FantLab ru

Дэн Симмонс «Гиперион»

Гиперион

Hyperion

Роман, год; цикл «Песни Гипериона»

Перевод на русский: А.А. Коротков, Н. Науменко (Гиперион), 1995 — 12 изд.
Н. Науменко, А.С. Коротков (Гиперион), 1995 — 1 изд.
Перевод на украинский: Б. Стасюк (Гіперіон), 2016 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 387

 Рейтинг
Средняя оценка:8.74
Голосов:7205
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


На фоне начинающейся межзвездной войны человечества с ИскИнами и мутантами семеро паломников направились к аномальным Гробницам Времени на планете Гиперион. Их поход – то самое минимальное воздействие, которое может оказать влияние на судьбу человечества. Но каким образом, не знают ни они, ни пославшие их. Шестеро из них рассказывают свои истории, в той или иной степени связанные с беспощадным механическим чудовищем Шрайком, явившимся из будущего.

В произведение входит:

  • Повесть поэта. Гимны Гипериона

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— цикл «Песни Гипериона»  >  роман-эпопею «Песни Гипериона»


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1990 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1990 // Роман НФ

лауреат
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 1991 // Роман (США)

лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1992 // Роман (США)

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1993 // Зарубежный роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1995 // Зарубежный роман года

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第26回 (1995) // Переводной роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США)

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1998 // Научно-фантастическая книга (США)

лауреат
"Сталкер" / Stalker, 1999 // Лучшая книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1990 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1991 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 1993 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2000 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Гиперион
1995 г.
Гиперион
1998 г.
Гиперион
2000 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Песни Гипериона: Гиперион. Падение Гипериона
2003 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2004 г.
Гиперион
2012 г.
Гиперион
2014 г.
Гиперион. Падение Гипериона
2014 г.
Гиперион
2016 г.
Гиперион
2017 г.

Аудиокниги:

Гиперион
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Hyperion
1989 г.
(английский)
Hyperion
1995 г.
(английский)
The Hyperion Omnibus
2004 г.
(английский)
Hyperion
2007 г.
(английский)
Hyperion
2011 г.
(английский)
Hyperion
2012 г.
(английский)
Гіперіон
2016 г.
(украинский)
Гіперіон
2016 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2018 г.

Вот столько восторженных отзывов, а я не разделила всеобщего восторга!

Книга читалась долго. Иногда страницы проглатывались десятками, а иногда и нескольких не могла осилить.

По сути вся книга — это рассказы шестерых людей, вынужденных совершить совместное паломничество ради спасения планеты. Начало показалось слишком затянутым, успела заскучать. Но когда герои стали по очереди рассказывать свои истории, дело пошло значительно веселее. Больше всего поразил рассказ священника. Это нечто невообразимое! В конце аж мурашки пробегали по коже! Еще очень понравился рассказ Сола, этакая история Бенджамина Баттона. Остальные рассказы показались скучноватыми.

Согласна с мнением, что это классический образчик космической фантастики. Но поскольку я не являюсь фанатом данного жанра, то не могу оценить книгу высшей оценкой. Не потому, что она плохая — ни в коем случае! Просто она не моя, да простят меня фанаты этой серии!

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2018 г.

Впервые возможность прочитать эту книгу у меня появилась лет 20 назад, когда я увидел ее на одном из книжных базаров. Полистав несколько страниц и увидев, что это описание воспоминаний о своей жизни паломников, путешествующих к некому святилищу, я не рискнул ее покупать и взял более знакомого автора, кажется Хайнлайна. Второй раз я вспомнил об этой книге лет через 10, когда читал «Террор», а в описании было сказано, что это новый роман от автора знаменитого «Гипериона». И в тот раз он прошел мимо меня, уже не помню, по какой причине. Однако в памяти видимо появилась какая-то отметка, и наконец я его решил его прочитать, тем более, что по современным меркам сам роман не такой уже большой.

Сам роман представляет собой воспоминания людей разного возраста, профессий и социального положения, живущих в Гегемонии — глобальном межзвездном обществе, образовавшемся после гибели Земли, и так называемой Хиджры — расселения людей по Галактике. Каждый паломник, рассказывая свою историю, описывает кусочек общества, в котором он живет, и из этих кусочков складывается определенная общая картина. Гегемония представляет собой выборную парламентскую демократию (по крайней мере формально), руководимую Секретарем Сената. Гегемония является высокоразвитой цивилизацией, освоившей мгновенные перемещения между планетами, местом, где люди, по крайней мере большинство, имеют высокий уровень жизни и благодаря процедурам омоложения проживают долгую и насыщенную жизнь. Существуют определенные социальные лифты, по крайней мере полковник Кассад сделал блестящую карьеру, поднявшись из самых низов. Существуют и проблемы, например преступность, однако большинство людей с ними никогда не сталкивается. Кроме Гегемонии существуют еще две силы — Бродяги, ставшие межзвездными скитальцами, существа откровенно Гегемонии враждебные, и Техноцентр, сообщество эволюционировавших искусственных интеллектов, организация внешне Гегемонии дружественная, однако преследующая свои интересы. Впрочем глобальные цели всех трех действующих сил, по крайней мере на конец романа, так целиком и не раскрываются. Однако все они завязаны на планету Гиперион, где находятся таинственные гробницы, не поддающиеся исследованиям, а в них еще более таинственный Шрайк, убивающий большинство сталкивающихся с ним, однако согласно учению поклоняющейся ему Церкви, в чьей власти исполнять любые желания.

К нему и направляются семь паломников, чьи жизни так или иначе связаны с Шрайком. Это христианский священник, воин, поэт, ученый, тамплиер, частный детектив и дипломат.

Поскольку путь оказывается очень долгим, а само путешествие откровенно скучным и монотонным, они для того что бы скоротать время и ослабить нарастающую напряженность от встречи с неизвестным, начинают рассказывать друг другу истории своей жизни, приоткрывающими не только их личности, а так же и часть общей истории.

Начало книги и первые истории показались мне не то что бы скучными, а скорее обыденными, обычными. Я никак не мог понять столь восторженных отзывов о книге. И подумал, что она относится к тем, которые просто устаревают со временем, и надо было читать ее 20 лет назад. Так было, пока я не дошел до последней истории.

Безусловно самой сильной и ключевой является заключительная история Консула. История большой любви. И история большой ненависти. История, которая заставила понять многое из предыдущих историй.

Он единственный из всех паломников, чье имя так и не раскрывается. Он занимает самое высокое положение из них, будучи допущенным к политическим тайнам Гегемонии.

И наконец, он именно тот человек, чьи действия запустили начало полномасштабной межзвездной войны между Гегемонией и Бродягами.

Но самое главное даже не это. А то, что все остальные паломники являются частью Системы Гегемонии, и в своих поступках, пусть даже самых экстравагантных за пределы этой Системы не выходят, то Консул сумел над этой Системой подняться. И мы смотрим на Гегемонию со стороны. И видим, что на самом деле, большинство ее жителей бездумно и бесцельно прожигают свои жизни, уничтожая для удовлетворения своих прихотей целые планеты, а руководство желает войны не меньше, чем Бродяги, и готово в угоду плетущимся интригам обречь на смерть миллионы людей. Стоит ли защита Гегемонии тех жертв, которые принес, например, полковник — вопрос стал открытым.

Резюмируя, книга очень мощная и сложная и понравится далеко не всем. Просто потому, что ее не поймут. Двадцать лет назад я бы ее точно не понял. Десять — не уверен. Но я очень доволен, что прочитал ее сейчас.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2018 г.

Роман строго для любителей космооперы, ибо просто универсальный читатель неизбежно застрянет в ворохе привычной для фантлаба терминологии. Именно поэтому и оценки приближаются к максимуму, потому что их ставят, в основном, ценители космической литературы (а в этом ряду «Гиперион» выделяется). Ну, или те, которые ничего не имеют против общественного мнения (а оно тоже замечательное). Посмотрите, на Кинопоиске большинство индийских фильмов имеют балл гораздо выше среднего, потому что те, кому не нравится такое рафинированное кино (значительный процент) такое кино не смотрят — не оценивают.

Можно, конечно, как большинство здесь отозвавшихся, расписывать плюсы произведения, а их предостаточно. А можно в качестве оппонента что-нибудь покритиковать. Например, форму изложения а-ля «Декамерон». Согласитесь, это вряд ли, что шестеро людей, у которых каждая минута пропитано необычностью, вдруг усаживаются под азалии и 2-3 часа выпадают из реальности, зачарованно слушая приключения одного из них. Не комментируя, не прерывая. А уж рассказчики вместо сути соревнуются в красочности и описательности. Не говоря про исповедательную откровенность. Не бывает такого в человеческой природе, даже в далеком фантастическом будущем.

Да сами истории вполне бытовые на фоне фантастического мира. Разве что История Бенджамина Баттона обоснована и подана куда глубже, нежели в голливудском многобюджетнике. А остальное? Приключения полковника необычны? Да в каждом втором тематическом комиксе нечто подобное. Страдания поэта завораживают? Только в качестве медляка среди череды быстрых композиций. Частный сыск с трах-бабабахами? Неприятие старыми мирами Космической глобализации? Встречалось не одну сотню раз.

Да и сериальная недосказанность разных линий тоже не вдохновляет. Конечно, автору и издателям выгоден цикл, зачем сводить все в один узелок.

Хотя при всем при том читалось залихватски — и любовь, и темпоральная философия. и россыпь обязательных лазеров и космолетов. Но становиться в шеренгу гиперионных наркоманов, рвущихся к новой дозе похождений, особо не хочется. Истинный шедевр самодостаточен. Например, «Мастер и Маргарита». Можно сколько угодно продолжать визиты Воланда или какие спин-оффы с переродившимся Варенухой, но лучше от этого не будет, хотя спрос будет огромным.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2017 г.

«Какую самую страшную историю я читал?». К своему удивлению, в голову сразу пришла картина из «Гипериона» Дэна Симмонса.

Будущее. Люди, в следствии катастрофы на Земле, переселяются на другие планеты Вселенной…

Напугала не сама книга, которая безусловно напрягает, а новелла из уст священника Ленара Хойта – «Человек, который искал Бога». Ленар Хойт рассказывается о другом священнослужителе Поле Дюре, который совершил поезду на Гиперион, когда сам Ленар еще был молод.

Поль Дюре, отправляется на Гиперион, и попадает к одичавшим (а может никогда разумными и не бывавшими), походящим на людей, существам. Племя Бикура. На первый взгляд – это обычное племя, которое можно ассоциировать с «земными туземцами».

Бикуры, племя полностью лишенные каких-либо эмоции и половых признаков, отсталые в развитии человекообразные. От них нельзя добиться ответов на вопросы, а вопросов у Поля множество. Он пытается понять, почему они его не убили, а привели в свою общину. Вопросы появляется еще больше, когда он узнает их тайну…

Я почти физически ощущал страх главного героя, который, от страницы к странице, приникал и в меня. Не заурядная «Бугагашенька!», выпрыгивающая из-за угла. Не страх смерти (он – священнослужитель, думаю, с этим пунктиком у него всё в порядке), а именно первородный страх за свою сущность, угроза которой познается в дальнейшем развитии сюжета. Страх за свою веру, которая в современном мире уже угасает. Страх, что он может лишится своей личности и растворится.

В голову пришла ассоциация со — стиранием краски со старой двери. Если Поль Доре это цветная, пусть уже не такая яркая (его Вера уже не та) дверь, то Бикуры – тщательно выскобленная, обезличенная и, никуда не открывающая калитка.

Так вот, если встает вопрос: «Читать или нет?». Я только показал отношение к одной из 5 новелл. Которые не только про разное, они даже написаны по-разному. Абсолютно гениальная новелла про Сола Вайнтрауба «Горек вкус воды литейской», моя любимая. Такой печальной и всепоглощающей истории любви, я никогда не читал.

Не могу советовать, потому что всем подходит разное, но эта книга заслуживает, чтобы ее открыли. Открыли. И потом не смогли закрыть.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2017 г.

Роман состоит из шести историй, связанных одним общим сюжетом. Каждая из них все больше раскрывает вселенную «Гипериона». Роман интересен и с позиции картины будущего 2700-х. гг. и с позиции своего загадочного сюжета. Земля погибла, человечество сильно продвинулось в исследовании космоса и колонизации планет, люди являются доминирующей расой и по прежнему деньги и политика решают все. Технологии достаточно развиты, чтобы продлевать жизнь минимум вдвое и омолаживать человека, который в 90-100 лет может выглядеть на 40-50. Существует также Техно-Центр – центр искусственного интеллекта, превосходящий в своем потенциале человеческий – Гегемонию. Присутствуют Бродяги – основные противники человеческой Гегемонии – отщепенцы человеческой цивилизации, основную часть жизни проводящие в космосе и живущие в невесомости.

Планета Гиперион и находящиеся на ней Гробницы Времени – единственное место в известном космосе не подвластное потенциалу Техно-Центра, не говоря уже о человеческой Гегемонии, и вокруг тайн этих артефактов (Гробниц Времени) и вращается основной сюжет. Они окружены антиэнтропийными полями, что делает их не подвластными времени и движутся они из будущего в прошлое. Гробницы закрыты и что находится в них неизвестно, но определенно, что-то судьбоносное, от чего будет зависеть будущее всего человечества. Кроме того сами истории, из которых состоит роман, еще и индивидуальны, они и объединяются, гармонично вплетаются и становятся частью одного общего сюжета и отлично воспринимаются каждая отдельно, независимо от остальных. В этом и есть одна из прелестей этого романа.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2017 г.

Роман затянул с первых страниц. Шесть главных персонажей, историй, мотивов связанны одним паломничеством.

Обычно я не люблю книги где много разных героев, так как чем их больше, тем менее проработан каждый из них. В Гиперионе каждый персонаж — полноценный кусочек мозаики со свой историей, судьбой, целью. Они настолько разноплановые, что спутать между собой их просто невозможно, один только Мартин Силен чего стоит.

Погружение в мир романа, его правила и специфику происходят постепенно, да есть моменты которые раскрыты уже много позже, но это не мешает наслаждаться книгой и имея достаточное количество информации для того чтобы быть на одном уровне с героями.

Обсуждение тем религии и отношений с богом, человечности, экологичности, взаимоотношений с другими видами, сложности принятия политических решений проходят сквозь всю серию книг. Соглашаться или нет с тезисами, решение каждого, но подумать над концепциями стоит.

Нужно ли читать книгу? Любителям хорошей научной фантастики — стоит однозначно. Большое спасибо алгаритму Фантлаба за рекомендацию.

Втянитесь или нет — ХЗ, я втянулся и хочу еще, но больше к сожалению нет.

Оценка: 10
–  [  -6  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2017 г.

Отличный роман

Обязательно прочту продолжения

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2017 г.

Я не фанат фантастики от слова практически, особенно космооперы. Все эти звездолеты, порталы, термины из физики, астрофизики, планетологии, астрономии и т.п. кажутся мне чересчур заумными, будто читаешь какой-то учебник, где куча умных слов, но нет их определений. Другое дело — фэнтези. И все же я рискнул почитать цикл Песни Гипериона, в надежде, что это культовое произведение пошатнет мою нелюбовь к фантастике.

Это случилось почти. Я ожидал масштабных битв, космических монстров, бесчинства Шрайка и всякие бластеры с лазерными мечами, а вместо этого получил историю о походе группы людей не пойми куда, а также их отдельные истории, так или иначе связывающие их со Шрайком и/или Гробницами Времени. Хорошо это или плохо? Я ожидал один интересный сюжет, а получил другой, не менее интересный.

Очень порадовало, что истории всех этих паломников мало того что сильно разнятся, так еще и написаны каждая разным языком, будто их действительно рассказывали разные люди. Рассказы не сливаются в монотонные пересказы свой жизни, хотя это и кажется таким на первый взгляд. Здесь и мистика, и детектив, и даже романтика. Единственный минус — они рассказывают о своем прошлом, но при этом почти не понятно, какие они в настоящем.

Интересный и очень продуманный мир со множеством переменных. Интриги, заговоры, восстания, все это выглядит не комично и/или чересчур вычурно, а реалистично, будто читаешь историю о будущем, где жизнь с виду совсем другая, но стоит посмотреть под ноги, и обнаружишь квази-яму в гипер-асфальте, положенном когда-то андроидами с помощью спин-машин.

Итог: хорошо продуманная и детально описанная история. Для меня, как для человека, кто из фантастики читал лишь нудного Алгебраиста (которого я так и не дочитал), разную классику литературы и фэнтези, книга стала глотком свежего воздуха. Конечно, это лишь первая часть из двух, так что от продолжения ожидаю появления какого-то драйва. Истории паломников кончились, зато остались они с одной стороны, Шрайк с другой, Бродяги с третьей, ТК-центр с четвертой... В общем, продолжение должно получиться таким, какое и ждешь от фантастики

8/10 — потому что не фанат фантастики, и под конец запутался в этих ИксИнах, ТК-центрах, кибридах и играх со временем.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2017 г.

По-моему, доселе столь сложного и многослойного произведения я ещё не читал. Об этой книге очень трудно говорить, она крайне неординарная. Читал я роман больше двух недель. Надеялся закончить намного раньше, но, во-первых, началась учеба, из-за которой заново погружаться после тяжёлого буднего дня было довольно проблематично (быть может, из-за этого мои впечатления несколько смазаны), а во-вторых, это далеко не тот текст, который можно «проглотить» за две бессонные ночи; такую книгу надо читать вдумчиво, чтобы не упустить какую-либо важную деталь. Кто-то пишет, что книга — подлинный шедевр, достойный внимания, кто-то — что нудная безвкусица, от которой клонит в сон. Сдержанных отзывов было минимум. Я, пожалуй, отнесу себя к первой категории, ибо никак не могу назвать произведение скучным и неинтересным — язык у Симмонса просто потрясающий, меня роман завлек с самого начала (однако будет неправильно, если я не скажу, что в некоторых моментах все-таки присутствует затянутость, но это не критично). Если вкратце, я считаю, что на данный момент это лучшая космоопера на моей памяти. И, что самое важное, она отличается от других научно-фантастических эпопей тем, что фантастика здесь отодвинута на второй план (из-за этого, кстати говоря, некоторые читатели могут быть разочарованы). Здесь во главе угла стоят психология, сложные философские рассуждения, проработанные персонажи со своими скелетами в шкафу и интересные истории. Однако давайте расставим всё по полочкам.

Мир... Об этом рассказать сложнее всего, но я попробую. Он слишком нереален, и ты поражаешься, как в нём уживается столько вещей. Вселенная, окутанная необычными технологиями; мир, где присутствует Нуль-Т — порталы, благодаря которым можно перемещаться мгновенно на другую планету и благодаря которым была создана Сеть; двигатель Хоукинга, который позволяет перемещаться в космическом пространстве быстрее света; мир, в котором существует проект, позволяющий восстанавливать личность давно умершего человека (будь то поэт или другой человек); петля Шрюна, с помощью которой можно хранить неограниченное количество информации. И это лишь верхушка айсберга.

Теперь о завязке сюжета. Межгалактическому политическому обществу, Гегемонии, существование которого стала возможно благодаря Нуль-Т, угрожают Бродяги, мутанты, приспособленные для жизни в невесомости. Исходя из древнего предсказания, паломники в последние дни человечества должны совершить паломничество на очень странную, окутанной тайнами планету Гиперион, из которой никто не возвращался, раскрыть тайну Гробниц Времени и встретиться с древним чудищем, Шрайком. В паломничество отправляются: Консул, священник Ленар Хойт, полковник Федман Кассад, детектив Ламия Брон, учёный Сол Вайнтрауб, поэт Мартин Силен и тамплиер Хет Мастин. По пути они решают рассказать свои истории, чтобы узнать друг друга и понять, почему их отправили на Гиперион.

Перво-наперво меня поразила проработка персонажей, несмотря на их количество. Обычно одного главного героя прописать достаточно трудно, а здесь сразу семеро, причем каждый персонаж запоминается, у каждого свои внутренние переживания. Мне нравится огромное количество тем, поднятых в романе, — начиная от религиозных рассуждений и заканчивая проблемами искусственного интеллекта. Удивляет различная подача историй и структура: тут будет и религиозная фантастика с элементами мистики, и боевая фантастика, и притча о поиске себя, и трагичная драма, и стильный детективный киберпанк. Не все истории, конечно, одинаково хороши, но все интересны. Давайте опишем каждую из них.

История Пауля Дюре, рассказанная Хойтом, является, на мой взгляд, самой атмосферной, местами жуткой и одной из лучших в книге. Это история о человеке, который был предан до самого конца почти забытой религии, он хотел сделать всё, чтобы она не ушла в забвение. Он просто верил и не сдавался.. Думаю, в реальном мире таких священников просто не существует. Ну а концовка выше всяких похвал.

История Федмана Кассада. Одна из самых динамичных историй, в которой объясняется часть «лора» книги. Данная новелла — классический боевик.

История Мартина Силена. Не могу сказать точно, но, наверное, этот рассказ понравился больше остальных. История о поэте, который искал себя всю свою жизнь, искал свою музу. Да, он однажды пришел к успеху, но понял, что чего-то ему недостаточно. Он создавал главную поэму всей своей жизни, работа над которой продолжается до сих пор... История, показывающая, какую цену приходится платить, чтобы создать шедевр.

История Сола Вайнтрауба самая трогательная и тяжелая. Я искренне сопереживал ученому и его дочери, словно был с ними рядом в момент прочтения. История о человеке, который пожертвовал буквально всем ради родной дочери.

История Ламии Брон действительно получилась очень стильной, драйвовой и интригующей. Традиционный киберпанк, повествующий о сюжетной линии про искусственный интеллект, о его проблемах.

Наконец, история Консула, которая, по мнению многих посетителей сайта, является самой сильной в книге. Я же, однако, готов это оспорить, потому что мне данная история понравилась меньше всего. История о любви сквозь расстояние и время, история о мести, достаточно красиво в ней описывается Мауи-Обетованная, райская планета. Я не в восторге от истории как раз таки из-за любовной линии, которая показалась неестестенной и скомканной. Чего-то явно было недостаточно. И я думаю, не хватило эмоций и драмы. Не понимаю, почему данную линию называют одной из самых милых за всю историю литературы. Впрочем, это всего лишь моё субъективное мнение, а рассказ все равно понравился.

Из других плюсов, как я сказал ранее, является великолепный язык. Книга крайне неспешная из-за обилия деталей, присутствующих в романе, но именно это делает произведение таким восхитительным в художественном плане. Описания миров, персонажей действительно затягивают.

Также мне очень понравилось наличие большого количества отсылок к древнегреческой мифологии и к другой литературе (улыбнула отсылка к «Нейроманту» в истории Брон).

Какие выводы я могу сделать? Великолепная космоопера с интереснейшим миром, живыми персонажами, обилием глубоких тем и интригующей сюжетной линией. Однозначно стоит внимания. И да, у меня остались вопросы касательно сюжета и мира, на которые, я уверен, получу ответы в сиквеле и последующих книгах, ведь неспроста история обрывается на самом интересном месте. Первый роман не раскрывает многих карт, и это очевидно.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2017 г.

В притче о слепых мудрецах и слоне этого самого слона провозглашали последовательно колонной, веревкой, суком дерева, большим опахалом, огромной бочкой и курительной трубкой. Потом ко всеобщей радости выяснилось, что слон — это слон...

Скопление букв под названием «Гиперион» при желании можно провозгласить твердой научной фантастикой, гуманитарной фантастикой, космической оперой, киберпанком, детективом, философским трактатом на антирелигиозную тематику, временами приобретающими характер занимательного литературоведения или грязноватой эротической прозы...

Я был бы рад ко всеобщей радости провозгласить, что слон и впрямь оказался слоном по кличке Шедевр. Но тут нам все же под видом слона хитроумно подсунули весьма занятную инсталляцию из колонн, веревки, сука дерева, двух больших опахал, огромной бочки и курительной трубки...

Гладко написанное коммерческое произведение, умело эксплуатирующее чужие литературные находки и некоторые популярные в обществе фобии. Увлекательное, динамичное, способное обеспечить хорошее проведение шести вечеров в компании шести персонажей, кто-то из которых просто обязан понравиться читателю. Вкупе с обилием загадочных недоговоренностей и прерванным на полуслове течением сюжета это должно побудить купить еще и продолжение. Текст кажется весьма умным и ученым, но ровно в той мере, чтобы казаться, а не быть, дабы не распугать читателей наличием настоящей философии...

В общем, Симмонс сделал все грамотно. «Гиперион» будут читать и перечитывать. Я сделал это с пребольшим удовольствием и не жалею ни об одной минуте потраченного времени, хотя это моя уже четвертая встреча с данной книгой...

Но пребывание на Фантлабе наградило меня дурной привычкой делать всякие заметки в блокноте по поводу прочитанного, если это самое прочитанное чем-то настораживает...

История колонны. Колонна расскажет нам, что никакая научная фантастика в твердой ее ипостаси здесь и близко не ночевала. Можно, как это любит Симмонс, атаковать читателя всякими хитрыми терминами, заваливая его сферами сингулярности и антиэнтропийными полями, но все это сплошная имитация и наукообразие вместо научности. Это не Азимов и не Артур Кларк, не те отчаянные парни, которые стараются с переменным успехом вдохнуть жизнь в твердую НФ ныне.Пытаться из всего этого обилия сложных словечек получить информацию о том, что происходит на переднем крае науки, можно с тем же успехом, какой постигнет желающих научиться колдовать методом чтения опусов Терри Гудкайнда. У того тоже терминов хватает...

История веревки. Веревка расскажет нам о том, что можно гуманитарной фантастикой считать то, что написал один гуманитарий для толпы других гуманитариев, но каждому гуманитарию известно, что тут еще есть вопрос о том, кто на кого и как повлиял. Если подобное влияние доставляет удовольствие, то напишут об аллюзиях, реминисценциях и литературной игре. Если же оно вызывает сердитое «фи» и гневно оттопыренный мизинчик, то гуманитарии вмиг отыщут, что именно автор стырил у великих. Мне видится, что в истории Консула кое-кто потоптался на полянке Хайнского цикла госпожи Ле Гуин, компенсировав отсутствие глубоких этнологических познаний (имевшихся у автора первоисточника) банальной похабщиной. В других местах видны уши «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (не фильма, а рассказа Фицджеральда), а также еще всяких интересных книжечек, которые могли попасть на глаза преподавателю аглицкой словесности...

История сука дерева. Он расскажет, что за такую космическую оперу в приличном обществе бьют по голове толстым томом сочинений Клаузевица. Ни одного нормально описанного сражения. Подробный рассказ о том, как будущий полковник Кассад сношался с прекрасной барышней в недрах виртуальной реальности на полях всех величайших сражений уморителен до колик: попробовал бы Симмонс сам проделать нечто внутри, как он пишет, искореженного БТР или под звуки канонады Вердена, плюхаясь вблизи Азенкура в конце октября на холодную мокрую почву или ерзая в кустах под пулями вьетконговцев. Еще уморительнее рассказ о покорении восстания. Также отважный полковник чуть ли не голыми руками побеждает целый корабль космических варваров. Но придумать историю о том, как Кассад освободил планету от вторжения вражеских полчищ и заработал репутацию кровожадного мясника, Симмонс не смог. Дескать, был он кровожаден и устроил резню. Ни тактики, ни стратегии, ни интриг, ни оружия интересного...

История большого опахала. Насчет киберпанка. Мне и так то киберпанк не доставляет никакого удовольствия, поэтому никакой истории большого опахала не будет. Как у Симмонса не было истории тамплиера. Ему можно, значит и мне тоже...

История огромной бочки. Если бы Агата Кристи сочиняла детективы так же криво и без выдумки, как это случилось в описании похождений Ламии Брон, то это бы привело ее к смерти в нищете и одиночестве в обстоятельствах, более тяжелых, чем у неплохого старинного поэта Китса...

История курительной трубки. Про религию в понимании Симмонса. Про то, что написать бьющую по эмоциям ужасную историю с религиозным подтекстом он может. Два раза смог. По католикам прошелся сперва, потом иудаизму досталось. Я оба раза почти рыдал. Но ежели вам будет угодно, то почитайте серьезную религиоведческую литературу, написанную хоть адептами той или иной религии, хоть вдумчивыми атеистами, а не глянцевую коммерческую антирелигиозную попсу, оставшуюся на уровне шутеек Лео Таксиля и Емельяна Ярославского с мифами о миллионах жертв инквизиции в качестве бонуса. Сразу придет понимание, что ни в сущности догмата о воскресении мертвых, ни в смысле истории об Аврааме и Исааке наш не очень юный друг разобраться не удосужился. Мидраши почитал бы что ли в последнем случае...

В качестве вишенки на торте ворчалка на историю Мартина Силена. Который «открыл, каким мощным стимулятором умственной деятельности может быть физический труд. От которого хрустят позвонки, лопаются легкие, рвутся кишки и жилы. Если работа тяжка и монотонна, ум не просто становится свободным, способным воспарять в воображаемые миры, нет, он и в самом деле устремляется в высшие сферы». Типичная ересь от преподавателя колледжа. Не повоспарять ли ему в высшие сферы на чайных плантациях или в рудниках где-нибудь в Конго? Авось тогда и впрямь шедевр напишет посильнее гетевского «Фауста»...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2017 г.

Моя оценка данному произведению – 9 баллов.

Роман представляет из себя книгу-исповедальню, в которой каждая отдельная глава – исповедь одного из главных героев, открывающая его душу и терзания, которыми тяготятся персонажи и от которым пытаются убежать на далекий периферийный мир в надежде на избавление или смерть, что по сути одно и тоже. Каждая история органично дополняет предыдущую, будучи никак между собой не связаны, но в то же время последовательно раскрывают вселенную «Гипериона» и суть всего приключения – центрального элемента книги – паломничества к «Гробницам времени» на рандеву с «Повелителем боли – Шрайком» полумифическим существом, который дарует избавление (редко) или забирает жизнь (почти всегда), но так или иначе остается притягательным для многих людей. Интересен прием, который автор использовал в книге – возникает ощущение что читаешь 7 отдельным повестей, что в принципе не далеко от истины, если пропустить связующие связки. Каждая история разрушает привычное представление о должном, о сущем, о настоящем, о реальном, обрушивает привычные стены бытия и выстраивает новую более трагическую, страшную реальность, далекую от светлого будущего. Описывать каждую историю не имеет смысла – ее нужно прочитать от и до, и только тогда книга раскроется во всей своей красе. Каждую в отдельности оценивать даже не пытайтесь, они элементы в цельной системе, которую не сумма отдельных частей, а нечто большее.

Основной сюжет книги строиться вокруг планеты Гиперион – затерянного шарика на далекой периферии заселенного человечеством пространства. История планеты и те тайны, которая она хранит от посторонних глаз послужили катализатором действий галактического масштаба, привели в движение могущественные силы, столкнули на ее орбите колоссальные военные флоты и разрушили привычный уклад жизни миллиардов живых существ.

По ходу действа автор дает отсылки к одноименному произведению Д. Китса, который считается у себя на родине одним из выдающихся писателей своего времени. Для российского читателя это конечно же не скажет ровным счетом ничего, но и ругать автора не стоит, свою толику необычности небольшие вставки вносят. Так же в романе ставится ряд серьезных вопросов, касающихся религии и в более широком смысле – веры. Где грань, через которую должен перешагнуть человек, чтобы лишиться веры? Поднимаются вопросы метаморфозы института церкви и религии в общем, их эволюция, прогресс или регресс в будущем, их роль в жизни человека 28 века, связь с технологиями и их влиянием на совершенствование человеческого вида. Дают ли они то, для чего создавались?

Атмосферность романа на качественном высоком уровне, сохраняемой до самого конца произведения. Лишь в истории ученого автор слишком затянул и читателю временами становится скучно, в остальном – очень даже неплохо, история не отпускает до самого конца книги, сохраняет интригу, хочется продолжать и продолжать чтение, начать сразу же 2 часть цикла, чтобы узнать продолжение, чем же закончиться путешествие героев и какие ответы они получат в конце пути. Описание локаций и технологий уровнем ниже, чем описание характеров и поступков героев, в этой части автор менее четко описывает мир будущего, его характеристики не идеальны, но вполне достаточны, чтобы быть фоном для действий героев, придавать им законченный логически выстроенный вид.

Всем любителям жанра (космооперы) – маст рид. Роман и весь цикл смело можно отметить меткой #классика. Для менее искушенных читателей следует заметить, что эта книга – только начало истории, так что смелее погружайтесь, читайте ее и читайте далее, не расстраивайтесь и не опускайте рук из-за того, что «Гиперион» кончается так толком и не открыв всех своих тайн.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2017 г.

Отличное произведение. В первую очередь — текстом, во вторую — характерами героев и их взаимодействием. Даже не космоопера, а космоопера-буфф.

Если вы хотите следить за судьбой персонажей, увидеть мир глазами разных людей, если вы хотите побывать на самых разных планетах, окунуться в сказочное богатство и познать грязь и нищету, вам сюда.

Если вы хотите ощутить налёт классической и романтической эпох, к вашим услугам, помимо поэзии, будет целый персонаж, играющий на «Стейнвее». (По мне так Бёзендорфер и Фациоли не хуже, но тут надо понимать, что во всём цикле нас ждёт очень сильный прессинг тех ценностей и образа жизни, которые разделяет сам Д. Симмонс).

Гиперион, со всеми его плюсами и минусами — вершина современной космооперы.

Читал дважды. Первый раз — в 2000-2002, второй — недавно. Запомнились истории: история двух священников (самая сильная, недаром она начинает книгу), история декадента-алкоголика, который выдаёт себя за поэта, история консула. История двух священников — одного — предателя, под напускной святостью думающего лишь о своей выгоде, и другого — подлинного мученика — ИМХО — самая сильная в романе. Но моя любимая — история консула. ИМХО (доказать невозможно) Консул — alter ego самого Симмонса: человек, внешне успешный, но глубоко обиженный на современную ему систему, затаивший эту обиду и поклявшийся отомстить.

Минусую за историю солдата (типичная серая американская военщина), историю учёного и саму слабую историю детектива. Киберпанк, который, вроде бы должен быть в истории детектива, Симмонсу откровенно не удался.

Кратко квинтэссенция романа в тезисах для тех, кто настроен критически:

1. Ктолическая церковь плоха.

2. Евреи несчастны.

3. Вояки воюют.

4. Наука довела людей до состояния овощей.

5. Сверхчеловек бесчеловечен.

6. Подлинная свобода — в частичном отказе от человеческого.

7. Современный поэт (шире — любой деятель искусства) — это алкоголик, развратник, делец, а в душе — обиженный ребёнок.

8. Административный чиновник высокого ранга лелеет месть против системы.

9. Сверхъестественное (Шрайк, Гробницы Времени) так и остаётся непознанным.

10. Искусственный интеллект — зло.

Я считаю «Гиперион» — и сам роман, и общий цикл — вершиной творчества Симмонса. Это не значит, что я считаю его безупречным, просто остальные считаю хуже, чем эти.

Теперь пару слов о названии книги. Вроде Гиперион — древний титан. Но на самом деле, «Гиперион» — не столько имя древнегреческого титана, сколько отсылка к одноимённой поэме Китса. Здесь есть два момента: чем важна поэма и кто такой Китс. Мы знаем Байрона и думаем, что Байрон — великий поэт. Это потому, что ему повезло быть переведённым лучшими нашими поэтами. Но для английской культуры Байрон — больше эпатажная фигура, важная тем, как он прожил жизнь, а вовсе не высоким слогом. Наоборот, Джон Китс — одна из немеркнувших вершин английской литературы. Одно то, что именно Китсом вдохновлялись прерафаэлиты, говорит само за себя.

Так что «Гиперион» — это что-то вроде «Демона» или «Мцыри» Лермонтова или «Руслана и Людмилы» Пушкина. Симмонс в «Гиперионе», как Желязны в «Ночи в одиноком октябре» делает отсылки к литературным образам классики. Уважая этот шаг Симмонса я ставлю роману 10, несмотря на очевидные слабые стороны в почти половине историй-сюжетов.

Второе — что из себя поэма «Гиперион». Она — о падших титанах, побеждённых богами. Потому у Симмонса 6 путешественников идут к богу Шрайку (а на самом деле к Иск Инам) на заклание. Вот они, титаны, собирающиеся пасть:

1. Воин (полковник, слабая фигура в романе, но это уже вопрос к мастерству Симмонса)

2. Учёный (тоже слабая, тоже вопрос к мастерству)

3. Сыщик, раскопавший правду о тёмных богах — главных врагах человека (самая слабая история)

4. Поэт (сильная фигура)

5. Миссионер (сильная фигура)

6. Администратор (сильная фигура)

Выбор этих статусов — нормальный выбор, чтобы превратить их в титанов современного мира. Другое дело, как это получилось.

Для любителе космоопер к прочтению обязательно

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2017 г.

Вот чем хорош Симмонс (помимо просто интересности в плане сюжета и авторского слога), так это основательностью подхода к раскрытию темы. Даже если сама тема является на 80% (цифра получена при помощи системы ППП «пол-палец-потолок») фантастической выдумкой автора (ну ладно, уговорили, речистые — с примесью каких-то научно-фантастических канонов и фишек). Всё равно, Симмонс тщательно продумывает саму идею, детально визуализирует придумываемые миры (а по ходу чтения романа мы оказываемся на самых разных планетах обитаемого Космоса), добросовестно прорабатывает вглубь образы основных персонажей, прописывает все события и описания с такой массой деталей и подробностей, что порой при известной доле воображения ощущаешь себя то на космолёте-дереве «Иггдрасиль», то на живых островах, то в кабине Нуль-Т, то в лабиринтах Сфинкса на Гиперионе, то ещё где-то и когда-то, но непременно там, куда приводит тебя буйная вязкая фантазия автора.

В принципе, уже где-то к середине романа приходит понимание, что книгой первой вся эта история с экспедицией-хаджем на Гиперион семёрки паломников не закончится — как-то на чисто физическом уровне осознаёшь, что вот уже середина книги, а мы ещё только в третьей истории — просто не успеем всех семерых выслушать и со всеми ими прожить ту часть их (и не их) жизней, которую они так неторопливо и так откровенно выкладывают всей честной компании, да ещё и читателям при этом. И каждая из рассказываемых историй готова стать самостоятельной книгой, этакой повестью внутри романа, при этом некоторые рассказы продавливают твоё закалённое читательское сопротивление и выжимают влагу из уголков глаз. Талантливо, чёрт побери!

Ну, сама концовка романа явно предполагает, что события будут развиваться дальше и мы со всеми участниками этой самопожертвенной компании не расстаёмся, а встретимся в следующей книге цикла (это я к тому, что даже если кто и не в курсе, что о Гиперионе уже написана целая тетралогия, то, читая роман, к концу явно ощутит пустоту в том месте, где поставлена точка — «Тут явно что-то должно быть» — воскликнет такой читатель и немедля отправиться всё узнавать и запасаться продолжением.

Есть пара ляпов (авторских? переводческих?) (ну, например, Симмонс Гиперионом называет то планету, то саму центральную звезду, или вот такое выражение «он никогда не бывал ни в Солнечной системе ни на Марсе» — Марс как планета является частью Солнечной системы и потому такая компоновка выражения нелепа), но это такая мелочь, что не стоит на неё обращать внимания.

В общем я уже в книге второй, и полагаю, что затем и в Эндимион (или к Эндимиону?) отправлюсь...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2017 г.

Есть у Гипериона начало — нет у Гипериона конца...

Невероятно атмосферный роман. Симмонсу удалось буквально перенести читателя в свой мир и передать детали далекого, высокотехнологичного будущего, возможно, нашего мира с его новыми-старыми проблемами. По крайней мере, все описано очень достоверно (ковер-самолет не в счет, но это мелочи). Все повести из которых состоит произведение органично вписаны в основную сюжетную линию, хотя они и не похожи друг на друга. Также эти составляющие в полной мере дополняют сам роман и как бы подчеркивают масштабность творения автора, философскую глубину (за это отдельное спасибо) и неординарный образ мышления.

Недостатком Гипериона является незавершенность повествования, Симмонс очень долго подводил к чему-то важному, к какой-то развязке, а затем оставил читателя с носом, за это пришлось немного снизить оценку.

Стоит отметить, что иногда автор откровенно затягивает произведение, описывает непонятные отступления, с непонятными и ненужными эпитетами и определениями, хотя это также несущественно, Дэн Симмонс знаменит своим «творческим полетом», по всей видимости, просто не может себя остановить.

Как итог: Гиперион — это роман (тут речь только о первом романе из цикла) близкий к шедевру, может перечитаю его через пару лет и будет «твердый шедевр». Но однозначно — Гиперион обязателен к чтению всеми любителями умной, продуманной фантастики и космоопер.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июня 2017 г.

Гиперион — или как я купился на высокий рейтинг.

Читая аннотацию на обложке (цитаты): «Сотни миров в межгалактической войне, на ключевой планете Гиперион открываются «Гробницы Времени» — Огромные сооружения движущиеся из будущего в прошлое. Семеро паломников, судьбы которых связаны с гробницами и божеством Шрайком отправляются в путешествие». На деле всё оказалось не «совсем» так. Первое моё разочарование пришло сразу же как только обнаружил что это роман в рассказах (а я понадеялся на интригующую аннотацию). Само повествование главной линии романа (между рассказами) мне показалось вполне ординарным, без особых приключений. Получается суть этого романа именно в рассказах, но и там не совсем так как хотелось бы. Все они начинаются мутно и непонятно, и только на последних страницах каждого рассказа становиться действительно интересно, и потом опять нырок в пресное путешествие паломников. На мой взгляд интригующий рассказ который имеет полное отношение к планете Гиперион это первый рассказ Священника (и то вторая его половина, где паломник уже нашёл деревню) в рассказе есть приключение и есть тайна которую хочется разгадать. Во втором же рассказе прекрасно описанны любовные эпизоды и финал который как бы напоминает о Шрайке и планете Гиперион (в виде деревьев), Рассказ творческих мук Поэта показался скучным, такой же и рассказ про учёного с его трагедией. Рассказ про Девушку Детектива (в жанре киберпанка) почему то вызывал у меня такое чувство что герой этого рассказа мужчина а не женщина, да и эпизод про то как девушка детектив ныряет в океан на ковре самолёте было читать просто смешно. Последний рассказ Консула, не совсем про консула, но этот рассказ мне очень понравился, этакий калейдоскоп воспоминаний из разных точек времени, есть очень интересные эпизоды (к примеру ныряние с дельфинами), рассказ оказался очень душевным. Но опять же минимум фантастики и какое то косвенное отношение к планете Гиперион. Потом, нет подробного описания про так называемый «Культ Шрайка» и его последователей по всей Сети миров. Ещё один не совсем понятный для меня момент с «Хиджрой». Хиджра = иммиграция, был ли вообще смысл называть такое глобальное явление как «экспансию всего человечества в космос» арабским словом, если к примеру с Полом Муаддибом (и их «Джихадом») всё ясно, там хоть какая то связь (к примеру «планета пустыня»). Придётся продолжать читать «Падение Гипериона», может там все вопросы прояснятся.

Этот роман я думаю имеет большую популярность потому что он предназначен для очень широкого круга читателей, которые любят читать все жанры литературы, а фантастику читают по одной книге в полгода. Если же вы читаете по несколько книг фантастики в месяц то ничего нового там не найдёте. Но ознакомится стоит.

Если в общем, то роман Гиперион мне понравился, но только на 7 из 10.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх