Сакс Ромер «Зловещий доктор Фу Манчи»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Фантастика
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Могущественный злой гений — китайский доктор Фу Манчи угрожает всей западной цивилизации. Противостоять великому преступнику могут только секретный британский агент Найленд Смит и его друг доктор Петри.
Книга экранизирована в 1923 (The Mystery of Dr. Fu Manchu) в Великобритании и в 1929 г (The Mysterious Dr. Fu Manchu) в США.
Входит в:
— цикл «Фу Манчи»
— антологию «Great Villains: An Omnibus of Evil», 1978 г.
- /языки:
- русский (2), английский (3)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Пиротинский (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 20 июня 2022 г.
Сакс Ромер. Зловещий доктор Фу Манчи
Шерлока Холмса читал, несколько рассказов про Арсена Люпена тоже. Теперь вот решил ознакомиться с еще одним классическим столпом пальпа и детективного жанра в целом.
Ромер был незаурядной личностью — популярным автором, мистиком (входил в «Герметический Орден Золотой Зари» наряду с Кроули, Мэйченом, Йейтсом, Стокером и Майнринком), его произведения высоко ценил сам Лавкрафт. Был очень высокооплачиваемым писателем. А за четыре года до смерти продал все права на радио и кинопостановки по Фу Манчи за четыре миллиона долларов. Поверьте, $ 4 000 000 в 1955, это не то, что сейчас.
Роман, да и фильмы, наивно-расистский:
«Я приехал из Бирмы не просто в интересах британского правительства, а в интересах всей белой расы, и я серьезно верю — дай Бог, чтобы я оказался не прав, — что ее выживание в немалой степени зависит от успеха моей миссии.»
1913-й прекрасен:
«Сэр Криктон употреблял кокаин, но некоторые признаки не согласуются с версией кокаинового отравления. Боюсь, что только вскрытие может установить истину, если, — добавил он, — мы до нее когда-нибудь вообще доберемся. Очень загадочный случай!»
Это о высокопоставленном британском чиновнике.
Эксцентричный и порывистый Найланд Смит, главный герой и противник доктора Фу Манчи, выглядит донельзя театрально, практически карикатурно. Знаете, так в немом кино себя ведут:
«Его квадратная челюсть приобрела свирепое выражение, он вскочил на ноги, грозя окну сжатыми кулаками.
— Злодей! — вскричал он. — Дьявольски хитрый злодей!»
«Смит ударил правым кулаком в ладонь своей левой руки, выругался себе под нос и заходил широкими шагами взад и вперед...»
Его помощник и рассказчик, доктор Петри, постоянно выглядит рассеянным и не верящим в происходящее.
Интересна интерпретация Фу Манчи, как борца с колониальными притязаниями Британии.
В романе — нелепица на нелепице. К сожалению, читать это, спустя более века после написания, просто невозможно, даже в образовательных целях.
2(ОЧЕНЬ ПЛОХО)
k2007, 30 марта 2023 г.
Первый роман о докторе Фу Манчи, гении из Китая, который поставил своей целью получить власть над миром.
Роман в некоторой степени абсурден — тут нет никакой особой логики, на одной стороне чистое китайское зло, которое хочет из принципа уничтожить белую расу, а на другой стороне чистое английское добро, которое эту белую расу спасает. А между ними чистая и невинная девушка (самый, пожалуй, интересный персонаж романа), на лицо прекрасная, и внутри прекрасная, но вынужденная тоже творить зло.
В общем, это не детектив. Это бестолковая погоня, где герои вечно опаздывают и потом объясняют, почему они опоздали и почему у них опять ничего не вышло. Когда они окончательно заходят в тупик, появляется невинная девушка и подбрасывает героям какое-нибудь указание, которое позволяет двигать сюжет дальше.
Сюжет примитивен, но кинематографичен — они ползут, а он им раз, а тут как раз она ползла, и так далее. Предполагаю, что все остальные книги цикла построены по такому же принципу, но так как куплен весь цикл, буду колоться, но кактус съем
Bibliofeel_77, 26 мая 2022 г.
Увы, но единственным светлым пятном в этом романе является яркий образ злого гения в виде безумного китайского доктора. И ключевое слово здесь — «образ», потому что Ромер Сакс так и не сумел толком развернуть этот самый образ. В принципе тому есть вполне конкретные причины, которые резко бросаются в глаза. Во-первых, в слишком маленькой части текста присутствует Фу Манчи, и даже настолько, что создаётся впечатление, что это второстепенный персонаж. Во-вторых, повествование идёт от лица не самого Фу Манчи, и даже не от главного протагониста, а вообще от стороннего лица, который непонятно по какой причине оказался втянут во всю историю (но об этом позже).
Но на этом недостатки не исчерпаны. События не описываются, а, скорее, просто упоминаются. То есть автор не рассказывает историю о том, как они уходили от погони, а просто ставит читателя перед фактом, что герои просто ушли от погони, просто вернулись на квартиру, просто придумали новый план, опять бросились искать злодея, и опять не поймали, и так всю книгу без каких-либо деталей. Вместе с этим автор практически не уделил внимания тому, чтобы обозначить персонажей. Психотипы абсолютно всех действующих лиц размытые и непонятно, кого они из себя представляют.
Мне показалось, что изначально Ромер Сакс задумывал историю, которая слишком уж очевидно копировала Шерлока Холмса, но с той лишь разницей, что здесь добавлены элементы боевика. Здесь есть аналог Холмса; есть аналог Ватсона, причём в самом прямом смысле — он тоже доктор и тоже часто не вдупляет, когда дело касается элементарных вещей; и конечно есть аналог профессора Мориарти, коим, само собой, является Фу Манчи.
По поводу того, от кого ведётся повествование. Оно ведётся от имени здешнего Ватсона. Можно понять автора, когда он хотел придать произведению эффект документального чтива в виде личного дневника, но подобные романы к этому случаю не должны относиться. Это заранее определяет тот факт, что в истории не будет сцен, где есть главный злодей в отдельности от остальных, за счёт чего можно было бы продемонстрировать читателю истинную зловещую сущность отрицательного персонажа, ведь ни один злодей не станет раскрывать свои планы и светить «карты» своим врагам (а читателю можно как за здрасте), и точно также более подробно описать других героев, эпизодами отрезая от остальных действующих лиц. Но нет — все события намертво привязаны к второстепенному персонажу, без присутствия которого сюжет не сдвинется ни на сантиметр.
А теперь я обращу внимание на те детали книги, которые делают её просто не серьёзной. Итак, представьте себе, что в Лондон возвращается агент британских спецслужб, который одновременно и скрывается от смертельной угрозы и в то же время преследует главного международного террориста. Он приходит к своему другу доктору (медицины, а не наук), которого не видел много лет и просит о помощи. Причём важно, что он просит помочь не с какой-нибудь травмой, а потому что, видите ли, он уже не может никому доверять в этом городе кроме него. Ещё раз: не видел много лет, а сам агент спецслужб, которому некому доверять и не у кого просить помощи, чему противоречит его дальнейшее сотрудничество с полицией. Этот врач помогает ему так, что за пару часов они становятся лучшими друзьями, и этот же самый врач помогает найти человека, представляющего самую большую угрозу цивилизованному миру. Спецагентов, видимо, больше не осталось.
Далее ещё один ляп. В одной главе главный герой вместе с рассказчиком попадают в лапы Фу Манчи. они просыпаются, перед ними возникает Фу Манчи, они обмениваются репликами, угрозами и прочими вещами, после чего Фу Манчи уходит. Сразу после этого, аллилуйя! оказывается у врача припрятан нож, чтобы перерезать верёвки, которыми их связали. О какой гениальности злодея можно вообще говорить, если этот «гений» не подумал обыскать своих главных врагов, которые оказались его пленниками.
В конечном счёте у меня создалось впечатление, что книга либо написана для подростков и самых наивных читателей, которые готовы поверить во что угодно, либо Ромер Сакс просто в принципе написал плохую книгу.
Доктор N, 29 апреля 2016 г.
Таинственный доктор Фу Манчи давно занял свое место среди культовых фигур массовой культуры. Романы Сакса Ромера, безусловно, относятся к жемчужинам бульварного чтива, хотя в начале двадцатого века зловещий китаец имел достаточно много конкурентов, являясь лишь одним из представителей так называемой «желтой угрозы». Рассказывать о ней можно долго, поэтому рекомендую обратиться к соответствующей статье в англоязычной википедии, а здесь хотел лишь выразить свое мнение относительно параллелей с рассказами и повестями о Шерлоке Холмсе. Найланд Смит, безусловно, клон Шерлока, однако тягаться с Конан-Дойлем на детективном поле Ромер не мог — или, скорее, даже не стремился к этому. Ведь его романы — вовсе не о Найланде Смите. Они о Фу Манчи. Наиболее увлекательная часть историй о Холмсе — это как раз его выводы, те пути, которыми он приходит к решению загадки. Эти пути подробно расписаны автором. Можно придираться и утверждать, что иногда разгадка притянута за уши, но внутренняя логика всегда присутствует. В случае с Найландом Смитом об этом не идет и речи. Все его догадки носят либо оттенок внезапного прозрения, либо являются следствием богатого опыта (Смит уже не раз сталкивался с Фу Манчи и хорошо знаком с его прислужниками и орудиями). У читателя зачастую недостаточно фактов для того, чтобы решить задачу самостоятельно, поэтому он вынужден оставаться пассивным наблюдателем. Однако в данном случае это совсем не страшно. Повествование носит сенсационный характер и безумная фантазия Ромера не дает заскучать. Разгадки тайн подчас абсурдны и нелепы. Всё это создает какую-то ауру нереальности и гротескной театральности, что можно отнести скорее к плюсам, чем к недостаткам. Ну и главная звезда романов, это, конечно, китайский доктор. Образ его очень сильно изменяется со временем. В ранних романах Фу Манчу — чудовище, имеющее мало общего с человеком. Он коварен, бесчеловечен, жесток, гениален и безумен одновременно, болезни и пристрастия к экзотическим наркотикам ведут его к гибели... И до чего странно видеть, какая метаморфоза происходит с ним впоследствии! Безусловно, западное общество постепенно перебороло свои предрассудки, вызвавшие к жизни такой поджанр, как «желтая гроза». Китайские злодеи не могли остаться прежними. Постепенно фигура Фу Манчи обрастает достоинствами. Он по-прежнему враг, но враг благородный. Он верен данному слову. Он трудится на благо родины. Внешность его, отвратительная в первых романах, становится скорее величественной и угрожающей. В повествовании то и дело проскальзывают нотки раскаяния, которое, очевидно, владело Ромером — ведь ранние романы рисовали совершенно негативный образ китайской нации. Видеть такую перемену приятно. Ведь это тот редкий случай, когда в течение серии романов развивается и эволюционирует сам автор, а не только его персонажи.
bibliofil, 17 декабря 2014 г.
Да, все же эта книга, может, не идеальна. Сакс Ромер — вовсе не Артур Конан-Дойль, а в детективе Найланде Смите нет тех прекрасных достоинств Шерлока Холмса. Мистер Смит и его друг, доктор Петри, не особо впечатляют — скучные, серые, словно Холмса и Ватсона грубо скопировали и вырезали из картона. Но я ставлю оценку 7. А все потому, что есть третий персонаж этой книги, заслуживающий упоминания.
Это — «зловещий» доктор Фу Манчи. Он — уникальный персонаж. Это своеобразный китайский Мориарти, расчетливый, безжалостный. Он — вовсе не «желтый дьявол», как его обозвал Смит; это великий человек, который хочет отрубить жадную британскую руку, тянущуюся к горлу Китая. Доктор описан превосходно. Он — образец книжного злодея... Ради него и стоит прочесть хотя бы первую книгу цикла.