FantLab ru

Все отзывы посетителя Strelez

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Роберт Хайнлайн «Прожектор»

Strelez, 5 июня 2020 г. 16:41

Типичный образчик «твёрдой» научной фантастики «ближнего прицела».

Лазерный луч промодулирован несущей частотой рации скафандра с дополнительной модуляцией разными звуковыми частотами (88 тонов фортепиано в зависимости от направления излучения). Если в ходе сканирования «Слепая Бетси» услышит определённый тон, то можно определить направление (пеленг) и серьёзно сузить область поисков.

Интересна оценка рассказа самим автором! В статье «Ящик Пандоры» (Не путать со статьёй «Куда идём?») Р. Хайнлайн пишет, что методом научной фантастики является «...отнюдь не предсказание; это обычно экстраполяция и/или спекуляция.» Автор так характеризует рассказ:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Поисковый луч» представляет собой почти чистую экстраполяцию, там почти нет спекуляций. Описанные в нём устройства или уже лежат на полке, воплощённые в металле, или вскоре на ней окажутся, потому что для их создания не требуется ничего, помимо простой инженерно-технической разработки.

Но столь высокую оценку рассказ заслужил только благодаря Предисловию и Послесловию из сборника «Расширенная Вселенная», 1980 г.

В Предисловии Р. Хайнлайн описывает историю появления рассказа по заказу компании «Hoffman Electronics». Интересна его оценка сложности написания коротких рассказов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хорошо продуманный рассказ написать вдвойне сложнее, чем роман: короткий рассказ как минимум в восемь раз сложнее — а настолько короткий... ну, есть гораздо более простые способы зарабатывать на жизнь.
Р. Хайнлайн дважды отказывал компании, ссылаясь на занятость (правда) и некомпетентность в электронике (лукавил). «Hoffman Electronics» предложили экспертную оценку сюжета своими инженерами (интересно было бы почитать) — и расценки в шесть раз выше, чем платили НФ журналы. Р. Хайнлайн набросал этот рассказ — «а потом весь упластался, загоняя его в 1200 слов, как того требовал контракт.»... «Вот почему ленивые писатели предпочитают романы.»

Ещё любопытнее Послесловие, которое по размеру больше самого рассказа!

В первой части Послесловия Р. Хайнлайн описывает реальный случай из 1931 года во время своей службы на корабле «Лексингтон», который, возможно, лёг в основу рассказа. Во время учений в Тихом океане у берегов Перу «заблудилась» целая авианосная эскадрилья и Хайнлайну в должности офицера радиокомпаса пришлось решать сложную навигационную задачу по определению местоположения эскадрильи и возвращению её на авианосец. Его обязанностью было дать эскадрилье вектор возвращения, а оборудование не позволяло. Напомню, что в те годы ещё не было радаров, нормального радио и спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В распоряжении Хайнлайна была только радиосвязь с гидросамолётом-спасателем (летал в составе истребительной эскадрильи) и рамочная антенна (петля) радиокомпаса для определения направления. В те годы ещё даже не додумались использовать дополнительную штыревую антенну для разрешения неоднозначности! Дальше интригу раскрывать не могу — лучше сами прочтите!

Во второй части Послесловия Р. Хайнлайн детально описывает как бывший пилот амфибии-спасателя собрал в 1942 году автора, Айзека Азимова и Л. Спрэга де Кампа в исследовательской лаборатории в Мустин-Филд, штат Филадельфия, а позже обратился за помощью ко всем технически подготовленным писателям-фантастам. Таким образом, спасение эскадрильи в 1931 году повлияло на довольно большой кусок послевоенной научной фантастики!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Филип Дик «Сохраняющая машина»

Strelez, 16 апреля 2020 г. 18:03

Читал в переводе А. Соловьева, в котором место действия указано явно — пригород Лос-Анджелеса.

Философский аспект рассказа очевиден — вся человеческая культура это тонкий «нарост» на «звериной сущности»!

Приведу цитату:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...борьба за выживание — чертовски могучая сила. Настолько могучая, что по сравнению с ней все человеческие ценности — обычаи, мораль, искусство — ничто.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Майкл Суэнвик «Либертарианская Россия»

Strelez, 3 января 2018 г. 00:06

После случившейся Депопуляции у правительства попросту не хватает ресурсов для полноценного управления всей страной. Оно сосредотачивает свою власть в немногочисленных (пока ещё густонаселённых) промышленных и торговых центрах. Убеждённый либертарианец, хорошо вооруженный и технически подготовленный, в поисках «личной свободы» вырывается за пределы МКАД, где вмешательство властей в частную жизнь граждан достигло наивысшего уровня.

После того как закончились дороги и началась грунтовка анархист попадает на свободу — в «либертарианскую Россию«!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наслаждаясь полученной свободой в своей поездке к Тихому океану, вольнодумец встречает попутчицу-проститутку, придерживающуюся несколько иных философских взглядов на «либертарианство».

Неожиданная встреча с другими «свободными гражданами» (бывшими ОМОНовцами) позволяет разрешить философскую дилемму, что лучше для «личной свободы»: техническая оснащённость или биоинженерия?

В целом, неплохая сатира автора на российскую либеральную идеологию, в которой он сравнивает понятие «либертарианская Россия» с понятием «травоядный тигр».

P.S. Хорошая осведомленность Суэнвика в некоторых аспектах жизни нашей страны заставляет поинтересоваться — откуда она у него?

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Паоло Бачигалупи «Полный карман дхармы»

Strelez, 14 декабря 2017 г. 00:31

Странно, что ещё нет ни одного отзыва…

Первый рассказ Бачигалупи, этим можно объяснить некоторые его недостатки:

- Много азиатских (китайских?) слов. Часто без перевода и намёков. Автор, по-видимому, пытается создать особую восточную атмосферу?

- Слабо аргументированы действия некоторых персонажей. Не всё происходящее логически понятно. Целостность происходящего несколько смазывается.

- «Большая политика» мира рассказа практически не прописана, поэтому все тонкости «закулисных политических игр» из рассказа так и не понял, увы.

Тем не менее, в наличии и несомненные достоинства:

- Фирменный авторский контраст между нищетой жизни обывателей и высокими технологиями будущего.

- Особая атмосфера азиатской жизни автору всё-таки удалась. Кто жил (как автор) или бывал в Юго-Восточной Азии, тот должен её почувствовать.

- Духовность и даже самопожертвование ГГ, трудно объяснимое с точки зрения западных потребительских ценностей жизни, находит логичное объяснение в рамках азиатской культуры и философии.

Читайте произведения Бачигалупи, и да пребудет с Вами Дхарма!

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Наталья Павлищева «10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси»

Strelez, 26 декабря 2012 г. 11:42

Книга полностью совпадает по содержанию с переизданием 2012 года http://www.ozon.ru/context/detail/id/18567233/ — «10 тысяч лет русской истории. Все было не так!», которого пока нет в базе, и не относится к числу художественных произведений Н. Павлищевой.

Если вы не являетесь апологетом ортодоксальной истории и не испытываете священного трепета перед трудами классиков: С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и др., то можете смело знакомиться с этим произведением. С большой опаской взялся читать эту книгу Натальи Павлищевой. Изрядно отпугивали многочисленные «как бы» исторические и фэнтези романы автора. Но предчувствия обманули. Вопреки издательской аннотации не ищите в ней громких сенсаций в духе «околонаучного бреда», которые в массовом количестве заполонили рынок. Не рекомендую книгу и приверженцам «Новой Хронологии» академика А.Т. Фоменко. Произведение представляет вполне научно-популярное изложение современных взглядов на истоки древней Руси и глубочайшие корни русского народа. Заслугой автора является привлечение действительно новых данных археологии, климатологии и даже генетики! Некоторые исторические фальсификации в книге разоблачаются, но революционными взгляды автора может назвать только тот, кто «совсем не в теме». Претензии автора на развенчание «замшелых исторических мифов» порой оправданы, но не всегда подтверждены строгими научными данными.

Не понравился несколько фривольный стиль автора, порой напоминающий «женский роман», вероятно с целью не делать изложение сухим. Приведу типичный пример стиля Натальи Павлищевой: «Князь Владимир (будущий креститель Руси), сидевший в Новгороде, узнав о войне между братьями, не стал дожидаться своей очереди и скоренько удрал за море к варягам. Это спасло будущего великого крестителя, а заодно и Русь, не то осталась бы некрещеной!».

В целом книгу можно рекомендовать людям слабо знакомым с русской историей для ознакомления с проблематикой и пробуждения интереса к истокам древней Руси. По словам самой Н. Павлищевой: «…это не научный манускрипт, не исследование вроде диссертации, это даже не реферат, скорее, просто размышления на тему…»

Моя оценка 9 из 10.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Лиза Голдстейн «Рай — это сад огороженный»

Strelez, 2 августа 2012 г. 01:50

События повести происходят в весьма любопытном мире, образовавшемся благодаря некоторым фант. допущениям. Изысканно цивилизованный и технологически продвинутый Кордовский халифат (Аль-Андалуз) является политическим и культурным центром варварской Европы Нового времени. Мудрая королева Англии пытается разобраться в причинах саботажа первых ростков мануфактурной промышленности. «Недобитые» католические королевства севера Испании получают мощный «золотой финансовый поток» после открытия Нового Света и готовят агрессию католического экстремизма (тайную и явную) против просвещённого исламского мира. Под лозунгом религиозной борьбы с «неверными» полыхают костры католической инквизиции. На далеком востоке Япония начинает выпуск собственных гомункулусов и постепенно становится промышленным конкурентом халифата. В Аль-Андалузе созданы престижные университеты, процветают промышленность, наука и искусства. Страна готова делиться своей продукцией и достижениями (за исключением технологических тайн) с мракобесной христианской Европой и не готовится к войне. Взаимодействие в Аль-Андалузе различных культур приводит к образованию яркой многообразной цивилизации, чем-то похожей на рай для всех её жителей, не только просвещенных мусульман. К сожалению стране не долго оставаться «садом огороженным» — в ближайшее время ей предстоит столкнуться с ворохом внешних проблем и, возможно, войной.

Описание оригинального альтернативного мира является главным достижением автора. Сюжет повести не столь интересен, хотя интрига и сохраняется до самого конца. Подогревают интерес читателя и элементы стимпанка: описание устройства и принципа действия различных механизмов, прежде всего гомункулусов, являющихся частью сюжетной линии. Поднимается в повести даже философский вопрос — что можно считать раем?

В целом стиль автора небезупречен, не все события повести логически выверены, к достоверности описания мира также можно придраться (совсем не раскрыты внутренние противоречия арабского халифата). Оценка повышена до «9» только за чрезвычайно любопытное описание Кордовского халифата, дожившего до Нового времени в мире стимпанка!

Рекомендуется к прочтению поклонникам арабской цивилизации, таймпанка и ненавистникам Римско-католической церкви!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Матвей Грибков «Остаться в живых на грани секретных материалов»

Strelez, 4 ноября 2010 г. 01:37

Довольно сложно писать отзывы на кинорецензии, да и оценку выставлять непросто. Непонятно, что и как оценивать? Каких-то художественных ценностей в текстах рецензий обычно нет. Поэтому при выставлении оценки прежде всего учитываю новизну и полезность приведенной информации. В данном случае статья, посвященная научно-фантастическому сериалу «Грань» (Fringe) от Дж. Дж. Абрамса (один из продюсеров и автор идеи), вызвала значительный интерес.

Причин тут несколько. Наше телевидение не сильно жалует НФ-сериалы, кроме «Остаться в живых» (Lost) и «Вспомни, что будет» (FlashForward) в последнее время и упомянуть особо нечего. Сериал «Грань», позиционирующийся как «сугубо научно-фантастический», несомненно должен вызвать интерес у поклонников вышеназванных сериалов и, конечно, неувядающих «Секретных материалов»!

С «Секретными материалами» у «Грани» весьма много общего, что неоднократно подчеркивается в статье. Но есть и существенные отличия. Сам Дж. Дж. Абрамс пишет так: «Приступая к «Грани», я вовсе не собирался снимать новые «Секретные материалы». Конечно, я очень люблю их. Но вырос я на творчестве Дэвида Кроненберга, на фильме «Другие ипостаси» Кена Рассела. На меня сильно повлияли «Мир Дикого Запада» и «Кома» Майкла Крайтона. Все эти фильмы объединяет интерес к влиянию науки, в особенности — медицины, на обыденную жизнь. Собственно, об этом я и хотел снять сериал». После таких «завлекающих слов», несомненно, захотелось побыстрее познакомиться с сериалом поближе :smile:

Тут столкнулся с другой проблемой: из более дюжины опрошенных знакомых никто никогда даже не слышал о сериале «Грань» (другое название «За гранью»)! Не удалось найти его и в телевизионных программах, хотя в статье заявлено, что «на российском ТВ премьера состоялась в мае 2010 года». Впервые прочитал о сериале именно в журнале «Если 2010'10». (За это статья получает дополнительный бал :wink:) Так мне и не удалось выяснить, на каком канале показывают сериал «Грань» в России? Зная название, не составляет особого труда найти в сети нужные фильмы в приемлемом качестве... Существует как минимум два русских перевода, но мне более привычным показался перевод от LostFilm: http://lostfilm.tv/browse.php?cat=93

Таким образом, данная статья помогла мне узнать о существовании довольно любопытного научно-фантастического сериала «Грань» (Fringe), способного стать полноценной (а может и лучшей) заменой «Остаться в живых» и «Вспомни, что будет».

Теперь пару слов о самом сериале «Грань» (Fringe). Просмотрел уже почти весь первый сезон и в целом остался доволен, зрелище вполне достойное, сюжет постепенно захватывает и тянет смотреть продолжение, хотя все эпизоды вполне обособленны. Цельность сериала поддерживается сквозным сюжетом с логичным началом и (надеюсь) концом, имеются множественные зацепки и «развешены ружья», способные выстрелить в последующих эпизодах.

Что касается серьёзности научно-фантастической составляющей сериала, то хочу заранее предупредить цитатой из статьи: ««Научность» сериала хорошо описывается словосочетанием «Вращательно-индуцированная универсальная турель» — это надпись на русском приборе, появляющемся в одном из эпизодов. По отдельности всё вроде бы имеет смысл, но вместе полная белиберда. Отчасти это сделано умышленно: создателей «Грани» интересуют не столько технические подробности открытий завтрашнего дня, сколько их влияние на отношения между людьми».

Буду весьма рад, если этот отзыв поможет ещё кому-то найти для себя хороший научно-фантастический сериал :smile:

Оценка: 8
⇑ Наверх