Василий Головачёв «Дерево»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маленький шлюп, спасательный модуль, вызванный на помощь, оказывается заброшенным на неизвестную планету и разбитым. При взрыве один из членов команды, состоящей всего из четырех человек, гибнет, и оставшаяся троица без всякой надежды на спасение осматривает необитаемую планету, на которой волею судеб, они оказались. Еще во время падения их внимание привлекло огромное дерево, о котором ходит легенда, что оно исполнит одно желание, которое, стоя возле дерева, загадают все одновременно...
Василь Головачов. Дерево: Фантастичне оповідання / Мал. П. Ткаченка // Знання та праця, 1977, № 2 – с. 26 (на украинском языке).
Головачёв В. Дерево // Знание — сила. — 1985 — № 3 — с. 46-47.
Входит в:
— условный цикл «УАСС» > Грехов, Вирт и другие
— условный цикл «Расширенная вселенная УАСС»
— антологию «Атланти з планети Земля», 1981 г.
— журнал «Знание-сила 1985`3», 1985 г.
— сборник «Ультиматум», 1999 г.
— сборник «Приговорённые к свету», 2006 г.
— сборник «Мир приключений», 2007 г.
— сборник «Смотритель пирамид», 2010 г.
— сборник «Этические уравнения», 2012 г.
— сборник «Я вас предупредил», 2021 г.
- /языки:
- русский (15), украинский (1)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), аудиокниги (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 декабря 2023 г.
Еще один рабочий эпизод из череды деятельности спасательной службы будущего. Катер с четырьмя работниками УАСС аварийно выбрасывает на траверзе какой-то неизвестной планеты, на поверхности которой растет трехкилометровое дерево. Один из космолетчиков погибает, но остальным удается посадить аварийный катер на планету. Увидев, что посадка произошла в непосредственной близости от странного дерева, один из спасателей припоминает, что другие космолетчики приписывали ему весьма необычное свойство исполнять совместные желания... Про разные исполнители желаний писали все, кому не лень, — от классиков (Генри Каттнер) до маргиналов (Юрий Петухов). Так что тема достаточно избита и разработана. Нового в ней сказать крайне сложно и непросто. Автор рассказа пытается намекнуть, что без артефактов высокоразвитой цивилизации тут явно не обойтись. Подобно Сеятелям из трилогии Лукьяненко о Звездном Лорде, «цивилизаторы» пытаются облегчить освоение космоса другим, менее развитым расам, оставляя свои артефакты на самых разных планетах. Новизна тут в том, что артефакт имеет свойство «самонаведения»: он появляется не везде, а только там, где в нем возникает острая нужда. После чего дает нуждающимся урок коллективизма и сопричастности: пожелание сбывается только тогда, когда ВСЕ потерпевшие загадывают одно и то же. Словно заботливый дрессировщик, артефакт дает людям конфетку, если они забывают о своем индивидуализме. Тем самым, воспитывает в людях космическую мораль: покорить Вселенную можно только сообща, испытывая одни и те же стремления и чувства. Может, получилось немного наивно и идеализированно, но зато верно: космос — не место для себялюбцев и авантюристов, он настолько враждебен жизни во всех ее проявлениях, что может быть завоеван лишь в совместной борьбе.
------------
РЕЗЮМЕ: фантастическая притча, утверждающая, что космического «батьку» лучше бить сообща. Для тех, кто не понял: вполне вероятно, что вырастившие дерево иномиряне могли быть причастными и к появлению жизни на Земле.
amak2508, 3 июля 2023 г.
Простенько, но при этом очень и очень неплохо. И насчёт мифов космолётчиков хорошо придумано, и герои в рассказе на восемь страничек каждый свой характер имеют, и думают они в первую очередь не о себе (хотя это и поразительно непрактично). Ну и финал с загадочкой — что же это всё-таки за дерево было? А ещё здесь автор хорошо с размером угадал — чуть больше и было бы уже плохо.
Единственное, что портит впечатление от рассказа — его предсказуемость. Ну скажите на милость, кто из читателей не угадал о чём будут думать сидя у Дерева все три наших героя :). Но читать всё равно интересно.
Bassman2003, 13 января 2023 г.
Пожалуй, самый добрый и спокойный рассказ у автора. Отсутствуют излишние подробности в его стиле (графоманство). Но этот рассказ, который приоткрывает занавес в его знаменитый условный цикл УАСС оставил положительное впечатление. Помнится, в интервью автор говорил, что он просто мечтатель и пишет то, что ему хочется. Да, этот рассказ об этом. Но и ещё о людях — ведь фантастика, первым делом, о них и их взаимоотношениях с другими, более футуристичных, далёких от повседневности, ситуациях. Хочется, ой как хочется героям автора во что-то верить, что есть где-то в Галактике что-то, что исполнит твою заветную мечту. И автору тоже хочется, о чем и пишет. И, конечно, читателю, ведь людям свойственно во что-то и кто-то верить. Рассказ об этом. Первый шаг в цикл отпечатался светлыми эмоциями.
mputnik, 2 февраля 2019 г.
Головачев... Так уж получилось, что именно с него — в мутные постсоветские времена — начиналась «акклиматизация души». В те лихие девяностые много чего было, и плохого и хорошего, но самое яркое пятно в той «чересполосице смыслов» все-таки — книжные развалы фант-чтива. Чего там только не было! И — по сравнению с лютым дефицитом фантастики в стародавние советские времена — это казалось неимоверным, невероятным, несусветным чудом.
Правда, очень быстро выяснилось, что подавляющее большинство этой «кучи» — обыкновенный мусор, негодный даже для гвоздика в туалете. И вот тогда появился Вася, с его «Стопкрим»-ом, и рытьё в оной помойке оных развалов — обрело смысл. Естественно, моментально были «проглочены» и Реликты и Схроны и Чёрные, короче — все крупные формы. Во тогда-то дело дошло и до рассказов.
Головачевские рассказы — они специфичны, в известном смысле — даже неповторимы. Но речь — не о формальных признаках. Вот, к примеру этот («Дерево») — по этим самым «формальным» — вторичен до невыносимости: это же, если присмотреться — чистый плагиат с «Пикника...» Стругацких. И по идее, и по форме, да и появился — через 5 лет после «Пикника...».
Но, вот, в том-то и дело. Есть у головачевских рассказов что-то — безусловно — СВОЕ, настолько важное свое, что на оные «параллели» сознание не то, что «не отвлекается», оно их — при их наличии — не замечает в упор. Кроме того, у мэтра есть важнейшее «литературное качество», его фирменная фишка: все его тексты — жизнеутверждающие, и — не побоюсь этого слова — светлые. Это не просто фантастика, это целая параллельная реальность, в которой — помимо, собственно, законов жанра — неукоснительно соблюдаются и законы более высокого порядка. Где помимо Зла, Насилия, Агрессии (как неких антуражных литературных особенностей) — в обязательном порядке — присутствуют ещё и Честь, Совесть, Верность. А ещё — Доброта, Человечность, и — конечно же — Любовь.
Так что, уважаемый потенциальный читатель, не сомневайся — читай. Жалеть не будешь
ardon, 1 февраля 2019 г.
Понравился. Человечный фантастический рассказ. Особенно понравились слова в рассказе «Я не в вас сомневался, а в себе».
До последнего надеялся, что финал будет особым, а нет, он оказался таким как и та эпоха когда он был написан.
Сейчас бы я финал переписал под то что это была программа моделирования ситуаций по проверки совместимости и надежности спасательной команды.
Так мне кажется немного современнее.
god54, 27 июля 2010 г.
Очень интересная фантастическая гипотеза, хотя вариант решения и концовки был полностью предсказуем. Мы все помним советское: сам погибай, а товарища выручай. Хотя при логическом размышлении существует множество приличных вариантов решения такой простой задачи. Но автор сделал упор на моральной стороне вопроса, отбросив психологию замкнутой группы на грани гибели, тем самым упростив ситуацию.
SwiD, 3 апреля 2008 г.
Очередной рассказ Головачева, о жизне спасателей в будущем. Стандартный рассказ, для почитателей автора, остальные думаю смело могут проходить мимо, у Головачева есть вещи гораздо интереснее.