FantLab ru

Кир Булычев «Смерть этажом ниже»

Смерть этажом ниже

Повесть, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 23

 Рейтинг
Средняя оценка:8.28
Голосов:205
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Журналист-международник Шубин приезжает в небольшой промышленный город прочитать несколько лекций об обстановке на мировой арене и невольно попадает на арену борьбы с вредными выбросами предприятий. Начавшаяся поздно вечером химическая реакция заполняет котловину города ядовитым газом. Тысячи людей, которые были на улицах города и на первых этажах зданий — гибнут. В самом центре экологической катастрофы и попыток скрыть её реальный масштаб оказывается и Шубин.

Входит в:

— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 141

Активный словарный запас: очень низкий (2264 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 42 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Смерть этажом ниже
1989 г.
Встреча тиранов
1992 г.
Смерть этажом ниже
1994 г.
Тайна Урулгана
1996 г.
Кир Булычев. Сочинения в трех томах. Том третий. Усни, красавица. Смерть этажом ниже
1999 г.
Тайна Урулгана
2001 г.
Похищение чародея
2005 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2012 г.

Кинг на то и Кинг, чтобы писать о мистических явлениях, которые пугают своей таинственностью.

Повесть же Булычёва пугает как раз реалистичностью — она куда страшнее именно тем, что могла произойти в реальности, причём в любом промышленном городе.

В некотором роде повесть перекликается с гуслярским «Перпендикулярным миром». Безымянный город из повести — жертва того самого горбачёвского «ускорения», который погубил в своё время город Припять. На биохимическом заводе случилась авария — и смертоносный газ убил тысячи людей. Но самое страшное даже не в этом. Не в «жёлтом тумане» дело. Самое кошмарное в том, что главы города, партийная шваль, стремится скрыть сам факт экологической катастрофы, по тихому захоронить трупы, и выставить дело мелкой аварией. Подумаешь, люди — главное — посты сохранить, и премий не лишаться. В этом и есть главная трагедия русского государства — в наглости и непобедимости чиновников.

Что должен был видеть в жизни автор детской «Алисы» и весёлого, доброго, сатирического «гусляра», чтобы написать ТАКОЕ?

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2012 г.

Повесть опубликована в то время, когда уже все стало можно. Именно тогда стало модно писать про обком, горком и ЦК КПСС... Именно они главные герои произведения. Во-вторых, как мне кажется, это первый опыт в советской фантастике написать роман-катастрофу. И это второе действующее начало произведения — катастрофа. В остальном полный отход от фантастики. Это скорее реалистическое произведение, с маленьким допущением — химические вещества вырвались на волю. Сегодня описание подобных катастроф заполнили не только страницы книг и экраны телевизоров, но, что более страшно, они заполнили новостные каналы и страницы газет. Это наша реальность — пожары, наводнения, ДТП и везде массовая гибель людей. И везде в основе человеческий фактор, хотя и обкомов, и горкомов уже давно нет. И везде желание скрыть правду.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2016 г.

Эта повесть-катастрофа до жути правдоподобна и злободневна. Она представляет собой воплощение всех ужасов, возможных в период кризиса цивилизации.

Деспотия бюрократии, промышленный прогресс, непрерывный бег вперед ради самого бега, — все это выжигает души людей, превращает их в равнодушных пустых кукол, вяло бредущих в матрице своей системы и умирающих на перекрестках от губительного страха при необходимости сделать самостоятельный выбор. И только когда гнойник лопается, будь он вызревшей экологической катастрофой или чем-либо иным, лишь тогда начинается копошение в попытке найти выход, только выхода нет – куклы сами выбросили ключи от дверей. Безнадега заполняет все вокруг… И лишь тот кто выжил, выцарапал себе шанс выбраться из ада, находит в себе силы отстаивать правду, которая обречена отбывать свой срок в застенках тайных архивов, прежде чем попасть на страницы газет…

P.S. Повесть, написанная в 1989 году, словно отражает события в безмолвной, истекающей кровью и страданиями Припяти.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2010 г.

Один из первых и самый удачный, на мой взгляд, в русскоязычной НФ роман-катастрофа. К сожалению, ярлык «детского писателя» не позволил, как мне кажется, воспринять эту книгу всерьез — прошла мимо и критики, и основной массы читателей. А она показывает, что Булычев был очень крепким романистом со вполне мэйнстримовым уровнем.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2012 г.

В свое время эта повесть меня просто убила своим мрачным реализмом и отсутствием хэппи-энда. Чем-то напоминает поздних Стругацких, совсем не Кинг. До конца прочувствует эту вещецу, наверное, только тот, кто жил в 70х — 80х и помнит те времена. Жаль, что Булычев не писал серьезную социальную фантастику, ибо видно, что мог, и очень хорошо мог.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2013 г.

С первого слова я не смог оторваться от произведения до тех пор, пока не прочитал до конца.

Жестокий, пугающий реализм, атмосфера, в которую веришь сразу — этот роман захватил меня. Как любитель научной фантастики и жесткого реализма, я могу поставить «Смерти этажом ниже» твердую десятку.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2017 г.

Великолепная повесть, которая при том, что почти лишена перестроечных сантиментов, поразительно точно схватывает степень уныния и затхлости конца 80-ых. Мелкие детали быта, вроде невозможности привести девушку в гостиницу после 11 вечера, более-менее сносная еда только в гостиничном ресторане, где официанты такие, что одному второстепенному персонажу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришлось идти с калькулятором
, отсутствие туалетной бумаги и т. п. — рассыпаны по повести так, что являются не критическими пинками, а работают именно на атмосферу.

От фантастики здесь, наверное, только то, что, как я понимаю, такой именно катастрофы в позднем СССР не было. Увы, не химик и не физик и не могу сказать, насколько достоверно описано «поведение» газа. В остальном — критический соцреализм.

Единственное — мне показалось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, как-то газ довольно быстро рассеялся: ветер прям отогнал и всё.
Слишком тут видна рука автора, которому это было нужно для развития сюжета.

Повесть насыщена визуально: если представлять всё, что написано, рисуется настоящий позднесоветский эко-апокалипсис. Произведение, на мой взгляд, идеально экранизируемо, хотя у нас по-прежнему с трудом воссоздают советский антураж на экране: получается это, как правило, утрировано-пародийно-гротескно.

Хороший фильм, наверное, мог бы снять Абдрашитов (он великолепно снял Остановился поезд — в общем-то о том же самом, только масштаб в тысячу раз меньше), если бы снимал в конце 80-ых и у него не было бы ограничений по финансам.

Что же касается самого поведения героев — мне кажется, это не советское, это общечеловеческое и так вели бы себя чиновники любых государств в любое время. Другое дело, что сегодня скрыть такую эко-катастрофу невозможно, ибо телекоммуникации.

Оценка: 10

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 сентября 2016 г.

Ещё одно произведение Кира Булычёва, которое доказывает, что этот писатель мог хорошо делать всё! Впервые прочитал практически сразу после первой публикации. Актуально было тогда, актуально и сейчас. Как у нас в стране, так и в других. Как сама катастрофа, так и попытки её скрыть... Когда позже читал серию романов «Анабиоз» почудились какие-то аналогии с этим произведением Булычёва...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2006 г.

Вот сволочи! Самое обидное, что в жизни оно именно так все и происходит!!! Хочется верить, что Шубин доберется до Москвы, и каждый получит по заслугам.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 сентября 2009 г.

Интересный опыт создания романа-катастрофы в тогда еще советской фантастике. Это ничего, что обшественный строй с момента написания книги изменился, проблемы никуда не делись. Всем поклонникам Булычева непременно стоит прочесть.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2008 г.

Мне кажется автор затрагивает очень актуальную и для нашего времени тему, совсем не важно, что рассказ написан в 89 году, что гостиница — советская. К сожалению, проблемы остались теми же и по сей день. Думаю, автор очень точно передал атмосферу событий — как будто сама побывала в этом кошмаое! А что до ужастика Кинга, то что в нем гениального?:confused:

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2007 г.

Как-то раз Стивен Кинг и Кир Булычёв написали каждый по очередному роману на один и тот же сюжет.

Про город и озеро, с которого на город надвигается ТУМАН, несущий неведомую смерть.

Только у Кинга получился гениальный фантастический ужастик.

А у Булычёва – советский производственный роман-катастрофа.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 января 2008 г.

Мне кажется Шубин совершенно неосмотрительно себя ведет для журналиста-международника.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2007 г.

«Экологическая» катастрофа — почти не встречающийся сюжет в произведениях Булычева. Заметно, что эта повесть писалась во время перестройки, очень заметно. Советская гостиница — это нечто... Кто в них жил, особенно в то время, будет наслаждаться узнаванием типичных персонажей.

Ностальгическая «вещь«!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 мая 2010 г.

да . появилась туалетная бумага в гостиницах но старые проблемы остались местами возведенные в квадрат.:rolleyes: проблемы стырые плюс проблемы новые. лучше бы бумага снова исчезла. :smile:

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу