Ник Перумов «Земля без радости»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Возраст читателя: Любой
Бывший сотник Аргнист, а ныне — хозяин мирного хутора, вынужден, как и его соседи, то и дело отбивать нападения жутких тварей, именуемых «Ордой». На этом-то хуторе и сойдутся пути разных людей (и не-людей): гном Двалин, эльфийка Эльтара; таинственный некто по прозвищу Губитель, крутящийся поблизости.... Им — или их детям — рано или поздно придётся выяснять: кто напустил Орду на мирные земли Северного Хьёрварда? Зачем?.. А до этого сотник успеет побывать во главе повстанческой армии, эльфийка станет матерью и заплатит за это жуткую цену, гном подружится с более чем странной магичкой... Судьбы их переплетаются более чем причудливо, но все они (даже те, кто нелюдской расы) в душе всё равно остаются людьми. А значит — есть шанс на победу.
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного» > цикл «Хроники Хьёрварда»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 479
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2980 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 28 декабря 2023 г.
В последних книгах «Гибель богов — 2» важную роль играли персонажи «Земли без радости». К тому же с момента прочтения романа почти тридцать лет прошло, уж и не помню ничего. Если саму «Гибель богов», первый том изначальной трилогии «Хроники Хьёрварда», я перечитывал пару раз, то «Воин Великой Тьмы» и «Земля без радости» такой чести не удостаивались.
С первых страниц автор бросает нас в затяжное сражение с Ордой — полчищами монстров. Битва на несколько десятков страниц зрелищна, но без магии несколько утомительна.
Перумову вообще импонирует идея нерассуждающей агрессивной массы. К ней он вернется позже в дилогии «Империя превыше всего». Орда в романе — это существа «Мира смерти», жуки «Звездного десанта», зерги «Старкрафта».
Позже нас знакомят с историей Северного Хьёрварда и биографией главного героя, бывшего сотника-легионера, ныне владельца хутора, противостоящего Орде.
И тут Северным Хьёрвардом и Ордой начинает интересоваться невероятное количество сущностей, большая часть из которых не то, чем кажется, как это будет у Перумова и позже. Эльстан-Губитель, таинственный Рагнвальд-Судья, чародейка Эльтана, Царица Теней, сын волшебника Хеорт и Хисс, его слуга-змеиный царь, гулящая девка Ярина, Снежный Маг Горджелин, волшебник Акциум и прочие.
Хроники и правда оказываются хрониками.
Борьба с Ордой и мытарства героев занимают весь континент и целый год. Большинство героев меняются, Аргнист-сотник сражаясь с Ордой, даже умудряется создать новое государство, по принципу казачьего.
Пройдёт три четверти тома и только тогда родятся те, чьими именами и названа книга — Лидаэль и Аратарн. Несколько страниц, и вот героям уже по семнадцать лет и их встреча, предопределенная судьбой, свершилась.
В финале все интересанты оказываются сначала у Столпа Титанов, а затем в Джибулистане, занятом сквоттерами.
Много магии и сражений, Перумов в прекрасной форме.
9(ОТЛИЧНО)
AlisterOrm, 19 июня 2024 г.
«Земля без радости»... Да, это Северный Хьёрвард.
Из всех «Летописей...», безусловно, это самый слабый роман (если мы не будем считать нелепые «1000 лет Хрофта»), однако это не значит, что он плох, совсем нет. Просто планка, взятая Перумовым в середине «лихого десятилетия», действительно сравнительно высока. Это именно эпическое фэнтези — не «дарк», как говорят некоторые любители, не хватает угнетённой мрачности, но клевещут и те, кто называет этот роман «неперумовским» — да нет, всё здесь на месте, и обилие схваток, и множественность сюжетных линий, и красоты нездешнего мира (поменьше, чем в других частях).
В центре всего -противостояние некой Орде, неведомо кем насылаемым чудовищам, тиранящим мирных северян, однако этим всё не ограничивается. В то время Перумов умел сплетать воедино множество сюжетных линий, выстраивать масштабную интригу, показывать, как малые события могут воздействовать на весь мир. Орда, Молодые Боги, Новые Боги, Новые Маги, местное эльфийское царство, жители которого прокляты, чародеи острова Брандей — как ни странно, всё это вполне органично смотрится на страницах романа, и каждый сюжетный поворот действительно работает на интригу текущих событий. В кои веки у автора получилось выстроить сквозной сюжет, воплощённый в самых разных линиях, и по дороге почти ничего не потерялось, видно, что автор в отличной писательской форме, и ещё может создавать замкнутые, камерные интриги.
Кроме того, грамотно перекинуты мостики от других романов, особенно, от «Гибели богов», по сути, это продолжение противостояния новых и старых божеств. Тогда ещё Перумов не пришёл к идее «подмастерьев» (как они надоели мне, пока я дочитывал «Фессиаду«!), и «Новые боги» действуют инкогнито. Пожалуй, это единственный роман, где Хедин и Ракот в качестве божеств выглядят убедительно, всё последующее вызывало у меня только оскомину — ну не смог автор потянуть описание будней богов, не смог, не хватило у него силы и фантазии! Здесь же Хедин-Рангвальд аккуратно аккумулирует действующие в пределах Северного Хьёрварда силы, и отправляет их противостоять Орде, грамотно дёргая за ниточки, тем же пытается заниматься и Мерлин-Акциум с Брандея (Губитель, Ялини, Горджелин-Новый маг... десятки их!).
В общем, не слишком поэтичный, но грамотный, законченный и не требующий особого продолжения роман, который вполне можно читать в отрыве от основной сюжетной линии Упорядоченного. Видимо, поэтому у Перумова и не хватило пороху на «Белую кровь рассвета», интрига освобождения Эльтары Эльфранской явно не тянет на романную фабулу... Я так понимаю, что этот сюжет нашёл своё окончание в «ГБ2», но помятуя «шедевриальность» долгожданного романа о Хрофте, могу отнестись к этому только со скепсисом... «Земля без радости» же остаётся сама по себе, и это главная похвала некогда умелому мастеру.
nightwarden13, 24 мая 2024 г.
Решил наш Ник, в третьей части Хроник навернуть ДИП ДАРК ФЭНТЕЗИ.
Да уж и правда радость здесь выходит из чата на первых же страницах, здесь нам предстоит мрачный север который кошмарит Орда — огромная, простите за тавтологию, орда тварей, которые нападают на всё что видят. Жители окрестных обособленных поселений, называемыми хуторами, обороняются. Больше всего это напоминает серию «Костюмы» мультантологии «Любовь, смерть и роботы». Появляются и другие герои, которые пытаются докопаться до сути проблемы, другие же герои пытаются использовать Орду в своих низменных целях. Чего ещё то? А да, активно все, ну кроме, разве что сотника Аргниста, потому что своё он уже оттрахал по молодости, видимо, пытаются кого-нибудь трахнуть, это ж тёмное фэнтези, детка, загибайся девка раком, ееее боооой!
Впрочем, на голову выше «ВВТ». Ну и персонажи «ЗБР» ещё не раз всплывут в дальнейшем цикле автора
mushi1986, 8 июня 2021 г.
После повторного прочтения Хроник Хьёрварда спустя более чем 20 лет, «Земля без радости» понравилась больше всего. Она более мрачная, жестокая, темная и в первой половине книги безысходная. Явственно ощущаются нотки темного фэнтази. Гораздо взрослее что ли по сравнение с «Гибелью богов» и «Воином великой тьмы», стало меньше сумбура, количество описаний битв и применения супер-пупер техник и заклинаний снизилось. Даже как-то читалось легче в отличие от первых двух летописей.
При прочтении постоянно ловил ассоциации со Звездным десантом Пола Верховена, именно с фильмом не книгой, и StarCraftом, даже погуглил когда они вышли, не сплогиатил ли Ник, но нет, книга 1995, а фильм — 1997, игра — 1998. Жаль с концовкой автор не дожал, последняя часть в лучших традициях первой Гибели Богов, а так была бы твердая 8.
Ivan Chis, 6 апреля 2021 г.
Третья часть цикла порадовала, но к сожалению не так как предыдущие. Слишком уж затянуто в отдельных местах, чего абсолютно не было в «Гибели Богов» и «Воине Великой Тьмы». Тем не менее сюжет и персонажи оригинальны. Прочитать точно стоит! 8/10
karlan, 28 января 2016 г.
И снова неудача.
Сюжет начинается неплохо — снег, стужа, зловещий враг, неплохая боевка — брутальное черное фэнтези. Возникает надежда что хоть на этот раз автор не налажает. Но нет, Перумов не удержался и поехал по кочкам как обычно. Картонные герои, беспомощные попытки описания эпических битв, ну и в довершение ко всему в конце автор вернулся к подростковому гигантизму. В самом гигантизме нет ничего плохого — но автор просто не владеет литературным языком чтобы донести свое видение событий до читателя хоть сколь нибудь изящным образом. Не умеешь — не берись. Текст написан откровенно плохо.
Традиционно слабы описания локаций где действуют герои, но хотя бы их внешность автор на этот раз не забыл описать, как произошло в предыдущем романе. Такое явление как Орда присутствует в книге с самых первых страниц — но как чудовища выглядят — автор не говорит, даже их размеры непонятны — не ясно с чем имеют дело герои — с насекомыми, животными, еще чем то? Приводятся только прозвища этих существ данные им людьми. И только по мере прочтения книги читатель обрывками узнает как выглядят представители Орды. Это откровенная халтура и небрежность.
Единственная приличная сюжетная линия — военные усилия усатого сотника Аргниста, ей автору стоило бы и ограничиться — не присобачивая к сюжету утомивших всех в край своих любимых Магов, Богов, и Реальностей. Лучше меньше — да лучше.
Прогресс по сравнению с первой книгой безусловно есть, но он невелик.
Судя по всему Перумову очень нравиться писать фэнтези. Но объективно ему не стоит писать ничего. Он лишен литературного дара. Он даже хуже чем Роберт Сальваторе. И давность написания этой книги не может служить оправданием. Днище — как оно есть.
4 из 10.
demihero, 1 мая 2011 г.
После первого прочтения — а давно было — запомнилась почему-то одна Орда. Будто бы север такой неуютный, и там лесами разбросанные хутора-крепости штурмуют полчища неведомых тварей, агресивных, хитрых и невероятно уродливых. Остальное, что было, как-то размылось, позабылось, и я, особо не копаясь в памяти, думал: вот так вот они с этой Ордой всю книгу боролись. Здорово. Нестандартный такой локальный сеттинг, человек против стихии, очень интересно. Поэтому я сначала поставил книге «семёрку», с перспективой поменять на «восемь» после перечтения.
Перечитал (вернее, перечитал ровно до середины, до страницы 269, где написано «Часть восьмая»). Оказывается, я многое забыл. Орда и противостоящие ей суровые хуторяне довольно быстро уходят на второй план, а повествование начинается совсем о другом: о каких-то незначительных делах множества каких-то непонятных персонажей. На середине книги хочется воскликнуть: «Кто все эти люди?» Какой-то гном, который шёл откуда-то куда-то неизвестно зачем. Какой-то Губитель, не помнит о себе ничего, кроме того, что он Губитель. Какая-то Царица Теней хитрозлобная. Какой-то Эльстан, который не то помер, не то ещё живой. Какая-то вдруг проститутка, при этом ученица волшебника. Какой-то змеиный царь. Какой-то Снежный Маг. Если не читать предыдущих двух книг, то можно ещё добавить: какой-то Хрофт, какой-то коричневый сокол, какие-то маги с острова Брандей... О большинстве этих персонажей к середине книги не известно ни кто они такие, ни чего хотят, и сочувствия к ним никакого. Центральной истории не видно. Что происходит? к чему всё катится? как объединены все вот эти товарищи, кроме того, что иногда пересекаются случайно и мешают друг другу жить?..
В общем, дочитав до середины (и более-менее вспомнив, что там будет дальше), я закрыл книгу. Не интересно. И оценку поменял на «шесть», и то потому только, что Орда и хуторяне всё-таки есть, хоть и в небольшом количестве :smile:
Hobel, 16 июля 2016 г.
Безусловно, самая мрачная и странная книга трилогии. Две сюжетные линии — магическая и человеческая. Одни ищут и чудят, другие — выживают. Маги и боги совсем забыли про людей и решают свои ведомые только им задачи. Земля действительно без радости и в этом — соль книги. Атмосфера покинутости и тихого отчаяния создана идеально. После буйной первой и бодрой второй книги эта — холодный душ. В целом вся трилогия — весьма качественное fantasy. Требовать от этого жанра глубоких смыслов и философских прозрений невозможно. Чистый Relax. Отдыхал и наслаждался. Рекомендую детям от 12 до 60.
stenny, 17 ноября 2015 г.
Такое впечатление, что автор как начал писать бесконечный фанфик по Толкиену, так и не прекращал, разве что для сугубо отличительной «славянской» экзотики где ни попадя вставляя «архаизмы» — ежели, горница, укороченные на «староруский манер» глаголы и проч. «буслаевщина», «рязанщина» и «говачевщина». При этом. часть имен откровенно содранные имена и названия из Исландских саг, Хъервард — отец некоего то ли Хельги( вроде Хельги сын Хьерварда), то ли еще кого-то, можно глянуть в списке имен во Всемирной литературе.
Во-вторых, часть имен, понятий, терминов и идей откровенно напоминает ранее встречавшиеся вещи — «снежная блоха» заимствовано из Булычевского «Поселка», как и образ так называемого Защитника, по Булычеву это был «козел» или «коза», которая чуяла раньше всех кого-то из врагов или из стихийных бедствий.
Оставшаяся часть содрана из толкиена и американо-скандинавской фэнтэзи (типа Меч и сумка), в смысле фэнтэзи на скандинавскую тематику.
При этом, местами стиль неотличим от Семеновой-Головачева и псевдо-фольклорной «улялаевщины» (название поэмы И.Сельвинского) в духе 20-х годов прошлого века — «ой, ты гой еси», первые 2 страницы впечатление, что читаю Толкиеноского Властелина Колец в Муравьевско-Кистяковском перевод. Те же самые «одесную с ним скакал» и проч. высокопарности, и тут же «лубочно-просторечные» — «сеном пахло»(выражение взято у Ольги Ларионовой, в данном случае выражает нарочитую грубую просторечность и лубочную фольклорность).
Вот так лексика и авторский стиль и продолжают скакать — тут в духе Кистяковского, тут псевдо-русского просторечия.
Главное, что поражает в таких то ли «пост-рассейских» словообразованиях, это то, что как в «Схроне» Головачева кажется, что это далекое будущее, но! — тогда лексика должна основываться не на древне-славянских «волхв», «горница» и проч., а на нашей современной лексике — «хата», «базар» и вместо магии — реал, виртуал и проч.
Как в «Детях Мафусаила» — вместо Бога или Создателя — капитан или инженер, кстати, у Ларионовой эта идея использована в «Чакре кентавра», а еще в «Хрониках Хокмуна» Муркока.
Слову «горница» просто неоткуда «всплыть», потому что состав языка поменялся и корни слов и значения уже «отпали», с какой стати называть комнату «горницей»?
Гораздо более уместно и действительно архаично все выглядит в ранних стилизациях Елены Грушко «Ведун» — вообще моя любимая вещь у нее, еще пример преемственносго развития цивилизации ее же «Созвездие видений». И Имя-самоназвание-прозвище «Колос» уже не вызывает такого дикого рассогласования.
Перумов и похожие авторы-русоведы-славянофилы пишут с неким псевдо-говорком, пытаясь непривычным звучанием слов «нарисовать флер благородной старины», не понимая, что можно писать емко, эмоционально и без выспренности о той же Руси, о Греции, о скифах, о Египте.
Есть такая повесть «Вырь», тоже неплохой образец стилизации.
Елена Грушко, Иванов (Повести древних лет).
Хотелось бы посоветовать перечитать советких авторов Говоров, Артамонов, (Посление каролинги, Алкамен-театральный мальчик), В.Ян и Фингарет (Огни на курганах и проч. и Скифы в остроконечных шапках), Иван Ботвинник «Скиф» — пишут как есть, как говорится, что вижу — так и пишу, но все получается зримо, понятно, убедительно, нежели «горницы» хотя судя по масштабности описываемых метелей у Перумова, это должны быть самые настоящие бункеры или каменные иглу, или землянки.
Где логика?
И еще, очень много эпитетов и метафор, прямо-таки все описание строится на них, при этом никакого цельного впечатления не создается, некоторые писатели двумя-тремя словами, одним прилагательным способны выразить впечатление о человеке «насладительная моя», или гриновская «она сама себя выдумала», «нервическое лицо» — и все, к чему городить огород?
Читайте не только Перумова-Головачева-Семенову и прочих русофилов от фэнтэзи, читайте больше, читайте первоисточники.
wizardme, 26 сентября 2015 г.
«...кончилось Смутное время»
Ник Перумов очень интересно пишет. Начало произведения не произвело особого впечатления; потом мне показалось, что произведение будет построено в стиле пройти-долгий-путь-найти-и-убить, но потом... Очень казалось бы запутанное произведение раскрывает грани своей реальности постепенно, не торопясь. Если вы большой любитель фентези, и в частности, эпика, то не будете разочарованы, ибо самое «вкусное» припасено ближе к концу произведения. Смело ставлю десятку, автору удалось заинтересовать, заинтриговать, приводя невероятно эпические сражения с классическим «Чёрным властелином». В общем, я не был разочарован, что всё-таки дочитал до конца.
Чувствуется влияние небезызвестного в фантастическом мире Профессора, благодаря творчеству которого возникли имена гнома и похожее на оное имя человека
Читайте!
Shining, 13 июня 2016 г.
В целом книга понравилась. Есть в ней старое доброе перумовское безумие. Обилие разнообразных монстров (правда, герои шинкуют их просто в неприличных количествах), магия запредельных уровней, рыцари, дворфы, секс (в том числе с дворфами) и самые настоящие боги.
Однако тут видна та же проблема, что и в «Воине великой тьмы». Книга словно состоит из нескольких частей, которые между собой сочетаются отнюдь не идеально. Каждая из них отлично прописана! Но вот то, что между... Такое чувство, будто автор писал эти части в сильно разное время и с сильно разным настроением. Плюс, история Губителя осталась какой-то... недосказанной, что ли?
snake13, 3 октября 2014 г.
Бесспорно, шедевральный роман. Так как это заключительная книга трилогии, логично было бы как-то раскрыть тайны, остававшиеся неизвестными, поставить точку. Здесь все наоборот. После прочтения возникло просто гигантское количество вопросов. В первую очередь из-за неясной судьбы главных героев. Вообще, их сочетание получилось колоритным. Обычный хуторянин, гном, дочь Истинного, лучший воин Ямерта с сыном и богиня. Противник, правда, несколько разочаровал. Абсолютно не чета поколению Истинных магов из «Гибели богов». Правда, самой большой загадкой для меня является Черный. Откуда, как, когда? Без посвящения набрать ТАКУЮ мощь. И хотя напрямую он не вмешивался в сражения, мне он кажется наиболее загадочной и опасной фигурой из всех персонажей Упорядоченного. С нетерпением жду всех книг «Гибель богов 2». Там он должен проявить себя в полную силу. И все-таки снижаю минус балл за множественное описание событий, напрямую не влияющих на сюжет, таких как обычная жизнь хуторов или городов. Что, конечно же, явно не портит общего впечатления. Браво!
Noan, 1 ноября 2010 г.
К чтению «Земли без радости» я приступал с некоторой неохотой. Что-то на подобие «Гибели богов» я не ждал, да и наверное не стоило, а вот повторение «Воина великой тьмы» было вполне ожидаемо. Но у Перумова вышел роман лучше второй, но хуже первой книги цикла.
Сюжет. Солидную часть книги занимает война людей Северного Хьерварда с Ордой, продолжающаяся уже на протяжении трехсот лет, хотя это выглядит не совсем как война, а так — Орда идет на поселения людей, наваливается всем скопом, а люди отбиваются. Если это сделать удалось, то можно жить спокойно до следующего набега. И так продолжалось все 300 лет. Но люди не хотят мирится с таким положением вещей и Аргнист (один из главных героев произведения) с сыновьями и эльфом решают пойти на то место, где зарождаются твари Орды. Но происходит непредвиденное и все пошло не так, как планировали наши герои.
К сюжету в плане логики претензий нет, поступки героев не всегда предсказуемые, и это не может не радовать, но вполне закономерные, и это тоже хорошо. 3 часть Хроник Хьёрварда более пошловата нежели предыдущие книги — мы узнаем что представляют из себя гномы и маги в постели. Но эта пошлость не мешает читать произведение, так как головой-то понимаешь, что такова жизнь в северных землях и пытаясь сравнить постельную тематику в книге с действительностью, можно прийти к выводу, что в романе описана реальность. Поэтому, я считаю это только в плюс книге.
В «Земле без радости» автор возвращается к тому стилю, в котором была написана «Гибель богов», но здесь он вычищен, правилен; видно, что Николай Данилович совершенствуется, и именно этот стиль более всего ассоциируется с Перумовым.
А еще война с Ордой это лишь декорация романа, где происходят истории любви, долга и отваги. Чувства в романе превыше всего. А конец поразит даже придирчивых читателей.
Персонажи. В «Земле без радости» их более чем предостаточно. Линий представлено много на любой вкус и цвет. Здесь есть и вояка старожил Аргнист, который не нарушает законы; по первому призыву покидает родной хутор, дабы помочь своему королю. Есть и гном Двалин — отличный кузнец и... любовник. Эльтара — второй главный персонаж романа — высокомерная, надменная принцесса эльфов, характер которой в течении повествования сильно изменится. Снежный маг по прозвищу Равнодушный, сын Фелосте (читайте «Гибель богов»), очень интересный персонаж. Он поможет героям в войне с Ордой, но цена этой помощи высока. Царь змей Хисс — скользкий во всех смыслах тип. Губитель, ничего не помнящий о себе. В «Земле без радости» так же принимает участие и Старый Хрофт, помогая Эльтаре в самый трудный час.
Мир. Северный континент Большого Хьёрварда представляет из себя суровый край. Как сказано в аннотации — жители Севера прогневали своих Богов и они покинули эти земли. Но это не так, Новые Боги Хедин и Ракот слишком заняты своей войной с Неназываемый, но которые все—таки обратят свой взор на проблемы этого континента. В период зим на хутора нападает Орда, летом она отступает, но появляются другие враги — Нежить. И так всю жизнь. Северный Хьёрвард значительно отличается от Восточного и Западного, отличия видны сразу и невооруженным глазом.
Итог. Однозначно, этот роман получился интересней и лучше предыдущего. Книга «Земля без радости» не выглядит сырой, в ней не видны как логические недочеты, так и сюжетные не стыковки. Стиль тоже на высоте. Роман рекомендуется к прочтению.
Sergo2, 17 декабря 2011 г.
Название книги полностью соответсвует содержанию. Книга действительно без радости.
Сюжетная линия некоего абстрактного Севера вначале пытается быть основной. И вот здесь появляется эта орда... которая у Перумова пытается прорваться в любом из населенных миров Упорядоченного. Не знаю, мне уже надоело читать про жвала, супержвала, суперпестики и страшные тычинки. Диковинные названия типа «Хоботяры» превращают все происходящие в детский фарс, хоторый тут же перевоплощается в эротический триллер с гномом-сексгигантом в главной роли. Что это за гном и какова его роль в сюжете? Этот вопрос можно задать половине заявленных героев. Рецепт хорошего романа дал еще Вальтер Скотт: герои книги (даже второстепенные и эпизодические) нужны только в том случае, если без них сюжет развалится. А в «Земле» героев можно вырезать через одного — и сюжет от этого никак не поменяется.
Отдельных рукоплесканий стоит сюжетная линия Акциума-извращенца. Такое впечатление, что автор выплескивет свои стариковские комплексы... Но смотришь на год написания книги, понимаешь: Перумов был еще молод... Тогда отчего же книга пестреет пошлятиной, если ранее у Николая Даниловича этого не наблюдалось?
Лучше уж еще раз с удовольствием перечитаю «Гибель богов». Там хоть радость есть!
Apiarist, 30 декабря 2010 г.
Считаю самой интересной книгой из вышедших Хроник Хьерварда. Пока лучшее произведение в цикле. Повествование разнопланово. «Камера» меняет виды, высвечивая то одного персонажа, то другого. Повествование, в основном, от третьего лица, но также есть и от первого, что, безусловно, вносит разнообразие.
Вообще, если первая книга цикла пестрит наворотами, гротесками, почти безостановочным экшном, вторая – достаточно поверхностна (во многих отношениях), то вот третья показалась наиболее «зрелой». Причем, это достигается тем, чего совершенно (или почти) не было в первых двух книгах, – привнесением драматичности, элементов психологизма. И в этой связи образы действующих лиц набирают в объеме.
Пару слов о сюжете, не раскрывая его, — он заметно лучше, интереснее (не динамичнее, а именно интереснее), чем в первых двух книгах. Линии, поначалу кажущиеся разрозненными, постепенно складываются в единый клубок. За их переплетением следить интересно. В других книгах цикла подобного и близко не было.
Конечно, можно сказать, что «Земля без радости» воспринимается лучше двух первых книг, потому как события «ЗБР» в известной степени строятся на том, что было, прежде всего, в «Гибели Богов». Так-то оно так, вот только «ЗБР» просто лучше своих предшественниц.
Под конец произведение, на мой взгляд, дает слабину. Образы Аратарна и Лидаэли практически не выписаны, мотивы их поведения почти поверхностны, сами действия иной раз так и вообще кажутся лишенными свойственного антуражу происходящего внутреннего логического обоснования. Словом, создается впечатление, что последняя треть книги писалась, как говорят, «на скорую руку». Отсюда к этой части и мое читательское недоверие.
Впрочем, было приятно увидеть, что по сравнению с первыми двумя книгами «ЗБР» сюжетно, стилистически интереснее и взрослее.
Относительно же языка изложения – никаких претензий, только похвала.