Виктор Астафьев «Звездопад»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Девятнадцатилетний солдат Ерофеев был на фронте в годы Великой Отечественной войны. После тяжелого ранения, в результате которого он потерял способность действовать рукой, Ерофеев оказался в госпитале. Здесь он встретил такую же молодую студентку Лиду, работавшую медсестрой, и полюбил её... Сейчас Ерофеев, взрослый человек, вспоминает о себе в войну, о своей трудной солдатской судьбе, о своей любви, о том, какой она была чистой и достойной преклонения, о незабываемости и неистребимости такой любви.
Посвящение: «Незабвенному другу Ванюше Кошелкину посвящаю эту повесть» .
Повесть впервые опубликована в журнале «Молодая гвардия» – 1960. – № 9. – с. 119-143, «и ее там чистопородные представители комсомола до того чистили и доводили до надлежащей невинности и высокого идейного уровня», что автору потребовалось много лет и не один заход на текст, чтобы вернуть повести первоначальный вид. Первое издание повести осуществлено «Советской Россией» в 1961 году, в сборнике «Солдат и мать». С тех пор повесть издана и переведена много раз. На студии «Мосфильм» по мотивам повести снят одноименный фильм. На материале повести написана пьеса «Прости меня», шедшая в Москве, Ленинграде, некоторых театрах России.
В 1961 году повесть выходила отдельным изданием под названием «Рассказ о любви» в Пермском книжном издательстве в серии «Рассказы о советских людях».
Входит в:
— сборник «Солдат и мать», 1961 г.
— сборник «Звездопад», 1962 г.
— сборник «Помню тебя, любовь», 1963 г.
— антологию «Библиотека произведений советских писателей в пяти томах», 1964 г.
— сборник «Ясным ли днём», 1972 г.
— антологию «Военные повести», 1973 г.
— сборник «Где-то гремит война», 1975 г.
— сборник «Повести. Рассказы. Затеси», 1977 г.
— антологию «Огненные километры», 1980 г.
— антологию «Военные повести», 1984 г.
— сборник «Военные страницы», 1986 г.
— антологию «Это мы, господи!…», 1990 г.
— сборник «Проза войны. Том 1», 1993 г.
— сборник «Так хочется жить», 1995 г.
— сборник «Плач по несбывшейся любви», 1999 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Сашка. Звезда. Звездопад. На войне как на войне», 2005 г.
— антологию «Собрание повестей и рассказов о войне 1941-1945 в одном томе», 2017 г.
- /период:
- 1960-е (4), 1970-е (3), 1980-е (9), 1990-е (9), 2000-е (7), 2010-е (5), 2020-е (4)
- /языки:
- русский (41)
Аудиокниги:
страница всех изданий (41 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 22 августа 2025 г.
Возможно, я сделал ошибку, прочитав эту повесть сразу после оглушающей вещи «Пастух и пастушка». После её надрывности, после её четкой детализации предметов через яркие сравнения, «Звездопад» долгое время казался мне слишком уж простым, слишком прямолинейным. И написанным нарочито просто, без этих вот сочных и метких оборотов. Будто писал её кто-то другой, не обладающей такой чудовищной художественной силой. Но позже я как-то обвыкся с этим, приноровился и к этой повести. И именно тогда начал понимать её; понимать, почему так. В простоте стиля – простота и наивность героя. Ведь эта история не о войне, хоть война звучит в ней постоянно, и одна из самых звучащих мыслей тут – вот бы она остановилось хотя бы на один день, дала вздохнуть счастьем нормальной жизни, в которой можно загадывать и строить планы дольше, чем на один день, можно жить. Эта история о любви. Такой простой и чуткой в начале, по-детски ревнивой и обидчивой (ведь герой – повидавшие всякое, но все же почти дети) в её развитии.
И вот ты уже как-то обживаешься в этом госпитале, чувствуешь его быт и ритм, улыбаешься на молодецкие выходки его обитателей, и теплой легкой улыбкой отвечаешь на все его житье-бытье. Привыкаешь к героям. И больно режет война, нет-нет да вонзаясь во все это практически мирное, беспечное…
И вот этот простой стиль, делающий историю прозрачно-чистой как вешняя вода, вдруг приносит тебя к горечи – и пусть эта горечь в конце исходит до светлой печали – но пик её тяжел, надрывен, глубок. В нём тоже горечь несбывшегося, пронесенного через всю жизнь. Душевный перелом, перешагивание через себя. И именно в этом – в том выборе, что делает рассказчик (признаться, не сразу я понял его, но, поняв, почувствовал, что это-то и есть основное!) – не только личная драма, но и, хрустально тонко, сокрытый ужас войны, прерывающий нормальное движение жизни (вот та простота, что была в госпитале, отражаясь в самом стиле истории – естественное движение двух влюбленных молодых людей друг к другу), делающая невозможным её существование в том правильном естественном виде, без горя и мук.