Добрая сказка российского милитаризма.
Дагон Пропп доволен.
Сказка начинается с момента выхода наивного персонажа из зоны комфорта.
Да, московский продажник в Африке — тут выяснилось, что стрелять начали.
У героя должен быть артефакт.
Да, это «избушка» на механических ножках — робот-шагоход с башней от «Тунгуски», который и продавал наивный офисный парень. Описание боевых шагающих роботов — а дело происходит в 2040-х — составляет изрядную часть текста.
У героя должен быть волшебный помощник.
Да, и раз уж «Иванушке» тут 25 лет, то сказка для совершеннолетних, и помощница — сексуально-боевая барышня с доработанными в генетических лабораториях качествами. Исчезает ровно в момент прекращения неопределенности.
Должны быть приключения с перемещением по карте и возвратом в исходную точку.
Да, круг почета по территории двух стран — стрельба в ассортименте. Анабазис.
Должна героя встречать Баба-яга, сторож подземного царства мертвых.
Конечно. Нестареющая стерва, которая командует в секретной подземной биолаборатории — к услугам «Иванушки».
Должна быть непременно измена.
Да, «Иванушка» постоянно на измене — то сам думает бросить все и сбежать, то ему это предлагают.
Должна быть мораль.
Да, есть такая: как правильно общаться с далеким начальством, чтобы и предателем не стать, и живым остаться, и всех вокруг не подставить.
Основная концепция, которой жонглирует автор — «война Шредингера» — конфликт между «прокси», который разворачивается, но пока не истолковывается основными «патронами-кукловодами».
Всё очень динамично, на фане и внутренней уверенности в победе.
Но все равно это сказка.
Нет, автор, как опытный рекламщик, заботится о разоблачении каких-то сказочных моментов: «обычный стиральный порошок не смывает это пятно». Развеивается легенда о наборе детей в эскобарские генетические лаборатории. Дескать, по трущобам ездит черная машина, у детей анализы крови берет, и если ребенок подходящий — его забирают, а родителям щедро платят. В реальности, рассуждает «Иванушка», скорее всего, детей или просто отбирают, или родители сами приносят их продавать за денежку малую.
Однако есть два момента, в «Техподдержке» освещенных очень скупо:
а) «Война Шредингера» может зависнуть — и люди в ней застыть, как мухи в янтаре. Собственно, подобные конфликты, когда все решается наверху — очень давняя история. «Большая игра» во многом состояла из таких действий: утренний шармицель в горах, а через несколько месяцев в столицах великих держав разъясняют, кто кому должен. «Холодная война» — коварные пинки под столом, а потом народу поясняют чей телевизор убедительнее будет. Что же через двадцать лет? На фоне легкого, почти игрового (для персонажа) эпизода, должны быть истории десятилетней неизвестности — ужасы под сукном («Конференция маньяков с веселым пикничком» — и там лучшая шутка про человека, который в Африке 20 лет сидел в клетке с крокодилами);
б) Судьба любит каждого десятого храбреца — остальных забывает. У автора немного другая пропорция (для поступления в элитные войска должны съесть каждого десятого). Но что будет мотивацией к подвигу? У «Иванушки» все понятно — это самореализация. «Кто ты — трус, иль избранник судьбы, и отведай на вкус настоящей борьбы...» Что у остальных — кто годами сидит в ящиках Шредингера? Причем, на разных ступенях социальной лестницы. Остаться серым кардиналом в истории Лимпопо? Там ведь другое... И вот это различие будет критическим, для понимания сути российского милитаризма (в сравнении, скажем, с классическим британским, где есть сплав из «законного бабла джентльмена» и «бремени белого человека»).
Впрочем, если бы автор подробно осветил эти вопросы, это была бы уже не сказка...