Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nikita-T» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 января 2022 г. 15:39

Недавно у меня спросили как я оцениваю хорошая книга или не хорошая?

1. Любую книгу я начинаю оценивать с того, как она выглядит. Какая у неё обложка. Приятно ли её держать в руках. Имеются ли правильные выходные данные. Есть ли иллюстрации и насколько они согласуются с текстом произведения.

2. Прежде всего в книге меня интересует сюжетная линия. На сколько стройно она выстроена. Есть ли отступления от сюжета или их нет. Сюда же можно отнести фантдопущения. Могло ли такое случиться в реальной жизни или нет?

3. Конечно меня интересует то, каким языком написано то или иное произведение. Насколько грамотен тот или иной автор. Если количество ошибок зашкаливает (больше допустимого предела) — такое произведение читать будет не возможно.

4. Кроме того, меня интересует есть ли у произведения глубокая философская идея или какой либо смысл. Конечно, есть произведения для развлечения — это отдельная категория. Там смысла может и не быть. Но мне интересны глубокие произведения у которых такая идея имеется.

5. Меня интересует также то, какую полезную информацию я получаю от книги. Допустим, мне объясняют новые явления природы, преподносят новые гипотезы, расширяют познания географии, истории и т.д. Читать книгу и ничего от неё не получать — не совсем правильное занятие. Так поступают люди, которые не хотят развивать свои познания и своё мышление, не хотят получать конкурентные преимущества по отношению к другим людям.

6. Психология отношений. То есть, есть ли у героев книги мотивация поступить так, а не иначе или каждый действует наобум, так, "как ему в голову взбредёт".

7. В книгах меня ещё интересует её законченность. То есть это единое монолитное произведение или цикл книг. Мне кажется, что количество книг в цикле не должно быть очень большим — иначе это утомит и её автора и его читателей.

Хочется узнать, а как вы оцениваете современные произведения?


Статья написана 18 января 2022 г. 17:11

Недавно мне на глаза попалась интересная статья. Она мне показалась полезной. Тем более, что мне уже приходилось время от времени писать рецензии.

Что такое рецензия? Рецензия — это отзыв на некое произведение предназначенный для составления впечатления о нём у целевой аудитории. Это небольшой текст (стандартный объём 2000—3600 знаков, одна-две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения. Минимальный размер рецензии на нашем сайте — 2 000 знаков с пробелами.

Чем рецензия отличается от отзыва или комментария? Двумя основными условиями:

рецензия пишется на завершенное или близкое к завершению произведение. Рецензенту необходимо прочитать весь имеющийся текст, а не только первую одну-две главы (если речь идет о романе).

рецензия обязательно содержит не только личное мнение, но и анализ текста. Причем анализ должен быть разносторонним: сюжет, язык, герои, достоверность и т.п. Чем подробнее, тем лучше.

Если вы считаете, что ваша рецензия не соответствует хотя бы одному из этих двух условий, то публиковать ее в раздел "Рецензии" не нужно . Вместо этого вы можете опубликовать ее в личном блоге (тема "Отзывы и критика") или в комментариях к произведению.

Критерии оценки

Что можно учесть, оценивая и анализируя произведение? Не обязательно анализировать все пункты.

Общее впечатление от книги — цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.

Сюжет — насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли линии?

Повествование — динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в книге? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?

Герои — насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?

Язык и стилистика — вообще и в контексте поставленной задачи.

Достоверность вообще и в деталях. Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы?

Фантдопущение — в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для книги изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?

Психология отношений — есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?

Основная мысль текста — насколько она этична, умна, оригинальна? Чему книга учит читателя, что хочет ему сказать?

Отображение — удалось ли автору воплотить свой замысел в явной форме, видит ли читатель пещеры драконов или рубку космического корабля? Можно ли вычленить идею автора из его текста с первого прочтения?

Оригинальность — насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что книга открывает собой новый жанр или направление — непременно упоминаем об этом.

Ошибки и ляпы — ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии.

Общественное значение — вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.

Внелитературные достоинства — например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.

Востребованность — актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию книга рассчитана.

Свои ощущения — понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Правила вежливости

Разделяем свою позицию и объективные критерии . Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна. Если все вокруг говорят, что книга гениальна — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции. Его мнение — это его личное, частное мнение. Не больше, но и не меньше.

Правило первое: не переходим на личности. Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости. Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду». Используем элементарный психологический приём — «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» — и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

Правило второе: не хамим. Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы — графоманией и хламом (даже если это и правда).

Правило третье: избегаем оценочных суждений. «Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» — зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору — наслаждаться подслащённой пилюлей.

Правило четвёртое: разделяем автора и произведение. С момента, как текст становится книгой, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

Не забываем, что оценивать рецензентов будут авторы.

Ссылка на оригинал — «Советы по написанию рецензий», Наташа Кокорева


Статья написана 18 января 2022 г. 13:30

Говорят, что если рассказ не захватил сразу — ты его читать не будешь. В совсем маленьком рассказе нужно в сжатой форме передать основную мысль, которую хочет донести до своих читателей автор. И мне кажется, что у писателя Саморского это получилось. Эти рассказы мне понравились, хотя я и не всегда согласен с автором. Его идеи о слиянии машин с людьми — мне не совсем приятны, не хочется становиться частью какого-нибудь уазика или искусственного интеллекта. Тем более что искусственный интеллект способен изменять ваше сознание и генерировать новые воспоминания. О таком слиянии, но уже в негативном ключе я так же писал в своих произведениях, почитайте, если у вас найдётся пара минут. Надо отметить, что автор обладает хорошим литературным слогом. Ошибки практически отсутствуют. Наверное поэтому они так глубоко воспринимаются. Произведения читаются также легко, как стихи. Пара слов о них. Его герои близки мне по-жизни и кажется, что я их хорошо знаю. Вот с такой официанткой космического звездолёта (или самолёта) я учился в одном классе (так и хочется спросить — не о ней ли здесь идёт речь), а у такого механика по ремонту автомобилей я ремонтировал свою машину (и этот механик мне её так прекрасно отремонтировал, что она после этого ни разу не ломалась), да и кинотеатр о котором идёт речь находится прямо перед моей работой на Проспекте Вернадского. Да и сюжеты рассказов мне тоже близки. Сразу видно, что мы росли в одном государстве и философские идеи, которые нас занимают — у нас общие. Чего хочется пожелать автору? Часть рассказов можно бы было превратить в романы или повести. Автор рано сдался окончив их в виде рассказа. Хочется узнать продолжения истории, а его нет. Может быть так задумано. Я не знаю. Но я бы не ограничивался рамками такого небольшого литературного пространства. Превратил бы эти рассказы в более серьёзные и продуманные произведения (в повести или романы). В любом случае мне хочется пожелать автору удачи в творчестве и успехов, которые у него, при его таланте — несомненно будут!


Статья написана 18 января 2022 г. 10:39

Рецензия на роман "Небесные врата Та Кео" (автор рецензии Sandra Z. Hiberna)

Общее впечатление от книги — динамичная история, посвященная переплетению судеб как простых людей/инопланетян, так и судьбы Земли.

Сюжет — строится вокруг двух на первый взгляд невзаимосвязанных событий: болезнь пчел и врата между мирами. Только первое ведет ко второму, а второе является секретом инопланетной расы, которая, возможно, повинна в первом!

Герои. Их в романе довольно много, и действуют они на разных планетах и на разных концах галактики. Некоторые встречаются друг другом, а другие – никогда. Некоторые умирают, другие обретают любовь. Отмечу некоторых из героев.

1) Раса людей

— Что я не смогла понять, так это сколько лет Франсуа? Во сколько выходят на пенсию французские полицейские? Он Франсуа разведен и, кажется, не очень ладит с противоположным полом. Франсуа индивидуалист, ценить личное пространство и право хранить свои секреты. Ему не нравится повсеместное распространение интернет-технологий. Только этот процесс не остановить, он также влияет на то, как сама Франсуа как детектив будет способен расследовать. В ходе расследования Франсуа выяснил удивительную вещь, что пчелы стали агрессивны и опасны, нападая первыми. Наверное, до этого его не особо и заботила судьба пчел, но заметки Поля так увлекли Франсуа, что он обеспокоился этой проблемой. Но знает ли Франсуа,куда делся Поль? Моя первая мысль была такова, что наблюдение энтомологов за пчелами может грозить разоблачением Нагам, поэтому они похитили Поля. Только это оказалось не так. Одна ниточка ведет к другой ниточке, и следующий свидетель – фармацевтическая компания, которая оплатила Полю экспедицию. Благодаря им детектив смог проследить примерный маршрут экспедиции Поля. Мне кажется, что, следуя ему, Франсуа и Ко больше смотрят достопримечательности, чем занимаются поисками!

— Жаклин молода, действительно любит отца, заботится о нем. В ней чувствуется неподдельная тревога за его судьбу. Ее отец, Поль, выглядит просто фанатиком от науки! Жаклин и Ко во многом повезло, и они довольно точно обнаружили место пропажи ее отца. Очевидно, что они не поверили рассказу шамана, но, как мы убедились, в этом мире возможно все. Особенно роман Жаклин и Франсуа. Ожидаемо. Какова у них разница в возрасте?

— Поль попал в иной мир. И все из-за пчел! И как удивительно, что там работал компьютер, пусть и от солнечных батарей. Однако Полю с другом все равно пришлось жить как Робинзоны. Планета оказалась недружелюбной. Поль не унывает, его мечта сбылась, и он встретил инопланетную расу. Вот только сможет ли он вернуться на Землю и рассказать об этом… Я думаю, это «путешествие» Поля не останется бесследным для Земли. Вот такой открытый контакт с инопланетной цивилизацией – по-настоящему переломная точка в жизни Земли. И я оказалась права. Попадание Поля на Дельту привело к положительным последствиям: Земля вышла из-под безоговорочного пректората Нагов. Надеюсь только, что прочие расы не передерутся за возможность обладания ею.

— Адриан наблюдателен, быстро мыслит. Поль и Адриан – экспериментаторы, но что прикажешь делать, когда ты оказался в другой мире, на лоне дикой, чуждой человеку природы. Как жаль, что в итоге Адриан умер! Он казался мне достойным человеком. Теперь Поль расстроен, опечален и подавлен смертью друга. После этого прогулка перестала ему казаться развлечением, и он решил вернуться домой. Чудо, что он нашел обратную дорогу к предположительному месту нахождения врат Та Кео. И кажется, что развалины храма были в двух мирах одновременно: и на Земле, и на Дельте. Только Земля встретила его не очень приветливо. Как бы красные кхмеры не оказались опаснее инопланетной флоры и фауны! Тут я заволновалась, не убьют ли красные кхмеры Поля, но все обошлось!

— Стивен очень высоко отзывается о Франусуа, восхищается, уважает его. Конечно, эти чувства можно назвать дружбой, но я бы так не сказала. Больше похоже на некое поклонение. Видно, Стивен ответственно подходит к возложенной на него миссии (сопровождать Франсуа в опасное путешествие).

— Ли Джоу целеустремлен, амбициозен, жаждет прославиться. Только ставку он сделал на, на первый взгляд, призрачный феномен – транспереход. Один раз он проворонил «подопытных», но ему повезло снова! И в итоге Ли Чжоу не зря так долго искал врата! Карта не врала. У него действительно есть шанс прославиться, если только его не поймают Наги или Гархи. Повезло первым, только Ли Чжоу в итоге спас Землю от инопланетного вторжения. Только что мог сделать пришелец-одиночка?

2) Наги. Выглядят агрессивной расой, стремящейся к мировому господству. Они выглядят как полулюди-полузмеи? По словам Гархов, они жестоки, не умеют ценить жизнь на подконтрольных им планетах. Наги – милитаристы, приоритет – армия. Я думаю, их вооружение превосходит другие расы.

— Гидеон кажется мне хитрым и умеющим выжидать персонажем, однако он простой исполнитель. Гидеон осторожен, обеспокоен судьбой своей нации, ее величием и процветанием. Но провал операции на Дельте испортил его карьеру.

— СИ 121 деятельный, активный, предприимчивый, ответственно относится к службе. В 14 главе, посвященной СИ 12 , самой важной мыслью мне видится факт того, что обнаружение некого заброшенного храма было связано с открытие врат между мирами. Это стало козырем Нагов. Как же они должны взбеситься, когда люди (Поль и Адриан) тоже нашли трансврата! Кажется, его карьера СИ 121 может слегка пострадать, его миссия на Дельте по поимке людей под угрозой из-за того, что Гархи так быстро их обнаружили. И в итоге СИ-121 не смог незаметно пробраться на планету. Как и Гидеон, я думаю, что это вторжение на Дельту способно послужить поводом для войны. В итоге СИ 121 оказался не таким уж и талантливым полководцем, раз не смог справиться с укреплениями колонистов-Гархов, а потом погиб, хотя и смог уничтожить врата Та Кео.

3) Гархи. Прагматичная и продумывающая свои шаги раса. Осторожны. В 29 главе Гархи выглядят не как опытные бойцы, проигрывая Нагам в боевой выучке.

— Норманн имел непростую судьбу, он целеустремлен и готов добиваться своего. Теперь он занимает высокую должность. Он кажется мне смелым Гархом с активной жизненной позицией.Норманн со всей ответственностью занимается делом укрепления обороны на Дельте. Он явно не побежит, показывая врагу спину. Норманн, находясь под смертельной угрозой нападения Нагов, сдаваться не намерен и ищет пути спасения колонии. Отважный Гарх!

— Большой Бен отличился тем, что переиграл Нагов и нашел землян первым! Ожидаемо, что у них возникли проблемы с коммуникацией. Жаль, что в конце он погиб.

Язык и стилистика — просты, без особых средств выразительности.

Достоверность. Обвинять инопланетные расы в том, что грядет глобальное потепление и другие катаклизмы… Хорошая отговорка.

Фантдопущение. Никто не может на 100% отрицать, что другие цивилизации существуют. Описанное в романе вполне может быть, но человечество совсем не готово к контакту.

Психология отношений. Не скажу, что в романе делается акцент на психологическую составляющую. Однако мы смело можем выделить тему дружбы, ценности семьи и патриотизма.

Основная мысль текста. Не все то, чем кажется.

Оригинальность выше среднего. Мне понравились многие сюжетные ходы, а также было приятно наслаждаться подходящими по смыслу иллюстрациями. Это сильно оживило текст.

Ошибки и ляпы — отправлены Автору в л.с. Основные проблемы: пунктуация (запятые в сложных предложениях, выделение вводных слов и пр.), тавтология и повторы одних и тех же слов и пр.

Востребованность. Полагаю, что после тщательной вычитки книга с легкостью найдет свою аудиторию. Это могут быть люди 16+, интересующиеся захватывающими приключениями, историей и географией стран Земли.

Свои ощущения. Книга читается бодро, хотя некоторые места перегружены отступлениями от сюжета, мало относящимися к основной истории. Герои разноплановы, их поступки выглядят логично. У них разные характеры, что видно по поступкам, однако речь большинства из них очень похожа. Также мне не хватило описаний внешности героев. Значимое место в романе занимает отображение мест, где происходят события, что мне нравится. В целом книга кажется мне вполне перспективной.


Статья написана 17 января 2022 г. 16:27

Сейчас модна тема фэнтези. Однако не так много писателей, которые пишут по настоящему интересные романы в этом жанре.

Недавно я прочитал роман "Ущербная демоница" и он мне понравился. Данная книга несомненно привлечёт тех читателей , которые любят тему фэнтези и фантастики с элементами магии. Хочется отметить, что в произведении вплетены элементы и других жанров, в частности детектива. Читателям предстоит выяснить, что явилось причиной неудачи при проведении обряда во время вселения души демона в тело девушки. Произведение захватывает с первой строчки и не отпускает до своего окончания. Я его прочитал всего за три дня, хотя обычно на такие произведения трачу неделю-другую.

Очень жаль, что роман не имеет чёткого окончания и для того, чтобы проследить судьбу его героев требуется прочитать ещё три книги, а времени на чтение у меня не так много. Характеры героев прописаны достаточно живо и интересно. События удивляют сваоей непредсказуемостью. Читатель вынужден сочувстствовать героям повествования и время от времени отправляьться с ними в приключения за территорию замка.

Хочется отметить, что несмотря на то, что книгу писала девушка — она насыщена батальными сценами и будет интересна и мужкской аудитории данного ресурса. Кроме того, магические обряды не затянуты и книга легко читается и близка к пониманию любого образованного человека. Мне особенно понравилось, что в текст вплетены руны и поэтические вставки, они делают произведение более красочным и вплетают в него магию, исходящую от писателя.

Чего бы хотелось пожелать автору. Конечно, текст требует редактуры и вычитки. В этом случае он бы мог стать воистину грандиозным произведением, мимо которого не прошёл бы ни один уважающий себя издатель. Конечно я не профессиональный корректор, но вижу небольшие помарки в тексте, которые легко исправляются. Таких помарок немного и они не портят стройного изложения данного произведения.

В целом произведение мне понравилось и я его сохранил в своей библиотеке, как напоминание о серьёзном и глубоком труде, которое мне довелось прочитать. Рекомендую прочитать его своим коллегам. Думаю, что оно и им тоже понравится. Надеюсь продолжение — такое же захватывающее, как и эта книга, если будет время обязательно их (эти три книги продолжения) я также прочитаю.





  Подписка

Количество подписчиков: 5

⇑ Наверх