FantLab ru

Дэвид Брин «Глина»

Глина

Kil'n people

Роман, год; цикл «Kil'n»

Перевод на русский: С. Самуйлов (Глина), 2005 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 21

 Рейтинг
Средняя оценка:7.82
Голосов:160
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Аннотация Дэвида Брина:

Название моего нового романа — самой необычной вещи, которую я создал за долгие годы — “Kiln People” (“Люди из печи”).

Возьмите понятие големов — временных людей из глины (не клонов!) — и теперь вообразите ближайшее будущее, когда создавать их сможет каждый. С помощью “домашнего копировального устройства” вы дублируете ваши воспоминания — возможно даже подлинный отпечаток вашей души — и на выходе получаете дубликат, готовый исполнять ваши поручения, посещать ваши занятия или делать за вас тяжелую работу. Затем, в конце дня, вы сгружаете себе воспоминания голема.

Как гражданин этого ближайшего будущего, вы дублировали себя невообразимо огромное количество раз и и принимаете как должное то, что бываете порой оригиналом, а порой копией. вы распараллеливаете свою жизнь, посылая дорогих “големов изучения” в библиотеки, в то время как дешевые модели прибирают в доме, а ваше подлинное тело тренируется в спортзале. Две трети населения Земли составляют временные копии, сделанные из глины. Люди, кажется, даже приспособились к этому новому образу жизни, но потом...

Входит в:

— цикл «Kil'n»


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2003 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2003 // Лучший НФ-роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2003 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第39回 (2008) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
С. Самуйлов (2)

Глина
2005 г.
Глина
2015 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 марта 2016 г.

Глина — удивительная субстанция. Прах, в который время превращает горные породы и органику, способный миллиарды лет ждать своего часа, оживая, когда на него прольется капля животворящей влаги. То твердый, то хрупкий, то пластичный, то текучий. Изменчивый и неизменный.

Это было настоящим чудом — первые вылепленные горшки, тарелки и фигурки зверей, людей и даже богов, в которые фантазия человека вдохнула жизнь. Пальцы мяли комок глины, обретая подобную ей мягкость и пластичность, мысли в это время витали где-то в потусторонних мирах, рождая в разуме пугающие по смелости концепции и идеи, навечно соединяя в единое целое человека, богов и... технологии. И недаром Брин выбирает именно Глину в качестве основы для этого непростого разговора о человечестве в целом и человеке как личности, о Творцах и их творениях, о технологиях, несущих и благо, и зло одновременно.

В мире Глины основу экономики и социальных отношений составляет технология копирования личности в специальные, производимые на фабриках «глиняные» заготовки. Можно поместить сознание в самые разные и причудливые тела, усилить одни качества и убрать другие. Можно послать такую копию заниматься нелюбимой работой или домашним хозяйством, можно сделать ее поумнее — и отправить выучить предмет, который не дается тебе самому. Можно отправить в опасное место или даже на войну. Можно заниматься десятками дел сразу и совершить разные глупости или даже преступления, ведь фантазия людей безгранична, особенно если не надо рисковать жизнью, здоровьем или свободой. Но главное: эти копии «живут» строго определенное время и затем самоуничтожаются, перегружая полученные знания и впечатления в разум своего оригинала.

Странный мир, в котором человечество освободилось от рутины, но дружно направило свои усилия не на творчество или постижение себя и Вселенной, а кинулось удовлетворять свои самые низменные желания. Доступно, возможно и оправдано все: наркотики, извращения, преступления, война. Ведь оригиналы не умирают и не страдают, не совершают лично преступлений: все делают копии, куклы, Глина.

В основе сюжета- очень запутанная история расследования детектива Альберта Морриса нарушений применения этой технологии. Причем сама личность детектива, Гончара, способного «одушевлять» свои копии , едва ли не более интересна, чем действие со стрельбой и погонями.

В романе много разных действующих лиц — реальных людей и их копий, которые смотрят на одни и те же события под разными углами. Легким такое чтение не назовешь: приходится внимательно относиться к деталям, чтобы понять, кто скрывается за маской — реальный человек или его копия, постоянно «держать в уме» множество фактов или возвращаться назад, чтобы сравнить впечатления разных героев.

И, конечно, как всегда у Брина — огромное количество идей и проблем. О путях эволюции страдающего страхами перед миром, раба собственных мелких страстей Творения к- свободному и ответственному Творцу, одному из главных элементов Вселенной. О свободе личности, тайнах человеческого сознания и наполнении жизни смыслом. О Боге, вере и взаимоотношениях с Создателем(с моей атеистической точки зрения — самые спорные идеи), о морали и этике, их роли в развитии социума и изменениях в зависимости от развития общества( есть не менее спорные вещи, особенно по части границ, которые можно или нельзя переходить).

И опять о технологиях, которые всегда имеют две стороны. К этой проблеме Брин в романе возвращается снова и снова. И тут с многими доводами трудно не согласиться: каждый раз, когда изобретается нечто эпохальное, одна часть человечества, и чаще меньшая, с энтузиазмом кидается применять открытие для улучшения и облегчения жизни, продвижения прогресса и новых, еще более впечатляющих, изобретений. Другая же часть, и, как правило, большая, все силы направляет на удовлетворение собственных мелких страстей, грязных наклонностей и эгоистичных желаний. Да так, что невольно думаешь, что вот жили без этого «прорыва» и жили бы дальше...

Вообще, можно ли контролировать процесс проявления негативных последствий технологий? Брин видит выход в гласности и общественном контроле за их применением. Рецепт хорошо известный, давно применяемый, но чаще — безрезультатный. И в который я не верю, поскольку люди — такие, как есть, по большей части, эгоистичные и не любящие загружать свой мозг отвлеченными проблемами. Потому руки, в которые попадают технологии, каждый раз оказываются «не те». Наверное, выход в другом: перестать быть податливой Глиной, из которой все, кому не лень, лепят, что захотят, а становиться разумными Гончарами, которые сами творят свои жизни. Но это уже чистая фантастика.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2013 г.

Для любителей научной фантастики имя Дэвида Брина вряд ли нуждается в представлении — неоднократный лауреат самых престижных жанровых премий, автор одного из лучших НФ-циклов последних десятилетий прошлого века, «Саги о Возвышении», наконец, участник «Трёх Б» — пусть и не столь прославленной троицы писателей-фантастов, как «Большая тройка» Азимов-Кларк-Хайнлайн, но всё же это тоже своего рода знак качества. В России Брина издавали тоже достаточно активно, хотя последняя новинка и датирована аж 2005 годом. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что и написал он с тех времён не так чтобы много. Той последней новинкой и был роман «Глина».

Человеческая цивилизация, описанная здесь, освоила очень и очень интересную и перспективную технологию — человек научился создавать свои собственные копии, созданные из некоего трудноопределимого вещества, которое там и называют «глиной», переносить в них собственный разум, воспоминания, даже создавать в них своего рода аналоги собственной души, и таким образом оживлять. Копии выполняют за человека любую полученную работу, причём у них есть даже своего рода специализация в зависимости от типа использованной «заготовки» — так, к примеру, «серые» двойники ориентированы на интеллектуальный труд и общение, «красные» — на внимательность и скорость реакции, а «зелёные» используются для простых физических работ. Сам же «оригинал», т.е. живой человек, может в то же время заниматься чем сам захочет, а в конце дня вернувшиеся дубликаты просто «сгружают» в его мозг воспоминания и впечатления от прошедшего дня. Таким образом фактически реализуется нередко встречающаяся у людей мечта об, условно говоря, «сутках из 48 часов», или, иначе говоря, о возможности раздвоиться, растроиться или рас-сколько-то-там-еще-иться и таким образом успеть сделать, увидеть и испытать всё, что нужно и что хочется.

Главный герой — детектив Альберт Моррис; надо сказать, что преступлений в новых условиях меньше не стало, но они теперь в целом менее тяжки, поскольку обращены преимущественно против этих самых двойников, или дитто, которые считаются не людьми, а вещами. Так что, скажем, убийство дитто — это не более чем порча собственности. Впрочем, расследовать их всё равно нужно, и Альберт неплохо справляется со своей работой. Настолько неплохо, что очередным клиентом его становится сам Эней Каолин — создатель и руководитель компании «Всемирные печи», крупнейшего изготовителя этих самых заготовок. Первая цель — отыскать пропавшего некоторое время назад партнёра и, скажем так, ведущего технолога компании. Буквально на следующий день его находят мёртвым, но дело, конечно, не оказывается закрытым после этого, наоборот, Моррис, а также сразу несколько его двойников оказываются впутаны в чрезвычайно масштабную и хитроумную интригу, разобраться в которой обычному человеку просто так не удастся.

Я вовсе не преувеличиваю — сюжет романа со временем стал жутко запутанным, и хотя Брин явно держал все нити в своих руках и вывел множество переплетающихся линий к единому финалу, мне в полной мере разобраться в них так и не удалось. Тем более что одним изначальным фантдопущением дело далеко не ограничилось; впрочем, будь это более привычный детектив-боевик, то несмотря на, безусловно, интересную идею, книга бы мало чем выделялась из массы прочих. Брин же занялся развитием этой темы, правда, скорее, в философском ключе, сопровождая запутанные приключения персонажей рассуждениями на тему копирования и раздвоения сознания, ответственности творца и его взаимоотношений с теми, кого он сотворил, и так далее. В общем, лёгкого чтения тут искать не приходится; оно, впрочем, и к лучшему. Роман Брина — редкий в последнее время в нашем книгоиздании образец научной фантастики в самом что ни на есть классическом виде, пронизанный верой в человеческий разум, науку и технологию. И число таких книг, похоже, лишь сокращается, так что те, что есть, становятся только ценнее.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2008 г.

Очень непросто оказалось подытожить свои впечатления от романа. И причиной тому — некоторое несоответствие между НФ составляющей (общий замысел и мироустройство «вселенной Големов») и литературной. Если первая заставила мою фантазию встрепенуться, то другая «часть», литературная, показалась мне весьма далекой от «изящества». С языком, вроде, все в порядке, с сюжетом (в целом) — тоже неплохо, но уж очень все «тяжеловесно» и как-то натужно. Куча разнообразнейших сюжетных линий, почти все персонажи плетут сложные многоходовые интриги. И на первый взгляд, несмотря на их обилие, Брин справляется. Но с очевидным трудом, а временами — просто неуклюже. И хотя в конце концов клубок интриг распутывается, уйма вопросов осталась без ответа. Вынужден констатировать, что пядей во лбу (для полного понимания происходящего) у меня не хватило. За НФ идеи поставил бы 9 (если не 10), а за «выразительность» — 5, вот так и получилась результирующая 7-ка.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2006 г.

Я «профессиональный читатель». И меня уже достаточно трудно удивить новой научно-фантастической идеей (хотя, в книгах, для меня главное совсем не это). Но Брину это удалось! Он создал своеобразный, оригинальный, противоречивый, и очень реалистичный мир. И ему удалось вдохнуть в него жизнь.

И все-таки это не только, и не столько научная фантастика, или фантастический детектив. Это философский роман. Роман о попытке стать Богом.

Такой и должна быть настоящая Научная Фантастика — философской, серьезной и увлекательной одновременно!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2006 г.

Практика создания искусственных двойников – глиняных големов, живущих только 24 часа, а затем возвращающих накопленную за истекшие сутки информацию своему прототипу и владельцу, весьма разнообразит жизнь граждан. Работают за них, в основном, тоже големы. Так что реальным людям работы не хватает. Естественно тем, кто хочет работать. Остальные – развлекаются. У главного героя – частного детектива Альберта, работы хватает. Но и от дополнительной он не откажется...

Так начинается этот фантастический детектив. Оригинальная и перспективная идея, хорошо закрученный сюжет – все предвещало (ИМХО) очередной шедевр автора Саги о возвышении. К сожалению, к середине романа в сюжете начали набирать силу тенденции трансцендентальности и, даже, надмирности души главного героя. Что, по моему скромному мнению, начисто разрушило детективную основу сюжета.

Поставил 8 за действительно очень интересную разработку мира, более чем наполовину населенную глиняными двойниками.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2016 г.

Я очень долго продирался сквозь этот роман. Параллельно прочитал три других прежде чем закончил этот. И замысел необычно новый, и сюжет детективно-приключенческий и драйв сопутствует всей книге, а читалась, как по ухабам… Не знаю в чём причина, может во мне? Скорее всего — это «не моя» книга…

Присутствует:

+ свежий взгляд, на принцип создания искусственных двойников

= детективный сюжет

= сумасшедший профессор

Отсутствует:

= лёгкость восприятия книги в целом

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2016 г.

Крайне сырой роман с точки зрения различных наук, но очень интересный, увлекательный как детектив.

С точки зрения наук — да даже на поверхности масса претензий. Вдумайтесь. Создание копий на один день. Если бы речь шла только о более или менее богатых людях — ещё ладно. Но в романе Брин пишет о данной практике как о норме для почти каждого жителя (ну кроме ряда неудачников, у кого копии не получались)... То есть купить домой печь для клонов, покупать заготовки (подчёркиваю, суточные!), а затем их платная утилизация (это упоминается в романе) — дешевле чем, дневная (ну пусть суточная) зарплата простого рабочего на фабрике, рядового полицейского? И не просто дешевле, а гораздо дешевле, их зарплаты хватает на окупаемость плюс на жизнь оригинала? Не верю. Вот хоть убей, не верю.

Но это не всё, далеко не всё. Копия есть копия. В неё загружается память и навыки оригинала. То есть ребёнок должен-таки получить ПРОФЕССИЮ, по которой будет работать его копия. Где это в романе? Напомню, в книге — уже устоявшийся социум. Это не нововведение, что вчера кто сам стоял у станка теперь туда клонов отправил. Так откуда в обществе бездельников все бездельники обладают профессиями чтобы отправлять свои копии на ежедневные заработки? В школах копии учили копии которые приходя домой передавали знания оригиналу...? Шибко оптимистичная схема, сырая утопия, не выдерживающая никакого вдумчивого подхода с точки зрения социологии и психологии.

Далее. Сам социум. По книге у автора население Земли 9 миллиардов.... Вот даже боюсь спросить — А ГДЕ ОНИ ВСЕ? По улицам копии снуют. Архи, живые люди, по кафешкам на считанных улицах где живые любят бродить. ГДЕ ЭТИ 9 МИЛЛИАРДОВ? О мелочах, вроде безбашенных и морально (психологически) бессмертных юнцов-подростков, которые должны тусить в подворотнях, хулиганить и всё такое прочее, я уж вообще молчу.... У Брина в романе общество из очень ограниченного числа живых людей, наводнивших всё своими копиями. Указанное количество населения просто противоречит тому, что мы видим при чтении.

Даже когда логические дыры всплывают в космооперах — глаза режет. А уж когда в таком вот романе с претензией на обустройство новой модели социума, с элементами футуристики... В общем, неправильно это. Брину следовало внимательно того же Азимова почитать в смысле примера по вписыванию элементов будущего в социум (именно Азимова я привёл по ближайшей аналогии. Там роботы всяческие с интеллектом, тут копии. Но можно было бы и других авторов назвать.). Кстати, об интеллекте. Ещё одно предельно слабое место. Копия сознания человека. То есть дубликат осознаёт себя человеком. Но в романе почти все эти дубликаты с каким-то редкостным фатализмом относятся к тому что они скоро умрут (ну и что, что память скопируется. именно они-то умрут, именно так работает сознание человека). И не просто с фатализмом, а ещё и с рабским трудоголизмом и фанатичной преданностью и любовью к оригиналу. Не верю! Это же нам роботов нарисовали у которых основа память чьей-то личности, но с кучей программных блокираторов и поведенческих предустановок. У автора даже «Френки» (Франкенштейны, сбойные копии) ведут себя как те же роботы просто с лёгким сбоем в программе. Вопрос самосознания копий как отдельных личностей всплывает в сюжете, но не как норма, а как нечто удивительное, как накопившаяся и проявившаяся проблема, в то время как этот вопрос должен быть в данной технологии вообще проблемой номер один изначально.

Хватит о грустном. Хотя можно было бы продолжать и продолжать от глобальных нестыковок до сюжетных мелочей. Я всё это расписал для объективности и для пояснения своих следующих слов: именно ввиду всего вышеназванного, я при чтении «быстренько» отрешился от частностей и читал роман как детектив на занимательном (в целом) фантастическом антураже. Без заморочек по части НФ и футуристики.

И вот как детектив — роман мне очень понравился. Пачка интриг, размноженные личности, волей случая и тех же интриг, рассматривающие ситуацию с разных сторон, приличная динамика — просто не позволяли оторваться при чтении.

С точки зрения науки, всё же, выделю понравившийся мне момент. Пусть и притянуто за уши, но всё же попытка научного объяснения души человека. Очень занимательно.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2007 г.

После «Глины» стал преданным поклонником Брина. «Возвышение» ТАК не воодушевило. Рекомендую к прочтению...

жду продолжения.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2017 г.

Книга толстая. Мир глиняных двойников описан интересно.

Автору следовало роман сделать покороче процентов на 40.

Написан он сложно, от нескольких ипостасей одного и того же лица.

Интриг множество, но когда каждая из них раскрывается, то за многими (кроме одной) стоят сюжетные штампы.

Персонажи интересные.

Конец и вправду сумбурный. Я так и не понял что там произошло, в последние 10 страниц

Автор явно хотел, чтобы его творение экранизаровали. Отсюда и множество сцен погони, боевые сцены.

В принципе для 10-20 серийного сериала материала достаточно.

Моя оценка 8/10.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2016 г.

В целом все понравилось, тема не заезженная, сюжет не избит :) Развитие сюжета интересное и увлекательное.

Оценка 7 только за скомканный и не столь продуманный, как сам рассказ, конец.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2011 г.

Отличный детектив «фантастического допущения», мир логично построен вокруг него, сюжет захватывает и держит в напряжении, только надо малость приспособиться к структуре романа.

Ждем продолжения.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2013 г.

Идея хорошая, начало хорошее.

Но автор постоянно противоречит сам себе, а про научность лучше вообще забыть. Големы сделаны то из «псевдоорганики», то из реальной глины. Причем этот материал каким-то чудом превращается в газ ровно через сутки. Импульс радиоволн виден невооруженным глазом и вдобавок сбивает твердые объекты. И так далее, и тому подобное.

Автор явно очень не дружил с физикой в школе. Ближе к концу все превращается в лютый, бешеный трэшак.

Оценка: 5


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу