Михаил Булгаков «Под пятой. (Мой дневник 1923 года)»
Дневниковые неподцензурные записи М.А. Булгакова 1923 г. — уникальный взгляд русского интеллигента на самые различные аспекты жизни в Советской России. Блестящие сатирические зарисовки литературного быта, антихристианская кампания в печати... Страшная и удивительная панорама 1923 года...
При жизни Булгакова «Под пятой» не публиковался. Впервые: Театр, М., 1990, №2.
В 1926 году органы ОГПУ изъяли у Михаила Афанасьевича Булгакова дневник, красноречиво озаглавленный им «Под пятой». Больше писатель не решался обращаться к столь личностной форме изложения своих мыслей и переживаний, но мужественно продолжал спор творца с властью: его письма — к Сталину, правительству СССР, Ягоде, Рыкову, Луначарскому, Горькому, родным, друзьям развили и углубили многие мысли дневника.
С 1933 года до самой смерти писателя дневник, по его настоянию и часто под его диктовку, вела Елена Сергеевна Булгакова — верный друг и жена Мастера, прообраз Маргариты в знаменитом романе.
Дневники и письма Булгаковых составили летопись жизни классика литературы XX столетия. Читаются они с захватывающим интересом — как повесть о трагической судьбе художника в тоталитарном государстве.
Входит в:
— антологию «Михаил Булгаков: писатель и власть», 2000 г.
— антологию «Михаил Булгаков: загадки и уроки судьбы», 2006 г.
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 24 декабря 2015 г.
КГБ не расстаётся с книгами, реквизированными по тем или иным причинам, даже если они абсолютно аполитичны и никак не направлены против Советской Власти. Но тут вдруг распахнулись врата Лубянки, и очарованным постсоветским читателям был представлен как бы дневник как бы Булгакова и его супруги Елены Сергеевны (кстати, работавшей на ГПУ), именно на пике постсоветской антисоветской истерии. Почему? Потому что именно тогда начали поговаривать о симпатиях Булгакова к товарищу Сталину, снова издали пьесу «Батум», в которой юный Джугашвили (это настоящая фамилия Сталина, если кто не знает) выглядит чуть ли не сверхчеловеком, вышла (и была мгновенно раскуплена) книга М.Золотоносова «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре московского антисемитизма», в общем, Булгаков, по мере расширения публикаций терял ауру одинокого затравленного гения, в глазах читателей стремительно превращался в обычного советского писателя, «одного из МАССОЛИТа». Так что потребовалось срочно удостоверить антисоветскость Михаила Афанасьевича. Поэтому внезапно в архивах КГБ была найдена сия рукопись и оперативно опубликована. Романы и пьесы Михаила Кузмина найдены не были. Конфискованный ГПУ роман А.Введенского «Убийцы вы дураки» так и лежит где-то в шкафах КГБ. Архивы Хармса, Добычина, Вагинова, Юркуна по прежнему скрыты. А почему? А потому что нефига.
Достоверен ли дневник? Трудно сказать. Удивляет то, что в нём нет ВООБЩЕ НИЧЕГО НОВОГО, ничего, чего мы не знали бы до публикации дневника. Никакими литературными достоинствами он также не отличается, характерных примет булгаковского стиля в нём нет вовсе. Чем же он ценен? А вот чем: «для советской власти Булгаков был и оставался чужим. И сам он эту власть за свою не признавал никогда» Бинго!
baroni, 14 мая 2007 г.
Уникальные неподцензурные записи, сделанные Булгаковым, были изъяты при обыске сотрудниками ГПУ. Много дополняют в характеристике такого закрытого для постороних человека, каким был М.А. Булгаков.с Вывод: для советской власти Булгаков был и оставался чужим. И сам он эту власть за свою не признавал никогда.