Жан-Кристоф Гранже «День праха»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Протестантизм )) | Психологическое | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Под обломками фрески, обрушившейся со свода старинной часовни в Эльзасе, найдено тело мужчины. Часовня издавна принадлежит религиозной общине, представители которой именуют себя Посланцами Господа. По сути, это замкнутая секта, живущая по своим собственным законам, уходящим в глубь времен. Они чураются современных гаджетов и прочих достижений цивилизации, одеваются как в восемнадцатом веке, молятся, растят виноград и делают вино, которое славится на всю Европу. Погибший был одним из руководителей общины. Однако у полиции возникают сомнения в том, что его смерть – это результат нечастного случая. В расследование включаются Пьер Ньеман и его молодая помощница Ивана Богданович. И пока Ньеман с помощью местных жандармов ищет улики, Ивана внедряется в ряды поденных рабочих, чтобы во время сбора винограда присмотреться изнутри к странной общине. Тем временем обстановка накаляется, появляются новые жертвы. Но поиски убийцы не сдвинутся с места, пока следователи не ответят на вопросы: откуда во рту погибшего кусок угля и что означают потаенные фрески, обнаруженные под росписями свода мрачной часовни?
Входит в:
— цикл «Пьер Ньеман»
- /языки:
- русский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- И. Волевич (2), Э. Евтушенко (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 6 февраля 2021 г.
? ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ, или УРОДЛИВАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ ИНЦЕСТА
ЦИТАТА: «Генетика. Инцест. Больные. Все это было как-то связано между собой, но трудно доказуемо…»
(Жан-Кристоф Гранже. «День Праха»)
Третья книга Жана-Кристофа Гранже цикла «Пьер Ньеман» – «День Праха» (Le Jour des cendres/ 2021 г.) убедительно дала понять, что все три книги цикла, имеющиеся на сегодняшний день, объединены одной темой – генетика как наука о наследственности.
Куда на этот раз занесла фантазия автора?
География действия – Франция, Эльзас (винный регион). Автор показывает насколько тесно переплелись французская и немецкая культуры, их менталитет, религия, имена и фамилии жителей двух стран. Эта общность государств подчёркивается ещё и тем обстоятельством, что в предыдущем романе – «Последняя охота» (2020 г.) действие разворачивалось в Германии, в лесах Шварцвальда, а в новом – совсем рядом – как говорится: «Рукой подать».
В общем, уместно привести ещё одну пословицу: «С корабля – на бал». Не успели ещё утихнуть страсти «Последней охоты», и вот, – пожалуйста, – новое дело! Да ещё какое: «Сам чёрт ногу сломит» …
Знакомая по «Последней охоте», парочка детективов – майор Ньеман и его помощница – лейтенант полиции Ивана Богданович расследуют чудовищное преступление, которое, как оказалось, явилось преступлением против человечности … Жуткая, леденящая кровь, история.
Что понравилось в этом романе Гранже, так это то, как он описывает следственные действия. Почему-то хочется верить в их достоверность и логичность умозаключений комиссара Ньемана, достаточно подробно описанных автором. Ну, может быть, с некоторой поправкой на необычность самого сюжета детективной истории и того факта, что книга – есть художественный вымысел и автор обязан позаботиться об увлекательности повествования.
Необычно место событий. Это закрытая территория: обособленная от всего мира религиозная община сектантов-анабаптистов, замкнутая на себя. Здесь странно всё: уклад жизни, обычаи, одежда, заключаемые браки, ненависть к «пришлецам» (слово от переводчика – И. Волевич), оторванность от каких бы то ни было социальных институтов. Именно такая обособленность и определяет полёт фантазии автора. Это тоже характерная черта всех трёх романов цикла о комиссаре Ньемане.
Невероятно образно Гранже описывает атмосферу мест, где что-то происходит, например, виноградники поздней осенью, где собирают особый, уникальный поздний виноград, из которого получают драгоценное десертное вино – гевюрцтраминер.
«Здесь собирали так называемый поздний виноград, выждав, когда он перезреет и приобретет качество, которое называлось «благородной гнильцой». Супер. Из этих агонизирующих ягод, собранных в определенный момент, делали подлинный нектар — крепкий, сладчайший гевюрцтраминер».
Так же живо, благодаря писательскому мастерству, ощущается эффект присутствия в старинной часовне, где произошло первое преступление, и другие картины возникают перед мысленным взором ярко, красочно …
Литературный замысел романа, на мой взгляд, заключается в том, чтобы показать насколько можно исказить Слово Божие, цинично подгоняя Святое Писание в угоду безумных страстей и немыслимых, богопротивных идей, направленных против человечности: в угоду дьяволу, и к чему это приводит в конце концов. Автор многократно цитирует Евангелие в самых неожиданных местах …
После прочтения романа «День Праха» остался тяжёлый осадок на душе. Гранже со своей задачей, по-моему, справился блестяще: сквозь лихо закрученный сюжет и приключения героев явственно проступает глубокий смысл произведения: безнравственное, замкнутое на себя, антигуманное общество не способно не только к достижению эфемерного идеала, кощунственного по своей сути, но и обречено на саморазрушение. Законы генетики – неумолимы.
Роман – интересный. Такой Гранже — зрелый, глубокий мне нравится. Я буду продолжать знакомство с его творчеством.
lwiw, 31 июля 2021 г.
Ничего нового, не хуже и не лучше предыдущих романов Гранже. Все недостатки типа глупостей персонажей, чудесных спасений и бредовых мотивов на месте. Но при этом и достоинства сохранены. А люблю я его книги за большое количество деталей, за прекрасный фон: исторические (или псевдо-?) справки, рассказы о мире, в котором происходит действо, в данном случае о религиозной общине. Так и представляю, что автор трудится в поисках материала для книги, а не просто высасывает из пальца триллер про убийцу и полицейского. Жаль, что не хватает таланта или сил на детективную составляющую.
Tarnum1, 2 февраля 2021 г.
Новый роман Гранже с участием детектива Пьера Ньемана, известного читателям по книгам «Пурпурные реки» и «Последняя охота», по жанру — детектив с элементами триллера. На этот раз Ньеман вместе со своей напарницей Иваной пытается расследовать несчастный случай, произошедший в религиозной общине. Изначально Ньеман уверен, что это убийство, хотя доказательств этому нет. Дальнейшее расследование показывает правоту детектива, появляются новые жертвы таинственного убийцы, на свет выплывают мрачные подробности жизни этой общины, которая по своей сути является сектой.
В романе сильна религиозная составляющая (что встречалось и ранее в романах Гранже) – религиозная секта и ее члены, старающиеся максимально отгородиться от внешнего мира, библейские сюжеты, позволяющие подойти к разгадке убийств.
Гранже – один из моих любимых авторов, который написал ряд замечательных книг: «Полет аистов», «Присягнувшие тьме», «Лес мертвецов», «Африканский диптих». Отличных, крепких триллеров с сильной приключенческой составляющей, вовлекающих автор с головой в сюжет и не отпускающих до последней строчки.
А вот «День праха», несмотря на достаточно интересный сюжет, автору, на мой взгляд, не удался. «Последняя охота» была не самой лучшей книгой, вот и «День праха» примерно того же уровня. Книга читается легко, быстро, но в ней нет драйва, жесткости, атмосферы, которых было с лихвой в лучших произведениях автора. Уровень Гранже в последних работах, к сожалению, упал. Как-то все написано простенько, обыденно, без особой изюминки. Все-таки автор в своих лучших работах высоко задрал планку качества, достичь ее вновь будет тяжело, а, судя по последним книгам Гранже, вообще невозможно.
detective.book, 31 октября 2021 г.
Новое произведение Жана-Критофа Гранже стало третьей книгой в серии про французского инспектора Пьера Ньемана. Убийство происходит в старинной секте во время бора урожая винограда для приготовления вина. Изначально все напоминает несчастный случай. Ночем глубже Ньеман и его молодая коллега, начиная со второй части, Иванка Богданович погружаются секреты религиозного общества, тем больше скелетов вываливается из шкафов. Основная проблема «Дня праха» это его предсказуемость. В каждой из книг серии Ньемана причиной всему является евгеника. Линии злодеев всех частей невероятно схожи. Они выступают невольными жертвами происходящих событий. Для такого мастера как Гранже три раза подряд писать по одному шаблону в рамках одной серии как то не к лицу. Ничего нового, о чем не было сказано еще в «Багровых реках» я здесь не нашёл. Если же обстрагироваться от ожиданий, связанных с авторм, то перед нами крепкий проходной детектив. Если сравнивать части, то «День праха» в чистую проигрывает по накалу «Багровым рекам» и находить на уровне «Последней охоты». Читать четвертый раз одно и тоже совсем не хочется. Так что либо Гранже полностью откажется от своего шаблона, либо напишет новое произведение не связаное серией про Ньемана. Последний вариант для меня предпочтительнее.
Instagram: @detective.book
witcher1981, 16 ноября 2023 г.
Здравствуйте. Недавно прочитал данный роман. Французский детективный роман интересен. Советую прочитать.
Данный роман экранизировали. Франция сняли сериал Багровые реки. День пепла — 3 и 4 серия первого сезона сериала.
Wolf94, 12 апреля 2021 г.
— Наступает момент, когда вера — это попросту повиновение приказам.
Повторяетесь, месье Гранже. Эта тропа с закрытыми сообществами — сколько уже вышло из под вашего пера? Думаю. что книг 5 точно наберется. И ладно бы идея была, как гром среди ясного неба — неожиданной и ошеломляющей, но тут просто поперёд где-то вдалеке, а осадочек-то остался)
День праха — это прямое доказательство того о чем писала в «Последней охоте»
Разочаровалась. Но больше всего пугает, что может быть продолжение. Представьте себе сцену, где едет машина, а камера медленно удаляется:
Два камикадзе ехали по дорогам Франции, два запутавшихся сыщика, для которых смыслом жизни была чужая смерть.
Долгожданное, уж точно не в моих глазах, продолжение серии Пьера Ньемана. На сей раз Пьеру и его помощнице Иване Богданович предстоит расследовать убийство мужчины, что погиб под обвалом старинной часовни. Человек он был не из простых, а одним из лидеров какой-то там секты, что выращивает виноград и не пускает никого в свою общину. Чуете, как веет «Багровыми реками» ?
Вот я сидела, слушала и понимала — а мне не интересно. Гранжевский стиль уже настолько впитался в читательский опыт, что к гадалке ходить не надо, ведь убийца— .... Без спойлеров. Самое обидное, что весь роман не стоит финала. Честное слово, лучше бы Пьер тогда помер в горах, без этой феноменальной живучести.
Грустно, когда видишь, что автор не движется с места. А я уже думала радоваться, после любопытнейшей истории в романе «Земля мертвых». В закромах еще Африканский диптих , скрестим пальцы, чтобы понравилось)