fantlab ru

Иван Франко «Смерть Каина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть Каина

Смерть Каїна

Поэма, год (год написания: 1888)

Аннотация:

Каин, после совершения своего преступления, вынужден скитаться по свету. Умирает последний родной ему человек, но он никак не может найти упокоения. Наконец он натыкается на огромную стену покинутого рая и решает во что бы то ни стало заглянуть за неё, чтобы узнать, что он утратил...

Примечание:

По словам самого Франко источником вдохновения для данного произведения послужила мистерия Дж. Г. Байрона «Каин» (1821), произведение Франко как бы продолжает сюжет мистерии английского поэта. Среди других источников — народные пересказы Фауста, библейские апокрифы, а также собственные переживания поэта, вызванные общественной обструкцией из-за политических арестов.


Входит в:

— сборник «Вершины и низины», 1887 г.



Стихотворения и поэмы
1960 г.
Стихотворения и поэмы. Рассказы. Борислав смеется
1971 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1990 г.

Издания на иностранных языках:

З вершин і низин
1893 г.
(украинский)
Поезії в двох томах. Том другий
1964 г.
(украинский)
Зібрання творів у п'ятдесяти томах. Том 1
1976 г.
(украинский)
Твори в трьох томах. Том 1
1991 г.
(украинский)
З вершин і низин
2004 г.
(украинский)
Моя любов
2006 г.
(украинский)
Украдене щастя
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своей философской поэме автор размышляет в том числе и на такую тему:

«Ведь если знанье

Враждебно жизни, для чего желать

Познания? Зачем же мы не камень?

А если Он хотел, чтоб не вкушали

Плодов познанья, для чего же древо

Он вырастил, в плоды соблазн влагая?»

Здесь речь идёт о дереве с которого вкусили плода Адам и Ева, за что и были выгнаны из рая. Вопрос конечно интересный, не думаю, что Франко его первым поднял. Как и то, знает ли кто на него ответ? Но далее по сюжету Каин обретает всё же некое знание, хотя автор ведёт к тому, что его герой пытается познать плод от другого дерева — от дерева жизни. Просвещённый Каин стремится донести обретённое назад к людям, но остаётся так и не принятым, подобно картине, которую он сам наблюдал в примере с двумя деревьями и двумя зверями сидевшими подле их.

Трагедию народа, человечества, в итоге, можно рассматривать как то, что оно убивает того, кто несёт ему свет истины, так и не познав её. Трагедия же героя, что он гибнет, так и не передав людям своего открытия. В этом же можно рассмотреть и некий метафизический смысл или проявление Высшего Начала. Ведь обе трагедии тесно переплетены между собой и по кругу порождают одна другую. Проблему можно рассматривать ещё шире, как поиск ответа на вопрос: В чём смысл жизни, если каждого ждёт смерть? И в чём тогда смыл познания? Философы давно бьются над этими вопросами, вот и И. Франко вносит свою лепту, впрочем всё с тем же результатом. Лишь религия нам может что-то предложить в этом вопросе.

С другой стороны, что именно хотел сказать автор в лице Каина, делая его таким в конце примерным, я не понял. А ведь наряду с вопросами высшего порядка, мне был бы интересен ответ, в рамках произведения, и на такой приземленный вопрос, зачем его герой убил своего брата, но автор в него не углубляется. Просто, сначала убил, потом скитался, не факт, что раскаялся, теперь вдруг решил осчастливить человечество.

Но, наверно, во всём должен быть смысл...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх