FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Шрам»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
1642
Моя оценка:
-

подробнее

Шрам

Роман, год (год написания: 1995); цикл «Скитальцы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 113
Аннотация:

Бретеру и забияке Эгерту Соллю уже не раз случалось убивать на дуэли — однако гибель безвестного студента, ставшего очередной жертвой Солля, не сошла ему с рук. Следующий свой поединок он проиграл — и шпага странного равнодушного незнакомца оставила на лице Эгерта глубокую отметину, ту, что превратилась потом в шрам.

Шрам на лицо — заклятие на душу. Заклятие трусости, превратившее блестящего поединщика в травимое, боязливое, всеми гонимое существо. Соллю суждено познать путь испытаний, ибо снять заклятие может только тот, кто наложил его. А между тем о равнодушном незнакомце со шпагой известно лишь, что пятьдесят лет назад он был Привратником и едва не впустил в мир неведомую Силу, Явившуюся Извне...

Примечание:

Журнальный вариант — 1996 г., книжное издание — 1997 г.


Входит в:

— цикл «Скитальцы»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 315

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2965 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 95 знаков, что гораздо выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Мечи, 1997 // Меч в камне

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Привратник
1997 г.
Шрам
2000 г.
Шрам
2002 г.
Скитальцы
2003 г.
Шрам
2005 г.
Шрам
2008 г.
Скитальцы. Том 1
2009 г.
Скитальцы
2010 г.

Аудиокниги:

Шрам
2006 г.
Шрам
2010 г.

Электронные издания:

The Scar
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Шрам
2006 г.
(украинский)
Szrama
2009 г.
(польский)
The Scar
2012 г.
(английский)
傷痕者
2014 г.
(китайский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трудно представить, что авторы «Пандема» и «Vita nostra» написали эту хрень. Сюжет, который даже для отдельных детей будет простоват, вычурный и на редкость искусственный язык. Очень удивляет высокий рейтинг. Дочитывал через силу, твёрдая двойка.

Оценка: 2
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересная оказалась книга. Интересная в первую очередь тем, что задела и вызвала противоречивые чувства: с одной стороны увлекательный, поучительный и назидательный сюжет, с другой стороны остался серьёзный неприятный осадок от любовной линии героев.

Главному герою Эгерту Соллю за свои поступки суждено держать ответ самым серьёзным способом. В начале это наглый и пресыщенный юнец, хотя какой юнец – он выглядит довольно взрослым, пожившим, повидавшим, пресыщенным субъектом, которому откровенно плевать на всех и каждого кроме себя, который не ценит ни чью жизнь и честь. Да и слово честь для него и его друзей имеет совсем другое значение – главное не ударить в грязь лицом, главное взять своё любой ценой и не считаясь ни с чем и т.д. И вызвать на дуэль бедолагу студента, который не имеет шпаги, да и в руках то её никогда не держал – это тоже для него дело чести. А на самом деле – все поступки Солля это страх выглядеть не таким, каким привыкли его видеть окружающие. И он остался бы таким навсегда – если бы не Скиталец, который вытащил этот страх наружу и многократно усилил.

В считанные моменты Солль превратился в дрожащую тень, он стал как будто меньше ростом и даже усох. Чем дальше, тем хуже – он стал похож на облезлую, жалкую бродячую собаку, которую любой может пнуть. Шаг за шагом Авторы заставляли героя пить чашу страданий, которая казалась бездонной. За его метаморфозами следить было интересно и конечно, возникло чувство сострадания, но, мне думается, герою повезло с такой ситуацией – ему выпала судьба, познать на себе ужасы всепожирающего страха, и при этом признать, принять, искупить вину.

Конечно, было понятно, что не так просто ему дастся избавление от заклятия и условия, выдвинутые Скитальцем, изначально показали, что Соллю придётся пройти весь путь до конца, дать критический ответ, который заставит его переступить через себя, найти последнюю каплю силы – и это довольно драматично.

Всё бы ничего, но всепрощающая Тория – это не то, что я могу воспринять. Я не имею в виду её безграничную преданность памяти Динара. Её чувство к Соллю было бы приемлемым, если бы убийство было не преднамеренным, чёрным случаем – тогда переступить, понять, принять, простить и помочь возможно. Но здесь было хладнокровное, мелкомстительное убийство у неё на глазах совершенно беззащитного человека, за которого она собиралась замуж – и через год она уже познаёт настоящую и великую страсть и любовь в объятиях его убийцы. Я понимаю, Солль с лихвой искупает содеянное и его перерождение, возможно, сулит ему великое будущее, не зря же на него обратила внимание Судьба в лице Скитальца, но великая любовь, физическая близость и единение душ, которыми наградили героев Авторы, у меня вызвали отторжение и наложили отпечаток на восприятие истории в целом. Я не говорю, что Солля теперь нельзя любить – можно, но это должна быть другая женщина, а у Тории должен быть другой путь. Как я ни старалась разобрать ситуацию, но я не могу принять эту линию и восхититься такой моралью – сильно меня этим Авторы задели.

В остальном же книга неплоха – другие герои интересны: декан Луаян – настоящий учёный, мудрый, искренний, который в одиночку совершил великий подвиг; Гаэтан Лис – жизнерадостный, бескорыстный, смеющийся в лицо смерти, дружелюбный парень, который заслуживал яркой, беззаботной и счастливой жизни. Вот его мне очень жаль.

В итоге, книга читается быстро, но душу, естественно, не затрагивает, хотя испытания героя сильные и кажутся бесконечными. Если бы не это «но» в лице Тории восприятие могло бы быть другим.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если так пойдёт и дальше, то цикл сможет смело претендовать на альтернативное название «Прощенцы». Прочитав первую фразу, Вы можете подумать, что я негативно настроен, ан нет, просто акцентирую внимание на общих чертах первых двух романов цикла. И именно эта способность персонажей прощать врага независимо от тяжести совершённого преступления явилась для меня единственной претензией авторам. В остальном же книга может смело претендовать на мой топчик.

Что же покорило меня больше всего? Наверное, как ни странно, достоверность событий. Возможно кто-то из читателей не заметит в «Шраме» ничего реалистичного, я же буду утверждать, что это не так. С подобиями Солля (в начальном его состоянии), думаю, сталкивался каждый. Кто-то им поддакивал, кто-то смотрел равнодушно, а кто-то страдал. Вряд ли я буду первым, кто это признает. Но вот, наказывали их редко. Наверное, виною тому всё тот же, описанный в романе, Страх. В «Шраме» авторы решили выбить клин клином и вышло — круто. Пусть некоторые читатели считают роман сопливым, но согласитесь, сопливость — одна из черт Трусости, а значит идёт авторам, скорее, в плюс, чем в минус.

Читая роман я невольно сравнивал события в нём с реальной жизнью. И вот, что странно, авторы практически всегда попадали в цель. Мне нравилось всё. И описывать достоинства равнозначно пересказыванию текста. Я не психолог, но поведение персонажей, вне зависимости от сословия или роли в тексте, единичности (индивидуальности) или кучности (психология толпы), виделось мне ни капли не надуманным. И всем им, несправедливо обвинённым рецензентами в неправдоподобности, необоснованности или фальшивости, я готов стать адвокатом.

Что не понравилось мне, так это финал. Уж очень он предсказуемый, учитывая год написания. Каким будет пятое слово Солля, думаю, догадались 95% читателей. Но ошибка моя в том, что не прочёл сей роман в 90-е годы, тогда бы и финал пошёл на ура.

PS: Многим читателям роман напомнил о палочке и девяти дырочках, а о Раскольникове, к сожалению, — нет.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная вещь! Очень! Наверное скажу так:для меня это самое сильное произведение написанное в отечественной фэнтези. В период повального «попаданческого» бума и бездумной динамики в произведениях отечественных авторов так приятно встретить качественное и умное фэнтези написанное прекрасным языком с замечательным сюжетом. Читая «Шрам» мне не раз приходили ассоциации с другими знаменитыми произведениями мировой литературы.

Ассоциация первая. Цикл «Гарри Поттер». Учитывая, что роман «Шрам» был написан до начала написания цикла Джоан Роллинг очень удивился, что многие авторские ходы Дяченок повторяются в романах «о мальчике со шрамом». Особенно те моменты, когда идет повествование о великих волшебниках прошлого.

Ассоциация вторая. Цикл «Хроника убийцы короля» Патрика Ротфусса и «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин. Нет, нет, сюжеты у этих произведений разные, не считая университета магов. Но вот стиль?!! Стиль настолько схож, что иногда диву даешься как можно написать такие разные вещи в столь похожем стиле. Стиль тандема Дяченок-это некая горючая смесь Ротфусс+Ле Гуин. От первого взяты волшебный, легкий и музыкальный слог, от второй очень глубокая проработка персонажей, свойственная только великой Урсуле.

Ну и ассоциация третья. Самая значимая. Наверное нет людей, которые хотя бы раз в жизни не посмотрели мультфильм «Заколдованный мальчик» снятый по произведению Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Помните слова гнома: «Когда одна палочка и девять дырочек истребят целое войско. Когда король обнажит голову, а ты останешься в шляпе. Когда на обеденный стол с капустой и яблоками подадут твоего самого близкого друга. Только тогда ты избавишься от заклятия.» В этом романе именно три условия могущественного Скитальца должен выполнить Эгерт Солль, чтобы заклятия спали с него. «Когда первое в вашей душе обернется последним...Когда путь будет пройден до конца...Когда на пять вопросов Вы пять раз ответите «Да»-только тогда заклятия потеряют силу.

Сюжет романа построен вокруг истории жизни молодого бесстрашного вояки- Эггерта Солля. Он является живым воплощением эгоизма, хвастовства и бессердечия. Нарцисс в облике человека. Всю жизнь призерающий трусов и трусость он считает, что является господином жизни. Все переварачивается в тот момент, когда в Каварен, город где живет Солль приезжает молодая красивая девушка Тория и ее жених-студент Динар. Желая соблазнить Торию Солль получает отпор и чтобы как-то ее задеть оскорбляет и унижает Динара. Дуэль, именно она должна все решить. Но что может сделать слабый Динар против лучшего фехтовальщика города-Солля? Динар оказывается убитым на дуэли и Соллю абсолютно плевать что чувствует убитая горем невеста парня. Тория уезжает из города и вроде бы история забыта. Эггерт Солль вновь обожаем друзьями и бесчисленными любовницами. Но есть один человек, который присутствовал на дуэли и который посчитал, что Солль должен понести наказание. Это невзрачный пожилой человек о котором никто ничего не знает. Он бросает Эггерту вызов и на дуэли оставляет ему шрам. После этого жизнь молодого человека переворачивается с ног на голову . Некогда самый смелый и бесстрашный боец он становится настоящим трусом, трусом которых не видывала земля. Заклятье наложено и жизнь парня превращается в сущий ад. И только пожилой человек оставивший шрам, а проще говоря могущественный Скиталец может снять наказание. Эггерту придется обойти весь мир, чтобы найти великого мага. Путь его будет сплошным испытанием, в ходе которого ему суждено измениться и многое познать. А вот сможет ли он избавиться от заклятия или нет мы узнаем только прочитав это прекрасное произведение.

Cтавлю этому роману самую высокую оценку по той простой причине, что книга захватила целиком и полностью, очаровав и покорив меня!

Рекомендация: Шедевр!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал другие романы этого цикла, выбрал этот из-за высокого рейтинга.

Прочитал легко, благодаря его средним размерам и яркому, сочному языку романа.

Как я уже заметил, этот дуэт авторов подымает в своих произведениях серьёзные моральные и философские вопросы.

Вот только реализация получается не очень.

История бравого и бескомплексного гвардейца Солля и наложенного на него проклятия очень драматична и поучительна.

Под влиянием проклятия бесстрашный юноша становится патологическим трусом. Его путь осознания своих ошибок и освобождения от проклятия долгий и очень болезненный, герой проходит через массу унижений и мытарств.

Всё вроде бы на месте, но авторы потеряли меру в нагнетании этого самого драматизма, история получилась чересчур растянутой, предсказуемой и в определённые моменты откровенно скучной. И драматизм очень часто притянут за уши, бесконечный самоанализ и падение героя надоедает и вызывает лёгкое раздражение. Да ещё концовка оказалась скомканной и не убедительной, и финальные строки, с претензией на мудрость, на мой взгляд — ни о чём.

Хорошая идея и писательское мастерство авторов вытягивает этот роман, но бурный восторг и столь высокий рейтинг мне непонятны.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Теперь я понимаю, почему в своё время мне так запомнился «Шрам», в отличие от «Привратника». Было над чем подумать и во время чтения, и после него. Сейчас книга уже не стала откровением, но перечитал с большим удовольствием. Понравились и герои, и весьма не простой сюжет, и подзабытый финал.

При чтении смешили женщины второго плана, вводимые в повествование лишь для того, чтобы быстренько затащить их в постель. Это тем более удивляет, когда один из авторов — женщина. Возможно, такие вставки — дань шаблонам 90-х, но сейчас это выглядит нелепо, особенно на фоне более высокого уровня самого произведения в целом.

В остальном же это отличная история в жанре фэнтези, в которой герой проходит через жёсткие испытания, шаг за шагом меняясь, пусть и поневоле. С первых строк относясь к главному герою не лучше Тории, постепенно меняешь мнение, вместе проходя через жернова резко изменившейся судьбы. Об этом особенно хорошо было читать старшеклассником или студентом, когда менялась собственная жизнь и всё чаще приходилось делать собственный выбор.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По большому счету, это всего лишь притча, растянутая до размеров романа. Притча, мораль которой сводится к тому, что не надо быть м***ком (эгоистом, жестоким, думать только о себе, хвастуном и тд). Не скажу, чтобы самая оригинальная идея всех времен и народов — поэтому мне роман не то чтобы совсем не понравился, но не был особо интересным. Боюсь, дело в том, что главный герой, Эгерт Солль, как был картонным в свою бытность бретером и забиякой, так и остался картонным, став хрестоматийным трусом. Ни в той, ни в другой ипостаси у него не было ни единой черты, отступающей от основного и главного в его образе — хотя даже у самых хрестоматийных злодеев и святош они все-таки должны быть. Но Эгерт это не личность в тексте, это функция. Когда второстепенные персонажи выведены в качестве функций, это еще можно простить, но главный герой — функция рушит весь роман. В несчастном Динаре, который появляется буквально на несколько страниц и обрисован краткими чертами, жизни и *настоящего* гораздо больше.

Про Торию, увы, тоже не могу сказать ничего хорошего. Картонная милая девушка из сказки, которая картонно красива, картонно злится, картонно от всей широты своего *доброго сердечка* прощает убийцу своего жениха и как ни в чем ни бывало ложится с ним в постель. Функция под названием «красивая и добрая девушка».

Сюжет романа построен вокруг простой истории: хронический, неизлечимый идиот храбрец случайно убивает на глупой дуэли ни в чем не повинного человека. За что некий мимо проходящий могущественный маг наказывает его такой же хронической трусостью, от которой дальше герой всю дорогу пытается избавиться. Очень сказочный сюжет, по большому счету, — герой как назло попадает в ситуации, скажем так, вызова, когда надо продемонстрировать не просто здравый смысл и порядочность, а именно что храбрость — и каждый раз позорно проваливает все дело. Но при этом четко ощущается, что героя к таким ситуациям подтаскивают сами авторы, раз за разом выстраивая обстоятельства так, чтобы требования к герою были повыше, а его позор в итоге — сильнейшим. При этом, по большому счету, в обыденной жизни раз за разом демонстрировать какую-то исключительную храбрость нет необходимости, ну согласитесь. И никто не упрекнет человека, который предпочтет убежать, а не вступить в драку с бандой гопников. Исходя из этого трагедия героя представляется, мягко скажем, надуманной. Есть люди, страдающие агорафобией, есть — боязнью толпы, вполне естественно бояться за свою физиологическую целостность, но по моим внутренним ощущениям это не является чем-то чудовищно постыдным, как раз за разом говорят Дяченко.

Что хорошо в романе — так это все *вне* основного сюжета и двух главных героев. Интересна и необычна линия одновременно жутковатых и забавных служителей привидения Лаш (хоть убейте, а я представляю его в виде Каспиана и никак иначе). Хороша линия старого декана Луаяна, его сомнений и воспоминаний, и хороша сюжетная связь через него с событиями «Привратника». Текст, как всегда, отлично написан, и сам процесс чтения доставляет удовольствие. Но в целом, увы, второй роман кажется мне даже слабее первого — и это притом, что «Привратник» тоже не был чем-то исключительным. Но в «Привратнике» были очень живые и симпатичные второстепенные персонажи — собственно, Ларт Легиар и Бальтазар Эст, да и герой не вызывал такого отторжения, как зловредно-плохой и сахарно-хороший Эгерт Солль. Ну и концовка в духе «и они взялись за руки и убежали навстречу закату/рассвету» тоже не украшает.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сопливо, растянуто, не интересно! В классификаторе поставил: магический реализм, любовный роман. Фэнтези здесь не пахнет и близко!

Оригинальная идея с интригующей завязкой присутствует, но, в то же время, авторы на столько переусердствовали в выжимании различных профитов из сюжетообразующей идеи, что перевалив за середину текста приходилось читать по диагонали.

Да и типичные недостатки, связанные с проработкой мира (её кстати здесь нет вообще:), идеологией, привычной нам логикой и т.п. и т.д. никуда не делись. В общем, глядя на набор регалий, коих удостоился сей «шедевр», могу сказать, что перехвалили, очень сильно перехвалили...

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая, душевная книга. Удивительно мощно переданы чувства главного героя после его «перерождения». Сначала меня возмутила идея

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лавстори между главным героем и Торией
, но затем я понял — это способ показать эволюцию образа Эгерта. Получил удовольствие от прочтения.

P.S. в диалогах... очень... много... многоточий...

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Текст достаточно добротен, с точки зрения языка. Сюжет гораздо слабее — вполне предсказуемая цепочка: проступок — заклятие — квест на пути к освобождению от заклятья. Все вместе — вполне читабельно или было бы читабельно, да простят меня поклонники Дяченко, если бы не сугубо неудачные герои. Действия их психологически абсолютно недостоверны.

«Картежник и бретер, игрок и дуэлянт» Эгерт Солль может быть задирой, но он вряд ли будет вызвать на поединок противника много слабее себя. Ни к чему это человеку с такой репутацией — победит от его, скажут «слабака победил», потерпит поражение (не дай бог), скажут: «слабому проиграл». А уж если и вызовет, то убивать не станет ни за что. Высмеять — пожалуйста. Поставить в дурацкое положение — да. Выпороть шпагой — да за милую душу. Достоверен Солль окажется лишь будучи законченным подлецом. Тогда недостоверной окажется вся схема его ломки и «перековки».

Еще менее достоверна Тория, когда оказывается не только рядом с Соллем, но и вместе с ним, даже в одной постели. Что-то такое беспринципно-бесхребетное получилось, некое аморфное существо.

Прочитать — прочитал. Перечитывать не буду. Рекомендовать тоже.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помню, кто-то из великих восхищался, как из разного сочетания всего семи нот могут рождаться великие произведения. Никогда не задумывалась об этом применительно к алфавиту и литературе. Всего 33 буквы да десяток знаков препинания – и такое чудо! Умное, красивое, образное, трогательное, серьёзное… Давно не получала такого удовольствия от чтения. Именно от самого процесса, от того, как легко те самые знакомые буквы и значки складываются во что-то прекрасное, чему даже слов не подобрать.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Шрам» я прочитала после «Ритуала» и скажу вам сразу, осталась приятно удивленной. «Ритуал» показался мне легкомысленной развлекаловкой, хоть и хорошо написанной, а вот «Шрам» я таким бы не назвала даже в страшном сне.

«Шрам» это мой идеал фэнтези. Я всегда говорила, что хорошо поставленным фантдопущением можно показать что-то, что показать в реализме сложновато. Вот и эта история, несмотря на свою принадлежность к презираемому любителями высокой литературы жанру, ковырнула глубоко в мою душу, поднимая очень даже, на мой взгляд, актуальные сегодня проблемы.

Мы все живем стереотипами. Мы все подвержены инстинкту предков и частенько умных студентов называем «ботаниками», считая их гораздо хуже типа распускающих вокруг феромоны «мачо». У нас в голове есть очень даже общий, сложившийся тип «идеального мужчины», в котором нет места ни слабости, ни трусости. Мужчина должен… много чего должен.

Авторы взяли «идеального» мужчину, чуть грубияна, любимого женским полом, не дурака выпить, бесшабашного, смелого, показали его со всех возможных плохих сторон, и в то же время все же пробудили во мне, как в читателе червячка сомнения… может, все это не совсем так?

«Все совсем так», ответили авторы словами свидетеля происходящего, мага, и наказали «настоящего» мужчину необычной по своей глубине трусостью и слабостью.

Что получилось? Получилась долгая и интересная история развития характера героя.

Вместе с героем по мере прочтения меняется и отношение к нему читателя. Сначала к нему ничего не испытываешь кроме омерзения, потом омерзение сменяется сочувствуем, а к концу книги героя начинаешь уважать. Мало того, герой встречается с другими персонажами, которые, о чудо, его прежнего вспоминают очень даже с любовью. Может, и там было не все так плохо? И в конце – очень качественное замыкание истории, когда опять переоцениваешь все сделанные во время прочтения выводы.

Великолепная книга. Местами излишне эмоциональная, написанная качественным, очень хорошим языком, она заставляет думать, но в то же время ее просто интересно читать. И однозначного ответа на вопрос «а какой же тип мужчины лучше?» книга все же не дает. Раскрывая шаг за шагом характер героя, показывая его различные грани, автор показывают плюсы и минусы человеческой натуры, а так же ее разнообразия.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Шрам» не является моим любимым романом, но он несомненно запомнился и оставил след в душе.

Основная тема романа — что такое страх. Является ли бесстрашие таким уж достоинством, как люди об этом думают? Является ли бесстрашный человек действительно смелым? Сильным? Если он может, не задумываясь, рисковать жизнью в бою, сможет ли он справиться с серьезными жизненными проблемами? Роман предлагает нам задуматься над этими вопросами.

Главный герой романа Солль получает проклятие, которое лишает его врожденного бесстрашия. И вот именно тогда он учится настоящей силе, благородству, учится своей кожей чувствовать других людей. Именно этим он в конце концов привлекает девушку, у которой есть все причины его ненавидеть.

В чем я не уверена, так это в правдоподобности такой ситуации. Может ли человек действительно пройти такой длинный путь по самосовершенствованию за такое короткое время? Прочитав роман, хочется в это поверить...

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман я без преувеличения считаю одним из лучших примеров психологической прозы. Один из наиболее сильных романов Дяченко, в жанре фэнтэзи – самый сильный.

Я не случайно говорю, что это именно психологический роман. Фантастика там – всего лишь антураж, действительно фантастичны только победа декана Луаяна над Мором (хотя это можно считать метафорой) и само заклятие, наложенное Скитальцем на Эгерта (хотя как сказать… можно подумать и что Эгерта так потрясло поражение, да и воздействие на психику не такая уж и фантастика). Основное в нем – не меч и магия, но чувства и решения героев; конфликт Эгерта с самим собой.

В чем причина наказания? Скиталец сформулировал дорогу к спасению, еще до того, как наложил заклятие. Трусость в душе Эгерта не появилась – но многократно усилилась. Что, как не страх ударить в грязь лицом, заставило Солля преследовать Торию? Именно страх заставил его совершить убийство – страх опозориться, поступить не как все, не так, как от него ждут. И вот именно этот страх ему и придется преодолеть. Перед взглядами людей, как и в начале романа, Эгерту предстоит сделать выбор – плыть по течению, или внести в сценарий свои коррективы.

Интересен взгляд авторов на природу любовной привязанности. Лишний раз мы убеждаемся, что любовь чаще основывается на жалости, чем на восторге и почитании. Чувство Тории к Динару не зашло дальше уважения и дружбы, зато сломленного судьбой Солля она полюбила, как не смогла бы любить Солля-смельчака. Ее чувство подобно материнскому инстинкту, она подсознательно считает себя ответственной за случившееся – если бы она не была бы столь красива, дороги Солля и несчастного студента никогда не пересеклись бы. Парадоксальное на первый взгляд превращение ее отношения к Соллю психологически выверено. К тому же, Тория понимает, что теперь Соллю дана способность к состраданию, недоступная ему ранее. Описание отношений Эгерта и Тории – одно из самых интересных и сильных описаний развития любовного чувства.

Роман выгодно отличается от предыдущего в цикле. Повествование неторопливое, камерное, в отличие от «Привратника», охватывающего значительные промежутки времени и пространства и содержащего «глобальный» сюжетный конфликт. Оно еще меньше похоже на стандарт фэнтэзи, чем «Привратник» (хотя между бесконечной дорогой Скитальца из ниоткуда в никуда и классичеким «квестом» мало общего). Прежде всего это книга о людях и чувствах, именно чувства – главное в этой книге. Любовь, ненависть, страх – вот действующие лица драмы, а сцена ее – души героев. И от этого конфликта зависят их судьбы.

Атмосфера средневекового города еще более убедительна. Весь роман практически посвящен городской жизни – буйные празднества, прилюдные казни, суровые законы и подстерегающие на узких улочках разбойники, веселые студенческие попойки и зловещие собрания тайных обществ – все традиционные элементы сказочного средневекового города сильно и ярко описаны. Реалистична и реакция толпы, запуганной орденом Лаш, но готовой разорвать плащеносцев, когда сила не на их стороне.

Еще раз замечу, что авторы не злоупотребляют фэнтезийными чудесами, что делает книгу гораздо убедительнее «сказочного» «Привратника» Все-таки Солль и Тория – вполне обычные люди, и их чувства и побуждения легче понять, чем переживания лишившегося своих способностей мага Руала (хотя это дело индивидуальное).

Основные вопросы книги – это сущность любви и страха. Сколько в смелом трусости, как ненависть может привести к любви?

Дяченко сделали вторую книгу более суровой, чем «Привратник», не вводя в повествование комических элементов, которые, честно говоря, вносили в первую книгу некоторый диссонанс. Общая мрачность все же разбавлена эпизодами студенческой жизни, что вполне вписывается в атмосферу романа. Вообще, авторы избежали скатывания в беспросветность, но написали серьезную книгу.

Самый напряженный момент книги – финал. Все ведет Солля к единственному ответу – и страх, и условия Скитальца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И в последний момент любовь и человечность побеждают – здесь авторы лишний раз напомнили, что жизнь – не сказка, и условия заклятий — всего лишь условности. Заклятие снимается не выполнением дурацкого предсказания, а силой воли – ведь окончательная судьба человека зависит только от него самого. И Солль побеждает заклятие, как душевный недуг, исцеляется от трусости, как от болезни. И он теперь – хозяин не только своему страху, но и чужому – благодаря его примеру вспыхивает восстание (а из последующих книг серии мы узнаем. что Эгерт стал гениальным командиром и смог отбить осаду города).

Итог: одна из лучших книг отечественного фэнтези, глубокий психологический роман с прекрасной атмосферой сказочного Средневековья, знакомой нам по советским киносказкам. Книга, поднявшая русскоязычное фэнтези на новую высоту – над стандартами и шаблонами. Каждому, кто любит красивую и умную литературу, каждому, кому интересны человеческие чувства и проблемы личности – читать обязательно

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень противоречивое чувство осталось от прочтения. С одной стороны, написано талантливо, сюжет интересный, характеры убедительные. С другой — остался неприятный осадок и некоторое разочарование. В основном из-за образа главного героя. На протяжении большей части повествования он вызывает негативные эмоции. Вначале — откровенное неприятие, отвращение, гнев. Пусть кто угодно говорит о его доблести, пренебрежении к смерти и отчаянной удали. Мне видится самоблюбленный, недалекий вояка, ни в грош не ставящий чужие жизни. Затем этот герой вызывает брезгливую, гадливую даже какую-то жалость. Лишь изредка она заменяется жалостью сочувственной. И даже то, что в финале герой оказался способен на мужественный поступок, вызывает лишь легкое удивление. Ну надо же, не ожидала. Поэтому и чувства героини не кажутся убедительными. Очень достоверна ее ненависть, неподдельно горе, а возникновение любви — мягко говоря странно. Ведь она, вроде бы, искренне любила жениха. Веришь в то, что тот и в самом деле был достоин любви. То вдруг выясняется, что чувства ее были скорее дружескими и по-настоящему женщиной она смогла себя почувствовать лишь с нашим героем. Вот с таким. Слабым, ничтожным, не вызывающим ничего, кроме жалости. Дело вкуса, конечно. Даже с учетом его духовного перерождения и вдруг открывшейся способности любить кого-то, кроме себя, находиться с таким человеком рядом (лично мне) не хочется. Какие-то тут в большей мере телесные страсти, нежели подлинное единение душ. Любовь ли это? Вот эта неточная психологическая деталь и вызвала, очевидно, неосознанное раздражение. Есть у Дяченок романы, раскрывающие отношения героев тоньше и глубже, вызывающие желание перечитать некоторые поразившие своей психологической точностью места. Этот роман такого желания не вызывает.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх