Артур Кларк «Я помню Вавилон»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Однажды к Кларку подошёл молодой респектабельный человек и поблагодарил его за идею геостационарных спутников-ретрансляторов. Он рассказал, что работает на ещё неизвестную телекомпанию и поделился планами идеологической диверсии, направленной на США. С неподвластных цензуре телевещательных станций на геостационарной орбите скоро начнётся вещание передач о сексе, смерти, экстрасенсах, а в перерывах между ними будут идти независимые от американской цензуры новости и передачи о политике.
Первая публикация в журнале «Playboy» May 1960 (vol.7, no. 5), стр. 73, 94-100.
Входит в:
— антологию «The 6th Annual of the Year’s Best SF», 1961 г.
— сборник «Рассказы Десяти Миров», 1962 г.
— антологию «Playboy Book of Science Fiction and Fantasy», 1966 г.
— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.
— антологию «The Fiend», 1971 г.
— антологию «Айзек Азимов представляет великие научно-фантастические рассказы 1960», 1991 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
- /языки:
- русский (2), английский (8), итальянский (1)
- /тип:
- книги (10), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Караев (1), А. Пиеретти (1), К. Плешков (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 3 июня 2023 г.
И это было ещё до появления интернета, который только на порядок ожесточил и усложнил подобное идеологическое противостояие и внедрение пропаганды в головы людям. Рассказ немного унылый по сюжету, но это как раз тот случай, когда читать стоит ради заложенного смысла, а не бодрого и весёлого действия. В 1960ых телевизор уже закачивал в головы гражданам всех стран тонны смыслов и убеждений, а количество спутников на орбите росло неуклонными темпами, так что и идея рассказа была фактически на поверхности. Меня умиляет только уверенность многих людей, что пропаганде подвержены только люди с «низким уровнем культуры». Пропаганда — это распространие взглядов, любых и в любой форме. И первый признак насквозь промытых мозгов — это святая вера в своё собственное незамутнённое и независимое мышление. Можно назвать буквально десятки только известных писателей, учёных и прочих деятелей, которые обладали высочайшим уровнем образования и серьёзно продвинули культуру вперёд, но в то же время как овечки велись на самую топорную и примитивную пропаганду.
Толкователь, 11 января 2018 г.
Рассказ интересен тем, что в нем показана реалистичная зарисовка основных принципов пропаганды — информационной войны и промывки мозгов миллиардам людей.
«Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины; они довольствуются первым же попавшимся им авторитетным мнением» (Фукидид). Я бы еще, в духе нашего времени, добавил к этому высказыванию: «...они довольствуются первым же попавшимся им авторитетным мнением, которое прозвучало по телевизору».
После прочтения мне стало жутко любопытно: Написан ли этот рассказ по мотивам реальной жизненной ситуации? Или это одно из тех прозрений Артура Кларка, которыми он прославился? Я сторонник второй версии, объясню почему.
Общеизвестно, что в 1945 году Артуру Кларку пришла в голову оригинальная идея создания телекоммуникационных спутников связи. Впоследствии в своих произведениях он многократно возвращался к этой идее, рассматривая различные варианты применения спутников. И как настоящий популяризатор науки и оптимист, он, главным образом, описывал созидательные модели. Так вот, похоже, что в рассказе «Я помню Вавилон» Артур Кларк, учитывая неискоренимую порочность определенных людей, не просто допускает теоретическую возможность злоупотребления, а всерьез опасается и даже ужасается тем колоссальным возможностям, которые таит в себе его детище попав в недобрые руки. Увы нам.
По поводу названия рассказа — «Я помню Вавилон». Эта фраза появляется в самом конце рассказа и вероятно является аллюзией на исчезновение великой империи древнего Вавилона, которая многим казалась незыблемой, но от которой не осталось и следа.
morbo, 9 марта 2011 г.
Рассказ иллюстрирует принципы идеологической войны, которая докатилась до нас с распадом СССР. Оказывается, её принципы были придуманы задолго до распада СССР, и сейчас реализуются на нашем телевидении повсеместно.
Низкий уровень культуры означает ослабленный самоконтроль, низкую избирательность в оценке поступающей информации. Играя на примитивных инстинктах людей, не способных их контролировать, можно во-первых подобрать аудиторию с низкой информационной избирательностью, а во-вторых — внушить им выгодный кому-то образ мышления.
Например — показываем по телевизору волнующие душу убийства, разврат, воровство, передачи про магию и экстрасенсов и тем самым вселяем в людей озлобленность, подавляем законопослушность, внушаем им, что от них самих ничего в их жизни не зависит. В перерывах можно показывать иностранное кино о красивой жизни и новости об очередном не пойманном в стране взяточнике, который эту красивую жизнь заполучил. Разбавьте рекламой на ваш вкус и получите современное телевидение, подхлёстывающее развал страны.
Yazewa, 2 января 2012 г.
Да, принципы удручающе знакомые. Вроде бы, ничего нового, но весьма небезынтересно осознать то, что написано это было более полувека назад!