Генри Каттнер «Идеальный тайник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гэллегер изобрел удивительный шкаф — все, что было в него положено, изменяло свою форму и размер. Даже если предмет сразу не умещался в шкаф, он постепенно в него всасывался. Но принцип действия этого шкафа оказался совсем не таким, как думал Гэллегер...
Входит в:
— цикл «Изобретатель Гэллегер»
— журнал «Astounding Science-Fiction, January 1943», 1943 г.
— антологию «Adventures in Time and Space», 1946 г.
— сборник «Robots Have No Tails», 1952 г.
— журнал «Уральский следопыт 1992'12», 1992 г.
— антологию «Врата времени», 1995 г.
— антологию «The Best Time Travel Stories of the 20th Century», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод) |
- /языки:
- русский (7), английский (12)
- /тип:
- книги (17), периодика (2)
- /перевод:
- Н. Гузнинов (5), Г. Корчагин (1), Л. Рыжова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
s-iron, 25 августа 2020 г.
Странно читать отзывы, в которых сетуют на то, что в рассказах про Гэллегера не изучены истоки мироздания и не раскрыты важные философские или моральные вопросы. Это веселые, остроумные рассказы, в которых с юмором несколько утрировано описан окружающий нас повседневный мир. Читайте, смейтесь и наслаждайтесь, а не стенайте о вреде алкоголя. Еще Козьма Прутков изрек: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»
Darth_Veter, 7 мая 2022 г.
Данная новелла не так проста, как «Этот мир — мой!» Причина сего — в подробном изложении маркетинговых и юридических нюансов деятельности главного героя, консультанта Ваннинга. На сюжет она оказывает весьма посредственное влияние, а вот голову клумит по-настоящему: волей-неволей читающему приходится напрягать извилины, чтобы вникнуть в суть происходящего. Изобретатель Гэллегер в этой истории превращается во второстепенного персонажа, вся роль которого сводится в подбрасывании в канву очередного «рояля» в форме бездонного шкафа. Как и предыдущем рассказе сборника, попадая в чужие руки, великое изобретение становится орудием для совершения разного рода преступлений. Собственно, в таком использовании артефактов и состоит смысл всех новелл о Гэллегере. Только вот автор задается вопросом: насколько безопасно использовать уникальные предметы в своих личных целях, если принципы их работы не до конца ясны и самому изобретателю?.. Рассказ написан в простой форме, без привычного для автора юмористического подтекста. Читатель легко угадывает все очередные ходы персонажей, ибо автор и не собирается их скрывать или путать. Главное тут раскрывается в финале, восстанавливающем истинную подоплеку всех произошедших событий. Кое-что из этого можно, конечно, угадать, но дочитать до конца всё равно придется. Интрига, правда, не так велика, как во второй новелле цикла, но большая часть поклонников удовлетворится и этим.
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как очередной нечистый на руку делец попытался использовать великое изобретение Гэллегера в своих низменных целях. Полученный результат говорит нам о том, что у всех подобных изобретений всегда имеется некий «пунктик», мешающий использовать их не по назначению.
Сказочник, 5 августа 2020 г.
Сколько восторгов я слышал о рассказах об изобретателе Гэллегере. Предвкушал еще не начатый цикл, при том, что читанные до этого рассказы Каттнера по большей части нравились и нравились сильно, но... Возможно, это проблема завышенных ожиданий, возможно, чего-то еще, да только «Идеальный тайник» категорически не понравился. Да, безусловно, самоубийство показано, пожалуй, самым нетривиальным способом из всех, которые я встречал, но и всё на этом.
vesnyshka, 29 апреля 2015 г.
Давно у меня не было такого) Читать интересно, идея любопытна, сюжет увлекает, а в конце – раз! и я в недоумении – что это было? чья эта рука? почему?)
Герои этой истории — чудаковатый изобретатель Гэллегер, нечистый на руку адвокат Ваннинг и шкаф, придуманный Гэллегером. Странность (или волшебство) шкафа в том, что любая вещь, попадая в него, уменьшается в размерах, приобретая иную форму. Как кусочек сахара, положенный на кромку стакана, полного воды. Вода его поглотит, растворив. Такое объяснение давал изобретатель вначале. Но если сахарок нам уже не вернуть в прежнем виде из воды, то из шкафа любой предмет можно вынуть и подождать, пока он примет свой первоначальный вид. Конечно, такой шкаф – идеальный тайник. А мы помним, что Ваннинг — адвокат, который не особо способствует торжеству справедливости (кстати, описание судебного процесса тоже весьма показательно – прав не тот, кто прав, а кто сумел это доказать), потому в некий момент ему есть что припрятать в этот шкаф. Тут-то и начинается самое интересное, но чтобы не спойлерить, скажу, как это делают в трейлерах – вас ждут погони, убийства, поиски ответов, невесть откуда взявшаяся рука из шкафа, напряжение, торжество справедливости… кажется))
Так вот, возвращаясь к первому абзацу своего отзыва, повторюсь, что во время чтения я так и не уразумела – кто это и как? Возможно, я невнимательно читала (хотя последние пару страниц перечитала дважды), возможно мой гуманитарный мозг не воспринял научные толкования Гэллегера, не знаю. И только почитав отзывы на этот рассказ тут, на фантлабе, я сказала – аааа… вот оно что! Или нет) Потому у меня всё равно остались вопросы к автору или к чудаку-изобретателю)
god54, 3 сентября 2013 г.
В этом рассказе автор сумел совместить все, что есть хорошего в фантастике: оригинальный и в то же время курьезный сюжет, фантастическую идею, совмещающую пространство и время, рельефных героев — сумасшедшего ученого и проходимца адвоката, неотвратимость наказания, социальные пороки судебной системы и, конечно, неплохой литературный стиль. Одним словом вполне хороший рассказ для коллекции.
grigoriynedelko, 24 июля 2013 г.
Очень запоминающийся рассказ, не похожий ни на один из прочитанных мной ранее, только — да и то немного — на «Этот мир — мой!» и тоже Генри Каттнера. Жутко смешно — во всех смыслах. И поучительно, кстати. О неожиданности вообще молчу. (М-да, и этого автора (авторов, если вспомнить, сколько отличных рассказов Каттнер написал в соавторстве со своей женой Кэтрин Мур) не ценили при жизни… хоть в будущем он (они) получил немного той славы, которой заслуживал, толкая фантастику вперёд, придумывая для других новое. Ну а Америка по-прежнему его словно бы не замечает…)
kenrube, 20 октября 2011 г.
Это мое первое знакомство с творчеством Каттнера, и знакомство, должен признать, весьма приятное. Читал, что ему свойственно иронично-необычное переосмысление магистральных тем фантастики — космические полеты, телепатия и пр. Ну что ж, в данном рассказе автор себе ничуть не изменяет, описав с неожиданного ракурса проблему четвертого измерения. А если прибавить к отличному сюжету еще и оригинального главного героя в лице вечно пьющего подсознательно-гениального изобретателя Гэллегера, получим рецепт практически идеального рассказа. Пошел осваивать остальные рассказы цикла, надеюсь, они будут ничуть не хуже.
Alexandre, 8 мая 2009 г.
Рассказ хорош. Юмор, правда, черноват. Но, бог с ним с юмором, не всё же время хихикать. Идея интересна, так обращаться со временем и его парадоксами кажется только один автор и может — и парадоксы все на месте, и поступки героев логичны и оправданы. А что кому-то не повезло — так что ж, осторожней надо было быть.
А вот ситуация, когда сам изобретатель не знает, что же именно и как делает его изобретение — это у Каттнера видимо принципиально. В общем приходится лишь удивляться фантазии, да приговаривать время от времени — «Это ж надо!»
Читается легко, в качестве развлечения отлично подходит, но и любителям задуматься над сюжетом тоже есть над чем поразмыслить.
ozor, 26 декабря 2008 г.
Прекрасный рассказ, и заметьте, написанный до сериала Шекли про Арнольда и Грегора. Мне кажется, именно рассказы Каттнера породили целое направление в фантастике.
zmey-uj, 16 июля 2008 г.
Секрет шкафа весьма прост и изящен! И мораль: жестокость не может быть залогом успеха. Если бы адвокат просто отобрал чемодан у существа, все могло бы закончиться совсем иначе.
А судебное разбирательство с его тонкостями и хитростями похоже на реальное расследование дела одной отравительницы, кажется, Мари Беснар. Изучалось количество цианида в эксгумированных трупах, адвокат заявлял, что он мог быть занесен талыми водами, или бактериями, потом поставил под сомнение авторитет химиков, проводивших исследование. К подозреваемой приводили в камеру «подсадную», но и это не помогло. После 5 лет признали невиновной за недоказанностью.(11 трупов)
Yazewa, 23 июня 2010 г.
Занятная история, оригинальный парадокс. Правда, не очень понятно, почему в будущем не появился тот же самый халат... Ну. да бог с ним.
frantic, 29 марта 2007 г.
Из рассказов больше всего понравился этот. Идея руки карающей самое себя....
Dimus, 2 ноября 2006 г.
Остроумный рассказ! Такой чёрный юмор мне нравится. Полностью разделяю чувства автора, придумавшего такую изощрённую смерть для негодяя адвоката. :biggrin:
ZiZu, 3 ноября 2006 г.
Пьяный изобретатель, нечестный на руку адвокат. Почему Гэллегер не сказал, что вещи появлялись в нашей реальности через небольшой промежуток времени...
ivanov, 7 сентября 2006 г.
Отличный рассказ — оригинальный сюжет, великолепная концовка.
Немного жалко даже раздавленного :)