Дем Михайлов «Ведомости Бульквариуса»
- Жанры/поджанры: ЛитРПГ
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Виртуальная реальность | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первая книга нового цикла про приключения игрока-ахилота Бульквариуса в Мире Вальдиры.
Опубликовано в сети в 2019 году.
Входит в:
— цикл «Мир Вальдиры» > цикл «Бульк»
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая сетевая публикация. Крупная и малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 3 октября 2022 г.
Это невозможно читать от слова «совсем». Я действительно пытался, но больше не могу. Весь роман строится по принципам литРПГ, что как бы интригует, но это невероятно скучно и вторично по отношению к оригинальным ситуациям в самих РПГ. Весь сюжет соткан из пересказов самых обыденных сессий в любую компьютерную многопользовательскую игру: общение с НПС, тривиальные квесты «подай-принеси», баланс экономики, битвы с мобами, прокачка характеристик, поиск шмота — всё это я уже видел/делал/испытывал лично в самих играх и мне совершенно не интересно читать про то же самое. Я не против такого жанра, как литРПГ в принципе, но должно же быть в нем нечто новое и свежее, что не похоже на банальный пересказ того, как автор играет в какой-нибудь WoW. Я и сам могу поиграть.
Пример. «Лабиринт отражений» Лукьяненко (да и весь цикл «Диптаун»)- это тоже в каком-то смысле прообраз литРПГ, но всё внимание в нем уделено сюжету, который не привязан целиком и полностью к рамкам компьютерного мира: герой думает и рассуждает в попытках разобраться в ситуации, а не следует по намеченному шаблону (как в данном случае), у него есть некая сверхзадача, он не болтается, как фекалии в проруби, из-за чего появляется интрига и интерес у читателя; все остальные персонажи живые (даже необязательно, что должны быть именно люди), а не какие-то нпс с заготовленными фразами; ситуации, хоть и пропитанные отсылками к компьютерным играм, но уникальные; да и сюжет охватывает не только сам виртуальный мир, но и реальный, где у героя были реальные проблемы и предпосылки.
В данном случае тоже есть попытка показать героя вне виртуала, но попытка слабая, но даже она (вне виртуально сюжетная часть) вызвала у меня больше эмоций и интереса, чем основной нарратив книги: герой пытается решить свои финансовые проблемы, весь долгах, как в шелках, постоянно ест просроченную еду, звонит сестре, а потом опять ныряет в игру. Для полноценной драмы этого мало, очень мало, а события виртуального мира скучные и рутинные до невозможности. Что касаемо атмосферы игры: виртуальный мир — это якобы подводный биом, но убери воду и ничего не изменится, нет никаких особенностей и предпосылок для этого. Зачем тут вообще вода? Герой делает все тоже самое, что и на суше, иногда только вспоминая про сопротивление воды и некоторую физику, в остальном на атмосферу вообще ему наплевать, хотя автор постоянно пытается убедить читателя, что Вальдира (мир игры) — это красиво. Я не заметил ничего, что могло бы заставить меня в это поверить.
Честно. Я не понимаю, откуда у данного произведения столько восторженных отзывов (на других ресурсах их сотни), не могу списать это на культуру геймеров, так как я сам геймер, который провел в виртуальных мирах немало времени. Именно поэтому мне невероятно скучно это читать — нет ничего нового, поэтому и интереса не просыпается. Просто ловлю себя на мысли, что читаю о том, как кто-то играет в ММО-игру (этакий «лестплей» на бумаге), причем преподносится всё так, как будто это нечто новое и увлекательное — ну может было когда-то лет 20 назад, но даже если и так, какой смысл в обычном пересказе? Где уникальные ситуации, где сюжет, который не упирается в логику существующего виртуального ограниченного мира? Зачем я читаю, как герой на протяжении первых пяти-шести глав носит для нпс какие-то бочонки с едой и восторгается тем, как выполнил квест и получил +1 к уважению? Вторично и невероятно скучно. У героя нет никакой цели и сверхзадачи, он просто пытается заработать и облегчить свое финансовое положение в реале (продавая виртуальные вещи за реальные деньги — какой молодец, наживается на чужой игромании), но этого мало для полноценного романа, где должна быть завязка, кульминация и концовка, чтобы заинтересовать читателя интересным сюжетом.
StasKr, 11 мая 2019 г.
Случайным образом ознакомился с данным романом, который представляет собой очередное ответвление многострадальной «Вальдиры». О ней самой и о её отдельных частях я уже писал ранее, так что повторяться не буду. Если кому моё мнение интересно – то его можно найти на соответствующих страницах произведений. Поговорим о первой книге нового цикла.
Для начала о хорошем. Автор при написании всё новых и новых вбоквеллов старается придумывать максимально непохожих героев и давать им различные специализации в мире Вальдиры, которые позволяют разнообразить описание их приключений. В реальном мире Росгард был безработным, а в игре, по понятным причинам, выбрал путь мага. Шмыговик в реальности является примерным студентом страдающим от гиперопеки властной домомучительницы, а в игре, в качестве психологической компенсации, встал на путь воровства и взлома. Кроу и Люцериус были успешными профессиональными игроками в мире Вальдиры пока их в реальности не нашли люди, которым они крепко насолили. Превратившись в прикованного к аппарату жизнеобеспечения инвалида, Кроу выбрал расу гнома и заделался кузнецом, а Люцериус – полуорка и профессию мастера карт. Ну, а Богуслав Купцов (так зовут нашего героя) выбрал расу подводных жителей ахилотов и профессию торговца.
Герой книги представляет собой современный пример «лишнего человека», который в какой-то момент устав от пьяных загулов и кутежей, принимает решение в корне изменить свою жизнь. Таким образом, перед нами история о том, как погружение в виртуальность может помочь гражданину покончить с прежней беспутной жизнью, взять на себя ответственность за поступки в игре и в реальной жизни и наконец повзрослеть. Причём реализован этот момент у Михайлова очень неплохо. Ведь главное в перерождении человеческой личности это не «Вальдира», которая здесь не более чем способ, а отчаянное желание самого Богуслава вырваться из порочного окружения. Только за это книге можно простить многое.
Поскольку раса, которую выбрал игрок является подводной, то нетрудно догадаться, что все события книги происходят в морской толще. В связи с этим мне было любопытно как будут реализованы в романе условия подводного мира. В итоге получилось всё довольно условно. Да, автор упоминает о пузырьках воздуха, которые то и дело поднимаются к поверхности, вспоминает о сопротивлении воды, которое периодически испытывают игроки и описывает различные виды подводных существ и растений. Однако на деле всё не более чем условные декорации, которые не способны выдержать ни малейшей критики с точки зрения реализма. Но в этом то и дело, что перед нами книга о виртуальной игре. Очевидно, что при создании подобных игр разработчики пойдут именно по такому пути, а значит здесь автор не схалтурил, а довольно тщательно продумал данный аспект книги.
А вот на чём Михайлов действительно сэкономил, так это на художественной составляющей. Очень заметно, что он всячески раздувал роман до минимально допустимого объёма. И для достижения этой цели он не побрезговал таким некрасивым приёмом из арсенала писателей лит-РПГ как искусственное растягивание текста за счёт многократного повторения уровня и характеристик своего героя. Во второй главе романа эти самые характеристики цитируются автором пять раз! Всего же за книгу автор двадцать четыре раза за книгу сообщает нам уровень и параметры персонажа!! ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ РАЗА!!! Для сравнения: в первом томе «Господство кланов» (Росгард) об этом писалось девять раз, в романе «Сточные воды Альгоры» (Шмыговик) – шесть, в «Кроу» – тринадцать, а в «Маньяке Отмели» (Люцериус) – восемь. Таким образом даже блеклый и неудачный «Кроу» на фоне этого текста выглядит не столь печально.
Кстати, если вы думаете, что повторённые двадцать четыре раза характеристики Булька – это всё, чем ограничился автор, то вы жестоко ошибаетесь. Михайлов подробно (слишком подробно!) расписывает игровые достижения Бульквариуса, а также статы его снаряжения и количество наличных денег. Вся эта требуха только мешает чтению книги, зато прекрасно справляется с целью максимально раздуть текст до размеров романа.
На фоне этого безобразия мелкие ошибки и описки особого негатива не вызывают. Да, в книге иногда встречаются моменты вроде подробного описания базовых характеристик Булька на двадцать первом уровне, за которым сразу следует волшебная фраза: «Заодно проверил опыт – еще чуть-чуть и я достигну двадцать первого» (то есть герой проверив свой уровень прикидывает, что ещё чуть-чуть и он получит тот же самый уровень, который у него и так есть). Однако на фоне безобразия с искусственным раздуванием текста подобные ляпы выглядят сущим пустяком.
Итог: если при создании «Кроу» автор наплевал на хронологию событий собственного мира, то в этой книге Михайлов не смог выдавить из себя достаточно текста, посвящённого приключениям главного героя. Недостающий объём (примерно в четверть от общего объёма произведения) оказался заполнен цифровыми характеристиками, которые для сюжета и не нужны. Схожим образом поступают нечистые на руку продавцы курятины, когда перед заморозкой погружают мясо несушек на несколько часов в воду и получая тем самым сразу тридцать процентов к весу своего товара. Вот и здесь, в книге про ихтиандра, тьфу ты, ахилота полно воды. Причём не описания красот и опасностей подводного мира, а абсолютно излишних и бессмысленных базовых характеристик героя и его снаряжения. Только авторская удача в виде главного героя не позволяет мне поставить более низкий балл данному произведению.
Lilian, 27 октября 2019 г.
Очередное ответвление от основного цикла Вальдиры. Новый герой, новая игровая раса, неизведанный ранее подводный мир. Автор действительно старается вносить разнообразие, показывая разные характеры, игровые цели и особенности реальной жизни главных героев в каждом подцикле. В этом же случае помимо ожидаемых новых впечатлений от подводного игрового мира можно отметить на удивление правильно выглядящий посыл о постепенном исправлении героя «в реальном мире» — и Вальдира здесь пускай и увлечение, но одновременно и средство заработка и исправления. Это необычно. Кроме того отмечу отсутствие раздражающих персонажей, попыток хохмить и неправдоподобных реакций (некоторые последние книги автора этим грешили). Есть характерные для автора интересные персонажи со странноватым поведением — в лучших традициях так сказать. Ну и естественно есть легкие, интересные приключения, первые шаги героя в своей игровой жизни. Никакого особого везения, только последовательное изучение мира и выбор своих глобальных целей.
В-общем, получилось легко, интересно, гармонично, да еще и не без правильного посыла. Буду ждать продолжения.
gvandr, 2 июня 2019 г.
Очередная песочница Вальдиры, на этот раз подводная. Особых событий и описаний нет, книга больше задает направление, цели дальнейшего развития нового главного героя как в игре, так и в жизни. В реальности Богуслав Купцов — прожигатель жизни, живущий за счет сестры. Круговорот кабаков, алкоголя, пьяных дебошей и набор друзей не выпускающий из этого круговорота. В книге подводный мир Вальдиры, как и приключения героя в игре, не самое главное — просто фон. Несмотря на то, что читать о устройстве подводного мира интересно — все же мир ахилотов занимает значительную часть Вальдиры и о нем практически ничего неизвестно, гораздо интереснее наблюдать за кардинальным разворотом отношения Богуслава к собственной жизни в реальности. Многие же ведь говорят себе: «С завтрашнего дня начну жить по новому» и, как правило, все остается по-прежнему. А главный герой решил изменить свою жизнь и начал потихоньку выползать из той ямы, в которую залез ранее. Думаю цикл растянется минимум на три книги, а то и более, и в следующих книгах баланс будет постепенно смещаться в сторону игровой деятельности. Игровые задачи Бульквариус поставил себе грандиозные, впрочем задачи реальности от игры в случае Богуслава не менее сложные.
Ruddy, 2 июля 2019 г.
Вполне на уровне. Видим аля Росгарда, но теперь в подводном царстве и с развитием в упоре на Торговца. Я начинал читать совершенно без надежд, воздыханий и трепета — не прогадал. Вполне на уровне и хороший задел на большой «подводный» цикл о Вальдире. Хотелось бы больше про «подводность» и жизнь такую, но понимаю прекрасно, что сюжет подобных книг крутится исключительно на развитии «перса». Но читать интересно — время пролетает незаметно.