FantLab ru

Виктор Пелевин «Онтология детства»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Голосов:
441
Моя оценка:
-

подробнее

Онтология детства

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

В детстве счастлив потому, что думаешь так, вспоминая его. Счастье — это воспоминание. В детстве взрослые уходили на работу, за ними захлопывалась дверь, и начинался день: все огромное пространство вокруг, все множество предметов и положений становилось твоим. И все запреты переставали действовать. Затем что-то творилось с миром, где ты рос, каждый день все вокруг прибретало новый оттенок смысла. И ты начинал понимать, что взрослые хотят, чтобы ты стал таким же, как они; им надо кому-нибудь перед смертью передать свое бревно. Не зря же они его несли.

Жизнь взрослого человека самодостаточна и — как бы это сказать — не имеет пустот, в которые могло бы поместиться переживание, не связанное прямо с тем, что вокруг.

© ozor

Входит в:

— сборник «Синий фонарь», 1992 г.

— сборник «Сочинения», 1996 г.

— сборник «Все рассказы», 2005 г.

— антологию «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно», 2009 г.

— антологию «Детский мир», 2014 г.

— сборник «Колдун Игнат и люди», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Синий фонарь
1991 г.
Бубен Нижнего Мира
1996 г.
Желтая стрела
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Том 3. Generation
1999 г.
Желтая стрела
2000 г.
Generation
2001 г.
Встроенный напоминатель
2002 г.
Пятиконечная звезда
2003 г.
Желтая стрела
2004 г.
Все рассказы
2005 г.
Колдун Игнат и люди
2007 г.
Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно
2009 г.
Все рассказы
2010 г.
Принц Госплана
2011 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
Колдун Игнат и люди
2012 г.
17 рассказов
2014 г.
Полное собрание сочинений. Том 1. Синий фонарь
2014 г.
Детский мир
2015 г.
Истории и рассказы
2015 г.
Оружие возмездия
2015 г.
Бубен Верхнего Мира
2016 г.
Музыка со столба
2016 г.
Принц Госплана
2016 г.

Аудиокниги:

THE BEST. Повести и рассказы
2007 г.
Рассказы
2007 г.
Рассказы
2007 г.
Девятый сон Веры Павловны
2010 г.
Лучшие рассказы и повести. Выпуск 1
2011 г.
Рассказы
2013 г.

Издания на иностранных языках:

A Werewolf Problem in Central Russia and Other Stories
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз слышал, как этот рассказ читали по радио, где-то пару лет назад. Совсем недавно прочитал его «в бумаге».

Отчасти произведение чем-то напомнило творчество Франца Кафки. Весьма характерная мрачная абстрактная ситуация, предпосылок и причин возникновения мы не знаем и воспринимаем как данность. Важно не то, как устроен мир рассказа, а то, как воспринимает его герой.

Автору хорошо удалось передать детское ощущение мира, с этим я вполне соглашусь. Вызвало даже какие-то жутковатые воспоминания – меня воспитывали сугубо «домашним» ребенком, кроме летних каникул я практически был лишен возможности проводить свободное время на улице, и отлично помню многочасовую скуку, когда все книги прочитаны, по телевизору нет ничего интересного, игрушки надоели, и начинает казаться, что мир ограничивается квартирой, а окна – это всего лишь экраны, призванные создать иллюзию того, что снаружи что-то есть. В рассказе очень похожая атмосфера.

Суть рассказа, на мой взгляд, что взрослея, человек утрачивает ощущение свободы, начиная осознавать множество ограничений и запретов, которые в детстве не понимал или не чувствовал их давления, принимая несвободу как должное. Мир становится все более тесным и скучным, и все больше напоминает тюрьму. Собственно, эти выводы я делаю на основе моего общения с друзьями, а также на основе моих познаний в области психологии, полученных на профессиональном уровне. Самому же мне подобные ощущения, в общем-то, неизвестны – как-то так получилось, что детство у меня как раз ассоциируется исключительно с несвободой и одиночеством, приятные воспоминания у меня связаны скорее с подростковыми и университетскими годами.

Достоинства произведения:

стиль и язык;

атмосфера.

Недостатки:

не ясна цель такого нагнетания безысходности.

Итог: добротный и атмосферный рассказ, но все-таки излишне заунывный и депрессивный.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Завораживающее чтение. Читал рассказ затаив дыхание. В ответ на каждую строчку в голове возникал десяток мыслей. Мыслей о разном. О детстве, об окружающем, об окружающих, о волнующем, о пугающем, о веселом и о грустном. Кстати, не знаю почему, вспомнилась повесть «Детство Никиты» Толстого. Когда я был маленький, я читал и перечитывал её каждый день. А ещё «Ночь перед Рождеством» и «Двенадцать стульев». Много эмоций пробудила во мне «Онтология детства», особенно когда я стал постепенно осознавать, что описывается не простое детство не простого ребенка. Рассказ короткий, но очень насыщенный. Всегда считал, что настоящий писатель должен уметь испугать, рассмешить, научить, напустить тумана, внести ясность, взглянуть под непривычным углом на привычные и обыденные вещи. Пелевин Виктор Олегович всё это умеет в совершенстве, возведенном в степень. После окончания чтения изломал себе всю голову, задаваясь вопросами, чей этот ребенок, что это за тюрьма, или зона, в какое время это происходит, учитывая, что в рассказе упоминаются танки и самоходки и т.д. И только два последних предложения не вызвали абсолютно никаких сомнений. Там всё совершенно ясно. Хотя поймет их каждый человек по своему.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Виктор Пелевин — явный любитель соединять две реальности и работать в них сразу одновременно. И плевать ему на то, насколько они различаются, или вообще являются взаимоисключаемыми.

Итак, мир детства и мир тюрьмы (никакого спойлера здесь нет, автор начинает говорить о тюрьме уже на 3-й странице). Насколько же несопоставимы два этих мира? Насколько же они различны? И всё же Виктор Олегович работает сразу в двух плоскостях. Начинаются рассуждения всё-таки ближе к детству, более относимы туда. Затем явные намёки на тюрьму, на её порядки. И, казалось бы, вот текст совершил необратимое превращение, теперь здесь всё о тюрьме... Но нет — снова вспоминаешь явные соответствия с младенчеством и детством. И это очень здорово.

Не пускаюсь в разбор конкретных рассуждений автора — они все хороши. Изложил лишь то, насколько органично здесь смотрится такой вот дуализм по Пелевину.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В итоге: жуткий и до пронзительности грустный рассказ о счастливом детстве в тюрьме. Возможно, в метафорической тюрьме собственного сознания/тела или общества.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то я встретил фразу — «Зрелость — это умение отличать откровение от язвенной болезни, биполярного расстройства, депрессивного психоза и банального недо*ба». Вот здесь депрессивный психоз, совершенно не проникся этим словоблудием. Раньше автору улыбался цементный шов на кирпичике, а солнечный мячик попадал прямо в сетчатку глаза. Теперь мальчику выдали кирзачи и прочие атрибуты зека. Жизнь – тюрьма, все тлен.

Причем многие элементы мозаики совпадают с моими — и полка с дерьмовыми детективами как синоним литературы, и сваезабойщик, который действительно кажется, что бьет по горизонту, и тайные воспоминания, на которые стараешься смотреть пореже из страха, что уже не ясная поляна там, а обгорелые пеньки.

Но ощущение, что жизнь — тюрьма, оно целиком в отдельно взятой голове, и решетки снимать надо с нее. А биться кумполом о стену — ну и что ты будешь делать в соседней камере?

У автора есть чудесные повести — «Затворник и шестипалый», «Поезд «Желтая стрела»», «Тайм-аут», но это… это не струны души, это ковыряние в гное.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ невероятно передаёт далёкие ощущения из не такого уж и давнего детства. Хотя мне лично и не понять подобного ощущения безысходностьи и тюремного заключения, ибо воспринимал дом и квартиру — как крепость, из которой можно делать интересные вылазки, а не как место заключения.

Определение «рассказ» здесь очень условно, ибо «Онтология детства» — небольшой философский трактат, само название явно намекает на это.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин — молодец: он заставляет задумываться над важными вещами. Только спустя неделю до меня дошло, что же, собственно, он имеет ввиду (хоть я могу и ошибаться). Особенно после очередного просмотра «Матрицы». Сильное и одновременно печальное произведение. Очень точно подмечены детали в рассказе. В этом Пелевин всегда на уровне.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь. Ребенку свойственно видеть удивительное в самых обычных вещах, даже если его окружает чудовищный быт застенка. Взрослея, он теряет эту способность, и тогда уже становится самым настоящим заключенным. А что это за тюрьма — пусть думает читающий...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитала, поностальгировала. Детское ощущение мира передано просто на удивление точно.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

аж прослезилась, реально

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх