FantLab ru

Все отзывы посетителя Babai

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Роберт Шекли «Через всю страну»

Babai, 26 марта 2013 г. 21:28

Чудесный рассказик!

Как много эмоций можно передать скупым слогом!

На мой взгляд, лучший рассказ Шекли из его нефантастической прозы. Странное дело, но как только Шекли переходит на лаконичный язык, его герои оживают, а истории бередят душу.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Роберт Шекли «Ультиматум»

Babai, 12 октября 2012 г. 23:33

Серьезный рассказ от первой до последней строчки, что не совсем типично для Шекли.

Они прилетели на Землю без приглашения, предъявили ультиматум правительствам, а за выполнением требований отправили следить боевых роботов.

Сержан Гримше верен долгу и предан своей стране. Явившиеся без приглашения — захватчики, оккупанты, враги. А врагов он не забывает. Поставленная задача будет выполнена, невзирая на потери среди предателей, коими стали все жители земли.

Драма, в которой никто не виноват. Ни сержант, который пошел до конца и честно выполнил свой долг, ни люди, которых прогрессоры перевели на следующую ступень развития.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Р. А. Лафферти «Чужими глазами»

Babai, 19 сентября 2012 г. 19:56

Типичный Лафферти в лучшем своем проявлении. И рецепт рассказа прост:

– постебаться над известными историческими личностям;

– поиздеваться над мужчинами и женщинами и взаимопониманием между ними;

– изобрести десяток невероятных миров;

– немного пофилософствовать:

«— Что если для собаки все собаки выглядят как люди, а все люди – как собаки? И что если собака смотрит на меня и думает, что я собака, а она – человек? — И однажды родилась запоздалая мысль: — А что, если собака права?

— Что если рыба смотрит вверх на птицу, а птица смотрит вниз на рыбу, и рыба думает, что она – птица, а птица думает, что она – рыба, и что она смотрит вниз на птицу, которая в действительности – рыба, и воздух – это вода, а вода – воздух?»

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Роберт Шекли «Мученик»

Babai, 8 сентября 2012 г. 09:50

Эх, не дотянул мэтр, а жаль. Размахнулся хорошо (двое ученых, медики, испытывают на добровольце сыворотку бессмертия), диалоги прописал более-менее достоверно, постепенно вводя читателя в курс дела, характеры чуть-чуть, но наметил, а вот развязка хоть и неожиданная, но неожиданно банальная, до жути никакая. Ну, закруглил юмореску, вроде, по закону жанра, но не по-шеклиевски.

Читать можно, но только занизив ожидания, тогда вполне сойдет.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Роберт Шекли «Лучше сдохнуть»

Babai, 8 сентября 2012 г. 09:37

Очень затянутая юмореска.

Вся соль, как полагается, в последней фразе. Непонятно, правда, зачем было так растягивать преамбулу. Психологически недостоверное поведение героев и, я бы сказал, дурацкие диалоги. Жуткое несоответствие космической атрибутики и поведения экипажа, члены которого совершенно необоснованно мечутся между двумя состояниями: прострации и истерики.

По-моему, явная неудача мэтра.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Клиффорд Саймак «Канал к судьбе»

Babai, 6 сентября 2012 г. 19:35

Саймак, отдавая фэнам пролежавшую 25 лет в ящике стола рукопись, в сопроводительной записке написал: «Рассказ не закончен, возможно потому, что я решил, что он того не стоит. Теперь я его не буду заканчивать точно, поскольку основные идеи рассказа были использованы в других моих работах».

На мой взгляд, рассказ вполне самодостаточен, хотя и со скомканным по-саймаковски концом. Возможно, под незаконченностью Саймак имел в виду недоработанность текста, а не сюжета. В любом случае, это кусочек творчества великого фантаста, и дыхание Саймака присутствует в каждом, почти, абзаце.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Роберт Шекли «Раса воинов»

Babai, 28 августа 2012 г. 05:57

Характерный для Шекли рассказ. Узнаваемый стиль, стеб и шутки. Большая половина рассказа читается с интересом. К сожалению, для оригинальной ситуации автор не нашел оригинального решения, и откровенно слил концовку. Иначе бы быть рассказу в анналах. Но, в любом случае, это ранний, динамичный, добротный Шекли. В отличие от позднего вымученного.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Роберт Шекли «Глубокая дыра в Китай»

Babai, 28 августа 2012 г. 05:48

Скучно написанная юмореска с незамысловатым сюжетом.

Несколько натужные, на мой взгляд, шутки.

Если б не последнее предложение, было бы совсем плохо.

Не удивлюсь, если Шекли написал ее в детстве.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Роберт Шекли «Последнее испытание»

Babai, 3 августа 2012 г. 23:50

Последний суд.

Согласно разным вариантам переложений египетских сказок, он ждет каждого из нас. Что будут делать люди в оставшиеся несколько дней перед Страшным судом? Шекли предлагает свою версию, причем, на мой взгляд, психологически не совсем достоверную. События в городе Нью-Йорке глазами мелкого коммерсанта.

Для Шекли вещь слабоватая, на уровне поздних (не к ночи буде помянуты). Герои плакатные. Главный герой — святой человек — не только по поступкам, но и в мыслях тоже (повествование ведется от первого лица). Друзей только почему-то у него ни одного. Жена евойная — тоже святая. Ну, и далее по списку.

Однако, самое повторяющееся в рассказе слово – «деньги». Пестрит в каждом абзаце. С одной стороны автор делает мощный акцент на торжестве души человеческой, с другой — все только и делают, что бегают с пачками долларов на протяжении большей части рассказа (столько ФРС в 50-х не напечатало. Хотя, фантастика же). Кстати, слово «душа» в тексте не встречается.

Хорошо, в конце автор добавил в эту бочку тотального торжества добродетелей человека ушат дегтя.

Стиль нетипичен для раннего Шекли, затянуто-повествовательный. Шуток на весь рассказ — 1 шт., хотя мест, где настоящий Шекли не преминул бы постебаться, масса.

Воспринимается, как раздутая, но написанная серьезно юмореска.

Тем не менее, если выключить логику и занизить ожидания, то очень даже читабельно.

Для любителей НФ «золотого периода».

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Роберт Шекли «Ад на Кваваре»

Babai, 1 августа 2012 г. 22:04

Немного натужный Шекли.

Нет той легкости, с которой катился сюжет в его ранних рассказах. Не хватает шутливости повествования, его фирменного стиля с налетом абстрактности.

Тема ада и встречи с Сатаной давно изъезжена, так что выдавил автор тематическую юмореску, и на том спасибо.

В любом случае, привкус Шекли есть. Да и не хуже многих его поздних рассказов.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Роберт Шекли «Чем выше поднимешься...»

Babai, 1 августа 2012 г. 21:51

Хороший рассказ. Типичный ранний Шекли. Абстрактный мир, легкий слог, стремительный сюжет, юмор, стеб.

Главного героя, сбежавшего от неприятностей, выбрасывают на богом забытой провинциальной планете. Выход один – повесится. Судьба распоряжается иначе. Необычное уклад жизни на планете дает герою шанс взлететь на самый верх. И опять жадность фраера губит.

Сбежавшего от неприятностей, его выбрасывают на очередной провинциальной планете. Выход один... ну, и т.д.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Роберт Шекли «То, во что ты веришь»

Babai, 1 августа 2012 г. 21:42

«То, во что ты веришь». Стильная юмореска. Есть такие вещички — ни убавить, ни прибавить. Весь Шекли в ней.

Обыватель попадает в ад и проходит собеседование у демона. Фантазия бьет ключом, причем легко и с шуточками да со стебом. Правда без словоблудия, но с этим у автора тяжело. Это надо современную фэнтези читать.

Сюжет раскрывать не хочется, поэтому и сказать больше не чего. Одним словом, любимый автор.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Роберт Шекли «Заповедная планета»

Babai, 1 августа 2012 г. 21:36

Яркая, сочная юмореска, неожиданно актуальный стеб над слабоумными гастарбайтерами с Востока. Как, впрочем, и над всеми нами, вместе взятыми. Сочные такие типажи инопланетян! Жалко, что оригинальная иллюстрация совсем не в тему: ни ядовитых хвостов у работников, да и двуногими они все быть не должны. Потому что это они нас называют двуногими.

Концовка была бы эффектной, если бы автор спрятал намеки понадежней. В любом случае, она жизнеутверждающая: Заповедная планета будет восстановлена, а всех дураков отвезли в психушку. А вот долетят ли они до нее — большой вопрос. По логике автора, нет.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Роберт Шекли «Замок скаггов»

Babai, 1 августа 2012 г. 21:23

Написана простейшим языком. Оставляет двоякое пречатление.

Привычный набор приемов Шекли, шутки на грани стеба, сюжет с изюминкой, непрерывный экшн, – а скучновато. Наверное, слишком шаблонно.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Роберт Шекли «Возвращение солдата»

Babai, 1 августа 2012 г. 21:15

Супермен возвращается в родной город после окончания войны.

Грустная история. Яркие типажи друзей-собутыльников.

Жаль неприкаянного супермена, которому нет места в привычном мире, как бы он ни старался быть обычным человеком.

Немного резанули глаз разрушенный им Сталинград, уничтоженная четвертая русская армия и след на стене магазина от пулеметной очереди с русского самолета. (Неужели супермен за Гитлера и Европу воевал? Или Шекли в 50-х дристал антикоммунизмом?)

За исключением этих деталей и разухабистого хэппи-энда, по-моему, очень атмосферный рассказ. Из последних прочитанных у Шекли — один из луших.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кристофер Энвил «Ревность»

Babai, 15 мая 2012 г. 06:21

Земная и марсианская цивилизации давно нашли общий язык, взаимовыгодно торгуют и пытаются найти различия в двух расах. Но их нет, и опять миром движут все те же чувства: любовь, измена, месть.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кристофер Энвил «Сообщник»

Babai, 15 мая 2012 г. 05:42

Здесь Энвил стал немного Чейзом. Главный герой помогает полиции накрыть шайку наркоторговцев, чье зелье сводит людей с ума. Герой отправляется в логово банды в качестве начинающего «торчка». Но изнутри все выглядит совсем не так, как из кабинета начальника полиции. И достаточно одного сеанса («одной дозы»), чтобы жизнь изменилась навсегда.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кристофер Энвил «Дружелюбное вторжение»

Babai, 19 февраля 2012 г. 23:20

Захват Земли глазами владельца оружейного заводика, мужика старой закалки, не верящего в чудеса. А 99% населения верит в Халяву с большой буквы. Наобещай с три короба – и бери планету голыми руками. И не только землян. По мнению Энвила неизбывной жажде халявы подвержены все цивилизации во Вселенная. Многие из них – были подверженны (в прошедшем времени).

И неважно, что у инопланетных благодетелей много больших зубов, ведь они обещают вечную жизнь, вечное здоровье и вечную молодость, и бонусом — бесплатный проезд по Вселенной. Только скушай таблетку!

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кристофер Энвил «О врагах и союзниках»

Babai, 19 февраля 2012 г. 23:11

Последний рассказ цикла, написанный в 2006 г., поэтому палпом считаться не может, хоть и старается подстроиться под оный. Для цикла потребовалась «заглушка», чтобы он обрел законченные очертания. Показано дальнейшее развитие отношений с видж-видж, но глазами этих самых видж-видж. Наполняя рассказ, автор скатывается в военно-бюрократические дебри политической системы гусениц-телепатов. Но сатира получилась слабее, чем в «Истории с песчанкой» или «Глухой стене».

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кристофер Энвил «Ахиллесова пята»

Babai, 19 февраля 2012 г. 23:05

Рассказ-экшн. На этот раз бравым воякам противостоит раса видж-видж, основное оружие которой — телепатия. Боевые действия, начавшиеся по недоразумению, для земного командования как кость в горле, и сил на их ведение она выделить не может. Может только призвать бравого офицера, придать ему компьютер и пьяного программиста и поручить сдерживание видж-видж. И что? В перерывах между выкуриванием сигар и размышлениями о пьяном программисте бравый офицер находит у врага ахиллесову пяту и восстанавливает мир.

Видж-видж похожи на гусениц.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кристофер Энвил «Груз для Колонии 6»

Babai, 19 февраля 2012 г. 22:57

Повесть о приключениях команды, которой поручено доставить важный груз в далекую Колонию 6, чтобы уберечь последнюю от коварных The Flats, осознавших ее стратегическую важность для освоения большого сегмента космоса. Часть точек перехода в/из подпростраства расположены на территории, подконтрольной The Flats. Команде и в первую очередь командиру тактического ударного истребителя «Прометей» приходится решать массу проблем и искать выход из разнообразных ситуаций, вплоть до попыток разъяснения пьяным туземцам принципа работы двигателя внутреннего сгорания. Т.е. автор наворотил много чего, что-то излишне растянуто, что-то скомкано.

Мне повесть показалась интересной, но я люблю палп-фантастику за буйную фантазию, простоту и незамутненность.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Кристофер Энвил «Призрачный флот»

Babai, 19 февраля 2012 г. 22:49

Шестой рассказ цикла, написанный живо и занимательно. Действие разворачивается возле системы, на третьей (или четвертой?) планете которой, названной Накрут, добывается жизненно важный квадрит. The Outs, догадываясь о значимости системы для Земли, стягивают к ней флот. Кто сможет защитить систему? И каким образом, потому что Земля еще не оклемалась от ударов, нанесенных шпионом-телепатом, саботажником в главном штабе, и ее вооруженные силы и ВПК пребывают в состоянии, примерно как в России начала 21 века перед окончательным исчезновением с карты мира. Юмореска с предельно серьезным стилем изложения.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Кристофер Энвил «Символы»

Babai, 19 февраля 2012 г. 22:38

Снова действие разворачивается на планете Накрут, где складывается критическая ситуация, угрожающая поставкам квадрита, от которого зависит боеспособность земного флота. У Гарта извечные проблемы с соседними государствами, но на этот раз могут пострадать рудники. Установка проста: спайс должен течь. То бишь поставки квадрита не должны прерываться. Ситуация требует срочного решения, а из подручных средств только подлатанная спасательная шлюпка, радист, сержант, да «баба-дура». Еще пара пистолетов. Как остановить войну и спасти рудники? Головоломка, которую читатель с логическим мышлением решает к середине рассказа.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Кристофер Энвил «Верхняя ступенька»

Babai, 19 февраля 2012 г. 22:31

Третий рассказ цикла. Действия в рассказе практически нет, скорее это попытка размышления о природе власти, о диктаторах и вынужденных компромиссах с ними. Соответственно рассказ построен на диалогах, в основном с диктатором государства Гарт планеты Накрут, где расположены рудники квадрита, необходимого для двигателей кораблей звездного флота. Не хочется рассказывать сюжет, но изюминка в рассказе есть. У Энвила чувство юмора специфическое, и оно проявляется почти во всех его рассказах: не обхохочешься, но чтение скрашивает.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Кристофер Энвил «Операция на Криосе»

Babai, 19 февраля 2012 г. 22:24

Второй рассказ цикла. В нем, как и в остальных произведениях цикла, показан один из эпизодов войны с The Outs. Не шедевр, но крепкий середнячок из эпохи палпа. Рассказ наполнен действием. Бравые вояки, мудрые командиры, враги-телепаты. По духу напоминает «Звездный десант». Сюжет пересказывать нехорошо, но, в общем, сначала вояки мерзнут, потом стреляют и в конце побеждают, несмотря на всю телепатическую мощь чужаков.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Кристофер Энвил «Военнопленный»

Babai, 19 февраля 2012 г. 22:17

Рассказ в виде документооборота. Как вводный рассказ цикла знакомит с миром будущего (правда, ограниченного средой высокопоставленных военных и чиновников), в котором люди воюют против The Outs. К середине рассказа сквозь поток документов и служебных записок начинает прорисовываться сюжет. К концу рассказа просыпается интерес.

Как отдельное произведение не рекомендовал бы, а как начало цикла прочитать желательно. Оцениваю с учетом всего цикла. А цикл неплох — простота и незамутненность фантазии, характерные для того периода (50-60-е гг.), когда люди мечтали о звездах и стремились заглянуть в будущее.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Кристофер Энвил «Саботаж»

Babai, 20 ноября 2011 г. 19:18

Любимый конек Энвила — столкновения цивилизиций в космосе. Многие из его рассказов пропитаны войной, главные персонажи — офицеры, такие же образцово-показательные, как в «Звездном десанте» Хайнлайна.

«Саботаж» — короткий эпизод из жизни земной контразведки. Идет война между цивилизацией землян и непонятной цивилизацией с Тамара VI. Два главных театра военных действий разделены огромным расстоянием. Земляне преодолевают разделяющее пространство физически для нанесения ударов по планете Тамар. Противник пронзает пространство силой мысли, чтобы внедряться в сознание людей.

Развитие сюжета происходит глубоко под землей, где живут и работают героические военные. Случайно получив информацию о внедрении, они разрабатывают операцию по ликвидации проникновения и его последствий.

Занимательно, суховато, с массой подробностей. Настоящая научная фантастика.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Кристофер Энвил «Пленный джинн»

Babai, 20 ноября 2011 г. 18:56

«Пленный джинн» — это представитель земной цивилизации далекого будущего в плену у разумных представителей семейства кошачих, на чьей планете земляне самовольно создали базу, отгородившись защитным куполом от артобстрелов местных военных.

Автор откровенно симпатизирует военным, пусть даже в итоге они окажутся в луже. Они и получаются у автора менее шаблонными в отличие от гражданских. Не поняно, кто у нас здесь главный герой, — плененный человек или кошачьи контрразведчики. Аммиачно-нашатырная концовка лично мне показалось слабоватой: продвинутый землянин облапошил недоразвитых кошек как-то уж очень неоригинально (сказалось образование химика, полученное автором).

В любом случае, твердая научная фантастика.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Р. А. Лафферти «Страна Больших Лошадей»

Babai, 10 мая 2011 г. 15:34

Цыгане всегда воспринимались как маргиналы, зря автор сделал на них ставку. Рассказ слаб. Многочисленные персонажи не привносят ничего нового, кроме кучи цыганских слов, которые даются без перевода, поэтому их речь большей частью непонятна. Может быть, сюжет и выглядит занимательно, если его пересказать в двух словах. Но 12 тысяч знаков автор явно вымучивал, и большая их часть читается без интереса.

Я люблю Лафферти, но данный рассказ с красивым заглавием оставил неприятное чувство. Из-за романтизации цыган, обилия цыганских слов в тексте и совсем уж шаблонных приемов.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Р. А. Лафферти «Время гостей»

Babai, 9 мая 2011 г. 09:14

Им было немного тесновато там, откуда они пришли, — и поэтому они оказались на Земле!

Незваные гости вмиг нарушают привычное течение жизни землян.

Юмореска от мастера в стиле «Трансцендентальных тигров» и «Семи дней ужаса».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Р. А. Лафферти «Свинья в тюряге»

Babai, 3 мая 2011 г. 10:15

Человек, прилетевший на астероидную станцию, право на использование которой сомнительно получил представитель иной цивилизиции, видит на стене гостиной голову своего друга среди прочих трофеев. Расследование ситуации заводит его в ловушку, из которой нет выхода...

Многообещающее начало и разочаровывающий конец. Может быть, Лафферти задумывал что-то а-ля детектив. Но получилось ни то, ни се. Куда делся его традиционный юмор (сатира, стеб)?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Р. А. Лафферти «Роковая планета»

Babai, 20 марта 2011 г. 21:54

Что значит стать опасным для экипажа и быть высаженным на безвестной планете, населенной невообразимыми существами? Где лучшими твоими друзьями станут черепахи.

Взгляд Лафферти на общество потребления глазами инопланетянина.

„Здесь неблагодарность — норма жизни, а жестокосердие — главный вид спорта. Недоразвитые личинки выползают из-под камней и переворачивают мир вверх тормашками, раскачивая своими головами в воздухе. Их дружба скоротечна, их обещания — как ветер.“

Щепотки фирменного лаффертьевского юмора там и сям. А вообще грустная история.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Р. А. Лафферти «Трансцендентные тигры»

Babai, 28 февраля 2011 г. 18:42

Джинн дарит Кэрнадин на д.р. великую силу. На самом деле прогрессор-новичок немыслимой инопланетной расы ошибочно вручает силу не тому, кому следовало. Так хотелось выслужиться! Девочка, ведомая детскими комплексами/обидами, приступает к планомерному уничтожению мира, а немыслимый инопланетный прогрессорский начальник решает — ничего страшного, после разрушения планета изолируется от остального мира.

Как всегда у Лафферти, горсть шуток и стеба. Понравилось — про Голливуд и по поводу правительств — структуры, характерной для умственно отсталых миров.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Р. А. Лафферти «Небо»

Babai, 29 января 2011 г. 22:33

Сюр, грибы и космогония.

Часть, где о грибах, в основном мухоморовых, ну очень подробная. Чувствуется, гражданин знает о галлюциногенах не понаслышке. Фантазия буйна как никогда. Фирменные лаффертьевские приколы, частью, к сожалению, адекватно не перелагаемые на русский. Шикарный, как обычно у Лафферти, конец, который, казалось бы, ну все, переводит рассказ из фантастического департамента в отдел нарко-драм. Но Лафферти не любит однозначностей.

Отнесу рассказ к золотому фонду писателя.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Р. А. Лафферти «Лягушка на горе»

Babai, 14 января 2011 г. 12:21

Привычный стиль Лафферти: суховатый слог, буйная фантазия на грани сюра, куча деталей, раскрывающих необычный мир, стеб над навязшими в зубах шаблонами. Рассказ, наверное, фантастический детективчик, хотя детективная основа не шибко мозолит глаза. У богатого космического бизнесмена Гарамаска погибает не то друг, не то хороший знакомый (оговаривается, что они были близки, ну очень близки) человек по имени Элин, погибает на планете Парават. Гарамаск проводит расследование, разгадывая одновременно не только тайну гибели Элина, но и причину социальной катастрофы, постигшей цивилизацию Паравата. Можно предположить, что он действует не как частное лицо, а от имени типа прогрессорской организации. Непривычное соцустройство общества, призраки, потусторонние беседы, каннибализм, полтергейст и экстремальная охота на диковинных зверюг.

Два больших плюса: нет баронов, лордов, мечей и колдунов. И нет многостраничных экскурсов в детство автора (просто эпидемия среди современных авторов) с подробными описаниями детских комплексов, а также, кто кого за что в детстве трогал. Впрочем, у Лафферти много других плюсов.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Джеймс Шмиц «Ведьмы Карреса»

Babai, 30 ноября 2010 г. 22:46

Немного космооперы, немного авантюры, немного фэнтези. Империя, объединяющая большинство миров, борется с планетой ведьм, которые в свою очередь ведут войну против мощнейшего супер-корабля захватчиков из другого измерения. Космические пираты грабят, шпионы кишат, хихикающие сгустки энергии ищут развлечений. И все гоняются за главным героем, который — не сказать, чтобы удачливый малый или хотя бы законопослушный гражданин, зато добрый, отзывчивый, готовый и заступиться за ребенка, и спасти Галактику.

Джеймс Шмиц не предлагает искушенному читателю новых идей, но и скучать на протяжении романа не дает.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Карл Шрёдер «Герой»

Babai, 12 июня 2010 г. 20:06

Добротная НФ в стиле 40-50-х годов.

Упрощенный характер главного героя, объемности которому не добавляют даже частые экскурсы в его прошлое, основная цель которых, похоже, стимулирование чувства жалости к молодому герою: исчезновение матери, отчужденность от семьи, неприкаянность в жизни, тяжелая болезнь. Отчего размыта психологическая мотивация поступков героя, кем в итоге и делает его автор в прямом значении этого слова.

Но для меня главным персонажем стал мир Вирги. Последовательными мазками рисуется захватываюший дух фантастический мир с городами-колесами, парящими в невесомости шарообразыми парками и снующими по воздуху обитателями; с причудливыми животными и растениями, населяющими внутренние полости гигантских жуков; с многочисленными разноцветными солнцами и огромной Кандесс, защищающей мир от вторжения извне под присмотром непонятных существ (world-diver'ов).

Я не читал «Солнце солнц», поэтому фантазия автора впечатлила меня и не дала скучать до самой развязки, которая вышла не совсем ожидаемой (по крайней мере, для меня) и заставила задуматься о главном герое. Вполне возможно, автор был сознательно скуп в отношении внутреннего мира главного героя, таким макаром избегая моментов недостоверности при выстраивании линии его поведения, которая в итоге привела неудачника по жизни к подвигу.

Резюмируя: очень приятное впечатление — для меня как любителя классической НФ.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Тед Чан «Выдох»

Babai, 16 апреля 2010 г. 18:40

Впечатление, как от «Вавилонской башни», хотя последняя написана ярче, зато в «Выдохе» фантазия побогаче.

Рассказ выполнен в виде отчета ученого, отсюда сухость. По логике делится на три части. Сначала мы знакомимся с миром, необычным, но хорошо продуманным. Не буду спойлерить, тут гражданин ниже уже наспойлерил по самое нехочу. Но мир действительно необычный, автор раскрывает его, используя свой старый метод «новый абзац — новый штрих».

Потом подробное описание эксперимента, немного гимнастики для ума, все продуманно, логично и суховато. Отчет-с. Далее — спекуляции ученого об устройстве мира, заключительная часть, где опять разворачивается фантазия автора, границы мира раздвигаются, и он становится еще более необычным. В отчет прорываются эмоции, и персонаж становится более зримым и даже вызывает какие-то чувства (сочувствие, симпатию).

Соглашусь с мнением, что неэффективная растрата идеи. Хорошо бы немного развернуть, добавить персонажей. Но увы, Чан, насколько понимаю, фантаст идей, не словоблудия. После современных «Спинных слепотей» воспринял как конфетку, в которой не хватает чуть-чуть сладости.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Клиффорд Саймак «Пересадочная станция»

Babai, 4 апреля 2010 г. 21:50

Неожиданно довелось перечитать. В молодые годы, помню, роман вызвал восторг, в молодые годы всё воспринималось проще. Теперь несколько иначе.

Недостатки у романа есть. Впечатление, что Саймака настолько увлекла идея, что он бросился писать, не продумав как следует нюансы. Неравномерность развития сюжета: несколько вальяжное в начале книги и слишком стремительное ближе к развязке. Схематичность большинства персонажей, нелогичность их образов и поступков. Чего стоит ФБР-овец — по характеру Мать Мария, но с полномочиями президента — и никаких должностных инструкций! Нелогичный шаблон. Или другие персонажы — эти условно хорошие, а те плакатно плохие. Надуманность некоторых моментов, которые, видимо, понадобились Саймаку для развития сюжета, но на их правдоподобность Саймак решил не тратить время. Что-то ещё. Впрочем, неважно. Ибо достоинства книги нивелируют её минусы.

Во-первых, и самое главное, раскрепощенность фантазии. Ни грамма акынства (акын — что вижу, о том пою. Задолбали акыны от фантастики). Полёт воображения. Всё легко придумывается и легко продумывается до уровня достоверности. Во-вторых, нет «воды», т.е. явно писалось от души, не из расчета количества слов, поэтому чтение книги увлекает, причём серьёзно. Ну и пресловутая любовь Саймака к своим героям, куда ж без неё. Самое интересное, что доброта Саймака заразна. То есть, с одной стороны она мешает автору моделировать действительно жёсткие ситуации, чтобы требовать от героя настоящего выбора, действительных жертв: или игрушечная упрощенность — или гротеск. С другой стороны, доброта (и оптимизм) автора не могут не влиять на читателя.

Резюме: рекомендуется для чтения в отрочестве-юности. В этом возрасте, мне кажется, общение с книгой будет максимально увлекательным и полезным.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Babai, 20 марта 2010 г. 15:27

С фантазией у автора всё в порядке (это большой плюс), но хочу сказать об одной особенности текста, которая лишает дальнейший разбор смысла.

Словоблудие. В данном случае научно-популяризаторское. Просто через край. Из-за чего темп развития сюжета низок настолько, что книгу можно прочитать только на одном дыхании, перерыв же в чтении на несколько дней фатален для процесса.

Классифицирую как яркий образец современной коммерческой фантастики (больше слов любой ценой). Хорош вместо снотворного.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Евгений Гуляковский «Сезон туманов»

Babai, 20 марта 2010 г. 15:03

Из минусов: схематичность персонажей, возможно сознательная — мне так показалось. Характерна для целого ряда советских фантастов 70-х гг.

Из плюсов: достаточно яркий слог, чтобы читалось со вкусом (советская школа!), очень редко скатывающийся к упрощенности переводной палп-фикшн. Буйство фантазии — главное, за что ценю научную фантастику. Устарелость антуража минимальная, чтобы не резать глаз при чтении. Атмосфера загадочности, нереальности (на которую работает и непрорисованность характеров персонажей — все как сквозь рельефное стекло). Миниморум «воды» — явно писалось от души, а не для заработка, словоблудие отсутствует. Как следствие, высокий темп развития сюжета, насыщенность действием. Небольшой провис в середине книги проходится легко.

Прекрасный образец некоммерческой фантастики.

Оценка: 9
–  [  42  ]  +

Роберт Чарльз Уилсон «Спин»

Babai, 20 февраля 2010 г. 12:11

Не одолел. С сожалением констатировал девальвацию Хьюго. Но Роберт Чарльз Уилсон — молодец. Нудный, судя по всему автобиографический роман о скучных, часто нелогичных (автор не договаривает?) отношениях подростков, с многостраничными описаниями эпизодов, интересных, как мне кажется, исключительно самому автору (в моменты отправления ностальгии по молодости), обилие деталей из 70-80-х годов прошлого века... в общем, текст, который, по всей видимости, не купило ни одно издательство. И неплохой фантастический рассказ «Спин». Предполагаю, что автора озарило объединить два текста в один. На пару абзацев из фантастическиго рассказа — десяток-другой страниц скучной автобиографии.

Может, я ошибаюсь, но выглядит именно так. Причём, склейка двух текстов заметна невооруженным глазом.

Кто-нибудь объяснит мне, как за такое дают Хьюго?

Неужели тотальное вырождение жанра? Не следил за развитием жанра с тех пор, как мэйнстрим захлестнула волна инфантильных сказок про магов и мечи. Похоже, в литературе процессы те же самые, что на рынках в целом, — дешевое китайское всё. Странно, что китайцы до сих пор не оседлали литературный рынок.

Любителям фантастики рекомендую обходить сабж стороной.

Было бы интересно проделать обратный процесс по разъединению текстов — получился бы неплохой фантастический рассказ «Спин» (вспоминается Чан).

Оценка: 3
⇑ Наверх