Все отзывы посетителя eXteSy
Отзывы (всего: 12 шт.)
Рейтинг отзыва
eXteSy, 6 апреля 2021 г. 20:35
Удивительная история, в которой воедино гармонично сплелись постапокалипсис и ужасы. Хотя удивляться здесь нечему: ведь хорош же для разнообразных жутких историй антураж постядерного мира с его атмосферой смерти, безнадежности, упадка, разочарования и разрушения. Что интересно, в книге ужас показан разный:
- это и реальные ужасы разрушенного мира с его отморозками, сумасшедшими и т.п. людьми (а могут ли такие и дальше называться людьми?), чьи самые садистские наклонности были посажены в плодородную и благодатную почву постапокалиптического континента и которые творят кошмарные вещи без какой-либо действительно важной цели;
- это также ирреальное воплощение Зла, которое преследует конкретную цель: погубить невинную девочку Сван, которая может спасти человечество, и не дать прозвучать в этом безнадежном мире лебединой песни.
Но какой же из этих ужасов хуже? Мистическое воплощение абсолютного Зла, которое древнее человечества, или такие бренные люди во всем разнообразии их пороков? Маккаммон не дает разжеванного ответа на эти и многие другие вопросы, а позволяет читателю самому делать выводы, лишь регулярно подбрасывая разнообразные намеки.
Но кроме Зла во всех его проявлениях в книге изображены люди. Разные и многогранные. Те, которые остались людьми, несмотря ни на что. Те, которые знают к чему стремиться. Те, которые знают, что защищать. Те, которые знают вкус жизни. Такие интересные и совсем не похожие между собой, но которые служат целям добра, такого призрачного и вроде бы утерянного. И которое на самом деле рядом с ними.
Маккаммону удалось соединить воедино сюжетные линии разнообразных ярких и живых персонажей. А других Маккаммон и не умеет прописывать. Все разнообразие характеров, видов деятельности, увлечений и чаяний можно увидеть и прочувствовать на страницах книги.
Но не стоит забывать и еще об одном важном персонаже — Надежде. Именно так, с большой буквы. И это не имя, не героиня романа. Это то светлое и животворящее чувство, которое сопровождает не только главных героев, но и читателя на протяжении всего произведения. И Маккаммон ненавязчиво говорит про то, что никогда не стоит его терять.
Как и другие романы автора, этот также отличается удивительной кинематографичностью, прекрасным описанием экшена и вниманием к деталям, глубокой проработкой внутреннего мира персонажей. Стоит заметить, что первые главы могут читаться довольно тяжело, но потом повествование набирает обороты и уже просто невозможно остановиться и вырваться из созданного автором мира, не дочитав книгу до конца.
Бернхард Хеннен «Эльфийский цикл»
eXteSy, 23 декабря 2020 г. 21:22
Если коротко – несомненно читать. Если и не будете в восторге, то не разочаруетесь уже точно.
Если более развернуто – придется Вам прочесть эту простыню. Старался отзыв ужать, но и цикл совсем немаленький.
Многие, услышав о эльфах, троллях, драконах и тому подобных расах в сюжете, сразу представляют такое себе совершенно классическое фэнтези, от которого сложно ожидать каких-либо сюрпризов, неожиданностей и уникального мироустройства. Но это не про неуемную фантазию Бернхарда Хеннена (при участии Джеймса Салливана в отдельных книгах цикла), где все это в наличии, да еще и с избытком. И да, там есть эльфы, тролли, фавны, минотавры, кентавры, драконы, кобольты, карлики, ламассу и многие, многие… И они даже изображены во вполне классических образах с некоторыми вариациями.
Но, несмотря на использование всем известных рас, Хеннен создал очень необычное и во многом уникальное мироустройство. А сделать это с использованием «заезженных» рас намного сложнее, чем выдумав их с нуля. Потому что раз назвал существо кентавром, то оно должно бегать на четырех ногах да играть по правилам человекоконя. И все это надо вписать в придуманный автором мир. Причем в созданный на основании мифологий разных народов, но при этом мало что заимствовавший оттуда. Хотя без некоторых аллюзий, конечно, не обошлось. И не только мифологических, но и исторических (экспансия христианства и т.п.).
А еще добавить к этому абсолютно уникальные расы и твари, порожденные фантазией автора. Но спойлерить не буду.
Огромный цикл состоит из нескольких подциклов, довольно разных в сюжетном и структурном плане.
Роман «Последний эльф. Во власти девантара» стоит особняком от других произведений, но не столько сюжетно, как стилистически. Он охватывает события нескольких эпох, акцентируя внимание на некоторых сюжетных вехах и лишь вскользь упоминая о множестве других значимых событиях. Поэтому даже если он Вам не слишком понравится – нужно пробовать читать цикл дальше.
Подцикл-трилогия «Воины света. Меч ненависти», «Битва королей. Огонь эльфов», «Королева эльфов. Зловещее пророчество» (или «Эпоха эльфов», или «Тролльские войны») детально описывает отдельные события, о которых лишь вскользь упоминалось в «Последний эльф. Во власти девантара». Как понятно из названия подцикла, в основе сюжета противостояние эльфов и троллей, не без участия людей, конечно. События каждого романа серьезно разнесены во времени на десятилетия, и в каждом из них описывается отдельный эпизод противостояния.
Следующий подцикл-трилогия «Меч эльфов», «Меч эльфов. Рыцарь из рода Других», «Меч эльфов. Наследница трона» (или «Эпоха людей») повествует о событиях через несколько веков после предыдущего цикла, когда люди освоили порох. И снова он раскрывает один из наиболее значимых эпизодов перед финалом первого романа «Последний эльф. Во власти девантара». Этот подцикл – это, по сути, единый роман, разбитый на три части и читать любую из них отдельно не имеет смысла, поскольку следующий роман начинается с места, где закончился предыдущий. Этот подцикл, на мой взгляд, наименее интересен и уникальный. Довольно стандартная история взросления «избранных героев» в достаточно типичной фэнтезийной сюжетной обвертке. Не без интересных идей и захватывающий эпизодов, но сильно проигрывающий другим произведениям цикла. Где-то на 7/10.
Подцикл-приквел (но, на мой взгляд, читать его следует последним, как и писал автор) «Логово дракона. Обретенная сила», «Гнев дракона. Эльфийка-воительница», «Месть драконов. Закованный эльф», «Вторжение драконов. Последняя битва», «Небеса в огне» (или «Эпоха драконов») рассказывает о событиях, произошедших задолго до романа «Последний эльф. Во власти девантара», во времена, когда крылья величественных драконов вспаривали небеса, эльфы были слабыми, девантары – сильными, а мир Нангог еще не стал Расколотым. И этот подцикл – единственные романы, которые НЕ описывают какой-либо из упущенных эпизодов рассказанной в «Последнем эльфе» истории. Но автор оставляет в сюжете множество пасхалок к предыдущим романам, то есть к событиям, которые только произойдут в мире книги. Для меня лично этот подцикл оказался наиболее оригинальным и невероятно интересным, непохожим на произведения других авторов.
Ах да, забыл упомянуть, что события развиваются не в одном мире, а в трех разных, очень отличных один от другого. И между ними возможно передвигаться лишь по «золотым тропам» через Пустоту (или Ничто), путь куда могут открыть лишь избранные. Но даже в Пустоте обитают ужасные твари…
Бернхарду Хеннену очень удались персонажи. Огромная эпопея с невероятным количеством действующих лиц. И при этом абсолютно живых, разнообразных, без каких-либо следов картона или другой макулатуры. Только высококачественные типажи, каждый со своей историей, переживаниями, стремлениями, целями (явными и скрытыми), плюсами и минусами. Здесь в характерах почти нет белого и черного, оттенки постоянно меняются местами, а большинство из них склоняется к серому спектру (в плане понятий добра/зла, а не яркости типажей, конечно). И, когда тебе кажется, что после предыдущей книги ты знаешь про персонажа все, в следующей он может провернуть такое…
Множество интриг, живой и неординарный мир (особенно в подцикле «Эпоха драконов»), огромное количество рас и действующих лиц, интереснейший и нетривиальный сюжет с невероятными поворотами, стремительный экшн, вполне хоррорные эпизоды (некоторым «чистым» хоррорщикам они так не удаются, как Хеннену), эпические битвы и войны, достаточно качественного юмора (например, вы знаете, как споить древнее разумное и наделенное магией дерево?).
Без сомнения, «Эльфийский цикл» Хеннена – одно из лучших произведений фэнтези, которые я читал (не обращайте внимания на вырвиглазные обложки). И всем любителям жанра, без всяких сомнений, стоит с ним ознакомиться. Причем здесь найдутся элементы не только эпика или героики, но и стимпанка, да «темного» фэнтези с хоррором. Жаль только, что некоторые отдельные романы цикла и целый набор рассказов так и не переведены.
Конечно, есть и минусы. Но они на фоне всех плюсов оказались для меня настолько незначительными, что даже не буду на них акцентировать внимание.
Рекомендация: must read.
Андрэ Нортон «Кошачьим взглядом»
eXteSy, 28 сентября 2020 г. 20:23
Эта книга относится к тем, которые прививают читателю любовь к фантастике раз и навсегда. Ведь если бы большинство не начинали читать этот жанр с качественной приключенческой фантастики такого типа, как «Кошачьим взглядом», то, скорее всего, не «дошли» бы до более сложных для восприятия социальной, философской фантастики, антиутопий и т.п.
Я погрузился в созданный Нортон мир сразу и полностью, без какой-либо «раскачки», как это часто бывает. Есть в авторши такая черта (или талант?), что в созданные ею Вселенные хочется верить. Более того, в момент чтения именно верю в события, которые происходят с персонажами, ведь мир прописан очень ярко, улочки городов живут своей жизнью, леса властвуют над большинством территории планеты, в темную безграничность космоса отправляются такие обыденные космические корабли, а под землей скрываются артефакты древней расы Предтеч. Я люблю фантастику с флайерами, бластерами, скиммерами, космическими торговцами и разнообразными формами жизни, которыми автор наполняет Вселенную. И хотя понимаю, что не будет будущего, где космические корабли в мгновения ока покрывают парсеки Космоса, а компьютеры и электроника – громоздкие и неудобные. Все будет совсем не так, скорее всего наоборот, а может и не будет вовсе. Ведь человечество больше не стремится к звездам. Зачем напрягать все силы, чтобы достичь одного мира, когда достаточно погрузиться в виртуальною реальность, мгновенно открывающую перед тобой тысячи миров без особенных усилий?
Но именно такие произведения, как «Кошачьим взглядом», заставляют не забыть мечту, возрождают стремление к выдуманным, но все же таким реальным, мирам с их интригами, невероятными приключениями, удивительными созданиями и безграничной романтикой неизведанного.
В произведении нет раскрытия философских истин, поисков целей мироздания, психоанализа героев, но есть нечто другое, на мой взгляд, не менее ценное: любовь к людям и к нелюдям, к животным, таинственному и неизведанному, право на выбор, жажда приключений и свободы, стремление к познанию чего-то нового и способность принимать его. А еще посыл читателям, заставляющий стремиться к звездам, но при этом всегда оставаться человеком.
Наверное, отзыв получился слишком эмоциональным, но это отнюдь не отголоски ностальгии, подросткового восприятия романа, так как произведение впервые прочитал только сейчас. И в этом тоже огромный талант Нортон, когда созданная нить повествования захватывает как подростка (в чем я не сомневаюсь), так и взрослого читателя. Просто каждый находит в романе что-то свое.
А еще «Кошачьим взглядом» у меня перекликается с «Сагой о возвышении» Брина. Не построением романа, не сюжетной линией, так как произведения совсем разные. Просто отношением к животным c их правом на возможность быть разумными и свободными, правом на развитие.
Если Вы любите мрак Космоса с рассыпанными в нем бриллиантами звезд по раскрашенных галактиках, головокружительные приключения, тайны и артефакты чужеродных цивилизаций, пси-способности, динамику, природу – прочитать этот роман однозначно стоит. Если же всего вышеперечисленно Вы не любите – тогда стоит прочитать этот роман для того, чтобы полюбить.
Карен Хабер «Женщина без тени»
eXteSy, 27 сентября 2020 г. 12:49
Карен Хабер — всего-лишь жена одного из величайших фантастов Роберта Силверберга или самобытный автор со своим уникальным стилем?
Даже если Вы еще не читали этой книги, то все равно будьте уверены в том, что обо всем рассказанном в ней Вы уже читали. И, скорее всего, не раз.
Здесь есть все, чтобы сделать эту книгу насыщенной невероятными приключениями: космические корабли, бластеры, ядерное оружие, романтика Свободных торговцев (ничего не напоминает?))), заговоры, боевые искусства, брутальные, но все понимающие, соратники, эмпатические (экстрасенсорные) способности, коварные и подлые личности, пираты, Космическая полиция, контрабандисты, тайные группировки, члены которых отличают себе подобных по татуировке и специфическому рукопожатию, милые ручные зверушки, которые в результате оказываются совсем не такими простенькими…
Да и написано добротно, интерес к происходящему поддерживается на нужном уровне, хотя с самого начала и приблизительно понятно, чем все закончится. Но вот нет новизны. Все это встречалось уже не раз и в более хорошем исполнении, без таких ужасающих «роялей в кустах», как эпизод, в котором один из персонажей подбирает сканер в машине «скорой помощи», мимо которой он пробегает, да к тому же этот сканер может обнаруживать нужную ему форму жизни (представителей которой, к слову, на этой планете аж шесть). Просто каждый раз, когда автор не знает, как выпутать своих героев из сплетенных нею нитей сюжета, она просто подбрасывает им нужную вещь/человека/события в идеально подходящий момент.
Таким образом, эту книгу можно прочитать любителям приключенческой фантастики в качестве «легкого чтива», но, пройдя мимо нее, Вы также абсолютно ничего не утратите.
Альфред Ван Вогт «Зачарованная деревня»
eXteSy, 26 сентября 2020 г. 20:58
Великолепно! Нет, восхитительно! Приятно снова узнавать фирменный «почерк» автора. В небольшом по объему рассказе наберется идей на целый роман. Но при этом все они к месту и реализованы Ван Вогтом просто мастерски. Автор не перестает меня удивлять. Несмотря на множество перечитанной фантастики, такого типа инопланетной жизни (причем разумной), как в этом рассказе, я не встречал.
Редкий образчик произведения, в котором атмосфера повествования не уступает фантастическому элементу, причем они взаимно дополняют друг друга. Автор не пошел путем упрощения одного во вред другому, как это часто бывает в короткой форме фантастики. Ван Вогтом просто великолепно изображена щемящая безнадежность одинокого человеческого существа, потерянного на чужой планете и оставшегося без средств к существованию. Это чувство умело подчеркивается автором описаниями марсианских пейзажей, бесконечной красной пустыни. Но даже при этом показана неистребимая вера в силу людского разума и изобретательности, в силу воли, характерная для НФ середины двадцатого века. Ведь не имея шансов на спасение, герой продолжает идти, надеясь на какое-то чудо. И оно таки случается.
Он находит заброшенный марсианский город, а вместе с ним и подкрепление своим чаяниям на спасение. Вновь и вновь терпя неудачи, главный герой до последнего упорно сражается за свою жизнь, цепляясь за оставшиеся крохи надежды.
Апофеозом становится концовка, ироничная и неожиданная, созданная, как и все произведение, талантливой рукой Мастера, умело дирижирующей чувствами и эмоциями читателя.
eXteSy, 26 сентября 2020 г. 14:27
Качественная смесь психологического хоррора и социальной драмы. Причем нельзя однозначно сказать, чего здесь больше.
Сразу замечу, что чего-то нового, необычного, нечитанного ранее в этом романе любитель хоррора не найдет. Зато в произведении присутствует множество уже ставших в некой мере традиционными штампов: небольшой депрессивный городок, где все всех знают, и в котором к тому же закрылось последнее предприятие; непрекращающийся ливень; кладбище возле леса; горы «скелетов в шкафах» жителей городка; зловонный туман; смесь реальности и видений персонажей и т.п.
Как обычно сложилось в романах такого типа, Ланган начинает повествование издалека, постепенно знакомя читателя с основными действующими лицами, их помыслами, проблемами, всей нелицеприятной подноготной их внутреннего мира, в том числе используя многочисленные флешбеки. Также медленно вырисовывается и образ городской сумасшедшей, молодой павшей девушки, но представленный уже не через призму ее ощущений и размышлений, а через видение ее другими персонажами. Тем более, что она плотно засела в их мыслях, начав с завидной регулярностью приходить к ним во сны: слишком уж реалистичные сны, слишком уж неприятные сны…
Правда, не все сюжетные линии доведены автором до логического завершения, некоторые эпизоды оставляют в недоумении, призванные, очевидно, только нагнетать атмосферу мрака и безысходности, они не влияют на дальнейшее развитие событий, не получают какого-либо объяснения произошедшему до конца текста. Примером может послужить сцена с преследующим Лиз непонятным монстром на кладбище.
Большое место в произведении отведено социальной драме, большим трагедиям маленьких людей. Здесь и общий упадок городка, и безработица, проблемы со здоровьем из-за работы на экологически вредном предприятии, инцест, алкоголизм, проституция… полный набор в одном флаконе. Вообще в первой половине «Хранителя» хоррора практически нет, только предчувствие чего-то надвигающегося, ощущение общей тревоги. Да и потом, как мне кажется, хоррор на самом деле просто оттеняет драматические сюжетные линии, просто служит инструментом для более яркого их отображения.
Интересным сюжетным приемом для меня было изображение взаимосвязи потустороннего зла, разрушающего людские души, и рукотворного зла, разрушающего экологию и людские тела.
Что в этом романе являет для меня наибольшую ценность? Однозначно – атмосфера повествования. Я буквально ощутил «эффект присутствия» в городке без каких-либо 3D приспособлений. Конечно, поспособствовал этому и дождь за окном, который перекликался с погодой в произведении, но, уверен, большую роль здесь отыграло все-таки умение автора. Очень мрачно, депрессивно, упадок чувствуется буквально во всем: в людях, в их ощущениях и мировоззрении, в зданиях, в завывании ветра, струях ливня и грохоте потока воды. Да просто представьте: здесь даже обычный шериф обычного маленького городка не тупой увалень, до последнего не замечающий происходящего вокруг, и не герой-одиночка, который спасает всех и вся благодаря своей доблести и верным друзьям (как это обычно бывает в произведениях такого рода), а живой человек с множеством своих проблем и трагедий в жизни.
Сара Ланган дебютировала крепким произведением, умело используя устоявшиеся штампы жанра. Но вот привнести что-то свое, оригинальное и выделяющее ее с общего потока, автору не удалось. Правда, я «проглотил» роман за полтора вечера (значит, все же что-то не позволяло оторваться от перипетий сюжета!).
eXteSy, 14 июня 2020 г. 14:44
Всегда приятно, когда действительность превышает ожидания. Именно такой оказалась ситуация со «Стражем» Конвица, великолепным и незаслуженно обойденным вниманием романом.
Общая стилистика и построение произведения в чем-то перекликается с «Ребенком Розмари» Левина. Да и завязка похожая: фотомодель, возвратившись в депрессивном состоянии с похорон отца (с которым отношения были также не самыми лучшими при жизни) в Нью-Йорк, подыскивает себе жилье. Результатом поисков оказывается прекрасная квартира с антикварной обстановкой в немного винтажном особняке за приемлемую цену. Все складывается просто прекрасно, разве что соседи немного (и много) странные. Но ведь это же Нью-Йорк! Кого здесь удивишь приятным одиноким стариком с попугаем на плече и обшарпанной кошкой на сгибе руки, для которой даже устраивает полноценный День рожденья? Или сестрами-близняшками непомерного размера, вечно спорящими по поводу выбора десерта для готовки? Или двумя женщинами-лесбиянками, не стесняющимися ласкать друг друга в присутствии героини? Или священником-затворником, никогда не выходящим с квартиры? Или… Но даже с такими соседями можно вполне уживаться, если не выяснить, что в доме кроме тебя и священника-затворника никто давно не живет…
Возможно, роман и писался на фоне успеха «Ребенка Розмари», как маккаммоновский «Ваал» на волне успеха «Омена», но в данном случае, на мой взгляд, результат получился очень самобытным и намного более интересным, чем источник вдохновения.
Автор мастерски переплетает реальность с фантазией, происходящее наяву со снами и бредовыми галлюцинациями, играя не только с главной героиней, но и с читателями, по кусочку «скармливая» детали происходящего. И когда уже кажется, что автор вот-вот разъяснит и раскроет перед читателем часть причин и загадок, на самом деле все оказывается только больше запутано. Распутывать заданные Конвицом ребусы и криптограммы, складывать кусочки мозаики в единую картину и пытаться «обыграть» автора в заданной им игре приносит настоящее наслаждение во время чтения. Интерес к этому не пропадает ни на минуту, поскольку писатель постоянно удивляет, сюжет изобилует неожиданными открытиями и поворотами. Язык произведения очень красивый, завораживающий, полный оттенками и прекрасно доносящий к читателю авторский посыл, позволяющий ощутить весь ужас происходящего, все более сильно накатывающий и затягивающий в свою пучину главных героев.
Повествования начинает свое развитие очень медленно, степенно и размеренно, полностью погружая читателя в гнетущую атмосферу романа, постоянно нагнетая ощущение саспенса. Но, чем дальше разворачивается сюжет, тем более ускоряется темп происходящего, мелькая калейдоскопом событий ближе к финалу.
В романе нет ни одного проходного персонажа, все они неординарные и интересные, каждый со своими секретами, особенностями и «тараканами в голове». В результате, насчет каждого до финала нельзя быть уверенным, что он именно тот, кем его представляет автор. И далеко не все в конце получат то, к чему стремились. Здесь Вы не найдете картонных героев, поступки которых «мигрируют» от романа к роману, от фильма к фильму.
Не могу не вспомнить еще один интересный авторский прием, с которым раньше ни разу не встречался. Обычно в произведениях, где в события замешена церковь и происходящее связано с религией, персонажи так или иначе находят цитаты, зашифрованные послания или пророчества со словами со священных текстов. В этом романе без таких цитат также не обошлось, но взяты они с классических художественных произведений на тему рая или ада.
Среди минусов разве тот факт, что автор так и не дал ответа на несколько интересных вопросов, возникших по ходу развития событий.
В итоге, Конвиц создал просто великолепный, неординарный, мастерски написанный, неожиданный и полный загадок роман, где акцент сделан не столько на чистый хоррор, сколько на саспенс и мистическую составляющую. Повествование затягивает в созданный автором мир и, чем дальше читаешь, тем больше это ощущается. И я совсем не понимаю, почему этот роман не приобрел широкую известность.
Для любителей ужасов и мистики рекомендую к прочтению настоятельно и обязательно. Многое утратите, если пропустите это произведение. Да и всем другим роман должен понравится языком написания, сюжетными поворотами и умелой игрой автора с читателем.
eXteSy, 9 мая 2020 г. 14:48
Эта книга завораживает. Без преувеличения. Прекрасное мастерство автора, заставляющее читателя не отрываться от происходящего в романе на протяжении больше чем шестисот страниц. И это без погонь, стрельбы, интриг, злодеев, врагов, ловушек, детективной или военной линии и т.д.
В произведении описывается жизнь женщины, которая волей случая оказывается оторванной на годы от других землян на малоизученной планете среди туземцев. И для того, чтобы выжить, ей придется пойти на кардинальные изменения себя. Причем не только в психологическом, моральном или эмоциональном смыслах. Она изменена и физически, силами туземцев адаптирована к жизни на чужой планете. Автору удается захватывающе показать и описать контакт настолько различных цивилизаций: землян и тэнду. Первые — высокотехнологическая цивилизация будущего, активно осваивающая и покоряющая космос. Вторые — живущие в полной гармонии с природой, в некоторой мере консервативные, туземцы с неимоверно развитой психологией и биотехнологиями. И, в отличии от большинства произведений такого рода, в этом романе никто никого не пытается уничтожить, поработить или завоевать. Здесь цивилизации пытаются друг друга ПОНЯТЬ и не допустить разрушения гармонии.
«Цвет дали» — вообще произведение нетипичное, хотя сюжет, казалось бы, очень обычный. Автору прекрасно удалось воспроизвести впечатление чуждости культуры, притом не сделав ее отталкивающей.
Эми Томсон акцентирует большое внимание на экологической составляющей, на необходимости оценивать со всех сторон разрушающее влияние технологической цивилизации на разные экологические ниши, но при всем этом книга ни в коей мере не является экологической агиткой.
И, как резюме, хочу отметить, что «Цвет дали» — произведение абсолютно «светлое». Ведь иногда так хочется побывать в доброй научно-фантастической сказке, пусть и с совсем недетской проблематикой!
Любителям твердой именно НАУЧНОЙ фантастики очень рекомендую.
eXteSy, 1 мая 2020 г. 20:10
«Кукловоды» — роман из тех, которые, в первую очередь, возбуждают дух авантюризма и тягу к приключениям. В фантастической литературе и фильмах пришельцы пытались завоевать Землю множество раз самыми разнообразными и невероятными способами. Хайнлайн избрал способ захвата отвратительного вида пришельцами тела человека с последующим контролем над его разумом. Но в Хайнлайна также интересно и то, что пришельцы-захватчики вовсю используют млекопитающих для своих диверсионных планов.
В книге много экшена, юмора, шпионских приспособлений а-ля Джеймс Бонд, традиционных фантастических изобретений близкого будущего (лучеметы, летающие машины, супертаблетки и т.д.), военных решений, коварства, красивых женщин. И всего этого как раз в меру для захватывающего чтения; ничего лишнего и в то же время без оставленных без развития сюжетных линий.
Много интересных идей, которые остаются актуальными и в наше время. Всего описывать не буду (сами прочтете или уже прочитали), но в пример приведу идею с подменой настоящей летающей тарелки на бутафорскую для представлении в СМИ ситуации как комической, простого розыгрыша. И это сработало для основной массы населения. И в наше время сработало бы. Представьте, что завтра утром Вы в газете/интернете/по телевизору читаете/смотрите репортаж про приземление летающей тарелки около какого-нибудь городка. Вам покажется этот репортаж очередной желтой «уткой»? А если на следующий день объявляют, что это лишь муляж и вся история была розыгрышем? И показывают Вам вблизи съемку этого муляжа снаружи и внутри? В большинства это вызовет лишь ироничную усмешку с мыслью: «Ну разве кто-то мог в такое поверить, купиться на летающую тарелку в лесу?». Хайнлайн использует сюжетный ход, который сводится к тому, что «наибольшее достижение дьявола в том, что люди перестали в него верить и опасаться». И таких ходов в романе множество!
Что интересно, при прочтении романа нет ощущения его устарелости, неактуальности. Некоторые примитивно-архаические названия (лучемет и т.п.)? А почему название нового оружия должно быть каким-то сложным, оригинальным и трудновыговариваемым? Это же не более, чем просто пространство для фантазий НФ-авторов, чтобы их мир выглядел более самобытным и непохожим на описанные ранее и этот же лучемет назывался супермегааннигилятором (не всем же приятно сознаваться, что идея взята из другого произведения, даже когда она в нем как раз и нужна и другая туда не подойдет). Мне как раз кажется, что в случае изобретения такого оружия оно и будет носить простое и легкозапоминающееся название, например, лучевой автомат, лучевая винтовка или тот же лучемет. И не вина Хайнлайна, что он не предвидел, что телефон назовут мобильным, а не персональным, а летающая машина у него так и осталась просто машиной.
Если Вы любите легкую приключенческо-шпионскую фантастику с массой интересных идей, сюжетных ходов, отсутствием ляпов и «роялей в кустах», научным обоснованием, легким слогом и качественным юмором, что в комплексе не позволит Вам оторваться от чтения, но поможет полностью окунуться в созданный автором мир, то не стоит проходить мимо «Кукловодов».
eXteSy, 28 апреля 2020 г. 14:26
Фантастический боевик во всей красе с очень популярным в произведениях 80-х (не только книгах, но и, по большому счету, фильмах) антуражем и противоборствующими «хорошим» и «плохим» пришельцами. Но вот тупым, безмозглым и плоским его назвать никак нельзя.
Прежде всего это роман о людях. Невероятно интересные персонажи собрались в богом забытом жарком «умирающем» городке. Причем второстепенные и даже третьестепенные эпизодические персонажи вовсе не просто персонажи, а настоящие личности: начиная от местного гангстера и разорившейся вдовы толстосума, который когда-то контролировал город, останавливаясь на главных героях и продолжая вроде бы «проходными» членами молодежных банд. Они все ЛИЧНОСТИ. Каждый со своими страхами, желаниями, стремлениями. Очень интересно наблюдать процесс, во время которого все проблемы и чаяния заменяются одним стремлением: остаться в живых, спастись от этого неведомого инопланетного нечто. Причем характеры прописаны до мелочей: хороший пример тому желание некогда богатой вдовы сберегать видимость неиссякающего богатства. Маккаммон мастерски показывает, что даже вконец опустившийся человек перед лицом неизбежного может измениться и осуществить настоящий подвиг. А таких мелочей здесь очень много! Читатель проживает вместе с героями небольшую частичку их жизни, ощущает, как струится по спине пот во время бешеного бега, чуствует вкус крови на разбитых губах, пропитывается пылью пустыни и стряхивает с руки инопланетную слизь.
Персонажи пришельцев. Несмотря на явное противопоставление двух видов пришельцев и очевидную враждебность одного из них к людям, все не так то и просто в Маккаммона. Ведь с точки зрения этого пришельца он не злой, он просто действует в соответствии с интересами своей рассы методами, которые у них считаются обычными. И автор на этом акцентирует внимание!
Социальная драма. Причем очень сильная: от упадка городка, разорения граждан, распада семей, сталого образа жизни, алкоголизма, вовлечения подростков в криминальную деятельность до конфликтов на расовой почве, которые в результате перерастают в мини-войну между бандами.
Экшен. Здесь его много и описан он мастерски. Великолепная кинематографичность, прописанное до наименьших деталей действие, которое от этого не становится занудным или усыпляющем, а остается столь же быстрым. События развиваются с невероятной скоростью, сразу во многих локациях и теряется во время чтения ощущение маленького отрезанного от мира городка и кажется, что читаешь практически о мировой войне. ТАК описать активные действия мало кто может. Это не мастерство, это талант. Причем он заметен не только конкретно в «Кусаке», а и во всех других прочитанных мною романах Маккаммона.
Не стоит забывать также о саундтреке. Конечно, в книге его не послушаешь, но его можно прочувствовать. Ведь автор постоянно «подкидывает» нам по ходу повествования ссылки на музыку, звучащую в наушниках, магнитофонах и душах личностей, которые творят историю произведения.
Читать, несомненно, стоит. Не для постижения сложных философских истин, а для погружения в характеры таких разных людей и просто для очень качественного, увлекательного, интереснейшего и мастерски написанного экшена, а также свежего и оригинального взгляда на, казалось бы, заезженную тему.
eXteSy, 9 ноября 2018 г. 02:05
Ваал. Звучит зловеще? Нет? А вы попробуйте слово «на вкус», повертите на языке и прочувствуйте. Ведь нет ипостаси более ужасной, коварной, чуждой, отвратительной, мерзкой, подлой, злокозненной по отношению к роду человеческому, нежели Он.
Следует признать, что роман был написан на волне успеха «Омена», но этим «грешил» в то время не один Маккаммон. Главный герой (или, точнее, антигерой) – это человек, путь которого к воплощению своей миссии показан от детских лет и до зрелости. Хотя нет, он не человек. Он – это ЧТО-ТО в обличье человеческом. И он просто ЗЛО. Хотя, если подумать, какое зло может быть простым? О нет, это одна из наименее изученных сторон нашей жизни. И задумайтесь: можете себе представить некое существо, которое выглядело бы как Ваш сосед, брат, начальник или случайный прохожий, но при этом являлось воплощением абсолютного зла? Маккаммон смог и представил свой взгляд на эту тему на суд общественности. Не сказал бы, что получилось восхитительно, но вот добротно, так точно уж.
Этому роману не отделаться от сравнения с вышеуказанным «Оменом». И однозначно сказать, которое произведение лучше, я не могу. И в одном, и в другом в наличии очень мощные, сильные эпизоды и моменты, так же как и не слишком удачные. Например, в «Ваале» меня очень поразило описание событий в Кувейте.
Но, несмотря на вышесказанное, назвать произведение вторичным все же нельзя. С таким же успехом к вторичным можно приписать множество прекрасных (в своем изображении ужаса, конечно же) романов о вампирах, оборотнях, ведьмах, зомби \подставить нужное\.
А вот концовка, на мой взгляд, Маккаммону не удалась. Осталось впечатление, что он пробовал создать что-то очень уж эпическое, величественное и впечатляющее. А получилась, в результате, чуть ли не пародия на фильмы ужасов категории В. Или даже не так. Будто пришел в кинотеатр, а попал на театральное выступление с его акцентами на гиперболизированном выражении чувств, эмоций в изображении событий.
Ну скажите, куда этот пафос годится в серьезном произведении?
Как заключение, могу сказать, что «Ваал» получился слабее большинства других, более зрелых, работ автора. При этом не считаю его худшим («Грех бессмертия» нравиться мне меньше всего). Но слабее только соотносительно других романов Маккаммона. В сравнении же с большинством произведений на эту или схожую тему иных авторов, уверен, в невыгодном положении окажутся последние.
eXteSy, 27 марта 2017 г. 21:28
Очень примечательный роман о вампирах. Наконец-то можно отдохнуть от темных вековечных лесов, угрюмых гор и европейских городов, полностью укутанных в атмосферу помеси нуара с готикой и практически без толики современности. Или же отдохнуть от другой крайности, когда существование вампиров ограничивается тусовками в ночных клубах, жизнью в модных пентхаусах и вся цель которых – обретение власти и могущества исключительно путем лоббирования своего бизнеса.
В романе Маккаммона вампиры – это кровожадные твари в классическом понимании, с которыми людям нет даже шанса найти компромисс или возможность сосуществования, а не романтические особи с человеческими чувствами, которые просто вместо вина попивают кровь (чаще всего донорскую/консервированную).
Действие произведения же перенесено во вполне современную локацию: мегаполис Лос-Анджелес 80-х годов. Причем в этом романе, в отличии от большинства творений этого жанра, он показан именно как современный город. Но, в то же время, автору удалось сохранить ужасающую, недоступную пониманию, таящую в себе смертельную опасность атмосферу классических романов ужасов о вампирах. Только в Маккаммона горы и леса, укутанные туманом, успешно заменены на каменные утесы небоскребов, укутанные в песчаную вуаль принесенной из пустыни бури.
Стоит отметить сохраненную автором структуру вампирского общества, которая напоминает улей: когда у каждой особи свои задания, но все они подчиняются одной матке/королеве- Князю. Тот же принцип, что и в «Дракуле» Брема Стокера, «Вампирах» Олшеври и ряде классических произведений на заданную тему. Здесь нет бродящих поодиночке, куда глаза глядят, романтических особей, ищущих смысла жизни или любви на всю бессмертную жизнь.
И отдельного внимания заслуживает идея захвата вампирами огромного многомиллионного города. Эта сюжетная линия больше напоминает НФ-романы с захватом людей «чужими». Та же скрытая угроза, то же постепенное внедрение в тела людей или их захват (читай: превращение в вампиров). Далее контроль над основными транспортными путями и стратегическими точками/узлами. Мне очень понравилась идея с координацией действий вампиров посредством радио.
Ну и нельзя забыть роковый и хеви-металлический саундтрек к роману, который автор дает прочувствовать читателю в полной мере и на котором акцентирует свое внимание. Что-то подобное встречается также в его «Кусаке».
Если Вам хочется окунуться в роман о вампирах, полный жестокости, масштабных действий, экшна, рок-музыки и ощутить на себе атмосферу неизведанного, чувствуя скрип песка на зуб..ой, на клыках, то этот роман именно для Вас!