fantlab ru

Антон Чехов «Чёрный монах»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
422
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный монах

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 69
Аннотация:

Андрей Васильич Коврин, магистр, утомился и расстроил себе нервы. Он не лечился, но внял совету провести весну и лето в деревне. К тому же его с радостью приняли в доме Песоцкого — известного в России садовода, который давно уже относился к нему почти как родному сыну...

Другая аннотация:

Учёный-магистр приехал погостить в «дворянское гнездо» к подруге детства Тане. Атмосфера безлюдного места порождает в его голове теорию-легенду о страннике-«чёрном монахе», который перемещается по лучу света и способен поведать своему избраннику об истинах жизни.


Примечание:

Впервые — «Артист», 1894, № 1 (ценз. разр. 5 января), стр. 1—16. Подпись: Антон Чехов.

Включено в сборник «Повести и рассказы» (М., 1894; изд. 2-е — М., 1898).

Вошло в издание А. Ф. Маркса.

При жизни Чехова переведено на английский, немецкий, польский, сербскохорватский, финский, французский и чешский языки.


Входит в:


Экранизации:

«Чёрный монах» 1988, СССР, Германия (ФРГ), реж. Иван Дыховичный



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Бал Сатаны. Русская мистика
2025 г.

Издания:

Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 7
1962 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том второй
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 5
1970 г.
Рассказы. Повести
1976 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 8 1892-1894
1977 г.
Избранные сочинения. Том первый
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
Том 1. Повести и рассказы
1980 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1982 г.
Повести
1983 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 8
1985 г.
Избранные сочинения. Том первый
1986 г.
Струна звенит в тумане…
1987 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Русская и советская фантастика
1989 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Заколдованная жизнь
1997 г.
Повести. Рассказы. Пьесы
2002 г.
Дьяволиада
2004 г.
Русская мистическая проза. Том 3
2004 г.
Дьяволиада. Таинственная проза русских писателей
2004 г.
Полночь, XIX век
2005 г.
Рассказы. Повести
2006 г.
Драма на охоте
2007 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
Древние лики ужаса
2011 г.
Шаги в бреду
2011 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Мистические произведения русских писателей
2011 г.
Черный монах
2011 г.
Русская готика. Повести
2012 г.
Черный монах
2013 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
Серебряный волк
2013 г.
Рассказы и повести
2014 г.
Мистика Серебряного века русской литературы
2014 г.
Вишневый сад
2014 г.
Дама с собачкой
2015 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
Мистические произведения русских писателей
2020 г.
Палата № 6
2020 г.
Призрак. Мировая классика Ghost Stories
2021 г.
Дама с собачкой
2022 г.
Черный монах
2022 г.
Палата № 6
2022 г.

Аудиокниги:

Классика русского рассказа. Выпуск 3
2006 г.
Повести и рассказы 1892-1894 гг.
2007 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Избранные произведения том 2. Рассказы и повести 1888-1897 гг.
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Ĉeriza ĝardeno
2004 г.
(эсперанто)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

По форме повесть написана безупречно, как и почти всё у Чехова, за исключением раннего творчества. Язык Чехова прекрасен, от него получаешь эстетическое удовольствие. Но какой-то серьезной содержательной смысловой нагрузки произведение не несет. Да, хотя бы легкая степень безумия часто является неотъемлемой частью гуманитарной одаренности, но вряд ли эта мысль была свежа даже в конце 19 века. Концовка довольно тривиальна, хотя может оказать кратковременное воздействие на эмоции неискушенного читателя.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Будем честны: ученым мужам часто приходится сражаться с демоном величия. Чем крупнее заслуги исследователя, чем шире границы его разума, тем сильнее одержимость предметом, а следовательно, и могущественнее демон. В ближайшей истории полно примеров, когда прославленные деятели науки, в том числе, под влиянием честолюбия, совершали весьма неприглядные и даже антигуманные поступки.

Почему так? Выбрав путь большого знания, стремление идти по которому мы обычно с легкостью преодолеваем, ученый ставит себя на службу зачастую недосягаемой цели. А удовлетворение собственным интеллектуальным мученичеством, понимание, что в мир он отдает больше, чем берет, может притупить прочие человеческие чувства.

Примечателен способ, каким чеховский черный монах вторгается в ищущий разум Коврина: столб порывистого ветра, черный вихрь, который несется навстречу герою в погожий красочный день. Таким ли должен быть посланник условного «света», несущий воодушевление ученому мужу? Скорее уж тут звучит фаустианский мотив.

Чехов не единожды повторяет, что, пускай и добродушная, но улыбка седовласого монаха остается лукавой. С Ковриным монах разговаривает языком лести, поощряет жажду славы молодого человека. И наставлений в христианских добродетелях смирения и противоборства гордыни, которую можно было бы ждать от представителя черного духовенства, тут нет и в помине.

Коврин был любезен и признателен Татьяне и ее отцу — людям в общем-то заурядным, по-обывательски милым и хорошим. Однако лишь до тех пор, пока его расшатывающееся сознание подвергалось атаке грозной стихии мании величия, принимавшей тревожный образ монаха. Это было предчувствие «великой цели». После длительного лечения Коврин превратился в раздражительного и отстраненного человека, тяготившегося вниманием окружающих. Потеряв своего демона, он почувствовал пропажу «великой цели», без которой любое постижение мира представлялось губительным — Коврина отравила ложная мысль о том, что до конца дней он останется посредственностью.

Не могу не выразить восхищение великолепной работой Чехова над психологическим портретом главного героя! Гениальный прозаик не только блестяще описал внутреннее состояние Коврина, но и показал, как меняется мир под его взглядом, утратившим одержимость «великой целью». Чехов немногословен, мастерски точен. Он не комментирует мысли героя, не тратит дар рассказчика на критику и поучение читателя. От такого текста оторваться невозможно.

Работая над этой повестью, Чехов, по собственным же воспоминаниям, ежедневно чувствовал элегическую грусть и тоску. В то время он жил в Мелихове, его будни занимала работа в саду, а каждый вечер слух беспокоили соседи, исполнявшие одни и те же романсы. Автор признавался, что именно тогда и определился с лейтмотивом «Черного монаха» — природа мании величия. Как в подобных условиях родился именно такой сюжет — для меня остается загадкой. А вдруг в какой-то момент Чехов и сам почувствовал с тревогой приближение неистового черного вихря?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна мрачнейшая повесть классика — на этот раз Антон Палыч центральной темой выбирает тему шизофрении, душевного помешательства главного героя.

Общая фабула данного произведения, между прочим, воспроизведена в фильме «Игры разума» — вплоть до повторной одержимости героя, после того как его убедили в том, что он болен. Чёрный монах, исчезнув на время лечения, при следующем приступе появляется вновь и вновь внушает главному герою, что тот исключительный гений. Депрессивное состояние героев в процессе лечения, негативное отношение к профилактике также схожи.

Здесь вариантов два: либо описанное Чеховым (не забываем, что он сам был врачом, и медицинская тема в его творчестве раскрыта широко) течение болезни представляет собой классический случай, либо создатели «Игр разума» хорошо знали повесть русского классика. Хотя это нисколько не умаляет достоинств фильма.

Ну да ладно, вернёмся к «Чёрному монаху». Главный вопрос, который ставит в этом произведении Антон Палыч, состоит в правомерности подмены объективной реальности, окружающей главного героя, на иллюзорный мир, рождённый в его голове. Адекватна ли такая подмена? Можно ли добиться счастья, проживая в мире собственных грёз?

На первый взгляд, наиболее очевидным кажется ответ: нет.

С другой же стороны, как справедливо подмечает чёрный монах, картина мира, которую мы рисуем у себя в голове, не является стопроцентно точным отражением объективной реальности. Хотим мы того или нет, мы интерпретируем свойства мира в собственных понятиях, придаём модели, сформированной в нашем сознании, черты, атрибуты, живущие в наших представлениях об окружающей действительности. Таким образом, сведения о мире, проходя через наш понятийный аппарат, искажаются. А вот степень искажения и является мерой, по которой мы судим о психическом здоровье того или иного человека. Не имеющего привычки трансформировать восприятие мира в привычные ему, но далёкие от реальности понятия, мы называем реалистом. Любителя приукрасить мы считаем фантазёром, про такого мы говорим: живёт в своём мире.

Если не втискивать себя в жёсткие рамки оценки этой самой мерности степени искажения, то галлюцинации главного героя уже и не кажутся чем-то таким уж ужасным, неизгладимо больным, необузданно неосознанным. Принимая тезисы, диктуемые чёрным монахом, наш магистр воодушевляется, вдохновляется. Чехов, правда, не озвучивает результаты его работы — в «Играх разума», например, было показано, что результаты эти были полным и бессмысленным бредом.

Но в то же время, кто может дать однозначный ответ на вопрос: что есть истина? Откуда нам знать, что мы, считающие себя нормальными, не несём ещё больший бред?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из наиболее полюбившихся мне рассказов из творчества А. П. Чехова.

При том же, Не знаю, может потому, что я довольно сильно начитан книгами Ф. К. Дика и это тот писатель, чьи работы мне нравятся более всех (так сказать, в личном топе любимых литераторов). И, не исключаю, что могло наложиться и то, что читал «кирпичик»-сборник чеховских произведений после него, а уже после этого томика — снова кое-что из Дика, да вот кажется мне, что наш русский мастер рассказа проявляет в некоторых своих работах характерные для Филипа Киндреда черты. Тут есть не просто психология, описание быта сумасшедших... Нет, нечто более. В рассказах Чехова я увидел первое затрагивание темы человека и его восприятия реальности. Собственной реальности. И вопрос, а что же реально, где иллюзии, болезни, а что же нужнее, пусть и фантазии, но свои, или реальный мир, но не свой, другой, неблизкий тебе?

Именно такие тематики затрагивает рассказ «Черный монах». И обрушивается весь этот шквал философских проблем на довольно обычного человека, по-настоящему счастливого, но живущего как-то иначе. С иллюзиями ли, с фантазиями — а есть ли разница? Может статься, главное, что он, главный герой, счастлив в своем мире?

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

А стоило ли лечиться, чтобы обезличиться? Возможно, мы все гении, пока верим в себя. И только «нормальность» в понятии врачей психиатров подрезает наши крылья.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала этот рассказ, когда мне было 14 лет. В то время серьёзные истории со смыслом меня вообще не интересовали. Но после прочтения Чёрного монаха я осталась под сильным впечатлением и долго не могла забыть... Больше всего меня поразила концовка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А именно, фраза, которую дословно не помню, но смысл сводился к тому, что человек на Суде рассплачивается за тот грех, о котором он думал в момент смерти...

А вообще рассказ довольно мрачный, но оторваться от него невозможно.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх