fantlab ru

Александр Лепёхин «Тень сумеречных крыльев»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.81
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Тень сумеречных крыльев

Роман, год; цикл «Дозоры»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Тигр погиб. Ушел в никуда Двуединый, признав расторжение древнего договора. Иные остались наедине с собой. И как-то сначала неявно, а после — все заметнее, все чаще попадаясь на глаза дозорным, начинают происходить странные, необъяснимые вещи. Даже опытные волшебники и колдуны теряются, сталкиваясь с ними.

Воронежские Темные строем идут под нож мясника. В Красноярске кто-то творит сумбурные чудеса, наплевав на status quo. Делятся мрачными тайнами бескуды. В далекой Бразилии дельфины выходят на берег. Что творится с пространством и временем — лучше даже не пытаться представить. И все эти истории переплетаются, складываются, проистекают одна из другой, ведя к общему финалу.

К финалу, в котором изменится сам Сумрак.


В произведение входит:


9.00 (1)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
1 отз.
9.00 (1)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 224

Активный словарный запас: очень высокий (3294 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Тень сумеречных крыльев
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Летучий Дозор»

Рецензия на «Тень сумеречных крыльев» Александра Лепёхина

(см. также отзывы на рассказы в составе романа)

Первая половина этого года у меня почти целиком пролетела за чтением межавторского цикла «Дозоры». Как 1 января засел за «Лик Чёрной Пальмиры», так 7 июля перевернул последнюю страницу «Нахимовского Дозора». Впрочем, справедливости ради, отмечу, что суммарно два месяца я посвятил книгам других авторов. Просто чтобы «Дозоры» не приедались. Смею надеяться, что цель достигнута, и далее я изложу впечатления не только о романе «Тень сумеречных крыльев» Александра Лепёхина, но и обо всей серии в целом.

Сразу же бросается в глаза, что «Тень сумеречных крыльев» имеет необычную, по сравнению с другими дозорными романами, структуру. Вместо трёх официальных частей мы имеем фактически сборник глав-историй. Даже в пока-дилогии Владимира Васильева и «Нахимовском Дозоре» Сергея Ерёмина, где тоже нет членения на части, а только на главы, оные разделы не выглядели такими… самостоятельными. Ещё вместо трёх частей имеют две «ленты» роман «Дозор с бульвара Капуцинов». Однако вот парадокс: структура «Тени…» оказалась такова, что в ней всё равно можно выделить две полновесные части и одну маленькую, завершающую и объединяющую предыдущие, так что на самом деле автор не так уж далеко и уходит от традиционного разбиения дозорных романов.

Структура текста неразрывно связана с его композицией. И вот здесь всё не так уж обычно и гладко. Как я уже выше отметил, «Тень сумеречных крыльев», по сути, представляет собой сборник историй, и действительно, три некогда самостоятельных рассказа скрываются внутри оного. Как следствие, и в них, и, в общем-то, в остальных главах разворачиваются каждый раз свои события. Вторые главы первых двух не-частей (то есть вторая и пятая) и вовсе построены почти одинаково: рассказчик садится перед основным персонажем не-части и начинает предаваться воспоминаниям. Хорошо, что сами истории (кроме главы «Мёртвые не кусаются») увлекают, но переходы от одной к другой вышли неказисто.

Александр не боится расширять и углублять мир «Дозоров», и вот мы уже узнаём историю происхождения бескудов, внимаем легенде о Птице, что была до Сумрака, и удивляемся путешествиям во времени персонажей и… домов. Собственно, если первые два аспекта хоть и любопытны и привлекают внимание, то последний взрывает мозг и канон. Ещё ни разу в серии никто не скакал из одной эпохи в другую (ну, кроме самих читателей, конечно, да и то лишь в воображении). Да, автор даёт объяснения, и в рамках сюжета они принимаются, но в рамках серии — не так уж уверен. Впрочем, стоит признать, что «Тень сумеречных крыльев» однозначно выбивается из ряда дозорных работ не только особой структурой.

Ещё одно смелое решение Александра — вписать в историю не кого-нибудь, а целых Иисуса Христа, Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. Если не ошибаюсь, насчёт первого и раньше были упоминания в серии, но более скептические и как будто даже более правдоподобные. А здесь сходу — Нулевой Светлый Иной, такие дела. Вроде бы от такой характеристики никому худо не станет, но всё же кажется, что автор немного переборщил с религиозными мотивами. Впрочем, двое из вышеупомянутой троицы упоминаются и в самом последнем на сегодняшний день «Нахимовском Дозоре».

Один из основных персонажей — бескуд Цадик Фишман, по происхождению — подкарпатский еврей, чей род ведётся с самой Земли обетованной. Тут ещё один парадокс: его история, изложенная во второй главе с забавными, но внезапными периодическими возвращениями в настоящее, смотрится гораздо более грамотно и убедительно, чем его образ в наши дни. Из его флэшбека даже я, в детстве против своей воли погружавшийся в иудейскую культуру, почерпнул для себя кое-что новое. По духу же он, что бывало не раз при чтении «Дозоров», напомнил «Мастера и Маргариту», правда, на сей раз только вставки с Понтием Пилатом. В то же время внимания и тяги к Цатогуа в остальном тексте автор зачем-то добивается самым дешёвым способом: корча из персонажа типичного еврея с одесским акцентом. Более того, Александр так этим увлекается, что тем же акцентом начинает злоупотреблять и вроде бы не еврей Виктор из совсем другого города, чему даже его возлюбленная собеседница Ада удивляется.

Самая запутанная часть романа — сущности, порождённые Сумраком на основе обычных людей. Ну, почти обычных. И почти живых. Вся эта концепция настолько ненадёжно держится на нитках канона, что грозит вот-вот разорвать его в клочья. Быть может, и разорвала, хотя в фэнтези, пусть даже приземлённом, возможно многое. Как я уже говорил, в рамках самого сюжета все эти порождения действуют уместно, так что чтению это не мешает. Финал отзеркаливает «Шестой Дозор», к которому Александр не раз и не два делает отсылки. Он кажется методичным аналогом экспозиции, только направленным на развязку истории, и методичность позволяет наконец-то разложить все загадки, объяснения и впечатления по полочкам.

Роман определённо вызывал и будет вызывать споры как среди искушённых поклонников «Дозоров», так и среди более случайных читателей. Зато он точно не оставляет никого равнодушным. Что касается моих впечатлений, то, за вычетом отдельных придирок, мне текст вполне понравился ярким сценизмом и смелостью излагаемых идей.

* * *

Теперь же выскажусь о серии в целом. Мой путь к ней получился долгим. Впервые я погрузился в мир Иных в далёком нынче 2016 году, когда прочитал всю оригинальную гексалогию. Один мой друг сразу же начал агитировать меня сесть за «Лик Чёрной Пальмиры» и всю остальную серию. Однако по прочтении «Шестого Дозора» я был, так скажем, морально опустошён и долгие годы не находил в себе сил дать шанс расцветить вселенную с Сумраком герою, отличному от Антона Городецкого. Известие о планах продолжить его историю вкупе с участием в проекте ряда знакомых мне авторов разбило скорлупу тоски, и вот мы здесь.

Вселенная «Дозоров» удобна тем, что она достаточно похожа на реальный мир. Тут даже среднестатистические дозорные могут вести себя как офисный планктон, решать бытовые дела и не прыгать выше своей головы. Большинство книг описывает события в почти наши дни, то бишь с конца XX века по самый конец предыдущего десятилетия. Для тех же, кому современности хватает за окном, есть несколько романов, действие коих переносит читателя во времена Советского Союза, Российской империи, революционной Латинской Америки, Франции эпохи Ришелье и начала эры кинематографа. Уделяется внимание даже Средним векам и временам Римской империи.

Хотя «Дозоры» с точки зрения жанра можно отнести в основном к городскому фэнтези, реже — к героическому, действия разворачиваются не только и не столько в городах. Более того, в подавляющем большинстве дозорных романов заявленные города почти лишены какого-никакого образа. Дежурные достопримечательности и ничего не значащие для иногородних названия местностей слабо помогают. Что иронично, именно с городов-Иных фактически начинается погружение в эту расширенную вселенную.

Как-то так сложилось, что время запуска серии не совпадает с датой выхода самого первого романа вне оригинальной гексалогии. Причём такой парадокс наблюдается не только в случае «Дозоров». Просто некоторые миры настолько просились на бумагу, что их поклонники, особенно из числа тех, кто умеет хорошо и увлекательно писать, заранее стали наполнять любимую вселенную собственными сюжетами. И вот издательство «АСТ» в конце 2013 года их услышало и дало начало официальному проекту. Увы, как это опять-таки нередко бывает, не всё сложилось так, как хотелось отдельным фанатам, и, например, вместо серийного переиздания «Лика Чёрной Пальмиры», к коему есть отсылки во многих последующих романах, затвердил его каноничный статус сиквел оного — «Время инверсий». У которого сейчас вроде бы готовится к выпуску в совсем другом издательстве ещё одно продолжение — «Чужое знание».

Ещё одно раннее произведение вселенной, «Иной среди Иных» Виталия Каплана, почти никакого отражения в каноне не имеет, хотя сам автор позже отметился и в чисто серийной антологии «Мелкий Дозор», и полноценным романом «Масть», где, впрочем, несколько схожестей с повестью всё же проглядывает. Кстати, с антологиями тоже всё получилось не совсем обычно: после «Мелкого Дозора» выходили ежегодные антологии Лучшей фантастики, в основном с рассказами Алекса де Клемешье на борту (в «Затерянном Дозоре» ещё был «Снежный король» самого Сергея Лукьяненко), но сами книги не замыкались только на «Дозорах».

Уровень дозорных романов, как и у Иных, разнится. Не все из них мне понравились, другие же вызвали настоящий восторг, в частности «Чужой Дозор» Марины Ясинской и «Севастопольский Дозор» Сергея Недоруба. Бывало не раз и такое, что читаешь роман, он тебе нравится, а потом вдруг натыкаешься на какую-то неканоничную несуразицу и думаешь, куда смотрел редактор и (или) куратор серии. Впрочем, канон в мире «Дозоров» — понятие относительно растяжимое, но всему должны быть пределы! Тот же вышеупомянутый «Чужой Дозор» хоть и прекрасен, но там каким-то образом ещё неинициированный Иной ухитряется погрузиться в Сумрак, оставшись неинициированным (причём я читал этот роман сразу после «Цветного Дозора» Карины Шаинян, где было подобное же). Впоследствии я придумал для себя правдоподобное объяснение, но книгами оно подкрепляется лишь косвенно.

Несмотря на довольно-таки частые для единой серии ляпы, «Дозоры» получились одной из широко проработанных и достаточно приятных вселенных, где представлен срез сразу нескольких эпох, что формирует в голове вполне объёмную картину мира. Сейчас он замер в ожидании выпуска книг авторов-основателей и, быть может, однажды поведает иные истории.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Евангелизация и кабализация Вселенной Дозоров. Искренним адептам христианства и иудаизма не читать. Ущерб может быть неизлечимым. 😊

А вообще-то, интересная попытка, увязать истории о Христе, апостолах, и популяризацию “Книги Зоар” с историей дозоров. Однако, автор не вполне справился с поставленной задачей, будучи не в силах подчинить ей собственную сюжетную линию. Вроде бы, драйв событий высок, сцены интересные. Пользуясь знаниями иврита и еврейской истории, автору удаются и антураж сцен, и колорит персонажей. Сами герои так же, ярки и динамичны.

Однако, сюжетная линия понимается с трудом, много сюжетных ошибок и тупиковых ветвей. Фраза из самого же романа “Как я задолбался распутывать ваши дела, граждане колдуны!”

Вместе с тем роман прочёлся с интересом. Попытка автора если и не вызвала восторга, то заинтересовала.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как лох повелся на отзывы. Позитивные кажется сам автор и написал. Какая фамилия Лепёхин — от слова лепить. Такая и книга.

Выше правильно заметили «И еще создается впечатление, что роман писали несколько человек» причем я бы добавил не согласовывая друг с другом. Я честно пытался осилить, но зачем пересиливать себя читая откровенный и самое главное бессвязный бред. Остановился чуть меньше чем на половине.

Мой посыл к тем кто прочитал хвалебные выше. Никакого там «атмосферы и драйва» и тем более ничего близко не лежало с ранними книгами.

И так же «Просто его надо уметь читать. Сюрприз: читатель должен подходить к книге подготовленным.» подготовленным — это видимо вместе с автором одни вещества употреблять. Или если он шизофреник то в одной палате (посыл к тому что писали разные люди).

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение, наверное худшее из Дозоров. Автор видимо надеялся что идеи придут во время написания, но они решили обойти его стороной, поэтому в романе много незаконченных мыслей и сюжетов. И еще создается впечатление, что роман писали несколько человек, т.к. разные главы написаны в непохожих стилях. В общем произведение получилось каким-то скомканным и нелогичным.

Были еще мысли, что автор «созидал» данное творение в разных степенях алкогольного или наркотического опьянения, или вмешались особенности психического состояния... :-))

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наблюдение: если книжка понравилась – хватает сил обычно на «автор молодец, круто». Если не понравилась – найдешь пятьсот доводов, триста причин и полторы тысячи гневных слов. Но это так, лирическое отступление.

Что по сути: отличный роман. Наверное, лучший в серии. Да, да. Просто его надо уметь читать. Сюрприз: читатель должен подходить к книге подготовленным. А если вы «ничего не поняли» – значит, вспоминаем Лялю Брынзу и стихотворение про людей, которые читали… ммм, скажем, ягодицами.

Что по частностям: очень понравилось, как автор поиграл со всеми персонажами, дав каждому свою нить. Но при этом здесь не просто нити, здесь качественно выплетенный узор, где все истории завиваются, пересекаются и ведут туда, куда должны привести. Кстати, концовка очень зашла. Заставляет думать. А думать полезно.

Любимец публики: Цатогуа. Хотя была и конкуренция – между ним и Василием. Но закарпатско-штетловский колорит… Мрачная и светлая история Адира… И философский подход к жизни (к жизни ли?). Без вариантов, кумир молодежи.

Вердикт: рекомендую. Но не для среднего ума. Не серийная книга, не гладит по шерсти. И это хорошо.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх