетности — не столько загадочностью, сколько напряженностью — но лишает философской глубины, за которую хвалили первый роман. Всё, что в первой книге скорее подразумевалось — оставляя простор для размышлений, во второй проговаривается прямым текстом, скатываясь в банальность.

В следующих романах цикла, написанных спустя несколько лет, автор попытался переосмыслить и идеи и некоторые сюжетные линии этой книги. Возможно, так было задумано изначально, но это больше похоже на признание ошибок и попытку исправить их.

Несмотря на описанные недостатки «Падение Гипериона» является захватывающим романом со складным сюжетом, живыми персонажами и продуманным миром. И, наверное, можно простить недостатки ради завершения истории.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Гиперион»

stegn1191, 5 января 2019 г. 20:59

«Гиперион» давно снискал славу и признание в качестве одного из лучших произведений фантастики. Подтверждением этому факту служат награды и места в различных топах. Присоединяясь к хвалебным отзывам, я попытаюсь описать секрет успеха этой книги.

Основной сюжет изящен и прост. Семеро людей отправляются в паломничество к зловещему монстру Шрайку, то ли непостижимо рациональному божеству, то ли хтоническому чудищу. Вокруг его образа сложилась религия: верят, что он учинит конец света. Прежде незнакомые пилигримы рассказывают друг другу о невзгодах, заставивших их присоединиться к миссии, вызывая сочувствие у спутников.

Рассказы паломников оформлены как вставные новеллы — разные по жанру, как и характеры персонажей. Симмонс — блестящий беллетрист и ему удаются как удалый космический боевик и лихой детектив в стиле киберпанк, так повесть о судьбе поэта и трогательная мелодрама. Находится место и вдумчивым сюжетам — о христианском учёном, угодившем в плен к туземцам, исповедующим странный культ, или о философе-еврее, опекающего больную дочь и посещаемого видениями. Впрочем, каждый рассказ, используя фантастические допущения, провоцирует раздумье о непреходящих проблемах человеческого бытия.

Проза Симмонса, сентиментальная и богатая тонами, идеально подходит для изложения воспоминаний, стирающих незначительное и ярко высвечивающих моменты счастья или горестей. Форма подачи разнится от истории к истории и голос каждого из героев обретает своё индивидуальное звучание.

Присутствие нескольких рассказчиков даёт возможность придать глубину и масштабность миру, в котором разворачиваются события. Бросить взгляд на разные эпохи и уголки вселенной. «Гиперион» изображает альтернативное будущее, в котором Земля оказалась разрушена катастрофой. Человечество заселило несколько сотен планет, большинство из которых со временем оказались под властью Гегемонии — политической системы демократического толка с имперскими амбициями. Другая ветвь человечества — загадочные Бродяги — мутировав, приспособилась к существованию в космосе.

Симмонс заимствует идеи из работ многих фантастов, насыщая ими свой мир — тут есть и звездолёты и многообразие фантастического вооружения, андроиды и искусственный интеллект, технологии продления жизни и трансформации тела. Есть и информационные сети, чьим прообразом является Интернет. Вопреки массе инноваций жизнь в Гегемонии не слишком сильно изменилась по сравнению с прошедшими эпохами — люди всё так же рождаются и умирают, влюбляются и восхищаются природой, воюют и добывают ресурсы. А ещё не понимают и боятся изменений, цепляясь за прошлое и разрушая его — как это произошло с Землёй. Картина получается с мрачными и оттенками. Предостерегающая. Но какие у нас, прямоходящих обезьян, основания смотреть в будущее с лучезарным оптимизмом?

«Гиперион» — мастерски написанная книга, в которой способ повествования гармонирует с содержанием. Перед читателями предстаёт волнующий и тревожный образ возможного будущего, резонирующий с современностью и вдохновляющий на размышления.

Оценка: 9
⇑ Наверх