Генрих Альтов «Может ли машина мыслить?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В этом цикле рассказов рассматриваются вопросы так или иначе связанные с искусственным интеллектом: состязание электронной машины в шахматы с человеком, судьба списанного старого звездолета, спор между двумя роботами и моделирование человеческих эмоций.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Легенды о звёздных капитанах», 1961 г.
— сборник «Создан для бури», 1970 г.
— антологию «Roboti a androidi», 1988 г.
— антологию «Твоё электронное я», 1991 г.
- /языки:
- русский (7), чешский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Крекотень (1), Ц. Христова (1)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 13 декабря 2022 г.
На заре эры кибернетики, конструкторы искусственного интеллекта проводили в жизнь свои первые новшества, а писатели-фантасты ставили текущие и потенциальные вопросы, касающиеся взаимоотношений машины и человека. Цикл как раз и посвящен подобной проблематике. Что-то новое и неожиданное для того времени сейчас кому-то возможно покажется наивным и может быть даже примитивным, но тем не менее данные коротенькие рассказы как раз и составляют то, что мы сегодня называем «золотым веком» советской фантастики. Небольшой объем рассказов позволяет только коснуться того или иного вопроса, но ведь важно не только дать ответ на вопрос, но и правильно его поставить. И вот такая постановка я считаю Альтову вполне удалась.
Человек как творение Бога или Природы (кому как угодно) способен к самостоятельному мышлению. По этой же логической цепочке фантасты наделяют машины, как творения рук человеческих, такой же степенью независимости. И в цикле это касается не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. В «Триггерной цепочке» машина способна не только великолепно играть в шахматы, но может и пожалеть противника, а звездолет из следующего рассказа едва «завидев» астронавта, готов лететь с ним в Звездный Мир. Также могут иметь место быть и юморные коллизии из «Первого контакта», а также парадоксы, неожиданные для человека, но очень естественные для искусственного интеллекта, как это было в «Странном вопросе». Как видно Альтов в цикле оказался весьма разнопланов в рамках выбранной тематики.
И в последнем рассказе автор подводит итог, что в общем-то нельзя сравнивать машину и человека в смысле наделения роботов людскими атрибутами. Если искусственный интеллект и может мыслить и чувствовать, то это возможно принимает формы непонятные человеческой структуре мышления. Что ж, для нашей системы логики этот вывод законен, Альтов своими научно-фантастическими примерами в цикле наглядно это показал, за что ему и спасибо.
Kabasha, 8 февраля 2020 г.
Цикл рассказов, объединенный общей темой, вынесенной в его заглавие.
С позиции сегодняшнего дня истории могут казаться глупыми и наивными, но они хорошо отражают эпоху тех времен, когда они были созданы, т.е. самое начало 60-х, когда люди были полны энтузиазма и надежды на скорое развитие техники, покорение космоса и феноменально быстрое развитие науки.
Сегодня же, цикл можно рассматривать как хороший пример социально-гуманитарной фантастики, популярной в 60-е, и как отличный повод задуматься, уже с позиции нынешних дней, на вопрос о том, может ли машины мыслить.