FantLab ru

Все отзывы посетителя Sandman

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Адам Нэвилл «Номер 16»

Sandman, 7 сентября 2011 г. 00:30

Из-за отсутствия большой любви наших издательств, к жанру «хоррор» (если не брать в расчет «мегазвезд» вроде Кинга, Кунца, Баркера) фактически любая выпущенная книга, этого направления, становится достаточно значимым событием, для тех, кого подобная стилистика интересует хоть в малейшей степени. Именно поэтому, выхода «Номера 16» британца Адама Нэвилла я ждал с нетерпением, так как этот писатель пусть и не входит в «первую лигу», но звания «крепкого профессионала от жанра» достоин уж точно. На данный момент на его счету три романа, рассказы в тематических сборниках, и несколько обзоров книг и фильмов ужасов. В России ранее уже был представлен один из его рассказов, а именно «Куда приходят ангелы» вышедший в антологии «Ужасы», серии «Лучшее»…

Cам Нэвилл свое творчество называет «сверхъестественными ужасами», а вдохновителем классика мистики, и также англичанина Монтегю Родса Джеймса. Да, сходсто несомненно есть, хотя стиль Нэвилла более живой, современный, а потусторонние силы много страшнее. Все это и отражается, в его второй по счету книге “Номер 16». Писатель использует традиционную завязку « о месте, где обитает Зло», но делает это несколько нестандартно, для работ подобного рода.

Например, здесь есть весьма четкое (с моей точки зрения) разделение между собственно хоррором (сюжетная линия Сета) и мистическим триллером (сюжетная линия Эйприл). И если линия Эйприл весьма стандартна и канонична (но отнюдь не плоха), то линия Сета куда как интереснее. Автор подробно и в деталях, подает нам картину человека, ставшего марионеткой злых и порочных сил, их рабом и слугой.

Также автор создал свою «мини-мифологию» о потустороннем мире, и его обитателях, придав им особые, специфические черты. И пусть полностью оригинальной ее не назовешь, но своей гротескностью и сюрреалистичностью, она с лихвой компенсирует данный недостаток.

Ну и наконец, не могу не отметить местный финал — ибо он куда реалистичнее и интереснее многих других концовок, да и еще с намеком на продолжение…

Недостаток тут только один — вторичность самой литературной концепции, благо книг со схожими основами достаточно много. Но могу также сказать, что из всех прочитанных за последние год- полтора книг на русском языке книг в аналогичной стилистике (например «Без окон, без дверей» Шрайбера, «Темное эхо» и «Дом потерянных душ» Коттэма) «Номер 16» без сомнения самая лучшая, как и по сюжету, так и по языку и доступности.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Джон Коннолли «Книга потерянных вещей»

Sandman, 15 июля 2011 г. 03:40

«Книга потерянных вещей», является первым произведением Джона Конноли прочтенным мной, хотя список работ этого автора, представленных ранее на русском языке не самый маленький, да и по-жанру его цикл криминальных триллеров, с толикой мистики, о Чарли Паркере должен быть мне ближе, чем формально “сказочная притча для детей». Но я считаю, что мне очень повезло, начать знакомство с данным автором, именно с этой книги.

И так перед нами номинально детская книжка, о маленьком мальчике, попавшем в сказочный мир, из мира реального. Звучит знакомо? Не то слово, данный прием использовался, и вероятно будет использоваться еще много-много раз. Но только здесь все, мягко говоря, мрачнее, взрослее и идейнее, чем в других книгах, с аналогичным сюжетом. При этом это касается, как и сцен описанных здесь, так и общей моральной составляющей.

Уже в самом начале книги, когда мы читаем описание медленного и болезненного угасания мамы Дэвида и крушения его надежд (описания на уровне весьма серьезной психологической драмы, пусть и с героем — ребенком), то становится ясно, что легенькой детской сказочки не получится.

Дальше — больше. Последующая часть событий, со всеми видениями, шепчущими книгами, жизнью в новом чужом доме, тайной бесследного исчезновения кое-кого из прежних его жельцов, может претендовать на лавры не самой плохой мистики, очень атмосферной и волнующей, заставляющей вздрагивать. Словом, все снова не совсем по-детски.

А потом у нас уже идет перемещение в ВОЛШЕБНЫЙ МИР, и знакомство с его обитателями. И снова автор ошеломляет… Друзья, читая описания местных ликантропов, мне хотелось ПЛАКАТЬ ОТ ВОСТОРГА. Они словно сошли со страниц романа ужасов или мрачнейшего «темного фэнтези»… Контраст между ними, и «современными оборотнями» из всяких там «Сумерек» просто поразителен. Или взять такого персонажа как Охотница- описания ее быта и тех «зверушек», что служат ей добычей, может напугать почище иного «взрослого» хоррора… И это далеко еще не все подобные персонажи и существа… Забавными получились только местные Белоснежка и Семь Гномов, да и то пожалуй “условно-забавными».

Впрочем, есть здесь и полностью добрые герои, но их (не считая самого главного героя) всего двое: Лесник (один из двух книжных ярко-выраженных аллегорических персонажей) и Роланд. Они последовательно выступают в роли компаньонов и советников Дэвида, на пути к местному королю, у которого якобы есть волшебная книга, способная вернуть его домой. К сожалению, автор не уделил им особого внимания, мы знаем только их общую мотивацию и цель, но не более того…

Главным злодеем и вторым ярко-выраженным аллегорическим персонажем является Скрюченный Человек. Именно благодаря нему Дэвид оказался здесь, и именно он является здешним «источником разложения и Зла». При этом автор поступил консервативно, и изобразил Зло в чистом виде, которое стремится самыми разными способами разрушить и подчинить себе человека…

Сам главный герой, бесспорно, удался, но с поправкой на то, что сильной душевной борьбы у него нет, он ОЧЕНЬ ЛЕГКО ОТВЕРГАЕТ ЗЛО, и это, пожалуй, один из моментов, что дают знать о том, что книга все-таки писалась для детей, с их “изначальной невинностью»…

Книжный язык очень хорош, он одновременно прост в изложении, но подробен в необходимых деталях местных чудес, героев и событий. Читается все быстро, скучно или неинтересно мне не было ни разу.

И еще: не смотря на всех монстров — персонажей, на ряд жестких или даже жестоких сцен, это УДИВИТЕЛЬНО ДОБРАЯ книга. Но ДОБРО в ней не «приторно- слащавое», а жизненное, то самое добро, что мы можем и должны творить своими действиями, помогая и защищая тех, кто нам дорог и тех, кто нуждается в помощи. То ДОБРО, что порой может изменить целый мир…

Ну и наконец, нельзя не отметить местный финал. Как по мне, так это «книга в книге», авторский жизненный меморандум, посыл к окружающим. Очень грустный, но и очень светлый одновременно.

Строчка из аннотации о произведении «на грани всего» не соврала- это действительно многослойная вещь, на стыке жанров, очень необычная и небанальная, с правильным посылом к окружающим. Рекомендую абсолютно всем.

Оценка: 10
⇑ Наверх