FantLab ru

Клиффорд Саймак «Необъятный двор»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Голосов:
621
Моя оценка:
-

подробнее

Необъятный двор

The Big Front Yard

Другие названия: Большой двор

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 88
Аннотация:

У Хайрама Тэна дома заводятся существа, которых сначала чует только хозяйский пес, а потом уже и сам Тэн замечает странности вокруг: то в мастерской кто-то пошуровал, то вдруг черно-белый телевизор становится цветным, то убитый напрочь одноволновый радиоприемник превращается в рабочую радиолу с широкой шкалой приема...

Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Экспедиция на Землю», 1965 г.  >  Пространство - Время

— сборник «Соседи по разуму», 1960 г.

— сборник «Skirmish: The great fiction of Clifford Simak», 1977 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 2», 1992 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

— антологию «Aliens», 1977 г.

— антологию «The Hugo Winners», 1962 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2B», 1973 г.

— антологию «Ветер чужого мира», 1993 г.

— антологию «Одинокий Адам», 1992 г.

— антологию «Необъятный двор. Выпуск 2», 1992 г.

— антологию «Запрещенная планета», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1959 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Экспедиция на Землю
1965 г.
Запрещенная планета
1991 г.
Одинокий Адам
1992 г.
Необъятный двор
1992 г.
Зарубежная фантастика. Том 2
1992 г.
Братство талисмана
1992 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Ветер чужого мира
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 15
1994 г.
Фантастика века
1995 г.
Пересадочная станция
1998 г.
Прелесть
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Соседи по разуму
2004 г.
Игра в цивилизацию
2005 г.
Соседи по разуму
2006 г.
Город
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Worlds of Clifford Simak
1960 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 октября 2014 г.

Вот чем хороша фантастика, так умением внедрять в сознание человека некие весьма сложные постулаты таким образом, что они потом кажутся чуть ли не очевидными...

Потом эта мысль повстречается вам в какой-нибудь умной статье или в мудреной монографии, авторы которых всячески старались превратить постижение их смысла в сафари-рейд по зарослям хитрой терминологии и коварной цифири. Но на выручку спешит повесть Саймака, из которой следует, что...

Торговать следует теперь не товарами, а идеями. То есть, пока в 1958 году все великие и не очень державы дружно соревновались в том, кто больше выплавит чугуна из железной руды, выкопает больше угля и произведет больше всего танков, холодильников и прищепок для белья, а серьезные люди анализировали соответствующие показатели, парочка выдуманных Саймаком ярких представителей американской деревенщины...

Занималась пропагандой скорейшего перехода к постиндустриальной цивилизации. Возможно, если бы Саймак сделал главными героями не мастера Самоделкина американского разлива и деревенского дурачка-телепата в стиле мистера Гампа, а Бизнесмена и Профессора, балаболящих в духе героев госпожи Рэнд, мы бы сейчас имели ссылки на Саймака в Очень Серьезных Изданиях...

Но нам это нужно? Ведь Очень Серьезные Издания существуют для того, чтобы Очень Серьезные Люди излагали в них всякие глупости Очень Серьезным Языком. И пока они коптят небо эдаким способом, подлинная мудрость то разъезжает на печке вместе с Емелей, то помогает чудакам из американской глубинки налаживать контакт с инопланетянами ради того, чтобы не только они, но и читатель разжился парой-тройкой действительно интересных идей...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2012 г.

Давно известно, что все самое необычное скрывается совсем рядом: за углом родного дома, в старом сарае, маленьком леске за забором или на заднем дворе. Это знают все люди, пока они еще маленькие и мир им кажется удивительным, но почему-то забывают, когда становятся взрослыми.

Наверное, герой повести Хайрам Тэн так и остался в душе ребенком, потому что всегда знал, что нет на свете ничего лучше его старого дома, стоящего на окраине маленького городка, в котором прожили свой век уже несколько поколений его семьи. Всегда любил Хайрам старые вещи, имеющие свою историю и сохраняющие память о владельцах, маленький лес, в котором нашли приют белки и сурки, и свою верную собаку. А еще никогда Хайрам не желал чужого, не жадничал, не обманывал в торговле, не смеялся над слабыми и не унижал людей.

Может за все это и вознаградила его судьба и звездные гости выбрали его дом, чтобы проложить дорогу в новый мир, включить Землю во всепланетную транспортную сеть. Оказывается, везде ценятся преданность, честность и любовь.

И хотя повесть очень оптимистическая и наполненная верой в Человека, есть в ней настораживающая деталь. Среди миллиардов людей сочли инопланетные гости достойным не политика, бизнесмена или дипломата, а живущего на отшибе неудачливого, с точки зрения соседей, чудака — единственного, кто не испугался неведомого, не захотел тут же захватить новый мир или изгнать чужаков. Печально это, господа...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2013 г.

Очень трогательная повесть. С великолепной фантастической идеей. Потом эта идея ревоплотится уже в «Пересадочной станции» на новом уровне. Но «Необъятный двор» все равно будет уникальной повестью с неожиданно приятным и очень лиричным одиноким героем. Очень необычный романтизм повести создавал очень теплое трогательное настроение, хотя если попытаться представить все все эти проходы через время и пространство может стать и просто страшно. Но как это бывает только у Саймака, закрывая последнюю страницу «Двора» чувствуешь горечь и печаль от расставания с полюбившимся тебе героем и потрясающе зримо выписанным удивительным миром.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2011 г.

Ко многим рассказам Саймака подходит определение «уютные». Как правило дело происходит где-то в американской глубинке. Главный герой обычно добряк, любитель выпить. У него есть собака, старый камин и любимое кресло. И обязательно в эту идиллию вклинится какое-нибудь чудо. Или Чудо-Юдо :)

В Необъятном дворе получилось так, что дверь во дворик стала вдруг дверью на другую планету. А там забавные сурки-хорьки инопланетные. Читая рассказ я получил огромное удовольствие. Но хотелось бы продолжения, а то как-то на самом интересном история оборвалась.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2013 г.

Что у Саймака не отнять, так это способность описать мир действия с такой легкостью, добавить такую обыденность, что читатель с легкостью воспринимает происходящее в книге как некое событие «у того соседа через дорогу», а не как вымышленную историю. Однако чем больше читаю его произведения, тем больше убеждаюсь, что это не мое.

Так получилось и с этим рассказом — идея интригует, сюжет завораживает, герои такие типичные личности — обычные люди твоего городка (дома\района\квартала), и интерес к рассказу подстегивается с каждым новым событием, но во второй половине книги провал и все скатывается к меркантильной идее «все продается, все покупается», которая перебивает все. Складывается ощущение, что автор до конца не решил — то ли он с юмором будет описывать ситуацию (высмеивать), то ли вкладывать «взрослую» идею в рассказ, над которой можно подумать, а в итоге получилось ни то, ни се. Вторая половина книги осталась «непонятна» для меня — белыми нитками проходит идея о личной выгоде и личных интересах перед интересами общества и автор это не осуждает, а скорее преподносит как вполне нормальное явление — «дом мой, земля моя — и пусть хоть весь мир издохнет от явлений происходящих там, никого не пущу». А вся задумка и интерес от первой половины книги просто напросто тускнеет, теряясь на задворках идеи второй половины.

Разочарован.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2007 г.

Очень саймаковская повесть. Снова главный герой — обычный человек из глубинки — налаживает контакт с инопланетянами на взаимовыгодной основе. Новыми для автора идеями повесть особо не отличается, но читается весьма приятно.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2015 г.

В свое время рассказ поразил воображение, а «хорьки» и краска нисколько его не испортили. Потому что Саймак писал не о хорьках и не о краске, а о возможности найти общий язык с «другими». И как парадоксально получается: с другими договориться можно, а друг с другом — не удается!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2013 г.

Смешанные чувства после прочтения рассказа. С одной стороны, очень понравилась идея, особенно когда инопланетяне чинили вещи. И на мой взгляд эту загадку следовало бы развивать. а потом уже перейти к открытию миров и т.п. Но автор пошел по другому пути. Поэтому мне не очень понравился конец, скомканность, неясность чем там все закончится....

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2008 г.

Эта история показалась мне чрезмерно затянутой. Сюжетного стержня здесь на небольшой рассказ, и из-за объема он только проиграл. А история незамысловатая: открыт портал из другого мира, волею судеб совпавший с домом среднего американца. Предмет контакта: торговля. И все. Интересно, и что это за мир, где нет ничего типа красок?!

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2018 г.

Когда прочитал эту повесть, то первое, что пришло в голову, так зачем её вообще было писать (прочитал после «Пересадочной станции», «Мастодонии» и после «Всякая плоть — трава»). Не посмотрел на дату написания и подумал было, что «Необъятный двор» — синтез трёх вышеназванных романов, разбавленный новыми философскими изречениями. Ещё и удивился, что повесть удостоилась «Хьюго». Потом посмотрел на даты всех четырёх произведений. — А вот как бы не так! Оказывается это не автоплагиат, а сама повесть дала толчок трём прекрасным романам.

Что до самой повести — так эта самая любимая саймаковская тема о контактах с внеземными цивилизациями, о том, как ничем не примечательный, обычный человек случайно натыкается на то, за чем всё человечество гонится достаточно долго — сродни сказке о Царевне-Лягушке, где Иван-Царевич по стечению обстоятельств устанавливает свой «контакт». Об этом можно философствовать сколько угодно, но когда это происходит второй раз, третий, четвёртый, пятый-десятый, то, согласитесь, оно уже несколько приедается. А у Саймака таких произведений наберётся десятка два. Такое впечатление, что автор хочет осветить один и тот же предмет под каждым из 180-ти градусов. Видимо вдохновения просто не хватало. Нет, повесть очень даже неплохая, но после того, как прочитаешь всех её клонов, то становится неинтересным когда узнаёшь откуда ноги растут.

Как вывод позволю себе заметить, что повесть будет очень интересной прежде всего тем, кто весьма поверхностно знаком с творчеством Саймака. Тем же, кто прочитал добрую половину из всех романов автора «Необъятный двор» новых впечатлений не принесёт.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2018 г.

Несмотря на некоторую затянутость, рассказ привлёк моё внимание, и привлёк не чудесами иных миров, а именно тем, как Саймак изобразил главного героя своего рассказа. Дело ведь не в том, что он неудачливый торговец, ремесленник или просто недотёпа, совсем нет. Тут хитрее...

Дело в том, что Хайрам Тэн очень хорошо чувствует внутреннюю свободу своей личности. И то, какие её границы не нужно переступать. Для него собака — лучший друг — куда важнее патриотических извивов родной страны. И свой дом он не позволит разрушать во имя экспансии иного мира. Нет. Его жизнь, его дом, его окружение и его дело — это то, что нужно отстаивать всеми силами и возможностями. И даже вне этих возможностей.

Таков настоящий человек. И тогда его мир не схлопнется до пределов социальных условностей, а будет таким, каким нужно. Потом у что твоё собственное Я может раздвинуть мир до The Big Front Yard.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2009 г.

Читал давно, перечитывал недавно. Кроме имени автора (я знаю, что Саймак — знаменитость) ничего не привлекло. То ли перевод не слишком хорош, то ли что еще — очень затянуто и скучно. И много лет назад не показалось приятным, и сейчас. Как верно пишет Yazewa в своем отзыве «Сюжетного стержня здесь на небольшой рассказ» — я полностью согласен с ее мнением. А вот ozor в отзыве написал: «без особой научности, но масса социальных аспектов» — что правда, то правда, только с выводом согласиться не могу — читать не рекомендую. Длинно и скучно.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июля 2007 г.

Очень хорошая смешная повесть. Порадовало, что главный герой не растерял свою коммерческую жилку и начал торговаться с обитателями другого мира, а то скоро домик у него отберут, зато хоть пара эксклюзивных прав на оригинальные иноземные товары останется.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2008 г.

Замечательный рассказ-повесть... Я читала в юности — безумно понравился, и сейчас воспоминание о нем вызывает только самые положительные эмоции... А не перечитываю только потому, что ОЧЕНЬ хорошо его знаю...Слава предприимчивости янки!!!:smile:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2007 г.

Хорошая, очень Саймаковская, вещь. Но после прочитанной раньше «Пересадочной станции» ничего особенно нового я в ней не нашёл. Повесть выглядит своеобразной тренировкой перед тем шедевром, которым потом явилась «станция». Читай я их в другом порядке, возможно оценил бы «Необъятный двор» выше.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх