Сергей Лукьяненко «Стеклянное море»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Случайно спасенная девушка, которая оказалась принцессой другого мира... Странствия в поисках дома, который оказывается Прародиной великих Сеятелей... Война между двумя суперцивилизациями, фангами и людьми, которая не оказывается такой уж и случайной.
Может, и вся эта цепь событий, десятки событий, войн и созданных рас — лишь часть плана Третьей Силы, для которой главные герои — только пешки?..
Входит в:
— роман «Лорд с планеты Земля», 1996 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 200
Активный словарный запас: средний (2909 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 26 августа 2024 г.
Трилогия «Лорд с планеты Земля»-3
Меня в третьем томе больше всего волнует вопрос, как в начале трилогии принцесса связалась с Сержем в прошлом. В её цивилизации точно не было такой технологии. Видимо, все согласились не замечать этого недоразумения.
Третий том «Лорда» удивляет своей жанровой принадлежностью.
Первая часть посвящена живописанию Земли двадцать второго века, полдень.
Утопия утопией. Герой и автор пытаются навести тень на плетень, утверждая, что не всё там гладко, но мир идеальный. И не зря некоторые удивляются невероятному прогрессу человечества, достигнутому всего за пару веков. Я вот тоже в недоумении. Прыжки во времени, освоение гиперпространства, изменение общественного строя, преображение городов.
Во второй трети книги наконец-то на сцене появляются загадочные враги человечества, мультяшные псы-фенги. И где-то за кулисами — ещё более таинственные Отрешённые. Всемогущая цивилизация, перешедшая на иной план бытия.
Эти самые Отрешенные «кастрируют» Сержа, забирая у него любовь к принцессе и чувство дружбы. Оставляя герою только ненависть.
Темпоральная путаница продолжается, и в какой-то момент я сдался и начал принимать всё на веру. Хотя всё равно интересно, откуда зазор в двести лет и как Серж и принцесса его преодолели? Да бог с ним.
А неувязка с огромной библиотекой промышленника на отсталой планете. Вроде как хроноколонии узнали о землянах только три года как, а у предпринимателя уже все стены в стеллажах с репринтами земных книг. Да, можно купить библиотеку полностью, но ведь сначала должен появиться и вызреть интерес к этому. Странно, но, повторюсь, я уже махнул рукой на нестыковки.
В конце начинается высокопарная муть, сводящаяся к трём простым тезисам: богу скучно, война это плохо, красота спасет мир.
Разочарования нет, потому что и ожиданий особых не было. В виде дилогии цикл смотрелся бы симпатичней.
4(ТАК СЕБЕ)
Darth_Veter, 23 декабря 2023 г.
Мытарства Звездного Лорда по просторам Галактики продолжаются. Теперь Его Высочество столкнется с очень опасными врагами, угрожающими уничтожить весь установленный человеком порядок. Проект «Сеятель» трещит по всем швам под натиском орды Чужих, называющих себя Отрешенными, так что герою повести опять придется сменить свой плуг на плоскостной меч...
Честно говоря, в душе я еще надеялся на то, что автору удастся сохранить дух первой части, усилив в третьей части приключенческую составляющую. Но он к моим мыслям явно не прислушался и сорвался в чистый психологизм поступков своего героя, чем сильно снизил интригу и напряженность нового сюжета. Действие, конечно, развивается где-то там, на фоне декораций, но не составляет генеральной линии этого произведения. А на первое место выведено мироощущение Лорда, попавшего в весьма неприглядную ситуацию, которая является побочным эффектом его перемещений в гиперпространстве: оказывается, там властвуют бестелесые иномиряне, изменяющие духовную суть проходящих через эту среду людей. Героя, к примеру, они лишили чувства любви. Наверно поэтому все его семейные сцены с Принцессой так фальшиво патетичны. Свою ведущую роль в эпопее она окончательно потеряла. Теперь основная линия повести связана с описанием внутреннего мира Звездного Лорда: как и о чем он думает, почему так страдает, как относится к прежним друзьям и товарищам, что думает о противниках — фангах и Отрешенных. Из-за этого сцены непомерно растягиваются во времени и пространстве: финальное столкновение, к примеру, занимает целых 35 страниц! Как будто такое усиленное самокопание способно повысить интерес и сочувствие к главному герою... А на самом деле оно только губит на корню ту задумку, которая так перспективно излагалась в первой части. Но никаких дивидендов автор извлечь из нее не смог. Даже толком не показал нам рекламируемых им же самим фангов: мы видим только одного их представителя, да и то всего дважды — в первой и последней сцене. Никакой новизны и самобытности к этому портрету не прилагается. Вся их философия преклонения перед красотой кажется мне ущербной и ненатуральной: как можно искать прекрасное в войнах и смерти?? Скорее всего, таким необычным ходом писатель просто пытался привлечь внимание читателя к совсем исчерпанному им сюжету. Не мытьем, так катаньем...
Космооперой назвать повесть не совсем корректно. Да, ее действие развивается на нескольких планетах, но не чувствуется никакой масштабности, которую другие авторы наполняли видами космоса из иллюминаторов кораблей и красочными описаниями чужих планет. Лукьяненко оставил от всего этого жалкие обрывки, потому что его лично интересовало совсем иное — как человек ХХ века сумеет адаптироваться в чужом времени и пространстве. По его мнению, он с этой задачей справился. А я в этом не уверен. Большей частью рассуждения автора пусты и тривиальны — они совсем не раскрывают излагаемой темы, а срываются в чистый философизм, почти совсем лишенный какой-либо практичности. Достаточно, хотя бы, вместе с героем произведения прочитать загадочную «Книгу гор», охмуряющую разум своим лже-гипнотизмом. Могу предположить, что автор намекает нам: в будущем все войны будут вестись не физически, а ментально. Только вот эта самая «ментальность» показана из рук вон плохо: нет динамики, не хватает ассоциаций, а портреты тех же Отрешенных вообще лишены какого-либо визуального образа — только какие-то неясные «голоса в голове». Как на подобной «каше» вообще можно выстроить интересный сюжет?
Финальная сцена не только не убеждает в авторской правоте, а ставит перед читателем целый ряд вопросов, на которые он ответить не сможет, ибо автор не дал ему для этого необходимой информации. По мнению писателя, последний бой Лорда поставил все точки над i для расы фангов. Неужели они были настолько тупы, чтобы сразу не вытащить из людских мозгов всю настоящую правду? Ведь речь часто бывает лжива, но подсознание-то не обманешь! А тут — такое прозрение: мы, оказывается, не так вас поняли! И потому развязали межзвездную войну. Наивность на уровне пятилетнего ребенка: ты украл мою конфету и теперь мы с тобой — заклятые враги! Да и поведение жителей Ар-на-Тьина тоже никак не назовешь разумным: им сообщают, что на них будет совершено вооруженное нападение, а они отмахиваются и играют в свои азартные игры! И это не рядовые личности, а первые лица планетных правительств...
В общем, не стоит больше разглагольствовать — из трех частей эпопеи только первая хоть как-то оправдала мои надежды, а остальные две их похоронили. По-настоящему увлекательного сюжета в них не было, а было только самокрасование главного героя и неудачная попытка автора пропихнуть под шумок свою дефективную философию. Искренне жаль, что вместо увлекательной космооперы нам подсунули некое подобие «Эммануля» в космических декорациях.
-------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как выходец из ХХ века сумел в одиночку победить все враждебные цивилизации, установив в Галактике прочный и вечный мир. Если и читать эту повесть, то только в состоянии среднего подпития — чтобы настроиться на нужный эмоциональный лад.
Batareev, 13 октября 2024 г.
Отличная повесть, но жанрово я бы отнес ее не к космоопере, а к гуманитарной фантастике. Есть тут что-то от Стругацких. Много философии, размышлений: о «боге», о конфликтах, о не понимании окружающих, и о себе. От того неско рваный, хаотичный сюжет. Динамики значительно меньше, чем в предыдущей повести. Старые спутники лорда, практически выпадают из повествования, и диалоги с ними мало что значат. Но финал вышел ярким, уже не требующим продолжения.
lammik, 26 августа 2019 г.
Третья часть «Лорда» наконец-то показывает, зачем Сеятели затеяли свой грандиозный проект по распространению жизни в Галактике. А Сергей Лукьяненко открывает нам настоящих чужих, что мыслят не так как мы, а не просто являются разумными котами, собаками или лошадьми как в недавнем «Пороге». И вот тут-то сразу чувствуется, что автор психиатр. Впервые этот факт выходит на авансцену настолько мощно, а ведь я прочитал почти всю крупную прозу Лукьяненко. Могущественные фанги, на мой сугубо дилетантский взгляд, здорово напоминают не столько представителей Иного, но всё же Разума, сколько внезапных и всех таких противоречивых из себя сумасшедших, помешанных на сверхидее
А вот мир Сеятелей понравился, недаром же в тексте есть прямая отсылка к Полудню Стругацких. Из плюсов повести также идея книги, где каждый найдёт что-то своё. Как и в каждой хорошей книге, я полагаю.
wertuoz, 29 января 2014 г.
Что ж перед нами окончание трилогии «Лорд, с планеты Земля». Последняя заключительная часть, которая расскажет нам вновь о выборе, о любви и неотвратимости судьбы, о Боге, как о безграничной единице сознания, которое неразрывно связано с неотвратимостью и неизбежностью бытия, о чужой форме жизни, имеющей свои незыблемые аксиомы.
Наверное для меня данное произведение было самым мучительным, не потому, что было не интересно, а скорее потому, что я во многом терял с главным героем некоторое чувство переживания, связь, которая должна отождествлять меня с его выбором и его поступками. Но тем не менее это удачное произведение, которое имеет свой шарм, свои загадки, решить которые читатель обязательно захочет, если проникнется духом вселенной «Лорда..».
Чем понравилось данное произведение?
Во-первых это ксенофантастика — психология чужой формы жизни, заставляющая действительно поверить в иную логику сознания, в непоколебимость и чуждость чужого разума, из-за непонимания которого и развязалась эта война. Это одна из загадок романа, которая несомненно приковывает читателя к книге, но имеющая довольно тривиальное решение, лежащее практически на поверхности.
Во-вторых это эволюция сознания — красная линия проходящая через всю трилогию. Тут можно построить даже некоторую иерархию цивилизаций по некому уровню развития: Люди -> Сеятели -> Фанги -> Отрешенные. Всё это звенья одной цепи, о каждом из которых писатель постепенно раскрывает правду, доходя практически до самого потолка понятия «сознание», до максимально возможной его формы. И раскрытие секрета отрешенных является, наверное, чуть ли не самым важным и интересным моментом в книге.
Чем меня оттолкнуло данное произведение?
Казалось бы, если первые две части «Лорда..» прошли на ура, зацепили и действительно повлияли на меня, как на фаната научной фантастики, то какие же я могу найти минусы в произведении, которое богато всем этим необходимым антуражем и сеттингом. К сожалению нашел.
Первое — очень поверхностны мотивы самих фангов, ответ на вопрос о разобщенности людей и фангов так же практически лежал на поверхности, и говорить о какой-то коллизии в недопонимании между двумя сверх цивилизациями как минимум глупо. Да, конечно же за этим стоит сильная моральная составляющая, говорящая сама за себя, вскрывающая все изъяны человеческого бытия. Автор сам отдавал себе отчет в этом, когда избрал для финала очень знакомую по антуражу и политическому стою России 90-тых планету с трудно запоминающимся названием. Это такая критика горькой действительности, где фанги — это католические священники, люди — это грешники, а планета аля «Россия 90-тых» — это будка для исповеди. Это довольно сильный момент книги, но окружающая его канва для меня оказалась неубедительна.
Второе — это концовка. Я в курсе в каком году написано данное произведение, но концовка вызвала в памяти ассоциацию с другим романом Лукъяненко, в котором финал так же нелепо прописан. «Чистовик» — не самое удачное произведение, которое вряд ли можно как-то сравнить с трилогией «Лорда..», но финальная битва, финальная точка, последняя сцена (называйте, как хотите) совершенно не имеет смысла. Так и тут. Я понимаю, что автор решил держать интригу до конца, и раз это научная фантастика с элементами боевика, то в конце должна быть обязательно битва с боссом. Но как по мне, всего этого можно было избежать, закончив на том последнем разговоре Сергея в полной темноте на корабле Неса. Ведь все было понятно уже тогда. И не нужны были вовсе все эти махания мечами и лишняя смерть проигравшего.
В итоге получилось неплохое произведение с довольно интригующим сюжетом, ответы на вопросы которого, возможно смогут удовлетворить неприхотливого любителя фантастики.
Александръ, 20 декабря 2012 г.
«Подаренное знание — ложь», — говорит фанг. Много ещё очень важного говорят фанги. Книга позволяет удивительным образом заглянуть в свою Душу через чужое зеркало. Вопрос красоты войны — настолько сложен, что герой и не может на него однозначно и чётко ответить, хотя от его ответа, от того как поймут этот ответ фанги, зависит судьба земной цивилизации. Но ещё важнее этот вопрос для читателя. Поставить перед собой важный Духовный вопрос — это уже очень и очень многое.
Когда-то в советские годы от литературы требовали, чтобы каждое произведение чему-то учило. Потом, с перестройкой, такой подход был осмеян и подвергнут остракизму. В результате в наши головы хлынул поток интеллектуальных помоев.
Роман «Лорд с планеты Земля» наследник лучших традиций русской и советской литературы. Заключительная повесть трилогии очень высоко поднимает нраственную планку произведения. За что автору — огромная благодарность!
armani, 22 марта 2015 г.
Начало трилогии было очень интетересным и захватующим , но чем дальше в лес ,тем больше дров . Разочарована большим количеством насилия , объяснениями непонятных , запутаных парадоксов .
ashas, 29 июля 2012 г.
Меня сильно удивило то что за неполные 150 лет на земле построили коммунизм, убрали границы, национальные различия, невероятным образом развили технику( антигравы, генная инженерия, бластеры, путешествия во времени, звездолеты, синтезаторы пищи), достигли такого уровня что триллионы человек может Земля контролировать, которые имеют мощные технологии, колонизировали несколько десятков планет, создали межзвездную федерацию, несколько раз встретили инопланетян. Создали сотни цивилизаций общим числом в триллионы человек из ничего(с помощью хронотехнологии). Создали кучу супероружия. Мдаааа. Автора занесло. Это после всех проблем-то конца 20 века.
senneka, 19 апреля 2012 г.
АБС снисходительно смотрят через плечо Лукьяненка, похлопывая его же по нему же. Ибо автор эксплуатирует их идеологию и даже стилистику по полной программе.
Эта повесть не совсем вяжется с первыми двумя частями, и как по мне, несколько чужеродна. Зато в ней раскрыты почти все более-менее самостоятельные мысли автора о будущем человечества и Земли. Оно бы и хорошо. Но я начал читать произведение в жанре космооперы и такое развитие сюжета несколько нечестный прием в отношении меня как читателя.
AVKon, 13 января 2012 г.
Не дочитал, может позже. Как-то утомляет философия в боевом жанре (боевой ведь?) Хочется чтобы тупо разгромили гадов какой-нибудь нашей хитрой штучкой. В последний момент. И интрига умерла на каком то этапе (неинтересно же когда главный герой всё уже знает, это мы знать должны, а он-то откуда), хотя первая книга серии подавала надежды. Надоело наверное Автору. Но, блин, всё равно мало кого из наших современных можно читать с таким удовольствием, с каким читаешь Лукьяненко!
Yazewa, 12 января 2009 г.
В этой части С.Л. пытается перевести повествование на новый уровень — философский. Мне кажется, получилось не очень-то. Попытка «овеществить» постулат о красоте, спасающей мир... Достоен уважения уж сам факт этой попытки — и это в рамках фантастического романа! Но все же — ИМХО! — она показалась мне не слишком убедительной.
Общее впечатление — слабовато. Герои не получились живыми, и сопереживания не случилось. Жаль.
darkina, 5 ноября 2008 г.
Только в третьей книге мы, наконец видим автора, который неслучайно завоевал такое количество премий. Конечно, когда читаешь, о том, как Сергею «вырезали» чувство любви и дружбы, невольно хочется воскликнуть ехидно: «Ах, вот, в чем дело! Так бы сразу и сказали. Только это случилось не здесь, а гораздо раньше. Где-то в промежутке между первым и вторым романом» :haha:
На самом деле, хоть характеры и остались такими же плоскими (нет ярких, запоминающихся характеристик, позволивших бы нам «узнать» героев в тех людях, которые окружают нас каждый день, то есть герои так и не стали реальными, живыми людьми), но эмоций в романе через край. А самое главное – эмоции настоящие. Читатель наконец становится способным сопереживать Сергею, его друзьям, его проблемам. Чувствуешь его боль, радость, гнев. Ненавидишь, а потом и любишь его врагов…
Острые проблемы, небанальные ситуации, философские озарения, способность поставить вопрос ребром, так чтобы действительно ощутить нависшую над человечеством угрозу, способность сформулировать угрозу, которую пока никто не ощущает – это, несомненно, те плюсы, которые с уверенностью могут зачислить третий роман цикла «Лорд с планеты Земля» в разряд фантастики высокого класса. Не высшего, конечно, но… Есть ли вообще на свете идеал? :glasses:
dr, 17 августа 2009 г.
Попытка под конец трилогии увести космическую оперу в легкую философию удалась не до конца, но сама попытка заслуживает высокой оценки.
Собственно, третья книга получилась чуть менее запоминающейся по сравнению с двумя первыми из-за меньшей насыщенности действием и того самого философского отступления от «космооперного» канона. Но красивую трилогию она завершает красиво -- а большего от неё и не требуется.
be_nt_all, 10 декабря 2007 г.
Эта книга несомненно разочарует (или уже разочаровала) тех кто ждёт от неё продолжения захватывающей звёздной оперы. Те части книги, которые относятся к социальной и, где-то, философской фантастике несомненно сильнее описания космических сражений, что, с учётом сильного пацифистского настроя книги, немудрено. Да простят мне такое сравнение истинные почитатели А. и Б. Стругацких но это – своего рода «Полдень – XXII век» от С. Лукьяненко. Та утопия, счастливое будущее, которое автор может себе представить. Описана и цена, которую пришлось заплатить человечеству за это счастье... и того чего стоит всеобщее благополучие. Одна из ключевых фигур первой части озаглавленной «Сеятели» — мальчишка-сенс Вик. Умеющий чувствовать чужую боль.
Дальше... Основная сюжетная линия (ТАК противопоставить войну и красоту – это, как минимум свежо и смело):
– Мы поняли – и оно может быть красивым.
– Нес, вы ошиблись. Мы лгали себе – чтобы оправдаться.
– Всегда?
– Всегда. С библейских времен и до наших дней. Мы искали оправданий – за то, что вынуждены убивать. За чужую боль, за свой страх...»
Религиозно-философская линия Отрешённого, которая не может не быть воспринята верующим человеком как ересь, но какая ересь!
– Есть миг, Сергей. Его не измеришь твоими единицами времени, но он есть. Когда человек, в сознании которого я живу, гибнет, когда я осознаю себя... Есть миг, когда я уже могу всё, но еще не разучился желать. Тенью человеческих желаний, ты прав. Но я еще могу действовать – пусть через миг и утрачу всякий интерес к происходящему.»
Вот такое окончание трилогии, начатой как лихой, но очень романтичный боевик. Действительно – достойное.
PS. «Мир сеятелей» также описан в цикле рассказов [work=30847]«Прекрасное Далёко»[/work]. И находит своё продолжение в [work=15411]«Геноме»[/work]. Такая вот история будущего от С.Л.
uai, 19 мая 2009 г.
Принцесса читалась как детская сказка, Лорд был много лучше, ну а Море.. Здесь уже слов нет. Чувствовалось, что автор сильно повзрослел, стал мудрее. Нигде еще не встречала (может и потому что сравнительно немного читаю, конечно :lol:) отличие другой цивилизации не только в техническом оснащении, но и в логике жизни. Это совсем не то, что в других книгах: есть шкала «чувственность», «ум», «отвага», «доброта», «мудрость» <...> — там убавили, тут прибавили, тут еще чуть-чуть убавили, ну и здесь совсем немножко прибавили.. Изменили внешность и среду обитания. И вот вроде другие существа, с сдругих планет. Нет! Лукьяненко сделал своих «непомнюназвания» совершенно отличными от людей, непонятными, интересными.. Да еще и феномен войны от так наглядно отфилософствовал , как его еще никто не философил! Это произведение восхищает :pray: