Виктор Пелевин «Зомбификация. Опыт сравнительной антропологии»
Почему советский человек был такой дисциплинированный? Все дело в постоянном внушении или, лучше сказать, зомбификации. В чем собственно проявлялась эта так называемая зомбификация и какое отношение это имеет к древнему культу ВУДУ?
Автор попытается дать полный и обоснованный ответ проанализировав систему зомбификации старинного культа и систему манипулирования человеком в советские годы. Также он покажет всю абсурдность этого управления человеком.
«Новый журнал» (Нью-Йорк), № 197, 1990 год.
Журнал «День и ночь» (Красноярск), 1994 год.
Входит в:
— журнал «Интеркомъ, № 1(5) 1994»
— сборник «Relics. Раннее и неизданное», 2005 г.
— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.
Награды и премии:
лауреат |
Странник, 1995 // Критика (публицистика) |
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 1995 // Малая форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bur_zumer, 30 октября 2022 г.
Данное эссе, на мой взгляд, будет лучшим ответом на вопрос «С чего начать читать Пелевина?». По крайней мере, таким мой ответ будет каждому, кто слышал об авторе, как о человеке, создающем необычные (иногда даже КРАЙНЕ фантастические) концепции мировосприятия, после чего сращивающем их с нашей серой действительностью. А дело всё в том, что практическое значение этой работы, оказывается значительно выше, её развлекательно-увеселительного характера.
В эссе почти отсутствует ставшее уже классическим ироничное пелевинское повествование. Вернее, оно приобретает форму глубокой осмысленной аналитики, ведь излагает свои мысли автор с очень серьезным лицом, веря в то, о чём говорит. А потому, начинает верить и читатель, чьи мысли уже двигались по схожей траектории.
Работа, первоначально посвященная сравнительному анализу мистико-оккультных ритуалов зомбификации на Гаити с идеологической промывкой сознания, используемой в СССР, ни на йоту не теряет своей актуальности. Ведь независимо от временных и географических рамок, правила контроля масс почти всегда остаются одними и теми же. Особенно, если мы говорим о нашем Здесь и Сейчас:
«Зомби могут освободиться только после смерти колдуна. Но, как известно, хитрый колдун может долго скрывать свою смерть».
Manowar76, 14 марта 2019 г.
На удивление подробное проведение параллелей между архаичным культом вуду и советским строем. Как обычно, остроумно и иронично.
Все мы знаем, что не Пелевин отображает реальность, а реальность подстраивается под Пелевина. Иногда ей проходится ждать для этого три десятилетия.
Цитата из «Зомбификации» о лексической шизофрении, 1991 год:
Знаменитая Индус-три-Али-за-ция. (Какой-то индийско-пакистанский конфликт, где на одного индийца приходится три мусульманина, как бы вдохновленных мелькающей в последнем слоге тенью Зия-уль-Хака – и все это в одном слове.)
Новостные агентства, февраль 2019-го:
24 пакистанских самолета при попытке пересечь границу были перехвачены 8 истребителями ВВС Индии
Соотношение как раз три к одному!
Отличная вещь!
martinthegod9, 26 января 2016 г.
Отличный антропологический анализ. Казалось бы, насколько разными должны быть культуры и детали их подтекстов и реализации. Я уже не раз отмечал серьезность подхода Виктора Пелевина к работе над текстами, сопряженную с точным и колким юмором.
Больше всего заинтересовали «смерть маленького ангела» (той части, которая отвечает, согласно вудуизму, индивидуальной части души), зомбилизация (армия) и, своего рода, вполне конкретный новояз. Не могу не привести пару абзацев, касающихся деструктивного разрушения «психического фона» языка, как это называет Виктор Пелевин. И вообще, я рад, что кто-то, особенно такой умный человек, тоже обратил внимание на это издевательство аббревиатур и взрывание мозга.
«Здесь могут существовать два извращения — либо такие конструкции, которые можно назвать «бинарным лексическим оружием» (деструктивное и шизофреническое сочетание безвредных по отдельности смысловых единиц), либо _н_е_с_л_о_в_а_ — хаотические сочетания букв и звуков, дырявящие своей полной бессмысленностью прежний «психический фон», одновременно замещая его элементы — то же делает с клеткой вирус. (Поэтому носители нового «психического фона» заражают им всех остальных, распространяя шизофреническую лексику; им важно не _р_е_о_р_г_а_н_и_з_о_в_а_т_ь Р_а_б_к_р_и_н_, а «реорганизовать чужую психику, проделав в ней как можно больше брешей.)
Посмотрим, какие пилюли каждый день глотала наша душа.
«Рай-со-бес». «Рай-и-с-полком». «Гор-и-с-полком» (или, если оставить в покое древний Египет, «гори-с-полком»). «Об-ком» (звонит колокол?). «Рай-ком». «Гор-ком». «Край-ком». Знаменитая «Индус-три-Али-за-ция». (Какой-то индийско-пакистанский конфликт, где на одного индийца приходится три мусульманина, как бы вдохновленных мелькающей в последнем слоге тенью Зия-уль-Хака — и все это в одном слове.) «Парторг» (паром, что ли торгует?). «Первичка» (видимо, дочь какой-то певички и Пер Гюнта).
Мы ходим по улицам, со стен которых на нас смотрят «МОСГОРСОВЕТ», «ЦПКТБТЕКСТИЛЬПРОМ», «МИНСРЕДНЕТЯЖМАШ», «МОС-ГОР-ТРАНС» (!), французские мокрушники «ЖЭК», «РЭУ» и «ДЭЗ», плотоядное «ПЖРО» и пантагрюэлистически-фекальное «РЖУ-РСУ No_9». А правила всеми этими демонами Цэкака Пээсэс, про которое известно, что он ленинский и может являться народу во время плена ума (_п_л_е_н_у_м_а_).»
baroni, 13 июля 2008 г.
Блестящий социально антропологический анализ советского общества, проведенный В. Пелевиным в короткой повести «Зомбификация» (напомню, что «Зомбификацию» Пелевин завершил в самом начале 1990-х — это важно!) оказался куда более точным и действенным, чем десятки научных монографий, ученых трудов и умных социологических книжек. Сравнивая советскую идеологическую систему с гаитянским культом вуду, Пелевин убедительно продемонстрировал удивительную схожесть этих двух, казалось бы, полярно противоположных систем. И колдуны вуду, и советские идеологи воздействовали на подконтрольные им массы почти одними и теми же методами, достигая при этом небывало эффективных результатов.
Но помимо социально антропологического сравнительного анализа двух колдовских культов, есть в «Зомбификации» и еще одно, тонкое и точное наблюдение Пелевина.
...Когда уничтожаются высшие духовные практики, когда тонкий культурный почвенный слой нации срезается ножом бульдозера, которым управляет самоуверенный бульдозерист, «начитавшийся каких-то брошюр», то социум проваливается этажом ниже — прямиком в архаические и первобытные культы, ждавщие своего часа под срезанным слоем. «Психический котлован, вырытый в душах с целью строительства «нового человека»...привел к оживлению огромного числа архаичных психоформ... эти древности, чуть припудренные смесью политэкономии, убогой философии и пошлого утопизма и заняли место разрушенной картины мира». В начале минувшего века «отменив» христианство, общество провалилось в магию... Но вся беда заключается в том, что пелевинский бульдозер по-прежнему продолжает работать, а бульдозерист читает все новые и новые брошюры... В какие архаичные слои мы провалимся дальше? Остается только гадать...
Демьян К, 7 февраля 2013 г.
Вместо высосанного автором из пальца нелепого термина «зомбификация» в любом нормальном языке используется нормальное слово «воспитание» (или — в птичьем языке социологов — «социализация»): человек, которого с пелёнок и на протяжении всего времени взросления не «зомбифицируют», вырастает в конце концов зверем, которого в конце концов приходиться каким-то макаром удалять из человеческого общества, ибо зверю не место в человеческом обществе... Несмотря на всю тотальность «зомбификации» в современных обществах (причём не только в загадочном обществе «Вуду» или в так смачно оболганном русском обществе советского времени, но и во всех человеческих обществах, включая, например, японское, в коем уровень «зомбификации» доходит то таких размеров, что взрослых людей иначе как роботами и назвать-то трудно) некоторые особи не поддаются полной «зомбификации», и всё время пытаются вырваться «за флажки»... В каких-то обществах их просто мочат... в других используют как рабов на галерах... в третьих их посылают «за родину помирать»... но это всего лишь издержки недостаточной «зомбификации». Так что пафос автора просто смешон. Хотя нельзя не отметить, что та ярость, которую автор вложил в текст, помогла ему сделать очень неплохо написанный текст — в отличие от подавляющего большинства его опусов, которые написаны как будто левой ногой...
Ny, 2 ноября 2010 г.
Сходство культа личности Сталина и вообще советской идеологии с религией было отмечено ещё в 60-70-ых. Вдоволь наговорились про это в 80-ые, даже у Райкина есть шуточный монолог старухи, которая валит в кучу Пасху, Первомай и прочие праздники без учёта их смысла и сути. Иконы заменили лики вождей, вместо крестного хода появились демонстрации, генсек — «проводник» идей Маркса-Ленина на Земле. Сходство жуткое.
Любой «культурный» социум порождает определённый набор абстрактных установок, плохо согласующийся с реальностью, но заставляющих верить в нужное. Всё ведь уже было. Вот, мол, большевики породили языковую шизофрению. Так названия фирм и продукции в рекламе (Продвагон, Продамет) дореволюционных газет не слишком отличались по благозвучности от советских сокращений! Или сокращения в документах: ГО — думаете «гражданская оборона», нет — «георгиеское оружие», либо Е.И.В. — это значит «Его Императорского Величества». Потрясающе благозвучно и однозначно! Копнём глубже: слово «куролесить» откуда взялось?
А, любопытно, почему Пелевин не припомнил крещение Руси? Не задумался о том, что тогда вылезло из-под спуда? Почему не проанализировал социальные реформы Петра Великого? Не задал вопрос: «Являются ли религия и идеология своеобразной зомбификацией общества в равной степени?» В религиозных обрядах монотеизма можно выделить почти те же стадии и ритуалы. Вот это было бы интересно.
Автор сосредоточился на каком-то малосерьёзном, почти шуточном сравнении советской социализации с гаитянскими ритуалами. Анализ узкий, ограниченный и затеянный, на мой взгляд, больше из самолюбования. Получилось не ново, не злободневно и не в точку.
vsvld, 20 октября 2008 г.
Очень дельно. Истинная философия возникает не на пустом месте (она слишком хорошо знает, что такого места давно уже нет — всюду дискурс), зато соединяет в пределах одного смыслового кадра образы, о к-рых еще никто не подумал, сколь гармонично и оправданно, сколь правдоподобно смотрятся они вместе. Тут именно такой случай.
SoN, 17 декабря 2006 г.
Тот, кто уже прочёл всего Пелевина, и ищет:
что бы ещё ...- может попробовать Павла Крусанова.
В одном Направлении копают :) Одним мифотворчеством укрываются... ;)
Те же поиски Истинных пружин реальности, свободы, бессмертия и красоты...
То же балансирование над Пустотой и цирк НЕдрессированных парадоксов ;)
Только у 1 опора — Кастанеда и буддизм, а у 2 — ближе к православию, город-миф
Петербург, пополам с древней алхимией и языческим тотемизмом...
Хотя и Востока хватает (особенно Египта) и цитат из иже с Кастанедой.
Но и различий — полно. И не в пользу Крусанова.
Если Пелевина может понять любой нормальный старшеклассник, то
Крусанова — не любой студент осилит..;( Тяжело. Но оно того стоит...
Ибо те же гладиаторские бои фальши и Сути..;)
Если вы не чураетесь глобальной многослойной информации к Размышлению
и Афористичного Языка...
А начинать лучше с рассказов «Сотворение праха» или «Бессмертник».
Или романа «Американская дырка», где Сергей Курёхин
«меняет харизмами» Россию и Америку.