fantlab ru

Эдмунд Купер «Сомнительная полночь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Сомнительная полночь

The Uncertain Midnight

Другие названия: Deadly Image

Роман, год (год написания: 1957)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

У Джона Маркхэма была хорошая работа и любящая семья. И вот ничего этого не стало. Он, живший в 1967 году, вдруг приходит в себя в 22 веке, в мире, где у каждого человека, живущего после ядерной мировой войны, есть свой персональный андроид. Это мир, где почти всю работу делают человекообразные роботы.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман закончен автором осенью 1957 года.


Входит в:

— антологию «Découvrir la science-fiction», 1975 г.


Рецензии:

«Review: Deadly Image by Edmund Cooper», 1958 г. // автор: Роберт Силверберг

«The Reference Library: The Juveniles», 1959 г. // автор: Питер Шуйлер Миллер

«Review: Deadly Image by Edmund Cooper», 1959 г. // автор: Деймон Найт

Экранизации:

«Sial IV», Швейцария, 1969 // реж. Адонис Киру



Похожие произведения:

 

 


Сомнительная полночь
1994 г.

Издания на иностранных языках:

Deadly Image
1958 г.
(английский)
The Uncertain Midnight
1958 г.
(английский)
Deadly Image
1959 г.
(английский)
Deadly Image
1969 г.
(английский)
The Uncertain Midnight
1971 г.
(английский)
Découvrir la science-fiction
1975 г.
(французский)
Uomini e androidi
1980 г.
(итальянский)
The Uncertain Midnight
1982 г.
(английский)

страница всех изданий (9 шт.) >>

 



Рецензии в авторских колонках




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

В близком будущем (относительно публикации романа) произошла ядерная война, главный герой случайно и внезапно оказался заморожен в самом начале боёв. Через пару сотен лет его нашли, откопали, разморозили и оживили. Мир за это время весьма сильно изменился — человеческая популяция так и не восстановилась, однако люди не откатились в Тёмные века, как это принято изображать во многих постапах, а, напротив, технологически ушли довольно далеко вперёд. Недостаток рабочих рук теперь восполняют андроиды, у каждого свой собственный электрический персональный помощник — рутиной и тяжёлым трудом заниматься не нужно, знай только твори, исследуй и изобретай. Но Джона Маркхэма терзает тоска по семье, погибшей где-то там, в 20 веке, новых смыслов жизни он нащупать не может, а установившееся мироустройство ему чуждо.

Один из первых романов малоизвестного у нас классика английской НФ, самый ранний из переведённых на русский язык. Как обычно, Купер исходит из гуманистической позиции и доносит до нас свою веру в стойкость и человечность (извините уж за тавтологию) человека. Идея помещения современника автора в будущее, в непривычные для него условия, уже и на момент написания романа была не нова, а уж более поздних произведений и вовсе не счесть. У Купера эта тема одна из любимых, многие его романы о человеке, из привычного окружения, зоны комфорта, если так можно выразиться, попавшего в совершенно чуждое для себя (в первую очередь — социологически) окружение, о его ощущениях и поисках. В «Сомнительной полночи», помимо «попаданчества» (ох, не люблю этот термин, но что поделать) мы имеем ещё и (анти)утопию — а что будет, если с человека снять все (ну почти) обязанности, предоставить ему комфортные жизненные условия, много свободного времени, но при этом жёстко обозначить рамки того, что можно, а что нет? Согласитесь, не такой уж и плохой обмен, а?

Изрядного возраста книжка, быть может слегка подустаревшая в деталях вещественного мира, но с «вечным» сюжетом. Слегка наивная, грешащая некоторыми дырами в сюжете, но заставляющая, тем не менее, задуматься.

Оценка: 7
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Странное совпадение, читал этот роман и в это же время слушал другой (автора противоположного идеологического лагеря, написанный лет на 20 позже, но) странно схожий по главному мотиву — о людях, которым нечем, по большому счёту, заняться, и в массе своей, довольных этим. Куперу на этот счёт повезло, он верил, что люди однажды взбунтуются против такого положения вещей, и художественно воплотил сей бунт. («Работа, семья, ответственность — путь к новому миру!») Второму, позднему автору, похоже, гораздо труднее искренне поверить в это. Мне, читателю XXI века вообще в это не верится... Вот в чем прелесть старой фантастики, в ее наивной вере в высокое предназначение человека, в каждом из нас.

Оценка: 7
[  0  ]

Ссылка на сообщение ,

Вполне добротная старая фантастика и вполне возможно одно из первых произведений на тему противостояния людей и роботов (андроидов). Начало содержит много философии, спора и дискуссии, к сожалению, концовка — образчик боевика, к счастью, без крови и натурализма. В любом случае есть смысл прочитать.

Оценка: 8
[  0  ]

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на несомненные литературные достоинства, роман может вызвать интерес у современного читателя разве что ретроспективой на стык 60-х — 70-х годов прошлого века. Купер явный коньюктурщик и данная ретроспектива позволяет увидеть чем можного было завлечь британского массового читателя в те годы, что могло показаться ему правдоподобным.

Основопологающей «приманкой» Купер сделал популярную тогда тематику очеловечивания роботов/компьютеров (выродившуюся в итоге, как мы знаем, в отдельный жанр киберпанка с кибернизированными людьми в главных ролях). «Вторая молодость» психологии с психиатрией, и, особенно, их социальные приложения, тоже, явно, пользовались популярностью. Не обошлось без фирменных куперовских тем эмансипации и «свободной любви», а также, как тогда казалось, связанной с ними темой кризиса института семьи. Громко звучит актуальная для времен «холодной войны» тема идеалогий в связке с прогрессом и войной... Ну, вроде, ничего не пропустил.

Чтобы разнообразить чтение, начал придавать значение всяким мелочам, как-то: портативный атомный источник (безудержный оптимизм), востановленный букемгенский дворец (реверанс монархии), женщины в сари (рефлексия по империи?!)... Надо сказать, что визионерский потенциал довольно слабый, что неудивительно для попсового произведения.. но сцена с эстрадными номерами, кстати, удалась.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Музыка была неважная, тональный диапазон певицы не превышал трех нот, но ее движения, хотя и легкие, были крайне соблазнительны. Странно, но *ГГ* решил, что общее впечатление нельзя назвать непристойным. Прямой расчет был, очевидно, на сексуальные аппетиты аудитории, но также здесь имели место призыв к жалости и сочувствию. Украдкой посмотрев на своих соседей, *ГГ* заметил слезы в глазах многих женщин.

Учитывая неплохие литературные достоинства, ставлю роману среднюю оценку, но, повторюсь, интересен он будет только ценителям ретроспектив и исторических артефактов.

ПС: устал от этой нудятины, еще и самому себя развлекать приходилось , , так что развязку дочитывать не стал

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх