Кир Булычев «Петушок»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Андрей Бессонов, академик, изобрёл машину времени. Его друг, известный писатель, решается быть испытателем машины, чтобы передвинуться на десяток вперёд.
Входит в:
— сборник «Коралловый замок», 1990 г.
— серию антологий «Пять вечеров», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ank, 11 августа 2006 г.
Отличный рассказ о том, как из хороших девочек вырастают стервозные женщины. Жизненно
Groucho Marx, 19 января 2016 г.
Кир Булычев всегда мастерски заимствовал чужие сюжеты, выворачивая их совершенно новыми гранями и говоря о другом, о том, что автору исходной идеи, может быть, и в голову не пришло бы. В данном случае он поиграл с пьесой Дж.Б.Пристли «Время и семья Конвей», сделав, в общем, то же что Пристли, не опровергнув его, а добившись того же впечатления и того же результата более экономными и более эффектными средствами.
Человек проживает свою жизнь только раз. Нельзя ни вернуться в прошлое ни скакнуть вперёд. Пропустив «скучный» этап борьбы и становления, прыгнув из начала карьеры в её зенит, герой ничего не приобрёл — он не постепенно, а одномоментно превратился в резонёрствующего эгоиста, каким и должен был стать. А чудесная нежная девочка с глазами, полными надежды, встретила его, став расчётливой и злобной сучкой. Не удалось герою пронести «огонь, пылающий в душе» контрабандой в будущее. Потерял он свою душу по дороге, да и прекрасную девочку потерял, потому что не хотел затрачивать чрезмерные усилия.
Рассказ замечательный. Одновременно злой и печальный.
ash tree, 22 ноября 2010 г.
Что там у вас в кармашке?
Сколько раз и для кого вы наряжали ёлку? Если делали около 50 раз то наверняка помните разные елочные украшения.
Река Времени течет и течёт, а мы раз за разом спускаемся с горки, чтобы постоять на её берегу, сами себе не признаваясь в том, что надеемся, к нам подойду и это наполнит наши будни смыслом. Сколько воды уже утекло? И кто стоит снами рядом на берегу этой реки, у нас есть определённый выбор.
Середина 80 годов прошлого века — да было времечко... Клюнуть в темечко может и петушок из прессованного картона, седина в голову, а бесы не дремлют... Зеленые глаза, как в них легко можно утонуть, если отбросить табу и вспомнить что любимая пища драконов.
Рассказ опубликован в 1987 году, зрелым Метром, который имел к этому времени громкое литературное имя и большой опыт работы в кино. Зрелые авторы бисер зря не мечут, и если на двери приклеена фотография девушки — Шарапову эта «деталь» — намек, добрым молодцам урок...
Наполеон несколько раз сватался к нашему императору, пока не понял, что не получит руки ни одной из многочисленных принцесс, Александр I пожалел о своей не сговорчивости, а если бы он, меньше слушал злокозненных британцев и Наполеон стал его затем?
Машина-времени ка средство решения кризиса среднего возраста, который у многих возникает ближе к полтиннику, как у Бильбо и Фродо и еще у очень многих.
Автор, обладатель — яркой, харизматической индивидуальности. И многим его стиль, внешне «лубочно-бытовой» ( в отличии от «комиксно-триллерного»), кажется очаровательным.
Пресловутая многослойность — фабула, сюжет, основная тема, под темы и конечно «Мелкие детали», случайностей, не нужных арабесок у зрелых авторов не бывает(и всё это в коротком рассказе — проявление зрелого мастерства). Если в первом акте ружье висит на сцене, то в последнем акте из кого то будут выковыривать дробь или кто то невнимательный разжёвывая кусок мяса рискует сломать о неё дорогостоящий металлокерамический имплант. В прочем многие глотают не пережёвывая — так нельзя отличить изысканную дичь от бройлера.
Для избранных значимо и понятно выражение лица и цвет глаз даже у младших медицинских работников(санитарки в больнице), а подавляющее большинство не вспомнят цвет глаз Мэрилин Монро.
Yazewa, 13 ноября 2010 г.
Очень искренний, честный, грустный жизненный рассказ. Человек остается сам собой в любой «параллельной реальности». И из девочек вырастают девушки, в которых видны будущие женщины... И это совершенно обычные и совсем не идеальные женщины, даже если они красивы и талантливы. А может, именно поэтому...
duke, 23 октября 2007 г.
Несмотря на весь фантастический антураж, кажется, что во многом эта история автобиографична (имхо).
Очень грустный рассказ.
lammik, 28 января 2018 г.
Писатель и сценарист Николай Дмитриевич прибывает на съёмочную площадку, где идёт работа над фильмом по его сценарию. Здесь он знакомится с местной девочкой из массовки Надей. На прощание та дарит ему ёлочную игрушку — позолоченного петушка из прессованного картона.
Грустный рассказ про смысл жизни и медленно ломающуюся судьбу. Герой решил перескочить канаву на жизненном пути, потеряв его существенную часть и ничего не получив взамен, только девушку-пустышку и картонного петушка.
А хорошие девочки становятся стервозными женщинами не просто так. А от разочарования. Не разочаровывайте своих женщин и остальных по возможности тоже.
Тимолеонт, 30 июня 2024 г.
Очень сильно напомнило хоть и дурацкий, но неплохой фильм «Клик», где герой точно так же хотел пропустить сложные и скучные моменты жизни, в итоге прожил на автопилоте почти всю жизнь, получив в итоге только разочарование и боль семьи, которая страдала от равнодушия «автопилота». Нельзя же так, трудности если не травмируют, то закаляют и, например, я ни за что не хотел бы «пропустить» год службы в армии, ибо без этого я не был бы самим собой. Да и мало ли куда тебя перекинет — нет уж, лучше держать свою жизнь под личным контролем.
god54, 22 октября 2009 г.
Очень грустный рассказ усталого человека, который что-то ищет и не знает что. И даже в параллельных мирах он не может найти успокоения: «Петушки размножаются...». Читаешь и словно чувствуешь голос усталого человека, который рассказывает свою историю жизни...
alekskov, 22 ноября 2010 г.
Единственное впечатление от рассказа — это недоумение. Зачем было вводить в сюжет эту рыжую девочку, для чего нужен был этот персонаж? Читая рассказ, я ожидал, что она сыграет какую-то важную роль в дальнейшем повествовании, но ошибся. Я понял автора так: Николай погиб, решившись участвовать в эксперименте, так как в своём мире он исчез, а нигде не появился, не появилось ни тело его, ни его сознание. И лишь один предмет, принадлежащий ему — петушок, ёлочная игрушка, удачно пережил перемещение во времени, он оказался в кармане у, можно так сказать, двойника нашего главного героя, живущего в другом мире. И зачем было ради этого петушка громоздить такую сложную, искусственно раздутую конструкцию, валить всё в одну кучу: съёмки фильма, девочку со щенком, душевные терзания Николая (он был писателем) по поводу уровня своего творчества?.. Непонятно. Попытка повторить ситуацию со съёмками фильма из первой части рассказа, но уже с десятилетней задержкой, наводит на мысль о том, что автор хотел показать изменения, произошедшие в людях, окружавших Николая. Но этого не получилось, и не могло получиться, о каких изменениях можно говорить, если технология перемещения во времени в этом произведении подразумевает перенос в другой мир, в один из параллельных. И люди там соответственно другие, хотя в чём-то и похожи, и в рассказе находится масса мелких отличий, связанных со съёмками фильмов, которые не позволяют считать эти миры идентичными.
Что автор хотел этим своим произведением сказать читателям, какие глубокие мысли передать?
mac_mac, 25 ноября 2012 г.
Рассказ вообще не зацепил. Его можно было бы по-другому озаглавить: «блажь, или творческий кризис разочаровавшегося».