FantLab ru

Т. Э. Д. Клайн «The Ceremonies»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.86
Голосов:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Аспирант Джереми Фрейрз считал, что это лето будет тем благословенным временем, когда он, оставив городскую суету, сможет в полной мере насладиться сельским покоем и тишиной, и заодно подтянет свои познания в готической викторианской литературе. Для этой цели он выбрал небольшой городишко под названием Гилеад, — место абсолютно пасторальное, идиллическое, правда, населенное людьми весьма религиозными, можно даже сказать, радикально религиозными. Впрочем, хозяева фермы Порот, у которых он снял свое летнее жилье, таковыми ему не кажутся. Разве что их семь кошек... и те странные звуки, что доносятся из близлежащего леса... И вызывающая привлекательность молодой жены фермера...

Во время своих литературных изысканий Джереми знакомится с молодой сотрудницей библиотеки по имени Кэрол Конклин. Молодость, лето, одиночество — все это приводит к их романтическим отношениям, в которые неожиданно вмешивается мистер Роузботтэм, странный старик, снабжающий Кэрол дополнительной околонаучной работой за щедрое вознаграждение. Однако, чем дальше, тем все страннее эта работа выглядит для самой Кэрол: ночные прогулки по пляжу, литания на непонятном и чуждом языке, ритуальные танцы под луной... В конце концов, и Джереми, и Кэрол, и Роузботтэм, и Пороты оказываются втянуты в одну и ту же мрачную церемонию, открывающую тайну гилеадских лесов, тайну Древнюю и темную.

Примечание:

Роман написан на основе повести «Events at Poroth Farm» (1972).

Работа над романом продолжалась более пяти лет, прежде чем автор посчитал его законченным.


В произведение входит:

-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1986 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1985 // Роман

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Церемонии
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Ceremonies
1984 г.
(английский)
The Ceremonies
1985 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да уж, роман Клайна — не для быстрого чтения, это точно. Но я бы сказала, что это скорее плюс, чем минус. Если описывать произведение кратко: автор взял некую идею Макена, и… эммм, ran with it. То есть, были себе «Белые люди», никого не трогали, а потом пришел Клайн, и все заверте… Причем, так хорошо заверте, что хватило на нехилый роман. Сюжет как таковой прост: когда-то давным-давно на землю попало некое существо. Тысячелетиями оно оставалось скрытым среди глухих лесов Северной Америки в ожидании того, кто поможет ему уничтожить все живое на планете (не самый эффективный метод размножения, прям скажем). И вот, ближе к концу 20-го века приходит время развязки. Доверенный приспешник пришельца начинает разыгрывать последний акт пьесы, главными героями которой против своей воли становятся незадачливый преподаватель Джереми Фрайерс, «простая девушка из глубинки» Кэрол Конклин и глубоко религиозные фермеры-дауншифтеры Сарр и Дебора Порот.

Обычно я с подозрением отношусь к сюжетам, где присутствует Фселенское ЗЛО (тм), но тут оно играет какую-то очень странную роль. Мне показалось даже, что автор относится к нему непочтительно, чуть ли не с издевкой. Чего стоит сцена практически в самом конце (СПОЙЛЕР!), когда собственно воплощение ЗЛА (тм) захватывает тело сильного, здорового мужчины, и сначала мы видим результат с точки зрения этой твари: как я могуч, как я прекрасен, мне все по плечу! Но потом автор показывает нам это же существо со стороны, и получается… бестолковый и почти беспомощный идиот. Но до того, как ЗЛО (тм) непосредственно включается в игру ближе к финалу, вся зловещесть сосредоточена где-то в окружающем пространстве: в необъяснимых погодных явлениях, в пугающем количестве ползучих гадов и насекомых, в как будто случайных несчастливых совпадениях. То есть, ЗЛО (тм), вроде, присутствует, но его основная роль — создание атмосферы.

И раз зашла речь об атмосфере, надо упомянуть слона посреди комнаты.

Готика.

Клайн упоминает, цитирует и использует ее с большой щедростью и размахом, причем самую-самую разную. От полнейшей пульпы, названия которой знакомы нынче только знатокам и исследователям жанра, до классиков вроде Радклиф, Ле Фаню, Саки, Метьюрина, Джексон и пр., и пр. А уж тем, как автор создает — и нагнетает — атмосферу не только фантастическими описаниями окружения и странных природных явлений, но и параллелями с литературными произведениями, которые осваивает его персонаж, можно только восхищаться. В большом объеме романа есть, где развернуться с неторопливым и вдумчивым натягиванием нервов и давлением на мозги читателя.

Возможно, в данном случае переводчик получает перед читателем преимущество. Во все то, что читатель может пропустить, особенно в спешке, хочешь не хочешь, приходится вчитаться. Если не понятно с первого раза — прочитать еще раз, вдуматься, пережевать и переварить получше. И в этом, наверное, главная для меня притягательность «Церемоний» — в них есть, что пожевать. С ними можно спокойно сесть, посмаковать подробности и порадоваться знакомым именами. Возможно, даже отвлечься и исследовать какие-то упомянутые детали и произведения.

Но блин, у кого нынче найдется столько времени?!

И, возможно, именно из готичности происходит менее позитивная черта романа: все персонажи в нем показались мне несколько картонными. Да, конечно, основные действующие лица расписаны достаточно подробно, с внутренними монологами и переживаниями, но они не вызывают симпатии, за них трудно всерьез переживать. Может, все из-за того, что судьба их все равно предрешена. Но, может, на самом деле они не картонные, а просто… несимпатичные?.. То есть, лично я не стала бы, наверное, водиться ни с Фрайерсом (его очарование кажется очень уж поверхностным, а эти неадекватные переживания по поводу наступающего тридцатилетия… чувак, ты че, ващще с дуба свалился?!), ни тем более с манерно-праведной Кэрол (ее религиозность столь же глубока, как и очарование Фрайерса). Наверное, на какие-то симпатии мог бы претендовать Порот, у меня слабость к мужчинам, которые так искренне и бесстыдно влюблены в собственных жен, но религиозная мания никому не добавляет привлекательности.

(Правда, в соответствии с мои собственным «эталоном» качества, — если во время чтения хочется дать персонажу в лоб, а не разбирать какие-то технические ляпы текста, значит, этот персонаж удался, — авторская работа в данном случае оказалась на высоте. За роман мне хоть раз хотелось придушить практически всех основных персонажей.)

Короче, искренние чувства у меня вызвали разве что только кошки.

И, разумеется, старичок. Про него вообще можно писать отдельный отзыв, так он хорош!

Даже то, как он подается поначалу — можно только гадать, действительно ли он проводник вселенского зла, или просто сумасшедший. Знаки в полете птиц? Сложная символика в листьях деревьев? Сами понимаете, это не внушает особого почтения. Но по мере развития сюжета Старик превращается в монстра в самом буквальном смысле, причем даже более пугающего, чем та сила, которую он должен то ли призвать на Землю, то ли высвободить из нее. И нет, он, разумеется, никакое не Фселенское ЗЛО (тм) сам по себе, а лишь человек, которого оно коснулось, и ничто человеческое ему не чуждо. И именно это, пожалуй, делает его таким жутким! То есть, с одной стороны, у него явно есть какие-то сверхчеловеческие способности самого неприятного плана. Можно только догадываться, что он делает с телами людей, которых убивает — а убивает он много и разнообразно, настолько, что к концу произведения начинаешь переживать за судьбу тех, кому по какой-то несчастливой случайности довелось оказаться у него на пути! В то же время он не чурается того, что можно назвать разве что пакостями: напугать гримасой ребенка, раздавить божью коровку, бросить паука в стакан с водой…

Не знаю даже, как это объяснить, но меня он пугал до дрожи и мурашек по коже. До вполне буквальных кошмаров.

Рожденных, возможно, из осознания, что для существования подобных людей не нужно никакого Фселенского ЗЛА (тм)?..

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Раздут сей роман просто до неприличных размеров, он старомоден, безбожно затянут, бестолков... ну что еще сказать о книге, где, блин, невероятно Древнее, невероятно OldOne-вое зло готовится вернуться в мир, и для этого ему нужно тупо выгулять какую-нибудь девственницу. Реально выгулять — сводить ночью на пляж в красном платье (это очень, ОЧЕНЬ важно, обязательно красное — ну или какое оно там было), покатать на аттракционах, заучить с ней дебильный танец и дебильнейшую же абракадабру. Выгуливать девушку зло будет в виде обаятельного старичка, кстати. Старичка, Карл! На фоне всей этой... эпидерсии, у второго главного героя, бесполезного куска аспиранта, усваивающего готическую литературу, проходят звиздострадания то по этой самой церемониальной девушке, то по жене арендатора его жилья, тоже горячей штучке. Просто звиздострадания, просто юного вертера. Приятного чтения.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх