FantLab ru

Тед Чан «Выдох»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
693
Моя оценка:
-

подробнее

Выдох

Exhalation

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 90
Аннотация:

Некую Вселенную, ограниченную стеной из хрома, населяют механические создания. Они считают источником жизни воздух, которым дышат, ежедневно заменяя опустевшие легкие новыми, наполненными. В то время как один из исследователей решает загадки мышления, во всем мире становится заметной еще более удивительная и важная вещь: время ускоряется...

Примечание:

Имеется сетевой перевод под названием «Выдох».


Входит в:

— антологию «Eclipse Two: New Science Fiction and Fantasy», 2008 г.

— антологию «BSFA Awards 2008», 2009 г.

— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three», 2009 г.

— антологию «Year's Best SF 14», 2009 г.

— антологию «НФ-52», 2012 г.

— журнал «Lightspeed, Issue 47, April 2014», 2014 г.

— антологию «Погружение», 2018 г.

— антологию «Самое далёкое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку», 2018 г.

— сборник «Выдох», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2009 // Малая форма

лауреат
Локус / Locus Award, 2009 // Рассказ

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2009 // Рассказ

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2010 EV // Короткая форма, переведённая на французский

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая повесть / рассказ зарубежного автора

Номинации на премии:


номинант
Sky Awards, 2009 // Самая популярная переводная фантастика (США; рассказ)

номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2009 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной рассказ

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2021 // Короткая форма, переведённая на французский

Похожие произведения:

 

 


Выдох
2019 г.
Выдох
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

BSFA Awards 2008
2009 г.
(английский)
НФ-52
2012 г.
Самое далекое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку
2018 г.
Погружение
2019 г.

Электронные издания:

Lightspeed, Issue 47, April 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Eclipse Two
2008 г.
(английский)
The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Three
2009 г.
(английский)
Year's Best SF 14
2009 г.
(английский)
Exhalation: Stories
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В очередной раз задаю издателям риторический вопрос — зачем было делать новый более слабый перевод ранее отлично переведённого рассказа? Обидно, что в последних двух изданиях использован как раз менее качественный перевод Егоровой.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличнейший рассказ, в котором в простой, доступной форме объясняются такие понятия, как энтропия и тепловая смерть вселенной. В одном из отзывов написано, что описанная Тедом Чаном вселенная родилась не из Большого Взрыва, а из Большого Выдоха. Другой рецензент сравнивает этот мир с заводским цехом, в котором происходит некий производственный процесс.

И то и другое в рассказе имеет место быть, подводя читателя к мысли об изолированности описанного мира-системы. Система в данном случае абсолютно изохорная по отношению к другим, гипотетически существующим системам. А внутри этой изохорной системы мы наблюдаем две другие изохорные подсистемы, обменивающиеся между собой веществом, в результате чего каждая подсистема, к удивлению местных жителей, изобарной уже не является. В общем, великолепный материал для того, чтобы вспомнить школьный курс термодинамики в части изопроцессов.

И это позволяет считать рассказ не только научно-фантастическим, но и научно-популярным, познавательным, художественная составляющая в котором призвана прежде всего оживить выдвинутую научную идею. Помнится, Айзек Азимов в своё время писал подобные произведения, прежде всего — на биохимическую тематику. Так вот, «Выдох» можно смело ставить в один ряд с творениями классика, а Теда Чана — считать достойным продолжателем. Ведь помимо «Выдоха» у автора есть ещё, например, геометрически выверенная «Вавилонская башня», математически просчитанное «Деление на ноль» или полная лингвистических изысков «История твоей жизни».

Однако вопреки большинству отзывов к «Выдоху» всё же не следует считать рассказ сухим и лишённым поэтики. Идеалистический мотив в произведении есть и ярко выражен в последних абзацах. Как и во многих других произведениях, Тед Чан постулирует, что важен не результат, а сам процесс жизни. На этот раз он находит его в радости познания — радости безграничной и многообещающей, радости, манящей в прекрасные дали.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Челлендж: прочитать все переведённые на русский «лучшие рассказы 21-го века из списка «Локуса»», благо их там всего двадцать и не все переведены на русский.

Наконец-то 1 место. Пять значимых наград и три номинации в активе. Только Небьюла не заметила рассказ Чана.

Феномен сознания, проблема неизбежного энтропийного конца вселенной и призыв радоваться жизни в изобретательном рассказе настоящего мастера короткой формы.

Придумать и описать на двадцати страницах непротиворечивую вселенную, существующую совершенно по другим правилам — для этого нужен талант.

И хотя сразу понятно, что вселенная Выдоха метафорична и все явления в ней имеют аналоги в нашем мире, читать интересно.

7(ХОРОШО)

Мысли по поводу списка лучших рассказов 21-го века по голосованию журнала «Локус».

Из переведённых рассказов к фантастике относятся пять-шесть вещей. Остальное — сказки, мистика, реализм, постап и фэнтези.

Некоторые рассказы я бы вообще выкинул из списка, расположение других в списке поменял бы кардинально.

Личный топ-4 и мои рекомендации к прочтению: «Нечтожества» Уоттса, «Бродячая ферма» Стросса, «Spar» Джонсон и «Зима Блю» Рейнольдса.

Боттом-4 аутсайдеров: нелепые «Пони» Джонсон, оба рассказа Геймана и «Отпевание сестренки» Ланаган.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гимн жизни от механического таракана, работающего на пневматике — это ли не показатель бесконечных возможностей искусства и его великого гуманистического пафоса?!

А еще Чана обвиняют ,что он детерминист и пессимист! Ну где же? Я думаю смысловой центр рассказа в словах о том, что вся их — да и любая другая — Вселенная могла изойти бессмысленным пшиком. Но этого не произошло, возникло чудо жизни и этот факел должен сиять, сколько хватит сил разума.

Причем рассказчик не просто пафосно разглагольствует. Очень взволновало и вдохновило, как этот пытливый ученый с риском для жизни на самом себе поставил фундаментальный эксперимент и проник в глубочайшие тайны мироздания.

Так что рассказ гимн не простому существованию, а мужеству мысли, которое должно быть присуще каждому разумному существу. Очень важный урок мужественности и стоицизма.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Метафора — необходимый инструмент всякого писателя. И, пожалуй, более других в этом инструменте нуждается автор, пишущий в фантастическом жанре. С помощью метафоры писатель помогает читающему прочувствовать события, которые еще не произошли или уже никогда не произойдут. Метафора зачастую работает там, где оказывается бессильным внутренний взор разума.

В зарубежных рецензиях и аннотациях о Теде Чане нередко отзываются как об авторе «твердой» sci-fi, предпочитающем оперировать исключительно положениями современных научных концепций и терминологией. Мне это упрощение представляется странным: Чан как хороший писатель умеет преподнести научно-фантастические детали через красивый и даже поэтический образ.

Подтверждением этого для меня некогда стало стилизованное под восточную сказку произведение о путешествиях во времени и свободе воли — «Купец и вошебные врата». А «Выдох» в этой мысли укрепил. Не знаю почему, но финальные строки «Выдоха» напомнили мне прекрасную метафору бессмертной души, закрепленной Буниным в рассказе «Легкое дыхание». Хроника расширяющейся Вселенной записана в продолжительном выдохе — череде кажущихся бесконечными фазовых переходов, которые творят жизнь на своем долгом пути.

Очень красиво выписана Чаном проблема самопознания. Главный герой, представитель странноватой механизированной расы, пытается найти в себе отголоски того самого космического «выдоха» — невидимые колебания воздуха, составляющие его физическую основу. На ум тотчас пришло «Рассуждение о методе» Декарта, в котором выдающийся математик и философ сначала устанавливает собственный рационалистический метод, а затем с его помощью пытается установить место и устроение человеческой души. Нет сомнения: Тед Чан — очень талантливый писатель.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами суховатый, каким он и должен быть, дневник учёного — представителя расы механических людей. Для себя я отметил три момента.

Автоанатомирование. Важный шаг для любого существа — додуматься заглянуть в себя ради новых открытий. Заглянуть можно по-разному: через искусство, через медитацию. А герою рассказа ближе, видимо, соответственно его образу, заглянуть в себя буквально. И в результате сделать сразу россыпь открытий.

Субъективное ускорение времени. Земные люди тоже наблюдают аналогичный феномен — с возрастом течение времени всё ускоряется и ускоряется. Наверное, какой-то жизненный эфир (аргон) с годами всё медленнее бежит по каналам наших тел.

Вместо простого шипения выходящего под давлением воздуха загадочным образом рождается культура во всём многообразии: науки, искусства, технологии со всеми их плодами, остающимися в наследство другой расе после «конца мира». И герой рассказа со своими соплеменниками здесь — инструмент, посредством которого всё это создаётся.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По моим ощущениям — суховатая реализация хорошей идеи. Казалось бы, придраться не к чему, но все равно общее впечатление колеблется, даже не смотря на то, что образ мира, описанного в рассказе предстал перед глазами в процессе чтения...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан в виде дневников местного жителя. Но, по — всей видимости, благодаря мастерству автора и хорошему переводу в тексте совершенно не чувствуется сухости.

Я увидел в рассказе несколько идей обрамлённые в мир, изображённый яркими набросками. Я думаю, только ради этих описаний и стоит читать рассказ.

Первая идея заключается в аллегории на тепловую смерть вселенной. Помимо этого забавно обыгрывается идея о вечном двигателе.

Вторая идея заключается в наших попытках разобраться в мире вокруг нас. Ведь как у роботов, так и у нас есть желания узнать о своём происхождение и о своей природе. В рассказе интересным образом показано, как изучение одних областей непознанного позволяет приоткрыть завесу тайны с других областей. Но в конце концов всегда с получением ответов на одни вопросы будут появляться, только новые вопросы. На мой взгляд, это неплохо, ведь у нас всегда будет стимул к работе.

Третья идея в том, на что потратить своё время. С одной стороны мы можем потратить время на попытки угнаться за крупицами бессмертия в виде технологий или своеобразных методик. А с другой стороны можно насладиться окружающим миром, ведь ущербное небытие лучше небытия. К тому же всегда можно попробовать сохраниться в памяти грядущих поколений, но как нельзя быть уверенным, что наша жизнь станет интересна потомкам, так и машины не могут быть уверены в приходе Других.

Во всяком случая я считаю, что премии Хьюго и Локус получены Тедом Чаном вполне заслужено.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — лауреат премий Локус 2009 года и Хьюго 2009 года, номинант ряда престижных премий. Достойный продолжатель цикла Айзека Азимова о роботах. Как роботы изучают сами себя с точки зрения анатомии. Когда посмотрел внутрь своих механизмов, то это было божественное создание. Сравните теперь с человеком и его мышлением о Создателе.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшое философское рассуждение в форме рассказа. Сюжет вторичен, герои тоже не так важны. Это именно что рассуждение на тему конечности жизни и невозможности этому противостоять. Определенная сухость изложения, присущая описанию механической цивилизации, и общая печаль темы не способствуют легкости восприятия. Хотя в финале автор и говорит о чуде разнообразия жизни, которой можно и нужно восхищаться, не оглядываясь на неизбежный финал.

По сути из всего рассказа запомнилась одна главная мысль — что вся жизнь и все отведенное ей время это один долгий выдох Вселенной. Формулировка, не лишенная печального очарования.

Думаю, ради этой мысли рассказ и задумывался.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычный пневматический мир, где изо всех эмоций и чувств доминируют лишь те, что связаны с поиском истины. Будучи физиком, я испытываю уважение к автору этой стилизации, строго подчиняющейся физическим законам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вечные двигатели невозможны, говорит Чан. Нельзя, получая энергию только за счёт разности давлений, с помощью полученной энергии эту разность давлений до бесконечности и поддерживать. Есть, конечно, и неувязки, если подходить строго. Например, трение и износ движущихся частей механизмов. Но это так, придирки
Однако жить в таком мире или даже на время попасть в него мне бы не хотелось. Скучно. Не трогает. Главный герой не вызывает настоящих сопереживаний (хотя во время своего ключевого исследования, он достоин восхищения). Трагедия его мира не поднимает в душе протест и желания спасти. Может быть за счёт особенностей жанра. В коротком рассказе Чан успевает лишь упомянуть о прекрасной музыке и поэзии, созданной этой цивилизацией. Однако истинное мастерство, когда об этом не упоминают вовсе, но исподволь через отношение героев влюбляют в созданное читателя. Можно ли это сделать не в повести или романе, а в рассказе? Наверное, да. Ставил ли перед собой такую цель Тед Чан? Наверное, нет. Мне кажется, его цель была обратной. Не протестовать и бурить стену до полного изнеможения, а философски подойти к неизбежному. Без лишних сильных эмоций, но спокойно, найдя даже в таком окончательном уходе некий оптимизм.

Что есть мы? — спрашивает Чан и отвечает — Колебания воздуха. Сейчас и здесь. Рано или поздно они прервутся, но если вызовут сходные колебания в ком-то другом, мы оживём. Не в полной мере, конечно, но что есть полная мера, если, живя, человек каждый раз разный?

И ещё. Можно придумать фантастический мир, нарушив физические законы. Слово фантастический в известной мере это подчёркивает. Про фэнтези и не говорю. Чан придумал абсолютно новый мир. Фантастический. Демонстративно подчиняющийся существующим законам физики. И аргон, конечно, не случаен — инертный газ не окисляет. Нам этот мир кажется странным. Не объяснимы окружающие стены, природа местных людей (роботов?). Но физическое родство миров спрашивает, а что, разве твой мир не таков, разве природа материи и людей более понятна?

Мне кажется, эта аналогия между мирами, их жителями, проблемы начала и конца — важные послания этого короткого, в чём-то стерильного, но очень ёмкого рассказа. Почитайте, это не рядовая фантастика.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ этот ценен прежде всего тем, что принадлежит к плеяде произведений, которые при желании можно трактовать совершенно по-разному. Посмотрите-ка, как рассуждают лаборанты: это об энтропии, нет об искусственном интеллекте, нет всё же это про невероятный и непостижимый мир. Жаль, мы не можем прямо сейчас зажать Теда Чана в тёмном углу и допросить с пристрастием )). Что же, каждый может понимать этот текст по-своему и с моей колокольни кажется, что Orm Irian попала в девятку в своём отзыве и была наиболее близка к пониманию этой вещи. «Весь рассказ не могла избавиться от впечатления, что герои живут в каком-то огромном заводском цеху. Потому что мира-то как раз в рассказе и нет...» пишет она. А может так оно и есть? В буквальном смысле? Знаете, я пока читал, не мог отделаться от ощущения, что это уже было. Потом вспомнил завлекательный, интересный и немного жутковатый мультфильм «Шкатулка с секретом» 1976 года, по мотивам сказки Одоевского. Может всё сложнее и проще, чем мы думаем? Всё прямо как в мультфильме: «Сломается вот эта штука — шкатулка не издаст ни звука!» Только и всего! Герой рассказа — персонифицированная деталь некоего сложного механизма, как и его собратья, а весь рассказ то ли мистерия, то ли фантазия хитро прищурившегося автора. Как вам такой вариант, коллеги?

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чан решил аллегорически описать закон увеличения энтропии, и создал для этого целый мир. Но однако мир получился до невозможности механистическим. Весь рассказ не могла избавиться от впечатления, что герои живут в каком-то огромном заводском цеху. Потому что мира-то как раз в рассказе и нет. Есть только хромированная стена и станция смены легких. И где то все великолепие, которое, как надеется главный герой, когда-то увидят представители других цивилизаций? Автор как будто хочет, чтобы мы просто поверили, что они есть. Как тот пресловутый суслик из «ДМБ»...

Единственное, что мне по-настоящему понравилось в рассказе — это сцена, где герой разбирает и обследует собственную голову. Только я так и не поняла, почему все это время никто не проводил таких исследований. Аргументация какая-то неубедительная. Да и странно, что этот процесс никак не повредил воздушным потокам, которые, собственно, всем мышлением и управляли...

В общем, идея хороша и интересна, но все выглядит в высшей степени недоделанным.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна история об искусственном интеллекте. Но совершенно особенная. Во-первых, в данном случае автор представил нам не единичный объект, а целый мир механических разумных существ. Причем существ необычных. У них есть такие чисто человеческие качества, как любознательность и желание себя увековечить, преодолев таким образом конечность индивидуальной жизни. Механические существа Чана именно живые.

Традиционно механическое создание противопоставляют живому. А Чан показывает нам механическое существо с искусственным интеллектом как одну из разновидностей жизни. И кто сказал, что так не может быть? Жизнь бесконечно многообразна в своих проявлениях. Вполне возможно, что где-нибудь и такая цивилизация была, есть или будет.

Живые механические существа очень похожи на нас. Не внешне, не по укладу жизни. Но по своим устремлениям и целям. Им хочется понять, как функционирует их мозг, механизмы памяти, причины потери накопленной памяти в случае гибели мыслящего существа, даже если его удается оживить. У них развивается академическая наука, не связанная с сиюминутными потребностями. И когда они понимают, что конечна не только жизнь индивидуума, но и жизнь их мира тоже, они, совсем как мы, пытаются найти способ избежать конца. Но находят только способ сохранения памяти о себе в виде записей, которые когда-нибудь сможет прочесть заглянувший в их погибший мир исследователь. Тоже совсем как мы.

Идея личного бессмертия завлекательна, но весьма дискуссионна. И Тед Чан не углубляется в нее. Герой его рассказа осознает конечность своей личности и по примеру всех земных человеческих поэтов противопоставляет этому «нерукотворный памятник» в виде научно-популярного и отчасти художественного трактата, адресованный будущему.

Это рассказ об общности разумной жизни во Вселенной, которая всегда стремится к самопознанию, к познанию мира и запечатлению себя.

Прекрасная вещь.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Яркая иллюстрация энтропии… Рассказ не плохо стилизован и выдержан на уровне. Уж не знаю, достоин ли он стольких премий, но свой шарм в нем есть.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх