Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «berrgelmir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 января 2016 г. 18:11

«Если уж нечистый расточает улыбки весны, значит, нацелился на душу.

Души людские – вот их истинная страсть, их нужда, их пища.

(из наставлений отца Бартоломью, духовника Хейли Мейза)

М.A. Erynn, Ph.D., «King’s blood».

Перевод В.Пятков (с)

Intro: blood, pus and gastric juice.

Удар должен быть быстрым и резким. Никаких ненужных замахов, никакого позирования даже если объект, как кажется вам, движется подобно Мохаммеду Али после вступившего в силу синдрома Паркинсона. Не позвольте себе ошибиться и поддаться ложному чувству превосходства, никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. И помните главное – удар, если под рукой нет ничего огнестрельного, или просто нельзя садануть от души картечью, так вот, удар должен быть резким. И точным, это непременно. И сильным, само собой. Отжимайтесь от пола на кулаках, мальчики. Да и девочки тоже. Всякое же возможно.

Все твари разные. Но каждая из них одинакова. Дохлая по своей природе, или от чего-то другого. Едкий запах формальдегида, сладковатая трупная вонь, металлический оттенок свежей крови, засохшие остатки пота, гниль крошащихся, забитых протухшим мясом зубов. А уж различия у них, на самом-то деле, не такие и большие.

Рост, вес, количество относительно уцелевшей плоти. Бывшее социальное положение, чаще всего переставшее быть на столе прозектора. Тут уж, если можно так сказать, кому из них как повезет… или повезло. То не так и важно, если вдуматься. Куда важнее другое, куда важнее не их состояние, а ваше. Пусть пока их не так и много, странных, страшных, невероятных созданий, восставших из мертвых и живущих подобием жизни. Если это можно так назвать, конечно. Почему ваше? Все очень просто.

При росте в метр с небольшим и весе в двадцать пять-тридцать килограмм самого безобидного, казалось бы, зомби, справиться с подобным экземпляром сможет далеко не каждый. Не подходите к такому объекту с точки зрения обычного человека в самой обычной драке. Как мне кажется, вряд ли кто из вас, находясь в трезвой памяти и здравом уме, станет драться с мальчонкой в майке с Джеком Воробьем и тридцать вторым размером обуви. Только тут же вовсе не такой случай.

Допустите одну ошибку, и это существо прогрызет дырку прямо через ваш драгоценнейший пупок и доберется до внутренностей. И даже если после этого кто-то, кто не должен был тупить в самом начале что-то да сделает, то… последствия вам не понравятся. Мало того, что слепить воедино и заштопать рваную кожу, лохмотья измочаленных мускулов и куски жира могут и не успеть, на этом сюрпризы не закончатся. Абсцесс, крючки боли, подобно шрапнели разрывающейся в разодранных кишках, долор, тремор и прочие симптомы быстрого приближения отправки к бывшему рыбаку, ставшему привратником и носящим краткое и емкое имя – Петр. О, нет, и на этом ничего не заканчивается. Так как мягкая и ровная дорога туда, в благословенные райские кущи, уж кому-кому, а вам не светит. Ни за что не светит.

Ибо весьма острые зубки дьяволенка вгонят внутрь вас бесово семя, чье время распуститься буйным цветом придет сразу после последнего слабенького щелчка вашего собственного пульса. И демон, еще недавно носивший шкуру студента, дорожного рабочего, стилиста, секретаря, дорогой проститутки, кем бы вы ни были, пойдет дальше. Сея смерть и продолжая род. Хочется ли кому такого будущего? Вряд ли… а раз так, помните о том, что:

Удар должен быть резким, сильным и точным. И не думайте, просто бейте. Да, именно вот так, умница, девочка. А вот теперь, на-ка, возьми платок и водичку. Ну… поблевать можешь вон там, за колонной. И вы, ребятки, тоже, если захотите. Но в порядке очереди.

1: generation hexed.

У каждого дела запах особый, кто-то там пахнет кремом и сдобой. Так было написано в тонкой книжке, что в детстве меня заставляли читать. На, натурально, родном языке автора. Да-да, на мягкой обложке с ядовитой абстракцией красовалось имя этого макаронника в самом настоящем, мать его, итальянском оригинале. Какого черта, хотелось бы спросить у родителей, оно мне было нужно? Да и черт с ним, на самом-то деле.

Как по мне, так сейчас даже кондитер пахнет искусственными заменителями аромата, а вовсе не натуральными корицей, ванилью или даже сливочным маслом для крема. Многие сейчас даже не могут представить, как это: торт, в котором все настоящее. Время, когда «Пепси» любили из-за большего содержания сахара, никогда не вернуть. Забудьте, натуральный сахар слишком дорог, чтобы добавлять его в жидкую порцию коричневого дерьма для торчков поколения «next». Или «hexed»? Им достаточно заменителя самого дешевого сахара, в самый раз. К чему все это я? Да все просто – запах у каждого свой.

Девушка на сиденье, все еще порывающаяся вскочить, работает в одном из дешевых съемных офисов. Такие серые бетонные коробки, полные кабинок с картонными перегородками. На конечной станции линии таких понатыкано много, даже слишком. От нее пахнет утренним кофе из светлого стаканчика с большой буквой «m» и пластиковой крышкой. И каким-то сэндвичем с яйцом и ломтиком поджаренного бекона. Или плоской котлеткой из свинины/курицы/теленка, в зависимости от добавленного заменителя. Уверен, что сэндвич ей кинули из лотка, на котором стоит значок «десять». Завтрак клерка, затяжка сухой сигаретой «пэлл-мэлла», гастрит, одиночество, следы на ежедневке, лежащей в дешевых трусиках из недельного комплекта, купленного в универсальном магазине на распродаже. И тонкий, еле уловимый, запах заразы, подхваченной на прошлой неделе из-за отсутствия нормальной личной жизни. И, уж наверняка, зуд в самых интересных местах.

Парочка, мужчина и женщина, со смуглой кожей, черными жесткими волосами, в шуршащих поддельными лейблами спортивных костюмах. Чесночная колбаса на завтрак и настоящий чай, колбаса из ларька, чай с родины. Дешевое, но от того не ставшее хуже, чем «с добавлением натурального крема», туалетное цветочное мыло. Эти тоже как обычно, по утреннему маршруту, на орущий и галдящий рынок, забитый под завязку такими как они, узкоглазыми, жадными, наглыми. Новые люди великой страны, ничего для нее не сделавшие, но решившие здесь жить.

Зато они пахнут своим утренним счастьем, наполнившим острой перечной страстью крохотную квартирку среди панельных сот, населенных их земляками. Счастьем, сотворенным наспех, в скрипучей и просевшей кровати, застеленной протертыми и вспотевшими простынями. А вот нагреть воды на двух конфорках узкой плитки и помыться они не успели. Потому запах счастья так ощутим.

Еще не старый мужчина, одетый в костюм из натуральной шерсти. Ему явно жарко, но он терпит, потеет и преет в своей шерстяной броне. Он весит на добрый десяток, если не больше, лишних единиц по шкале соотношения веса и массы тела. Ему бы что-то полегче, и пройтись расстояние между своими станциями, а их всего три от первой до последней, пешком. Нет, отставить, никак невозможно, у него не в меру дорогой костюм, лучше покрываться испариной и темными дорожками на сорочке под пиджаком. Но даже запах его прокисшего пота, лосьона после бритья «Burberry», вчерашнего крепкого алкоголя и начищенных утром туфель, не перебьет внутреннего ambre, отдающего сладостью только-только начинающегося разложения. Его пока не почует даже специалист. А я да, на свою беду.

Он обречен, но не хочет признаваться в этом даже самому себе. Или пока не знает, все возможно. Рак, цирроз печени, грозящий скоро перейти в стадию некроза, или еще что-то, не менее плохое. Но он лишь вытирает полнокровное лицо платком, и потеет дальше. С кишечником тоже не все в порядке. Он думает, что никто не понимает, когда портится воздух. Ошибается… и добавляет немного в общий букет.

Здесь, в замкнутой коробке вагона, мне сейчас очень легко уловить и еще несколько нот, легко вплетающихся в запашистую метро-симфонию. Тревожных, жужжащих дрелью, вгрызающейся алым диссонансом, липнущих серым клеем синкопы, замешанной на формалине пополам с трупным ядом, и остро звенящих желтыми звонкими маячками опасности.

И они легко перебивают не только запахи, но и сами звуки. Перелистываемых страниц, быстрых еле слышных кликов клавиатур, эхо от мелодий в наушниках плееров, почесывания, еле сдерживаемой отрыжки или икоты, поскрипывания сиденья под чьим-то нервно дергающимся задом. Да-да, все это могу слышать и ощущать. И не завидуйте, не стоит. Я слеп как крот. Ничего не вижу, но все слышу и ощущаю своим, сильно обострившимся обонянием. Думаете, рад этому? Нет, совсем нет.

И все они, и милая в чем-то девушка-клерк, хотевшая уступить мне место, и краснолицый толстяк с пока отсроченной смертью, все, наверняка, постоянно смотрят на меня с жалостью и тут же отводят глаза. Взгляд чувствуешь, чувствуешь всей кожей, самим собой, тонкой прослойкой меня недавнего, и новорожденной и нарастающей броней меня настоящего. Они цепляются за тебя, хватают, прилипают, отдираются со звуком раздавленной подошвой плоской жирной мокрицы. Отдергиваются, когда широкие полосы бинтов под непроницаемо черными овалами очков поворачиваются к ним. Прячутся, уставившись в одну точку и немедленно возводя вокруг себя крепостную стену из «нет-нет, не хочу, это не я, но помог/помогла бы, бедный-бедный-бедный, но ведь недавно, как же???».

Да вот так, и не надо смотреть на меня с жалостью. Я еще не умер, черт вас подери, а очки? И что? Да, на моих глазах толстый слой пахнущей умирающей стерильностью ткани. Но это я, живой и теплый человек, несколько месяцев, после переезда в район третьей станции линии, катавшийся с вами в это время в последнем вагоне. Так что не надо, вот так. Паутина из трех перекрещивающихся липких нитей лопается со звуком бьющегося стакана. Помните меня другим? Я очень рад.

Сколько? Два месяца, полторы недели и треть дня полной темноты, насыщенной только слуховой волной и запахами. Уже привык. Уже научился. Даже стараюсь не быть как один из постоянных попутчиков, который не ходит в очках и пользуется палкой, похожей на мою. Нет, нет, ни за что. Никогда не мог понять этого человека, который вылетал из вагона подземки со скоростью биатлониста на старте, размахивая своей этой клюшкой. Пару раз при мне больно задевал ею по детям, родители не ругались, объясняя детишкам про слепоту. А мне, почему-то, не верится. Из-за врожденного цинизма? Из-за наушников, в которых громко орет тяжелый металл? Говорю же – слышишь и ощущаешь все совершенно по-другому. Плюс ли это?

Не знаю, тяжело сказать. Лето начинается, тепло с мая, три месяца назад представлял себе, как могу скоро начать любоваться девушками. Не вышло, как сами понимаете. Не вопрос, женскую красоту можно ощутить и по запаху, и по касаниям… по тактильным касаниям. Опыт уже есть, врать не стоит. Но одно дело видеть женскую спину, бедра, грудь, задницу, в конце концов, другое – только ощущать ладонями. А с другой стороны? Не видеть дешевый шелушащийся лак на не обстриженных ногтях без признаков педикюра? Да я только за! Слишком обтягивающую блузку, грозящую треснуть по швам, когда владелица намеренно сексуально, как она думает, встает, выгибаясь лишними килограммами? Великолепно! Наверное, что великолепно. Мне сейчас покажется Венерой любая, если уж честно.

Минусы? Есть, как им не быть. Когда ты знаешь недоступное, пока недоступное большинству, когда ты сталкивался с ним… оказаться без зрения не просто плохо. Это смертельно опасно, учитывая тех, кто пока является врагом, волей неволей играющим роль добычи. Добычи, считающей себя охотником. Хотя, вряд ли кадавр может что-либо считать. Но, опять же, мне не дано знать этого. Разбираться в работе субстанции, находящейся в их черепных коробках – это не ко мне.

Мне вполне хватает знать о надвигающейся на нас беде, справиться или остановить которую невозможно. Разве что спалить весь мир, вместе с обитателями, не больше и не меньше. Можете считать подобный взгляд проявлением любого расстройства психики. Будет ли мне дело до этого в момент, когда чьи-то зубы вгрызутся в ваше горло? Почему еще? Хм, дайте подумать. Просто у Зла разные лица. Порой они очень красивы и запоминаются на всю жизнь.

1\1: necroticism.

Я сглотнул, прогоняя по пересохшему горлу вязкую слюну. Прижался вспотевшим лбом к ржавой балке перекрытия, чувствуя, как горит кожа. Дышать нужно тихо-тихо, стараться не сопеть и двигаться как можно тише. И ещё нужно постараться не чихнуть, хотя это очень сложно. Вокруг много пыли и паутины, и засохших мышиных катышков, перьев и светлых потеков, оставшихся от когда-то и кем-то построенной голубятни. Пахло здесь, под самой крышей, отвратительно, и кисло, и едко и как-то ещё. Может, дряхлостью здания? Да какая разница, ведь сейчас запах, поднимающийся снизу, перебивал все. Густой, тяжелый и сладковатый, дурманящий голову, заставляющий быстрее стучать в груди сердце и хватать воздух широко открытым ртом. Хотя не только он заставлял это делать. Там, внизу…

Старые, с облупившейся краской, синей и красной, доски пола спортзала исчерчены мелом, взятым, наверное, в комнате вожатых. Извивающиеся червяки непонятных надписей, напоминающие арабески из красивой книжки «Тысяча и одна ночь», которую совсем ещё недавно, брал в детской библиотеке. Книгу давали не всем, но библиотекарь Валентина Петровна меня всегда любила и подсовывала самые интересные новые поступления. Только в ней они просто казались красивыми, а здесь, в трухлявом здании спортзала, нет. Все надписи шли по самой границе двойного круга, под снятым баскетбольным щитом.

В центре красовалась звезда из соединяющихся прямых линий, один в один как те, что рисовал на «хвостах» бумажных самолётиков, пускаемых в детсаду. По ее краям темнели взятые из столовой лагеря старые эмалированные миски, в которых тихо тлело что-то, из-за чего сюда, под крышу, поднимался этот самый тяжелый и дурманящий запах. И еще вокруг блестело огоньками много свечей. Коротких и длинных, толстых и тонких, совсем почти оплавившихся стеариновых огрызков и новеньких, ароматических, глупо-красивых, разных. Мерцали, горя ровно и ярко, давая достаточно света и для рисунков по полу, и разложенным матам.

Пять человек, лежащих навзничь. Пять вершин звезды. Трое парней и две девушки, вожатые старших отрядов, студенты: Кирилл, Роман, Сева, Лида и Татьяна Вячеславовна. Странно, но даже сейчас не смог бы назвать ее Таней, не говоря про Таньку. Именно Татьяна Вячеславовна, по имени и отчеству, только так.

Как хохотали пацаны с отряда, как глупо хихикали девчонки, когда вот так обращался к ней. Пунцовый, взволнованный и немного заикающийся… Всегда старался не смотреть в холодные голубые глаза, не останавливаться взглядом на строгих, вытянутых в ниточку, тонких губах без следов помады. Ей она была без надобности. Губы, пусть и тонкие, но очень красивые, розовые, нежные и наверняка очень мягкие. Хуже другое.

Сам того нехотя, но я не смотрел ей в лицо, нет-нет. Всегда старался опускать глаза вниз, и постоянно натыкался выпуклости белой ткани блузки, туго натянутой на её груди. От этого становилось еще хуже и багровыми становились даже кончики ушей. А рядом всегда тихо заходились хохотом отрядовцы, давно вопившие за спиной: «влюбился, влюбился!!!» А сейчас… Что это?! …мама...!

Захлопнуть дверь! Провернуть ключ в замочной скважине! И к несгораемому шкафу, стоящему у двери, и навалиться на него! Тяжело?! Ногти выдрало на двух пальцах? Хочется крикнуть от боли в спине, от нее же, тянущей в ногах, от этой мерзавки, разрывающейся в плече? Покричи, хуже не станет. Потому как уже некуда…

В коридоре, только-только пустом, раздались мягкие шлепки босых ступней. Тварь не скрывалась. Тварь шла вперед, очень желая добраться до меня. Ее жажда, горячая, обжигающая, переливающаяся всеми оттенками красного, успела коснуться многих, и почти догнала меня. Но этого ей казалось мало.

Впереди существа, идущего к двери кабинета начальника лагеря, мощно и неотвратимо катилась волна страха. Колючая и осязаемая, давящая, сдавливающая в своих тисках. Волна душила смрадом, проникающим через щель под дверью. От неё скручивало в холодную, острую и леденящую спираль внутренности. Сердце рвалось наружу, майку с Ван Даммом хоть выжимай от ледяного пота. Мускулы, и так не особо развитые, пытались прикинуться пластилином, растекшимся от жаркой боли. Шкаф не поддавался, кто-то всхлипнул, чувствуя, как шаги становятся всё ближе. Кто? Это же я…

Еле слышно скрипнул пол. По двери, с треском, сверху вниз, провели твёрдым и острым. Шкаф гулко ухнул, едва не расплющив пальцы на ноге. Мои собственные зубы вцепились в ладонь, сильно, до крови. По двери, скыр-скыр, настойчиво, с издевкой, еще раз прошлись острым. Теперь сразу в нескольких местах. Скыр-р-р… треснула плотная крашеная древесина, выпустила наружу щепки. Внутрь не выпустила, остроты не хватило. Или прочности, или еще чего.

Я не знаю, чего именно. Зато знаю другое. Сюда, за мной, пришла именно она… Татьяна Вячеславовна. Потому что видел:

Как неожиданно задёргались, неимоверно скручиваемые и выгибаемые судорогами, тела на матах. Как Лида, вожатая соседнего отряда, бледная до синеватой белизны, быстро бежит в сторону входной двери. Как двое парней кидаются следом за ней, низко стелясь над полом, прыжками, принюхиваясь и подвывая. Как третий, Сева чуть останавливается, поводя ноздрями, жадно втягивает воздух. Но уходит.

И, пятясь спиной к держащейся на «честном слове» вентиляционной решётке, через которую и пролез в спортзал, успеваю увидеть, что ОНА не ушла вместе с остальными. Стоит, выпрямившись, посередине двойного круга, жадно прогоняя воздух, улавливая в нем мой запах. Запах моего страха, моего пота, моих промокших джинсов. Стоит и смотрит в сторону балок под крышей глазами, что потеряли свой голубой цвет.

У НЕЁ вместо них теперь багрово рдеющие угли в угольной черноте. И сейчас они (да-да, знаю это, знаю!!!) видят только меня. И спиной вываливаюсь отсюда, падаю, успевая ухватиться за толстые ветви старого клёна, по которому всего час назад карабкался под крышу. Приземлился… да нет, ляснулся мешком, набитым картошкой, до хруста, до вспыхнувших белым кругов в глазах… но целый. Ударившись всем телом о землю, выбив дыхание, засучил ногами, пытаясь встать. Со звоном и треском, блеснув в лунном свете россыпью осколков, разлетелось одно из высоких окон под напором вытянувшегося в прыжке существа с пустыми и жадными глазами уже мертвого лица. И вскочил, и ринулся к основным корпусам, и побежал. А за спиной, мелькая в редких лучах фонарей, мягко и неумолимо догоняла бывшая вожатая.

2: human puzzle.

Запах Зла везде и всегда одинаков. Он может прятаться за кем, или чем угодно, и легко обманывает. И вопрос лично для каждого один: успеешь ли распознать его, или нет?

Я так и не ответил на вопрос: что делать в вагоне подземки, идущему по линии, ведущей к той станции, где выходил раньше, человеку с бинтами на глазах? Отвечу – привыкание с помощью привычного маршрута. За половину года ноги сами запоминают многое, но понимаешь это тогда, как окажешься в моем положении. Вначале может показаться, что такое невозможно, но именно показаться. Понимая, что это мне надо, начал свои прогулки. Первые две… да-а-а.

На третьей прогулке дошел до поворота к спуску, ведущему к станции. На пятой споткнулся об выступающий бортик канализационного люка и отбил все пальцы в легких мокасинах. На шестой в мои колени ткнулся умной мордой Улисс, лохматый черный ньюфаундленд, обычно прогуливающийся с утра. Пса я знал, пусть и не очень хорошо, как и его хозяина, моего ровесника. От предложения помочь – отказался. На девятой прогулке дошел до автобусной остановки, купив пачку жевательной резинки и наткнувшись на пьяного бродягу. Тогда случилось две вещи. Первая – я понял, что запах немытого тела, дешевого алкоголя и сигарет почувствовал заранее, но не придал значения и принял решение бросить курить. Вторая – заворчавшего бездомного нежно и твердо взяли за предплечье клыки Улисса. И таким образом стала ясна причина легкого цоканья сзади, шедшего за мной последние три утра. Когти своей собаке хозяин Улисса не стриг.

Слишком многое, к чему привык, выходило неуклюже. На одиннадцатой прогулке под подошвами моих новых, приобретенных в результате звонка в ТВ-шоп «Reebook» оказались скользкие от дождя ступени входа в метрополитен. Спуститься на платформу оказалось легким делом… после нескольких ежеутренних попыток быть самостоятельным. Судя по разговору, в котором требовали одеть намордник, Улисс и его хозяин шли за мной. Оказывается, легкий дождь скрывает звуки от когтей.

В поезде было интереснее. Времени на попадание в свой вагон выделил с запасом и оказался в нем в обычное время. Паутина взглядов в первый раз накрыла меня с головы до ног, не забыв зацепить даже порванный, как оказалось, на пятке левый носок. Понятно, что дырку никто не увидел, это так, к слову. И до сих пор эти клейкие нити продолжают постоянно касаться, щекоча кожу, везде, проникая в первую очередь за стекло очков. Нет, не стекло. Пластик, противоударный. По громкой связи объявили мою станцию. Встаем, делаем три шага по диагонали, трость чуть вперед. Стук, дверь, на месте.

Вышел на платформу, быстро сделал два широких шага вперед. Задели, толкнув в плечо, не страшно. Теперь, подождав, пока схлынет волна знакомых запахов, поворачиваем налево и вперед. Так, это что такое? Какие же тонкие и горячие у нее пальцы, которые легли на кожу моего левого локтя. Втянем, незаметно, воздух. Ах, вот как, это вы, моя скромная мышка-клерк, здравствуйте-здравствуйте. Черт, зачем же уловил тот запах? Хотя… посмотрим.

— Здравствуйте.

— Добрый день. Разрешите, я вам помогу.

— Не стоит, справлюсь. Уже привык. И я просто гуляю. А вы опоздаете?

— Ну… не страшно. Так можно я вот так с вами пройдусь?

— Ну, если хотите. Разрешите вопрос?

— Да, конечно. Хотите спросить, почему решила помочь?

— Нет, с этим все понятно. Какого цвета у вас сейчас волосы?

— Каштанов… но, почему?

— Надо же… — на самом деле, учитывая ее светлые волосы три месяца назад, это неудивительно. Вот если бы была брюнеткой… — Скажите, вы так сильно любите «Kenzo» из-за его хорошей повседневности? А линзы вы сменили с неестественно зеленых на другие?

Она смеется. Смеется хорошо, открыто, без кокетства. Что знаю про нее, вернее про внешность? Блонд…, нет, простите, рыженькая, это снова модно. Средний рост, длинные ногти, с неброским лаком, не свои, из геля. Четвертый, если не пятый, размер груди. Грудь своя, если присмотреться. Раньше присмотреться. Линзы неестественно зеленые, помадой не пользовалась. Ну что… неплохой вариант...

— А как вас зовут?..

Неплохой вариант для Мрака. Ах, как жаль, ах как же мне жаль. При отсутствующем зрении и развивающемся в верную сторону обонянии хватает плюсов. Но хватает и минусов. А ведь совсем недавно ставил вовсе не на нее. Полагал, что тот самый толстяк. В нем минусов чуть больше. Но все лучше, чем кто-то из работяг. Их физическая форма получше чем и у него, и у нее.

Кто бы не запустил механизм одновременного отсчета нашего времени назад и приближения неизбежного, ненавижу его. Или ее, какая разница. Почему и с чего мир вокруг сдвинулся настолько, что скрыть это невозможно. Почему, сквозь не самый дорогой парфюм, сладковатую пудру и лак для волос так четко и недвусмысленно продирается легкая и страшная гниль? И почему именно с ней? Твою же мать, ну что ж такое…

— Так вы не против?

Может, ты все-таки не согласишься, а?

— Конечно-конечно, вам надо помочь… давайте возьму вас под руку.

Э, нет, крошка, именно это делать не стоит. Совершенно… м-да.

— Вот так, ой, я сделала больно?

Ничего ты не сделала, кроме как взяла меня под руку. И вздрогнул рефлекторно, вполне четко осознавая присутствие рядом врага. Того самого, что не так давно потихоньку, черной полоской муравьев-разведчиков, начал вливаться сюда, в обычную, сытую, мирную и зажиревшую жизнь.

— Не слишком быстро иду?

Нет, милая крошка, не слишком. Так, волосы на предплечье вроде бы и не торчат вверх, даже пот, выступивший на затылке, чуть ли не спрятался назад. Успею понять и уловить момент ее обращения?

— Ступеньки… осторожно. Ой, прости…

Да уж, прощу. Девочке захотелось есть, да-да. И хорошо, что пока она не поняла, что именно ей надо. Внутри нее, в очаровательном, чуть выпуклом и, наверняка, ближе к паху с легким пушком, животике гулко заурчало. То ли еще будет, детка, то ли еще может случиться. Такого голода, как просыпающийся, с тобой пока не случалось.

— Направо, или налево?

А-а-а… а, пожалуй, что налево. Если с правой руки у нас грохочут и лязгают трамваи, то вот с левой… С левой очень даже удобный старый и почти заброшенный сквер. И ведь именно туда, пусть и опаздывает, меня потихоньку начала тянуть неожиданно ставшая очень сильной рука. Да, милая, сейчас тобой движет уже и не твоя недавняя сущность. Демон просыпается.

Да, аккуратно, не выпуская из крепкой хватки наливающихся сталью пальцев, меня потянули направо. Снизу гулко булькнуло еще раз. Да, дружище, ты попал.

Вспоминай, вспоминай все, что по левую руку. Даже если она сейчас готова завершить цикл, разорвать кокон и из куколки стать куда более мерзким созданием… пока все равно будет осторожничать. Лишь напав в первый раз, каждая тварь становится настоящим ходячим трупом, жрущим без разбора.

Справа от платформы, мм-м… трамвайные пути и остановка. Вернее, даже кольцо, отсюда красно-белые и вытянутые, раскаленные уже палящим солнцем металлические собаки стартуют на новые витки своей бесконечной беготни. Утро, но здесь всегда много людей. Креозот, много табачного дыма, дешевая парфюмерия, ну, знаете, вроде «Hyugo Boss» или еще какой-то псевдо «Keanzo», пот из-под костюмов из полиэстера. Треп о политике и мобильниках, о женских целлюлитных задницах и мужских небритых подмышках с промежностями, перевирание лжи, прочитанной в «Яндексе» вместо утренней зарядки. Нормальная жизнь нормального города. Думаете, кто-то обратит внимание на пару, спустившуюся в другую сторону от метрополитена и двинувшуюся в сторону густых кустов? Если да, то вы ошибаетесь.

От моей нежной и ласковой новой знакомой, нисколько не скрываясь, разило жаждой. И голодом. Или и тем и другим, слитыми вместе. Да какая разница. Я слеп. Она хочет жрать. Много ли вариантов?

Если знаешь про этот и тот мир одинаково, пусть и совсем немного, можно подготовиться. Особенно если вдруг оказался очень легкой мишенью. Уравняем шансы. Или хотя бы попробуем это сделать. И не стоит говорить о моральных принципах, расстройствах психики или о чем-то в том же ключе. Мрак, стоит ощутить его раз, всегда окажется рядом и дальше. А уж сейчас-то осязать его очень просто. И никакой «J’Adore» его не перешибет.

Тьма пахнет страхом. Его острой уксусной жутью, перемешанной с прелой землей и оттенком забродившего варенья от обильно пролитой крови. Темнота густо оплетена паутиной тления обычных человеческих чувств, пропадающих после первой же дегустации homo sapiens. Беспроглядная чернота захватывает в себя тех, кто любил, страдал, боялся, учился, стрелял, пил или курил, сажал петунии или раскрашивал модели «Звезды». Мрак переваривает внутри себя всех, наплевав на недавние различия. И если уж он проник в кого-то, то не стоит ожидать свежего запаха жимолости или нежного аромата ландышей.

Странновато рассуждать о чем-то подобном именно сейчас. Но кто сказал, что нельзя? Наш с вами мозг работает, пускай и порой, совершенно не подчиняясь какой-то там логике.

Мрак, и зло, прячущееся в нем, не могут быть чем-то другим. Никакой романтики. Никакой красоты. Никакого тайного скрытого смысла. И, ясное дело, никакой любви.

2\2: no love lost.

Я пролетел, не останавливаясь, мимо корпуса самых младших отрядов. Подбегая, заметил мелькнувшую у двери раскоряченную бледную фигуру, шмыгнувшую внутрь. Уже за углом услышал первые тонкие крики. Понял и чуть не заревел, вспомнив назойливых и нахальных мелких, постоянно путавшихся под ногами и мешающихся. Теперь навсегда так и оставшихся мелкими.

Тогда в голове разом мог выключиться один из необходимых тумблеров. Или сгореть нужный предохранитель. И все, стал бы овощем, ничего не понимавшим и тупо ждавшим первого из ночных гурманов. Мне повезло, внутренние цепи, подаренные папой и мамой, выдержали. Но пришлось тяжело. В смысле – потом, спустя уже много времени. Да что там… даже сейчас. Знаете, в чем прелесть ерша? Не, ни рыбы, а когда пиво с водкой? Хотя для себя, прикинувшись врачом, создал другой рецепт.

Бутылка, триста миллиграмм чистого медицинского и полторашка разливного. Смешать, не взбалтывать, принимать на ночь. Чтобы заснуть относительно спокойно. Но это сейчас. А тогда… бежал, с выпученными глазами и режущей болью в горящих легких…

Споткнулся, полетев кубарем вперед, рассадив локоть о крашеный кирпич газонного бордюра. Тонко завизжал, увидев, за что зацепился ногой. За кого. За вздрагивающего и хватающегося руками за горло Сансаныча, начальника лагеря. Глаза у него закатились, между плотно сжатых пальцев с хрипом и бульканьем струйками брызгала тёмная кровь.

Оглянувшись, увидел, в метрах в ста высокий и стройный силуэт. Глаза не алели, чернели на молочно-белом лице. Заорав, нащупал что-то под руками, непроизвольно сжал руку и снова побежал. Пронёсся мимо своего собственного корпуса, слыша, как там дико орут и воют. Наконец-то взглянул на то, что врезалось в ладонь, и резко повернул влево. Потому что в ладони, тоже став мокрыми от пота, лежали три ключа на металлическом кольце.

А в кабинет Сансаныча надежная дверь и с решетки. Решетки на окнах!!! Впереди показался фонарь административного корпуса, постоянно включенный до самого утра. До которого бы еще дожить. Пулей пролетел коридор, начал подбирать ключ. Повезло на втором, замок мягко щелкнул как раз в тот момент, когда длинная тень скользнула в коридор, мягко касаясь пола босыми ступнями.

Чуть позже (скыр-скыр), дверь заходила ходуном.

Металлическая громада шкафа подалась, когда в дверь с той стороны ударились всем телом. Стальная махина с грохотом повалилась, ударилась о широкую тумбу, на которой стояли два горшка с цветами, сбила со стены портрет улыбающегося Бориса Николаевича и уперлась в кирпич стены, надежно заклинив дверь. Я сполз по стенке, вжался в угол и сел, обхватив разбитые и покрытые засохшей уже кровью колени. Уткнулся носом в обоссанные джинсы и заплакал. Глубоко, навзрыд и тоскливо. Ведь остался живым, пока остался.

Так и просидел в углу около часа. Зажимал руками уши, когда с улицы доносились… крики. Внутренняя проводка шипела, плевалась искрами безумия, едко пахла выгорающим рассудком, но держалась. Для себя решил, что на улице только крики, и все. Не рык, не чавканье, не булькающие звуки и стоны, нет. Только крики, и точка. Потому что если назвать их так, как нужно назвать, то можно свихнуться. Проводка вспыхнет яркой дугой и все, совсем все, бесповоротно все.

А потом, громко треснув, на стол Сансаныча посыпались осколки стекла. И в свете фонаря на него легла длинная и вытянутая тень.

Твари же все-таки порой появляются не такими, как большинство из них же. Некоторые не просто хотят откусить и схавать кусок человеческого мяса. Некоторым подавай эмоции, выкладывай на столовый фарфор душу, вытаскивай из головы все воспоминания. Не всем. И это хорошо. Но тогда мне это было совершенно неизвестно.

Тогда на полу и столешнице мягко изгибалась тень. И это оказалось самым плохим.

Тень не молчала. Тень говорила. Тень звала. И мне страшно. И тогда, и сейчас. Сейчас даже страшнее. Потому что стал намного старше и этот голос… ох уж этот голос…

— Вадим… Вад-и-и-и-м… — тихий шелестящий голос вплывал в кабинет. – Подойди к окну, Вадик. Подойди. Посмотри на меня, ну же. Я здесь, стою и жду тебя. Там, на колечке, есть ключ от замка решетки. Открой и впусти меня, мальчик. Я же знаю, что ты так этого хочешь. Ничего не было, тебе просто приснился плохой сон. Но никто тебя не будет наказывать. Даже наоборот. Я сейчас одна. Подойди, посмотри на меня, малыш. На мне ничего нет, никакой одежды. Я же знаю, что ты меня любишь. Подойди, подойди ко мне, Вадик, впусти, ну же…

3: blind bleeding.

В бою с более сильным противником важна каждая мелочь. Сможет ли победить младшего Кличко Костя Цзю? Я не знаю. Теоретически, не попав под удар его кувалды, вымотав этого здоровяка, навтыкав огромное количество внешне не самых сильных ударов – да. Будет ли стараться Костя Цзю уравнять свои шансы в бою с младшим Кличко, если правила вдруг поменяются? Или, что неожиданно, их нет, а ставка жизнь? Наверняка.

Моя противница до вхождения во Мрак не старалась заниматься спортом регулярно. Это запомнилось хорошо. Фитнесс, наверняка с не самыми лучшими инструкторами, не более. Лишний вес за зиму, как не старалась, так и не убрала. Это и плохо, и хорошо одновременно. Чем лучше состояние тела до перехода в темную сущность, тем опаснее сама тварь. Потому как Мрак дает своим новоиспеченным детишкам много бонусов. И физические параметры – в первую очередь. Как же уравнять шансы? Ослепить. Так мои шансы немного, но увеличатся.

В кармане куртки баллончик с перцовым концентратом. Но толку от него немного. И линзы только сделают толк меньше. Что остается?

Из плюсов при контакте с рядовыми тварями есть один очень большой. Они тупеют в тот момент, когда важнейшим остается желание закусить вами. Интеллект отключается, уходит, растворяется в наступающей темноте с пурпурными прожилками голода. Единицы, становящиеся настоящими бессмертными, не в счет. Эта девушка не из них… во всяком случае именно так мне хочется верить. Потому я и иду вместе с ней туда, где кроме кустов и безлюдья больше ничего и никого. И ей уже невдомек на то, что это форменная глупость со стороны неизвестного слепого.

Вновь пахнуло креозотом. А, да, слева высокий забор из плит, депо, ремонтные мастерские. Шпалы, еще что-то необходимое. Упорная девочка, и глупая. Так и тащит, так и тащит. Ну-ну, что тут скажешь, голод не тетка. Иду-иду, милая. Чуть озабоченно головой по сторонам, несколько раз дернуть носом, и даже чуть испугаться. Внешне. Внутренне?

Ну, а как вы думаете?

В фильмах и компьютерных играх всякого рода погань, как правило, страшна и ужасна. Выскакивает из-за углов и из темных мест, с ходу начинает рычать, махать конечностями и пытаться сожрать игрока. Все верно, так и есть. Различаются разные мертвяки разных режиссеров и разработчиков минимумом. Внешним видом и скоростью. И частенько у многих выходит на самом деле… страшно. Так вот и думайте, испугаюсь ли я, когда меня ведет под руку скотина, желающая в ближайшее время вгрызться в меня и оттяпать как можно больше кусков? Несомненно.

И в первый раз, и во второй, и в десятый, и в сто тридцать пятый, да какая разница? Твари вгоняют в ужас, твари, даже не тронув вас, навечно поселятся внутри головы, заставляя помнить о них всегда. И их не выгонишь, не привыкнешь, не станешь равнодушным. Нет-нет, никак не получится.

Идя по подземному переходу или коридору гипермаркета, освещенных бледным светом люминесцентных ламп, легко вздрогнуть от темной фигуры, качнувшейся вдалеке или отразившейся в зеркале. Потому что память неназойливо, так это мягонько, уже подсовывает кадр за кадром.

Как медленно, подрагивая шеей, хрустя и не переставая жевать, лицо с закатившимися бледными буркалами поворачивается к тебе. Никаких эмоций или выражения, ничего. Между синих губ мелькают зубы, уже почерневшие, покрытые коричневой коркой. Запаха гнили, вроде бы и обязательного, нет. Зато, если вы подарите возможность ему оказаться рядом с вами, он отблагодарит чуть другим. Густым и липким ароматом совершенно перебродившего сюрстремминга из пасти. Окатит, совершенно не дыша, просто оказавшись рядом. После первого близкого контакта с мертвяком хочется до колик смеяться над «Сумерками». Каково Белле облизываться с мертвяком, сотни лет жрущим только кровь?

Так что, мне страшно. Даже очень.

Она становится все горячее. Смешно, учитывая ожидающую, очень скоро, да-да-да, температуру тела. До полного обращения в первой стадии совсем чуть-чуть, и следует уложиться в него. Отрезок крошечный, сжимающийся до: бабушка, а почему у тебя такие больш… ААА!!!... кххх… … … К-х-х, к слову, это когда шипит остаток кислорода, смешиваясь с брызгами крови и слюны в разодранной трахее.

Удар должен быть быстрым, сильным и точным. И даже если ничего не видишь, он обязан оказаться именно таким. Думай, думай голова садовая! Ты ж нужна не только для того, чтобы в тебя есть.

Предпочтительнее, если вдуматься, так вогнать трость ей между ног, чтобы упала лицом вперед. Самому успеть оказаться сзади и сверху, и… И это заранее проигрышно. Да.

Пока у меня есть фора в неожиданности и относительном физическом преимуществе, следовало поторопиться. Ударил ногой под колено, и левым локтем в грудь. Хотелось надеяться, что в грудь. Получилось, хотя и сам все-таки упал. Но именно это и нужно, пока есть время.

Реечный ключ есть не что иное как жуткий пережиток очень далекого прошлого. Открыть двери с такими замками, для уважающего себя домушника, дело не плевое, но и не сложное. Паруминутное, если можно так выразиться. Но у моего реечного ключа есть положительное свойство. Он длинный, острый на конце и его нарезка тоже с гранями. Само то, чтобы уравнять шансы, пусть и немного.

Сложнее оказалось локтем навалиться на горло, задрав вверх ее подбородок. Ударить… это прошло проще. Металлу наплевать на состояние владельца глаз, хоть мертвый, хоть живой, хоть посередине. Чвакнуло, ощутимо плеснуло, а потом, без единого звука, меня отбросило в сторону, ощутимо приложив крестцом об землю. Ну, милая, я тебя понимаю.

Успел отмахнуться тростью, прежде чем та улетела куда-то в сторону. Тварь двигалась быстро, полная сил и жажды. Вялыми они становятся намного позже. Откатился в сторону, содрав кожу на ладони, проехался боком прямо по асфальту. Ее голод, пульсирующий в воздухе, ощущался по разлетающимся в сторону каплям крови, хрусту камешков и палочек от мороженого, волне ярости и запаху обращения. Его ни с каким другим не перепутаешь, не-не. И это хорошо… ведь пока еще я цел и могу уклониться. Но ненадолго, развязка очень близка. И вот сейчас страх стал намного сильнее. В разы.

Тварь чуть остановилась, втягивая воздух. Пока еще она может это делать, пока еще работают рецепторы обоняния, и это опасно. Хлюп… вдох… хлюп… выдох. Сукровица и остатки глазной жидкости попали в носоглотку, вместе с алыми ручейками. Еще один плюс в бою, если проводить его незряче, это звуки врага. Легкий шелест, треск ломающейся шпильки на туфле, воздух резко разрывается прямо перед лицом, вспарываемый уже не ногтями с аккуратным «френчем». А, да, совсем забыл. У меня же для тебя, очаровашка, есть и сюрприз. Небольшой, аккуратный, металлический и практически бесшумный.

Она ударила еще раз, стараясь схватить, сгрести одежду сильными цепкими пальцами, чтобы подтянуть к себе, чтобы рвануть очень острыми зубами хотя бы за что-то. Пришлось уходить в сторону, перекатываясь и матерясь. Услышать в таком состоянии щелканье кастаньет, такой нужный, стало сложно. Но короткий и резкий стук повторился. Ждать не стоило.

ПСС оружие по-настоящему специальное. Применяют его немногие и не очень часто. Но для меня и именно сейчас – самое то. Пара «кхеканий» выстрелов, корректировка по услышанным мягким чмоканиям попаданий, контрольный звонок. Именно контроль, тот самый, в голову. Всё?!! Ну?.. Всё. Вот теперь успокоиться, выдохнуть, сесть.

— Красавец. – Семеныч присел рядом. – Чисто-то как отработал, любо-дорого посмотреть. Даже и не подумаешь, что не тренировка, а настоящий бой. Эй, курсанты, все и всё видели? А? Вам такое делать придется? Нет, пока еще не придется. Почему не «пора»? Как станет пора, Андрейченко, ты самый первый узнаешь. И ты, Удалова, тоже. Все, расходимся, нечего привлекать внимание.

Не стоит удивляться. Риск-то был, да еще какой. Хотя страховать меня страховали. Время, когда думалось про проблемы с собственной головой и галлюцинации с лютой дичью о мертвецах и тварях, давно позади. Да, проще не стало. Но теперь я знаю, а это главное. Знаю, что увиденное в детстве, мне не померещилось. И не было никакого психического расстройства. И самое главное – я не один.

— А ты ведь чуть не сорвался. Совсем немного и все, пришлось бы мне самому упокоить и ее, и тебя.

— Зацепила разве?

— Нет, я и говорю, красавец. Молодежь в восхищении, я в восхищении, все в восхищении.

— М-да… — Тело начало ныть. Молчун Рикер уже упаковал мою недавнюю попутчицу, если судить по запаху химии от него самого и мешка, в дохлопереноску. Затем запахло еще ядренее, зашипел реагент, разливаемый нашим хмурым и неразговорчивым уборщиком. Следом, войдя в контакт с лютейшим раствором, шибануло совершенно немыслимой вонью от аннигилирующих кусков зараженной мертвой плоти. Все верно, следы мы пока заметаем. По возможности, конечно.

— Семеныч?

— Да, Вадик?

— У нас получится?

Семеныч помолчал, покопался в карманах куртки. Карманов много, Семеныч у нас предпочитает рядиться в «милитари».

— В правом верхнем внутреннем.

— Хех… хм… — Бензином тянуло намного сильнее, чем самой едкой из химий Рикера. Зажигалка щелкнула, дохнуло сгоревшими парами. Семеныч предпочитал табачок россыпью, мудрил красиво завернутые козьи ножки. Сладковато пахнул, сухо затлев, швейцарский «Drum». – Рентген у тебя там, ну-ну. Неужто так настропалился носом вертеть?

— Куда деваться с такой работой?

— И не говори. Служба наша и опасна, как гритца, и противна.

— Семеныч?

— Чей-то, милок?

— Не заговаривай зубы. Получится? Вы заметили его?

Семеныч дымил, снова замолчав.

— Семеныч?

— Получится. О, смотри-ка, милиционер вон нарисовался, явил себя, тык-скыть.

— Полицейский.

— Да какая разница-то? Давай, вставай. Помогу до метро добраться, заодно и расскажу кое-чего. Придешь, выспись. Вечером должен быть отдохнувшим.

Вот так. Если вечером надо превратиться в свежачок, то… Они его нашли. Ту гниду, что превращает людей в тварей, в ходячих мертвецов-каннибалов, в нежить в ее самом мерзком проявлении. Нашли тебя, голубчик.

3\3: all hope is gone.

Нет ничего хуже, чем ребенок без семьи.

Несомненно, обязательно и естественно, в мире вокруг нас хватает merde. Разного, и голубого, и красного. И порой даже красно-коричневого, черного, желтого, розового и любого другого оттенка.

Кто-то из нас дарит своей любимой женщине цветы, а в соседнем подъезде кто-то другой бьет мать собственных детей. Кто-то горбатится на паре-тройке работ одновременно, не умея и не имея другой возможности. А потом может обнаружить у себя сифилис, ни разу не изменив. Кто-то выходит ночью в темноту переулков, старательно ища себе жертву.

В окружающем нас с вами мире горько судачат о потерях в Великой войне, о подвиге народа, о жертвенности, о разрушенных жизнях, о сожженных судьбах, о… да вы и сами знаете. И терпеливо, как падальщики, ждут срока последних победителей, напоследок швыряя милостыню уже сотням, а не тысячам, и уж точно не миллионам из них. Старики, прошедшие половину Европы, умирают, не получив ничего. Единицы из них до сих пор прячут подмышкой татуировку с группой крови.

Рядом с каждым из нас каждый день говорят и долдонят о падении нравственности, о гомосеках и педофилии, о танцующих дурах и пьяных священниках, о том, как Собчак отвратительно кривляется на экране, а Мартиросян снимает на мобильник высших лиц государства на отдыхе. И молчат о нормальном пособии для матерей, об отсутствии детских садов, о пивных ларьках на каждом шагу. И ни слова не говорят о найденной на холодной осенней земле страшной икебаны из пропавшего у супермаркета грудничка.

Кто-то ищет красивые запонки, или редкое издание второго «Ведьмака», или нож Боуи, или последний выпуск журнала «Корабль военного флота ее Величества «Баунти», или бутылку настоящего кальвадоса для своего мужчины. А кто-то стоит в несуществующих пробках, корректирует откорректированные ногти, забирает из детского сада забранного несколько часов назад мамой ребенка, и громко говорит об этом в мобильный. А потом возвращается к подругам и мартини, к прерванному минету или ритуальному закланию черного барана.

На планете ежедневно убивают тысячи людей во имя торжества неведомого зверя демократии, и радостно захватывают нефтяные скважины. Ежечасно сильные бьют слабых, а честные пресмыкаются перед хитрыми. Это наша с вами жизнь, и дерьмеца в ней с избытком. Но нет ничего хуже одинокого ребенка. Даже если ребенок совсем недавно уже вовсю пялился на сиськи собственной вожатой.

— К сожалению, травма оказалась слишком серьезной. Да-да, наложило отпечаток и произошедшее в ДОЛе. Нет-нет, картина чрезвычайно прозрачная и следует говорить о серьезном лечении. Ну, поймите правильно, о каких живых покойниках можно говорить серьезно? Сами виноваты, гос-по-да родители, сами. Видеомагнитофон не стоило покупать, и кассеты бы проверяли. Что? Я психиатр с опытом работы… да что вы? Товарищ прапорщик, проводите граждан. Все необходимые документы вам выдадут там, где и положено. Да хоть Черномордину пишите…

Если бы семья у нас была бы неблагополучной, шансов стало бы чуть больше. Но в итоге все равно пришлось бы оказаться в Институте. Мальчишке двенадцати лет сбежать от них? Не смешите мой пупок. Неделей раньше или позже, но все равно. Попадешься. Мне бегать не пришлось…

— Лежать!!! Руки показал! За голову, лицо поднять! Не лезь, Юрченко! Пасть оскалил! Оскалил, сука, я сказал, до коренных чтоб мне все показал!.. Да, взяли, живой. Да хер знает, лет тринадцать максимум. Паковать? Пакуем. Все, пацаны, вяжите щенка. Вертушка на подлете? Хорошо. Да, все сжечь, Юрченко, ничего не оставлять. Да, штук десять, помладше. И.. вон ту вожатую, или кто она там. Сиськи кл-е-е-е-вые…

Твою мать! Отставить огонь!!! …мать… в рот те… н-а-а… Юрченко, дебилоид, я ж тебе говорил. Автомат на землю, боец, стреляю сразу! И не ори, скотина, думать надо было, как к таким подходить. Спеленали? Идет вертушка?

Шприцы пакистанские захватили? Труповозка где? Хорошо, укладывайте обезьян вот здесь. Да, попытка захвата заложников и прочее. Демьянов, ты помалкивай, это не твое дело, думать. Твое дело стрелять и кости ломать, охуярок. Все, пришла вертушка? Грузить обоих. Телевизионщики едут? И правильно. Крови добавьте, не жалейте, лейте и все тут. И так хватает? Ага… Демьянов, раз ты такой умный, говно вон там счисти. А то не очень живописно смотрится. Сколько еще живых осталось?

Помните, рассказывал про свой страх? Так вот… в Институте мне сразу стало страшно. Через две недели стало очень страшно. Через месяц ужас окутал меня с ног до головы.

Зачем я был им нужен? Не знаю.

Зачем надо было устраивать происходящее? Тем более.

Думать о холодном расчете и наблюдениях за мной, как за крысой, мне не хотелось. Да тогда и в голову бы не пришло.

Она пришла к двери моей клетушки ночью. Коридора я ни разу не видел, запертый в крохотной конуре с одним окошком под потолком и стеклом в самой двери. Толстенная, стальная, герметичная. Голос проходил через прорези под окошечком для наблюдения. Для чего их сделали?

— Подойди, подойди ко мне, Вадик, впусти, ну же…

Я плакал. Просил не скрестись в дверь. Смотрел на ручку и ключ, издевательски блестевший в отсветах фонарей. Звал дежурных. Звал маму. Смотрел на ключ, слушал ее голос. Звал папу. Звал Господа Бога. Никто из них так и не пришел. Она просила впустить, ключ притягательно отражал блики. На третью ночь пытки в гости заявился Семеныч. Деньги открывают любые двери. Сталь и свинец порой лучше. Вместе, с подкупом санитара и пристреленными охранниками, они просто напросто сила.

Коридор оказался таким же, как в любой больнице. Стену у моей двери украшали темные потеки. От лица моей прекрасной первой влюбленности ничего не осталось. Семеныч, дымя самокруткой, подмигнул, заряжая дробовик патронами жакана. Тогда он еще был молод, и левый глаз пока хитро смотрел из-под прищуренной брови. Он увел меня в новую жизнь.

Не стоит считать нас земным воплощением воинства архангела и архистратига Михаила, воюющим с армией Преисподней. Мы не ангелы, мы не мстители, мы не госструктура. Наши одежды не сияют белизной, наши души не чисты, а поступки подчас страшны и некрасивы. Догадываюсь о поддержке кого-то очень важного, и даже лелею мечту об этом. Когда в очередной раз заметаю следы после чего-то серьезного. Делать это приходится регулярно. К сожалению.

Институт знает про нас. Мы знаем про него. Они презирают и опасаются нас, мы ненавидим и боимся их. Институт таит в себе очень плотный и угольно-черный Мрак, пропитанный кровью от фундамента до кровельных перекрытий. Иногда мы убиваем друг друга. Иногда они просто охотятся на нас, также, как одновременно охотятся на тварей.

Нас немного. Каждый в свое время найден кем-то из десяти комиссаров, вытащен из нормальной жизни и не знает другого мира. Через одного – единственные выжившие среди безумных мясорубок, возникающих все чаще. Через одну – прошедшие через жертвенный алтарь и после него тут же, как можно быстрее, самостоятельно теряющие девственность. Все, от ребенка до старика, осознающие странную и страшную правду о мире вокруг. О том, что порой жизнь намного страшнее самого ужасного фильма ужасов.

Любой из моих товарищей легко отыщет в толпе неофита. Глаза и движения, говорящие сами за себя. Страх, боль, неверие, сомнения в собственной нормальности, замешанные в ядреный коктейль, выдают потенциального кандидата с головой. И не только нам. Проводники тоже наблюдательны.

Кто они? Люди, сознательно ведущие в наш с вами мир Мрак. Желающие стать аристократами среди стада плебса. Даже если плебс имеет привычку закусывать человечиной. Или еще по каким-то причинам. Тут уж кому как.

Двадцать четыре года назад, сразу с развалом огромной красной империи, началась невидимая война. Здесь и у нас. Хаос, разруха и прочие милые составляющие, давшие первым росткам тьмы возможность вырасти. А Мрак никогда не упустит такой возможности. Я не знаю, что происходит за границей. Скажу больше, оно мне неинтересно. Точно известно одно: с каждым годом тех, кто ждет ночи и свежей плоти, на улицах все больше. Но войну мы пока не проиграли. Пока еще – не проиграли.

Outro: blood harvest.

Когда Проводник не хочет умирать, то достать его непросто. Хотя, несомненно, желание жить нормально для любого человека. Профессия накладывает отпечаток. Проводники запускают в наш мир мрак. Именно они дают ему разрастись в людях. И эти скоты лепят царство смерти среди живых. А сами при этом, экий казус, жутко боятся за свои жизни.

Сейчас, вспоминая прошлое, многое становится на свои места. Тогда, в старом спортзале, мне довелось попасть на самый настоящий ритуал открытия прохода для Тьмы. И Институт интересовало несколько вещей.

Стал ли я одной из тварей?

Есть ли у меня скрытый механизм защиты от Мрака?

И когда, наконец-то, мой растущий и развивающийся юный мозг соизволит вспомнить лицо Проводника, проведшего тогда ритуал.

Не стал.

Механизм есть. Мрак может лишь убить меня и ненадолго воскресить.

Не вспомнил.

Дорога же цена за ответы на три вопроса. Вся жизнь. Но речь не об этом. Впереди ждал скорый выход из квартирки и встреча с моей главной целью. Именно эту тварь мы все ловили уже несколько месяцев. Ловили на живца, на меня любимого. Вчера Проводник занервничал и выдал себя. Сегодня пришла очередь платить за ошибки. И, напомню, что мы не ангелы.

Хозяин Улисса позвонил, как и обещал, в обед. Сказал, что может зайти и пообщаться. Был ли я рад этому? Был, не сомневайтесь. Общение сближает, вы же знаете. Поговорив с ним, не стал вешать трубку. Хотя это и невозможно, если телефон у тебя переносной.

Набрал Семеныча. В это время раздался вызов домофона. Гость в дом – счастье в дом.

Каждый третий собаковод скажет, что нюфаунленд собака хорошая, но бестолковая. Большая, хотя есть много собак и больше. Красивая, хотя кому как, умная (спорно, право слово) и добрая. Добрая так, что порой до отупения. Одно слово – нюф.

Улисс сидел напротив. Скалил клыки, каждый больше чем у меня мизинец. Смердел злобой темноты, смотрел провалами глаз с алыми углями на самом дне. Как же я ничего не почувствовал?

Голова болела. Глаз заплыл. Вставать не хотелось. Надо мной стоял стул. На стуле сидел Проводник, хозяин Улисса.

— Очнулся? – голос такой заботливый, такой ласковый, аж приторно. – Очнулся…

А, да, совсем забыл. Видеть и пса, и его человека, мог лишь по одной причине – я не ослеп не самом деле. Назовем это тренировкой. Очень полезной тренировкой. И приманкой. За прошедшее время в качестве слепого мы упокоили немало тварей.

— На что вы надеетесь? – Проводник нажал каблуком на мою ладонь. – А? Копошитесь, что-то пытаетесь придумать, лезете, как муравьи повсюду. Не проще принять нашу веру, стать рядом с нами?

Говорить не хотелось. А голос казался знакомым. Именно сейчас в нем появились какие-то очень запомнившиеся нотки. Что за хрень?

— Да ты меня никак не узнал, Вадик? – Проводник хихикнул. – Ай-ай, а как же профессионально развитая память? Показать, ведь сам не догадаешься, не?

Мне хотелось отвернуться. Зажать уши, закрыть глаза, пока еще слезящиеся от света. Но не вышло.

«Лицо» он оторвал быстро, с хлюпаньем и треском рвущейся кожи. Содрал как маску после карнавала, наплевав на несколько серьезных разрывов, сразу засочившихся красным. Личина шлепнулась мне на грудь, следом упали контактные линзы. Я сглотнул, вспоминая и смотря на него. Тот посмотрел, подмигнул желтоватым глазом. Надо же…

Он работал в лагере сторожем. Незаметный молодой мужик, такой же, как тысячи его ровесников. Мои вожатые, торопящиеся насытиться плотью воспитанников, оттеснили его на задний план. А сейчас вот, надо же, вспомнил. Именно он был там, в спортзале, проводя ритуал. Черт, бывают же такие совпадения.

— Вечер памяти окончен. – Проводник ухмыльнулся. – А мне пора накормить собаку и причаститься самому, сам понимаешь. Как еще продлевать жизнь, если не с помощью таких, как ты?

Нож, старый, из бронзы, без украшений, сам выпорхнул из сумочки на поясе. Я вздохнул и плюнул ему в лицо. Не достал. Звякнуло, чуть позже сочно чвакнуло. Проводник покосился на своего пса, оставшегося без головы. А как еще, если калибр ВСС девять миллиметров? И да, мы все предпочитаем делать тихо, поэтому и оружие у Рикера, нашего штатного убивца, чаще всего практически бесшумное. А стреляет он прекрасно. Особенно с балкона соседнего дома.

Ах, да. Пусть и временный, но дом все же мой. И все в нем тоже мое. Я повернул нижние части ножек, Проводник завопил. Трехгранные клинки, выпущенные пружинами, пробили ему бедра. Ловушка захлопнулась, пришло время платить за ошибки. И его заносчивость нам лишь в помощь. Он упал вместе со стулом ровно в момент появления спокойного и хмурого Семеныча.

А трубку, перед самым приходом Проводника, я положил не сразу. Набрал номер коммунальной службы, сделав заявку на обслуживание слесарем по газу. Да-да, каркнула в динамике дежурная, но только завтра, на сегодня заявки не принимаются. Да-да, подтвердил я, хорошо, но у меня ощущается, изредка, запах газа, возможно утечка. Аварийка? Нет, все заняты? Да-да, открыл окна, все, да… Ну, хорошо, подожду до завтра, спасибо. Именно в это время раздался вызов домофона. Вы же помните: гость в дом – счастье в дом.

Квартира горела недолго, пожарные все-таки работают хорошо. Проводник орал долго, но заткнулся перед самым приездом красных машин.

Каждый из нас не ангел. Да и не демон. Куда попадут наши души после смерти? Я не знаю.

P.S:

Я воскрес спустя довольно много времени. С новым лицом, с новыми документами, с новой жизнью. Ненастоящей новой жизнью.

Да, у нас есть покровители. Только из-за этого «Перехваты», «Бредни» и прочие планы с названиями хитрых охотничье-рыболовецких снастей пока не так часты. Нам дают уйти, спрятаться, отлежаться в берлогах. И снова вернуться. В разные города, поселки, села и деревни. Хотя, в основном, в города.

Мы возвращаемся и начинаем восстанавливать баланс между количеством тварей на каждую тысячу человек населения. Каждый раз тварей все больше. Это говорит об одном: война только разгорается. А пока… А пока полиция, и не только, продолжают ловить ОПГ из психов, убивающих на улицах без причин и следствий. Хотя очень часто не находится ничего, кроме нескольких лохмотьев мяса и луж с подозрительным запахом химиката.

Наши враги становятся все хитрее. Тот Проводник, что сам того не желая, привел меня в этот мир. Он прятался долго и упорно, но мы искали. Потеряли несколько ребят, чуть не попались Институту. Из-за него пришлось столько времени проходить под маской слепого. Из-за него пришлось уничтожать тварей так нагло, среди бела дня, заставляя его нервничать и проявлять себя. Но и в этом нашелся свой плюс. Теперь есть чему дополнительно обучать наших новых бойцов.

Пришлось заметать следы, пусть и по идиотски. Обгоревший человеческий костяк в квартире с утечкой газа. Все сделано тяп-ляп и скреплено хлебным мякишем вместо «Супер-момента». Но что оставалось?

То-то и оно. Война идет, война не думает заканчиваться. Война за завтрашний день.

А раз так…

Отдохнули? Умылись? В туалет не забыли сходить? Продолжаем.

Удар должен быть сильным. Так что, мальчики и девочки, упор лежа, на кулаках, принять.

Самара, июль 2013.


Статья написана 16 января 2016 г. 23:38

Типа превью. Или прямо превью:

Когда до меня дошло, что событие следующей книги "Взломать Зону" будут не на пост-советском пространстве, даже удивился. С другой стороны, учитывая реалии по отношению к правам на Зону ЧАЭС и все прочее, это нормально. Потом мне стало известно, что это соавторство.

С творчеством Наиля Выборнова мне выпало познакомиться около трех лет назад. Его рассказы мне в меру понравились, потенциал был заметен, но не хватало чего-то большего. А потом, как-то случайно, прочел его текст, создаваемый по мотивам ВМ 2033. Тут стало ясно, что парень молодец. Книга оказалась хорошо подогнана, ладно скроена и добротно сшита. Ее дальнейшая судьба на данный момент не так хороша, как она сама, но, тем не менее, после ее прочтения за судьбу соавторства переживать не стоило.

Соответственно, когда ко мне на рабочий стол лег "Новый Рассвет", переживаний за его наполнение не было. И эта мысль оказалась верной.

"Новый Рассвет" это то, что ждут поклонники истории Софта. Собранный по правильным лекалам боевик, снабженный верными авторскими решениями. На примере двух героев, как ни странно, русских в Бразилии, реализован тот, что явно принадлежит Уленгову. Так как его корни в боевиках золотых 80-х. Подколки друг друга, схожие с постоянными парированиями Мюрто и Риггса из "Смертельного оружия". Но, конечно, исходя из современных реалий.

Книга в полной мере раскрывает страсть и желание авторов реализовывать все возможные моменты, что можно выжать из боевой составляющей, преобразуя ее в картинку. Причем они явно пытаются сделать это одновременно и узнаваемо и нетривиально. Для меня наиболее "сочным" моментом оказались фавелы. Да-да, удивляться не стоит, это же Зона Рио.

При этом, что греха таить, авторы отдали и дань политкорректности, хотя удивляться этому не приходилось. Ведь дело-то происходит в Южной Америке, и там, что вполне естественно, есть не только потомки португальцев, испанцев или англосаксов. Там хватает и прочих наций и рас. И ход авторами сделан нужный.

Что ожидает читателей на страницах? Да полно, вполне ясно что. Динамика, картинка, экшен. Текст, поделенный на равномерно ритмичные хард-рок композиции, густо заправленные не менее ритмичным годным рэп-исполнением. Так что, поклонники боевиков и сталкеров, берите ее в руки или открывайте на экране и в путь. Жесткий динамичный путь))


Статья написана 16 января 2016 г. 22:47

Находка

Добротный русский фильм с Алексеем Гуськовым. Развлекаться на нем не получиться. Развлечений здесь нет. Здесь есть Россия. Глубокая, настоящая, без гламура и глянца. Леса, реки и озера. И несколько рыбацких сел, с их кажущейся открытой всем жизнью. И именно то, что это не так, является завязкой истории.

Если бы именно в такой манере был снят "Левиафан", то кто знает, как восприняли бы его зрители страны. На мнения западных и некоторых наших критиков плевать. Зритель в своей широкой массе фильм не воспринял. А "Находку" не воспринять сложно. Потому как персонажи живые и настоящие. Пусть и часть из них абсолютно дремучие таежники, в корне отличающиеся от большей части тех, кто сейчас читает мое мнение по фильму.

Неспешное кино-полотно рассказывает, казалось бы, историю одного инспектора рыбнадзора, исполненную Гуськовым. Угрюмого и нелюдимого человека, старательно выполняющего все предписания закона. В своем собственном, конечно, толковании. А по факту фильм не об историях трех человек: инспектора, его жены и тайком родившей матери. Фильм старательно рассказывает о том, что является настоящей жизнью. Не про офис и веселую городскую жизнь. А про настоящую кормилицу страны. Про российскую деревню.

Что понравилось? В фильме, несмотря на большое количество морального негатива, есть главное. Есть уверенный взгляд вперед, с надеждой, легко улавливаемой без пристального рассмотрения

СтранаОз

Абсолютно чернушная комедия, снятая так, как мог снять бы ее Балабанов. Добрый Балабанов, не стремящийся в конце укотрупить кого-то или показать все человеческое дерьмо несколькими кадрами. Хотя, чего уж тут, дерьма в ленте навалом.

История Ленки Шабутдиной, приехавший в Ебург из Малой Ляли и ее искрометной по своей тупости и удачливости, пусть и относительной, одиссеи по новогоднему городу.

Спойлеря можно сказать о том, что в фильме встретятся:

палящая коробка фейерверка, стоящая на башке

три великовозрастных упыря, живущих за счет мамы

адски порой жгущий Баширов

треп о копрофилии и ангелоподобная Снигирь

романтичный трусливый бард, спускающий баб с пятого этажа

улица Торфорезов и перелом копчика практически без конца

жилые районы, узнаваемые любым жителем крупного города апофеоз в виде уже привычной пальбы травмой куда хочется

ПроЛюбовь

Очень неплохо снятая лента про любовь. Несколько веток, развивающихся параллельно, наполненных желанием любить, желанием желать любви, желанием сказочной любви и просто желанием. За просто желание в ленте отвечают, пожалуй, одни из самых титулованных из задействованных артистов: Машков, Ефремов и Литвинова. Прочие, все-таки, по большей части отвечают за более нравственные ветки сюжета.

Кино включает в себя несколько крайне неправдоподобных, но от того не становящихся менее милыми историек про любовь. Именно "историйка" является самым, пожалуй, точным определением каждого сюжетного поворота. Косплейщики, открывающие ленту, где явно ведет Шалаева, а нее безымянный партнер, демонстрируют граничащую с идиотизмом ситуацию, в которой двое любят образы, а не друг друга. Гипертрофированно-постановочная развязка, где герои воссоединяются казалось бы совершенно глупой, если бы не "НО". Если на миг представить, что косплейеры выбраны в качестве аллегории создаваемых многими образов кого-то, не имеющих ничего общего с живыми людьми, тов се становится на свои места. Ветка Равшаны Курковой, притянутая сюда за уши, никак на нее не влияет. Но это уже спойлер.

"Историйка" с участием делового человека Машкова, желающего сношать миловидную разносчицу кофе в виде Юлии Снигирь, по факту, могла быть самой честной. Или, что вероятнее всего, таковой и является. Причем, если честно, персонажу Снигирь совершенно не сопереживаешь. И, причем-два, начиная с момента, когда узнав о грозящем увольнении девушка идет и в одно лицо рассуждает о своей роли в компании и о том, как ее не ценят. Кроме Инстаграмма, мужа с танками и кофе с конфетками — ничего у нее больше и нет.

История японцев в Мск вполне тянет на правду. Потому как многим сейчас Достоевский совершенно неинтересен. Плохо это? Каэшн. Можно что с этим поделать? Конечно. Наладив в стране нормальную жизнь. Хотя, и это тоже правда, каждый сам выбирает — что ему надо от жизни.

История с любителем граффити в исполнении Цыганова сказочна прекрасна эгоизмом и красками граффити, показывающих то уличное искусство, что должно быть. Вместо непонятно-невнятных надписей черным баллончиком, что есть в каждом дворе. Но смотреть ее серьезно, особенно когда Цыганов, глядя грустными глазами в камеру спрашивает: а что такое любовь... полноте. Полноте, Евгений, вам ли играть такие роли? Вы ж то знаете, что такое любовь.

Любовь, это блядь, оставить жену с семью детьми и уйти к ангелоподобной Снигирь, предварительно заделав и той пузожителя. Это реальная любовь.

Ну и мой любимый кусок — кусок с Ефремовым и Литвиновой. И после него мне прямо захотелось детектива с Реантой в главной роли. Потому как здесь хватило всего. И даже бытового расследования.

А завтра расскажу про просмотренный на каникулах сериал))


Статья написана 8 января 2016 г. 12:58

Кинопросмотры (про второй фильм): К. Тарантино, "Омерзительная восьмерка"

Поклонником фильмов Тарантино стал только в 00-х, после первого "Убить Билла". И с того самого времени каждый фильм мэтра долгожданен и априори награждается лично-субъективным званием "ужэтоточнобудет самыйлучшиииийфильм". Самое главное, что после просмотра любого не приходится убеждать себя в том, что есть, есть в нем что-то эдакое и вообще кинцо ни разу не дефлопе, сиротливо притулившееся на краю огромной тарелки с

позолотой. И, также немаловажно, от фильмов Тарантино остается послевкусие, как от хорошего алкоголя. Главным послевкусием предпоследнего фильма стал мсье Кенди, кровавой ладонью лапающий ручку молотка. С послевкусием "Восьмерки" еще предстоит разобраться.

Минусом "Восьмерки" стоит считать дубляж. Насколько верно не промахнулись при дубляже "Ублюдков", настолько здесь и сейчас дубляж не особо хорош. Учитывая камерность фильма, его постановку, на самом деле практически театральную, стоило подойти серьезнее. Возможно, стоит смотреть в оригинале. Только вот какой момент: в "Ублюдках" сцена в таверне закрутилась вокруг акцента господина не-Вена, господина-Фитцпалю. И даже зная и понимая английский, сможет ли российский зритель в полной мере ощутить разницу акцентов? Ели даже в России основная часть узнавания выговоров приходится на "тычотакаядэрзкая", "начальникамасэксанама" и, в лучшем случае, "оканья" Поволжья, "гэканья" Кубани и четко понимаемого "че?" с Урала? И вряд ли разница акцентов в оригинальной озвучке сыграло бы большую роль.

Минусом для меня, неожиданно, стал тарантиновский трэш. Включая гениталиеуничтожение. Почему Квентин так любит в обязательном порядке отстрелить к чертям пару яиц — мне непонятно. Хотя, надо сказать, здесь причина этого очевидна. Она кроется в рассказе майора генералу.

Зато в остальном — попадание в десятку. Потому как восьмерка вышла таки омерзительнее некуда:

Омерзителен "вешатель" из-за несоответствия крутости и тупости. Курт Рассел, поводящий усами с подусниками, просто прекрасен.

Омерзителен кривляющийся палач в исполнении Рота. Более того, поставьте на его место Вальца и всё, картина опять крутилась бы вокруг него, сплавившего воедино Ланду и Шульца.

Омерзителен майор С.Л. Джексон в его желании расстрелять херову тучу белых парней, сжечь их, растоптать сапогами и прочее.

Омерзителен "пройдоха", с его ужимками и метаниями от героического сына южного полководца до шерифа Ред-Рок, с наслаждением читающего письмо Линкольна.

Омерзителен генерал, с его отношением к людям и к ниггерам в первую очередь. Он был омерзителен еще сидя в синих очках и продавая Джанго подешевле. Здесь он омерзителен вдвойне.

Омерзителен мексиканец Боб. Просто потому, что омерзителен.

Омерзительна висельница в исполнении Ли. Потому что она на самом деле преступница, с замашками, ужимками и подмигиваниями такой степени лютости, что становится страшно.

А вот ковбой Медсен омерзителен только потому, что именно он ломает крылья нового ангела мэтра, новозеландки Зои Белл. Во всем остальном это тот самый многозначительно молчащий Медсен, которого и хотелось увидеть.

Это хороший фильм. На самом деле хороший фильм, что еще не раз пересмотрю. Отвечая на собственный вопрос про то, что лучше: "Выживший". Не "Восьмерка".

П.С: настоящий режиссер заставит играть даже Ченинга Татума. Не верите? Посмотрите "Омерзительную восьмерку".


Статья написана 7 января 2016 г. 22:29

Кинопросмотры (про первый фильм): "Выживший"

Сегодня случился просто прекрасный день. Устроили себе кино-выходной. Пошли на два очень ожидаемых фильмов. Нет, это не "Страна чудес". Это "Выживший" и "Омерзительная восьмерка". Иньярриту и Тарантино, соответственно. И, собственно, про первый по хронологии, то есть про новый фильм с Леонардо Ди-Каприо.

С "Выжившим" сложилось всё и сразу. От времени прибытия в ТРК и хорошего кофе с собой до ролика "Дэдпула" перед показом. Как говорит Катрин Сергевна — про Дэдпула вокруг понимал только я и больше никто. Да и ладно.

Пересказывать сюжет фильма смысла нет, причем, совершенно. Надо просто смотреть и все. Воспринимать картинку, звуки, игру актеров, атмосферу и переживать. Переживать довольно часто. Вообще, если честно, кинозал (полный) переживал серьезно. Даже хруста поп-корна слышно не было. Вздохи и изредка ойканья — случались. Странно, если бы не случались. В качестве спойлера можно сказать только: вот вроде, всё уже нормально, прям бегает, всё такое, и тут — на, получи, куда он с обрыва полетел, а?! И вроде бы понимаешь, что не должен фильм на этом закончиться и доберется и остальное, но...

Не нашел к чему придраться. Просто не нашел.

Затянутость сюжета? Да полноте, все в норме.

Борщ с везением? Да ну нафиг, упаси Ктулху от такого везения.

Что еще из придирок? Да ничего.

В этой истории все крайне просто. В ней нет никаких откровений. В ней нет скрытых тайн пионеров-первопроходцев. Это чистое наслаждение, сравнимое с "Бродягами Севера" Дж. О. Кервуда. Это прямой поток мысли режиссера, воплощенный в пленке с тем же эффектом погружения, что и "Железная хватка" Коэнов. Это безумно настоящая атмосфера фильма, погружающая в себя с помощью всего. От работы оператора и костюмеров до саундтрека и игры актеров. К слову, саундтрек сказочный. Ни одной четкой мелодии, что потом станешь напевать, нет. Вставки, подчеркивающие сами моменты фильма. И голос самой природы девственных просторов Северной Америки.

Актеры? Сплошное удовольствие. Радость за младшего Глисона, уверенно идущего по стопам отца и набирающего баллы в Голливуде. Понимание персонажа Харди и нежданное ощущение того, что он умеет играть на самом деле плохих ребят. Аутентичность всех актеров, играющих индейцев, трапперов и сопричастных. И ожидание. Ожидание той самой статуэтки, что должна в конце концов оказаться в руках сильно выросшего и совсем уже возмужавшего Лео. На мой не самый притязательный взгляд, лучшая актерская игра — это та, где нет слов. Сопереживаешь немому персонажу — он вышел. Вот здесь так и получилось.

Резюме: прекрасно.





  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх