fantlab ru

Все отзывы посетителя Teabag

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Teabag, 13 апреля 17:52

В прошлый раз всё завершилось воодушевляюще, оставив возможность простой и быстрой развязки. Появился бог, он всесилен, и сразу сделает, чтобы было хорошо. Но чудес не бывает — это стало понятным буквально с первых страниц. Мир Полари по-прежнему суров, в нём нет места для простых решений, причинять добро всем подряд не выйдет. И вообще, мироустройство не в силах изменить сам «бог из машины», у него есть предел возможностей. А раз так, то «правила игры» продолжают действовать и одинаковы для всех. Лёгкая концовка невозможна — и это отличный стартовый набор для финала.

Финал, наконец-то финал! Теперь можно вовсю использовать накопленный из прошлых книг массив знаний, а не опираться на симпатии или на собственное ощущение правильности поступков. Привычное взаимовлияние множества факторов: военных, экономических, даже религиозных — можно успешно разложить на составляющие. И наконец-то начать полноценно ориентироваться в происходящем, даже понемногу предугадывая сюжетные ходы. Вот если бы только не существовало Перстов Вильгельма...

В мире, где неизвестен порох, а самое мощное вооружение — метательное, Персты стали идеальным, абсолютным оружием. Они — настоящая «мечта попаданца»: бесшумны, невероятно скорострельны, обладают бесконечным боезапасом — и невероятной разрушительной силой. Постройка флота из десятка кораблей займёт многие годы, но чтобы разрушить корабль одним — всего одним! — Перстом, понадобится меньше секунды. Возведение даже небольшого замка легко растянется на десятилетия, но несколько ударов Перстами — и замок взят. Противопоставить им просто нечего. Баллисты и катапульты однозначно проигрывают в мощности, но потеря одной такой машины всё равно очень серьёзна. С другой стороны, потеря перстоносца, даже нескольких — вообще не проблема: новых можно поставить в строй буквально за несколько дней, даже вообще необученных — Персты справятся и так. Сражение двух одинаково вооружённых армий — дело не то, чтобы простое, но изученное, привычное. И возвращаясь к анализу происходящего — в этих условиях, даже без Перстов — шансов на победу у Кукловода явно больше. Поэтому уже разбить его войска — задача «со звёздочкой», но это только начало. Ещё необходимо справиться с самим — неуязвимым! — Кукловодом. Затем нейтрализовать ещё одного бога, что-то противопоставив целому арсеналу его Предметов. И наконец — спасти мир.

Даже для финала цикла это чересчур. По крайней мере, для того замкнутого на себе цикла, каким он был всё это время. В финале же приходится смотреть наружу, и теперь судьба целого мира зависит от действий всего нескольких человек. Это кажется невероятным, но ставки именно настолько высоки. Вдобавок, на глобальном уровне стало уместным чёткое разделение на светлую и тёмную стороны. Зло теперь — почти абсолютное. Мотивация тех, кто на «тёмной» стороне, выродилась до явной патологии, никакой компромисс с ними невозможен, а значит, предстоит битва сил добра против сил зла. Привычный мир Полари — теперь полноценное epic fantasy!

И всё-таки, несмотря на приобретённую эпичность, в каких-то моментах Полари просто отказывается меняться. Никакая великая цель, даже спасение мира — неспособна заставить некоторых персонажей хотя бы немного подумать, прежде чем натворить глупостей. И пусть бы эти действия были только во вред себе, но после каждого такого вмешательства положение становится всё более запутанным. Глупость, как и Персты, по-настоящему проявляет себя только сейчас, и как было бы хорошо, если бы её, как и Перстов, не существовало. Но увы — буквально у каждого будет «минута славы», после которой и так непростая ситуация ещё ухудшится.

Ну а кроме этих двух «концентраторов напряжения» всё в целом привычно. Следить за множеством сюжетных линий уже получается без проблем — сказывается опыт прошлых книг. Повороты сюжета воспринимаются как должное, и даже они, кажется, неспособны полностью переключить внимание. Впереди — та самая финальная битва, без которой слово «epic» было бы пустым.

Но вот в чём проблема: для описания битвы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за Первую Зиму
подобрать слова очень трудно. Она поражает — и всё. Поражает настолько, что адаптироваться к происходящему просто не выходит. Действие, много действия, нереально много действия — и всё это в реальном времени! Да, именно так, грандиозно и должна выглядеть битва, от которой зависит судьба целого мира — но это шок. Даже после боя невозможно полностью осознать, что же достигнуто и какой ценой, тем более, что история на этом не завершается.

Ещё с начала открытого противостояния с Кукловодом сама суть мира Полари раз за разом отходила на второй план. На то, чтобы собрать вместе всё, что известно о Предметах, постоянно не хватало времени. Неважно, как именно и почему работает тот или иной Предмет. Магия или наука — да какая разница, если её можно применить с пользой? На фоне происходящего даже неувязки в «официальной» версии создания мира выглядели не настолько перспективно, чтобы отвлечься от всего и наконец разобраться. Но — «я подумаю об этом завтра», и пусть при таком подходе невыясненные вопросы продолжали иногда беспокоить, вместо них всегда находились более важные.

Что ж, вместе с финальной битвой наконец закончилось и противостояние. Осталось несколько глав, и кажется, в них только банальное «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А ведь именно там — в конце книги, как и полагается, должны быть ответы. И они есть, а вместе с ними — невероятная, действительно эпическая развязка! К ней невозможно было подготовиться, ведь сил реагировать просто не осталось. Разгадка оказалась простой, и, наверное, её стоило бы ожидать, но автор сделал всё, чтобы эта шалость удалась! Использовать финальную битву для отвлечения внимания, и открыть карты только в самом конце — куда лучше вмешательства «бога из машины».

Вот только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никакого «долго и счастливо» не получится. Хоть и не само существование, но путь развития мира по-прежнему под вопросом. Финал выглядит открытым, но два предлагаемых варианта не равновероятны. Можно долго спорить о предполагаемом развитии событий, психологии поступков или соблюдении соглашений. А можно использовать как аргумент один из «законов» epic fantasy... «Кончаются не сказки, — задумчиво сказал Фродо, — это герои появляются и уходят, когда их дело сделано.» И, кроме всего прочего, этот вариант на удивление точно соответствует миру Полари, пусть суровому и жестокому, но самобытному. Всё изменится — но постепенно, не сейчас. Пугающий мир будущего, межзвёздные перелёты и терраформирование — нет, это не Полари.
Полари, что бы ни случилось — феодализм, поезда и электричество. И это хорошо.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Роман Суржиков «Люди и боги»

Teabag, 11 декабря 2023 г. 22:10

В первую очередь — эту книгу нельзя читать запоем. Легко поддаться соблазну: «ещё несколько страниц», «только до конца главы», «дочитаю, всё равно теперь не уснуть» — и всё-таки лучше этого не делать. Происходящее напоминает лавину: каждое действие вызывает множество последствий. Развязка сюжета такого масштаба не может быть простой, и этот объём не получится «усвоить» сразу. Полной ясности — кто, как и почему действует, ещё нет, но, кажется, и этого достаточно. Загадки постепенно решаются, каждый кусочек головоломки занимает своё место. Можно утолить любопытство, сразу узнать продолжение истории, которая оставалась незавершённой всё это время, но потом всё равно придётся читать не спеша.

Несмотря ни на что, география происходящего и дальше расширяется — на каком-то этапе это удивляет даже больше, чем основное действие. Мир и без того был предельно разнообразен, а теперь дополнен описанием совсем дальних территорий, которые даже не входят в Империю. Романтика, морские просторы, диковинные чудища из жутких матросских легенд — отличная возможность «переключиться» от творящегося вокруг, и заодно его систематизировать. Тем более, что именно там, в море, расположены непреодолимые границы. И, судя по всему, они были созданы искусственно.

Такие нестыковки, намёки на «несамостоятельность» мира Полари были и раньше, хотя их приходилось искать в тексте. Но теперь есть разгадка чудодейственной силы Предметов, и да — кроме Полари существует как минимум один, более развитый мир, в котором и были созданы Предметы. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии — и именно так воспринимались Предметы на протяжении всего цикла. И даже больше — на этом и был построен цикл. Теперь надо бы всё переосмыслить, выстроить для себя взаимосвязи заново, с учётом новых данных. Но мешают события — их много, очень много, лавина растёт. Чтобы вынырнуть из этого потока, нужно что-то совсем неординарное. Конечно, существование другого мира — именно такой, неординарный поворот. Но на сюжет он пока повлиял незначительно, поэтому на какое-то время выяснение этого вопроса можно отложить.

Предметы — другое дело, их использование способно привлечь внимание в любой момент. Имбалансное оружие, возможность замедлять время, управлять гравитацией — всё это Предметы, и в реалиях Полари противопоставить им нечего. Остаётся только повышать ставки, и ждать дальнейшего развития сюжета. Сколько бы событий ни произошло, но последнее слово ещё не сказано, всё противостояние впереди.

Ждать продолжения можно и ещё по одной причине. За всё время среди действующих лиц, само собой, появились те, кому сопереживаешь больше. Концовка — близко, уже вот-вот, и то, какой она окажется именно для «выбранного» персонажа, заставляет ждать продолжения даже сильнее, чем финала основного сюжета. Хотя, неизбежно, что у каждого читателя свой «любимчик», и угодить всем не получится, но...

Так или иначе, всё решится в последней (в последней же?) книге.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Роман Суржиков «Янмэйская охота»

Teabag, 24 ноября 2023 г. 12:04

В этот раз появилась возможность обратиться к хронологии. Выходит, что со времени открытия «искры» прошло немногим более сотни лет, а события цикла, происходившие до сих пор, заняли всего лишь около года. На фоне общей истории Полари даже сотня лет небольшой срок — становится понятно, что серьёзные изменения в обществе требуют куда больше времени. Поэтому переход к чему-то новому и прогрессивному, тому, что олицетворяют собой «искровые» поезда, увидеть вряд ли удастся. Впрочем, пока цикл не завершён, и произойти может что угодно.

А вместо прогресса предлагается исследовать противоположную составляющую мира Полари, то, на чём основывается империя все эти годы — феодализм. Отношения «землеправитель-вассал“ мало того, что подразумевались «по умолчанию» в анонсе цикла, так ещё и множество раз были упомянуты в предыдущих книгах. Детальное описание появилось только сейчас: для принятия законов и как инструмент сдерживания императорской власти существует Палата представителей, в ней также решаются споры между лордами. Создан Верховный суд, но и он руководствуется в первую очередь сводом законов, хоть и представляет интересы Короны.

Власть императора не абсолютна, а разногласия можно решить, не прибегая к военной силе — то ли путём дебатов в Палате, то ли в ходе судебного заседания. Это добавляет всей политической системе надёжности. Феодализм, по крайней мере его поларийская версия — работает, и работает неплохо. И конечно же, оказывает влияние на сюжет.

Поэтому к привычным уже хитросплетениям дворцовых интриг сами собой добавляются политические союзы, а такие взаимосвязи отследить непросто. Мотивы поступков — и того хуже, кажется, в них разобраться просто невозможно. Но, как и в предыдущих книгах, для всего найдётся объяснение.

Сюжетные линии ещё длятся, даже появляются новые. События — происходят в привычном темпе. Но в какой-то момент точка равновесия пройдена. Эта перемена заметна даже в подаче текста — он стал более плотным. И жёстким, даже жестоким. Теперь — только движение к финалу. Всё, что составляло цикл с самого начала, было подготовкой к этому действию — и она наконец завершена.

Янмэйская охота началась.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Крис Хэдфилд «Орбита смерти»

Teabag, 24 октября 2023 г. 01:05

Крис Хэдфилд — конечно же, астронавт, но и как писатель тоже довольно известен. Эта книга не дебютная, дебютом была автобиография — «Руководство астронавта по жизни на Земле». Казалось, с писательским опытом, не ограничиваясь документальными рамками, у него должна бы получиться неплохая книга. Это подтверждали анонсы — история о противостоянии СССР и США на околоземной орбите, да ещё и очередная высадка на Луну.

Вот только описана не просто усреднённая миссия «Аполлон». По авторскому замыслу, события происходят в миссии «Аполлон-18“, при том, что в реальности последняя высадка на Луну — это «Аполлон-17“. «Аполлону-18“ как части лунной программы состояться было не суждено. Поэтому жанр, в этот раз — уже не нон-фикшн, но и не полностью «художка», а альтернативная история: пилотируемая миссия «Аполлон» была продолжена ещё одной посадкой на Луну. На это, скорее всего, и был расчёт — привлечь внимание ярким анонсом, охватив максимальную читательскую аудиторию. И роман написан с оглядкой на массового читателя, на тех, кто купил книгу, потому что понравилась аннотация.

Нельзя сказать, что это плохо или неправильно, но есть разница между «очередная книга астронавта Криса Хэдфилда» и «очередная книга о том, какой могла бы быть миссия «Аполлон-18“. Во втором случае автору приходится «продавать» себя новым читателям, постоянно доказывать, что он знает, о чём пишет. И в тексте это явно заметно. С самого начала — ворох географических привязок, технических подробностей и специальных терминов. Да, это вообще присуще автору, автобиография тоже была похожим образом перенасыщена, но там это было уместно, а сейчас подробности только затрудняют восприятие.

Читается медленно, особенно вначале, ведь надо обработать довольно большой объём информации, а затем ещё разобраться в происходящем. Потом вроде бы появляется сюжет, вот только ему постоянно недостаёт напряжения, интриги. Причём событий в книге даже с избытком, заявленный конфликт развивается, но как будто сам по себе, при минимальном участии персонажей.

Всё сэкономленное таким образом внимание досталось космосу. Как только действие переносится в космос — у автора появляется уверенность в описаниях, будь то старт сверхтяжелой ракеты, сам полёт, действия в открытом космосе или на поверхности Луны. Для читателя — это возможность увлечься происходящим, и даже попробовать оценить удачные эпизоды. К примеру, инструмент для внекорабельной деятельности (он же — обычный болторез) пригождается буквально всюду. Самое время вспомнить «Армагеддон» и космонавта Льва Андропова с гаечным ключом, но в этот раз ничего не выглядит карикатурным, это просто нестандартное использование универсального инструмента. Впрочем, любые действия в условиях лунной гравитации могут вызвать затруднения, тем более в неудобном скафандре. Рассчитывать приходится только на свои силы, даже простое падение может обернуться катастрофой...

На всём, что относится к космосу, получается задержать внимание, как минимум из-за экзотичности. Но как только очарование проходит — становится понятно, насколько же всё плохо с остальным текстом. Поступкам персонажей не хватает мотивации, а характерам — даже минимальной проработки. Это не образы, даже не наброски — просто карточки: «хороший парень», «плохой парень», «большой босс», «опытный наставник», и так далее. Общая картина вообще не выглядит цельной. Часть сюжетных линий впоследствии оказывается заброшена, а из тех, что остались, получился почти сносный финал.

Концовку надо бы описать отдельно, но это непросто. Событий опять становится слишком много, а описаний и пояснений — минимум. Всё примитивно, зато в довольно быстром темпе. Тут уже уместно сравнение с типичным шпионским кинобоевиком: в разгаре то ли серия «бондианы», то ли «Миссия невыполнима». Как ни странно, такой подход помогает по-другому оценить книгу. Не стоит подходить к оценке с серьёзными критериями — это действительно «очередная книга о миссии «Аполлон-18“. Книга, написанная начинающим (увы!) автором. Чтобы создать что-то достойное — не нужно досконально разбираться в теме. Возможно, в будущих книгах удастся найти баланс между достоверностью и увлекательностью. Но не сейчас. Пока что главное достоинство книги — описание «ближнего» космоса. Подобных описаний мало, и это — точно не самое плохое из существующих.

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Крис Хэдфилд писал для американской/канадской аудитории. Перевод же явно подразумевает, что совместно с переводчиком над книгой будет работать и научный редактор. Он необходим, пусть даже для банального перевода фунтов и дюймов в метрическую систему. Пояснение аббревиатур и принятых в НАСА сокращений — уже задача посложнее, но в таком тексте может быть полезным. И наконец, больше всего требуется адаптация, отдельное пояснение, почему именно «Аполлон“ — это «золотой век» американской космонавтики, а число 18 в ряду «Аполлонов» — особое.

Как итог, метрических величин нет вообще; аббревиатуры даны в переводе, а с пояснениями, какие именно события стали отправными точками для написания альтернативной истории, справился сам автор в послесловии.

Но научный редактор у издания был, вот только результат его труда сначала вызывает улыбку, а затем недоумение. Практически все сноски в тексте — попытки «срезать» автора, уличить в невежестве. И ладно бы массовый читатель — редактор просто не может не знать, что Крис Хэдфилд несколько лет был координатором НАСА в Звёздном городке, а затем, в одном из полётов — командиром экипажа МКС. Любая из этих должностей означает доскональное знание множества дисциплин. Да, автор действительно знает, о чём пишет — странно, что приходится уверять в этом ещё и редактора. Но всё равно, раз за разом — редакторские примечания «на самом деле всё было не так!“, которые вот-вот могут перерасти в «автор это выдумал!». Опять-таки, неожиданно для редактора, но это — не документальное произведение, а значит, сам жанр вполне оставляет место для неточностей или «придумывания». Не говоря уже о том, что работа редактора — пояснять написанное, работать в одном направлении с автором. Зато куда как увлекательнее находить «ошибки» и делать это основным смыслом своей работы.

Конечно, расхождения с реальностью в тексте имеются. Можно было бы, при желании, свести всё к указаниям на альтернативную реальность. Для этого нужна полноценная рецензия, ещё одно послесловие, например. Короткие примечания лишь «тормозят» тяжеловесный текст книги, вносят путаницу. Объём примечаний минимальный, и вместо чего-то объективно полезного, они указывают на «неправильный» цвет советских погон, или неточности в конструкции орбитальной станции, которая неизвестно, существовала ли вообще. Видимо, важно обратить внимание читателя именно на это. Трудно назвать такое ребячество работой редактора.

И автор, и редактор сделали то, что умеют лучше всего. У автора в итоге получилось сугубо техническое описание космической миссии. У редактора — рецензия о том, каким, по его мнению, такое описание должно быть. И всё вместе однозначно не пошло книге на пользу.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Роман Суржиков «Кукла на троне»

Teabag, 11 октября 2023 г. 14:03

Трудно так сразу сказать, о чём эта книга. Война закончена — что же в продолжении истории?

Прежде всего — устройство государственной системы Полари. Как и в остальных книгах цикла — подано обстоятельно, с разных точек зрения. Значительная часть текста — снова «изнутри», в этот раз — прямо из императорского дворца. Придворные интриги, само собой, прилагаются.

Что ещё? Появилась и диаметрально противоположная точка зрения — ремесленников и крестьян, больше всех пострадавших от войны. И вот тут самое время возмутиться: так не бывает! Если и есть что-то общее во всём разнообразии фентезийных миров, то это неспешная, размеренная жизнь земледельцев. Случаются беды — голод, мор, а то и война. Но пройдёт время, земля даст очередной урожай, и всё вернётся, станет как было раньше. Крестьяне неизменно, всегда и везде — неисчерпаемый источник продовольствия, а также безграничный простор для введения разнообразных податей и сборов. Крестьянский бунт — дело для фентези небывалое, но, как видно, не невозможное. Возмущаться тут, если подумать, нечему — всего-навсего пришла очередь простолюдинов действовать нестандартно, беря пример с правителей.

До масштабных изменений в обществе, правда, ещё далеко, зато феодализм уже получается неклассическим, а цикл, в очередной раз — «неканоничным», в том числе из-за тщательно проработанной экономической составляющей. Деньги нужны невероятно, собрать налоги обычным способом не вышло, а потому — реформа банковской сферы, модернизация налогообложения и многое другое. Возвращаясь к началу цикла — наличие развитых «искровых» технологий должно бы вызвать будущий промышленный бум, «подтянув» до своего уровня остальные отрасли. Ну вот, экономика «подтягивается» первой.

Дворцовые интриги, и экономические выкладки можно рассматривать не спеша, они на самом деле интересны и вполне органично встроены в сюжет. Но, несмотря на все достоинства, в какой-то момент желание разбираться в хитросплетениях пропадает. Ещё немного, и появится усталость, придётся заставлять себя осилить очередную страницу — но устать от происходящего не получается. В нужный момент — ни раньше, ни позже — повествование «переключается» на новую сюжетную линию. Можно было бы опять отметить проработанные характеры персонажей, или влияние мелких поступков на общую картину, но важнее — то, насколько уместно именно «переключение». В начале цикла автору было проще держать читателя в напряжении, а интерес присутствовал сам собой. Теперь же внимание иногда приходится удерживать. Но стоит только задуматься о нехватке событий, заскучать — и меняется всё — персонажи, окружение и даже, кажется, жанр: происходящее похоже на приключенческий роман, детектив и чуточку вестерн. Но — в первую очередь всё же фентези, хоть это и не всегда заметно. Тем более, что Священные Предметы постепенно теряют мистические черты и воспринимаются теперь как что-то утилитарное, пригодное для использования в своих целях.

Цели, замыслы, планы — они есть вообще у всех. Кроме куклы на троне — она на то и кукла, чтобы не иметь своих желаний. Позже ситуация меняется, и на этом как раз и построена вся книга. Планы осуществляются без проблем, растёт влияние и вес в обществе. Да, в результате упорного труда, вот только в предыдущих частях цикла было явно показано: всё взаимосвязано и всё влияет. Одиночка почти не имеет шансов на успех, даже если это Е.И.В. Минерва. И тем не менее — сделано, выполнено, достигнуто! Контраст разительный, поэтому снова — так не бывает! От этой мысли уже не отделаться так просто, не объяснить несоответствие нестандартным сюжетным ходом — это противоречит всему, что было написано ранее. Остаётся только объявить всё происходящее с Минервой авторским замыслом и на этом поставить точку... до того момента, как эту точку на самом деле поставит автор.

Финал объясняет всё, но оставляет новые вопросы — пусть так. Главное — цикл не потерял ни цельности, ни темпа, внутренняя логика по-прежнему безукоризненна. И это хорошо.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Роман Суржиков «Лишь одна звезда»

Teabag, 6 сентября 2023 г. 14:33

Как ни странно, вторая книга цикла совсем не похожа на первую. Если вначале история напоминала пёстрое полотно со множеством деталей, и хотелось рассматривать именно детали, то сейчас... Сейчас это то же самое полотно, но пришло время посмотреть уже на его размер. События вышли за пределы отдельных земель, и теперь касаются буквально каждого. У всего теперь, так или иначе, одна причина.

Война.

«Искровое» оружие, хоть и самое современное, как оказалось, не даёт тотального превосходства на поле боя. Впрочем, и элитные воины, кайры, тоже не всесильны. А кроме того, войска требуют постоянного снабжения — победить в итоге может тот, у кого просто больше казна...

Даже если бы повествование состояло только из описания военных действий — вышло бы очень и очень неплохо. Происходящее завораживает, итог битв непредсказуем. Два достойных соперника, военачальники-стратеги — кажется, на них и нужно фокусироваться. Но нет, время центральных фигур прошло — именно в этом и состоит отличие между двумя книгами цикла. Хоть отдельные сюжетные линии сохранились, вместо чёткой фокусировки теперь общая картина. И опять — персонажи. Пусть даже это маленькие, не совершающие выдающихся поступков люди — они придают глубину происходящему. Они — часть действия, глобальность которого понимаешь, ещё даже не проследив всей цепочки событий, а просто предположив, сколько же разных судеб было затронуто.

Да, событий теперь намного больше. Разнообразие сюжетов, множество ракурсов, но главное в них — глубина и масштабность. С заделом на дальнейшее развитие, конечно же.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Teabag, 6 августа 2023 г. 19:26

Интересно начинать чтение серии, зная о ней только общеизвестные «феодализм, электричество, поезда». Может, как раз поэтому окружение вначале выглядит привычно-фентезийным. Это не совсем так — раз за разом попадаются необычные подробности, на них затем строится индивидуальность мира. Но заметнее всего — конечно, поезда. Читать описание огромных, роскошных «искровых» монстров — отдельное удовольствие, но дело тут не только в художественных достоинствах.

Железные дороги помогают понять размеры Империи Полари, а самое главное — наличие таких развитых технологий в средневековом (если не считать электричества) мире — готовый «эволюционный» конфликт между ручным трудом и машинным. Конфликт, который неизбежно влияет на все сферы жизни и является причиной множества процессов — от местных до общемировых, глобальных.

Да, мир Полари необычный, особый, и кажется запутанным, но разыгрывающиеся вокруг события пока что отходят на второй план — их время ещё не пришло. В центре внимания люди и их истории.

Незачем писать «автор уделил много внимания персонажам» — это заметно и так. В какой-то момент всё-таки появляются сомнения — стоило ли в очередной раз «останавливаться» на них, вместо того, чтобы развивать сюжет? Но потом понимаешь — так лучше, да. Торговец — вроде бы изворотливый но недалёкий. Описание ещё одной его сделки позволит узнать что-то об окружающем мире. Девушка — наивная и провинциальная. Её восторженный взгляд на столицу, описание балов — тоже часть окружения, средневековье, каким его привыкли видеть. Аристократ — хоть и «неженка», но с характером. Ему достаются серьёзные испытания, как знак того, что вокруг — «настоящая жизнь», и на самом деле она имеет мало общего с образцово-столичной.

Персонажи — вообще одно из достоинств книги, и интересны уже потому, что тщательно описаны. Но мало того — поступки персонажей «живые» и не укладываются в простое движение по сюжету. Они ошибаются — кто-то делает из этого выводы, а кто-то и в дальнейшем всё равно выберет самый катастрофический и нелогичный вариант действий. Раз вокруг — «настоящая жизнь», то и персонажи ей соответствуют. Они неидеальны, гораздо достовернее, чем можно было бы ожидать — почти настоящие — и этим безусловно располагают к себе.

Когда наконец события разворачиваются в полную силу, на них никак не выходит взглянуть со стороны. История становится всё масштабнее, требует немного остановиться и подумать, оценить, но внимание по-прежнему — там, «внутри», с персонажами. Нет, с сюжетом всё в порядке, структурно и по наполнению тоже всё хорошо, без слабых мест. Каждого из трёх персонажей ждёт свой сюжетный поворот, да и вообще — чем ближе к концу книги, тем «чудесатее и чудесатее». Неожиданно проявляет себя магия. Священные Предметы, как оказалось — ещё один источник проблем, которых и без того предостаточно в преддверии больших перемен. При этом — ну вот нет никакого желания разбирать схему сюжета или построение композиции. Хочется просто читать, ведь каждая глава (а затем и книга), как назло, заканчивается «на самом интересном месте».

Как начало серии — очень и очень хорошо. Основательность, подробность — то что надо для знакомства с миром, и это позволяет надеяться, что на этом солидном основании вырастет что-то грандиозное. Наверное, похожее предчувствие было у Бильбо Бэггинса: «Только ступи на Дорогу, она подхватит и поведет тебя – куда? как знать…»

P.S. Нет, это не Сандерсон, Мартин, Аберкромби. Не «Архив Буресвета», «Песнь Льда и Огня» или что угодно ещё. Это — Роман Суржиков и его “Полари» — цельный и самостоятельный мир.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Teabag, 25 июля 2023 г. 13:56

Это фанфик. Такую характеристику можно применять как пренебрежительно — «а, всего-навсего фанфик», так и отдавая должное — «ого, надо же, это всё — фанфик». Сложно назвать «всего-навсего фанфиком» текст такого объёма, на работу над которым ушло пять лет. Но и оценивать его исключительно в категориях «большой литературы» тоже не выйдет, всё-таки фанфики — не совсем литература, и с этим приходится считаться.

Мир Гарри Поттера располагает к тому, чтобы попробовать написать свою историю. И их невероятное множество, практически на любую тему, опубликованных в фанфик-сообществе в первую очередь «для себя», без планов на серьёзную, официальную публикацию. Но будет ли заметна ещё одна среди тысяч и тысяч подобных историй? Что ж, эта история — однозначно заметна.

В том числе из-за окружения. То, что обещают все авторы фанфиков, но получается далеко не у всех — встреча с давно известными персонажами, погружение в знакомую атмосферу. И пусть за её создание отвечает прежде всего первоисточник, канон — но здесь получилось как минимум не хуже. Тем более, что хронологически это самое начало приключений Мальчика-Который-Выжил, а Косой переулок, платформа девять и три четверти, огромный и загадочный Хогвартс — места, в которые то и дело хочется вернуться. С каноном автор обошёлся предельно аккуратно — ключевые моменты были оставлены без изменений, насколько это позволял сюжет.

Но опять же нужно не забывать: это фанфик. Да-да, именно так объясняются те непонятные моменты, которые на первый взгляд могут показаться странными и даже лишними. Сюда можно отнести и неожиданное предисловие («если вы дочитали до 10 главы и вам всё ещё не нравится – бросайте»); и постоянные обращения автора к читателям; и разные по стилистике и сюжету варианты одной и той же главы... Если рассматривать фанфик не сам по себе, а как часть давно сложившегося сообщества, то такая структура текста — публикация по главам, с последующим обсуждением — для сообщества совершенно нормальна. Сюда же — наличие таких «обязательных» для любого фанфика атрибутов, как упоминание автора канона или — само собой! — намёки на романтические отношения, и чем запутаннее, тем лучше. Впрочем, здесь намёки так и остаются намёками, данью сложившейся традиции, не более.

Таких отсылок, которые будут понятны прежде всего фанфик-сообществу, довольно много, особенно вначале. Какие-то автор использует полноценно, какие-то обозначает лишь минимально, позволяя читателю раскрывать смысл самостоятельно. Самое главное — их наличие никак не мешает пониманию происходящего. «Непонятную» часть можно пропустить, ничего не потеряв. А ещё одно важное качество текста — от читателя не требуется доскональное знание первоисточника — наоборот, ориентировано на массовую аудиторию. Знания имён основных персонажей, кто из них «добрый», а кто «злой» — вполне достаточно.

И вот, мир заранее продуман, фон действия готов. И на этом фоне — странное невообразимое сочетание сказочно-фентезийного мира Гарри Поттера и рационально-научного подхода. Всегда казалось, что первоисточнику в отдельных случаях недостаёт логики. Теперь логика и рациональность присутствуют постоянно, а фанфик и канон стали частью одной истории.

Постепенно сюжет становится всё интереснее и интереснее, а потом полностью отбирает внимание на себя, и заметить очередную фанфик-отсылку уже не так просто. В первую очередь, конечно, так и хочется объяснить недетский характер Гарри отображением личности автора, но нет, больше никаких скидок на то, что это фанфик. Теперь это качественный художественный текст, организованный и структурированный. Всему происходящему дано сюжетное объяснение, действия персонажей обоснованы, и результаты этих действий окажут влияние на будущие события.

В итоге — читается без труда, разнообразные повороты сюжета не оставляют даже возможности отвлечься. Вынужденные остановки приходится делать разве что иногда, для того чтобы «подсмотреть» в интернете детали упомянутого научного эксперимента или теории. Да, текст про науку и создан во имя науки, но «тяжеловесности» нет, она лишь в его объёме, и то — в виде непривычно большого номера очередной главы. Страница за страницей, глава за главой, и так до самого финала. Финала, после которого понимаешь — только что было прочитано полноценное литературное произведение.

«Ого, надо же, это всё — фанфик?» Да, фанфик, пусть так. Фанфик качественный и интересный, оригинальный и увлекательный. Возможно, лучший из написанных по миру Гарри Поттера.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Андрей Васильев «Край неба»

Teabag, 10 июля 2023 г. 11:43

Того, что эта книга о ведьмаке станет последней, оказалось достаточно, чтобы вернуться к чтению цикла. Хотя была ещё как минимум одна причина — пари с самим собой — сможет ли автор достигнуть ещё большего дна, будет ли очередная книга написана ещё хуже? Пусть вторая причина и не вполне достойная, зато такая мотивация работала с предыдущими книгами цикла, когда читать «просто так», ради сюжета, сил уже не было.

Правда, в этот раз оказалось трудно осилить даже первую главу. Неожиданно. Но понятно, почему. Внутри цикла деление на книги вполне условно, в каждой следующей книге события продолжаются ровно с того момента, на котором повествование закончилось в прошлый раз. Хронологически пауза между «соседними» книгами — буквально несколько дней. И с первых страниц новой книги, без упоминания в тексте прошлых событий, довольно сложно разобраться, что вообще происходит. Но, как и в любой другой книге серии, даже простейших сносок нет. Предполагается, видимо, что читатель и так знает, что к чему. Но это если читать весь цикл, без перерывов, подряд. А стоит только оставить чтение хотя бы на несколько месяцев — и всё! Попытка вспомнить, кто, как, и зачем действует — теперь потребует немало времени. Или того хуже, придётся перечитывать, чем всё в прошлый раз закончилось.

И вот если начинать читать «с запасом», захватив часть прошлой книги, то всё становится знакомым и привычным. Главгерой, как всегда легко, часто даже в ходе одного разговора, переключается между тяжеловесными древнеславянскими речами и современными «понятиями». Он по-прежнему крут — на словах. События прошлой книги получили продолжение, но на этом всё. Услуги «нужным людям» никуда не делись, это осталось основной целью, смыслом существования ведьмака. Всё остальное, хоть и происходит в давно знакомых локациях, но никак не двигает сюжет.

Объединение циклов, «Ходящий близ Смерти и Хранитель кладов – вместе веселее!» — на деле оказалось рекламным слоганом, не имеющим отношения к происходящему. Разве что каждый практически персонаж теперь найдёт повод сказать ведьмаку, какой же замечательный человек этот Хранитель, и как хорошо, что они теперь вместе. В остальном новоявленные «браты» никак не спешат — ни действовать вместе, ни использовать «спецспособности» друг друга почти не считают нужным.

Зато, раз книга последняя, то и последняя битва с главзлодеем обязана произойти, уже вот-вот, ведь Главный Закон Всего Цикла

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— в каждой книге обязательно ровно двадцать глав —
должен выполняться неукоснительно. Какая тут может быть подготовка, когда время поджимает — на финал отведена всего одна глава. Прошлого колдуна помогали одолеть трое братов-ведьмаков — но нет, обойдёмся без них, некогда, Хранитель кладов справится один за всех. Даже без полиции в этот раз. Никаких попыток просчитать последствия такой битвы — что, если всё опять пойдёт не так, как задумано — нет времени, игнорируем. Влияние на окружение, ход «интриг», которые автор по мере сил выстраивал весь цикл — всё это отброшено, не нужно больше. Некогда объяснять, держите — вот «рояль в кустах«! Хороший, как раз для финала. С ним главгерой гарантированно побеждает главзлодея, хоть и находясь в условиях жёсткого лимита времени.

Пари я, выходит, проиграл. Автор не смог превзойти себя — все особенно яркие сравнения и красочные эпитеты достались прошлым книгам. Но взамен пострадала сама логика повествования, причём базовые, основные моменты, на них до самого конца основывался сюжет — для того, чтобы бесславно деградировать в финале. Убедиться в этом можно легко, всего лишь перечитав первую книгу цикла. Да и то, не всю — только первые главы, где начинающий ведьмак получает знания, как всё устроено и почему именно так. Многое ли из этого осталось неизменным после финала? Странный вопрос — добро же восторжествовало. Хэппи-энд.

Что ж, как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Остаётся надеяться, что «ведьмачий» цикл окончательно завершён, а заодно с ним и история Хранителя кладов.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Габриэль Зевин «Завтра, завтра, завтра»

Teabag, 1 июня 2023 г. 13:14

Аннотация не врёт. “Эта книга — о любви и друзьях, ради которых можно рискнуть всем“. То, что она вдобавок о гейм-индустрии — необычное и вроде бы даже положительное качество.

Итак, вначале на первом плане — взаимоотношения главных героев. Их увлечение видеоиграми выглядит естественным, а остальное показано достаточно достоверно, чтобы не отвлекаться от основного сюжета. События идут размеренно, даже монотонно... ровно до резкого сюжетного поворота.

Что ж, таков авторский замысел. Но это нарушает ритм произведения — после получения «пинка» логика и связность происходящего заметно страдают. Правда, через какое-то время всё возвращается к доповоротному состоянию. Но только для того, чтобы войти в новый поворот.

И это действительно проблема. Поворотов сюжета много, неоправданно много. Но самое неприятное — сюжетные ходы совсем простые, банальные, виденные не раз. Именно «виденные» — такие во множестве можно встретить в любой кино-мелодраме. Даже спойлерить их смысла нет — буквально «если вы видели один, значит видели все».

Получившийся «крен» становится всё сложнее компенсировать достоверностью окружения. С каждым поворотом сюжета окружение упрощается, а вместе с новым, тоже упрощённым, поведением главных героев — формирует ещё одну коллекцию штампов и банальностей. У каждого персонажа теперь — эмоциональные, а то и психические проблемы. Интереса к происходящему это не добавляет, скорее наоборот.

Вдобавок, в какой-то момент сюжет уже «не успевает» реагировать на очередные резкие изменения основной линии. Появляются типично «киношные» провалы в повествовании — «прошло несколько лет»... и книга практически полностью трансформировалась в кино-мелодраму.

Непонятно только, причём здесь гейм-дизайн. Дело всей жизни для главных героев — создание игр — остаётся с ними при любых поворотах сюжета. Впрочем, постепенно становится понятно, что до производственного романа далеко, хотя, казалось бы, соблюдены все «формальности» — упомянуты известные разработчики, и нередко встречаются названия популярных игр. В дальнейшем упрощение сюжета сделало своё дело — вместо оригинальности, погружения во «внутреннюю кухню» и рассказа о том, что же такое гейм-дизайн — имеем «монтаж». Раз — и готово, прошёл год, игра издана, обрела популярность, а разработчики снова в депрессии. Ничего удивительного — как раз время для штампов. В условиях постоянно разворачивающейся мелодрамы гейм-дизайн уже даже не фон, он — разновидность психического отклонения.

К концу книги всё окончательно упростилось: «нормальному» человеку в разработке игр делать нечего. Ведь гейм-дизайнеры воспринимают реальность в искажённом виде, они не способны здраво оценивать происходящее, а в любой стрессовой ситуации стремятся «загрузить последнее сохранение» чтобы «пройти уровень ещё раз». Завтра. Эта мысль даже нашла отражение в названии книги. А ведь на самом деле надо ещё постараться, чтобы из всех штампов и стереотипов о геймерах выбрать именно такой, карикатурный. И более того — создать на его основе книгу, в анонсе которой не один раз будут упомянуты видеоигры.

Как ни крути, всё опять сводится к анонсу.

«Готовится экранизация от Paramount Pictures ... Продюсером выступит компания Temple Hill («Сумерки»)».

Всё-таки надо было читать аннотацию до конца.

Оценка: 4
– [  18  ] +

Генри Лайон Олди «Ойкумена»

Teabag, 26 мая 2023 г. 20:05

«Ойкумены» как будто не существует. Цикл не входит в подборки «что почитать», которые во множестве можно найти в любой из соцсетей, и в разнообразных рейтингах обычно не упоминается. Правда, по прямому запросу в поисковике находятся статьи вида «Топ-10 миров Олди» — вот там «Ойкумена» есть, и после их прочтения остаётся чувство, что цикл схож с остальными произведениями авторов, и уж если не фентезийный, значит «пробный» в новом для них жанре.

А ведь именно в жанре всё дело. Стоящие космооперы появляются настолько редко, что гораздо проще ещё раз перечитать Нортон или Хайнлайна, чем найти что-то новое. Поэтому и ожидания от цикла были не очень высокими — если будет похоже ну хотя бы на «Звёздный Десант» — значит, уже неплохо.

И вначале похоже. Похоже не на Ханлайна, но неожиданно — на Кларка, Гамильтона, Азимова... список можно продолжить ещё не одним известным именем. Понятно почему — авторы ограничены рамками жанра, базовые принципы которого давно уже описаны. На этом фоне сами Олди как бы есть, но без отличительных моментов.

Затем ситуация становится обратной — постепенно проявляется авторский почерк. Повествование прирастает десятками действующих лиц, множеством планет и даже разных эпох. Сама космоопера, тем временем, уже не очень космо. Кажется, что сюжетно можно обойтись и без космоса, он нужен только как удобный инструмент для смены декораций — со сменой планеты с лёгкостью меняется и окружение.

А потом эти два подхода объединились во что-то совершенно невероятное. Космос уже не просто фон, который подразумевается в рамках жанра. Он — суть, основная идея, чуть ли не действующее лицо. И всё происходящее — вот именно что опера, в классическом её смысле. Текст теперь напоминает только одних авторов, авторов оперы — Олди.

Одна из трилогий, как по заказу — написана в стилистике «Звёздного Десанта». То, что требовалось, казалось бы. Но повествование уже вышло за рамки одной истории, и интересно не само по себе, а как часть невероятного по масштабу и глубине действия. При этом любая трилогия, если рассматривать её отдельно — цельное, достойное внимания произведение. Но всё вместе... да, космоопера, безусловно. Не развлекательно-ненапряжное чтиво в космическом антураже, а невероятно масштабная Космическая Опера, практически переосмысление всем известного жанра.

Это не попытка авторов написать что-то для себя новое, сыграть в новых условиях и посмотреть что будет. Это годы и годы труда, выписывания не только основной идеи но и десятков второстепенных. Описание множества рас, населяющих Ойкумену, а для каждой из них, и очень подробно — верований, деталей быта, особенностей «национальной» кухни, профессиональных тонкостей. И эти детали со временем формируют общую картину, захватывающую настолько, что время от времени приходится откладывать книгу, чтобы попытаться осознать прочитанное.

«Ойкумена» похожа на паззл, но необычный, многомерный. Такой, в котором каждая деталь связана не только с соседними — взаимосвязано буквально всё. Казалось бы, отдельная история закончилась, и пусть некоторые моменты в ней не объяснены до конца и вызывают вопросы, но время для новой. Однако каждая следующая трилогия дополняет и развивает общую картину, с тем, чтобы в итоге никаких вопросов и недосказанностей не осталось, а все сюжетные линии были завершены — что кажется вообще нереальным для цикла такого объёма и наполненности.

Олди ещё напишут много-много всякого. Или, быть может, не напишут ничего. В любом случае, «Ойкумена» — результат огромного труда и значимая часть их творчества. Цикл, который даже, пожалуй, не с чем сравнить. Написанное «классическими» авторами — к примеру, сравнимые по объёму «Основание» Азимова или «Дюна» Герберта — произведения своего времени, которые теперь выглядят целом довольно тяжеловесно.

Из современных «вымышленных миров» такого масштаба приходят на ум, конечно, «Звёздные Войны», тут никуда не деться, хоть это и довольно вызывающее сравнение. Но если серьёзно начать их сравнивать — «Ойкумена» — более цельная и непротиворечивая, проработана куда как лучше. Не говоря уже о том, что «Звёздные Войны» — киноэпопея, да и создавались они разными авторами и в разное время.

Хотелось бы, конечно, чтобы «Ойкумена» была бы хоть немного похожа на «Звёздные Войны»... Но только в одном — в популярности. Цикл этого достоин, а с современными возможностями компьютерной графики на таком материале можно снять просто потрясающую экранизацию.

Правда, это совсем уж фантастика.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роберт Маккаммон «Ночная скачка»

Teabag, 21 апреля 2023 г. 15:10

В сериале про Мэтью теперь имеется специальный эпизод. Хотя чаще всего «необязательными» бывают рождественские серии, здесь серия посвящена Хэллоуину.

Рассказ читается именно как киносценарий, и кроме как примитивный ужастик, перенесенный на бумагу, его воспринимать не выходит. Только так можно рассмотреть хотя бы какую-то ... нет, даже не логику — связность. Поступки главгероя нелепы, полностью состоят из ошибок и совершенно неправдоподобны — в общем, типичны для персонажей подобных фильмов.

«Он ругал себя последними словами: следует поворотить лошадь и вернуться в Нью-Йорк, ведь он пока не готов к поручениям такого рода… однако он уже выходил живым из многих переделок, и весьма опасных. Даже смертельных. Шрам от медвежьих когтей на лбу — живое тому свидетельство.

Что же заставило его поехать дальше? А то, что в груди — вот дьявол! — проснулось и вспыхнуло любопытство.»

Что происходит, и почему именно так — непонятно. Мистика, добавленная в неприлично больших количествах, вносит только путаницу, и в конце концов разобраться в происходящем становится невозможно. Но не будь здесь мистики — не было бы и рассказа. Что, впрочем, для основной истории не имеет никакого значения.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Роберт Маккаммон «Королева Бедлама»

Teabag, 19 апреля 2023 г. 18:48

Вторая книга цикла — и снова антураж, снова погружение в повседневную жизнь города. На этот раз — Нью-Йорка, и это так же интересно, как и с Фаунт-Ройалом. Заодно можно сравнить, так ли отличался в те времена быт крупного города от быта провинциального поселения.

Но кроме этого достоинств нет. Антураж больше не «вытаскивает» всю историю. Новизна окружения очень помогала в первой книге — когда сюжет не двигался, всегда находилось на что обратить внимание. В этот раз новизны уже нет, а развития главгероя, каких-то изменений в его действиях — так и не случилось.

То, что он, казалось, уже перерос — постоянная неуверенность, сомнения, неготовность к происходящему — снова вернулось. Как будто и не было Фаунт-Ройала, тех зрелых решений и поступков — главгерой снова в надоевшем за первую книгу образе.

Он снова ходит по городу и пристаёт с расспросами к тем, кто покажется ему интересным. Но раздражает даже не это, а то, что каждый из тех, кого расспрашивают, готов общаться, и главгерою раз за разом удаётся получать ответы на вопросы. Это выглядело уместным в первой книге — все были заинтересованы поскорее сжечь ведьму и были согласны общаться, раз уж иначе никак. Тем более, что главгерой тогда был представителем закона.

Теперь же он — простой горожанин, его расследование — не более чем хобби, и отвечать на его вопросы никто не обязан. А ведь первопоселенцы — люди довольно суровые, но — исправно общаются даже на неудобные темы. И никто его даже не обругает толком, хоть заглядывает главгерой и в порт, и в бордель, и по кабакам ходит.

С языком повествования, кстати, тоже беда — заметно не хватает «перца». Казалось бы, две книги одного автора, из одного цикла, но насколько нецензурные выражения были уместны в первой книге, настолько же их не хватает здесь. Собеседники подчёркнуто уважают друг друга, даже в бытовых эпизодах почти никогда не используют обороты разговорной речи. Самые откровенные проходимцы — и те подбирают слова. Такое впечатление, что читаешь к примеру, Дюма, а не современного автора.

Сложно сказать, насколько в этом виноват автор. Быть может, поучаствовал и переводчик, а может они вместе с редактором постарались... Нет, перевод от «Азбуки» неплох. К примеру, «Masker» — «Масочник», а не походящий на имя собственное «Маскер», как было в переводе другого издательства — что уже очень хорошо. Вообще говоря, и не стоило бы обращать внимание на перевод, тем более искать в нём недостатки, если бы не всего одно слово. ГАЛСТУХ. Ну почему все остальные слова (названия предметов гардероба, заимствованные слова, что угодно) даны в современном написании, и только галстуку не повезло?! Зачем?

Но самая главная проблема книги в том, что теперь истории объединены в серию. Вернее — в сериал, мыльную оперу. Оказывается, существует гений преступного мира Старого Света, вскоре он намеревается «завоевать» и Америку. И поэтому любые изменения в сюжете происходят не просто так — за ними стоит супер-злодей, реинкарнация Мориарти. От аналогии удержаться невозможно, тем более что автор всячески поддерживает эту схожесть. Появление супер-злодея уничтожило всё очарование после первой книги. Главгерой, хоть и не собирающийся взрослеть, мог бы остаться «маленьким человеком», простым жителем, время от времени восполняя своё необычное стремление к справедливости детективными расследованиями. Но эта возможность закрыта, история переформатирована — теперь он супер-сыщик против супер-злодея. И никуда не деться от ощущения дежа-вю, а всё происходящее подразумевает, что основные события будут развиваться потом, не сейчас. Какая разница, кто стоит за конкретно этим убийством, если главный противник — не здесь? Незачем закрывать все сюжетные линии в рамках одной книги — продолжение «в следующей серии».

Точно так же, с заделом на развитие в дальнейшем — в повествовании появляется непонятное бюро, почти детективное агентство, как раз чтобы главгерой стал его служащим, «решателем проблем». Вообще говоря, «problem-solver» как профессия куда ближе современному миру, а не 18 веку, и методы их работы трудно представить в традиционно-фундаментальной Америке того времени. Зато теперь есть кому решать проблемы главгероя — вытаскивать его из переделок. Предположить, что события будут развиваться не как задумано, он не в силах, предупредить остальных о том, куда и зачем направляется — обычно не считает нужным. Как результат — раз за разом его избивают негодяи. В конце концов, только спортивный интерес и остаётся, за неимением лучшего приходится болеть за плохих парней — непоправимого вреда главгерою они всё равно не причинят. Раз это сериал — сомнений в исходе очередного дела больше нет, и очередной шаг супер-сыщика к супер-злодею будет все равно сделан.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Роберт Маккаммон «Голос ночной птицы»

Teabag, 10 апреля 2023 г. 17:01

Сложно назвать эту книгу детективом. В том смысле, что она не классический «чистый» детектив, а скорее триллер, причём в довольно интересном окружении. Сама обстановка, быт первопоселенцев — сразу отбирает внимание на себя и заставляет читать дальше и дальше, хотя основные события ещё даже не начинались. И когда со временем всё больше проявляется детективная составляющая, это не мешает удивляться попутно замеченной бытовой мелочи.

Значительная часть книги — это всё же эпоха и отношения между людьми, а детектив в остатке. Если убрать антураж, то останется почти классическая история про убийство и поиск преступника. Но она вряд ли стала бы настолько удачной сама по себе.

Описанные события по времени — самое начало колонизации Америки. Сместить бы происходящее на запад да уделить ещё больше внимания описанию поселения — вышла бы очередная книга «про ковбойцев и индейцев». И довольно неплохая, наверное. Но опять же, сама по себе была бы не так интересна, тем более, что колонизация Америки — часть прежде всего американской истории.

А в целом получилось то, что получилось. Такой вот рецепт успеха — смешивание нескольких частей в одно целое. История держит в напряжении, как полагается триллеру. Загадка и интрига — все как принято, детектив же. Плюс антураж, плюс яркий язык, особенно в описании отдельных эпизодов.

Понравилось. По крайней мере, на фоне классических вестернов тут гораздо больше реализма. Хотя концовку и стоит критиковать — в ней как раз с реализмом плохо, но в классике тех же вестернов такие повороты на каждом шагу, и воспринимаются вполне нормально. Может, автор решил напоследок поиграть в общеизвестную литературу на тему первопоселенцев и собрал разом все штампы, какие можно — кто знает. Зато все незавершённые сюжетные линии в конце всё-таки закрываются, и в целом уместно, хоть и ценой фантастичности происходящего.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Пандем»

Teabag, 4 апреля 2023 г. 12:36

На первый взгляд — утопия, и даже сказка. Такая детская-детская, для дошкольников, которую увеличили в объёме и усложнили, чтобы сделать интересной для взрослых. Разделена книга неравномерно: 90% занимает утопия, 10% пост-утопия. И самое, как оказалось, интересное, весь замысел — в этих 10%. А в 90% — по большому счёту, одно и то же. Обозначили проблему, минимально описали — и «решили» тем, что есть кто-то всемогущий.

Даже избыточно всемогущий. Пандем может читать мысли и руководить каждым отдельным человеком как куклой. Для развития человека он такой скорее вреден, зато постоянно используется, чтобы разрешать множество нестыковок по сюжету. Поэтому сказать, что на преодолении проблем построена вся книга, как это обычно бывает — вообще нельзя. Все проблемы решает Пандем.

Показанная история с первых страниц, с самого начала — глобальна, и хотелось бы видеть, как развивается сюжет дальше, в сторону масштабности происходящего. К сожалению всё «схлопывается» до истории одной семьи плюс ещё нескольких человек. Но хорошо, пусть так.

В центре повествования — люди, как это не раз бывало у Дяченок. Значит, стоит ожидать мощной психологической составляющей? Снова нет — психологические портреты персонажей даны буквально несколькими штрихами. Рисовали авторы человечка, потом надоело, переключились на нового, а к этому никто и возвращаться не будет. Какие там личностные проблемы — неизвестно, вместо них пустые наброски.

Вот упоминались половину книги родители главгероя, старшее поколение. Хотели побольше успеть до своих 80 лет или сколько там отпущено. Потом вдруг перестали упоминаться. Успели? Нет? Поняли что-то своё о Пандеме? Неизвестно. Зачем тогда показана утопия, если в ней ничего не происходит? Это декорации для того, чтобы показать по-настоящему значимую проблему?

Вот, самоубийство в знак протеста — очень даже проблема, и, похоже, единственная реакция, которая осталась у пандемовцев, способ выразить себя. И этот эпизод, который описан в целом подробнее, только и выглядит настоящим. Может, как раз потому, что тщательно выписан. Завершили бы авторы книгу на этом — получилось бы как минимум цельное произведение. Но повествование продолжается — ищем дальше, в чём основная идея книги.

Жертвовать собой ради далёкой цели, строить всей планетой корабль и подбирать сверхчеловеческий экипаж? Тоже неплохо как для основной идеи. Жалко, что это не она. Тем более, что в плане психологии тут вышел вообще провал. Сверхлюдям не до переживаний. Они не переживают и ни капли не сомневаются. Клоны.

А для тех, кто не сверхчеловек и самоубиться не хочет, остаётся непонятная рефлексия буквально по любому поводу.

Сначала неприятие нового, потом жуткая тоска за этим новым. Вроде бы вот он — конфликт, основная цель, или серьёзная проблема. Нет, снова мимо. Проблема решена. Как? Пандем решил. Решил и всё.

Последний шанс найти конфликт — те, кто собирались развиваться самостоятельно, выступая против Пандема, но снова — проблема решена.

С церковью схожая ситуация, понятно с каким итогом — тоже всемогущий Пандем все решил, но почему не упомянуты другие религии — те, где смерть является обязательной частью перерождения, а невозможность умереть, дарованная Пандемом — проклятие?

И после всего этого человечество возвращается к первоначальным условиям и вынуждено дальше выживать самостоятельно. Проблем и целей за всю книгу не было никаких. На чём было учиться, как развиваться? Обрели долгую жизнь без болезней и конфликтов, получили скачок развития, но непонятно, что с этим всем делать. Наконец-то проблема названа, самое время решать... а всё, конец. История на этом завершается.

Вдобавок ещё открытый финал, хотя умер главгерой или выжил, при всём драматизме ситуации — для окружающих вообще неважно, точно так же, как никто не делал трагедии из смерти его родителей.

Что в итоге? Можно было бы оставить те самые 10% текста, и вышел бы содержательный рассказ, над которым точно так же можно задуматься. Впечатление после прочитанного останется таким же — никто не сделает тебя лучше, надо справляться самому. Впрочем, такое же впечатление оставит и любая детская сказка.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Андрей Васильев «Время выбора»

Teabag, 3 апреля 2023 г. 16:30

Странно было бы надеяться, что эта книга будет отличаться от прочих книг серии. Она и не отличается — автор продолжает гнать текст, не задумываясь, что и как пишет.

С «как пишет» в этот раз ничего нового. Есть пара нелитературных оборотов, само собой, далеко за гранью приличий — но удивляться им по-настоящему не получается — дно в этом отношении уже было достигнуто.

Другое дело — «что пишет». Небрежность в конце концов стала халтурой. Не спасает даже то, что действие в этот раз происходит довольно стремительно, по сравнению с остальными книгами серии. Темп вышел в ущерб качеству. Интриги и замыслы врагов можно смело назвать наивными, а мотивация действий остальных персонажей почему-то на уровне простейших потребностей. Поступки же главгероя направлены только на то, чтобы связать происходящее здесь и сейчас. Они не соотносятся с написанным в остальных книгах, а иногда — явно противоречат. Если и есть в них причина, то она — «сделал, потому что так захотел». Раздуть это всё до необходимого для книги объёма, добавить побольше стереотипов и банальностей — и готово!

P.S. А в виде бонуса — два цикла «уплотнились» в один. Теперь ведьмак и хранитель кладов будут действовать вместе, почти как братья Винчестеры (которых так не любит главгерой).

Оценка: 3
– [  6  ] +

Андрей Васильев «Грани сумерек»

Teabag, 31 марта 2023 г. 15:13

Сюжетно — ничего нового. Очередные злодеи, которых надо победить, прежде чем сразиться с Главным. Один из злодеев, между прочим, ворожей (как ворожея, только ворожей — не перепутайте, это разные виды, как ведьмы и ведьмаки).

Никаких братов-ведьмаков кстати, в помощь не предвидится. Ну и что, что клялись помогать друг другу? И хуже того — прочие ведьмаки, даже сообща, не могут справиться с проблемами, и естественно зовут главгероя на помощь. Он, в свою очередь, сразу всё чётко решает. Увы, опять не «ведьмачьим» способом, а банально через нужных людей, парой звонков. Получается, существует два типа ведьмаков: главгерой и все остальные, причём остальные — так, друиды, не более. Поэтому и искать злодеев по всей Москве приходится напрямую, полицейскими методами.

Ну а в мире криминального детектива свои «стандарты», и автор с радостью им соответствует, продолжая начатый в прошлой книге марафон «теперь описывать можно всё и любыми словами». Одно из подобных выражений — «я ему шершавого под кожу засадил» — после такого пора и возрастные ограничения на книгу ставить.

Правда, иногда автор предпочитает жеманничать, делая вид, что некоторые слова ему совсем-совсем незнакомы. «Не хочешь есть — не пачкай… К-хм… Моську». Что тут можно добавить... только адресовать эти слова самому автору. Но увы — серия продолжается дальше.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Андрей Васильев «Злые игры»

Teabag, 30 марта 2023 г. 13:27

И всё-таки предыдущие книги можно было читать, при всех явных недостатках откровенного негатива серия не вызывала.

Нет, отдельное своеобразие автор проявлял всегда. Таксисты, например, во всех книгах — если не с Кавказа, так из Средней Азии. И разговаривают они с “акцентом“, от которого наверное должно быть смешно, но просто коробит. Дворники — то же самое. Продавец шаурмы — само собой!

С первых книг упоминаются и представители сексменьшинств, время от времени посягая на честь главгероя. Тоже в расчёте на непонятный комический эффект.

Но в этой книге такого рода эпизоды выведены на максимум. Главгерой просто помешан на том чтобы «следить за тылом», прочие персонажи нет-нет да поинтересуются, как обстоит дело с непростой любовью. И суммарно вся эта возня занимает больше времени, чем развитие сюжета.

Хотя сюжет можно спокойно игнорировать — уже неважно, что хотел сказать автор. То, какие слова и обороты использованы, убивает всякое желание читать.

«Хотела тебе сегодня дать, а теперь – фиг. ... И ты даже не представляешь, что именно потерял, какую ты ночь упустил!»

Оценка: 2
– [  6  ] +

Андрей Васильев «Карусель теней»

Teabag, 28 марта 2023 г. 02:30

Небрежность вышла на новые позиции. Нет, провалы в действиях и отсутствие мотивации героев никуда не делись — но теперь к ним добавились фактические ошибки.

Оказывается, призраки умеют влиять на материальные объекты и даже людей. Правда, в начале серии утверждалось, что такие действия им вообще никак недоступны.

Информация о местонахождении ведьмака стоила прошлому главзлодею довольно дорого, пришлось отдать пакет акций. Правда, в предыдущей книге было явно сказано, что акции никто не предлагал, информация ушла в счёт старого долга.

Корень «мандрагыра» главгерой по приезду достаёт с антресолей своей городской квартиры. Тот самый, что в конце прошлой, опять же, книги был увезён в деревню.

И шаблоны. Тут тоже новый уровень мастерства. Ведьмак за два года «европейского турне» побывал чуть ли не в десятке стран. И каждый раз, когда появляется необходимость как-то обозначить, чем он там занимался, применяется даже не шаблон, а трафарет, одинаковый для каждой страны. Берётся имя местного жителя, крупный город, нечисть из местных верований, ресторан с блюдом местной кухни — и описание готово. Пусть шаблонно, зато с местным колоритом. Приехал, познакомился, разобрался, одолел нечисть, получил гонорар, отпраздновал в ресторане.

«Но сам Тюбик не был доволен своей работой и называл ее почему-то халтурой». Это Носов и его «Незнайка», Васильев тут просто перенял опыт, такое трафаретное построение текста его полностью устраивает — объём книги растёт.

Сложно сказать, были бы эти недоработки так заметны на фоне динамичного сюжета. Но его нет. Можно взять любую из предыдущих книг, и она больше чем наполовину совпадёт с текущей. Очередной главзлодей, глобальная битва на подходе (но не очень скоро, ещё несколько книг придётся ждать) — а рассчитывать можно только на ведьмака. Он решит все проблемы и сделает чтобы было хорошо.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Андрей Васильев «Тёмное время»

Teabag, 26 марта 2023 г. 20:43

Небрежно, примитивно, и как итог — бессмысленно.

Хочется автору добавить в историю очередных персонажей — да пожалуйста. Хочется, чтобы главгерой выучил очередное заклинание — без проблем. Вот только в этот раз отлаженная методика дала сбой — персонажи, с таким трудом описанные в начале книги, больше в ней не появятся (как и в дальнейшем в остальных книгах). Свежевыученная магия — не будет никогда ни применена, ни даже упомянута.

Ладно бы персонажи — их таких бесполезных наберётся по всей серии больше десятка, они были и будут. Но магия? Главгерой умеет очень немногое, а впереди битва с Главным Злодеем, не зельями же его побеждать?

Старейшины, которые знают и умеют всё, и круче которых никого нет — помогать и вообще хоть как-то участвовать не соизволили. Ведьмачье Братство, Настоящая Мужская Дружба и прочие Пафосные Слова, которыми доверху наполнена каждая книга — тоже не сработали. Читать постоянно повторяющиеся «истины» про защиту от зла как важнейшую миссию и смысл жизни каждого ведьмака — уже само по себе удовольствие ниже среднего. Читать о том как логово злодея штурмует сводный отряд из всего четверых ведьмаков, без особых ведьмачьих наворотов, вместо того усиленный полицейскими и «фэбсами», и получить тем самым боевик из разряда «про братву и ментов» вместо фентези — вообще ни разу не удовольствие.

Всё это можно списать на авторский замысел. Главгерой по этому замыслу — невероятно крут, хоть и «ведьмачит» меньше года, и никто ему не указ. За это время (и четыре книги!) постепенно овладевает силой, постигает тонкости мастерства, развивается. Главзлодей — очень серьёзный противник, те же четыре книги постоянно напоминает о себе и в общем сильнее главгероя, тем более что на помощь никто особо не спешит. Их битва должна стать достойной (и компенсировать читателю потраченное на предыдущие книги время, если совсем повезёт)...

Даже не обращая внимания на то, что главзлодея примитивно сожгли в печи и эпичной битвы не вышло; или на то, что главгерой пострадал минимально, хотя и являлся основной целью — Злодей побеждён. И без главгероя ничего бы не получилось, ведь он весь год готовился к тому, чтобы...

«Как я впихнул своего врага в огненное жерло — не понимаю».

И всё! Всё!!! В чём тогда состоит невероятная крутость ведьмаков, как действует сила? Почему тогда они всячески отделяют себя от обычных людей? Когда ещё объяснять эти важнейшие моменты, если не сейчас, когда добро победило зло?

Мир, в котором действует ведьмак и персонажи мира Ночи — само собой никак не заслуга автора, а уже готовые декорации. Характеры, взаимоотношения, мотивация героев — набор штампов, книга за книгой. Для чего писать историю именно о ведьмаке (есть множество других слов: чародеи, колдуны, волшебники наконец) — если в финале он никак это не проявляет?

А самый неприятный вопрос — для чего такая история вообще?

Оценка: 3
– [  6  ] +

Андрей Васильев «Час полнолуния»

Teabag, 24 марта 2023 г. 19:06

Всё хорошо у ведьмака. Успешно. Одно плохо — чем-то нужно наполнить очередную книгу. И автор как может, эту проблему решает.

Снова и снова нас пытаются убедить: главгерой изменился. Он теперь опасный! Крутой! На деле крутость выглядит как самое обыкновенное хамство. Так-то книга ничем не отличается от предыдущих, но грубости и наглости от главгероя стало намного больше. Он бросается угрозами, обещает всех-всех страшно покарать — а вот дальше угроз дело не идёт. Зато теперь мало кто из персонажей при встрече способен удержаться от восторгов в его адрес. Женщины рвутся любой ценой с ним переспать. Мужчины — стремятся попасть в друзья.

Выглядит всё это предельно неестественно и фальшиво. Следить за происходящим становится всё труднее, тем более что, оказывается, главгерой получил ещё не все знания, а навыки — не полностью освоил. Под этим предлогом можно заново поведать о долге, предназначении и о том, как важно поступать правильно. Остановить эти рассуждения под силу только Главному Злодею, он подбирается ближе и ближе, и уже вот-вот нападёт.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Андрей Васильев «Тень света»

Teabag, 23 марта 2023 г. 23:12

Наконец-то ведьмак нашёл себе хозяйку!

Увы, предыдущее предложение должно звучать иначе: простой офисный клерк достиг успеха — нашёл хозяйку. Теперь у него есть всё, о чём только можно мечтать, а именно — влиятельная «крыша». Сила пригодилась, но лишь для того, чтобы выбиться наверх.

Значительная часть книги — описание офисных интриг и того самого «успеха». С локациями всё тоже более-менее понятно — показывать, что это именно городское фентези, автору больше незачем. Да и в фентезийном окружении необходимости почти нет — жизнь Ночи присутствует как фон, но развитие персонажа практически закончено. Проблемы решают крепкие ребята из хозяйской службы охраны. То, с чем просто силой не разобраться — решает хозяйка благодаря связям с нужными людьми. Остальное, так и быть, главгерой берёт на себя.

Неужели стоило громоздить все эти пафосные слова — о том, как добро должно побеждать зло, о предназначении, долге и прочем, чтобы в третьей книге всё перечеркнуть? Но перечеркнуть нельзя — на этом пустом словоблудии держится вся серия.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Андрей Васильев «Знаки ночи»

Teabag, 23 марта 2023 г. 21:06

Книга не воспринимается как отдельная часть истории. Повествование продолжается с того же, на чём закончилось в прошлый раз. Главгерой продолжает искать место в жизни, продолжают появляться новые действующие лица, в том числе Главный Злодей.

Не покидает ощущение, что из двух книг можно без труда сформировать одну, при этом нисколько не потеряв в качестве.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Андрей Васильев «Чужая сила»

Teabag, 22 марта 2023 г. 22:05

Первая книга серии. Первые шаги новоявленного ведьмака, а значит — есть предостаточно времени разобраться, что и почему происходит, изучить законы по которым существует пока ещё непонятный мир Ночи.

Жаль, правда, что ничего неожиданного в этом мире нет. Каждый, кого бы ни повстречал ведьмак — знаком читателю давным-давно, можно сказать, с детства. Как домовые, например. Вернее, подъездные (жаль, живёт ведьмак не в Питере, а то были бы парадные). Разве что «неведома зверушка», слуга — необычный персонаж. Но он такой, к сожалению, один.

Как и положено новичку, сначала главгерой боится собственной тени, ничего не предпринимает и никому не верит. Но при этом умудрился согласовать совместные действия двух полицейских ведомств по поимке нехорошего Злодея, а главное — этого Злодея обмануть, то есть сделать то, что до этого не удавалось куда более сильным ведьмакам. Как — непонятно. Придётся списать это на неконтролируемое действие ведьмачьей силы, да и закончить на этом с первой книгой.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Андрей Васильев «А. Смолин, ведьмак»

Teabag, 22 марта 2023 г. 02:08

Серия затянута до невозможности. Внутри — набор штампов, пафос и банальные слова про правильные поступки, судьбу и предназначение. Локации, действующие лица, события вполне поместятся в одну книгу. Остальное — вода.

Магия, которая здесь описана, взята с первой страницы поисковой выдачи по запросу «славянская мифология и атрибутика» — зелья, наговоры, черные коты, домовые да лешие, ведьмы и колдуны, сила рода и традиции предков.

Убрать из сюжета такую «магию» можно безболезненно, она только фон историй про Настоящую Справедливость и Успех В Жизни.

Рассуждения вида «хорошо, потому что хорошее же, и хорошо. А плохое, так оно плохое, и поэтому плохо» — занимают до 90% каждой книги. Остальное — уверения в крутости главного героя. И уж совсем в остатке — победа над Главными Злодеями и их приспешниками. Первого такого злодея главгерой побеждал пять книг. Со вторым, к концу девятой книги, так пока и не справился.

Серия, которая могла бы стать хоть и неоригинальной, но в целом неплохой историей с древнеславянским антуражем, постепенно превратилась в пошлое и вульгарное чтиво «для правильных пацанов».

Автор перестал следить за тем, что и как пишет. «Блатняк» в виде отдельных оборотов присутствовал и раньше, но затем вырос до полных предложений. Видимо, так пояснять читателю «за жизнь» правильнее всего.

«Заднеприводные» (так и написано) тоже со временем удостоились пристального внимания автора — этому явлению посвящено больше текста, чем поступкам основных персонажей.

Отдельно пояснять что-то и смысла особого нет. Всё свелось к универсальному «клюй ближнего, плюй на нижнего». Это — хорошо. Это — правильно. Тогда у тебя всё будет — деньги, женщины, признание. А магия... она никуда не денется, книги же о ведьмаке, а не о «пацане с района».

По крайней мере, так написано в названии серии.

Оценка: 4
⇑ Наверх