Клайв Стейплз Льюис «Пока мы лиц не обрели»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское | С использованием мифологии (Античной ) | Религиозное (Христианство ) | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли)
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
`Пока мы лиц не обрели` — остросюжетный философский роман, `пересказанный миф`, по определению самого автора. Вечная история Амура и Психеи ставит вечные вопросы о Судьбе человека и природе Любви — и дает на них ответы.
Перевод Кормильцева впервые в журнале «Иностранная литература», 1997, №1
Номинации на премии:
|
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2014 // Книга фэнтези (Великобритания) |
Рецензии:
— «К.С. Льюис. Пока у нас не будет лиц. Темная башня и другие рассказы», 1979 г. // автор: Сергей Аверинцев
— «Review: Till We Have Faces by C. S. Lewis», 1980 г. // автор: Берд Сирлз
Похожие произведения:
- /период:
- 1990-е (1), 2000-е (4), 2010-е (3), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (10)
- /перевод:
- И. Кормильцев (9)
страница всех изданий (10 шт.) >>
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LinaSaks, 3 октября 2025 г.
Нет ответа.
Теперь я знаю, Повелитель, почему ты не отвечаешь нам.
Потому что ты сам — ответ. Пред твоим лицом умирают
все вопросы. Разве есть ответ полнее?
КЛАЙВ СТЕЙПЛЗ ЛЬЮИС «Пока мы лиц не обрели «
Надо как-то научиться внятно хвалить книги, когда они нравятся.
Во-первых, я очень люблю этого автора за его Нарнию и удивительного, восхитительного, невероятного Аслана. В такое всемогущее существо верится легко. Такое могущество, власть, доброта, какая исходит со страниц книги от этого «бога» так прекрасна, что нельзя не влюбиться. И удивительно, что кто-то это существо мог предать или на кого иного сменить. От подобного выбора становится печально.
Отсюда и вытекает, во-вторых, я уже любила «Пока мы лиц не обрели», ожидая именно того, что Льюис опишет невероятного бога, опишет невероятные пути к нему. Он снова заставит задуматься о своем выборе. Так и вышло. И вот знаете, что удивительно, он настолько действительно любил не религию, а именно бога, что я легко читаю его, легко воспринимаю то, что он пишет. Я на стороне того, что он пропагандирует. У меня нет отторжения, как есть от любого сектанта, что прет не за совесть, а за церковь, как от тех, что даже не понимают, что они выглядят действительно как из анекдота, когда забили бы Христа камнями, потому что они лучше знают, как креститься, молиться и главное ни с кем не любиться, потому что они лучшая раса, у них головы круглее. Мне нравится, как Льюис Наставляет на развитие, на то, что надо смотреть на себя, не с любованием, а с тем, что же ты в конце концов такое и хотел бы ты жить вместе с таким человеком, со всем что он делает? Хотел бы к себе такого отношения?
Хотя каждое произведение автора многогранно, каждый увидит то, что его беспокоит, пусть глубоко внутри. Я всегда там вижу стремление к совершенству в самом себе, чтобы действительно обрести лица.
"— Нет, Майя, нет. Я стыдилась своего смертного облика, мне было стыдно, что я — смертный человек.»
Для меня в этой цитате как раз показатель того, что мы не используем себя по максимуму, что мы ограничили себя. Имея возможности, нашли причину остановиться в развитии, нашли причину ничего не делать, оправдывать себя. Имея бессмертную душу, мы заковали ее в физическое тело и раз за разом заставляем проходить одно и тоже не успевая за временем. Не двигаемся вперед с чистого листа, а топчемся на месте, потому что не можем учесть опыт тех ошибок, что уже совершили и что сделали нашу жизнь хуже, нас сделали хуже, чем мы есть на самом деле. Грустно.
И вроде бы книга переписанный миф, по-своему, с тем чтобы посмотреть ситуацию, пройти ее. Поговорить о любви, рассмотреть любовь. Увидеть людей. Показать, как много мы можем написать или сказать, имея ввиду что-то совсем простое, но не желающие этого говорить, потому что нам самим от этого неприятно. Вроде бы миф, но какие живые, настоящие люди несущие свои реакции. Не какой-то один определенный человек тут заключен, нет. Тут пестования каждого человека. Ответы каждого. Мы может все и разные, но вот желание счастья и любви у нас одно и ошибки у нас как-то тоже одинаковые. Стоит только присмотреться и куда вся индивидуальность уходит?
"— Он сделает так, что ты прозреешь, и тогда…
— Я не хочу!»
Не потому что мы хотим до прозрения дойти сами, сгрызть семь железных хлебов чтобы понимать и ценить, нет, потому что мы лелеем свою ошибку, она же наша, мы же не такие как все и ошибки у нас такие уникальные. И если мы прозреем и окажемся неправы, то мы считаем, что жить с этим не сможем. Не признаем и извинимся, нет, мы считаем, что быть неправым настолько плохо, что лучше не расставаться со своей безграмотностью, лишь бы чувствовать в себе собственную правоту. И смотрите как смешно, мы ведь не хотим выглядеть глупыми для всех, но отказываясь от прозрения, от знаний, сохраняя в себе правоту, для людей, выглядим как раз дураками, какими быть не хотим.
«Бесстрастный и безмерно глубокий взгляд отторгал меня, и это было невыносимо.»
А всего лишь «я могу тебе дать знания» — Я НЕ ХОЧУ! Это так психологически точно, а ведь психологом Льюис не был, он просто смотрел на людей. Он видел людей.
Мы пестуем так много в себе того, что на самом деле даже не мы. Что нам не нравится. Зависть, жадность, глупость.
«Да, она счастлива, — подумала я, — но она не имеет на это права».
И ситуация из цитаты на самом деле очень распространена. Чаще всего мы такое в матерях видим. Что, конечно, очень прискорбно, но этого факта не отменяет. Мать вам в лицо может говорить, что она строит этот дом для вас и сделать двери в дом не под ваш рост, что без двух сантиметров два метра, а, чтобы ей было удобно 1,75. Мать может сказать, ты у меня такая красавица и отвести вас в парикмахерскую, чтобы отрезать, вашу здоровую богатую в руку толщиной косу. Она может заявлять о вашем счастье и тут же при вас начать заигрывать с вашим парнем, отбивать его. Может вам наговаривать на него. Требовать, чтобы вы с ним расстались, чтобы вы заботились только о ней. Потому что она в свое время вышла замуж не по любви, потому что она в свое время не решилась уйти от нелюбимого, потому что она постарела, потому что вы лучше ее, счастливее, моложе, умнее. Она может быть счастлива и поддерживать вас только тогда, когда вы живете как она, так же с нелюбимым, что у вас в жизни не склеивается то, что у нее не склеивалось. Да, не все такие, но сейчас таких людей так много и почему видно по матерям, потому что давайте не забывать, что это в первую очередь женщина, ну и потому что она всегда рядом с вами, вам ее виднее, чем всех остальных.
Что еще мы любим делать? Мы любим уходить в лес без шапки. Как бы это не высмеивали, мы все равно продолжаем:
«Мне представилось, что я лежу на большом костре, а Психея бьет себя в грудь и плачет, раскаиваясь в своей жестокости; Лис и Бардия тоже были там и плакали — даже Бардия! — потому что я умерла.»
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное,
И в кино с собой
Возьмут вас вечером.
А ведь взрослые люди такое проделывают. Казалось бы, но нет...
Хотелось бы чтобы людей, увидевших себя было больше. Чтобы наконец-то многим стало понятно:
«Я была алчущей бездной.»
Понятно настолько чтобы исправиться и прекратить в рот уже всякую гадость.
Так про что же книга? Про нас. Про то кем бы мы были, если бы выкинули наконец-то то, что нам не принадлежит.
«Я отлично знаю, почему боги не говорят с нами открыто, и не нам ответить на их вопросы. Пока мы не научились говорить, почему они должны слушать наш бессмысленный лепет? Пока мы не обрели лиц, как они могут встретиться с нами лицом к лицу?»
Дивная книга. О ней стоит долго рассуждать, чтобы смочь ею воспользоваться.
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Книга очень аллегорична, меня очень пробрало осознание Оруаль, что она буквально разрушала судьбы близких своей любовью и пониманием как надо правильно. Долго после прочтения размышляла на тему, а осознаем ли мы все грань, какие мы настоящие и какие именно мотивы и чувства руководят нашими поступками даже по отношению к детям и близким. Книга из разряда — можно перечитать через несколько лет и найти новые смыслы.
coleebree, 23 апреля 2011 г.
Глубочайшее философское произведение о противостоянии души и плоти, божественного и человеческого, любви к ближнему и эго. Глубоко психологичный, и на самом деле потрясающий роман. Перечитывала множество раз и всегда нахожу новые грани. На мой взгляд, самое значительное и зрелое художественное произведение Льюиса.
Kartusha, 26 августа 2013 г.
История вылеплена автором как миф, просто и доступно, но на деле можно разглядеть психологически сложное и мощное произведение.
«Пока мы лиц не обрели» — это книга о о борьбе с самим с собой, о вере, о любви, о становлении личности, о сложности принятия важных решений, о сильных эмоциях и чувствах, о преодолении себя...
Здесь столько всего, уложенного в рамки одной человеческой жизни. Это произведение можно воспринимать и как практический инструмент для переосмысления жизни.
А поразмышлять над многими философскими вопросами непременно придется.
Текстоплёт, 23 апреля 2011 г.
Наконец сподобился вернуться к полюбившемуся мною Клайву Стейплзу.
Очень необычно написано, насыщено образами, но в нужных местах присутствует действительность, а не вымысел. Стиль и язык написания таковы, что сразу окунаешься в эту атмосферу и проникаешься духом этого мира.
Прекрасно расписаны переживания, своего рода взросление мысли и чувств героини. Как потом, наконец, созревает прозрение и ей становится всё понятно. Причём при чтении проходишь этот путь с ней и следует лишь следить за нитью повествования и внимать, обдумывать немного прочитанное.
Кроме главой линии немало и других интересных эпизодов. Очень запоминается образ Лиса, а в определенный момент жена Бардии остаётся в памяти за свою житейскую мудрость.
По прочтении прокручивается всё снова в уме и видимо несколько дней ещё буду под впечатлением :smile: Льюис как всегда обрадовал.
alisa20390, 5 ноября 2009 г.
Очень глубокое произведение. Миф, но пересказанный совершенно по-новому, я бы даже сказала- облагороженный. Любовь некрасивой сестры из-за своего несовершенства принесла большие несчастья. Но пройдя через все испытания, освободившись от компонента собственности, героиня прощена и вознаграждена. Любовь- стремление к совершенству. В ней зависть превращается в восхищение, но тут же чувство собственности воюет с уважением. И только лишь достигнув этого совершенства, можно познать в ней истиное счастье.
Vitalik, 10 февраля 2008 г.
Сильное и интересное произведение.
Действие происходит в глубокой древности, в одном таком совсем небольшом царстве, под названием Глом. Повествование идет от имени одной из дочерей Царя, она повествует о своей жалобе Богам..
Помимо интересного сюжета и хорошо переданного духа того времени, в этом романе автору просто превосходно удалось показать суть Любви. Как же мало мы о ней знаем и как легко принять за нее что-то совсем другое, очень чуждое ей.. Не зря же говорят, что от любви до ненависти — один шаг, но может быть это просто любовь такая получается неправильная? В общем огромное спасибо Льюису, после этого рассказа всё мне стало гораздо понятнее и очевиднее.. Теперь становится понятен смысл слов: «научить любить», а раньше то казалось, что это так просто..
ужик, 15 июля 2015 г.
Этот роман и детский цикл «Хроники Нарнии» я читала в разное время. И почему-то имя автора мне ничего не сказало, я долго думала, что эти две разные по настроению, целевой аудитории и смысловой нагрузке вещи писали два разных человека. Ан нет!
Очень красивая, полная грусти и сожалений история, как бы пересказывающая древний миф. Но автор наполнил каждого персонажа таким количеством желаний, страстей, стремлений, что читается она на одном дыхании... О чем эта история? О любви. И о том, что мы способны принимать за нее совсем дургое чувство...
Великолепная книга, не дававшая мне покоя, несомтря на довольно простой и понятный смысл, еще много-много дней после перевернутой последней страницы...
10 баллов!
nostradamvs, 9 ноября 2009 г.
Очень мне этот роман понравился. Вот кого автору «Хирургического вмешательства» стоит прочесть, потому что это удивительная книга про Богов, жертвы, магию и философию. Книга написана в виде мифа об абстрактной варварской стране примерно 10…6 в.до н.э., в «тёмные времена» Древней Греции. Написана от имени старшей дочери жестокого царя, уродливой девушки с сильным характером, которая меняет мир вокруг себя, постоянно не будучи уверенной в том, всё ли она делает верно, — и ошибается. Или не ошибается, это тоже неясно. Это такой красивый олитературенный Н.Н.Кун, только наполненный ответами на различные вопросы человечества. Сложно описать – книга вне жанров и вне каких-либо рамок. Перевод, к слову, Ильи Кормильцева.
Veronika, 9 апреля 2009 г.
Мне кажется, это лучшее, что написал Льюис. Можно сказать — итоговый роман, квинтэссенция. Самые главные мысли и образы из трактатов, из «Хроник Нарнии» и «Космической трилогии» здесь обрели большую яркость и завершённость. При этом — интересный сюжет, яркие персонажи.
Поэтому остальные художественные произведения Льюиса лучше читать ДО этого романа:glasses:.
KatrinBelous, 2 февраля 2017 г.
Сюжет: Это исповедь, рассказ о жизни, перенесенных страданиях и муках совести Царицы Гломской, бывшей Оруали, похороненной ею в глубине своего сердца и бывшей сестре Психее, погубленной руками самой любимой и близкой души.
«Да, она счастлива, но она не имеет на это права.»
Впечатления: Я люблю греческую мифологию, но не люблю миф об Амуре и Психее; я люблю Клайва Стейплза Льюиса, но не сильно жалую притчи. Поэтому «Пока мы лиц не обрели» я читала долго, мучительно, с переменным успехом: то меня было не оторвать от книги, то я злилась на главных героев и спрашивала, потрясая руками, что же вы творите?, то мне было скучно, на меня нападала аппатия, а потом я сидела в раздумьях и в итоге, разбитая и измученная, не могла осознать всей глубины прочитанного произведения. Боюсь, что так и не осознала. Еще одна великолепная работа замечательного Писателя.
»- Все греки — бродяги и оборванцы, верно?
- Разве не одна и та же кровь течет в жилах у всех людей?»
Я могла бы тут еще долго перемывать косточки персонажам, расписывать, что мне понравилось, а что нет. С каким интересом я следила за сценой битвы между Царицей и принцем не на жизнь, а не смерть, в которой она доказала чего стоят женщины и что она законная властительница своего народа. Как жаль мне было, что ее история с единственным мужчиной, который любил ее, и которого любила она, закончилась так печально из-за чувства долга. О ее метаниях и ненависти к богам, отравляющей ее жизнь. О жизни ее сестры, уничтожившей свое счастье своими же руками, но по вине человека, которого она любила больше всего. Так сильно, что принесла ей в жертву свою любовь к Богу. Но зачем? Скажу лишь, что как бы там не было я всегда переживала только за Оруаль и была на ее стороне, хоть и совершила она много ошибок, за которые расплачивалась всю оставшуюся жизнь.
Итого: Определенно читать. Не знаю хватит ли мне смелости перечитать. Но знакомство с другими книгами Льюиса бессомненно буду продолжать.
aiva79, 13 мая 2019 г.
Меняла свою оценку роману несколько раз: сначала поставила — 8, потом поменяла на – 6, затем опять изменила и в итоге теперь оценка — 7. И сейчас расскажу с чем связаны мои метания.
Изначально меня роман заинтересовал поставленной в нем темой, а именно темой любви и тем, что зачастую неразрывно с ней связано, а именно ревностью, эгоизмом, перетягивание внимания на себя, одиночеством. И как мне показалось, что автор очень удачно в качестве основы выбрал миф об Амуре и Психеи. Конечно я совсем не знаток мифов и мне первоисточник пришлось перечитать, но в итоге наложение историй одной на другую и предложенная интерпретация автора для меня оказались вполне усвояемыми. Главная героиня вызывала симпатию, ее поведение не надуманное, а именно такое какое могло быть у нелюбимой дочери, старшей сестры, некрасивой, но умной и властной женщины. Главная героиня, как ей казалось, всю жизнь больше давала окружающим, чем получала от них, от этого она чувствовала себя одинокой и боялась этого ощущения, поэтому близких себе людей воспринимала как собственность и старалась окружить их максимальным комфортом, не понимая, что зачастую им этого не нужно. В книге несколько любовных треугольников, но не один не похож на то к чему мы привыкли, любовь здесь другая. И этим роман действительно является философским.
Но потом я снизила свою оценку романа, т.к. при вышеуказанных явных достоинствах, книга в отдельных частях неимоверно скучна. Для меня, например, было утомительно читать моменты общения главной героини и Психеи, да и заключительная часть тоже была затянута, хотя в ней и была вся суть.
Сейчас по истечению времени после прочтения, я опять поменяла свое отношение к книге и все-таки считаю ее достойной для ознакомления красиво поданной историей. Не ожидала от автора «Хроник Нарнии» такого глубокомыслия.
mamaychik, 6 июля 2010 г.
Первая книга Льюиса, которая мне встретилась после любимых Хроник Нарнии. И я счастлива, что прочла ее. И не раз к глазам моим подступали слезы.
Это книга о Любви во всем ее многообразии — прекрасная книга. Прочтя ее можно пережить катарсис.
Mierin, 9 июля 2008 г.
Написано хорошо и читается с интересом. Но главная героиня, как ни старается автор, сочувствия не вызывает. Скорее, наоборот. Даже после признаний своих ошибок. Ведь единственное чувство, которое двигало ей — зависть. Обычная зависть дурнушки к красотке, чем бы она там не прикрывалась
strannik102, 1 мая 2017 г.
По всем моим личным и очень субъективным ощущениям книга явно вторична. Настолько, что даже есть некоторое недоумение — зачем нужно было её писать, разве недостаточно самого мифа о Амуре и Психее? И хотя сама героиня романа мне понравилась и вызвала к себе сочувствие, однако книга, скорее, была воспринята как некая фантастико-приключенческая мифологически подпитанная и подкреплённая. Может быть всё дело в том, что я довольно далёк от религии (хотя, безусловно, вырос в обществе с православной культурой)? И потому все эти хождения вокруг и около этого самого таинственного бога не привнесли в мой мирок ничего нового...
Зато сама история главной героини безусловно хороша. И событийно интересна, и погружения во внутренний мир Оруаль, и тонкие психологические и философские моменты есть, и точные наблюдения и рассуждения автора. Читать было нескучно.
2019-06-09
24
(0)