fantlab ru

Все отзывы посетителя jik

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Вероника Рот «Преданная»

jik, 2 августа 2014 г. 22:21

Не уверена, что это только подростковая книга.

Во-первых, далеко-о не все подростки такой перевод стерпят, а во-вторых, ... ну, тогда мир может гордиться столь мудрыми подростками.

Кто захочет найти минусы в этих книгах, тот, разумеется, их найдет. Но в таком случае, для чего читать вообще — чтобы разыгрывать критиков?

Ведущие темы книги — а) любовь, прежде всего в христианском понимании и б) «диалектика» понятий сила/храбрость/самоотверженность — трусость, слабость и т.д. Ну и сложность отделить плохое от хорошего, по сути — разыгрывание/проигрывание заповедей «не осуди» и «не убий».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В первой книге Ггероиня пытается выжить, становится сильной-свободной, пытается спасти семью, в результате оказывается спасенной благодаря самопожертвованию матери и отца, спасает любимого и останавливает геноцид, производимый руками ее друзей по фракции.

Вторая часть — это попытка принять самопожертвование родителей и расплатиться, быть достойной этого, что осложняется грузом раскаяния в убийстве друга. А в результате, после почти смерти — осознание чуда жизни. В общем — о принятии себя, виновного, но выкупленного чужой жертвой.

В третьей части ГГ повторяет подвиг матери — жертва ради любимого, но слабого.

На протяжении книг было несколько проигрываний смерти Трис, когда она не верит в свою смерть, несмотря на , казалось бы, очевидность происходящего и призывает жизнь (когда ее чуть не сбросили в Яму, когда ее чуть не казнили Эрудиты и когда она чуть не погибает от смертельной сыворотки — здесь в ней кричит желание жить/доделать что-л., хотя вообще эта безумно героическая и почти монументальная девочка чуть не гибнет каждые 50-70 эл. страниц),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но погибает она не от сывороток, против которых ни у кого нет приема — лишь сверхчеловечность прекрасной Беатриче-Беатрис — Трис — ну и противоядие, имеющееся в загашнике у главного врага. Погибает она от банальных пуль, застрелена человеком, умеющим наступить на свои эмоции, Эрудитом по сути, хотя здесь уже нет деления на фракции.

Вообще Трис — это самоотверженность — бесстрашие-любовь, мало тела — много духа, она любит высоту, она не красива, но прекрасна, она как птица и гибель ее по-христиански логична, трагична (сорри за грубую рифмовку) и светла. Она соединяется со своей матерью. И тему матери здесь тоже можно проговаривать, но не хочется, п.ч. очевидно — Богоматерь, далее Натали Приор и еще ниже — Эвелина,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оставившая все ради сына.

В то же время Трис настолько суперменна, что ...

Трогателен образ Тобиаса. Кем бы он ни был — суперменом Четвертым, или Тобиасом Итоном, болезненно переживающим свою ... поврежденность, но еще пока не генетическую, или Тобиасом Джонсоном, сумевшим «восстановиться» и храбро живущим после гибели возлюбленной — он подкупает и притягивает своим желанием быть настоящим, быть лучше. И в этом его храбрость и непреклонность. Ему почти всегда очень тяжело, потому что он не так импульсивен, не так гениально проницателен, потому что много думает, ошибается ну и т.д. И при это чертовски лиричен. Очень обаятельный образ.

Сильно сиропным я бы его не называла: он бывает груб, он не всегда нежен, далеко не всегда понимает, мне кажется некоторые диалоги просто подслушаны из текущей жизни. Они часто притираются с Трис болезненно и грубо, как два сильных. Мне понятна и его твердолобость и привычка надеяться только на себя, мне понятны ее как бы (кто-то назвал) «капризы» . Но они оба умницы. И иногда все это отдает проигрыванием психологии отношений, что тоже любопытно.

В связи с Тобиасом есть две сцепки. Ну, может и не две, но...

Во-первых, Ал, -«депрессивный трус», большой размерами, физически очень сильный мальчик из Искренних, которому не ответила взаимностью Трис, потому что вызывала отвращение его Искренность с уклоном в сопливость. К Бесстрашным Ал приходит, чтобы его родители им гордились.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сильная духом (с уклоном в жестокость) Трис не прощает и не поддерживает Ала — и он гибнет. Позже сама Трис будет метаться и думать о самоубийстве и Ал ей будет примером того, что нельзя делать сильной Трис.

Так вот легендарный Четвертый также хотел «перезагрузиться», начать жить заново без боли потери, без огромности горя. Его удерживает Кристина. Это был бы почти поступок Ала, только в интерпретации Четвертого, и выруливает он только при помощи Друга.

Во-вторых, Питер. По сути, это выродок. Почти Смеагорл у Толкиена: самого гадкого не убили и он принес пользу — «не убий».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он позже спасет Трис от казни. Так вот, Питер пожелал «перезагрузиться», п.ч. не может бороться со своим монстром.

У Тобиаса Итона, знающего себя как жестокого человека, осознающего в себе монстра и борющегося с ним, один из четырех страхов — убийство человека. Не потому, что это опасно для его, Тобиаса, жизни, а потому, что это слишком легко. И Тобиасу дан его монстр отец, его постоянный страх и указатель, чем нельзя быть. Вот какая польза от этого отвратительного, коварного и жестокого Маркуса — от него происходит рыцарь без страха (минимум страхов — 4) и упрека Тобиас. Рыцарь прекрасной дамы Беатрис.

Конечно, болезненно читать о его горе, труднее, чем о смерти Трис. И вообще он уязвимее Трис. При том, что это тоже супермен, как и Трис, часто читателю-человеку, грызущему печенье за книжкой и т.д., он бывает поближе. Потому что ошибается, мается и идет дальше.

Одна из тем — тема восстания против соц. несправедливости, но также против своей природы. Замечательна идея о несводимости человека к его генетике, физике, физиологии – о важности самой личности. Хотя в реальной жизни иногда думаешь, что, напротив, к физиологии все и сводится, большая часть действий. Книги о губительности людского высокомерия, о скрытости правды-истинного-подлинного за гордостью-страхом-эгоизмом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первые две книги о пяти фракциях, в третьей книге появляется более глубокое противостояние чистых и поврежденных,
но в итоге все сводится к одному – преодолению страха-лжи-эгоизма.

Безумству смелых поем мы песню…

Если все это и есть подростковая литература, то она мне нравится – она не цинична.

Оценка 10

Оценка: 10
– [  6  ] +

Дэвид Митчелл «Облачный атлас»

jik, 1 февраля 2013 г. 23:10

Книга о Вечном Возвращении, прежде всего, в ницшеановском контексте. Об этом кричит почти повтор (или повтор? я читала в эл. версии) названий мест Сильваплана в истории с А.Юингом и Луизой Рей и Сильвапланд — место, где Ницше «озаряет» мысль о В.В.; Эйрс почитает Ницше; о повторе «вторят» все и т.д. И что это дает? Смотря как прочитать Ницше, смотря как прочитать Митчелла... Что в бессмысленный повтор окружающего надо великой ценой (не исключено, что с осознанным риском стать посмешищем — аболиционист Юинг, н-р) внести крупицу смысла? Сверхчеловек в бессмысленном повторе?

Кавендиш как сверхчеловек. Когда жмет на тормоза, а, оказывается, нажал на газ и оказался успешным героем... Луизе Рей везет: ее убивают раз 5-6, все вокруг мрут, а она на коне. В то же время безнадежность и нежелание/усталость бороться у гениального музыканта Фробишера, автора «Облачного атласа» и юнги с «художественным» именем Рафаэль. Сиксмит хотел предложить на пару суицид Луизе, хихикнул — это дало сил доделать важное, за что и получил пулю без всякого суицида.

Мистических моментов хватает, но они как в жизни — хочешь верь, а не хочешь не смотри и не лови. Как сказал Закри о Предвидящих (благодаря цивилизации): они ничего не знают о мертвых.

Хорошая книга. Не на раз.

А о фильме... Ну, его сделали кассовым. Отсюда столько лав. стори. А в книге все грубее и, м.б., честнее.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Филип Пулман «Тёмные начала»

jik, 16 декабря 2010 г. 12:25

Хорошая детская литература должна быть интересна и взрослым и детям. Моей дочери расти до «Начал» еще прилично, а мне понравилось. Что именно? Прописанность эпизодов с детьми, любование антуражем, деталями Иордан-колледжа. Все это смазывается в «других» мирах второй и третьей книг: мир лорда Азриэля – схема, Читагаццо сводится к городку с несколькими улицами и полям возле городка. Однако и эти полусхемы, туманные зарисовки вызывают полуузнавание, аллюзии как на реалии, так и на литературные места. Башня лорда Азриэля – это и вавилонская башня (сколько ее образов в живописи, в том числе и Босха), Страна с Призраками – это почти перекресток между мирами, а башня (опять башня) – место и достижений культуры и колыбель разрушения – есть европейское средиземноморье. Ну и т.д. Но и при отмеченной «смазанности», схематичности картин этих мест образ в голове читателя создан. А хорошо (полнокровно!) получается у автора то, что он действительно знает.

Грандиозность Мильтона тоже узнается, еще до появления эпиграфов. Путешествие в страну мертвых – современное обыгрывание популярного в средневековье жанра загробных видений. Однако пафос, идея – за язычеством. Притом не только убежденное восхищение мигом, жизнью, телом, плотью вообще (фрукта или тела человека, ствола гигантского дерева, мощью короля медведей), но и признание Рока, судьбы, Ананке.

Я согласна с теми, кто пишет об однобокости отношения к христианству. Но это изъян человека, живущего в стране, где церковь не попиралась на протяжении десятилетий. Четко, даже дидактично проводится тема ограниченности науки и гибельности любого фанатизма, нечуткой убежденности в правоте.

Апофеозом звучит тема творчества. Это следует, в первую очередь, из имени героини – Лира! Автор, сам искусно и прихотливо сплетающий текст из фигур ведьм, медведей, Ариэля (Шекспир)-Азраила (ангел), Лилит (м.Колтер) и Евы и т.д., — превозносит искусство наррации до душеспасительных высот. Интересно рассказав правдивую историю своей увлекательной жизни, Вы поможете своей бессмертной сущности освободиться от загробного прозябания и терзаний. И еще: Лира по наитию должна стать Лирой осознанной – Лирой-искусством/выношенным мастерством. А чего стоит сочетание «творческая пассивность».

Касательно жизни-смерти, Бога-природы автор – пантеист. Ему дорога греческая тема атомов: радостно освободившись от «загробья», душа (?)/дух (? Деймон-душа ведь исчез, тело умерло) распадается на атомы и сливается с природой, атомы при жизни любящих друг друга ищут друг друга, сцепляются и не расстаются (во всяком случае, намереваются сделать это). Но трехчастность (дух – душа – тело) человеческая возводится к христианству, это указано самим Автором. В общем, все смешалось, а классическая филология – канва, по которой автор смело вышивает.

Вторая и третья книги условно детские, по-моему. Не вижу я детей в этих детях. Какие-то вещи делаются, наверное, грубо: первая книга так «вкусна», что оторваться не можешь, а послевкусие скверное – агнца Роджера убивают, л.Азриэль – чудовище, о чем потом как-то забывается. Вообще к убийству здесь своеобразное отношение. А смерть отца Гомеса? А показательное убийство ведьмы, предавшей друзей перед смертью, и «морализирование» по этому поводу?

А по поводу аналогий с поттерианой – думаю, да, есть. И дело не только в общей детской теме взросления, но в их общем пунктике – республика. Что-то этих англичан не устраивает, и рисуют они в своих книжках революции, бунты и республику.

Да, самое главное: и что же такое «темные начала»? Бездна, противостоящая пыли-смыслу, темные начала в человеке, которые он должен преодолевать в себе? И вообще, почему вселенский смысл, подобный ,ну, ноосфере… называется ПЫЛЬЮ? В смысле, «когда б вы знали, из какого сора…»? И т.д.

Конечно, можно побрюзжать, но литература эта добротно сделана.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Стефани Майер «Сумерки»

jik, 23 марта 2010 г. 18:24

По поводу «соплей» у Майер. Тема любви – это не сопли. Сопли – это то, КАК дается тема. Например, «Ромео и Джульетта» — не сопли. Философия, трагедия, катарсис, задающий ценностную шкалу и делающий душу/ … (не знаю, как это назвать) более упругим. А вот «Ах, какая женщина… мне б такую» — это, наверное, даже хуже, чем сопли.

Так вот, по-моему, Майер это не сопли. Большая часть здесь развернутых реплик в связи с Майер говорят о соплях. Пожалуйста, пишущие о соплях, объясните, где вы их увидели. Только не ругаясь и не слишком образно, а просто объясните, что вот в таком эпизоде вот то-то и то-то – это сопли.

Прошу серьезно, потому что «соплей» не вижу.

Во-первых, задана изначально трагическая ситуация: принадлежность возлюбленных к двум практически не совместимым ипостасям (если вампиры – это ипостась человека). В этом смотри аналогию с враждой Монтекки и Капулетти. Эта трагедия преодолевается героями, заканчивается апофеозом любви, которая, кстати, изменяет мир. (Есть фраза, что вампиры почувствовали, что грядут перемены).

В мире существовали вампиры, оборотни, люди. Последние самые уязвимые, оборотни есть реакция экосистемы на существование вампиров. В результате нечеловеческих усилий вампира, наступившего на горло собственному естеству, и человеку, преодолевшему инстинкт самосохранения, — и все это не во имя любви, а по причине любви – в результате всего этого появляется новый вид — прекрасный полувампир-получеловек, также имеющий прививку к вечности. Идея – любовь творит чудеса. «Любовь, что движет Солнце и светила», «Любовь, любить велящая любимым…» и т.д. Т.е. здесь отсылка к философии любви.

Во-вторых, возлюбленные – очень достойные люди, постоянно превозмогающие инстинкты, пытающиеся уважать чужие взгляды, принципы, и себя (что не значит любить себя так просто, но уважать за что-то). Они же постоянно борются-сопротивляются опасности, исходящей от них же. И это не сопли. Вообще, любить –ну, например, если по Цветаевой, то это означает любить в любимом задумку Бога, — трудно. И эта «трудность» здесь задана. Кстати, набивший многим оскомину постоянный эпитет «тигриные глаза» Эдварда здесь должен читаться буквально: Вы заходили в клетку с тигром? Этим эпитетом задается опасность ситуации.

Любовь сверхчеловека/полубожественного существа (а Каллены здесь принципиально не-монстры) и человека и их забота друг о друге; сверхъестественное самообуздание своих импульсов, желаний и трепетная забота о человеческом в человеке, с одной стороны, восхищение, жертвенность и в то же время сохранение индивидуальности, с другой –это тоже не сопли.

Кроме того, ирония в этом тексте – один из ведущих принципов в выстраивании позиций/ образов героев, и не только главных. Здесь смесь иронии, самоиронии ( первые главы «Сумерек» — это же сплошь отстраненность (не «остраненность») и подтрунивание над собой, над происходящим), пробивающейся трагической интонации, с которой пытаются справиться герои, и постоянно обуздываемая лирическая тема. Несколько другого окраса ирония, переходящая в гротеск, где-то добрый юмор присутствует в пострении образов Джессики, Майка Ньютона, Чарли (подтрунивание над позицией заботливого родителя) и т.д. А эпизод родов (кН. «Рассвет»), на который я «сругалась» в предыдущем отклике как на отсутствие чувства меры – это черный юмор. Наверное, «сопли» и ирония все же, как минимум, нейтрализуют друг друга.

Так что все зависит от нашего умения читать и нашей искренности, или честности.

Далее о том, на что ворчит Dark_Tutor. Во-первых, что бы Вы не говорили, но сопли и не надо любить, это по меньшей мере, не гигиенично. И вполне понятно, почему все пытаются откреститься от «соплей». Во-вторых, надо как-то четче определить, что такое «сопли», а что нет. Если Майер, по-вашему, «сопли», тогда не понятно Ваше наслаждение ими. В-третьих, на территории обсуждения текстов можно, мне кажется, как хвалить, так и ругать текст. Этикет регулирует не это, а то, насколько грубо/вежливо это делается.

А вот по поводу оправдывания, Вы, наверное, правы. И это интересно.

Почему оправдываюсь/-емся?

А) позиция «чувствительных» уязвима. И здесь Вы правы, когда пишите о нечестности и о маске. Это, прежде всего, защита. Наверное, поэтому мало мужчин, высказавшихся ЗА Майер: девочки импульсивнее и искреннее.

Б) Этот пункт Вы, конечно, освистаете, но он имеет место — статусность. История первой любви, решенная на материале 17 –летней девочки и вампира – ну, это … как-то несерьезно. Здесь статусны, пожалуй, Шекспир, «Демон» Лермонтова… Здесь есть сцепка с пунктами а) и в).

В) Самый важный, определяющий пункт – ЯЗЫК и архитектоника текста. Есть довольно много текстов о любви, которые читают вне зависимости от возраста и пола. И их вечную «ликвидность» обеспечивает язык – стилистика, образность, синтаксис, фоника, выводящие на уровень философии, серьезной философии. Поэтому лирические темы чаще решаются в поэтических текстах. Здесь сага. Но дело не в жанре. А в том, что тема решена средствами массовой литературы: сплошь события, глагольность, простые предложения и т.д. Да еще этот черный юмор, в который я, н-р, не сразу «въехала». Предельная легкость языка (я не ругаю!), стремительная событийность, занимательность сюжета, тема любви вампира… Так много признаков «профанной» литературы, что опасаешься: а не деградирую ли я (падать-то всегда легко)? А с другой стороны, если поднапрячься, то в возможных претекстах можно разглядеть и «Серафиту» Бальзака: у главного героя Серафиты/Серафитуса сверкающая белая кожа, золотистые глаза, алые губы, стремительность и легкость, 17 лет, это ангельская душа и т.д.

Легкость языка, постоянное удерживание внимания, простота формы изложения (здесь вопрос: Майер технически не сумела соединить точку зрения Эдварда («Солнце полуночи») и Беллы («Сумерки» и т.д.), это было так задумано, или мы видим, как творится история-текст – какой из вариантов?) — обеспечили популярность, но и подняла волну снобизма: еще пока существует культ элитарной литературы, а Майер по очень многим признакам относится к массовой. Однако ценно-то не это, а умение зафиксировать трепет и отвагу влюбленных. (Любовь как сила и сопротивление душевного материала). И она это сумела. В общем именно эта промежуточность саги и смущает и увлекает. Ну, и заставляет оправдывать чтение взахлеб.

Не знаю, благодарна ли я Майер, за то, что меня так надолго переключило на ее фикшн? :smile:

Оценка: нет
– [  9  ] +

Стефани Майер «Сумерки»

jik, 10 марта 2010 г. 10:21

Похоже, это хороший тон — ругать Мейер. «Натасканные» на занятиях по литературе девочки встают и с яростью, по схеме: непрорисованные характеры, сюжет, фабула, интрига (кто-то говорит, что интриги нет — ну, в таком случае посмотрите определение «интриги»).

1. Бесспорно, это, с литературной точки зрения, весьма слабое произведение. Другого и не скажешь. А кроме того, почти все мы читаем плохие, небрежные переводы. Промахов масса на всех уровнях, но... от этого отмахиваешься, предполагая, нет, желая помочь автору/переводчику.

2. Немножко занервничала:почему я попалась на это? Но вообще-то все объяснимо. Согласна с Lessandr'ой: образы, восходящие к архетипам, схемы, эпизоды, клише, психологически сильные. Ой, только не надо смешков. Вобще-то, 18 век Ричардсоном зачитывался, а 19 — Бронте. Так что не надо ужасаться за «нашу молодежь» (ну, неискренне, правда?) «Запасть» на «чувствительную» литературу, притом лишь с намеком на эротику, с темой ответственности как в отношении родителей (со стороны Беллы), так и в отношении людей со стороны сверхлюдей (хорошие вампиры и оборотни оберегают людей; девиз Калленов — ответственность) — ну что уж тут закатывать глаза. Притом и написано бегло, действия много, есть попытки обмануть ожидание читателя, создать «пороговые» ситуации, смешать жанры (согласна, где-то чудовищно, вульгарно. сцена родов, «кости хрясть», мизинец оборотня от удара тоже хрясть).

3. Здесь же не фсб-эшник или чувствительный олигарх. Здесь вампир (читай, перспектива в вечность), здесь сочетание 100-летней жизни/опыта, культуры/знаний и юности (пылкая любовь, юный вид). Другое дело, если бы 100-летнего интеллектуала (а Эдвард соотнесен с Карлайлом, доктором и, извините, гуманистом, что отсылает к вечным образам гуманистов-естественников (весьма дальним, но родственником может быть Фауст); Эдвард музыкант, ну и т.д.) — создавал У.Эко... А Майер задает координаты, часто — ну да, бессильно- не изображая, а просто оговаривая, что речь вампира изысканна, обороты не современны, но чаруют, манеры безупречны, а сам он галантен, но при это силен, ловок и т.д. Ее вампиры (разумеется, хорошие) это люди в квадрате : четче видят, чутче слышат, больше знают и т.д. И кроме того, это люди, т.е. вампиры, «себя сделавшие»: ответственность, самообуздание.

Еще раз оговорюсь, Майер удивительно задала координаты — и мы «наращиваем» образ. Все это могло быть и тоньше, и интеллектуальнее, и роскошнее, но есть «крепко» заданные координаты тем и образов, и роман продержится.

Кроме того, триаду Эдвард -Белла-Джейкоб можно из мира мифического (сосуществование вампира (нежити, но в данной ситуации сочетание рацио (не даром Карлайл ученый) и животного начала), оборотней (граница животного и человеческого начал) и человека, притом женщины (чувствительность, склонность к жертвенности, тема воспроизводства), спроецировать на мир внутренний. Подсознание (Эдвард) всегда с Беллой, говорит бархатным голосом, а затем действительно Майер встраивается в подсознание Беллы в критических ситуациях. Джейкоб — с животным, горячим, безответственным. Белла при жизни пытается это соединить, а после смерти вполне логично связана с Эдвардом, который своими отчаянными инновациями в области медицины (Карлайл гордится тем, что сын додумался ввести в сердце яд) — и кстати, после того как Джейкоб сдался -и дарует Белле бессмертие.

4. О фильмах. На книжку среагировала после «Сумерек». (Вообще-то, ни в любовных , ни в вампирских книжках не ориентируюсь). Просмотрев минут двадцать, хотели ставить другой фильм, но потянули и раздумали. Красота пейзажей (качество фильма!) и звука (саундтреки) задают объем происходящему, задают статус ценностей. Это другое дело, что дотягивает или нет, но статус задан. А вот второй фильм, простите, скомкан, это конспект книги, хотя в него вложились. Кроме того, очень раздражает раздвоенный образ Эдварда — (как правильно?) Паттисона: это любующийся собой актер или страдающий Эдвард. Мальчик красив, но сыграл отвратно: театр поз.

5. А почему общим местом стали нападки на домохозяек? Майер вырастила троих детей (это, пожалуй, делает чуть более полнокровными отношения между мальчишками-волками, упоминания о быте Беллы, и домашние, семейные эпизоды). Вы вырастили хотя бы одного? Это работа и это жертва, уверяю вас. И это ответственнее, чем кандидатская. Вот родила и вырастила трех человек ( а у вас какой вклад в историю человечества?), а теперь принялась самореализовываться :)

6. Спасибо создателям сайта, за территорию, где можно говорить.

Оценка: нет
⇑ Наверх