fantlab ru

Все отзывы посетителя archivsf

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Роджер Желязны «Коррида»

archivsf, 21 января 13:36

«Корриду», как и все небольшие философские и поэтические маленькие новеллы Желязны, следует читать, настроившись на эмоциональное восприятие сюжета. Для любителей экшена, такие произведения — обычная белиберда. Автор в этом смысле уникален. Он хотел стать поэтом, но писал фантастику. А на теперь только и остается, что восхищаться его творчеством.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Андрэ Нортон «Колдовской мир»

archivsf, 15 января 13:16

Я этот роман не читал в 1990-х. Решил вот ознакомится. Не надо было этого делать. Наверное на книгу нужно поставить метку «-18». Более старшим читать не нужно. Роман очень устарел. Очень.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Роджер Желязны «Свет Угрюмого»

archivsf, 6 января 16:52

Я прочитал внимательно рассказ. Не сразу, но уловил его смысл, который действительно очень непросто уяснить с первого раза. Герой, занимаясь на этой планете разведением агрокультур и сельскохозяйственными экспериментами, конечно же был под контролем у своего отца Фрэнка Сэндоу. Потому-то и прибыл Фрэнк сюда перед самым превращением Бетельгейзе в сверхновую и поинтересовался у своего сына — успел ли тот закончить свой эксперимент, который был очень важен для человечества.

Вот перевод абзаца с оригинала, объясняющий цель эксперимента:

«Фрэнсис Сэндоу тестировал на Скорби множество вещей, но, насколько мне было известно, самым интересным был побочный продукт местной экологии. В моей долине было что-то особенное, что-то, что заставляло рис расти так быстро, что можно было воочию видеть, как он поднимается. Сам Сэндоу не знал, что это такое, а проект, в котором я вызвался участвовать, был призван выяснить это. Если и существовало что-нибудь съедобное, что можно было собрать через две недели после посадки, то оно представляло собой такое благо для растущего населения галактики, что его секрет становился практически бесценным».

То есть — целью для Сэндоу была выгода. А весь остальной мир пусть катится в тартарары...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Бернгард Келлерман «Город Анатоль»

archivsf, 14 мая 2023 г. 19:36

Не без удовольствия прочитал роман «Город Анатоль», где рассказано о том, как в вымышленном тихом провинциальном городке где-то на юге от Вены находят месторождение нефти. Келлерман на примере Анатоля показывает развитие капитализма и его негативные стороны. Несмотря на резкое обогащение одних, оставшиеся на обочине или выгоняются, когда сносят квартал за кварталом ради постройки новых модных гостиниц и магазинов, или вынуждены прозябать на празднике жизни Анатоля для кучки избранных. Писатель показал в романе превращение прежде спокойных и уравновешенных анатолийцев в стяжателей, не брезгующих ни соседскими ни родственными чувствами ради выгоды.

Роман стоит прочитать, но надо быть готовым к тому, что действие развивается медленно с множеством семейных, любовных и душещипательных сцен, которые как раз и замедляют весь ход событий в книге. Поэтому для меня пока что остаются непревзойденными два романа Келлермана — «Туннель» и «Пляска смерти».

Оценка: нет
– [  4  ] +

Вячеслав Назаров «Игра для смертных»

archivsf, 2 апреля 2023 г. 07:03

Хорошая небольшая повесть, сюжет интригует, читается легко. Что еще нужно читателю? Хоть идея действительно не особо оригинальная, но для фантастики 1960-х — вполне достойно. Тем, кто любит советскую фантастику — рекомендую.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Эрнст Т. А. Гофман «Повелитель блох»

archivsf, 16 декабря 2021 г. 09:26

Читаю медленно и постепенно (а иначе Гофмана наверное и не понять — нужно время для осознания его гениальных «сказок»), трехтомник 1962 года этого немецкого романтика. В конце второго тома как раз и располагается повесть «Повелитель блох». Несколько ранее, пробуя на вкус предыдущие произведения Гофмана, я думал, что лучшее из его наследия я уже прочитал, но эта длинная сказка оказалась самым настоящим сюжетным калейдоскопом буйной фантазии автора. И что это такое? Детская сказка? Да нет. Нравоучительная история только для взрослых? Тоже нет. Смесь. Коктейль. Что-то типа плотно набитого мешка с подарками от Деда Мороза, откуда можно вытащить самые неожиданные подарки. Сюжет можно рассказать, но зачем? Это нужно прочитать, хотя бы для того, чтобы насладиться изысканным стилем то ли самого автора, то ли талантливого переводчика Михаила Петровского.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Валентина Мухина-Петринская «Планета Харис»

archivsf, 21 ноября 2021 г. 23:01

Я все-таки купил эту книгу (1984 года издания) и прочитал роман «Планета Харис». Мне — за 50, роману — за 30. Но сюжет книги, по-моему, устарел даже для своего времени. Такие произведения еще писались в 1950-1960-х гг. На Земле почти что коммунизм, США — последняя не социалистическая страна на планете. А ведь события происходят в первой редакции романа в 1999-м, а во-второй редакции — в 2009 году. На Луне уже во всю действуют исследовательские базы. И люди в очередной раз помогают наблюдающим за нашим миром инопланетянам. Единственное, что «спасает» автора — она ведь начала писать роман в конце 1960-х, когда подобная тема в советской НФ еще окончательно не заглохла. Резюме: в настоящее время роман будет интересен только с точки зрения истории советской фантастики.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Зиновий Юрьев «Финансист на четвереньках»

archivsf, 5 июля 2020 г. 09:47

Сейчас, более полувека спустя, эта повесть Зиновия Юрьева читается как очень увлекательное чтиво. Американизированный сюжет, постоянный экшн и неплохая идея, почерпнутая из рассказа Горация Голда «Вопрос формы» (1938) придают повести с одной стороны налёт некоторой примитивности, а с другой — быстро и крепко заманивают читателя в хитросплетение существования американского миллионер в теле бульдога. Глубокой философии или высокой идеи в произведении нет, но зато есть крутой сюжет, который в далёком 1964 году, с явной нехваткой в СССР образцов англо-американской НФ, был воспринят читателями журнала «Смена» очень положительно.

Повторюсь, спустя столько времени я с удовольствием еще раз перечитал эту повесть.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Кирилл Берендеев «Нет имени страшнее моего»

archivsf, 6 апреля 2019 г. 20:17

Прежде чем читать — напомню, что будет частично раскрыт сюжет романа. Так что...

О сюжете романа Кирилла Берендеева «Нет имени страшнее моего» (2018) в двух словах рассказать сложно. Романа, в котором автор довольно подробно описал превращение героя во власти из обычного человека в «полубога»: но не в значении величественности этого титула, а в последовательном отдалении (и отделении) героя от человеческого сообщества. От человечества в целом.

Начальник охраны императора Абаим, житель большого островного государства, волей случая оказался втянутым в заговор и сам стал тем орудием, с помощью которого был умерщвлен предыдущий монарх. В планах заговорщиков Абаим был сакральной жертвой, которой спустя какое-то время они и должны были пожертвовать. Но Абаим, поначалу принявший уготованную ему судьбу со смирением, переиграл заговорщиков и начал свое восхождение к вершине настоящей власти. Сюжет в романе имеет прямолинейное повествование – автор ни на шаг не отходит от генеральной линии и как-бы ведет читателя за руку параллельно с тем, что предпринимает новый император, которому понравилось свое новое «назначение». И если поначалу Абаим только, если так можно выразиться, укоренялся в своих новых владениях, то вскоре его действия стали более целенаправленными и значительными: война с соседями, уничтожение неугодных внутри государства, интриги, а еще обязательная по статусу любовница (которую он к тому же действительно любил) и обязательная жена. От последней требовалось главное – родить сына. И всё.

Есть в романе еще один «герой». Это не человек, а предмет, без которого Абаим вряд ли бы стал тем, кем в итоге сделался. В подвалах замка от древних времен хранились различные магические штукенции, доставшиеся монархам то ли от бывшей цивилизации, то ли от пришельцев со звезд, то ли волшебники какие их сделал в глубокой древности. Сие не известно. Но результаты действия этих артефактов давали обладателю могущество. Чем Абаим очень вовремя и воспользовался. И главным среди этих магических штучек был так называемый окуляр. Эта маленькая подзорная труба не только сама выискивала недругов императора, но и по его велению стирала их с лица земли. Моргнул император – и исчез человек. Всё легко и просто.

Но Абаим не мог подумать, что вскоре станет рабом окуляра, что выискивание по задворкам империи несогласных, превращает его не во всесильного властителя, а в боящейся даже собственной тени ничтожного тирана. Постоянные казни сначала своих противников, а затем и сторонников в итоге привели Абаима, погубившего даже самого преданного и любящего его человека, к затворничеству и к смерти. В закономерном итоге он тоже был убит. Но его смерть не омрачила ни одного человека в государстве, которым так недолго правил. Все те немногие, кто мог бы его оплакать ушли из этого мира не без помощи Абаима.

Недолгую судьбу героя романа на троне автор описал очень подробно. Сейчас, когда читатель привык к более стремительному развитию событий, такое методичное повествование покажется немного скучным. Эта книга на любителя. Она для тех, кто любит (и знает) историю: ведь во время чтения не раз возникают аллюзии с событиями нашей мировой истории. Хотя, по сути, в книге для историка нет ничего нового: власть, влияние на ход событий, мнимая непогрешимость и вседозволенность, ставшая началом конца казалось бы всесильного монарха.

Абаим и сам не осознал того, что сделался именем нарицательным – именем, которым родители пугают детей. Именем, которое сделалось синонимом проклятия. Именем, которое теперь соседствует со словом «страх». Подобное случалось много раз в прошлом и, т.к. люди никогда не учатся на своих ошибках, будет происходить в будущем.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Восхождение на Северную стену»

archivsf, 13 августа 2018 г. 21:12

Рассказ «Восхождение на Северную стену» (The Ascent of the North Face, 1983) написан в форме дневника некоего Саймона Интервайта, участника Первой экспедиции на Лавджой-стрит. Это произведение – сатира на все увеличивающуюся этажность небоскребов в мире, которые постепенно становятся соперниками Эвереста.

Лавджой-стрит – улица, находящаяся в Портленде, а сам рассказ – вычурная шутка, где большая группа альпинистов пытается покорить вершину... дома номер 2647! Для этого им потребовалось почти три недели, а описываемые в дневнике события и места представлены как лагерь у Веранды, Северо-восточный карниз или Крыша... И хотя в рассказе и указывается средний рост членов группы (около 156 см.), у читателя создается устойчивое впечатление, что они словно муравьи у небоскреба.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Кейт Вильгельм «Планировщики»

archivsf, 15 марта 2018 г. 16:56

Рассказ публиковался в сборнике «Фата-моргана». Я два раза перечитал его и совсем не понял задумку автора. Возможно, что тут как раз проблема в переводчике. Рванный текст с неправильными предложениями. А ведь рассказ «Небьюлу» получил.

Вот какой отзыв я нашел на зарубежном сайте:

«I didn't quite get the point of this story. Human experimenters have been raising colonies of monkeys & apes in an effort to make them smarter. They've figured out a way to extract some substance from a smart animal's body & inject into the dumb one — so dumb one will become smarter! There is a separate thread of curing a mentally deficient human child. And tangents about protagonist's family problems.»

(Я не совсем понял суть этой истории. Люди-экспериментаторы создали колонию обезьян, чтобы сделать их умнее. Они придумали способ извлечь какое-то вещество из тела умного животного и впрыснуть в тупое — и тогда тупое станет умнее! Существует отдельная нить лечения психически неполноценного человеческого ребенка. И еще есть семейные проблемы главного героя)

Затем покопался еще по зарубежным аналогам и у меня, наконец, выстроилась некая сюжетная линия этого рассказа. Вот что получилось:

В рассказе «Планировщики» (The Planners, 1968) доктор Дарин работает в исследовательском центре, где с помощью генной инженерии, пытаются привить ум гиббонам. Проводилась проверка метода, который предположительно мог любое животное или слаборазвитого человека, сделать умнее. Обезьяны были разделены на три группы: самые обучаемые, самые не обучаемые и средняя группа. В процессе эксперимента выявлялись самые способные особи, у которых извлекали РНК и вводили другим животным, стимулируя их умственное развитие. И всё это с благой целью – создать средство для лечения неполноценных людей.

Но также проводились и эксперименты «в обратном направлении»: трое осужденных подписались стать подопытными объектами, которым вводили РНК самых не обучаемых обезьян, что делало людей тупее. А доктору Дарину, который и так отягощен своей совестью (не случайно он выдумал себе двойника – девушку Рей, альтер-эго) и непониманием жены, приходится в этом всём участвовать. Но он лелеет мечту с помощью экспериментов над обезьянами справиться и с проблемами своей семьи.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Вл. Гаков «Энциклопедия фантастики. Кто есть кто»

archivsf, 22 мая 2011 г. 18:09

Тем не менее «гаковская» энциклопедия пока что остается самой полной и основательной из того малого числа подобных изданий на русском языке. Она отвечает основным критериям. по которым строится справочная литература, а обладание ею в недолгую доинтернетовскую эпоху середины-конца 1990-х — было настощим кайфом. Жаль, что не вышли последующие тома, т.к. согласно их аннотации, они были бы еще интереснее.

В настоящем издании алфавитная разбивка авторов, фото ко многим персоналиям и к тому же вставные цветные листы с репродукциями обложек, по-моему, грамотно уравновешивали строгость энциклопедической литературы и художественную изысканность в оформлении.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Беляев «Творимые легенды и апокрифы»

archivsf, 11 мая 2011 г. 21:24

Истории, которые случаются с профессором Вагнером, сродни заокеанским произведениям о супергероях, но только со знаком «+«. Советский Вагнер, обладая удивительным талантом изобретателя, сеет вечное и доброе, хотя при этом зачастую попадает в очень курьезные ситуации. Но они того стоят!

Рассказы о профессоре Вагнере — прекрасная юмористическая фантастика, написанная при этом восемь десятков лет назад.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Сергей Неграш «Первый»

archivsf, 29 апреля 2011 г. 21:58

Только что прочитал рассказ «Первый» о первом человеке. ступившим на Марс, по версии... киношников!

Мне понравилась шпилька Сергея в сторону американцев: космический корабль «Зевс-13» первым прибывает на Марс! (см. «Аполлон-13»)

Краткая характеристика рассказа (по 5-бальной системе)

- сюжет: 4

- стиль: 4

- читабельность: 3

Оценка: 6
⇑ Наверх