Виктор Астафьев «Печальный детектив»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги «Жизнь всего дороже» после пяти лет ожидания наконец-то принята к производству, но это известие не радует Сошнина. Разговор с редакторшей, Октябриной Перфильевной Сыроквасовой, которая пыталась высокомерными замечаниями унизить автора-милиционера, осмелившегося называться писателем, разбередил и без того мрачные мысли и переживания Сошнина. «Как на свете жить? Одинокому?» — думает он по дороге домой, и мысли его тяжелы.
В милиции он свое отслужил: после двух ранений Сошнин отправлен на пенсию по инвалидности. После очередной ссоры от него уходит жена Лерка, забрав с собой маленькую дочурку Светку.
Сошнин вспоминает всю свою жизнь. Он не может ответить на собственный вопрос: почему в жизни так много места горю и страданию, но всегда тесно любви и счастью? Сошнин понимает, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигать так называемую русскую душу и начинать ему надо с самых близких людей, с эпизодов, свидетелем которых он был, с судеб людей, с которыми сталкивала его жизнь... Почему русские люди готовы пожалеть костолома и кровопускателя и не заметить, как рядом, в соседней квартире, умирает беспомощный инвалид войны?.. Почему так вольно и куражливо живется преступнику средь такого добросердечного народа?..
Первая публикация – журнал «Октябрь», № 1 за 1986 год. Первое издание — «Роман-газета», № 5 за 1987 год, издательство «Художественная литература». Шуму и гаму у читателей и в критике роман вызвал столько, сколько не вызывали все, вместе взятые, произведения автора. Роман инсценировал и с успехом идет до сих пор в Театре имени Моссовета. Десятки раз издан роман в СССР, переведен и напечатан во Франции, ФРГ, Испании, Дании, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии и других странах, намечалась его экранизация.
Входит в:
— сборник «Жизнь прожить», 1986 г.
— журнал «Октябрь 1986'1», 1986 г.
— журнал «Библиотечка журнала "Советская милиция" № 06, 1987», 1987 г.
— журнал «Подвиг 1987'04», 1987 г.
— журнал «Роман-газета, 1987, № 5», 1987 г.
— антологию «Набат сердца», 1988 г.
— антологию «Ночные гости», 1988 г.
— сборник «Мною рожденный», 1991 г.
— сборник «Тихая птица», 1991 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 132
Активный словарный запас: невероятно высокий (3746 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 91 знак, что гораздо выше среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!
- /языки:
- русский (27), венгерский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (4)
- /перевод:
- М. Сабо (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 24 октября 2024 г.
Совершенно не детектив, но действительно печальный, причём даже не печальный, а тоскливый, настолько, что первое издание книги волей-неволей пришлось выпускать в серой обложке, чтобы соответствовать настроению романа, так сказать. А может быть это характеристика главного героя? Милиционер = детектив. Ну тогда да, он, конечно же весьма печален и задумчив.
Милиционер, по инвалидности вышедший на пенсию во вполне ещё бодром возрасте слегка за сорок, ищет в своей жизни новые смыслы и размышляет о мироустройстве и обществе. Жена от него ушла, писательская деятельность, которой он хочет себя посвятить, продвигается с изрядной пробуксовкой, окружающий мир сер и бездуховен — всякая сволочь живёт лучше, чем люди заслуженные. Действие происходит в провинциальном промышленном городке, который и сам-то не что иное, как палитра оттенков этого самого серого.
Творчество Астафьева в принципе не назовёшь особо жизнерадостным, однако тут он несколько перестарался. В той же «Царь-рыбе» тоже люди сложной судьбы и всё с этим связанное, однако в общем — хоть какой-то позитив, хоть какие-то яркие краски. Тут же тлен, тоска и безнадёга, ей богу. Вообще, некое общее ощущение серости и туманности позднесоветской действительности (ну а что, вроде всё и хорошо, а мечтать разучились, декларируемые цели эфемерны, руководство — глубоко пожилые люди, которые исходят с позиции «как бы чего не случилось», застой, одним словом) в этой книге доведено до абсолюта. Я в подобных городках не жил, так что не мне судить, правда или нет, но написано так, что веришь. Ну и — привет, депрессия, да.
Довольно бессюжетный роман о позднесоветской провинции, об отсутствии целей в жизни, о безысходности. Да, какие-то лучики света пробиваются, но в общем грустновато.
Podebrad, 22 декабря 2020 г.
Поразительно депрессивная книга. Не столько пессимистическая, сколько депрессивная. И это не взгляд героя, а взгляд автора. Герой как раз получился очень сильной личностью. Несмотря на все неудачи в жизни, несмотря на характер работы, не сломался и не озлобился. Должен бы обозлиться на весь окружающий мир, а он старается его понять, простить и даже найти долю своей вины в происходящем. Далеко не каждый на это способен.
А вот автор озлобился. Ненавидит всё и всех. Сбивается на карикатуру. В ранних книгах он был другим. И главную причину деградации Астафьев видит в современном для него городе, городе восьмидесятых. Здесь нет просвета. И деревню тоже город загубил. Вообще-то, в конкретных наблюдениях автора много правды, а картина в целом как-то не стыкуются с реальностью.
Судя по всему, автор пытался изобразить Вологду. У меня от Вологды остались очень позитивные воспоминания. Ну, каждый видит то, что хочет.
strannik102, 2 января 2022 г.
Кто виноват? и Что делать?
Написанная в самом конце советского периода существования — т. е. в те самые времена, которые принято именовать застоем и которые сменились резким и решительным поворотом к трезвости всего населения, а также плюрализму мнений, демократизации и гласности, ну и ко всему прочему, что поставило точку вообще в существовании СССР — книга наполнена мучительными раздумьями и размышлениями автора и его героя отставного милиционера, инспектора угро Сошнина о самой сути жизни, об осмысленности её и о причудах судьбы, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о браке и любви, но более всего о том пагубном пороке, который именуется пьянством. И о той загадочной и труднообъяснимой русской душе, велениями которой русские люди всегда истово жалели убивцев и насильников, арестантов всех мастей и прочих сидельцев и «страдальцев». И поскольку сам Сошнин находился в самой гуще народной жизни и в силу служебного долга и положения имел дело как раз с этими самыми маргиналами, а заодно и с проявлениями этой зачастую неадекватной русской жалости, то в течение всей книги он вспоминает разные эпизоды, связанные с этими моментами.
В результате мы имеем дело не только с ярко прописанными эпизодами криминально-детективного содержания, но ещё и глубокое социально-психологическое и немного философское рассуждение — так сказать, смешение художественной остросюжетной литературы и публицистики на острые злободневные темы. Поскольку литературного мастерства Виктору Астафьеву не занимать (сам кому угодно мастер-классы даст), то книга читается (в моём случае — слушается) очень легко и с интересом, с эмоциональной реакцией на содержание, с ощущением сопричастности и к судьбам отдельных персонажей повести, и к нашей всеобщей единой русской судьбе.
И к великому сожалению всё то, о чём горестно размышлял и писал Виктор Астафьев, никуда не делось, не истрепалось и не ушло в забвение за прошедшую треть столетия — пьём и безобразим, куражимся и насильничаем, пинаем слабого, да ещё и в соцсети свои «геройства» теперь горделиво выкладываем...
goldobik, 14 апреля 2009 г.
русская классическая литература вызывает массу совершенно неверояных мыслей и ассоциаций, которые напрямую касаются нашей сегодняшней жизни. в связи с чем не всегда просто комментировать произведения, которые вобщем-то формируют мироощущение. этим, по-моему, и обусловлено малое количество комментариев конкретно к этому произведению. книга засела глубоко внутри меня в мои 13-15 лет. книга тогда казалась жестокой, наложила не самый приятный осадок. не считаю ее замечательной, но бесспорно — злободневной. наверное , стоит перечитать ее после нынешних 5 лет собственной работы в следствии. многие моменты книги не показались бы ужасными. но вот, к сожалению, собственной книги у меня нет, в библиотек ради нее не пойду. может быть кто-нибудь подарит мне эту книгу? :glasses::smile: