Леонид Андреев «Тьма»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых | Только для взрослых
Молодой революционер, всею душой верующий в своё дело и дело своих товарищей, приходит в публичный дом. Там, оптимистический, светлый человек знакомится с путаной, чьи мировоззрение и грязная комната способны поменять его навсегда.
Входит в:
— антологию «Литературно-художественный альманах издательства «Шиповник». Книга 3», 1907 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 45
Активный словарный запас: очень низкий (2333 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 18 августа 2022 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/1017199.html
Мне кажется, что в каком-то из снежнокомовских сборников мне встречался рассказ с аллюзией на тему этого текста Андреева. Дело было давно, могу и путать. Ранее Леонида Андреева не читал, и чаще слышал про его сына Даниила и мистический текст «Роза мира», который тоже не читал.
Главный герой рассказа — молодой террорист-девственник, спасаясь от преследования полиции, скрывается в борделе. За нужную сумму он надеется снять девку, запереться с ней в комнате и... выспаться. Он в бегах уже третьи сутки и еле стоит на ногах. Аренда же только комнаты в борделе вызовет лишние подозрения. Так в одной комнате оказались заперты борец за светлое будущее и та страдалица, ради которой он готов погибнуть. Выспаться чертовка ему так и не дала, угадала, кто перед ней, и начала шантажировать.
Должна была быть дуэль между двумя персонажами. Их позиции кружат словно инь и ян, кусая друг друга. Революционер оказывается не так стоек, как хотел бы быть. Проститутка хватает свое нежданное счастье, в кои-то веки поверив, что сможет изменить жизнь. Фабула хороша, вот только стилистика Андреева — тягучая и болезненная. Это не словесное фехтование, а вольная борьба на бордельных простынях. Удушение вместо порезов.
Итого: В рассказе есть много интересных образов из той эпохи русской истории. Шел 1907ой, и интеллигенция во всю заигрывала с революцией. Герой Андреева с одной стороны карикатурен, а с другой — притягателен в своей наивности.
AlisterOrm, 10 сентября 2018 г.
...Тьма...
Странная немного повесть, выросшая из типично русской литературной традиции, традиции осмысления тем чистоты и порока, которую многие писатели стремились постичь через образ падшей женщины, находя в них этот шокирующий контраст. Соня Мармеладова у Достоевского, Катя Маслова у Толстого, Таня купринской «Ямы» — все эти образы порождены странным, слегка брезгливым исследованием своих собственных пороков и добродетелей. Когда читаешь подобные вещи, поражает их откровенная болезненность и невротичность — именно поэтому охватывает чувство некоторой неловкости при прочтении, скажем, «Крейцеровой сонаты» — такое чувство, будто писатель выворачивает наружу не грязь комнат окраинного борделя, а свои собственные пороки, свою несдержанную похоть, пропитанную при этом чувством столь же несдержанного стыда.
Почему повесть странная? Потому что это повесть-ощущение, для того, чтобы прочувствовать её, нужно залезть в сознание Леонида Андреева, понять его мысли и чувства. Есть два человека, два мира — человек Идеи, революционер, отдающий всего себя борьбе за эфемерный будущий мир, и есть опустившаяся проститутка, которая по прежнему мечтает о том, что найдёт своё счастье. Но...
Впервые юный революционер взглянул, по настоящему взглянул в лицо человеку, живому человеку, ради которого и строит этот лучший мир. И он понимает, что счастье недостижимо для этой изорванной, изуродованной и несчастной души, которая давно уже не понимает, что такое благо. И приходит понимание, что эта его святость здесь, на дне жизни, совершенно не нужна, что его жертвы и победы никому не надобны. Он может лишь присоединится к ним.
Ну а с другой стороны... Его идеализм заразил и ту, у кого нет надежды, она приняла в себя жадно, целиком, пламя идеи разрушения этого грязного, заплёванного мира, ограниченного стенами небольшой комнатки с кроватью, разрушения, перед которым не устоит ничего...
В общем, моё толкование вовсе не обязательно принимать всерьёз, я могу ошибаться в своём прочтении эссенции Андреева. Но склоняю главу, склоняю главу...