Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Paul Atreides» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 января 2020 г. 13:50

Признаюсь, что я люблю читать разную литературу, будь то детектив, или мистика, или любовные романы, или ужасы, и даже фэнтези. Но меня всегда привлекали именно книжные циклы. Потому что, как правило, именно в циклах авторы развивают свои вселенные, придумывают что-то новое, и медленно, но скурпулёзно, придумывают эпохи с такой тщательностью и достоверностью, что невольно покажется, будто события на страницах романа имели место быть в реальности. Я с удовольствием погружался в удивительное будущее Фрэнка Герберта с его Дюной, Квисатц-Кадерахами и Спайсами; узнавал другую Москву во вселенной Дозоров; и даже путешествовал по Марсу в поисках приключений вместе с Джоном Картером и его потомками. Поэтому знакомство с 10-ти томной эпопей Хроников Амберов было вопросом времени. Меня сразу же привлекла вселенная, язык автора и идея вражды между членами большой семьи за право владением королевством; а также тот факт, что цикл не представляет собой сборник графоманских кирпичей (как у Джордана). Итак, миновав все части романа я готов поделиться своим анализом произведения.

Как известно, цикл условно поделён на два подцикла — Пятикнижье Корвина и Пятикнижье Мерлина. Буду разбирать их отдельно.

Главный плюс цикла про Корвина — сюжет. Несмотря на то, что начинается он весьма тривиально (главный герой с амнезией пытается вспомнить прошлое), в нём всегда что-то происходит. Герои никогда не топчутся на одном месте и всегда следуют за своей целью. Зачастую бывает так, что начало книги может представлять собой описание мирного события, а закончится это всё кровопролитной битвой (по-крайней мере, такой является первая книга!) с мощным финалом, которой заставит читателя схватить следующий том с полки. Причём, основной сюжет цикла, его конфликт и злодеи, в лучших традициях сериала будут раскрываться постепенно, шаг за шагом. Каждый последующий том потихоньку раскроет перед читателями все карты, чтобы последний просто-напросто перевернул всё представление о сюжете, который мог сложиться в начале знакомства с циклом. Думаете, основной движимой силой первого подцикла будут попытки Корвина захватить власть? А вот и нет. Уже во второй части Желязны сдвинет конфликт, накинув много интригующих деталей. И, будьте уверены, все они будут раскрыт; и, в какой-то степени, можно сказать, что первое пятикнижье является самостаятельным завершённым произведением с блеклой оглядкой на будущие события.

Другая немаловажная часть подцикла — персонажи. Основная масса — потомки первого правителя царства Амбера, коих двенадцать штук, девять из которых претенденты на трон (по праву пола). Каждый со своим непохожим на других характером, каждый видит ситуацию по своему и каждый плетёт свою интригу, ведя свою игру ради личной выгоды. Если кто-то из братьев или сестёр решает помочь герою — значит, они видят в этом решение своих проблем. Особенно это подчёркивается в третьей книге, где Корвин собирает всю свою семью в одном месте и пытается выяснить, кто же строит козни; при этом градус паранойи возрастает в геометрической прогрессии, позволяя персонажам раскрыться по полной, при этом давая окончательно понять, кто на стороне героя, а кто — против. И да, сей вывод будет неоднозначным.

Больше всего удивляет стиль автора. Никакой графомании, никаких пустых рассуждений и лишних диалогов — всё кратко, лаконично, и ужасно красочно и моментами поэтично (особенно когда речь касается описания природы). Если бы я был начинающим автором, то несомненно бы подсмотрел у Желязны описания персонажей и диалоги — живые и яркие.

В итоге, первое пятикнижье оставило во мне положительные впечатления. Помимо вышеописанных качеств, меня зацепил мир романов, идея "теневых" вселенных, Лабиринт и Хаос, которые наделяют персонажей особой силой. Конечно, этим элементам уделено не так много времени, но всё равно поражает фантазия автора, придумать что-то необычное, и это необычное гармонично вписать во вселенную.

И, что удивительно, мне сложно выделить в первом подцикле какую-то лучшую или худшую часть — они все одинаково захватывающие, интересные и яркие; не каждая серия книг может похвастаться таким качеством.

Теперь же речь пойдёт о втором пятикнижье, где главным героем выступает сын Корвина — Мэрлин, чародей и житель Хаоса (противоборствующего Корвину и его семье коровелества). Скажу сразу — оно сильно отличается от первого подцикла, и в этом его и плюс, и минус.

Начнём с плюсов. Если Корвин в тяжёлую минуту всегда полагался на меч, то Мэрлин — на магию; и именно магии будет посвящена значительная доля пяти романов, что только расширяет вселенную Амбера. Герой и шагу не ступит, чтобы не применить пару-тройку заклинаний против различных противников, ещё же и использует, чтобы добыть нужные сведения и немного продвинуться вперёд по сюжету. К тому же подцикл немало времени уделяет и самому Хаосу, его сущности, правилам и законам, которые сильно отличаются от законов Амбера. А чтобы читатель не скучал, Желязны подкинул конфликт между двумя главенствующими силами Амбера — Лабиринтом и Хаосом, в котором герою вольно-невольно придётся поучаствовать. Если вас сильно поразил мир Амбера, то чтение пятикнижья Мерлина существенно раздвинет его границы.

К сожалению, во всём остальном последние пять книг сильно уступают предыдущим по многим параметрам. Основной сюжет не так сильно впечатляет, а те эффектные моменты и твисты в первых-трёх частях к сожалению сводятся

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

к банальному захвату власти над Хаосом, причём Мёрлин в этом сыграет пассивную роль

Где-то назревает новый конфликт, один персонаж гадит другому, кто-то строит свои планы, но финальная цель выглядит абсолютным пшиком на фоне того, что ожидаешь после "Карт Судьбы" (6-ая книга). Я где-то читал, что Желязны писал последние романы чисто ради прибыли, не с таким ярым энтузиазмом, с каким начинал первое пятикнижье. Даже если это так, то результаты налицо.

Впрочем, недосказанности сюжета и срыву сразу нескольких сюжетных линий есть разумное объяснение — цикл недописан. Да, к сожалению это так. Должна была быть 11-ая книга, на этот раз финальная, где Мерлин бы правил Хаосом и противостоял своим родственникам, (Кстати говоря, в архивах Джорджа Мартина лежит аннотация к новой части, но её он никогда не покажет) но смерть автора положила конец этой задумке и превратила сюжет цикла Мерлина в калейдоскоп оборванных нитей.

Но это не значит, что Хроники Амбера не стоит читать. Совсем наоборот — это очень крепкая, интересная, захватывающая и оригинальная книжная вселенная, которая умелым образом сразу же приковывает к себе внимание читателя. Яркие персонажи, сильные моменты, устройство вселенной, магия, отсутствие чрезмерной графомании — это то, ради чего стоит читать десять небольших книг, в которых добро побеждает зло, но тяжёлой ценой.

Спасибо за внимание.


Файлы: jUHy1sXLZ_A.jpg (403 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх