М. С. Парфёнов «13 привидений»
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ЛЕДЕНЯЩИХ ДУШУ ИСТОРИЙ О ПРИЗРАКАХ.
13 авторов, 13 историй. Призраки — что это? Беспокойные души, которым нет места ни в аду, ни в раю?.. Тени прошлого, о котором не хочется помнить, но и забыть нельзя?..
Отражения потустороннего, проникшие в нашу реальность?.. Чудовища, порожденные спящим разумом?..
Под обложкой этой книги прячутся все известные человечеству виды привидений. Мстительные и несчастные, хранители старых «заброшек» и гости с того света, безымянные твари из городских легенд и вполне реальные исторические личности. Те, с кем вы точно не хотели бы столкнуться лицом к лицу. 13 привидений.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— серию антологий «13 ...», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов | |
номинант |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2020 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 10 марта 2020 г.
Когда «Самая Страшная Книга 2020» уже прочитана, а «Самая Страшная Книга 2021» еще не написана, простому российскому любителю хоррорных рассказов предлагается разбавить повседневность сборником «13 привидений». Сборник небезынтересный, и сейчас я объясню почему.
Для начала пройдусь по тем рассказам, которым поставил шесть баллов из десяти. Их всего два:
• «Билет на «Адский поезд», М. Павлов. Обычный мальчишеский ужастик. Подростки, ночь, парк аттракционов, что могло пойти не так? Написано очень живо, читается влет. Впечатление портит некоторая сумятица: не всегда было понятно, что и каким образом происходит. В целом, неплохо, но автор может и куда лучше, вспомнить, хотя бы его «Руки моей матери».
• «Песни Оглы», Л. Львова. Рассказ с ярко выраженной атмосферой фольклорной легенды. Вроде все в нем есть: и индивидуальность, и стиль, и интересный неупокоенный призрак, и нетривиальная структура повествования, но, увы, не зацепил.
Теперь перейдем к тем историям, которые я оценил на «семерки»:
• «Псевдо», О. Ветловская. История в меньшей степени ужастик, а в большей степени социальная драма. Знаменитый режиссер приезжает домой на свадьбу сестры. Он проделал неплохой профессиональный путь, вот только гложет его, что вместо творческого развития он все глубже погружается в «бездушную коммерцию». Но скоро в жизни режиссера все изменится… Рассказ интересный, но простоватый в плане сюжета, с несколько утрированными образами персонажей и предсказуемым финалом. Тем не менее, читается увлекательно.
• «Они кричат», А. Матюхин. Хорошая мистика с необычным призраком. Владимир выживает после авиакатастрофы. Вместе с физическими и душевными травмами он, кажется, обзавелся еще и чем-то мистическим. Интересный рассказ с рядом жутких сцен.
• «Страва», А. Жарков. Классическая страшилка. Лыжница Алена обнаружила, что по страве (это такая социальная сеть для спортсменов) она тренировалась вместе с неким Юрием. Вот только каталась то Алена одна, и вокруг не было ни души. Или чья-то душа все-таки была рядом? В итоге получился добротный рассказ в традиционном стиле.
• «Призраки станции «Элдвич», Д. Костюкевич. На этот раз читателю дают посмотреть на призраков лондонского метрополитена. Главный герой мечтает написать Настоящий Сценарий, и в последнее время его очень вдохновляют заброшенные станции метро и различные городские легенды. Благодаря стечению обстоятельств он знакомится с человеком, который много знает о привидениях, обитающих в подземке. Рассказ очень атмосферный и наполнен призраками буквально под завязку: от неупокоенных духов актеров до призрака мечты за которой гоняется главный герой. Даже призрачный поезд тут мелькает. Рассказ немного портит его предсказуемость, но в целом работа очень достойная.
Далее поговорим о рассказах, которым я поставил твердые восемь баллов:
• «Аномалка», М. Гелприн. Рассказ о черных археологах, которые на свою беду решили обнести дом с привидениями. Отличный мистический триллер, где надо нагоняющий жути, где надо уделяющий внимание прописыванию персонажей.
• «Зеркало Муаран», О. Рэйн. Мистическая история о призраке, воздействующем через предмет, в данном случае зеркало. Главная героиня чувствует, что ее брак разваливается. В надежде наладить отношения с мужем она сопровождает его в командировке во Францию. Легко догадаться, что ничем хорошим эта поездка не кончится. Напряженный сюжет, отлично прописанные персонажи, тягучая атмосфера, – в итоге получился очень «рэйновский» рассказ, что, конечно, порадовало.
• «Чистые руки», О. Кожин. По духу рассказ родственен «Аномалке» Гелприна, но Кожин подошел к теме с другого края. Денис работает чистильщиком особого рода: он со своим начальником устраняет следы преступлений. Но один из заказов переворачивает жизнь Дениса с ног на голову. Рассказ жесткий, увлекательный, и что самое ценное – имеет неоднозначную трактовку событий, даже несмотря на финальную сцену.
• «Был мальчик Джек», Е. Щетинина. Неожиданно трогательный рассказ в сборнике страшных историй. Сын Редьярда Киплинга отправляется на войну, но вернется ли он с нее? Грустно, печально, неожиданное переплетение войны и лирики.
• «Третий код», Е. Шиков. Тяжело отдыхать на каникулах, когда все твои друзья разъехались, кто на море, кто на дачу. Но как увлекательно расцветают часы досуга после одной единственной крипипасты! И как они тускнеют и мрачнеют, когда крипипаста оказывается правдивой… Отличный ужастик получился, жаль, финал его несколько смазывает впечатление. Таинственность и загадочность пугала сильнее.
• «Вспомнить», В. Громов. А это уже маньячный триллер с приведениями. Дочь главного героя пострадала от рук маньяка. Теперь уже маньяки страдают от рук главного героя. Что будет в конце этой эскалации насилия? Напряженный рассказ с неоднозначным финалом.
И единственная история, получившая от меня девять баллов:
• «Вороны в феврале», М. С. Парфёнов. Пожалуй, самая необычный рассказ в сборнике. Мистический триллер, где безумие следует за главным героем по пятам, но так и не оформляется в окончательный диагноз. В итоге читатель волен сам выбирать объяснение происходящему. Сильный рассказ. Очень впечатлил.
Читатель уже видел «13 маньяков», «13 ведьм» и «13 монстров». С «13 привидениями» тоже, наконец-то, смог познакомиться. Что же дальше? А дальше будут «13 мертвецов», и я их очень жду. Уверен, они не подведут.
niksk7, 12 апреля 2023 г.
Здорово, что в России выходят сборники ужасов за авторством русскоговорящих писателей, спасибо за это составителям сборников. Скажу пару слов о рассказах:
Билет на «Адский поезд» — довольно слабый рассказ, вначале кажется, что это какая-то вариация на «Страну радости» Кинга, но потом появляются гопники, какие-то твари и ещё невесть что. Связь между событиями просматривается с трудом, всё скомкано, кажется, будто рассказу не хватило страниц 30 объёма. Самая сильная сцена — нападение отморозков, остальное довольно вторично.
Псевдо — очень хороший рассказ, интересная идея, способ подачи, но на мой взгляд довольно сильно портит историю мотивация и в целом вся история злодея. Такое ощущение, что это какая-то американская карикатура на русских варваров времён холодной войны. Но если опустить эту деталь — очень хороший рассказ.
Они кричат — перечитал этот рассказ 2 раза, надеялся, что чего-то не понял. Но нет. Какая-то невнятная городская легенда, стандартное помешательство на этой идее стандартного героя, «ВОТ ЭТО ПОВОРОТ» уровня российских мелодрам. На мой взгляд очень слабо.
Аномалка — очень сильный рассказ, который цепляет прежде всего языком, сленгом, а также в целом реалистичностью всей ситуации. Мне кажется, что если кто-то и сталкивается с призраками, то именно так. Украшение сборника.
Зеркало Муаран — столкновение семейной драмы, возможно психических расстройств и мистической составляющей — отличный рецепт ещё со времён «Сияния». В этом рассказе смесь получилась добротной, крепкое произведение на твёрдую четвёрку.
Чистые руки — больше всего в рассказе понравилось описание «работы» главного героя — это дело действительно жуткое и гнусное, но в ктором всё таки есть некий рубеж, за который даже не самый нравственный человек переходить не желает. Очень понравилось и то, как сильно контрастирует домашняя жизнь ГГ и его «профессия». Мистическая часть же довольно средненькая и приём из финала, на мой взгляд, сильно избит и здесь подан весьма в тривиальном виде.
Был мальчик Джек — хороший гуманистический рассказ в лучших традициях, что называется. Но по духу сильно выбивается из сборника.
Вороны в феврале — с точки зрения языка, композиции и в целом литературного мастерства, возможно, самый сильный рассказ в сборнике, но опять же, мне кажется, что если бы рассказ был длиннее страниц на 20-30 это бы ему сильно помогло, снова остаётся ощущение скомканности.
Песни Олгы — стилизация под страшную народную сказку дело сложное, здесь, на мой взгляд, у автора вышло не очень хорошо, чувствуется некая фальшь.
Вспомнить — рассказ сначала кажется очень простым и незамысловатым, но потом оказывается, что всё не так просто, как думается вначале. Это явно идёт рассказу на пользу. Хорошая история про мстителя и не только.
Страва -я не знал, что такое Страва и когда прочитал название, подумал, что это имя женщины, возможно ведьмы. Но оказалось совсем не так. То, как в этом рассказе связаны призраки и новые технологии — заслуживает уважения, ново и оригинально.
Третий код — этот рассказ мне очень понравился, именно такого ждёшь от ужастика про (для?) детей — много разных бытовых подробностей, которые детским воображением наделяются разными мистическим особенностями. Мне кажется, что подобную историю могут сейчас рассказывать дети по всей стране. Сильно.
Призраки станции «Элдвич» — не проникся, выступление разной нежити — тема не новая, иным рассказ совсем не цепляет.
В целом, за исключение пары рассказов, получилось хорошо
URRRiy, 22 мая 2020 г.
Неплохой сборник, практически все рассказы, за исключением буквально единиц, сделаны с хорошим литературным качеством, то есть, читать интересно не только и не столько из-за «потусторонней» тематики, а в том числе и ради какой-либо новой информации для читателя (или по крайней мере, хорошо имитирующей таковую:).
Конечно, в век «Википедии» добыча «ландшафта» для писателя резко упростилась, но все же и читатель тоже серьезно «упростился», так что каков спрос, таков и поднос.
По содержанию отмечу, что также абсолютное большинство текстов оптимальны по размеру, не затянуты сверх необходимого, наоборот некоторые идеи на мой взгляд, могут быть развёрнуты в более крупную форму (это в первую очередь чистый ужастик «Третий код», возможно «Аномалка», за счёт добавления мрачных эпизодов «старательской деятельности»).
С другой стороны, несмотря на достойное качество, «Чистые руки» Олега Кожина получились похоже не вполне по таланту автора, слишком простой сюжет, плюс идея бизнеса слишком уж постапокалипсичная, несмотря на весь сегодняшний пофигизм якобы правоохранительных органов. «Криминальное чтиво» я тоже смотрел, возможно поэтому такое скептическое отношение.
В целом же книга вполне профессиональная, можно поздравить издателей и порекомендовать читателям.
felixkriventzov, 9 января 2021 г.
Если выбирать из всего спектра хоррора самую интересную для меня тему, то это будут привидения. Какие угодно — и в готических британских историях, и в японских кайданах, или, как в «13 привидениях», совсем рядом, в могучей и необъятной.
И это что ж, спрашивается, удерживало меня от прочтения столь крутого сборника на столь любимую тему? Наверно, чересчур «мультяшный» и несерьезный арт на обложке. Во всем остальном антология тянет на крепкую пятерку. Открыл для себя Оксану Ветловскую — читал ее рассказы и раньше, но теперь буду еще внимательнее следить за ее творчеством. На одном дыхании пролетел «Они кричат» Матюхина, сильно перекликающийся с его же шикарной «Изоляцией». Отлично зашел простой, но прекрасно работающий в деталях «Третий код» Шикова. Очень порадовал «Вороны в феврале» Парфенова — ну прямо страшный сон в линчевском духе. И, пожалуй, самое главное — все остальные рассказы держатся на уровне и радуют исполнением. В общем, получился цельный, толково сложенный и многообразный сборник, возможно, один из лучших на «привиденческую» тематику. Всем почитателям жанра на заметку.
sergej210477, 20 января 2021 г.
Вот уж не думал, что мне понравится сборник «13 привидений»!
Ну не очень мне нравятся истории про призраков. Да, классика хоррора и мистики, наверное, один из старейших сюжетов про «потустороннее» в литературе. Но, честно говоря, для меня — скучновато. Впрочем, под «привидением», я понимаю истории про некую призрачную сущность, проекцию души человека, которая появляется в нашем мире. Нечто таинственное. Мистическое. Печальное. Скорее, готическое. Ну, в духе «Кентервильского привидения» О. Уальда. Шаги в коридоре, «Ууууууу!», страшные завывания... Все такое.
Так вот — эта антология совсем не такая!
Тут — тринадцать историй про некие сверхъестественные сущности. Есть и рассказы про привидения, в том смысле, о котором я и говорил, но, большинство — про разных монстров из других измерений. Поэтому, название, на мой взгляд, несколько притянутое — это истории про сверхъестественное, паранормальное.
И это — к лучшему. Вышел отличный сборник.
Тут и маньяки. Мертвые шаманки. Духи. Какие-то, монстры, страшные твари. Вообще, непонятно что, но, загадочно и жутко.
И, уровень высок. Не понравился мне самый первый рассказ М. Павлова (ну, «не мое» это, что поделать!), а остальное — очень и очень неплохо.
Больше всего «зацепило» — «Аномалка» М. Гелприна, и, «Псевдо» О. Ветловской.
В общем, антология мне больше напомнила «ССК», чем сборник историй про призраков. Эдакое приятное дополнение.
Wolf94, 12 декабря 2020 г.
Вам придется поверить в легенды о призраках, вы среди них...
Я давно и с большой любовью собираю все, что выходит в серии Самая страшная книга. Прям душа радуется, когда вижу в анонсах, что готовится к выходу очередной сборник. Правда не всегда, как только приобретаю книгу — бегу читать. Последнее, что читала Олег Кожин «Рассвет» , и на книгу бессовестно мало рецензий!
Ладно, не успев «13 привидений (сборник)» выйти в свет, как тут же поняла — надо срочно читать! Ждала ли чего-нибудь пугающего? Не думаю, мне просто хотелось вернуться к ССК, — соскучилась)
Не сборник, а подарок! Интересные, непохожие друг на друга взгляды на призраков. Это такая редкость —взять книгу и просто не цепляться. Да, были чуть сильнее, чуть слабее рассказы, но картина, как можете видеть, весьма и весьма радует глаз!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Верят ли в призраков авторы антологии «13 привидений», которую вы держите в руках? Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно, ведь авторов много, и у каждого из них свой взгляд на мир и, как следствие, свой личный опыт общения с потусторонним. Но все мы определенно не прочь отдать дань уважения той, как видите, весьма богатой литературной традиции, что посвящена привидениям и духам.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
13 авторов, 13 историй. Пугают ли? Как знать, как знать... Седых прядок не появилось, но не дай бог заглянуть в парк аттракционов ближе к сумеркам, обязательно пригрезится девочка с размытым лицом. И не смейте рассказывать мне про заброшенное здание, где любитель снимает потрясающий арт-хаус. Велика вероятность, что в панике убегу с борта самолета, если замечу спящего человека, особенно бабушку с фиолетовыми волосами. Травить душу зарытыми сокровищами в здание, которое планируют снести — тьфу, тьфу, тьфу, пошла сдерживать свою алчную натуру. Старинное зеркало тоже обойду стороной, уже достаточно насмотрелась ужастиков и знаю, что ничем хорошим это не закончится. Пожалуй обойду стороной вакансии компаний клининговых услуг, особого рода. Если подойдет парень и скажет — Зови меня Февраль, — скажу ему гудбай. В тайгу не зовите — Олгы мне песню конечно не споет, но мало ли... Рисковать с третьим кодом не стану — вдруг сработает. Если что, ищите мое тело в легендарном театре на станции «Элдвич».
Не сборник, а подарок! Интересные, непохожие друг на друга взгляды на призраков. Это такая редкость —взять книгу и просто не цепляться. Да, были чуть сильнее, чуть слабее рассказы, но картина, как можете видеть, весьма и весьма радует глаз!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Но если призраки — лишь тени прошлого, то, вне всякого сомнения, я их видел. Все мы с ними сталкивались — хотя бы только в наших воспоминаниях.