FantLab ru

Ольга Булгакова, Максим Сорин «На реках заполярных»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Голосов:
26
Моя оценка:
-

подробнее

,

На реках заполярных

Рассказ, год; цикл «19-я фантЛабораторная работа»

Аннотация:

История о раввине, оказавшемся по воле судьбы в Заполярье без общины, без семьи, но с трудовыми обязанностями. Спасти героя от одиночества может только чудо и однажды под Новый год чудо зазвенело, заискрилось, засмеялось, явившись герою под поселковым фонарем. Сможет ли раввин стать счастливым, и при этом не утратить веру и поддержку общины?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
ФантЛабораторная работа, ФЛР-19 // Третье место (Бронза)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Еврейская фантастика. Проходит всё
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Таки что я прочитал?

Ну, то что этническая тема раскрыта на сто процентов — безусловно. Молодой раввин искренне вызывает симпатию: и как личность и как переданный своему делу человек, искренне любящий свою мамочку. Цитаты из Ветхого Завета вроде бы даже вполне уместны — тоже хорошо.

Усть-Ышымск — город, в который невозможно не влюбиться из-за людей, которые в нём живут... А вот всё остальное столь обильно полито сладким и чересчур, на мой взгляд, приторным литературным сиропом.

Раввин вдруг стал аки Моисей, влюбившись в Снегурочку, которая никакой религии не исповедует. Заметьте, не потому что Бог явил чудо, поведав раввину о его миссии и не потому, что раввин проходил через какие-то испытания (скорее, наоборот, попал в рай на земле). Затем, без всяких конфликтов, заполярный городок становится землёй обетованной и все евреи едут туда, позабыв вдруг о том, что заселяли заново земли древней Палестины, потому что мессия должен явиться именно там. Замечу, что всё это произошло, потому что раввин влюбился в Снегурочку — внучку деда Мороза. Где тогда этот персонаж? По логике он должен был появиться в рассказе.

Вся эта совершенно нелогичная патетика завершается вишенкой на торте — переделанной на общий приторный лад песнью из Псалтыри. Причём, вместо возвышенного слога получился обычный детский стишок. Если бы не он, то оценка могла быть выше.

В итоге, технически выверенный, но скучный, совершено не фантастический рассказ. А ведь фон, на котором происходят события, очень многообещающий.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так уж вышло, что сказки в нашей жизни все меньше и меньше. И не только на улице, внутри себя, но даже и из телевизора она не появляется, хотя, казалось бы, куда уж проще. И вот, столь нужная мне сказка, обнаружилась в неожиданном месте. Светлая, добрая, пусть и наивная — это прощается. Проходи, сказка, покружись, я на тебя полюбуюсь.

Я не еврей, но мне понравилось, что еврея все полюбили, вот так запросто, записали его в свои, что вместо обычных еврейских страданий мы получили такое вот еврейское счастье. Почему нет? Хорошо.

И да, хором — можно ждать. И не только это — текст вообще наполнен словосочетаниями и оборотами, которые состоят из слов на первый взгляд несовместимыми. Но в этом и прелесть, в этом и поиск автора, в этом развитие и бесконечная мощь русского языка.

А мой любимый персонаж — это раскачивающийся фонарь. Так вот.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы.

1) Тема. Евреи. В наличии цитаты из библии.

2) Оригинальность. Женитьба еврея — это банально. Женитьба на снегурке — это странно, но явно что-то новое.

3) Сюжет. По прошествии трех дней с прочтения я могу описать его несколькими словами. Они выше. При всем при том, читалось хорошо. Явных конфликтов или сопереживания героям тут нет, но история рассказана последовательно и с множеством отсылок, которые объяснены достаточно неявно, чтобы быть понятными и всместе с тем не торчать из текста лекциями. Короче, автор постарался.

4) Язык. Хорошо. Собственно, когда довольно длинный рассказ с малым числом событий читается хорошо — это то же, что хороший язык.

5) В финале будет.

Итого. Очень приличный рассказ. Из недостатков разве что отсутствие сколько-либо цельной интриги. Ну не понять мне всех этих национальных проблем и не прочувствовать трагедии.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно, написанное женщиной, это не может не нравиться женской половине. А вот мужчине, которому женщина говорит, что «готова стать его богиней», я бы посоветовал держать лыжи под рукой. А то и под ногами... Кстати, как федеральная программа допустила Снегурочку к ответственному раввину без паспорта и прочих подтверждающих личность документов? Как, наконец, это допустила его мама и товарищи по ешиве? Какое-то уж чересчур благорастворение на воздусях, особенно в заполярных условиях. Бывал ли там автор, да при минус пятидесяти?

Впрочем, сюжет сюжетом, а стиль стилем. Тут есть за что зацепиться. Например, повторы слов рядом:

обзавестись женой... обзавёлся проблемами..

Главное.. Но главное..

каждый день,.. каждый вечер..

висеть облаком... висело над крышей...

сверкая.. сверкало..

Еще замечания к стилю:

мечтал и жалел себя. А когда... переставал жалеть,.. принимался мечтать.. — странный нелогичный повтор.

все хором ждали.. — хором можно говорить, но ждать?

имя нового Мессии.. — нового? А что, уже был один? 8-)

Судя по тому, что наш герой даже умудрился переписать библейский псалом, морошка таки крепко ударила ему в голову. В результате мы имеем не совсем этнику, а скорее вольную романтическую фантазию автора по мотивам. Эдакий приполярный ромком. На любителя...

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это отвратительная религиозная пропаганда. Тем печальнее для меня, ведь мне рассказ понравился, и я определил его на первое место топа...

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Собрались на Новый год поп, раввин и шаман...

Миленько. Правда, рассказ, хотя и довольно аккуратно останавливается на незнакомых деталях иудаизма, оставил некоторые непонятки. Например – что дальше было с облаком из брульянтов? Кажется, здесь всё-таки нужен некоторый багаж знаний предмета. У меня такового нет, но и ладно – история прекрасна как есть.

Финал напомнил фантазии о том, как «Васюки стали Нью-Москвой, а Москва – Старыми Васюками».

По тексту:

Про «в анфас», наверное, уже писали. (Если нет, то — просто «анфас»).

---- Разве смерть может радовать? Разве зло может так улыбаться? Разве собака пошла бы к плохому человеку?----

- а если у меня на все эти вопросы ответ «да»? Внутренний читатель не верит ГГ.

В остальном – романтишно, забавно, неизвестной степени кошерности. Читать было приятно.

Этнофантастика на месте, причём не в одном варианте.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Живая и динамичная сказка, словно фильм посмотрел. Местами очень реалистично (особенно персонажи, включая собаку!), местами умилительно наивно, хотя и эти моменты выглядят весьма достоверно. В целом – рассказ поэтичный и светлый. Вопреки заполярности от него веет теплом, финал вызывает улыбку. Автор, спасибо!

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Естественно, не мне решать! Но в Еврейский сборник эту Вещь я бы

взял в не зависимости от результата нашего конкурса. Да и в мой ТОП она

войдёт однозначно!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх