fantlab ru

Эд Макдональд «Вороний закат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
143
Моя оценка:
-

подробнее

Вороний закат

Crowfall

Роман, год; цикл «Печать ворона»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Рейндж, последнюю линию обороны между Республикой и бессмертными Глубинными Королями, наводнили чародейки. Жгучие красные дожди омывают землю, новые чудовища питаются страхом во тьме, а Безымянные боги, защищающие Республику, лишились своей силы. Капитаны Чёрного Крыла, которые служат богам, исчезают один за другим. Даже бессмертные узнали, что значит умереть. Тем временем Глубинные Короли окрепли и готовы нанести удар, который положит конец войне.

Рихальт Галхэрроу находится в стороне от всего этого.

Он глубоко в пустыне, известной под названием Морок. Это проросло в нём — и изменило его, — но за любое могущество приходится платить свою цену, и теперь призраки его прошлого, прежде не выходящие за пределы Морока, преследуют его повсюду. И когда он и немногие выжившие капитаны Черного крыла отправятся на своё последнее задание, во тьму, тени последуют за ним даже туда...

© перевод аннотации piglet

Входит в:



Вороний закат
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Crowfall
2019 г.
(английский)
Crowfall
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя серия трилогии получилась самой насыщенной. А и в первой-то книжке накал действия был необычайно высок. Тут герои успевают и яростное месиво устраивать регулярно, и обо всяком высоком рассуждать не менее регулярно — и местами даже кажется, что событий слишком много на сравнительно небольшой объём текста.

Судя по названию, я полагал, что сюжет книжки приведёт к «воронопаду» (Crowfall), но автор проявил коварство — это событие случилось между второй и третьей книжками, за 6 лет до начала третьей. Впрочем, и моё предложение тоже оказалось в какой-то мере верным...

В целом эта книжка получилась, пожалуй, самой интересной из трилогии — и уж точно весьма и весьма увлекательной. Чуть смазал картину слегка усилившийся накал пафоса, выраженный в в диалогах героев с мега-злодеями в стиле: «Я сейчас тебя завалю!», «Нет, тебе меня никогда не завалить!», «Я круче всех!», «Нет, ты говно!» — но какая ж фэнтези без толики пафоса... И happy end у такого-то мрачняка смотрелся слегка удивительно.

Но фантазия автора порадовала, драйва в книжке много, и за приключениями капитана ЧК (т.е. отряда «Чорные крылья») на Зоне (т.е. в «Мороке») было весьма интересно наблюдать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ради чего мы читаем книги Эда Макдональда?

Не знаю, как вы, а я читаю их ради всяких непонятных вещей, слишком жутких и таинственных для скудного человеческого разума. Ну, вы понимаете: Морок, Глубинные Короли, Безымянные; магия плоти и связанные с ней ужасы; заговоры; чудовищные машины, уничтожающие целые города и меняющие облик планеты; сердца богов... Ну вы поняли.

Увы, почти ничего этого в «Вороньем закате» нет.

Почти 90% книги — нытьё и соплежуйство («рефлексия») главного героя. Галхэрроу непрестанно сокрушается об ошибках прошлого, ведёт беседы с призраками павших товарищей и мечтает о лучшей жизни. Нет, я понимаю, это могло бы помочь лучше раскрыть центрального персонажа, но не в таких же количествах!

Наш бравый капитан провёл кучу времени в Мороке и обрёл чуть ли не суперменские сверхспособности. Похоже, убить его теперь вообще невозможно. А под конец он обретает ещё более крутые силы. Зачем всё это? Зачем нам очередной Супермен?

Но главная проблема — тайн больше нет. Нет, их не особо раскрыли, но автор представил всё так, что раскрытия загадок и не хочется. Главный злодей (напомню, могучая и таинственная, чуть ли не лавкрафтовская сущность) напрямую общается с ГГ, зловеще хохочет и вообще ведёт себя, как будто он пришёл из какой-нибудь оперетты. Безымянные и Глубинные Короли низведены до уровня просто крутых магов, растеряв свою таинственность

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а в конце они и вовсе остаются в дураках. Ужасная идея — оставлять в дураках сущность лавкрафтовского уровня. Это просто-напросто неинтересно.
Исчез даже брутальный юмор предыдущих книг.

Пока что для меня — главное литературное разочарование за последние несколько лет.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

"– Четыре тысячи лет, – сказал он. – Война продолжается.»

К счастью, третий том предваряет достаточно подробный рекап, напоминающий об основных вехах первых двух томов. Уважаю.

С финала второго тома прошло шесть лет. Три года назад маг Воронья Лапа инициировал очередное мощное заклинание, Вороний Мор, направленное против Глубинных Королей. Мир из-за этого стал еще страннее. Появились новые твари, кислотные дожди. Один из Глубинных Королей стал Императором. Финальное противостояние всё ближе.

Рихальт Гэлхэрроу поселился в Мороке и сроднился с ним, как ни один другой человек. Вернувшись за припасами в Фортуна-таун, герой обнаруживает, что на капитанов «Чёрных крыльев» отрыта охота, и он одна из мишеней. Чтобы разобраться в ситуации, Гэлхэрроу в компании двух престарелых геев отправляется в Валинград.

Валенгард, в северные пустоши через портал смерти и обратно, и, наконец-то, финальная экспедиция в Морок. К третьему тому сподобился посмотреть, как Морок прозывается в оригинале. Оказалось, Misery. Ну не знаю. По смыслу Морок подходит, но можно было бы эту зону обозвать Злосчастье, например.

Голлум против Моргота.

Гэлхэрроу, сам того не замечая, за шесть лет стал практически аватаром Морока. Да, появились недостатки, в основном косметического толка — бронзовая кожа, черные вены, желтые глаза, чешуя на лице. Ну и кашель с мокротой. Но взамен, особенно на территории Морока, но не только, Рихальт стал практически эталонным суперменом. Частичная неуязвимость, ускоренная регенерация, омоложение, экстрасенсорика различного плана, активная резистентность к фос-магии. Почему Голлум? В некоторых сценах главный герой крайне неаппетитно пожирает сырыми тварей Морока. Да и ясность сознания его постепенно покидает. А Глубинный император Акрадий сравним по мощи с Морготом.

СПОЙЛЕР.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть в романе одна сцена: летающий монстр шанкар, порождение Морока, отравленное магией Акрадия, напоминающий двенадцатиметрового змея-горыныча с двумя скорпионьими хвостами, практически уничтожает экспедицию людей — убивает несколько магов, несколько неуязвимых Мраморных Стражей, разносит артиллерию и истощает запасы фоса. На пределе сил монстра побеждают. Вопрос — почему Акрадий не послал второго? Нигде не прописано, что монстр уникальный, и что сил у Акрадия не хватит на коррумпирование второго монстра. Ну ладно, придираюсь. Но сцена с противостоянием шанкару впечатляющая.
СПОЙЛЕР ОФФ

«Если они победят, мы окажемся среди них, лишенные разума и выбора, бездумно преданные, готовые убивать, калечить и порабощать.»

У Гэлхэрроу окажется невероятный по дерзости план и куча карт в рукаве, чтобы его выполнить. Будет эпично.

Финальное противостояние в Мороке удалось на славу.

Сначала я, почему-то, долго не мог настроиться на, в принципе, бодрый ритм книги. Потом вчитался и всё пошло на лад. В последней четверти совсем немного мешал переизбыток пафоса.

С удовольствием почитаю «Дочь Редвинтера», если книга доберется до нас.

Финал трилогии удался на отлично! Настоящий grimheart.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не финал трилогии. С тем же успехом можно было остановиться на первом романе. Ничего толком не решилось и не прояснилось. Ну была одна локальная битва и всё. Зачем было завершать трилогию толком ничего не закончив.. Кризис идей налицо. Что же касается самого романа, то мне очень понравилось описания жизни в мороке, в самом начале романа или путешествия за сердцем демона. В остальном же, в принципе все как и в первом романе. Ну и опять же роман по сути и не финал..

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть цикла «Печать ворона» начинается спустя некоторое время после очередных эпичных событий в конце второго тома. Главный герой — Рихальт Галхэрроу — знатно так одичал и теперь живет в Мороке. У него прибавилось умений: может общаться с драджами, чувствует сам Морок и все его ловушки, обходит их, взаимодействует с местностью и тварями. Беседует с Мороком, дышит им, слушает его советы и подсказки. Он так глубоко впитал в себя Морок, что то и дело отхаркивает черно-зеленые комки слизи, воняющие чем-то химическим. Тут мне вспомнился Эдди Брок из «Человека-паука», которого поработил симбионт Веном — Рихальт так же впитал в себя Морок и видоизменился. Ему 50, а он всё сильнее и сильнее, чем он же в свои 25. Он потихонечку мутирует в гоблина, его кожа покрывается чешуей, ногти превратились в когти, глаза горят желтым огнем.

Стиль повествования стал еще более брутальным. Каждую страницу нам любезно повторяется, что «мир кривился и гнулся», «реальность комкалась», «утратились причины и следствия». За счет этого с первых страниц создалась великолепная образцовая атмосфера мрачной апатичной безысходности, густая, жирная, масляная такая, и в этих компонентах она без проблем обставляет бесподобного «Стрелка» Стивена Кинга. Но Макдональд сделал большее, ибо видно, что он сосредотачивался на визуале, посему у него вышло получше. Пафос никуда не делся ни в гигантизме описаний (лавкрафтоподобные ледяные пещеры символов и вмороженные в лед тела), ни в общем потоке повествования, ни в диалогах. Ну и характер Рихальта, хоть и преображенный, но все еще полыхает словечками голливудских боевиков.

Этот роман не такой камерный, приключений в разных областях и даже мирах хватит. Вновь герою приходится выполнять задание Вороньей лапы, вновь за ним охотятся и мстят за предыдущие деяние самые разные люди и нелюди. Глубинные короли вновь пытаются разбудить Спящего — самое страшное и непобедимое хрен-пойми-что, которое, если проснется, потопит мир. В конце, как обычно, нас ожидает большая заваруха против драджей и их хозяев, с использованием фоса и технологических сооружений. Ощущение, что в мрачности назревающего сражения с численным превосходством врага Макдональд пытается подражать Стивену Эриксону, и герои ожидают сражение с теми же мрачной иронией и безвыходной надобностью. Галхэрроу снова общается с главзлодеем мысленно, на связь подобным образом они выходят несколько раз, взаимоугрожают, торгуются. И вот начинается финальная эпичная битва, решающее рубилово, где решится судьба мира, сущего, но… Но понимаешь ты это не сразу! А почему? А потому что не тот размах, нет эмоционального накала, нет грамотных подводок, чтобы дать понять: НУ, НАЧАЛОСЬ!

Увы, но с началом сражения пошла откровенная муть и мешанина: спящий, Глубинные короли, Безымянные, всякие потоки магии в виде разнообразных форм, огромные волны, лучи света, трещины в небе. Вроде бы и красиво, всё для зрителей, но сумбурно и скучно. Как будто ничего, кроме кат-сцен из компьютерных игрушек, не осталось.

Линия горечи любовной линии как тянулась с конца первого тома, так и не утихает до самых последних страниц, Рихальт постоянно вспоминает о ней и тоскует, но свято верит, что ему удастся вытащить ее в свой мир и зажить счастливой жизнью.

Эзабет… Она всё так же фигурирует в цикле, как примерно фигурирует Кельсер во всех, кроме первого, томах «Туманного» цикла Сандерсона, и история «Печати ворона» — что-то вроде Нео из «Матрицы», но только Нео это Эзабет и она творит дела и даже подвиги не в физическом воплощении.

Запомнилась любопытная фишка: у Валии есть татуировка-справочник на руке, она динамичная, там постоянно меняются то формулы, то диаграммы, то таблицы, то графики. Интересная штука, хоть логически такое и не опишешь, только если приплетешь магию и избегнешь объяснений.

Еще запомнилась трава, стебли которой протыкают тело лежащего на ней человека, и через секунды от него ничего не остается.

А еще мы узнаем, по какой причине Рихальт стал сотрудничать с Вороньей лапой. И это окажется неожиданным.

Концовка закономерна и скорее ожидаема, чем нет. Ибо если бы вышла такой, которая напрашивается с первых предположений, вышло бы чересчур.

И название говорящее, кстати.

В итоге роман вышел таким же крепеньким, что и второй, но не без известных имеющихся недостатков в виде комканности, некой спешности, иногда недостаточной проработки, богов-из-машин и прочих штук зачастую художественного характера. Но как завершения цикла чуть_выше_среднего — хорошая работа.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короны применяют пешки © Король и Шут

***

«Вороний закат» – финальный (условно) роман трилогии «Печать ворона» британца Эда Макдональда. Книга примерно равна по объёму прошлым двум.

…Рихальт Галхэрроу несколько лет проводит в Мороке, впитывая его воздух, плоть и кровь. Но всему «хорошему» приходит конец. Рихальту нужно вернуться в Валенград, пусть и на время. А его тут уже ждут. Люди, Безымянные, Глубинные – все. Но и сам Галхэрроу живёт в Мороке не просто так…

Третий роман так же, как и второй, отдалён от прошлой книги несколькими годами. Вот только в «Вороньем закате» Эд Макдональд решает на время отойти от зубодробительного экшена, вспомнив, что нужно добавить в книгу рефлексии. Сработало или нет? Если вы фанат переобувания по ходу пляски, если вы фанат медитативного блуждания мыслей, цель которых – перелить из пустого в порожнее, то да, приём сработал.

Но на этом автор не остановился. Читатели, которые два романа ждали (ели кактус, было больно, но есть продолжали) подробностей мироустройства и ответов на вопросы, останутся недовольны. Эд Макдональд проигнорировал ворлдбилдинг, нарисовав лишь несколько штрихов. А вопросов остаётся много. О магии, о мотивации героев (включая антагонистов), о камбеках (некоторые злодеи камбечат так часто, что Ток Младший немного занервничал). Так же остаётся вопрос – а зачем нужны два рассказа из цикла, если автор пересказывает их содержание на протяжении трилогии – кусочек там, кусочек здесь.

Так ли всё плохо? Скорее да, чем нет. Уровень экшена упал, рекфлексия смотрится инородным элементом, финал открытый настолько, что можно запустить еще трилогию-другую. Но пара неплохих моментов всё же есть. Во-первых, это арка Эзабет. В целом, стильно. Во-вторых, образ Морока и его влияние. Что-то похожее было у Бретта. В-третьих, микро плюсы в виде Валии, сцен в тюрьме, сцены в баре. Не сказать, что они делают результат, но на фоне слабого романа это – плюсы.

Заключение: к сожалению, «Печать ворона» – это трилогия, которая не выдерживает планку первого романа. Тот случай, когда автор начал за здравие, а закончил…еле как. Скучный роман с обилием наивности и открытыми вопросами.

7 печатей ворона из 10.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После того как «Знак ворона» оставил довольно противоречивые впечатления, браться за «Вороний закат» я не спешил. Однако желание добить трилогию сидело в подкорке, а книга терпеливо ждала своего часа на полке. Дождалась.

Сюжет стартует спустя шесть лет после финала предыдущей части. За это время Безымянные опять подрались с Глубинными Королями, применив очередное оружие невиданной мощи. В результате случился Вороний Мор и реальность заглючила: где-то люди начали говорить задом наперёд, где-то гуси получили клыки и пристрастие к мясной пище, где-то ещё что-то интересное произошло. Благо длилось это безобразие недолго, но вот всякие неприятные последствия остались. Наш старый знакомый Рихальт Галхэрроу все шесть лет живёт в Мороке, из-за чего его кожа стала медного цвета, глаза запылали огнём, а вены и ногти почернели. Из положительных изменений – излеченный алкоголизм, повышенная острота зрения, да всякие сверхспособности по мелочи.

Впрочем, показывают блуждания Рихальта по Мороку нам не так уж долго. Вскоре после начала романа он получает известие, что среди Глубинных Королей появился Глубинный Император, который опять начал катить бочку на человечество. Вот только дать ему достойный отпор Безымянные уже не в силах. Так что Рихальт отправляется посмотреть, что он может сделать в сложившихся обстоятельствах.

«Вороний закат» показался мне интереснее «Знака ворона», и лишь самую малость хуже «Чёрных крыльев». Формально книга вновь представляет собой нуарный детектив, смешанный с тёмным фэнтези, но на этот раз половина действия романа происходит в Мороке. Жаль только, что этим не успеваешь насладиться в должной мере, отвлекаясь то на одно, то на другое. От нуарного детектива остался только нуар, который проявляется в регулярной рефлексии главного героя, ничуть не мешающей его крутости. Ну и некоторая вторичность расстраивает: то способ выживания Рихальта в Мороке сильно напомнит о выживании Арлена среди демонов в «Меченом» Бретта, то в финале опознаешь нотки из «Клинка Тишалла» Стовера.

Впрочем, хорошие моменты в книге тоже были. Присутствие призраков шло сюжету на пользу, добавляя ему лёгкие нотки абсурдного юмора. Концовка получилась достаточно пафосной и тянущей мажорную ноту повествования. Автор не забыл ни о ком из своих персонажей и всех успешно привел к тому или иному завершению. Что не помешало ему оставить лазейку на сиквел, но даже если он и будет, я уже вряд ли за него возьмусь.

Финал трилогии прочитан, да и ладно. Главным образом книга подарила мне чувство удовлетворения от завершения очередного цикла.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх